Основная идея
В Стихотворении «Предчувствую тебя» автор отразил идею парадоксальности жизни, показал, что противоположности притягиваются. Счастье у него тревожное, мечты – смертельны. Автор как бы делал вызов жизни, он знает, что его ждут счастье и тревога, но он готов к этому. «Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо, И молча жду,— тоскуя и любя. Весь горизонт в огне, и близко появленье, Но страшно мне: изменишь облик Ты…» В этих словах отображена главная мысль. Блок радостно ожидает счастья, терпит, одновременно боясь перемен. Его страшит, что все ожидания могут быть напрасны, потеряют свою магию и смысл. Скорее всего здесь есть и намек на страх последствий после физической близости с женщиной. Все «лучезарное» может померкнуть после того, как появится новая рутинная и физическая сторона совместной жизни. Стихотворение небольшое. 6 строф, которые состоят из 2 строк. Это можно объяснить тем, как автор хорошо чувствует и понимает жизнь. Тут не требуется лишних слов и комментариев.
Композиция
Разделенное на две части произведение начинается с отсылки к Гоголю – “опять” мчится Русь-тройка, сама не понимая, куда. Лирический герой понимает, что его страна – нищая и серая, но все равно любит её, не задумываясь о причинах этого чувства.
И он, безусловно, восхищается ею – вне зависимости от того, кто ею правит, она стойко переносит все невзгоды, только грустит немного больше. Основная проблема, которую ставит в своем произведении Блок, – это несение своего креста. То есть в его понимании, родившись в России, нужно и жить в этой стране, и свои чувства также посвящать ей. Она при этом остается неизменно прекрасной в глазах любящего её сына – этой мыслью и завершается первая часть стиха.
Вторая часть – всего шесть строк. В нём появляется мотив дороги, который закольцовывает композицию, но если в первой строфе Россия мчалась куда-то, то теперь Блок видит расстилающуюся перед ней дорогу в светлое будущее. Россия всегда находится в поиске пути. И хотя песня ямщика всё так же звучит острожной тоской, но в дорожной дали мелькает надежда – взор красавицы.
«Россия» А.Блок
«Россия» Александр Блок
Опять, как в годы золотые, Три стертых треплются шлеи, И вязнут спицы росписные В расхлябанные колеи…
Россия, нищая Россия, Мне избы серые твои, Твои мне песни ветровые,- Как слезы первые любви!
Тебя жалеть я не умею И крест свой бережно несу… Какому хочешь чародею Отдай разбойную красу!
Пускай заманит и обманет,- Не пропадешь, не сгинешь ты, И лишь забота затуманит Твои прекрасные черты…
Ну что ж? Одно заботой боле — Одной слезой река шумней А ты все та же — лес, да поле, Да плат узорный до бровей…
И невозможное возможно, Дорога долгая легка, Когда блеснет в дали дорожной Мгновенный взор из-под платка, Когда звенит тоской острожной Глухая песня ямщика.
Анализ стихотворения Блока «Россия»
Александр Блок – один из немногих русских поэтов, который принял октябрьскую революцию, но, разочаровавшись в новом режиме, все же не пожелал покидать родину. Объясняется подобное поведение не только патриотизмом и любовью к своей стране, но и верой в то, что Россия – действительно могущественная держава, которая способна восстать из пепла.
Задолго до революции, осенью 1908 году Александр Блок написал удивительное стихотворение под названием «Россия», которому суждено было стать пророческим. Примечательно, что заложенным в нем идеям сам поэт остался верен до самой смерти, считая, что война и смена политического строя не могут существенно повлиять на устои государства и менталитет людей – сильных, работящих и с должным уважением принимающих все то, что уготовила им судьба.
