Тема осени в поэзии и прозе для детей (по учебникам умк «планета знаний»)

Темы и проблемы

Главной и основной темой данного стихотворения является тема природы. Лирический герой настолько влюблен в русскую природу, что воспевает и замечает каждую, даже самую незначительную деталь. Там где обычный обыватель пройдет мимо и не придаст значения, наш лирический герой видит прекрасное и любуется этим.

В стихотворении «Береза» Сергею Александровичу удалось создать настоящую зимнюю сказку, в каждой строчке которой прослеживается все то зимнее волшебство, которое не прошло мимо поэта.

Здесь очень хорошо прослеживается его любовь к родине, которая занимала одно из главных мест в жизни творца. Даже в суровой русской зиме он умудрился показать все то величие и прелесть окружающего пейзажа.

Даже в его восхищении березой, которая давно стала символом России, видно неподдельный патриотизм и гордость. Весь текст пронизан теплой грустью автора по своему детству и родному дому.

История создания

Стихотворение «Береза» относится к раннему творчеству поэта. В нём идет речь о прекрасном дереве в зимнее время года. Из данного текста становится хорошо видно то, как автор с любовью и трепетом относится к родной природе. Он показывает то, что несмотря на холод и мороз – природа прекрасна. А зима лишь придает окружающему пейзажу особого волшебства, превращая в сказку.

Появилось данное стихотворение в 1913 году юным восемнадцатилетним юношей. В печать же оно попало через год, под псевдонимом.

Посвящено стихотворение «Береза» родной деревне поэта Константиново. Хотя в этот момент он уже и перебрался в Москву, которая покорила его своими возможностями и величием, он все равно очень часто вспоминал родной дом. Стихотворение «Береза» не единственное в творчестве автора, в котором он придается таким дорогим сердцу воспоминаниям.

Анализ стиха А. Жигулина «Загорелась листва на березах…»

Стихотворение написано в 1969 году поэтом, готовящимся встретить свое сорокалетие. В эту пору Анатолий Владимирович уже не только реабилитирован, но и живет в Москве, окончил вуз и литературные курсы и активно печатается в толстых журналах. Стихотворение написано зрелым, многое повидавшим человеком, подводящим итог определенного жизненного этапа и, видимо, изжившим левацкие убеждения, за которые был осужден. Тематика произведения затрагивает детские воспоминания и передает грусть от наступления осени.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «загорелась листва», «засветился туман», «о детстве моем», которая позволяет расставить смысловые акценты;
  • олицетворения – «листва загорелась», «туман засветился», «бурьян помрачнел в предчувствии» – делают речь образной и выразительной;
  • слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами – «осинки», «речка», «болотце», передающие умиление неброской красотой родной природы;
  • сравнение – «пробивается, словно память», уподобление памяти пробивающейся с трудом зелени отсылает читателя к множеству пережитых событий, которые покрыли, заслонили детские годы автора подобно пластам земли;
  • элементы разговорной лексики – «на далекой-далекой заре», так как слово-дублет – примета непосредственной детской речи;
  • метафоры – «трава в серебре» – то есть в мельчайших каплях росы, которые образуют особый, похожий на серебрение налет, «на краю дней» – то есть в конце земного существования;
  • ряд однородных членов предложения – «звон (ведер), речка, болотце, трава» – детально описывает именно то, что врезалось в память автора;
  • эпитеты – «голубая трава», «нежные руки», «милая мать», «холодное жнивье»;
  • перифраз – «вечная разлука», то есть смерть;
  • лексический повтор – «вспоминаются … руки, руки матери» – ключевое слово призвано подчеркнуть трудолюбие и ласку мамы.

Комбинация произведения двухчастная: в первой части автор любовно и детально описывает приметы осени, во второй передает ассоциации, воспоминания, которые встают перед ним при виде пробивающихся озимых. Этот плавный переход символизирует неразрывную связь родной природы и образа семьи, Родины, России.

Автор осознает необратимость времени и спешит признаться в любви к родному краю, выразить благодарность матери, которая давно ушла из жизни.

Анатолий ЖигулинРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

История создания

К 1913 году, когда было написано это стихотворение, восемнадцатилетний Есенин уже уехал из родных мест в Москву. Но его история создания связана не со столицей России, а с Рязанской губернией. Возле дома, где поэт родился и вырос, росла белоснежная красавица, так что он мог наблюдать за сменой ее образов в самые разные времена года.

Несмотря на то, что Москва действительно впечатлила Есенина, который полюбил и ее размеры, и ее суету, именно родное село Константиново так навсегда и останется у него связанным не только с домом, но и с понятием красоты. Именно эту идею поэт и воплотил в стихотворении “Береза”.

Оно было впервые представлено читателям в 1914 году в популярном до революции литературном журнале “Мирок” и подписано псевдонимом “Аристан”, которым Есенин в тот период пользовался.

Тема

Красота берёзы не только как символа России, но и как части природы, как воплощения волнующих воспоминаний есенинского детства. Для кого-то это обычное дерево, но лирический герой, который “озвучивает” мысли поэта, воспринимает его как воплощение всего прекрасного, что происходит в окружающем мире. При этом стихотворение не просто выражает чувства его автора – оно создавалось с расчётом на то, чтобы вызвать у читателя ответные эмоции.

Нельзя не заметить, что “Берёза” стала своеобразным прощальным письмом в родные места: поэт тоскует по ним, понимая, что вернуться получится не скоро.

По виду лирики это классический образец пейзажной лирики, которая преобладает в творческом наследии Есенина. Некоторые исследователи также трактуют его как образно-философское произведение, мотивируя это тем, что поэт считал себя в некотором роде язычником, так что берёза была для него не просто деревом-воспоминанием, она также символизировала возрождение и чистоту духа.

Вариант №3

Следует напомнить, что при всей своей прямолинейности, грубости и открытости, поэт оставался невероятно чувствительным и впечатлительным человеком. Он тонко чувствовал окружающий мир, видел пороки своего общества. Есенин понимал, что погряз в мире интеллигенции того времени, потерял ту чистоту, с которой приехал в город из села.Автор прекрасно осознаёт, что себя исправить уже вряд ли сможет, однако бережно продолжает холить и лелеять то светлое и чистое в себе, что ещё осталось. И, что неудивительно, он выплескивает свои переживания по этому поводу в стих «Белая берёза». Хотя правильнее сказать, что он не выплёскивает переживания, а бережно показывает свои светлые воспоминания.

Читатель может с первой строки почувствовать то, что старается передать Есенин. Яркое тихое морозное утро, белая тонка берёза и снег, много снега кругом. И сразу ощущаешь свежесть зимнего утра, сидя при этом в доме, блеск отражённого от снега солнечного света и лёгкость. И это чувство охраняется до последней строки.

В заключение следует упомянуть, что данный стих, один из немногих, не содержит той нарочитой грубости и злости на самого себя, как это обычно бывает со стихами Сергея Александровича. Стихотворение дышит любовью к родине, чистотой невинного снежного зимнего утра, простым и уютом и теплом. Читая «Белую берёзу», можно понять, почему, несмотря на всю «проблемность» поэта, его истинно ценили те, кто так же как и он, могли различать истинное положение вещей в своём времени, трезво смотрели на мир и не питали иллюзий. С таким редким умением родился и «выжил» в своём времени и Есенин, успев з свою недолгую жизнь рассказать в стихах про мягкость и жёсткость, про справедливость и всё то, что окружало его.

Сочинение 5 класс кратко по плану

Художественно-выразительные средства

Любуясь родной природой, чтобы выразить к ней всю свою любовь и восхищение Есенин использует различные художественно-выразительные средства:

★Эпитеты: огонь золотой, береза белая, кайма снежная, тишина сонная. ★Метафоры: береза снегом принакрылась, кайма распустилась кистями, снежинки в огне горят, обходит лениво, ветки обсыпает. ★Сравнения: снегом укрылась береза «точно серебром». ★Олицетворение: «принакрылась» — это глагол, который имеет возвратный суффикс — сь.

Такое использование художественно-выразительных средств позволяет подчеркнуть прекрасный образ березы, ее значительность для всего русского народа. Кульминация всего произведения достигается уже в третьей строфе, где каждое словосочетание содержит какое-то выразительное средство

Но критики творчества Есенина обращают внимание на вторую строку этого стихотворения, где указывается и ограничивается пространство самого поэта. Именно поэтому образ березы такой близкий, понятный и родной

Это стихотворение вошло в самый первый цикл есенинской лирики, который написан специально для детей и носит воспитательный характер. Это стихотворение призывает и учит детей любить и восхищаться родной природой, замечать её малейшие изменения и быть самому частью этого большого и прекрасного мира. Любовь к родному краю – вот основная мысль этого есенинского произведения, которое по содержанию глубокое, а по объему небольшое. Деление на строфы в этом произведении нарушает обычное традиционное построение поэтических текстов, но за глубоким его содержанием читатель этого даже не замечает. Параллельная рифмовка делает его легко читаемым.

Стилистика и синтаксис стихотворного есенинского творения прост, что позволяет легко понять его содержание любому читателю. В нем нет нагромождения согласных или гласных звуков, нет никаких фонетических особенностей, которые бы затрудняли понимание этого стихотворения. Это позволяет добиться того, что даже детям младшего возраста сюжет этого стихотворения понятен. Поэт использует для своего текста двухсложный размер. Так, весь текст написан хореем, что делает его простым для запоминания.

Анализ стихотворения Вяземского «Береза»

Стихотворение «Береза» было написано в 1855 году. Князь П. А. Вяземский проводил много времени за границей – и по долгу службы, и в связи с обострениями тяжелой болезни, оставаясь истинно русским человеком. Его патриотические настроения усилило начало Крымской войны, которое совпало с получением поста товарища (заместителя) министра народного просвещения. Отражением патриотического подъема тех лет в обществе и стало появление стихотворения «Береза».

Сегодня береза является ярким символом нашей Родины, но текст стихотворения говорит нам о том, что так было не всегда. Небольшое по объему произведение явно написано за границей. Оно содержит массу средств художественной выразительности:

  • инверсию – «милей весть», «приятель дорогой», «слов собственноручных (написанных собственноручно)», «в стране чужой», «из нас кто мог бы…», которая формирует рифму;
  • эпитеты – «живое наречье», «родная проза», «сладкозвучные песни» «радостная весть», «милая мать», «русское клеймо»;
  • олицетворения – «душе … проза … говорит », «прочесть сердцу», «фактор (в значении причина, аспект) – приятель», которые «работают» на создание образа;
  • эллипсис – «в ней (видно, явственно) – родная проза … говорит», «сердцу много что (можно) прочесть»;
  • перифразы – «родная проза – родной язык», «просек (просека)», который обозначает прямой, верный путь, с которого не собьешься, и одновременно выступает авторским неологизмом, позволяющим выстроить рифму;
  • устаревшую падежную форму – «песней»;
  • обращение – «береза» – олицетворяет дерево, делая его полноценным собеседником лирического героя;
  • сравнение – «береза, словно письмо … матери» – иллюстрирует теплоту отношения и к матери, и к Родине;
  • риторический вопрос – «…кто мог бы увидеть …?» – является скрытым утверждением того, что вид русской березы (как и письмо народном языке) не оставит равнодушным ни одного русского человека;
  • ряд однородных членов предложения – «просек, ключ, проводник».

Оборот «русское клеймо» употребляется в значении символа, знака принадлежности к России. Поэт говорит о том, что увиденная за границей береза вызывает стойкие ассоциации с Родиной – она становится вестью, которая направляет и придает силы, помогает пережить разлуку с близкими. Неброское дерево становится поводом поговорить о том, что кроется за строками, написанными рукой близкого человека.

А сомнительный тезис П. А. Вяземского о том, что береза «не поэтически (вы)глядит» убедительно опроверг другой русский поэт новейшего времени.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: