Историческая основа думы и героическое начало
Дума, как и все литературные исторические жанры того периода, имеет в своей основе реально происходящее событие. На дворе начало Смутного времени, 17-ый век. Польские власти, узнав о том, что на Земском соборе выбрали русского нового царя, поспешили отправить свое войско в Костромскую область, где на тот момент находился юный Михаил Романов.
Целью поляков было убить царя, а на российский трон поставить своего цесаревича Владислава, и таким образом превратить Россию в провинцию Польши. Польскому войску требовался проводник, который смог бы им указать месторасположение монастыря, в котором скрывался Михаил и попросили помочь жителя близ лежащего села, Ивана Сусанина.
Однако, простой крестьянин быстро разоблачил намерения поляков, и завел их в глухую лесную чащу. В то время как Иван Сусанин обманом отводил поляков подальше от монастыря, его родственник смог предупредить царя о надвигающейся опасности.
Естественно польское войско осознав, что Иван их обманул, тут же убило крестьянина. Героизм Сусанина заключается в том, что он понимал неизбежность своей смерти, и, не смотря на это, не побоялся совершить смелый поступок.
Автор: Рылеев Кондратий Федорович
«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги!— Сусанину с сердцем вскричали враги: — Мы вязнем и тонем в сугробинах снега; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти! Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует, Но смерти от ляхов ваш царь не минует!.. Веди ж нас,— так будет тебе за труды; Иль бойся: не долго у нас до беды! Заставил всю ночь нас пробиться с метелью... Но что там чернеет в долине за елью?» «Деревня!— сарматам в ответ мужичок: — Вот гумна, заборы, а вот и мосток. За мною! в ворота!— избушечка эта Во всякое время для гостя нагрета. Войдите — не бойтесь!» — «Ну, то-то, москаль!.. Какая же, братцы, чертовская даль! Такой я проклятой не видывал ночи, Слепились от снегу соколии очи... Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой!— Вошед, проворчал так сармат молодой.— Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли! Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!» Вот скатерть простая на стол постлана; Поставлено пиво и кружка вина, И русская каша и щи пред гостями, И хлеб перед каждым большими ломтями. В окончины ветер, бушуя, стучит; Уныло и с треском лучина горит. Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты, Лежат беззаботно по лавкам сарматы. Все в дымной избушке вкушают покой; Один, настороже, Сусанин седой Вполголоса молит в углу у иконы Царю молодому святой обороны!.. Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом. Сусанин поднялся и в двери тайком... «Ты ль это, родимый?.. А я за тобою! «Куда ты уходишь ненастной порою? За полночь... а ветер еще не затих; Наводишь тоску лишь на сердце родных!» «Приводит сам бог тебя к этому дому, Мой сын, поспешай же к царю молодому, Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей, Что гордые ляхи, по злобе своей, Его потаенно убить замышляют И новой бедою Москве угрожают! Скажи, что Сусанин спасает царя, Любовью к отчизне и вере горя. Скажи, что спасенье в одном лишь побеге И что уж убийцы со мной на ночлеге». — «Но что ты затеял? подумай, родной! Убьют тебя ляхи... Что будет со мной? И с юной сестрою и с матерью хилой?» — «Творец защитит вас святой своей силой. Не даст он погибнуть, родимые, вам: Покров и помощник он всем сиротам. Прощай же, о сын мой, нам дорого время; И помни: я гибну за русское племя!» Рыдая, на лошадь Сусанин младой Вскочил и помчался свистящей стрелой. Луна между тем совершила полкруга; Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга. На небе восточном зарделась заря, Проснулись сарматы — злодеи царя. «Сусанин!— вскричали,— что молишься богу? Теперь уж не время — пора нам в дорогу!» Оставив деревню шумящей толпой, В лес темный вступают окольной тропой. Сусанин ведет их... Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло: То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят не шелохнясь и дуб и береза, Лишь снег под ногами скрипит от мороза, Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит, И дятел дуплистую иву долбит. Друг за другом идут в молчаньи сарматы; Всё дале и дале седой их вожатый. Уж солнце высоко сияет с небес — Всё глуше и диче становится лес! И вдруг пропадает тропинка пред ними: И сосны и ели, ветвями густыми Склонившись угрюмо до самой земли, Дебристую стену из сучьев сплели. Вотще настороже тревожное ухо: Всё в том захолустье и мертво и глухо... «Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал. «Туда, куда нужно!— Сусанин сказал.— Убейте! замучьте!— моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит». «Злодей!— закричали враги, закипев,— Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!» «Умри же!— сарматы герою вскричали, И сабли над старцем, свистя, засверкали!— Погибни, предатель! Конец твой настал!» И твердый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Она для России спасла Михаила! 1822
Мое отношение к подвигу Ивана Сусанина: сочинение
Костромской крестьянин Иван Сусанин Как говорилось выше, у каждого человека хорошее отношение к Ивану Сусанину. Ведь он был героем — бесстрашным и ничего не боявшимся. Сочинение на тему «Мое отношение к подвигу Ивана Сусанина»:
Вне зависимости от различия эпох, каждая из которых диктует свои политические, национальные и моральные идеалы, Иван Сусанин восхищает меня своей стойкостью и силой духа. Уверен, что немногие на его месте вытерпели бы все те мучения и боль, которые причиняли ему чужеземцы в процессе пыток, и так бы и унесли с собой в могилу тайну верного пути.
Ведь за какое «правое» дело бы не выступал человек, порой складываются обстоятельства, когда любой понимает, что своя жизнь дороже. Но Иван не пошел на попятную, не совершил предательства и не испортил своей репутации
Он предпочел умереть за свои убеждения (не важно, истинными они были или нет), что уже говорит о его сильной воле, несгибаемом характере, которым невозможно не восхищаться
Говорить, что «каждый на месте Сусанина поступил бы так же» очень глупо. Поскольку это не является правдой. Зачастую даже сильные духом и телом, взрослые мужчины могут сломаться под напором внешних обстоятельств. Поэтому сложно сказать, смог бы я на его месте с достоинством вынести все те пытки, посредством которых поляки и литовцы пытались выпытать у Сусанина верную дорогу.
На мой взгляд, Ивана называют народным героем не напрасно
Даже если легенда о нем – вымысел, то его образ вполне можно расценивать как собирательный, как воплощение великого, непобедимого, отважного, отчаянного и решительно русского человека, который в борьбе с врагом не сдается до последнего
История создания
Опера Глинки «Иван Сусанин» — одна из первых русских опер. Писать патриотическое произведение композитор начал по совету поэта В. Жуковского. В основе содержания — подвиг, который совершил костромской крестьянин Иван Сусанин. Под образом Сусанина подразумевался русский народ, героически сражавшийся с наполеоновскими войсками. Большое влияние на формирование образа главного героя оперы оказала поэма К. Рылеева — «Иван Сусанин».
Создатель либретто оперы «Иван Сусанин» — Г. Ф. Розен. Премьера состоялась в Петербурге в Большом театре 27 ноября 1836 года. Постановка была восторженно принята передовой интеллигенцией, увидевшей в создании оперы «Иван Сусанин» начало нового этапа развития русской музыки. Придворная аристократия их восторга не разделила, хотя сам император присутствовал на премьере.
По желанию Николая I опера Глинки «Иван Сусанин» была переименована в «Жизнь за царя», чтобы у нее появился монархический подтекст. После крушения монархии она вновь стала называться «Иван Сусанин». Либретто Розена было подвергнуто обработке поэтом С. М. Городецким.
Анализ стихотворения К. Ф. Рылеева «Иван Сусанин»
Стихотворение «Иван Сусанин» написано К. Ф. Рылеевым в 1822 году и посвящено событиям освободительной русско-польской войны 1612 года, трагическому противостоянию народа и захватчиков русской земли, когда судьба российской государственности висела на волоске. В этот период Кондратием Федоровичем уже владела идея радикального переустройства российского общества. А ее, очевидно, невозможно было реализовать без жертв. Поэтому произведение пронизывает пафос гражданственности, мотив подвижничества и гибели за правое дело.