Александр Блок не питает иллюзий по поводу своей родины, считая, что во многих отношениях ей далеко до развитых западных стран. Поэтому свое стихотворение он начинает со строк о том, что в России, которая уже вступила в новый, 20 век, ничего не меняется. Вместо автомобиля – обычная повозка со стертыми шлеями в упряжке. И по-прежнему, как и во времена юности поэта, «вязнут спицы расписные в расхлябанные колеи…». Автор видит всю убогость и нищету крестьянского быта, серые покосившиеся избы и угрюмых людей, которые озабочены лишь тем, как прокормить свои многочисленные семьи. Однако Александр Блок признается, что не испытывает жалости к своей стране, заведомо зная, что она и ее жители будут обмануты еще не раз. В этом он видит своего рода крест судьбы, от которого никуда не деться. Остается лишь смириться и нести его до самого конца, укрепляя свою веру в то, что когда-нибудь, возможно, жизнь изменится к лучшему.
У России, по мнению поэта, много слабостей, одной из которых является доверчивость и простота. Поэтому свою родину поэт сравнивает с обманутой женщиной, которая даже в самых сложных ситуациях не пропадет – «одной заботой боле – одной слезой река шумней». Однако главная сила России заключается в ее монументальности, ведь даже самые сильные потрясения не способны сломить ее традиции и устои, которые создавались веками. Эти тяжесть и неповоротливость уже неоднократно спасали страну от полного краха, надежно защищая как от внутренних, так и от внешних врагов. Однако Александр Блок понимает, что новая эпоха несет с собой перемены, проигнорировать которые Россия будет уже не в состоянии. Тем не менее, поэт очень надеется на то, что «невозможное возможно», и вместо хаоса и разрушений, которые ожидают Россию при смене общественно-политической формации, в стране воцарятся мир, равенство и справедливость. И сам же признается в утопичности подобных идей. раскрывая свои карты и втайне посмеиваясь над тем, что нет смысла думать о преобразованиях, «когда звенит тоской острожной глухая песня ямщика».
Сегодня, спустя более чем век после создания стихотворения «Россия», следует признать, что Александр Блок оказался во многом прав. Ведь мегаполисы западного образца – лишь вершина айсберга, которая именуется цивилизацией. В то же время российская глубинка по-прежнему остается нищей, убогой и беспросветной. И также вместо автомобилей на разбитых проселочных дорогах сегодня можно увидеть скрипучие телеги, которые увязают в грязи
Но именно в этой первобытности и дикости, по мнению поэта, кроется подлинная сила России, ее уникальная способность преодолевать трудности и находить выход даже из самых сложных ситуаций, которые для русского человека и для страны в целом – лишь капля в море череды повседневных забот и проблем, на которые все мы попросту перестали обращать внимание
Средства выразительности
Стремясь передать читателю свои чувства и мысли, Александр Александрович использует разные художественные средства:
-
Эпитеты –
“золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
-
Метафоры –
“крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
-
Сравнение –
“как слёзы первые любви”.
С их помощью он создаёт образ дороги и Родины-матери, говорит о долготерпении, с одной стороны, и надежде, с другой, а также показывает, что в любом случае самое главное – это любовь. С учётом того, что Россия для Блока была частью образа Вечной женственности, этот мотив прописан особенно выразительно.
Глубина блоковских чувств
Небольшой размер стихотворения компенсируется его глубиной, в водах которой можно увидеть больше, чем в ином рассказе. Достигается глубина многолетним желанием создать и передать другим своё понимание и видение женщины – Дамы с большой буквы, Незнакомки, ради которой можно пожертвовать всем. Символично, что Блок не рисует образ женщины с какого-то конкретного человека, так как всякий индивидуум имеет недостатки, а Дама не имеет.
Автор пишет, что чувства к женщине не могут иметь рамок времени и расстояния, он обожествляет Даму, поднимая её над мирской суетой. Таким женщинам клянутся на коленях, ради таких идут в огонь и не останавливаются перед ликом смерти. С небольшой натяжкой стихотворение можно назвать исповедью, которую изливает на читателей лирический герой Блока в надежде на понимание.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Россия.
История создания – написано произведение в 1908 году, когда Александр Блок глубоко разочаровался в существующем режиме и страстно ждал революции. Позднее оно вошло в цикл под названием “Родина”.
Тема стихотворения – любовь к Родине, даже если она несовершенна.
Композиция – двухчастная, в первой части пять строф, во второй – одна строфа из шести строк.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.
