Анализ стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям» Анна Ахматовой
Произведение «Смуглый отрок бродил по аллеям» с Анной Андреевной Ахматовой в рамках цикла «царскосельского цикла».
Стихотворение написано в 1911 году. Исполнилось поэту 22 года, в это время большинство новых студентов — это замужняя женщина, путешественница. Это ее первая книга стихов «Вечер», почти готовая к изданию. По жанру — застой, после чего анапест и дольник меняются, перекрестный побег, рифмы как открытые, так и закрытые. Включает в себя героя, не имеющего себе равных за псевдонимом «мы», определенно не единственного человека, который является объектом таких чувств в России. Пушкинистом восторженным был поэт, мало того, что любивший и знавший наизусть А. Пушкина ему, но он смог фрагменты его переписки упомянуть и написать статьи о нем и его творчестве. Это было ее отношение к поэту, человек был диограйси и немного ревновал. Классический вариант, опубликованный стихотворением А.Ахматовой во втором кластере. Он был на своей стороне, это была «боль» и «башня» вместо «елей».
Много позже она вообще заменила слово “глухой” на слово “грустный”. Мало того, что поэзия — это миниатюрный взгляд сразу в день, понимание, но, хотя образ временный, но конкретный — на несколько лет. Те, кто проводил своего героя в лицей. Кстати, догадывалась ли она даже по году, созданному стихотворению к годовщине поступления мальчика в институт образования. Создает специальный анализ эффектов, потому что данные: член в шляпе, парни Тома. Были шляпы треугольной формы, часть отправной точки для студентов старших классов на первых курсах. Были брюки и ботинки форменные, и на них тоже было белое. Но немного позже в его жизни появилась поэзия мальчиков.
Показывает слово «питание», любовь к поэту. Именно признаком конца осени является ковер из хвои сосны, который не раз служил катализатором творчества А.С. Пушкина. В серии 4 — получение конверсии. Подросткам около 15 лет. Вызывает затруднения А.С. Пушкин, отмеченный современником поэта. При этом, как вы знаете, у него тоже были голубые глаза. Эпитеты: глухой (то есть слишком взрослый, дикий), еле слышный. Метафора: меирг след ноги. Инверсия: лежать петухом в шляпе. Дает стихотворению словесный портрет поэта в штрихах света. И кажется, что не ценится ни на одном творчестве, слово высокое, машет юбилеем, но поднимает молодого студента до старшей школы самого себя прямо перед читателем, как будто он будет жить.
Следуйте за А. Пушкиным как за человеком и как за художником слов А. Ахматовой за его жизнь, действующую как дом света, вдохновения, меанторы.
Краткие биографические сведения
Ахматова Анна – настоящие имя и фамилия Анна Андреевна Горенко, псевдоним взят по фамилии прабабки с материнской стороны.
1889.11(23).6. – родилась в Одессе в семье флотского военного инженера Андрея Антоновича Горнеко. Мать – Инна Эразмовна (в девичестве Стогова).
1890–1905 – детство и отрочество провела в Царском Селе под Петербургом, где познакомилась с Н. С. Гумилевым. Училась в Царскосельской женской гимназии. В 1903 г. начинает писать стихи.
1906–1909 – учеба в в Киеве вначале в выпускном классе женской гимназии, затем на юридическом отделении Высших женских курсов.
1907 – первое опубликованное стихотворение («На руке его много блестящих колец…», в парижском журнале «Сириус», выпускаемом Н. С. Гумилевым).
С 1910 – выходит замуж за Н. С. Гумилева, совершает с ним поездку в Париж. По возвращении преимущественно живет в Петербурге. Примыкает к группе акмеистов, не в последнюю очередь потому, что ее муж, Н. С. Гумилев был одним из основателей этого течения. Увлекается поэзией XIX века, своим учителем в поэтическом творчестве считает И. Анненского. Тесное общение с такими писателями и поэтами, как С. Городецкий, О. Мандельштам, В. Нарбут, М. Зенкевич, Г. Иванов, М. Лозинский. Мандельштам и Лозинский оставались ее друзьями на протяжении всей жизни.
1912 – первый сборник стихов «Вечер», неодобрительное отношение к этому Гумилева (когда Ахматова показала свои первые стихи мужу, он посоветовал ей заняться танцами). Тот же год – рождение сына Льва (впоследствии – известный историк, специалист по этногенезу народов Евразии).
1914 – сборник «Четки», широкая известность. В. Маяковский высоко оценивал творчество Ахматовой, но затем (в период лефовских полемик) отзывался о ее стихах преимущественно с насмешкой.
1917 – сборник «Белая стая».
1921 – сборник «Подорожник». На похоронах А. А. Блока узнала об аресте мужа по подозрению в участии в контрреволюционном заговоре. Несмотря на вмешательство Горького, Н. С. Гумилев был расстрелян.
1922 – сборник «Anno Domini».
1922–1936 – Ахматову практически не печатают. В эпоху Пролеткульта и борьбы различных революционных «направлений» традиционализм Ахматовой, восходящий к традициям XIX века, объявлялся устаревшим, «салонным». Творческий кризис, Ахматова почти перестает писать. Скудная, почти аскетическая жизнь усугубляется арестом сына (арестовывали трижды: в 1935, 1938 и 1949 гг.).
В 30-е гг. опубликованы историко-литературные статьи о Пушкине.
1936 – вновь начинает писать, но, по свидетельству самой Ахматовой, «почерк у меня не изменился, но голос уже звучит по-другому».
1936–1940 – написание стихов, составивших сборник «Ива», вышедший в 1940 г.
1935–1940 – написание поэмы «Реквием», которая хранилась в списках.
1942–1944 – в годы Великой Отечественной войны выступала со стихами, проникнутыми патриотическими настроениями. Во время блокады вылетела на самолете в Москву, затем была в эвакуации в Ташкенте. «Ташкентские стихи» посвящены осажденному Ленинграду. После снятия блокады вернулась через Москву в Ленинград.
1946 – доклад А. Жданова, постановление о журналах «Звезда» и «Ленинград», заклеймившие Ахматову и М. М. Зощенко за несоответствие задачам, стоящим перед советской литературой. Доклад знаменовал начало опалы, длившейся вплоть до смерти Сталина. Ахматову исключили из Союза писателей, на выход двух книг, уже готовых к печати, наложен запрет.
1940–1962 – большая лиро-эпическая «Поэма без героя». Ведет редакторскую работу, покровительствует молодым поэтам (напр., И. Бродскому).
60-е гг. – всеобщее признание, поездка в 1964 г. в Италию, присуждение литературной премии «Этна-
Таормина», а в 1965 г. в Англию, где Ахматовой была присуждена степень почетного доктора Оксфордского университета. На обратном пути в СССР посещает Париж. Тот же год – последняя прижизненная книга стихов «Бег времени».
Ахматовой принадлежат переводы из восточных, западно-европейских, еврейских, латышских поэтов.
1966 – умерла в Москве, похоронена в Комарове близ Санкт-Петербурга.
Анализ стихотворения Ахматовой «В Царском Селе» (1)
Три поэтических произведения составили небольшой цикл 1911 г. Его заглавие указывает на главную тему — память о любимом городе, в котором прошли годы детства и отрочества автора.
Далекие воспоминания об ипподроме и ухоженных лошадях, упомянутых Ахматовой и в прозе, определяют образную структура зачина «По аллее проводят лошадок…» В художественном тексте выстраивается ряд, образованный приметами детства: к аккуратно расчесанным «лошадкам» присоединяются «розовый друг» попугай и лексема «игрушечная», характеризующая субъекта речи.
Лирическая героиня признается в любви к «городу загадок», одновременно намекая на пережитую личную драму. Высокое чувство неразрывно с печалью. Тоскливые эмоции тоже двоятся: сначала они были невыносимо тяжелыми, как «предсмертный бред», а затем сменились спокойным, привычным ощущением душевного груза. Так зарождается тема двойничества, которая получает развитие в следующих стихотворениях триптиха.
Об образе Пушкина, сквозном для ахматовской поэтики, немало сказано исследователями. Начало обширной темы положено анализируемым циклом, где классик предстает и в роли великого поэта, и как человек, один из наших предков.
Принцип амбивалентности положен в основу знаменитого образа статуи-«мраморного двойника» героини из второго текста цикла. Упоминания о холодности белого изваяния обрамляют текст, встречаясь в зачине и концовке. В центральном эпизоде статуя олицетворена: она может чувствовать шелест листьев, вглядываться в озерную гладь, а на теле имеется «запекшаяся рана».
Отчаянное и на первый взгляд парадоксальное желание стать статуей, выраженное эмоциональным возгласом финала, возвращает читателя к теме любви — трагической, навсегда разделенной временем.
В третьем произведении образ классика воплощается в задумчивого смуглого юношу. Звеном, связующим почти легендарное прошлое и настоящее, становятся составляющие художественного пространства: аллеи, берег озера, низкие пеньки под соснами, густо покрытые хвоей. Суть лирической ситуации основывается на замечательной иллюзии: четко очерчивая столетний промежуток между двумя временными планами, автор подчеркивает неизменность природы, включенной в художественное пространство текста. Оригинальный прием создает ощущение, что лирическое «я» и читатель благоговейно следуют за гениальным отроком, неспешно прогуливающимся по парку. Яркие вещные детали, ставшие характерной чертой ахматовского мастерства, усиливают эффект присутствия.
Мини-анализ строк
Стихотворение «Смуглый отрок бродил по аллеям» написано при комбинировании двух стихотворных размеров – анапеста и дольника (первая и вторая строфы) и по жанру относится к элегии.
Независимо от размера Ахматова использует для строк перекрестную рифмовку (аллеям – берегов – лелеем – шагов). Как видим, рифмы женские и мужские (в отличие от женской, в мужской ударение на последний слог).
Первую строку стиха «Смуглый отрок бродил по аллеям» можно отнести к метафорам, так как она сравнивает память о Пушкине с бродящим по аллеям смуглым отроком. Олицетворение «глухих берегов», а эпитеты:
- Смуглый отрок.
- Озерных берегов.
- Низкие пни.
- Еле слышный шелест.
Две яркие инверсии «У озерных грустил берегов» и «здесь лежала его треуголка»
Первая подчеркивает одиночество героя, вторая акцентирует внимание читателя, что именно здесь бродил Пушкин
Рекомендуем прочитать также стих «Царскосельская статуя», написанный на 5 лет позже, но продолжающий тему Царского Села.
Морфологические средства выразительности поэтической речи
Сложен и многоцветен мир слов в нашей повседневной речи. Но еще более сложным и многоцветным оказывается слово, когда оно попадает в бурную стихию поэтического языка, получает эстетические функции и сплавляется в единую образную систему выражаемой писателем идеи.
В тексте стихотворения преобладают именные части речи: в 1 строфе из 17 слов — 10 именных, во 2 строфе из 16 слов — 10 именных. О чем говорит такая морфологическая статистика? Головин Б. Н. в книге «Язык и статистика» сравнивает соотношение между частями речи у Лермонтова и Пушкина и приходит к выводу, «речь и мышление Пушкина предметнее».
Об этом свидетельствует присутствие в стихотворении вещественных, предметных существительных. Аллеи, озеро, сосны — живые приметы Царскосельского парка. Д. С. Лихачев в статье «Заметки о русском» пишет:
«Есть и ещё одна сфера, которую человеку дарит по преимуществу парк. Это сфера исторического времени, сфера воспоминаний и поэтических ассоциаций. Парки ценны не только тем, что в них есть, но и тем, что в них было». Поэтому для Ахматовой в Царском была важна не Елизавета, а именно Пушкин: «Здесь лежала его треуголка и растрепанный том Парни».
На удивительную силу русского глагола обращали внимание многие писатели и поэты. А
Н. Толстой писал, например: «Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе». Почему А. Ахматовой выбраны именно глаголы «бродил», «грустил»? На мой взгляд, они наиболее ярко выражают психологическое состояние юного поэта. Использование этих глаголов в контексте стихотворения показывает определенную неприкаянность, погружение в самого себя. Почему? Может быть, после прочтения томика стихов Парни? Деталь у Ахматовой точна и дает толчок нашему воображению. Почему Парни? Французский поэт Парни известен своими вольнолюбивыми взглядами, а ведь эпитет «растрепанный» говорит нам, что юный Пушкин зачитывался им. И кто знает, что творилось в этот момент в душе Пушкина?! Возможно, рождались первые вольнолюбивые строчки
А может быть, юный поэт находился в состоянии поэтического вдохновения? Не об этом ли периоде своей творческой жизни рассказывает поэт в лирических отступлениях в романе «Евгений Онегин»:
В те дни, в таинственных долинах, —
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться муза стала мне.
Задумывался ли кто-нибудь о том, почему выбран именно глагол «лелеем», выражающий отношение потомков к Пушкину? Думается, лексическое значение этого глагола ( нежить, ласкать, холить) отражает истинное отношение нас к великому русскому поэту.
Почему «нас»? Используя личное местоимение «мы», А. Ахматова выражает от лица современников отношение к великому русскому поэту и тем местам, которые связаны с его именем. Использование личного местоимения «мы» придаёт тексту оттенок искренности, взволнованности, задушевности.
Возможность ощутить «запах» эпохи помогают глаголы прошедшего времени: «бродил», «грустил», «лежала». Но это прошлое не может кануть в Лету, и поэтому появляются глаголы настоящего времени: «лелеем», «устилают».