Чтобы прояснить исторический контекст, следует пояснить употребление в стихотворении ряда выражений. Сарматами называлась группа древних ираноязычных племен: как прекрасные воины они часто служили наемниками, не упускали случая пограбить и вмешивались в междоусобные войны внутри могущественных империй. Между тем в старых польских источниках излагались тезисы о том, что польская шляхта происходит от сарматов, и эти тезисы стали основой идеологии знати – так называемого сарматизма, разновидности социального расизма, в рамках которой аристократия считалась потомками сарматов, а простонародье – презренных славян, что было абсурдно. Называя поляков сарматами, Рылеев возвращает современного читателя к этим тезисам.
Згой называли в старину искру или дотлевающий уголек. «Не видеть ни зги» – значит не видеть ни единого, даже малейшего источника света, находиться в полной тьме и неизвестности. «Вотще» – значит «напрасно», «мнить» – «думать, полагать».
Эпический характер повествования придает стихотворению сходство с былиной. Вместе с тем употребление в применении к Ивану Сусанину слова «мужичок» подчеркивает, что он никакой не богатырь, что в этом человеке нет ничего героического – ни могучей стати, ни громового голоса. Его образ символизирует личность живущего «в дымной избушке» простого русского человека как части многомиллионного народа, и этим он ценен.
Начало стихотворения описывает ситуацию развившегося конфликта. Обилие восклицательных предложений отражает эмоциональное напряжение, охватывающее персонажей. Напряженность момента помогает подчеркнуть и употребление антонимов – «скроется – блеснет», «засветит – пропадет, и эллипсис – «в двери (шмыгнул) тайком». Прием аллитерации – чередования согласных «с» и «ш» – «стоят не шелохнясь …, лишь снег под ногами хрустит» передает звуки, наполняющие зимний лес. Морфемный повтор – «чистый чистейшая» – создает акцент на нравственной высоте поступка главного героя.
Введение образа сына позволяет автору подчеркнуть историческую преемственность: отец не только рассказывает сыну о намерениях, он словно передает завет мужества и самоотречения.
Нельзя не отметить, что Иван Сусанин, провозглашая лозунг «за царя и за Русь», не разделяет страну и государственную машину. Герой ценой собственной жизни отстаивает неприкосновенность будущего монарха, спасает Михаила «для России». Государь для Сусанина – божий помазанник, а монархизм – божье установление. Религиозную подоплеку его поступка подчеркивает множество деталей – моление у иконы, соединение отчизны и веры, эпитеты «святая» оборона, «святая» сила. На потомка Михаила Романова два века спустя готовят покушение пылкие единомышленники автора стихотворения.
Декабристы справедливо клеймили позор крепостничества, будучи владельцами тысяч крестьян. Будучи убежденными западниками, они из лучших побуждений стремились усовершенствовать политический строй России любой ценой, в том числе принеся в жертву несколько тысяч солдат в течение одного декабрьского утра.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Думы ✑
Думы
Значение подвига Ивана Сусанина: важное
Иван Сусанин — русский национальный герой Значимость того события для семьи Романовых и России в целом, огромная. Об этом знают все. Вот как можно описать значение подвига Ивана Сусанина:
Со стороны кажется, что просто повести врага «не в ту сторону» — не такое уж сложное дело. Тем более, что чужеземец не знает местности, доверяет проводнику. Но, несмотря на то, что Сусанин не бросался на врага с оружием наперевес, а действовал иными методами, его подвиг имеет огромное значение. Ведь итогом послужило спасение самого царя.
Кстати, поступок Ивана Сусанина доказывает, что, иногда, для того, чтобы защитить Отечество и свои идеалы, не обязательно ввязываться в открытую драку. Можно устранить неприятеля смекалкой, используя иные преимущества. По сути, крестьянин лишил правителя прямой угрозы его жизни, а значит, сделал многое и для страны в целом.
