«Во весь голос» В.Маяковский
«Во весь голос» Владимир Маяковский
Первое вступление в поэму
Анализ поэмы Маяковского «Во весь голос»
В последние месяцы жизни автор был занят подготовкой к выставке, посвященной 20-летию литературного труда. Приближающаяся юбилейная дата была омрачена ожесточенной критикой и подковерными играми чиновников от искусства. Внешние обстоятельства породили замысел поэта обратиться к потомкам напрямую, без посредников, которые могут исказить цели и идеи его творчества. В качестве своей аудитории Маяковский видел будущих граждан идеальной страны, охарактеризованной как «коммунистическое далеко».
Поэт планировал создать большое произведение, посвященное реалиям социалистической современности. Зимой 1929—30 гг. он написал первое вступление к грандиозному проекту. Работа не получила продолжения, и художественный текст, позиционируемый Маяковским как вступительный, позже был оценен исследователями как законченный и самостоятельный.
Предмет разговора со счастливым поколением «здоровых и ловких» — творческое кредо и итоги поэтической деятельности. Определяя их, лирический герой не стесняется разговорных, зачастую грубых выражений. Он и рекомендует себя нарочито сниженной фразой: «ассенизатор и водовоз», тематика стихов которого была вызвана и оправдана революционным духом эпохи.
Образы поэзии-«капризной бабы» и лирического «я»-фронтовика являются средствами выражения основной антитезы, охватывающей ключевые идеи мировоззрения автора. Он противопоставляет эстетский и социальный подходы к искусству, разводя их под двум непримиримым лагерям.
С одной стороны находится мещанский рай, замкнутый в рамках милого барского садика. Ему соответствует недостойная, оскорбительно мелочная тематика, воспевающая «водь и гладь». На другом полюсе вырастает грандиозная метафора, в которой стихотворные строки уподобляются оружию, а поэт — полководцу, бескорыстному служителю нового общества.
В художественном пространстве моделируется масштабная картина парада, участниками которого становятся страницы, стихи, поэмы, кавалерия сатирических приемов. Каждая из групп олицетворенных персонажей детализована: поэмы, подобно артиллерии, вооружены заглавиями, а остроты — «отточенными пиками» рифм. Отважные и опытные бойцы замирают, ожидая приказ к отправке на идеологический фронт.
Герой допускает гибель фантастического войска: она расценивается как слагаемое победы. Поэт презирает внешние знаки почтения, пренебрежительно определяя памятники как «бронзы многопудье» и «мраморную слизь». Главным достижением социальной лирики он считает построение принципиально нового общества — идеального, здорового и гармоничного.
Лирический субъект, по-маяковски горластый и грубоватый, убежден в своей правоте и бесстрашно обращается к суду будущего. Тем интереснее проследить развитие неуверенных и трагических интонаций по тексту поэмы. Показательный пример неожиданно возникает в рамках антитезы «чистого» и социального искусства. Герой-«агитатор» искренне признается, что утомлен «агитпроповской» тематикой. Каким образом выходит из кризиса социальный поэт? Далеко не лучшим: он проповедует самоограничение, предписывающее задушить «собственную песню» ради блага будущих поколений. Мотивами усталости и одиночества продиктовано обращение к «товарищу жизни», суть которого сводится к желанию побыстрее закончить «дней остаток» очередной пятилетки.
В современном прочтении откровения «мобилизованного революцией», который уверен в скором будущем социального рая, приобретают жанровые черты утопии. Трагические мотивы усиливает факт отсутствия идеальной аудитории: фигуры слушателей новой формации, равно как и уверенные результаты борьбы с застарелыми пороками, пока остаются в области мечты.
Анализ стихотворения Маяковского «Строго воспрещается»
После революции Владимир Маяковский много путешествует, бывая не только в отдаленных уголках СССР, но и за границей. Его считают ревностным борцом за идеалы советской власти, поэтому зарубежные поездки становятся для поэта делом привычным и обыденным. Однако Маяковский, свято веря в идеалы коммунизма в своем творчестве все же остается объективным и беспристрастным. На «загнивающем» Западе он видит тот рационализм, который никак не удается привить в России. Ну, а родина все чаще и чаще провоцирует автора на создание саркастических произведений, в которых он открыто высмеивает перегибы общества и не желает мириться с чиновничьим произволом. В 1926 году Маяковский публикует стихотворение «Строго воспрещается». которое становится живой иллюстрацией к поведению служащий всех мастей. Когда они хотят возвести себя на некий мифический пьедестал, проведя грань между простым народом, то прибегают к помощи всевозможных запретов, которые лишены всякого смысла.
