Андрей белый 📜 раздумье (ночь темна. мы одни)

Композиция

Композиционно можно выделить две части: во-первых, дана широкая панорама жизни Руси с живописной природой и бедностью населяющих её народов, и, во-вторых, представлен лирический герой с его чувствами, драматическими переживаниями о судьбе родины и своём месте в этом мире. Блок чётко «обозначил» границу между двумя частями лирического текста, употребив в начале седьмой строфы наречие ТАК. Данный приём в поэтическом тексте называется уподоблением,

то есть, предыдущий текст является образным сравнением к тому, что будет сказано дальше. В целом, композицию стихотворения Русь можно назвать классической: в конце произведения повторяются строки начала. Круг замыкается. Такое построение называется кольцевым.

Нарочитые повторы наводят на мысль: поэт в нескольких словах хочет нарисовать масштабную картину Руси, чтобы понять, где и в чём кроется её «тайна». Если сначала ритм от повторяющегося «где» постоянно убыстряется, то после шестой строфы происходит перелом интонации: ритм замедляется, формируя как бы «условия» для раздумий лирического героя. Создаётся впечатление, что автор успокоился, душа его приобрела точку опоры. Стихотворение динамично, но внешнее движение – отражение напряжённой внутренней жизни поэта.

Структура и ритм стиха

Литературный анализ стихов Андрея Белого о родине показывает, что это произведение из шести четверостиший написано амфибрахием, трёхсложным размером, ударение в котором падает на второй слог. Поэт пользуется перекрёстной рифмой А-Б-А-Б, причём рифмы первой строфы повторяются в самом конце стихотворения, что придаёт ему цельность и некое сходство с магическим заклинанием.

Для достижения предельного накала эмоций любви и отчаяния зрелый мастер слова использует следующие приёмы:

  • почти весь текст написан в повелительном наклонении, герой пять раз обращается то к России, то к стихии, то к читателям с риторическими восклицаниями;
  • в нём множество интересных свежих эпитетов («светозарные», «космические», «серафические»), лексика в целом очень специфична, автор создаёт необычные словосочетания («фосфорически бурно»);
  • обилие метафор, скрытых сравнений и переносных смыслов — «пустыни позора», «согреет лучом взора» и другие;
  • аллитерация и ассонанс — повторение согласных и гласных звуков (в этом случае «Р» и «О») в подобранных словах — создаёт звуковой образ грозовых раскатов;
  • присутствует инверсия, нарушение прямого порядка слов в предложении, добавляющее динамики — например, «согреет сошедший Христос»;
  • той же цели ускорения ритма служит эллипсис, пропуск слов, замена их на тире — например, в строчке «пусть в небе — и кольца Сатурна», пропущено сказуемое, которое можно легко мысленно подставить вместо знака препинания (допустим, «видны» или «находятся»);

Искренне и восторженно приняв революционные перемены в стране, А. Белый остался на родине, работал в Советской России, преподавал и много писал, но особенности мировоззрения не позволили его произведениям стать всенародно любимыми.

В современной стране число ценителей талантливых произведений поэта-символиста неуклонно растёт, его имя занесено в список лучших авторов Серебряного века русской поэзии.

Образ Родины

Русь славилась богатейшей историей, сочетающей различные культуры, традиции, которые нашли приют в этой загадочной стране. Образ родины -загадочный, таинственный, его трудно уложить в определённые рамки, придать чёткую форму. Лирический герой видит её как бы в полусне, в «дремоте», пытаясь разгадать «тайну». Сменяли друг друга столетия – менялся и облик России. В стихотворении разворачивается образ сказочной земли с колдунами, ворожеями, ведунами. С криками журавлей – символом верности, любви, памяти об ушедших в иное измерение. Русь «опоясана» реками, густыми лесами, непролазными чащами, непроходимыми болотами.