Кондратий Рылеев«Иван Сусанин»
«Куда ты ведешь нас?.. не видно ни зги! — Сусанину с сердцем вскричали враги: — Мы вязнем и тонем в сугробинах снега; Нам, знать, не добраться с тобой до ночлега. Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути; Но тем Михаила тебе не спасти! Пусть мы заблудились, пусть вьюга бушует, Но смерти от ляхов ваш царь не минует!.. Веди ж нас, — так будет тебе за труды; Иль бойся: не долго у нас до беды! Заставил всю ночь нас пробиться с метелью… Но что там чернеет в долине за елью?»
«Деревня! — сарматам в ответ мужичок: — Вот гумна, заборы, а вот и мосток. За мною! в ворота! — избушечка эта Во всякое время для гостя нагрета. Войдите — не бойтесь!» — «Ну, то-то, москаль!.. Какая же, братцы, чертовская даль!
Такой я проклятой не видывал ночи, Слепились от снегу соколии очи… Жупан мой — хоть выжми, нет нитки сухой! — Вошед, проворчал так сармат молодой. — Вина нам, хозяин! мы смокли, иззябли! Скорей!.. не заставь нас приняться за сабли!»
Вот скатерть простая на стол постлана; Поставлено пиво и кружка вина, И русская каша и щи пред гостями, И хлеб перед каждым большими ломтями. В окончины ветер, бушуя, стучит; Уныло и с треском лучина горит.
Давно уж за полночь!.. Сном крепким объяты, Лежат беззаботно по лавкам сарматы. Все в дымной избушке вкушают покой; Один, настороже, Сусанин седой Вполголоса молит в углу у иконы Царю молодому святой обороны!..
Вдруг кто-то к воротам подъехал верхом. Сусанин поднялся и в двери тайком… «Ты ль это, родимый?.. А я за тобою! Куда ты уходишь ненастной порою? За полночь… а ветер еще не затих; Наводишь тоску лишь на сердце родных!»
«Приводит сам бог тебя к этому дому, Мой сын, поспешай же к царю молодому, Скажи Михаилу, чтоб скрылся скорей, Что гордые ляхи, по злобе своей, Его потаенно убить замышляют И новой бедою Москве угрожают!
Скажи, что Сусанин спасает царя, Любовью к отчизне и вере горя. Скажи, что спасенье в одном лишь побеге И что уж убийцы со мной на ночлеге». — «Но что ты затеял? подумай, родной! Убьют тебя ляхи… Что будет со мной?
И с юной сестрою и с матерью хилой?» — «Творец защитит вас святой своей силой. Не даст он погибнуть, родимые, вам: Покров и помощник он всем сиротам. Прощай же, о сын мой, нам дорого время; И помни: я гибну за русское племя!»
Рыдая, на лошадь Сусанин младой Вскочил и помчался свистящей стрелой. Луна между тем совершила полкруга; Свист ветра умолкнул, утихнула вьюга. На небе восточном зарделась заря, Проснулись сарматы — злодеи царя.
«Сусанин! — вскричали, — что молишься богу? Теперь уж не время — пора нам в дорогу!» Оставив деревню шумящей толпой, В лес темный вступают окольной тропой. Сусанин ведет их… Вот утро настало, И солнце сквозь ветви в лесу засияло:
То скроется быстро, то ярко блеснет, То тускло засветит, то вновь пропадет. Стоят не шелохнясь и дуб и береза, Лишь снег под ногами скрипит от мороза, Лишь временно ворон, вспорхнув, прошумит, И дятел дуплистую иву долбит.
Друг за другом идут в молчанья сарматы; Всё дале и дале седой их вожатый. Уж солнце высоко сияет с небес — Всё глуше и диче становится лес! И вдруг пропадает тропинка пред ними: И сосны и ели, ветвями густыми
Склонившись угрюмо до самой земли, Дебристую стену из сучьев сплели. Вотще настороже тревожное ухо: Всё в том захолустье и мертво и глухо… «Куда ты завел нас?» — лях старый вскричал. «Туда, куда нужно! — Сусанин сказал. —
Убейте! замучьте! — моя здесь могила! Но знайте и рвитесь: я спас Михаила! Предателя, мнили, во мне вы нашли: Их нет и не будет на Русской земли! В ней каждый отчизну с младенчества любит И душу изменой свою не погубит».
«Злодей! — закричали враги, закипев, — Умрешь под мечами!» — «Не страшен ваш гнев! Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело, И радостно гибнет за правое дело! Ни казни, ни смерти и я не боюсь: Не дрогнув, умру за царя и за Русь!»
«Умри же! — сарматы герою вскричали, И сабли над старцем, свистя, засверкали! — Погибни, предатель! Конец твой настал!» И твердый Сусанин весь в язвах упал! Снег чистый чистейшая кровь обагрила: Она для России спасла Михаила!
Историческая основа думы и героическое начало
Дума, как и все литературные исторические жанры того периода, имеет в своей основе реально происходящее событие. На дворе начало Смутного времени , 17-ый век. Польские власти, узнав о том, что на Земском соборе выбрали русского нового царя, поспешили отправить свое войско в Костромскую область, где на тот момент находился юный Михаил Романов.
Целью поляков было убить царя, а на российский трон поставить своего цесаревича Владислава, и таким образом превратить Россию в провинцию Польши. Польскому войску требовался проводник, который смог бы им указать месторасположение монастыря, в котором скрывался Михаил и попросили помочь жителя близ лежащего села, Ивана Сусанина.
Однако, простой крестьянин быстро разоблачил намерения поляков, и завел их в глухую лесную чащу. В то время как Иван Сусанин обманом отводил поляков подальше от монастыря, его родственник смог предупредить царя о надвигающейся опасности.
Естественно польское войско осознав, что Иван их обманул, тут же убило крестьянина. Героизм Сусанина
заключается в том, что он понимал неизбежность своей смерти, и, не смотря на это, не побоялся совершить смелый поступок.
Кем был Иван Сусанин: биография
Костромской крестьянин Иван Сусанин Школьник должен знать биографии многих известных людей и тем более, национальных героев. Вот биография и описание, кем был Иван Сусанин для сочинения:
Родился народный герой во второй половине XVI века в дер. Деревеньки. Кончина его приходится на 1613-й год. Его можно назвать спасителем Михаила Романова от вражеских отрядов. Считается, что Иван Сусанин принадлежал к крепостным Шестовых, семьи дворянского рода.
Кстати, район Костромской области, в котором (предположительно) родился Иван, ныне именуется Сусанинским. Детство, отрочество, юность Ивана Сусанина не имеют никаких исторических отображений. Они мало чем отличались от вех жизни представителей данного сословия.
Однако некоторые источники говорят, что Иван был не просто крестьянином, а приказчиком либо вотчинным старостой. Эти версии имеют право на существование, ведь отчего-то вести отряд поручили именно ему, а не другому человеку. Это подтверждает задатки лидера.
Иные ресурсы говорят, что Иван был управляющим при боярском дворе. Возраст героя не менее 35-40 лет. Хотя, большинство источников утверждают, что Ивану было далеко за 40, поскольку у него имелась взрослая, замужняя дочь и зять. Скорее всего, 55-60 лет.
О личной жизни Сусанина мало известно. Он рано потерял жену. Второй раз, скорее всего не женился. В те века это было не принято. Дочь звали Антонидой, она была замужем, у нее были дети.
Валерий Замыслов: Иван Сусанин
- Валерий Замыслов
- ИВАН СУСАНИН
- Историко-патриотическая дилогия
Книга первая
https://www.youtube.com/watch?v=UcNy5H-oSKo
ЧЕРЕЗ НАПАСТИ И НЕВЗГОДЫ
— Всегда Ванька виноват!
— Виноват! «Мне лошадь запрячь — раз плюнуть». Вот и плюнул, абатур! Хомут — набекрень, супонь — гашником.
- Округ лошади, саней и путников разыгралась метель, да такая неугомонная и бесноватая, что в трех саженях ничего не видно.
- Двенадцатилетний Ванятка, довольно крепкий и рослый отрок, в облезлом бараньем кожушке, весь запорошенный снегом, проваливаясь в сугробах, двинулся к отцу, но его остановила Сусанна.
- — Погодь, сынок.
- Голос матери едва прокрался до Ваняткиных ушей.
— И ты, Осип, отойди. Отойди, сказываю!
Оська, неказистый, приземистый мужичонка, норовил, было, поправить хомут, но супруга слегка двинула его плечом, и муженек едва в сугроб не отлетел.
Сильной и приделистой была молодая баба Сусанна. Ни в пахоте, ни в косьбе, ни в какой другой работе мужикам не уступала. Даже избу топором могла изрядно рубить.
Деревенские мужики посмеивались:
— Те, чо не жить, Оська. Твоей Сусанне из чрева матери надо бы мужиком вывалиться. Ловкая баба!
— Закваска была добрая. Отец-то ее, Матвейка, на медведя с рогатиной ходил. Экое чадо выстругал, хе-хе.
— А ведь не размужичье. И статью взяла, и лицом пригожа. Добрая женка!
А вот на Оську мужики дивились: кажись, от одного корня на свет вылупился, но вырос замухрышкой. Дай щелбана — и лапти к верху. Недосилок и есть недосилок. Ванятка, никак в деда уродился. Ядреный парнек подрастает.
- Сусанна управилась с хомутом и села в сани.
- Метель выла на все голоса, засыпая белым покрывалом путников.
- — Сгинем, — смахивая рукавицей снег с куцей бороденки, удрученно выдохнул Оська.
— Окстись! — недовольно молвила Сусанна.
— Куды ж дале-то?
Супруга не сказалась: покумекать надо. Наобум Буланку вожжами хлестать — и вовсе дело пропащее. Лошадь с дороги сбилась, начала по сторонам брыкаться — вот и ослаб хомут.
На Ванятке вины нет: он с упряжью давно ладит… Но что делать в экую завируху? Добро зарано выехали, добро за полдень не перевалило, а то бы в сутемь угодили. Вот тогда бы совсем пришлось худо.
Да и ныне еще — как Бог взглянет.
— Сидеть бы уж в своей деревеньке, — глухо донеслось до Сусанны.
Супруга вновь не отозвалась. Перетрухнул мужик, вот и деревеньку помянул. А не сам ли весь предзимок скулил:
— Худая жисть. Кутыга оброками задавил, в лес с топоришком не сунешься, Да и все рыбные ловы под себя заграбастал. Надо в Юрьев день к другому барину уходить.
— А пожилое скопил?
Оська лишь тяжело вздохнул. Сидел в курной избенке да скорбно загривок чесал. Угрюмушка на душе. Жита после нови — с гулькин нос: барину долги отдал, старосте-мироеду да мельнику за помол.
А тут и тиун нагрянул. Подавай в цареву казну подати, пошлины да налоги: стрелецкие, дабы государево войско крепло да множилось, ямские, чтоб удалые ямщики — «соловьи» — по царевым делам в неметчину гоняли, полоняничьи, чтоб русских невольников из полона вызволить… Проворь деньгу вытрясать. А где на всё набраться?
Поскребешь, поскребешь потылицу — и последний хлебишко на торги. Вернешься в деревеньку с мошной, но она не в радость: едва порог переступил, а тиун тут как тут.
— Выкладай серебро в государеву казну.
Выложишь, куда денешься. Лихо жить у барина, голодно. Надо бы к новому помещику идти, авось у того постытней будет, но в кармане денег — вошь на аркане, да блоха на цепи. Пожилое Кутыге век не наскрести, хоть лоб разбей.
- Поглядела на сумрачного мужика Сусанна и, изведав, что дворянин Кутыгов вознамерился новую баню рубить, пошла во двор за топором, а через три седмицы взяла силки, стрелы и колчан и ушла в дальний лес, добыв барину семь белок и лисицу.
- — Теперь на рубль потянет?
- Кутыга рубль выдал, но немало подивился:
— Горазда ты, женка. Телесами добра… Может, ко мне в поварихи пойдешь?
— Благодарствую, барин, но мы в Юрьев день уйдем из твоей деревеньки.
— Жаль… Была б моя воля, я тебя цепями приковал.
Читать дальше
Иван Сусанин четыре столетия спустя
После перестройки, казалось, наступило время, когда, наконец, в свободной от идеологии стране можно найти «реального Сусанина».
Так, российский историк и костромской краевед Николай Зонтиков попытался примирить различные трактовки в книге «Сусанин: легенды и действительность». По его мнению, польский отряд разыскивал Михаила осенью-зимой 1612 года — на деле 1613-го, так как год в те времена начинался в сентябре. Их задачей, считает исследователь, было устранить главного соперника короля Сигизмунда и принца Владислава в борьбе за русский престол перед предстоящим Земским собором. Сам Михаил с матерью в это время были на богомолье в Макарьевом монастыре на реке Унже (ныне город Макарьев Костромской области) — его же они посетят шесть лет спустя.
Сусанин, пишет Зонтиков, опираясь на народные сказания и родовые предания, был приказчиком в Домнине и единственный знал, куда направились боярин и его мать. Крестьянин повел злоумышленников по болоту в сторону села Исупово, в котором поляки, распознав обман, его и убили. А вот предупреждения Михаилу, по мнению Зонтикова, Сусанин не посылал. О подвиге же стало известно только в 1619 году, когда уже царь Михаил с матерью снова посетили костромскую землю.
Так, в 2001 году губернатор Костромской области Виктор Шершунов в качестве одного из «определяющих обстоятельств возрождения российской государственности» утвердил и профинансировал Программу исследования памятных мест, связанных с именем Ивана Сусанина. Целью программы было ни много ни мало обнаружить останки героя — провести археологические раскопки и найти в захоронениях XVII века мужчину старше 40 лет, погибшего насильственной смертью.
И ведь «удалось». В 2005 год страну облетела громкая весть: обнаружены останки Ивана Сусанина! При «опознании» руководители экспедиции использовали криминологические, анатомические, генетические методики — новейшие для исторической науки на тот момент. Останки убитого мужчины нашли там, где когда-то жил Сусанин, а генетика и восстановленный облик умершего показали его возможное родство с потомками героя.
Казалось бы, сделано великое открытие, в чем подвох? А в том, что «удалось» найти останки Ивана Сусанина только в кавычках. К такому выводу пришли участники комиссии Института археологии РАН, к которой обратилось Министерство культуры с просьбой проверить результаты костромской экспедиции.
Ученые заявили, что даже задачи проекта были поставлены некорректно. Академики раскритиковали и сам метод поиска. Во-первых, останки «нашли» в могильнике у деревни Исупово, но связь этого места с историей Сусанина, как уже было сказано выше, спорная. Во-вторых, определить время захоронений на исуповском некрополе толком невозможно. В-третьих, если верить отчету о раскопах, непонятно, как на перекопанном не раз могильнике нашлось «захоронение Сусанина». В погребении, к которому того отнесли, лежали кости сразу двух людей: мужчины и ребенка.
Не меньше вопросов возникло и к методу идентификации героя. Так, насильственная смерть во времена Смуты и даже позднего Средневековья — раннего Нового времени не была чем-то из ряда вон выходящим. От нее умирало от 4 до 15% мужского населения. Генетика лишь подтвердила родство нескольких индивидов сельской округи, в том числе потомков Сусанина. Но это вовсе не значит, что в могиле не может лежать кто-то из их других предков, живших в тех местах. Собрать необходимый генетический материал — митохондрии, которые передаются только по женской линии, — для более точного анализа не удалось. Портретное сходство опять же доказало только происхождение умершего из той же местности, что и потомки Сусанина.