Эпитеты – “золотые годы”, “стертые шлеи”, “расхлябанные колеи”, “расписные спицы”, “серые избы”, “прекрасные черты”.
Метафоры – “крест свой бережно несу”, “какому хочешь чародею отдай разбойную красу”, “забота затуманит черты”, “звенит тоской острожной”.
Анализ стихотворения А. А. Блока «Она росла за дальними горами…»
Стихотворение написано в 1901 году. Оно написано в жанре философской лирики, и этот жанр определяет особенность читательского восприятия, побуждает рассмотреть зашифрованные автором смыслы.
Произведение содержит такие средства художественной выразительности:
- эпитеты – «горящие глаза», «девственный (то есть ничем и никем не прерванный, нетронутый) расцвет», «пустынный дол» – помогают представить нарисованную автором картину;
- лексику высокого стиля – «зреть», «лик», «светило», «прах», иллюстрирующую исключительную значимость темы;
- олицетворения – «бессмертное светило», «лик светила» – очеловечивают солнце как условие бытия, вечный источник земной жизни, ее символ;
- перифразы – «лазурь» – небеса, горний мир; «влажный злак (в значении свежее, орошенное влагой молодое растение)» – подразумевается некая новая свежая идея, мировоззренческая концепция; «неземные горы» – загробное, неземное существование, небесное царство; «овеяна снегами», «белый храм» – отсылка к библейским белым одеждам; «бессмертное светило» – имеется в виду солнце;
- обращение – «безумцы» – так автор называет людей, не пожелавших воспринять уникальное сакральное знание, пренебрегших им;
- инверсию – «родина была», «тайны след», «в смерть ушла», «одна росла», которая позволяет уложить текст в рамки стихотворного размера;
- метафоры – «хранила тайны след», «ушла в смерть», «овеяна снегами», «течет (существует) в ряду светил» – позволяющие емко изложить мысль;
- ряд однородных членов предложения – «желая, тоскуя» – добавочное действие позволяет точнее описать явление;
- умолчание – «никто не видел… прах…» – как иллюстрация бесследного и безвозвратного ухода, отсутствия зримых следов существования;
- риторический вопрос – «Кто … посетил?» – отражает отчаяние лирического героя;
- контекстуальные синонимы – «росла, цвела»;
- анафорические повторы – «она всходила, она хранила …», «она цвела…, она течет…» – позволяют создать акцент на ключевом слове;
- антонимы – «горы – дол»;
- синекдоху – «лик смотрел» – подмена понятия по принципу «часть – целое» позволяет создать более яркий акцент на стороннем наблюдателе, вечном свидетеле всего происходящего на земле – солнце;
- эллипсис – «… что (ни) день …»;
- парцелляцию – «… хранила … след. И … ушла…», «… расцвела… в горах. И … вся овеяна…», выделяющую добавляемый фрагмент.
Белые одежды – библейский символ чистоты, невинности и преображения, принадлежности к небесному Христову воинству, особый знак отличия.
Лирический герой представляется пытливым исследователем основ бытия, а текст вызывает предметную ассоциацию с жизнью конкретного человека. Идея стихотворения – показать душевную лень, нежелание людей увидеть очевидное, совершить даже незначительное познавательное усилие.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Стихи длиной 16 строк ✑
Цикл стихов о Прекрасной даме
Увлечённый идеями символистов и мистической философией Вл. Соловьёва, молодой талант Александр Блок посвятил свои первые произведения поиску воплощения идеального женского образа
Итогом этого творческого периода стала книга «Стихи о Прекрасной даме», большая подборка символических текстов о чувствах, о женственности и о мировоззрении влюблённого человека, которая сразу привлекла внимание к творчеству поэта и получила высокую оценку специалистов и публики
Стихотворение о предчувствии любви было написано летом 1901 года в подмосковном имении родителей матери поэта, в деревне Шахматово, где студент Петербургского университета обычно проводил каникулы. Светлые, тёплые, беззаботные летние месяцы на природе отзывались самыми лучшими воспоминаниями, согревая его сердце на протяжении долгой зимы.
Не удивительно, что именно здесь Блок встретил любовь всей своей жизни: соседнее имение принадлежало семье известного учёного Д. Менделеева, поэтому с его дочерью Любой Александр был дружен с детства. В 1903 году она приняла его предложение, и они обвенчались.
На протяжении лет влюблённости и ухаживания за будущей супругой было написано немало чудесных стихов о любви, которые составили первый большой сборник поэта — цикл о Прекрасной даме.
Анализ Стихи о Прекрасной Даме Блока А.А
Александр Блок поэт-символист, который жил на рубеже веков, в смутное время, когда велась переоценка ценностей, пересмотр принципов жизни. И вдруг «Стихи о Прекрасной Даме»? Во времена протестов, репрессий, подавления человека, как личности независимо крестьянин ты или дворянин. В такое время хотелось хоть как-то спастись от действительности. Вот как раз писатели и стали прибегать к символизму, дабы найти отдушину, стали прибегать к мистическому и нереальному.
Стихи о Прекрасной Даме история создания
Блок нашел свою отдушину в любви, в том чувстве, которое окрыляет и возводит до небес. В любви к «Прекрасной Даме», которую стал излагать на листах бумаги. Так появились у Блока «Стихи о прекрасной Даме». В каждом своем произведении он искал спасения, скрывался от серости будней и это ему удавалось. Он, когда писал, попадал в райское место, в мир любви к «Прекрасной Даме», образ которой он сотворил в своих мыслях и стал ему поклоняться «порой — слуга, порою — милый; и вечно — раб»,- как пишет в стихах поэт.
Блок боялся, что в реальном мире он не найдет такой женщины, потеряется созданный им образ: «Но страшно мне: изменишь облик Ты». Однако Блок продолжает искать «Прекрасную даму», он ищет ее везде, слышит ее голос, дыхание на улицах, ищет ее взгляд и находит. Находит намного прекраснее женщину, настоящую, живую. Он встретил свое счастье, свою любовь в образе Менделеевой Лидии. Его любовь с еще большим рвением стала отображаться на бумаге.
Он боялся спугнуть ее, он не хотел, чтобы она упорхнула, будто бабочка, поэтому долго лишь следил за ней, любовался издали, но он понимал, это та самая женщина, та самая «Величавая Вечная Жена», его половинка «не слышны ни вздохи, ни речи, но я верю: Милая — Ты». И он решился сделать предложение. С годами чувства не угасли, а только разгорались, о чем свидетельствуют произведения, вошедшие в цикл под названием «Стихи о Прекрасной Даме».
Кому посвятил Блок Стихи о Прекрасной Даме?
Отвечая на вопрос: «Кому посвятил Блок «Стихи о Прекрасной Даме», с уверенностью можно сказать, ей, Лидии Менделеевой, которая прожила с ним до последнего его дыхания. Только ей одной и прекрасному чувству любви были посвящены такие замечательные шедевры.
Краткий анализ ранней лирики Блока в Стихах о Прекрасной Даме
Работая над «Стихами о Прекрасной Даме» Блока и делая анализ, мы можем сказать, что здесь переплелось «двоемирие»: небо и земля, материальное и духовное. Все стихи, наполнены возвышенными чувствами, здесь ощущается разрыв с действительностью, создание неземных идеалов. Когда читаешь стихи о прекрасной женщине, начинаешь понимать все чувства, которые испытывал поэт и кажется, будто бы читаешь его жизнь, ведь не зря же раннюю лирику Блока «Стихи о Прекрасной Даме» назвали лирическим дневником поэта.
Сочинение на тему: Поэтическая символика А. Блока
Александр Блок — один из ярких представителей «серебряного века» русской поэзии. Он начал свой творческий путь в среде символистов, а вскоре оказался не только самой яркой звездой в созвездии талантов, но и занял особое место в этом направлении, нередко противореча законам символизма своими стихами и литературно-общественной позицией. Символизм — одно из самых сложных и противоречивых направлений в русской литературе. Многие из символистов опирались на идеи Платона и любили повторять: «Все преходящее, кроме символа».
А. Блоку довелось жить и творить в одну из самых трагических эпох русской истории. И глубокая печать этого времени лежит на его творчестве. Отчаяние, порою тучей наплывавшее на Блока, не вычеркнуть и не стереть. Без него он не был бы Блоком. Кроме того, его стихи музыкальны. В них обязательно присутствуют символы. И, несмотря на то, что Блок разорвал с символистами, использование символов в стихотворениях — одна из основных особенностей его поэзии. В ранний период творчества большое влияние на Блока оказала поэзия Вл. Соловьева, который считал, что основа мира — это «божественное начало». Оно проявляется в «мировой душе», в Вечной Женственности. Для Блока, как и для Вл. Соловьева, мировой процесс — это тоже воплощение Вечной Женственности. Эти взгляды нашли отражение в раннем сборнике А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме». Прекрасная Дама — это символ любви, это символ самой жизни со всеми ее драматическими противоречиями. Однако в «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена земных черт, она наделена признаками настоящего божества. В служении Прекрасной Даме, которая должна преобразить мир, поэт видел свой главный подвиг жизни.
Предчувствую Тебя. Года проходят мимо. Все в облике одном предчувствую Тебя. Весь горизонт в огне и ясен нестерпимо, И молча жду, тоскуя и любя…
Со временем прежний образ Прекрасной Дамы меркнет. У Блока появляются другие символы, которые отражают окружающую действительность, противоречия капиталистического города. Так, в стихотворении «Фабрика» появляется «недвижный кто-то, черный кто-то», который считает людей в тишине, символ виновников людского горя, сила, приносящая людям страдания. Люди молчаливо, покорно переносят эти страдания. И тишина, которая присутствует в стихотворении, это символ покорности.
Одно из известных стихотворений А. Блока — «Незнакомка». В этом стихотворении снова появляется женский образ. Блок в каждой женщине пытался найти идеал Вечной Женственности, символ красоты и любви. Незнакомка — это символ прекрасного, желаемого, идеального. Миру пошлости Блок противопоставляет мир возвышенного идеала. Чем-то Незнакомка напоминает Прекрасную Даму. Но это уже образ живой женщины с ее опьяняющей красотой.
В поэме «Двенадцать», которая посвящена революции, тоже много символов. Ветер, символ перемен, проходит через все произведение, постоянно сопутствуя главным героям поэмы, двенадцати красноармейцам. Образ Христа, который возглавляет красноармейцев, тоже символичный. Блок не мог найти другой образ, который мог бы по своей емкости символически выразить идею рождения нового мира. Христос — проповедник высоких нравственных истин, воплощение святости, человечности, справедливости, чистоты. Именно такой хотел видеть Блок будущую Россию, — Россию, которой он посвятил всю свою жизнь.
Творчество Блока — яркий заключительный аккорд русского символизма. Путь Блока — это путь от певца Прекрасной Дамы к певцу России. Но зрелый Блок не перечеркивает Блока юного. Поэт всегда оставался верен самому себе, но двигался вперед в поисках идеала. Преодоление Блоком символизма, отказ от него не означал отказ от символа. От мистической, туманной символики поэт шел к символам реалистического и романтического характера.
Особенности поэмы
Поэма состоит из 12 глав, каждая из которых является звеном неразрывной цепи событий и образов. Только вместе эти звенья показывают полную картину революционной реальности России.
Поэт превращает героев в образы, обезличивает их, чтобы показать, что по отдельности человек слаб. Но вместе, в едином порыве люди – сила. Они как стихия, которую невозможно остановить.
Прежняя Россия руководилась буржуем. Сейчас, после разрушения устоев общества, отвержения Бога, морали и прав человека, он один и одинок. Поп также одинок и вынужден прятаться. Беспомощная барыня плачет о прошлом и падает.
Новая власть является в образе двенадцати. Это принцип бездумной толпы
Они стирают и меняют все, даже мораль и понятия важности человеческой жизни. Один человек, совершив убийство, еще может остановиться, но товарищи, «помогают» ему избавиться от угрызений совести и убеждают идти до конца, превратившись в бездушную машину убийств
Эти двенадцать «подначивают» друг друга, подбивают на грабежи и убийства и некому их остановить, потому что пришло их время. Им выдали оружие и наделили властью. Их поступки оправдывают высшей целью. Но эта цель туманна и маячит где-то впереди. Они сами пытаются убить того, кто видится им впереди. Но казус ситуации оказывается в том, что впереди тот, кого «двенадцать» так агрессивно отвергают – Иисус Христос.
Ни один критик не смог дать однозначного ответа, почему Блок употребил именно этот противоречивый образ как предводителя революции? Сам автор оставил этот вопрос без ответа. Сочетание народных, революционных и религиозных жанров позволяет сказать о том, что своеобразие поэмы – в применении оксюморона.
Анализ стихотворения «Россия»
Александр Блок – один из самых известных и искренних русских поэтов. Он умел не просто восхищаться своей страной, но и при помощи своей поэзии указывать на проблемы государства, подчеркивать именно те моменты, которые романтики всегда пытаются скрыть. Анализ стихотворения «Россия», в первую очередь, хочется начать с его смысловой нагрузки.
Влияние переломного времени
Блок работал в переломные времена между 19 и 20 веками, когда будущее нашего государства еще не было определено. Тем не менее, он не терял надежду на светлое будущее России, о чем и пишет в своем стихотворении. Анализ стихотворения Блока «Россия» интересен еще и тем, что точно можно сказать: Блок сравнивает любовь к своей Родине с любовью к женщине. И поэт может только восхищаться своей страной, как женщиной, но ни в коем случае не жалеть ее.
Блок видит бездействие власти
Блок пишет о «глубинке», подчеркивая, что жизнь остается прежней, и никакие глобальные изменения ее никогда не коснутся. Всегда останутся «расхлябанные колеи» и обедневшая Россия. Особо интересна строчка: «Какому хочешь чародею…отдай разбойную красу». Здесь под «чародеем» понимается правитель государства, и Блок имеет в виду, что кто бы ни пришел к власти, результат останется тем же, и никакие беды не заставят правителей страны действовать.
Надежда на светлое будущее не угасает
В строчке, где говорится про «мгновенный взгляд из-под платка», автор имеет в виду все еще не угасающую надежду на светлое будущее, на какие-то изменения. Само стихотворение начинается и заканчивается образом дороги, который можно ассоциировать с происходящими в тот момент изменениями в государстве. Но даже изменения однажды могут стать приятными, считает автор, так как говорит, что будет счастье, даже вопреки «глухой песне ямщика».
Размер и построение стихотворения
Это стихотворение написано в виде обычного четырехстопного ямба. Строфы в стихотворении «Россия» — катрены (четверостишия), где строки рифмуются наперекрест. Первая и третья строчки рифмуются женской рифмой, а вторая и четвертая, соответственно, мужской.
Применение эпитетов
Чтобы добиться сильной выразительности, Блок прибегнул к большому количеству разнообразных эпитетов: «спицы расписные», «избы серые», «песни ветровые», «тоска острожная», «черты прекрасные», «даль дорожная» и т.д. Кроме эпитетов, в стихотворении в большом количестве присутствуют красочные сравнения, которые создаются автором на основе оксюморонов, то есть, на основе фраз, которые состоят из единства противоположностей. К примеру, фраза «Дорога долгая легка» является в этом стихотворении оксюмороном, так как долгое путешествие никогда не может оказаться легким.
Сделать анализ стихотворения «Россия» совсем непросто. «Россия» — это одно из самых проникновенных стихотворений у Блока, оно наполнено светлой грустью о судьбе народа. В своей поэзии автор с грустью наблюдает за нищетой и бедствием любимой страны, не в силах ничего сделать, и ему остается только надеяться на лучшее.
Ещё больше интересного
Автор
- Агния Барто (199)
- Александр Блок (1282)
- Александр Введенский (50)
- Александр Вертинский (87)
- Александр Галич (187)
- Александр Кочетков (34)
- Александр Кушнер (136)
- Александр Прокофьев (44)
- Александр Пушкин (871)
- Александр Радищев (15)
- Александр Сумароков (501)
- Александр Твардовский (80)
- Алексей Апухтин (336)
- Алексей Кольцов (212)
- Алексей Плещеев (203)
- Алексей Сурков (41)
- Алексей Толстой (261)
- Алексей Фатьянов (57)
- Андрей Белый (395)
- Андрей Вознесенский (208)
- Андрей Дементьев (460)
- Андрей Усачёв (78)
- Анна Ахматова (908)
- Аполлон Майков (187)
- Арсений Тарковский (129)
- Артюр Рембо (55)
- Афанасий Фет (1002)
- Белла Ахмадулина (302)
- Борис Заходер (138)
- Борис Пастернак (310)
- Борис Слуцкий (65)
- Булат Окуджава (287)
- Вадим Шефнер (68)
- Валентин Берестов (371)
- Валерий Брюсов (1606)
- Василий Жуковский (236)
- Василий Лебедев-Кумач (86)
- Василий Тредиаковский (29)
- Велимир Хлебников (114)
- Вера Павлова (187)
- Вера Полозкова (176)
- Вероника Тушнова (169)
- Вильгельм Кюхельбекер (83)
- Владимир Высоцкий (732)
- Владимир Маяковский (1317)
- Владимир Набоков (408)
- Владимир Орлов (73)
- Владимир Соловьев (97)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (27)
- Гавриил Державин (254)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Георгий Иванов (638)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (118)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (395)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (3)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (245)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (314)
- Иван Крыловё (1)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (122)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (578)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (89)
- Корней Чуковский (35)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Леонид Филатов (70)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (1353)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (448)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (550)
- Николай Заболоцкий (217)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (418)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Омар Хайям (811)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (152)
- Самуил Маршак (833)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (402)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (365)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (623)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (206)
- Юнна Мориц (316)
- Юрий Визбор (85)
- Юрий Левитанский (137)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Структура и композиция
Первая часть стихотворения вселяет надежду – пение девушки похоже на молитву и вселяет веру в лучший исход собравшимся в церкви прихожанам. Они смотрят из мрака неверия и начинают обретать веру, они предчувствуют радость, и надежда наполняет сердце.
Но даже сладкий голос-молитвы не может повернуть рок вспять, о чём Блок напоминает образом плачущего ребёнка у Царских Врат во второй части. Ребёнок-ангел видит дальше девушки и плачет, ибо наступают тяжёлые времена и многие больше не увидят отчего дома. Тайны будущего ему открыл Бог, и остаётся только чистотой слёз скорбеть о погибших и тех, кого полюбит пуля совсем скоро.
Читаем текст
Девушка пела в церковном хоре О всех усталых в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех, забывших радость свою.
Так пел ее голос, летящий в купол, И луч сиял на белом плече, И каждый из мрака смотрел и слушал, Как белое платье пело в луче.
И всем казалось, что радость будет, Что в тихой заводи все корабли, Что на чужбине усталые люди Светлую жизнь себе обрели.
И голос был сладок, и луч был тонок, И только высоко, у Царских Врат, Причастный Тайнам,- плакал ребенок О том, что никто не придет назад.
1905 год.
Стихотворение «Девушка пела в церковном хоре» написано Александром Блоком в 1905 году и относится к раннему этапу творчества поэта. В нём Блок нащупывает свой путь по дороге символизма и уже становится заметна поступь великого поэта и его дар прорицания.
Мистический ореол
Мистическим ореолом отмечен сборник его позволяет заметить, что ощущение нереальности всего происходящего усиливают поэтические эпитеты, такие как в тихой заводи, неведомые тени, белое платье. Они окружают мистическим ореолом чувство автора. Любовь лирического героя переходит в поэзию полутонов, символов, намеков. Это чувство — состояние души. Оно одновременно заставляет переживать лирического героя и пленяет его. Александр Александрович обращается к символу, переводящему восприятие из мира реально-конкретных вещей в таинственный, непостижимый, смутно угадываемый мир. Такой взгляд на искусство и определил общий символический характер интересующего нас цикла.