Суровые зимы, лютые морозы, снежные круговерти – символ нелёгкой судьбы народа, на долю которого выпало множество испытаний, создаваемых междоусобицами, войнами, болезнями. Взору читателя открывается «нищая» страна с «утлым» жильём, бездорожьем. Но в радости и горе звучит над раздольным простором песня.

Образ родины представлен двойственным: с одной стороны, непростая, драматическая судьба, с другой – веселое песенное начало.

Темы, проблемы, настроение

Центральное место в произведении «Родина» занимает тема России. Андрей Белый возмущён её недостатками. Он описывает страну мрачной и безысходной, какой ее видят многие мыслящие люди в минуты испытаний, когда от Родины поддержки не ощущается вообще. «Умирай —Как и все умирают…» — таков ее равнодушный ответ на слезы людей.

Тема народа раскрыта столь же отталкивающе: люди порабощены условиями своей убогой и безотрадной жизни, нигде им нет воли. Они плачут и жалуются, но ничего не могут изменить, ведь их косит смерть.

Основная проблема в стихотворении «Родина» — голод и лишения. Поэт рассказывает о том, что в России люди мучаются от голода и умирают в страданиях. Но голодны не только люди. Сама смерть испытывает жажду крови. Не менее важна проблема равнодушия России к судьбе народа. Она смиряется с вездесущей смертью и принимает ее как должное.

Мотив смерти пронизывает все стихотворение «Родина». Целые стаи отнимают жизни и носятся над просторами заиндевевшей страны. Само Отечество выглядит мертвым: оно поражает своим холодным дыханием и смертоносными угрозами. А еще оно равнодушно к смерти, как будто само ее пережило.

Белый настроен очень пессимистично. Вместо красивых памятников и дворцов, поэт замечает бедность, разруху и нищету.

История создания

Работу над созданием своего стихотворения Андрей Белый завершил в 1908 году. В те времена писательская среда была проникнута патриотическими настроениями, которые нередко перетекали в милитаристские. Люди были подавлены недавним поражением в русско-японской войне и революцией 1905 года, жаждали занять на мировой арене более престижное место. Набирали обороты антисемитские настроения, происходили еврейские погромы. Словом, народ жаждал выместить гнев на кого-либо.

Мрачные краски сгущала эпидемия холеры 1908-1910 годов. Она унесла тысячи жизней. Крестьяне были фактически лишены медицинского обслуживания и умирали целыми семьями. Если знатные люди имели шансы спастись, то народ был предоставлен самому себе. Социальное неравенство обострилось и заявило о себе во весь голос.

Конечно же, Андрей Белый создал произведение, отражающее обстановку в стране. Многих анализируемое стихотворение поразило своей откровенностью. Белый создал очень смелый образ России. В произведении отобразилась та боль, которую испытывал поэт за родной народ, а также искренняя любовь к родному краю. Андрей Белый был очень озабочен будущим страны.

Интересно, что свое стихотворение Андрей Белый посвятил известному священнику по фамилии Свентицкий. Личность богослова была довольно противоречивой. Она вызывала неоднозначное отношение со стороны окружающих. С одной стороны, мыслитель ратовал за освобождение церкви от светской власти, установление более справедливых социально-экономических отношений, обличение лжи самодержавия и жизнь по евангелическим законам, но, с другой стороны, сам же священник прелюбодействовал и зачал двух незаконных детей, что шло вразрез с его же собственными убеждениями. Поэт сам порой нелестно высказывался о Свентицком. Перед стихотворением читатель может увидеть пометку: В. П. Свентицкому. Произведение «Родина» было напечатано в 1910 году в сборнике «Пепел». Возможно, Белый своим стихотворением своеобразно ответил на проповеди Свентицкого, в которых он углублялся в религиозные вопросы и ратовал за передачу всей власти церкви. Но главными проблемами России по-прежнему оставались не религиозный догматизм, а эпидемии, голод и нищета. Не всеобщими постами нужно было решать эти проблемы, а реальными действиями, имеющими практическое значение.