В поэтическом тексте каждое слово оказывается как бы под увеличительным стеклом, оно всегда «крупнее» этого же слова в общеязыковом тексте. Глагол «устилают». Лингвопоэтический анализ заставляет нас искать в этом слове, являющемся элементом художественного текста, эстетическую ценность, а для этого приходится иногда «вырываться» из рамок чисто грамматического анализа. На мой взгляд, глагол «устилают» имеет прямое отношение к памяти, к желанию непременно остановить, задержать время, которое неумолимо несется: вот уже вместо величавых сосен, свидетелей пребывания Пушкина в Царском Селе, появляются «низкие пни». «Покрывало» из сосновых иголок, возможно, еще на долгие десятилетия сохранит «еле слышный шелест шагов» Пушкина.
Приподнимем занавес сюжета
По сюжету лирическая героиня наблюдает смуглого отрока, бродящего по аллеям Царского Села и берегам озер. Отрок – это Пушкин, героиня, его наблюдающая – Ахматова.
Да, видим мы в конце первой строфы, с момента, когда в Царском Селе видели живого Пушкина, прошло почти столетье, но и сегодня его смуглый дух витает здесь, не в силах отречься от своего любимого места (Пушкин любил Царское Село не меньше Ахматовой).
Где-то здесь, в потаенном уголке парка, до сих пор лежит пушкинская треуголка и разорванный томик Парни (французский поэт), но об этом тссс, это место открыто только для тех, кто влюблен в поэзию Пушкина.
«В Царском Селе» А.Ахматова
«В Царском Селе» Анна Ахматова
По аллее проводят лошадок. Длинны волны расчесанных грив. О, пленительный город загадок, Я печальна, тебя полюбив.
Странно вспомнить: душа тосковала, Задыхалась в предсмертном бреду. А теперь я игрушечной стала, Как мой розовый друг какаду.
Грудь предчувствием боли не сжата, Если хочешь, в глаза погляди. Не люблю только час пред закатом, Ветер с моря и слово «уйди».
…А там мой мраморный двойник, Поверженный под старым кленом, Озерным водам отдал лик, Внимает шорохам зеленым.
И моют светлые дожди Его запекшуюся рану… Холодный, белый, подожди, Я тоже мраморною стану.
Смуглый отрок бродил по аллеям, У озерных грустил берегов, И столетие мы лелеем Еле слышный шелест шагов.
Иглы сосен густо и колко Устилают низкие пни… Здесь лежала его треуголка И растрепанный том Парни.
Анализ стихотворения Ахматовой «В Царском Селе»
Три поэтических произведения составили небольшой цикл 1911 г. Его заглавие указывает на главную тему — память о любимом городе, в котором прошли годы детства и отрочества автора. Далекие воспоминания об ипподроме и ухоженных лошадях, упомянутых Ахматовой и в прозе, определяют образную структура зачина «По аллее проводят лошадок…» В художественном тексте выстраивается ряд, образованный приметами детства: к аккуратно расчесанным «лошадкам» присоединяются «розовый друг» попугай и лексема «игрушечная», характеризующая субъекта речи.
Лирическая героиня признается в любви к «городу загадок», одновременно намекая на пережитую личную драму. Высокое чувство неразрывно с печалью. Тоскливые эмоции тоже двоятся: сначала они были невыносимо тяжелыми, как «предсмертный бред», а затем сменились спокойным, привычным ощущением душевного груза. Так зарождается тема двойничества, которая получает развитие в следующих стихотворениях триптиха.
Об образе Пушкина, сквозном для ахматовской поэтики, немало сказано исследователями. Начало обширной темы положено анализируемым циклом, где классик предстает и в роли великого поэта, и как человек, один из наших предков.
Принцип амбивалентности положен в основу знаменитого образа статуи-«мраморного двойника» героини из второго текста цикла. Упоминания о холодности белого изваяния обрамляют текст, встречаясь в зачине и концовке. В центральном эпизоде статуя олицетворена: она может чувствовать шелест листьев, вглядываться в озерную гладь, а на теле имеется «запекшаяся рана».
Отчаянное и на первый взгляд парадоксальное желание стать статуей, выраженное эмоциональным возгласом финала, возвращает читателя к теме любви — трагической, навсегда разделенной временем.