С одним из таких запретов и столкнулся Маяковский, когда путешествовал по Краснодарскому краю. В Москве весна еще только вступала в свои права, а за окном поезда, который мчал поэта по южной степи, уже вовсю бушевало жаркое лето. Автор признается, что этот дивный пейзаж вдохнул в него новую жизнь и заставил почувствовать настоящую радость. «Руку само поднимет перо и вскипает сердце песенным даром», — отмечает Маяковский .
Желание творить придает самой поездке позитивную окраску, поднимает поэту настроение и заставляет его по-другому взглянуть на окружающий мир. Однако в тот момент, когда сердце переполнено счастьем, автор натыкается взглядом на странное объявление, которое гласит: «Задавать вопросы контролеру строго воспрещается!».
«И сразу сердце за удила, соловьев камнями с ветки», — именно так Маяковский характеризуют резкую смену собственного настроения. А ведь еще недавно он предвкушал, как заведет с контролером неспешную беседу в традициях восточного гостеприимства, расспросит его о доме и семье, а также, возможно, почитает свои стихи. Но не тут-то было, потому как этот мелкий служащий по чьей-то прихоти приравнен к сановитому чиновнику. Это обстоятельство не столько раздражает и злит, сколько веселит Маяковского, который осознает всю абсурдность ситуации, но продолжает удивляться, как подобного не замечают другие. Ведь эта, казалось бы, мелочь, как нельзя лучше характеризует бюрократизм советского общества, в котором здравый смысл заменяется неадекватными директивами свыше.
«» .
Образы и символы
Каждый абзац наполнен образами, раскрывающими определенную тему. В первом четверостишии лирический герой говорит о наступлении ночи: «а чёрным ладоням сбежавшимся окон,/ раздали горящие жёлтые карты». Но в отличие от своих предшественников, Маяковский в ночи видит не что-то загадочное, мистическое, а только лишь воплощение похоти, разврата. В первых двух строках создаётся образ игорного домика: «зелёный» символизирует игральную доску. Маяковский затрагивает тему общества, поднимает вечные вопросы (жизнь – это игра).
Во второй строфе изображена обезличенная толпа. Герой не видит людей, перед ним лишь бездушные «бульвары и площади». Они все живут по одним правилам, поэтому любое отклонение в этом обществе будет выглядеть странным. Лирический герой чувствует себя одиноким в такой среде. Выражение «они обручали браслетами ноги» символизирует несвободу его действий, замкнутость.
Третья строфа также посвящена толпе. Лирический герой называет общество «пестрошерстой быстрой кошкой». По его мнению, у обывателей нет потребностей в духовном развитии, они лишь жаждут развлечений. Эту толпу можно сравнить с людьми, приходящими на выступления самого Маяковского. «Дверями влекомы», они идут ради забавы, а не ради постижения прекрасного.
Последняя строфа начинается с местоимения «я»
Лирический герой обращает все внимание к себе: «зовущие лапы» толпы заставляют его «протиснуть» неискреннюю улыбку. Он одинок в этом мире лжи, притворства
Образ толпы сравнивается с беспощадным, диким зверем. Герой не может найти ничего общего с окружающим миром, вокруг него царит непонимание («хохотали арапы»).
Рифма, ритм и размер
Маяковский, располагая «лесенкой» свои стихи, добился того, что в произведении каждое слово является весомым, значимым. Необычна рифма Владимира Владимировича, она как будто «внутренняя». Это не очевидное, не явное чередование слогов — белый стих.
А насколько выразительна ритмика! Ритм в поэзии Маяковского является одним из важнейших средств выразительности. Он рождается сначала, а затем возникает образ, идея, мысль. Некоторые полагают, что стихи этого поэта нужно кричать. У него имеются произведения «для площадей». Однако в раннем творчестве преобладают интимные, доверительные интонации. Чувствуется при этом, что поэт лишь хочет казаться уверенным в себе, дерзким, грозным. Но он не такой на самом деле. Напротив, Маяковский неприкаян и одинок, его душа жаждет понимания, любви, дружбы. Отсутствуют неологизмы в этом стихотворении, столь привычные для стиля этого поэта. Монолог его — напряженный, взволнованный.
Поэту, конечно, хорошо известны были традиционные размеры. Например, он вводит органично амфибрахий. Продолжаем дальше проводить анализ стихотворения Маяковского «Послушайте!». Размер стиха такой же (трехсложный) присутствует также в произведении «В метелях полуденной пыли».
История создания
Поэма была написана незадолго до самоубийства Маяковского — зимой 1929−1930 годов. В это время поэт готовился к выставке, приуроченной к двадцатилетию его творческой деятельности. Но в то же время Владимир Владимирович пребывал в мрачном настроении. Его работы критиковали, и многие современники отзывались о поэте в негативном ключе.
Возможно, что именно это заставило Маяковского напрямую обратиться к потомкам. Он задумал целую поэму «Во весь голос», но написал только вступление. Неизвестно почему поэт решил не продолжать работу. Возможно, что он не захотел писать или не смог. Вступление было готово в январе 1930 года, но уже в апреле Маяковский трагически умер.
Если разбираться детально, отрывок нельзя назвать поэмой. Но его называют так, потому что вступление планировалось добавить к крупному произведению.
Анализ текста
Текст написан в жанре поэмы, хоть это достаточно условное обозначение. Отрывок небольшой по размеру, но он поражает масштабностью мысли. Маяковский использовал тоническую систему. Именно она лучше всего отразила эмоции и бунтарское настроение.
В композиции поэмы можно выделить несколько частей:
- Обращение к потомкам.
- Рассказ о состоянии поэзии.
- Задача творческой деятельности.
Маяковский предельно откровенен в произведении. Он выделяет главную роль поэзии — социальная нагрузка. Слова должны побуждать людей, а не складываться в красивые, но бессмысленные творения, поэтому многих современников поэт не оценивал как достойных.
При написании поэмы Маяковский использовал следующие средства выразительности:
- эпитеты — поэт называет оружие грозным, певца кипяченным, а садоводства барскими;
- метафоры — автор рассказывает о рое вопросов, харкающем туберкулезе, строчечном фронте;
- сравнения — поэт сравнивает поэзию с капризной бабой, открытие тома Маркса с распахиванием ставен.
В тексте можно найти много грубых слов
Все это оправданно — Маяковский хотел привлечь внимание большинства и показать, в чем же именно заключается миссия настоящего поэта. Можно считать, что поэма стала его предсмертным посланием.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Послушайте!.История создания – произведение было написано осенью 1914 г., спустя год после издания первого сборника «Нате!».
Тема стихотворения – человеческая жизнь; поэтическое искусство.
Композиция – кольцевая. Стихотворение написано в форме монолога-обращения лирического героя. Монолог можно разделить на смысловые части: риторические вопросы о том, зачем зажигают звёзды, рассказ о благодарности Богу за то, что он зажигает звёзды и освещает путь тому, кому это нужно. На строфы произведение не делится.
Жанр – элегия с элементами послания.
Стихотворный размер – написан тоническим стихом, большинство строк не рифмуются, некоторые объединены перекрестной рифмовкой АВАВ.
Метафоры – «звёзды зажигают», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «метели полуденной пыли», «врывается к богу».
Эпитеты – «полуденная пыль», «жилистая рука», «ходит тревожный, но спокойный».
Стихи о советском паспорте. В. В. Маяковский
На главную
Все авторы
Главная → В. В. Маяковский → Стихи о советском паспорте
Иллюстрация Б. С. Каплан к стихотворению В. В. Маяковского «Стихи о советском паспорте», 1949
Я волком бы Я волком бы выгрыз Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам К мандатам почтения нету. К любым К любым чертям с матерями К любым чертям с матерями катись любая бумажка. любая бумажка. Но эту… По длинному фронту По длинному фронту купе По длинному фронту купе и кают чиновник чиновник учтивый чиновник учтивый движется. Сдают паспорта, Сдают паспорта, и я Сдают паспорта, и я сдаю мою мою пурпурную книжицу. К одним паспортам — К одним паспортам — улыбка у рта. К другим — К другим — отношение плевое. С почтеньем С почтеньем берут, например, С почтеньем берут, например, паспорта с двухспальным с двухспальным английским левою. Глазами Глазами доброго дядю выев, не переставая не переставая кланяться, берут, берут, как будто берут чаевые, паспорт паспорт американца. На польский — На польский — глядят, На польский — глядят, как в афишу коза. На польский — На польский — выпяливают глаза в тугой в тугой полицейской слоновости — откуда, мол, откуда, мол, и что это за географические новости? И не повернув И не повернув головы качан и чувств и чувств никаких и чувств никаких не изведав, берут, берут, не моргнув, берут, не моргнув, паспорта датчан и разных и разных прочих и разных прочих шведов, И вдруг, И вдруг, как будто И вдруг, как будто ожогом, И вдруг, как будто ожогом, рот скривило скривило господину. Это Это господин чиновник Это господин чиновник берет мою мою краснокожую паспортину. Берет — Берет — как бомбу, Берет — как бомбу, берет — Берет — как бомбу, берет — как ежа, как бритву как бритву обоюдоострую, берет, берет, как гремучую берет, как гремучую в 20 жал змею змею двухметроворостую. Моргнул Моргнул многозначаще Моргнул многозначаще глаз носильщика, хоть вещи хоть вещи снесет задаром вам. Жандарм Жандарм вопросительно Жандарм вопросительно смотрит на сыщика, сыщик сыщик на жандарма.
Паспорт
С каким наслажденьем С каким наслажденьем жандармской кастой я был бы я был бы исхлестан и распят за то, за то, что в руках у меня за то, что в руках у меня молоткастый, серпастый серпастый советский паспорт. Я волком бы Я волком бы выгрыз Я волком бы выгрыз бюрократизм. К мандатам К мандатам почтения нету. К любым К любым чертям с матерями К любым чертям с матерями катись любая бумажка. любая бумажка. Но эту… Я Я достаю Я достаю из широких штанин дубликатом дубликатом бесценного груза. Читайте, Читайте, завидуйте, Читайте, завидуйте, я — Читайте, завидуйте, я — гражданин Советского Союза.
В. В. Маяковский, 1929
Советский паспорт
Далее →
Благодарим за прочтение произведения Владимира Владимировича Маяковского «Стихи о советском паспорте»!
Читать все произведения Владимира Маяковского На главную страницу (полный список произведений)
«Онлайн-Читать.РФ» Обратная связь
Языковые особенности стиха
В стихотворении «Послушайте» каждое слово эмоционально окрашено, экспрессивно и выразительно. Автор ярко рисует метания героя, его страх и растерянность при мысли, что вечером на небе не окажется звезд.
Стихотворение вмещает в себя весь спектр: от самых высших святынь человечества до земной пыли. Автор смело показывает Бога, похожего на труженика, не стесняется слез главного героя при мысли, что звездная красота мира вдруг исчезнет.
В этом стихе душа автора, ранимая и чувствительная, открыта нараспашку.
Расположив слова лесенкой, он придает каждому слову особое звучание и силу.
Употреблением знаков препинания, а также слов, полярных по своему содержанию, поэт достигает того, что стих звучит как единый порыв, стремление, вызов на диспут, попытку убедить, остановить на пути ожесточения душ и материализма.
Употребление большого количества глаголов в коротком стихе создает ощущение активного действия.
Он: надрывается, врывается, боится, плачет, целует, просит, клянется что не перенесет, ходит…
Маяковский писал в своей, особенной манере и стих «Послушайте» почти не отличается от других стихов автора.
Краткий анализ стихотворения В. Маяковского “Послушайте!” 2 вариант
Стихотворение Маяковского под названием “Послушайте” написано в 1914 году. Читатель увидел в этом стихе пренебрежительные интонации и ранимую душу. Стихотворение начинается с просьбы к людям “Послушайте!”. Этим восклицанием герой прерывают собственную речь, для того чтобы быть услышанным, герой произносит это слово в отчаянии пытаясь обратить внимания людей на волнующую проблему, которая беспокоит героя. Эта проблема человеческое равнодушие.
Построение речи в стихотворении так, как будто ведется Достопримечательная дискуссия, похожа на поиски лихорадочным аргументом в надежде что люди поймут. Чувствуется в герое сильный накал страстей и эмоций, а также замечается забота, надежда и сопереживание. Последняя строчка стихотворения начинается в точности так же как и первая, но если сравнить эти две строки, то развитие последней уже намного уверенное, оптимистическое и бодрое.
Расположение стихотворения сделано “лесенкой” здесь каждое слово считается главным для лирического героя. Кажется, что некоторые стихотворения Маяковского читаются с криком. Автор пишет стихи которые преобладают интонации доверчивости и интонации интимного характера. Маяковский человек душевный, добрый, дружелюбный и понимающий, но некоторые читатели представляют автора как грозного и дерзкого. Фантастика (“врывается к богу”) естественно сочетается с наблюдениями автора над внутренним состоянием лирического героя.
Ряд глаголов: “врывается”, “плачет”, “просит”, “клянется”- передает не только динамику событий, но и эмоциональный накал. Каждое слово здесь выразительное с обостренными чувствами. В стихотворении “Послушайте” интонации доверительные, обличительные с некой робостью. Герой собственные мысли высказывает с ноткой тревоги и в смятении. Для лирического героя жизнь без звезд кажется бессмысленной, утверждает что звезды светят не попросту, а для каждого человека на Земле. Отчаяние так велико, что герою тяжело переносить “эту беззвездную муку”. Стихотворение Маяковского написано с развернутой метафорой. Кроме материального, людям надобно мечтать, стремится к целям в жизни и духовно развиваться.
В стихотворении присутствует боль и крик души поэта, этим произведением автор пытается достучаться к сердцам читателей, добиться признания, понимания модерного творчества. Маяковский величайший лирический поэт, созданное ним стихотворение “Послушайте!” – шедевр русской литературы.
4.8
5
(
43
голоса
)
Стилистические нюансы
Главной стилистической чертой стихотворения, часто оставляющей неизгладимое впечатление у слушателей, является эмоциональная спонтанность, подчёркиваемая сбивчивостью и торопливостью речи
Герой произведения не просто взволнован, он поражён важностью затрагиваемого вопроса и стремится своим чувственным монологом привлечь внимание людей.. Маяковский в произведении умело создаёт ситуацию, в которой лирический герой будто шёл по своим делам и вдруг остановился, оставил свои прежние мысли, поглядел на небо и обратился к прохожим. Причём адресат стиха — люди с отсутствием интереса к подобной философии; им неинтересно думать, «для чего и почему зажигают звёзды», они живут строго по плану, не затрагиваемые мыслями о мироздании
Причём адресат стиха — люди с отсутствием интереса к подобной философии; им неинтересно думать, «для чего и почему зажигают звёзды», они живут строго по плану, не затрагиваемые мыслями о мироздании.
Маяковский в произведении умело создаёт ситуацию, в которой лирический герой будто шёл по своим делам и вдруг остановился, оставил свои прежние мысли, поглядел на небо и обратился к прохожим. Причём адресат стиха — люди с отсутствием интереса к подобной философии; им неинтересно думать, «для чего и почему зажигают звёзды», они живут строго по плану, не затрагиваемые мыслями о мироздании.
Средства художественной выразительности
В стихотворении есть как синтаксические средства выразительности, так и лексические.
Открывается текст риторическим восклицанием (синтаксическое средство художественной выразительности): «Послушайте!». Затем — три риторических вопроса:
Завершается текст также риторическим вопросом, образуя кольцевую композицию:
Значит — это необходимо, чтобы каждый вечер над крышами загоралась хоть одна звезда?!»
- «Послушайте!» является развернутой метафорой путешествия человека к Богу и постижения им ясности существования.
- Метафоры: «в метелях полуденной пыли», «кто-то называет эти плевочки жемчужиной», «звезды зажигают». Метафора «в метелях полуденной пыли» отсылает нас к образу раскаленного, пыльного города или пустыни, где ветер гоняет столбы пыли, словно снежные барханы.
- Эпитетов немного, но они являют яркие образы: «полуденная пыль», «жилистая рука», «беззвездная мука», «тревожный, но спокойный наружно».
- Единожды присутствует сравнение звезд с жемчужиной.
- Помимо прочего, Маяковский применяет прием единоначатия (т.н. анафора): «значит — это кому-нибудь нужно? Значит — кто-то хочет, чтобы они были? Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?». Анафора усиливает динамизм, переживания героя, показывает его радость открытия.
- Помимо анафоры, на динамику действия работают однородные глагольные сказуемые: «врывается к богу, боится, что опоздал, плачет, целует ему жилистую руку, просит — чтоб обязательно была звезда! — клянется…»
Маяковский на редкость избегает излюбленных неологизмов, но выбранная им интонация подчеркивает предназначение стихотворения для чтения на публике.
Тема и настроение
Основная тема определяется толкованием. Под «маленькими плевочками» поэт может подразумевать творчество, а может и просто мир физических явлений.
В том случае, если звезды – это произведения художественного творчества, в которых нуждается воспринимающее сознание, будь то театр, музыка, литература, живопись, то творческая личность (обращенная к Богу) создает их на радость зрителю (читателю, слушающему).
Если же под звездами понимать мир физических, природных явлений, то на первый план выходит тема смысла жизни и смыла красоты в этой самой жизни. Звезды, как все красивое, вдохновляющее, наполняют существование человека светом и теплотой, гармонией и вдохновением, но истинной природы таких вещей мы не знаем. И задача человека будущего – познать ее, развить пытливый ум и проникнуть под покровы тайн мироздания.
Средства художественной выразительности
Использование определенных тропов способствовало созданию футуристического стихотворения.
Так, важную роль во всем произведении играет такая стилистическая фигура, как метафора. Маяковский избегает прямых и понятных выражений, заставляя читателя самого додумывать. Вместо слова «закат» автор использует лишь «багровый», вместо «игральная доска» — «зелёный».
Также Маяковский использует разновидность метафоры – метонимию. Он называет общество «бульваром и площадью». По его мнению, эти понятия можно заменять друг другом на основании сходства
Такой приём оживляет город, делает его отдельным лирическим героем.
Важное значение в тексте играет сравнение. Поэт называет толпу «пестрошерстой быстрой кошкой», указывая на непостоянность общества, вечную суету.
Эпитеты («багровый», «белый», «чёрный», «жёлтый», «синие») создают настоящее полотно
Они оживляют стихотворение, придают ему динамичности.
Краткая история создания
1914 год — время написания стихотворения — являлся для молодого поэта Владимира Маяковского переломным в плане творчества. Именно в тот период Маяковский начинает отходить от старых литературных традиций и норм, делая выбор в пользу создания стихов «нового поколения», футуристического искусства. Созданию этой баллады предшествовали такие события:
- В 1912 году состоялось первое публичное выступление поэта перед публикой в артистическом кафе-подвале «Бродячая собака».
- В 1913 году — выпуск первого сборника стихов Маяковского, кратко озаглавленного «Я», а также последовавший за ним сборник «Нате!», принёсший ему известность.
- В январе 1914 года поэт принял участие в футуристической олимпиаде. В этом же году он был исключён из училища.
В дореволюционном периоде творчества поэта заметны черты неоромантизма, переосмысления человеческой жизни и судьбы, обращение к библейским мотивам. Анализ стихотворения Маяковского «Послушайте» показывает существенное отличие этого произведения от уже созданных — в особенности, мягкая доверительная интонация, отсутствие гневного осуждения или обличения пороков общества и людей, а также надежда на будущее.
Этим частично объясняется довольно светлый колорит стихотворения, в котором Маяковский выдвигает на первый план не большевика или рабочего, а человека философа, размышляющего над вечными вопросами.