История создания и тема произведения

Стих был написан в 1917 году. В начале XX века в Турции произошла революция. Люди свергли власть султана и восстановили Конституцию. По всему миру население начало испытывать чувство патриотизма, люди были готовы сражаться на баррикадах. В России тоже чувствовалось напряжение. В 1905 году прошла Первая русская революция.

Андрей Белый не мог не переживать о судьбе Родины. Он любил ее и поэтому сильно волновался за ее будущее. Он буквально выстрадал свое произведение. В тексте можно найти раздумья автора и пророческие нотки. Революция 1917 года была по-разному воспринята народом. Кто-то считал ее спасением, другие — проклятьем.

Это не единственная работа поэта, которая была посвящена Родине. Он писал о ней в работе «Те же росы, откосы, туманы» и в других стихотворениях. Даже в поездках по другим странам Белый скучал по России.

В стихотворение «Родина» чувствуется отчаяние автора. Революция принесла хаос и разрушения, но в то же время автор воспринимает ее как очистительный огонь, поэтому в тексте есть обращение к Иисусу Христу, который считается мессией. Белому удалось соединить две разные темы — религиозную и гражданскую.

Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого

  • Министерство образования Московской области
  • НОГИНСКИЙ ФИЛИАЛ
  • государственного образовательного учреждения
  • высшего образования
  • Московского государственного областного университета
  • Исследовательская работа на тему:
  • «Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого (Бориса Николаевича Бугаева)»
  • Выполнила: студентка 4 курса
  • группы 4 «Е»
  • Специальность: Преподавание в начальных классах
  • Костенко Мария
  • Руководитель: Малиновская Аделина Адольфовна
  • Ногинск 2018
  • Художественное своеобразие стихотворений Андрея Белого
  1. Задачи изучения лирики в начальной школе.
  2. Мир живой природы в лирике А. Белого.
  3. Образы-символы в стихотворениях поэта.
  4. Особенности языка и стиля произведений А. Белого.

Цель исследования: определить роль изобразительно-выразительных средств в создании художественного мира поэзии А. Белого.

В Федеральном государственном образовательном стандарте воспитание культуры чувств школьников рассматривается как особая задача, и поэтому значимость изучения лирики возрастает.

Являясь высшим выражением духовной культуры народа, лирика играет чрезвычайно важную роль в формировании гуманистических идеалов и эстетических потребностей личности. В ФГОС обозначены предметные результаты освоения основной образовательной программы.

В области предмета «Литературное чтение» выделено «умение осознанно воспринимать… содержание и специфику различных текстов», «владеть элементарными приёмами интерпретации, анализа художественных текстов… с использованием элементарных литературоведческих понятий».

В программах начального общего образования определены основные задачи работы с лирическими стихотворениями в начальной школе: расширять литературный кругозор школьников за счет образцовых произведений русской классической поэзии; формировать первичные представления о специфике лирических произведений; учить понимать основное настроение стихотворения и его изменения; формировать умение определять изобразительно-выразительные средства языка (олицетворение, эпитет, сравнение, звукопись, контраст) и их роль в художественном произведении; развивать эмоциональную сферу ученика, умение чувствовать и понимать прекрасное.

В программе Р.Н. и Е.В.

Бунеевых уже в первом классе включаются элементы анализа: «Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении)».

Далее предусматриваются «развитие внимания к авторскому слову в художественном тексте, умения понимать образные выражения, умения представить картину, нарисованную автором, литературоведческая пропедевтика (3-й класс: сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте)».

Одним из ярких представителей серебряного века является поэт Андрей Белый (Борис Николаевич Бугаев)

Незаслуженно забытый или обойдённый вниманием составителями программ для начальной школы, А

История создания стихотворения Андрея Белого

В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма.

Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.

Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.

Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:

Год Событие
1900-1903 Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс.
1905 Начало первой русской революции.
1908 Написание стиха «Родине».
1910 Публикация стиха в сборнике «Пепел».