В третьем произведении образ классика воплощается в задумчивого смуглого юношу. Звеном, связующим почти легендарное прошлое и настоящее, становятся составляющие художественного пространства: аллеи, берег озера, низкие пеньки под соснами, густо покрытые хвоей. Суть лирической ситуации основывается на замечательной иллюзии: четко очерчивая столетний промежуток между двумя временными планами, автор подчеркивает неизменность природы, включенной в художественное пространство текста. Оригинальный прием создает ощущение, что лирическое «я» и читатель благоговейно следуют за гениальным отроком, неспешно прогуливающимся по парку. Яркие вещные детали, ставшие характерной чертой ахматовского мастерства, усиливают эффект присутствия.
Анализ стихотворения Ахматовой «Смуглый отрок бродил по аллеям…»
В марте 1912 года свет увидела дебютная книга Ахматовой, получившая название «Вечер» и изданная тиражом в три сотни экземпляров. В состав сборника вошел цикл «В Царском Селе»
Нынешний город Пушкин – место необыкновенно важное в жизни Анны Андреевны. Ее семья поселилась там в 1890-м – Ахматовой тогда был примерно год от роду
В автобиографии поэтесса признавалась, что ее «первые воспоминания – царскосельские». Навсегда в памяти Анны Андреевны остались жить старый вокзал, «зеленое, сырое великолепие парков», ипподром с маленькими лошадками, выгон, куда она ходила на прогулки вместе с няней.
Цикл «В Царском Селе» включает в себя стихотворение «Смуглый отрок бродил по аллеям…», написанное в 1911 году и посвященное Пушкину, хотя имя его и не называется. Александр Сергеевич – поэт, оказавший на Ахматову сильнейшее влияние. В двадцатом столетии она стала носительницей заложенной им традиции. Более того – оставалась верна ей на протяжении всего творческого пути. Наблюдаются и интересные совпадения в их биографиях. Оба жили и учились в Царском Селе, оба испытали на себе немилость властей. Если считать по новому стилю, то оба родились в июне.
В стихотворении неслучайно упоминается срок в столетие. В 1911 году, когда оно сочинялось, исполнилось ровно сто лет с момента поступления Пушкина в Царскосельский Лицей. Тогда будущему великому поэту было всего двенадцать лет – как раз отроческий возраст. В 1830 году он написал об ученической поре стихотворный отрывок «В начале жизни школу помню я…», содержащий следующие строки:
я молча целый день
Бродил угрюмый…
Ахматова с этим текстом явно была знакома. Недаром в ее произведении смуглый отрок именно бродит, правда, не угрюмый, а грустный. Впрочем, в первом варианте стихотворения «Смуглый отрок бродил по аллеям…» вместо глагола «грустил» и вовсе использовалось прилагательное «глухих». Причина замены проста – Анна Андреевна вспомнила, что в Царском Селе никаких «озерных глухих берегов» никогда не было и быть не могло.
«Смуглый отрок бродил по аллеям…» – первое посвященное Пушкину произведение Ахматовой. Пушкинская тема в ее творчестве на этом не исчерпывается. В честь Александра Сергеевича назвала она свою Музу смуглой. С отсылкой к его одноименному стихотворению сочинила «Царскосельскую статую» о фонтане «Девушка с кувшином», расположенном на территории Екатерининского парка.
Анна АхматоваРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Изобразительный синтаксис
Внешняя простота, завершенность речевого потока достигается использованием двусоставных предложений и пар однородных членов, оформленных союзом И. Однако стихотворение не оставляет впечатление эмоциональной инертности. Экспрессивность стихотворения создается стилистическими фигурами речи.
Следует обратить внимание на инверсию («У озерных грустил берегов», «здесь лежала его треуголка» и др. )
Мы знаем, что инверсия относится к числу стилистических фигур и неожиданный порядок слов может распределить иначе смысловые акценты предложения. Использование порядка слов в стилистических целях в данном фрагменте («У озерных грустил берегов») подчёркивает одиночество лирического героя, для которого «озерные берега» были местом вдохновения, раздумий. В другом фрагменте («здесь лежала его треуголка») на первое место ставится обстоятельственное слово
Зачем? Автору было очень важно сказать читателю, что именно «здесь» бывал Пушкин
Особо выразительно и психологически значимо в тексте многоточие («устилают низкие пни»), сигнализирующее о душевном волнении героини, обращённой в далёкое прошлое. Ведь именно у него, у Пушкина, Ахматова училась подлинности поэтического слова. Именно Пушкин всегда был для неё тем родником духовности, к которому постоянно хочется припадать.
А. С. Пушкин в повести «Арап Петра Великого» как-то заметил: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Сегодня я, читая стихотворение Анны Ахматовой, попыталась прикоснуться к этой занимательной науке.
Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)