Действие третье
В избе Сусанина живёт мальчик — сирота Ваня. Вместе с Иваном Сусаниным он размышляет о том, что поляки могут явиться сюда, чтобы пленить царя. Но они смогут противостоять полякам и уберечь государя от подобной участи.
Вошедшие крестьяне желают Ивану счастья. После их ухода — сцена благословения Сусаниным молодых. Вдруг раздаётся конский топот. Это поляки. Они требуют проводить их к царю, так как они думают, что царь скрывается где-то рядом, сулят Ивану Сусанину золото. Он соглашается, тихо сказав Ване, чтобы тот уведомил государя об опасности. Антонида, подумав, что отец действительно соблазнился деньгами, умоляет его не делать этого. Но отец благословляет её и наказывает праздновать свадьбу без него. После этого он уходит. Антонида горько плачет. Из краткого содержания оперы «Иван Сусанин» уже ясно: главному герою не суждено больше вернуться домой.
Пришедший Собинин недоумевает, откуда появились враги. Выслушав рассказ невесты, он собирает отряд из крестьян, чтобы освободить Ивана Сусанина.
Сусанин блуждает с поляками в глухом лесу. Они измучены, поэтому клянут своего проводника, но пока ещё верят ему. Враги останавливаются на ночлег. Сусанин понимает, что его смертный час близок. Скорбные раздумья мучают его. В кратком содержании оперы «Иван Сусанин» это самый трагический момент. Мысленно попрощавшись с семьёй, крестьянин ложится спать.
Сильнейшая вьюга. Поляки, проснувшись, понимают, что хитрый крестьянин заведомо завел их сюда, чтобы они нашли здесь свою погибель. Сусанин рассказывает им о своём вероломном плане. Разгневанные поляки решают убить Сусанина.
В каком году был написан «Иван Сусанин»: дата
Для написания сочинения обязательно понадобится дата, в каком году был написан «Иван Сусанин». Вот эта информация:
Кондратий Федорович Рылеев воспел подвиг Ивана Сусанина в 1822 году. Что же касается одноименной оперы М. Глинки, она была создана несколько позже – в 1836. Однако мало кто знает, что это не первые попытки оживить исторические события того времени. На самом деле, существует еще более древний источник — опера Катерино Кавоса – «Иван Сусанин». Ее премьера состоялась в 1815 году. Следует отметить, что выдержано творение было в стиле французской комик оперы, в которой диалоги занимали с музыкой приблизительно равное количество места.
Подвиг Ивана Сусанина
С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.
«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.
М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851
Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.
Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».
Историческая основа думы и героическое начало
Дума, как и все литературные исторические жанры того периода, имеет в своей основе реально происходящее событие. На дворе начало Смутного времени , 17-ый век. Польские власти, узнав о том, что на Земском соборе выбрали русского нового царя, поспешили отправить свое войско в Костромскую область, где на тот момент находился юный Михаил Романов.
Целью поляков было убить царя, а на российский трон поставить своего цесаревича Владислава, и таким образом превратить Россию в провинцию Польши. Польскому войску требовался проводник, который смог бы им указать месторасположение монастыря, в котором скрывался Михаил и попросили помочь жителя близ лежащего села, Ивана Сусанина.
Однако, простой крестьянин быстро разоблачил намерения поляков, и завел их в глухую лесную чащу. В то время как Иван Сусанин обманом отводил поляков подальше от монастыря, его родственник смог предупредить царя о надвигающейся опасности.
Естественно польское войско осознав, что Иван их обманул, тут же убило крестьянина. Героизм Сусанина
заключается в том, что он понимал неизбежность своей смерти, и, не смотря на это, не побоялся совершить смелый поступок.