Маг

Упорный маг, постигший числа

И звезд магический узор.

Ты — вот: над взором тьма нависла…

Тяжелый, обожженный взор.

Бегут года. Летят: планеты,

Гонимые пустой волной, —

Пространства, времена… Во сне ты

Повис над бездной ледяной.

Безводны дали. Воздух пылен.

Но в звезд разметанный алмаз

С тобой вперил твой верный филин

Огонь жестоких, желтых глаз.

Ты помнишь: над метою звездной

Из хаоса клонился ты

И над стенающею бездной

Стоял в вуалях темноты.

Читал за жизненным порогом

Ты судьбы мира наизусть…

В изгибе уст безумно строгом

Запечатлелась злая грусть.

Виси, повешенный извечно,

Над темной пляской мировой, —

Одетый в мира хаос млечный,

Как в некий саван гробовой.

Ты шел путем не примиренья —

Люциферическим путем.

Рассейся, бледное виденье,

В круговороте бредовом!

Ты знаешь: мир, судеб развязка,

Теченье быстрое годин —

Лишь снов твоих пустая пляска;

Но в мире — ты, и ты — один,

Всё озаривший, не согретый,

Возникнувший в своем же сне…

Текут года, летят планеты

В твоей несчастной глубине.

1904-1908 годы, Москва

*****

Образы и символы

Образ России — главный в произведении Андрея Белого. Об этом можно догадаться, просто взглянув на название стихотворения. Автор упрекает Россию за её жестокое отношение к людям и показывает самые срочные стороны родного края. Поэт предается глубоким размышлениям, пытаясь понять, что случилось с его родной страной? Почему Россия стала такой «железной» и равнодушной к людям? По отношению к ней поэт использует такие эпитеты, как «ледяная», «роковая», «суровая», «свинцовая», «злая». Все они указывают на гнетущую атмосферу России, которая обрекает народ на «рыдания, жалобы и слезы».

Очень важным в произведении является также образ пейзажа, который автор изобразил в унылых и мрачных тонах. Безжизненные бурьяны, густые туманы, холодные поляны, «рдяный восход» — именно такие детали автор использовал для описания образа России. Мы погружаемся в атмосферу поздней осени, когда все увяло, ничего не радует глаз.

В своём произведении Андрей Белый создал очень необычный образ — образ стаи смертей. Под ним скрывается, вероятно, эпидемия холеры 1908-1910 годов. Автор показал смерть, которая не стучится в дом, абеспощадно «косит» людей, где придётся. Болезнь не выбирает, а накрывает народ целой стаей смертей, разоряя целые деревни. Белый возмущён тем, что Россия не противостоит недугу, а покорно говорит: «Умирай —Как и все умирают…». В этом сказывается типичное для нашей страны безразличие к своей судьбе. Люди покорно принимают любой жребий «железной судьбы» и позволяют себя истребить.

Образ народа не менее трагический. «И в раздолье, на воле — неволя» — пишет автор о положении людей, которые сильно ограничены сословными предрассудками, лишениями и нищетой. Но люди не ожесточены, а напуганы и слабы. Им остается только лить слезы:

Жанр, направление, размер

Произведение Андрея Белого «Родина» относится к жанру лирического стихотворения. Можно заметить, что главный герой высказывается о Родине довольно резко. Это вызвано тем, что автор очень переживал за родную страну и за свой народ. К сожалению, на протяжении многих лет удручающая обстановка в стране не менялась. Главный герой из года в год наблюдает за одним и тем же. Он уже не в силах молчать.

Создавая свое произведение «Родина», Белый использовал размер — трёхстопный анапест.

Произведение «Родина» представляет собой образец гражданской лирики, в котором заметны философские элементы. Автор погружен в глубокие раздумья о судьбе родной страны.

Направление творчества А. Белого — модернизм. Течение — символизм.

