Анализ стихотворения Александра Семёновича Кушнера «Времена не выбирают…»
«Времена не выбирают…» — самое известное стихотворение петербургского поэта Кушнера. Первая его строчка ушла в народ, став афоризмом. В произведении утверждается простая мысль: человеку не стоит ждать лучших времен. Нужно жить здесь и сейчас, ценить то, что дано. Согласно философии Кушнера, лучшие времена никогда не наступят. Людям всегда приходится преодолевать какие-то препятствия. Именно в этом заключается движение жизни
Наслаждаться настоящим – невероятно важно, ведь прошлое уже осталось позади, а будущее пока не наступило. Для иллюстрации своих мыслей Александр Семенович вспоминает разные эпохи
В частности, речь заходит о временах правления на Руси Ивана Грозного и об эпидемии чумы во Флоренции (видимо, подразумеваются вспышки 1348 или 1448). Перечисления Кушнеранесколько напоминают историю о путешествии на машине времени, в которой персонажи постоянно попадают из огня да в полымя.
Лирический герой стихотворения призывает никому не завидовать, ведь любое время – это испытание. Необходимо просто принять собственную участь, не клянча у мироздания лучшей доли, не пеняя на него, не торгуясь с ним, будто с простой рыночной продавщицей. Герой рассматриваемого текста смиренно принимает доставшуюся ему эпоху и место, в котором довелось жить. Подобную позицию Кушнер демонстрирует и в других стихотворениях. Среди них – «Я в этом городе провел всю жизнь свою…», «Зимний Петербург», «Закрою глаза и увижу…».
В финальной строфе анализируемого текста поэт сравнивает время с кожей. От него невозможно избавиться, как от надоевшего платья или костюма. Оно представляет собой неотъемлемую часть человеческой личности. Печать времени видна на всем. От того, в какую эпоху живет человек, во многом зависят его нравственные ориентиры, мировосприятие, цели и так далее. По замечанию Кушнера, приглядевшись, с людей можно взять «черты и складки» времени, в котором они существуют. Необыкновенно тесня связь человека и эпохи, нет никакой возможности разорвать ее.
Популярность стихотворения «Времена не выбирают…» среди россиян не в последнюю очередь обусловлена песней, сочиненной семейным дуэтом – Сергеем и Татьяной Никитиными. Известные барды, участники многих фестивалей и лауреаты престижных премий не раз обращались к лирике русских поэтов – Пастернака, Фета, Тарковского, Чухонцева, Слуцкого, Багрицкого, Мориц.
Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Биография
Родился 14 сентября 1936 в Ленинграде в семье морского офицера. После окончания школы поступил в Педагогический институт им. А. Герцена на филологический факультет.
В 1959 — 1969 преподавал русский язык и литературу в школе. В эти годы напечатал сборники: «Первое впечатление» (1962), «Ночной дозор» (1966), «Приметы» (1969).
Был одним из составителей и редактором самиздатовского журнала «Синтаксис» (1959 — 60). С конца 1960-х перешёл на профессиональную литературную деятельность: регулярно выпускал сборники стихотворений — «Письмо» (1974), «Прямая речь» (1975), «Голос» (1978), публикуясь в журналах «Аврора», «Нева», «Юность».
В 1980-е напечатаны сборники: «Канва» (из шести книг), «Таврический сад», «Дневные сны», «Стихотворения», «Живая изгородь» (1988).
В 1991 вышел сборник стихов «Ночная музыка» и книга «Аполлон в снегу (заметки на полях)» о русской поэзии и русских поэтах; в 1994 — сборник новых стихов «На сумрачной звезде». Раскрылся как своеобразный тонкий эссеист, написав ряд работ, из которых выделяется статья о Фете.
Исходный мотив лирики Кушнера — конкретные события окружающего мира, природа, личные переживания. Стихам его свойственны скромность, близость к прозаической речи. Мастерство поэта раскрывается при неторопливом чтении его стихов.
Кушнер чужд формальным экспериментам, новаторству: белому стиху, верлибру, словотворчеству. Лучше всего о Кушнере сказал его современник Иосиф Бродский: «Если можно говорить о нормативной русской лексике, то можно, я полагаю, говорить о нормативной русской поэтической речи. Говоря о последней, мы будем всегда говорить об Александре Кушнере».
Тот же Бродский дал общую оценку так: «Александр Кушнер — один из лучших лирических поэтов XX века, и его имени суждено стоять в ряду имён, дорогих сердцу всякого, чей родной язык русский».
Книги стихов издавались в переводе на английский, голландский, итальянский. Стихотворения переводились на немецкий, французский, японский, иврит, чешский и болгарский.
А. Кушнер живёт и работает в Санкт-Петербурге.
КУШНЕР, Александр Семёнович (р. 14.IX.1936, Ленинград) — русский советский поэт. Окончил филологический факультет Ленинградского педаго института им. А. И. Герцена (1959). Печатается с 1957 (сборник «Первая встреча»). В сборниках стихов «Первое впечатление» (1962), «Ночной дозор» (1966), «Приметы» (1969) и других — одухотворённый быт, городские пейзажи, пронизанные литературными и живописными ассоциациями, раскрытие всеобщего и вечного в прозаизме обыденного, частного. Избегая абстрактного философствования, Кушнер стремится извлечь поэтический смысл из неподдельного, ежедневно реального бытия. Среди многочисленных переводов Кушнера (в т. ч. с языков народов СССР) точностью и тонкостью интерпретации выделяются переводы стихов Ф. Ларкина. Выступает со стихами для детей, критическими статьями.
Лит.: Марченко А., Что такое серьёзная поэзия?, «ВЛ», 1966, № 11; Владимиров С., «Стих прекрасно так устроен…», в его кн.: Стих и образ, Л., 1968; Красухин Г., «И разговор у нас совсем иной пошёл…», «Новый мир», 1970, № 3; Аннинский Л., Атака стилем. Поэзия-70, «Комс. правда», 1970, 17 окт.
А. А. Урбан
Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. — Т. 3. — М.: Советская энциклопедия, 1966