Средства выразительности

Поэт использует резкие, пронзительные тропы, которые показывают всю глубину его страданий за судьбу Родины. Это:

  • Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
  • Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

Кроме того, им использовано обращение и риторический вопрос, которые завершают произведение, делают его цельным не только с композиционной, но и с художественной точки зрения.

Телеграфист

Окрестность леденеет

Туманным октябрем.

Прокружится, провеет

И ляжет под окном, —

И вновь взметнуться хочет

Большой кленовый лист.

Депешами стрекочет

В окне телеграфист.

Служебный лист исчертит.

Руками колесо

Докучливое вертит,

А в мыслях — то и се.

Жена болеет боком,

A тут — не спишь, не ешь,

Прикованный потоком

Летающих депеш.

В окне кустарник малый,

Окинет беглый взгляд —

Протянутые шпалы

В один тоскливый ряд,

Вагон, тюки, брезенты

Да гаснущий закат…

Выкидывает ленты,

Стрекочет аппарат.

В лесу сыром, далеком

Теряются пески,

И еле видным оком

Мерцают огоньки.

Там путь пространства чертит…

Руками колесо

Докучливое вертит;

А в мыслях — то и се.

Детишки бьются в школе

Без книжек (где их взять!):

С семьей прожить легко ли

Рублей на двадцать пять: —

На двадцать пять целковых —

Одежа, стол, жилье.

В краях сырых, суровых

Тянись, житье мое! —

Вновь дали мерит взором —

Сырой, осенний дым

Над гаснущим простором

Пылит дождем седым.

У рельс лениво всхлипнул

Дугою коренник,

И что-то в ветер крикнул

Испуганный ямщик.

Поставил в ночь над склоном

Шлагбаум пестрый шест:

Ямщик ударил звоном

В простор окрестных мест.

Багрянцем клен промоет —

Промоет у окна.

Домой бы! Дома ноет,

Без дел сидит жена, —

В который раз, в который,

С надутым животом!..

Домой бы! Поезд скорый

В полях вопит свистком;

Клокочут светом окна —

И искр мгновенный сноп

Сквозь дымные волокна

Ударил блеском в лоб.

Гремя, прошли вагоны.

И им пропел рожок.

Зеленый там, зеленый,

На рельсах огонек… —

Стоит он на платформе,

Склонись во мрак ночной, —

Один, в потертой форме,

Под стужей ледяной.

Слезою взор туманит.

В костях озябших — лом.

А дождик барабанит

Над мокрым козырьком.

Идет (приподнял ворот)

К дежурству — изнемочь.

Вдали уездный город

Кидает светом в ночь.

Всю ночь над аппаратом

Он пальцем в клавиш бьет.

Картонным циферблатом

Стенник ему кивнет.

С речного косогора

В густой, в холодный мрак —

Он видит — семафора

Взлетает красный знак.

Вздыхая, спину клонит;

Зевая над листом,

В небытие утонет,

Затянет вечным сном

Пространство, время. Бога

И жизнь, и жизни цель —

Железная дорога,

Холодная постель.

Бессмыслица дневная

Сменяется иной —

Бессмыслица дневная

Бессмыслицей ночной.

Листвою желтой, блеклой,

Слезливой, мертвой мглой

Постукивает в стекла

Октябрьский дождик злой.

Лишь там на водокачке

Моргает фонарёк.

Лишь там в сосновой дачке

Рыдает голосок.

В кисейно-нежной шали

Девица средних лет

Выводит на рояли

Чувствительный куплет.

*****

Композиция

Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек как нелюбимый ребенок, невозможно.

Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.

Стихотворение написано трехстопным анапестом – таким образом Белый одновременно отдает дань Некрасову и делает отсылку к его гражданской лирике.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Русь»

«Русь» – одно из наиболее мрачных стихотворений Андрея Белого. Оно входит в сборник «Пепел», раздел «Россия». Оно было написано в 1908 году в имении Серебряный Колодезь. Это произведение состоит из пяти четверостиший с простой перекрёстной рифмой. Стихотворный размер – амфибрахий.

Сам Андрей Белый является лирическим героем стихотворения. При чтении создаётся впечатление, что он бродит где-то вдали от человеческого жилья, созерцает пейзажи матушки-России. Однако это не восторженное любование картинами родной природы, а тоскливое лицезрение жалкого существования всего живого. Вот, например, какими горькими эпитетами поэт наделяет страну, где он живёт: «скудная земля», «голодные губернии». В полях не золотятся пышные щедрые колосья, способные насытить всех нуждающихся. Вместо этого просторы засеяны горем, или как пишет автор, «преисполнены скорби», потому что земля не родит достаточно хлеба, и пищи людям не хватает.

Окружающий мир видится поэту в мрачных красках. Используя анафору и повтор («косматый дымок», «косматые деревни», «косматый поток туманов»), автор показывает, как монотонен пейзаж. Андрей Белый нашёл очень подходящий эпитет. Когда встречаешь в литературе слово «косматый», всегда представляешь низенького, давно не стриженого человечка в грязной изношенной одежде. Похожее впечатление производят и предметы: и дым, и туман, и человеческие жилища кажутся истерзанными, потрёпанными жизнью. В этом смысле природные явления и творения человеческих рук демонстрируют удивительное родство в этой своей печальной неопрятности.

Поэт подмечает важное свойство своей родины – её необъятность. С помощью эффектной метафоры «в пространствах таятся пространства», которая напоминает о знаменитых матрёшках, он показывает, что нет конца русской земле

Здесь также применена аллитерация (повторяются согласные «с», «т», «п», «р»: «просторы», «простёртая», «рать», «пространства»). Но это звучит не гордо, а наоборот, удручённо, поскольку обширность территории вовсе не предполагает, что народ, живущий на ней, благоденствует.

И действительно, постоянным атрибутом жизни на Руси являлся голод. Это слово очень часто звучит в стихотворении. Автор усиливает драматизм строк, добавляя градации («от голода, мора и пьянства…»), аллитерации («и мерли, и мрут миллионы»), анафоры («В леса… В поля… В просторы…»). Заканчивает Андрей Белый произведение тем, с чего начал, ещё раз подчёркивая, как трудно живёт его родина.

Веселье на Руси

Как несли за флягой флягу —

Пили огненную влагу.

Д’накачался —

Я.

Д’наплясался —

Я.

Дьякон, писарь, поп, дьячок

Повалили на лужок.

Эх —

Людям грех!

Эх — курам смех!

Трепаком-паком размашисто пошли: —

Трепаком, душа, ходи-валяй-вали:

Трепака да на лугах,

Да на межах, да во лесах —

Да обрабатывай!

По дороге ноги-ноженьки туды-сюды пошли,

Да по дороженьке вали-вали-вали —

Да притоптывай!

Что там думать, что там ждать:

Дунуть, плюнуть, наплевать:

Наплевать да растоптать:

Веселиться, пить да жрать.

Гомилетика, каноника —

Раздувай-дува-дувай, моя гармоника!

Дьякон пляшет —

— Дьякон, дьякон —

Рясой машет —

— Дьякон, дьякон —

Что такое, дьякон, смерть?

— «Что такое? То и это:

Носом — в лужу, пяткой — в твердь…»

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Раскидалась в ветре, — пляшет —

Полевая жердь: —

Веткой хлюпающей машет

Прямо в твердь.

Бирюзовою волною

Нежит твердь.

Над страной моей родною

Встала Смерть.

1906 год, Серебряный Колодезь

*****

Средства художественной выразительности

С помощью использования разнообразных тропов Андрей Белый показал всю глубину своих страданий из-за «железной судьбы» России.

  1. Очень яркими в произведении являются эпитеты («роковая страна», «суровый свинцовый край», «рдяной восход» и так далее).
  2. Печальное положение страны отображают олицетворения (например, «над откосами косят людей», «Мать Россия, о родина злая»).
  3. Метафоры в стихотворении играют не менее важную роль («ветер доносит», «шелест поляны» и так далее).
  4. Алитерация и игра слов: «И в раздолье, на воле — неволя»;
  5. Анафора: «Те же».
  6. Риторический вопрос: «Кто же так подшутил над тобой?».

Анализ стихотворения Андрея Белого «Раздумье»

«Раздумье» – последнее стихотворение цикла «Багряница в терниях» сборника «Золото в лазури». Оно посвящено Владимиру Сергеевичу Соловьёву, известному русскому философу. Этот человек стал идейным вдохновителем молодого поэта. Собственно, даже название сборника является отсылкой к его учению о Софии (душе мира). Как сообщает А. Белый в своих воспоминаниях (сборник статей «Арабески»), идея Софии родилась у Соловьёва в результате видения, «пронизанного «лазурью золотистой».

В очерке, посвящённом Соловьёву, поэт рассказывает о том, каким запомнил мыслителя. Ещё в детстве поэт встретил философа, и тот запал в его память как добрый мудрец с облаком взлохмаченных седых волос. Только посоха не хватало Соловьёву для полного сходства с восточным дервишем или волхвом.

Отголоски этих впечатлений раздаются в стихотворении «Раздумье». Эпиграф гласит «Посвящается памяти Вл. С. Соловьёва», то есть, произведение написано тогда, когда сам философ покинул этот мир. Оттого начальные слова стихотворения печальны. Вместе с автором читатель попадает в неприютную холодную ночь. Чтобы усилить ощущение окутывающего одиночества, поэт использует короткие фразы. Предложения звучат отрывисто, словно тают, едва прозвенев в морозном воздухе.

Но уже совсем скоро тон стихотворения меняется. Герои, в числе которых присутствует и сам автор, слышат знакомый голос. Ветер доносит ободряющее послание: «Не смущайтесь… я с вами… за мной!..». Наступает замешательство. Поэт использует анафору, чтобы показать, как много чувств обуревает его.
И не знаешь, кто там.
И стоишь, одинок.
И боишься довериться радостным снам.
И с надеждой следишь, как алеет восток.

Здесь мы видим и страх, и недоверчивое ожидание, и светлое предчувствие. Неспроста автор упоминает разгорающуюся на востоке зарю. Этот живописный образ указывает на философские концепции экуменизма и панмонголизма, разработанные Владимиром Сергеевичем Соловьёвым и заключающиеся в идее об объединении всех наций, в котором движущей силой станут восточные народы.

Снова полный надежды призыв разносится над полями. На этот раз голос обещает наступление нового дня, что, несомненно, является метафорой идеи Соловьёва о новой эпохе, в которой человечество объединится и станет жить в согласии с Божьими заповедями. Как бы подтверждая эти слова, герой замечает, что «неверная тень», т. е. эра неправедности и заблуждений, исчезает, «убегает на запад», как и предсказывал философ в своих рассуждениях о покорении западных цивилизаций новыми течениями.

В финале мы видим самого чудесно воскресшего мудреца

Показательно, что он выступает из облака тумана, которое символизирует забытье и невнимание к его учению. Сама природа показывает, что философ оказался прав: могучие деревья шумят, знаменуя возвращение мыслителя, и звёзды смущённо прячутся от сияния его мудрости

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Средства выразительности

Поэт использует резкие, пронзительные тропы, которые показывают всю глубину его страданий за судьбу Родины. Это:

  • Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
  • Метафоры – “шелест поляны”, “край посылает крик”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

Кроме того, им использовано обращение и риторический вопрос, которые завершают произведение, делают его цельным не только с композиционной, но и с художественной точки зрения.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Близнецы» анализ стихотворения Тургенева по плану кратко – главная мысль, жанр, год

Следующая

Анализ стихотворений«Снег» анализ стихотворения Анненского по плану кратко – эпитеты, история создания, средства выразительности

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: