«возможно ль высказать без слов…» н. рыленков

«возможно ль высказать без слов…» николай рыленков: читать текст, анализ стихотворения

Другие примеры

Еще одна распространенная темы в отечественной лирике – описание природы и Родины. В данном случае в качестве образца школьникам можно предложить сочинения С. Есенина

При анализе его стихов следует указать на то, что русская природа в фольклорном преломлении занимала важное место в его творчестве

Основная идея всех его стихотворений – это глубокая любовь к России. Отдельно следует указать на поэтическую лексику автора. Есенин принадлежал к направлению имажинистов, поэтому в его ранних сочинениях встречаются выразительные эпитеты, которые создают поэтические символы крестьянского быта, природы. Итак, план анализа стихотворения на школьных уроках литературы должен включать следующие компоненты: краткую характеристику истории создания произведения, выделению темы, идеи, поэтической лексики. Кроме того, школьник обязан указать общие особенности творчества автора, которые проявились в конкретном сочинении. Приведенный пример анализа стихотворения может послужить образцом для учащихся.

Проблема выбора

Часто школьникам бывает трудно определить, какое именно произведение взять для анализа на уроке по литературе. К сожалению, многие при этом руководствуются объемом произведения, ошибочно полагая, что небольшое лирическое сочинение легче для изучения. Однако выбор стихотворения должен определяться не данным параметром.

Лучше всего брать для анализа ключевое стихотворение в творчестве того или иного поэта. Так ученикам, которые уже ознакомились на занятиях с литературными сочинениями автора, будет легче выделить наиболее важные черты, характерные для его лирики. Например, в творчестве А. Пушкина главными являются тема дружбы и любви, М. Лермонтова – вольнолюбивая тематика, С. Есенина – русская природа и т. д. Автор и название стихотворения уже во многом являются своеобразной подсказкой для ученика. Школьник, знакомый с творчеством выбранного автора, уже по заголовку может примерно определить, о чем пойдет речь в данном произведении.

Композиция

В поэме – одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности и главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.

«К морю» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – стихотворный размер, жанр, кому посвящено

Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.

Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нем ребенка и не высмеять его за это.

Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.

1. Стихотворения, посвящённые близким людям.

Эта группа самая многочисленная, в неё входит более одной трети всех стихотворений из «Книги верности» (3, стр. 120 — 176 ) . Наиболее ярко данную тему представляют «День твоего рождения» (1941), «Ты никогда так не была близка ко мне» (1942), «Тебя забыть? Ты думаешь, так просто» (1942), «Не тревожься, брось тоску, усталость» (1943), «Письмо» (1942), «Бой шёл всю ночь, а на рассвете…» (1942), «Когда б у меня спросили…» (1942), «Глухо охают пушки во мраке», «Пришла ко мне, как в юности» (1943), «У любви серебряное горло», «Крутые росстани в тумане».

Война разлучила Николая Ивановича Рыленкова с семьёй, но поэт постоянно вспоминал близких людей. В этих стихотворениях поэт вспоминает своих дочерей, Наташу и Иру, жену, Евгению Антоновну Рыленкову, он нелегко переживает разлуку, ничего не зная о судьбе близких, но бережно хранит к ним любовь. Единственным, хотя и ненадёжным, способом общения с родными остаются письма. В стихотворении 1942 года, которое так и называется – «Письмо» (2, стр. 107 ) , есть следующие

Писать всю ночь письмо. Писать, ещё не зная,

Сумеешь ли послать. И всё-таки писать.

Для самого себя. Поймёшь ли ты, родная,

Что я хотел сказать?.. Нет, спутался опять!

Писать всю ночь письмо. Писать, не ожидая,

Что твой ответ придёт. И всё-таки писать.

Так вызывать тебя в разлуке мог всегда я

И верю, что теперь ты явишься опять.

И эта связующая нить – письма – не разорвалась. Поэт получал от своих родных письма, которые поддерживали его в самые тяжёлые и ужасные минуты войны. Они помогали ему на мгновение вспомнить мирное время, в котором было место радости и счастью.

Глухо охают пушки во мраке,

Тяжко стонет земля в забытьи.

В ожиданье сигнала атаки

Снова письма читаю твои.

Вдруг от строк твоих, милых и грустных,

Просветлеет вдали небосклон.

И опять я студент-первокурсник,

И в тебя по-смешному влюблён.

Не только своей жене Рыленков посвящал стихотворения, много нежности и любви вложил поэт в строки о своих дочерях. Он постоянно ждал с ними встречи, испытывал отцовские чувства и к чужим детям: «Всю нежность, что скопилась за год, вложил я в долгий поцелуй» (из стихотворения «Бой шёл всю ночь, а на рассвете…»).

Об отношении поэта к детям мы можем судить по следующим строкам стихотворения «Из дневника» (2, стр. 100) В них Рыленков говорит о своей ответственности перед ними:

Казалось мне, я, как солдат в ответе

За всё, что вынесут наши дети,

Лишённые крова, лишённые детства,

Бежавшие, еле успев одеться.

Стихотворение «Из дневника» интересно ещё и тем, что, только вспоминая о своих дочерях, поэт рифмует строчки. Это, на мой взгляд, говорит о том, как мысли о родных могут поддержать в труднейшую минуту («Фронт приближался к Москве»).

Горечь разлуки с близкими людьми не лишает Рыленкова сил, наоборот, она придаёт ему мужество в борьбе с захватчиками:

22 стр., 10695 слов

Вера любовь ненависть в лирике военных лет. Поэты великой отечественной войны

… нескольких поэтов военных лет осветить тему Великой Отечественной войны. В поэзии с первых дней войны прежде всего проявила себя лирика. В военное время она стала явлением уникальным. Поэты писали и о самой войне во … меня есть друзья, любимый, У нее ты была одна… (6) Основная идея стихотворения- война приносит горе не только обществу в целом, она наполняет им жизнь каждого …

Я рвусь к тебе. Но я приду не прежде,

Чем будет враг земли моей разбит.

(«Тебя забыть?», 2, стр. 105)

Поэт понимает, что только после победы будет возможна счастливая мирная жизнь вместе с семьёй. Сейчас же необходимо все силы направлять на борьбу с врагом, не дать претвориться в жизнь его ужасным планам:

И я с тобой расстался, дорогая,

Тоской разлуки увеличив счёт…

В такие дни, любовь превозмогая,

(«Ты никогда так не была близка мне», 2,стр. 104 )

Постмодернизм и проблемы с поиском смысла

Можно сказать, что концепт – это и есть одновременно и тема, и главная мысль произведения. Литературоведы порой даже представляют концептосферу визуально в виде «паутины», в центре которой расположен самый сильный, основной концепт, а по всей периферии размещены все остальные ассоциации. Такое оформление позволяет максимально четко представить себе структуру стихотворения и выделить все стилистические средства, использованные автором для создания определенной атмосферы. Однако и после такого анализа учащиеся могут не понять, что такое тема стихотворения. Особенно часто вопросы возникают при анализе стихов спорного характера, относящихся к постмодернизму, где упор делается на образность и эмоциональность. Анализировать произведения этого направления вообще очень сложно, независимо от формы повествования. Тема и идея стихотворения в данном случае будут очень размытыми, многогранными, если сам автор не объясняет их в эпиграфе или пояснении в сноске.

Основная тема стихотворения «Дума»

Основной темой и кратким содержанием произведения являются размышления о бессмысленности жизни человека, который не способен чувствовать, понимать искусство, сопереживать и признавать Бога.

В произведении заложена идея невозможности жизни без понимания своего предназначения и жажды оставить после себя след для будущих поколений.

Жизнь «потерянного поколения» видится Лермонтову куда более ужасной, чем смерть. Ум и сердце этих людей зачерствели, они не способны ценить жизнь и стараться менять ее к лучшему. На фоне этих переживаний лирический герой обнаруживает признаки этого недуга и у себя.

Автор призывает читателя отринуть сытую жизнь, построенную на «ошибках отцов» и взять судьбу духовного наследия в свои руки.

Идея

Изучая то или иное произведение, школьники обязательно должны определить его смысл. Как правило, данный пункт вызывает у них серьезные затруднения в связи с тем, что ученики путают тему и идею. Последняя часто скрыта в самом тексте и ее нужно, выражаясь фигурально, читать между строчками. Основная мысль стихотворения заключается в том, что автор считал свой роман с Денисьевой роковым, несмотря на то, что он принес им кратковременное счастье. Показателен тот факт, что автор винит не столько представителей высшего света, которые устроили вокруг ее имени скандал, сколько исключительно себя за все случившееся. Это говорит о благородстве чувств поэта, его ответственности перед любимой женщиной. Пожалуй, бурные признания собственной вины за все случившееся можно назвать главной идеей данного произведения.

3. Война и человек в стихотворениях военных лет.

Эта тематическая группа включает следующие стихотворения: «Прошедшим фронт, нам день зачтётся за год» (1942), «В суровый час раздумья нас не троньте», «Надпись на книге» (1945), «Мать» (1944).

Война — тяжёлое испытание, она «из юношей влюблённых» сделала мужчин. Но и на войне они вспоминали о вечном — о любви, клялись не предавать её. За это «прошедшим фронт день зачтётся за год». (2, стр. 102).

Изменилась не только внешняя сторона жизни людей, война изменила, даже в большей мере, их внутренний мир.

Под визг свинца, под скрежет стали,

Вдали от отчего крыльца

Нас обожгла она, и стали

Огнеупорными сердца.

В них переплавились, как в тигле,

Все наши чувства и мечты,

Мы, возмужав, навек постигли

Закон суровой простоты.

(«Надпись на книге», 2, стр. 157)

Не забывает Рыленков и о семьях бойцов, оставшихся без кормильцев. В стихотворении «Мать» (2 стр. 143), поэт рассказывает о «бесслёз­ной печали матери».

В одном из стихотворений военной поры «Мы до войны не думали о многом» поэт писал о большом человеческом счастье — быть свободным, идти в мир, «открытый настежь за порогом». Но счастье, которое с человеком каждый день, становится незамечаемым. С приходом же войны отношение людей ко всей жизни меняется.

По вражьим бронированным берлогам

Ведя огонь, мы помним об одном. —

Как много дела нам в краю родном.

За каждым буераком, каждым логом

Мечта — увидеть близких поскорей

Усиливает ярость батарей,

Мы в дни войны подумали о многом.

Эта строка, завершающая стихотворение, приобретает необычную ёмкость, выразительность и интонационную силу. Она как бы подытоживает размышления поэта об истинных ценностях человеческого существования.

Что же это многое?

Прежде всего, это патриотизм, преданность Родине, её защита от страшного врага. В стихотворении «Наследство», написанном в 1943 году Рыленков вспоминает славную историю России. В нём можно выделить две части. В первой поэт говорит о святой земле славян, где жили предки нынешних солдат и за которую «Невский бил тевтонов на льду Чудском», «вёл полки свои на Мамая за Непрядву Дмитрий Донской». Полководцы, русские воины обращаются к современникам поэта с призывом спасти Россию.

3 стр., 1432 слов

Как хороши, как свежи были розы…» (о стихах русского поэта Ивана …

… эту заметку о замечательном русском поэте мне хотелось бы строками из самого известного его стихотворения «Розы». Послушайте: Как хороши, как свежи были розы В моем саду! Как взор прельщали мой! Как я молил весенние морозы … Саши И Ишки Мятлева стихи… Не тот ли это Мятлев, книжку которого я приобрел в букинистическом? В примечании к первому тому сочинений Лермонтова сообщалось о том, …

Средства выразительности

В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:

  • Так, в произведении часто встречаются метафоры: «меж детей ничтожных мира»(так автор называет людей), «божественный глагол», «молчит его святая лира».
  • Сравнения также присутствуют в стихотворении: поэт уподобляется орлу во второй строфе.
  • Эпитеты придают словам особый оттенок: вдохновлённый поэт становится «диким и суровым», простое слово превращайся в «божественный глагол» в устах поэта.
  • Также в первой и во второй строфе можно увидеть увидеть такой троп, как инверсия («Бежит он, дикий и суровый»).

Образ лирического героя

Школьник, который делает анализ какого-либо стихотворения, должен помнить, что в любом лирическом произведении присутствует автор. Последний либо высказывает свои мысли от имени другого персонажа, либо сам непосредственно обращается к читателям. В рассматриваемом сочинении Тютчев от своего имени выражает переполняющие его эмоции, что удваивает ценность данного стиха. Он имеет, таким образом, не только значение художественного произведения, но и показывает читателям реальные события из жизни поэта. Данное произведение, несмотря на его пафосность, вообще характерную для творчества Тютчева, имеет интимное звучание. Ведь в нем поэт делится с читателем своей личной драмой, которая оказала большое влияние на всю его последующую жизнь. О том, что стихотворение имеет личный характер, указывает ряд обращений к читателям, восклицательные предложения, междометия. Поэт очень искренен в выражении своих чувств: он прямо делится своим горем, говорит о жалости к возлюбленной, о ее страданиях. Из рассматриваемого примера видно, что характеристика образа лирического героя позволяет прочувствовать эмоциональный фон стихотворения, понять его содержание, сюжет и идею.

Краткая биография, Николая Ивановича Рыленкова.

Чтобы правильно понять и проанализировать творчество любого автора, необходимо познакомиться с его биографией ( 4, стр. 395 – 396; 3, стр. 5 — 9) .

Николай Иванович Рыленков родился 2 февраля 1909 года в деревне Алексеевка (народное название – Ломня или Корчёвка) Тюнинской волости Рославльского уезда Смоленской губернии. Сейчас это Брянская область. Родители были крестьянами. Рыленков рано их лишился: в 1916 году умер отец, а в 1918 – мать. Учился Николай Рыленков в волостном селе Тюнине, окончил среднюю школу в городе Рославле. Писать стихи Николай Рыленков начал ещё в тюнинской школе, где имелась хорошая библиотека. Там он полюбил поэзию Тютчева, Фета, Бунина. В 1926 году без ведома Рыленкова его стихотворение «Толока» было напечатано в газете «Рабочий путь» под названием «Взаимопомощь».

4 стр., 1767 слов

Времена года в стихах русских поэтов

… Зимняя дорога, С. А. Есенин. «Поет зима — аукает» Времена года русской природы занимают одно из особых мест в стихах русских поэтов. Так врят ли можно обойти стороной не взглянув, … (Извольте мне простить ненужный прозаизм). Странно, что именно за простоту стиля, за изображение обыденной, «низкой» действительности Пушкина порицали многие современники. А ведь на их глазах …

Николай Иванович Рыленков работал сельским учителем на Брянщине. В 1933 году окончил отделение языка и литературы Смоленского педагогического института. После работал в редакции смоленской областной газеты «Рабочий путь», а затем — в смоленском областном издательстве. До начала Великой Отечественной войны вышло 6 поэтических книг, среди них «Мои герои» (1933 год), «Берёзовый перелесок» (1940 год).

Постоянную творческую помощь Николаю Рыленкову оказывал переписывавшийся с ним Исаковский. Рыленков по преимуществу лирик. Бережно выписанные пейзажи и философские миниатюры, раздумья о духовном мире советского человека, о его нравственном богатстве — таков основной характер стихотворений Рыленкова. В его стихах неизменно чувствуешь человека, знающего и любящего землю. Поэт воспевал русскую природу в органичном единстве с трудом пахаря и сеятеля. Жизни Смоленщины поэт посвящал и свои работы в прозе — повести и рассказы.

С первых же дней войны Рыленков ушёл на фронт. Там командовал взводом в сапёрном батальоне. Затем был военным корреспондентом фронтовой печати. С 1943 по 1945 годы вышло 4 сборника стихов поэта: «Прощание с юностью», «Синее вино» (1943 год), «Отчий дом» и «Смоленские леса» (1944 год).

Не случайно стихи Рыленкова сбрасывались с самолётов на временно оккупированную землю Смоленщины и Белоруссии: многие из них были примером патриотического служения Родине. Сразу после освобождения Смоленска поэт возвратился в разрушенный город.

После войны Николай Иванович Рыленков продолжил активную литературную деятельность: долгие годы возглавляет Смоленского отделения Союза писателей СССР. В середине 50-х годов Рыленков обращается к прозе

Одна из книг, привлёкшая наибольшее внимание читателей, — повесть о событиях Отечественной войны 1812 года « На старой смоленской дороге». В 1962 году поэт завершил работу над литературным переложением «Слова о полку Игореве»

За послевоенные годы вышло более 30 поэтических и прозаических книг, сборников публицистики, переводов, очерков, эссе и литературных портретов. В 1969 году были опубликованы последние прижизненные сборники «Снежница» и «Журавлиные трубы».

Умер поэт 23 июня 1969 в Смоленске. В 1994 году, уже посмертно, Николаю Ивановичу Рыленкову было присвоено звание «Почетный гражданин города — героя Смоленска».

Задумка

Второй пункт задания предполагает приведение небольшой исторической справки о том, какие события в жизни автора привели к написанию того или иного лирического сочинения. Как правило, речь идет о каких-либо важных переменах в личной жизни, в его творчестве, связанных с сильным душевным подъемом либо, наоборот, психологическим кризисом.

В данном случае речь идет о тяжелой сердечной драме Тютчева, который фактически вступил в гражданский брак, что по понятиям 19 века считалось крайне постыдным поступком. История создания стихотворения связана с этой тяжелой историей: возлюбленная поэта Е. Денисьева за свой роман с Тютчевым подверглась гонению светского общества, прошла через тяжелые нравственные страдания. Тютчев, остро чувствуя свою вину за мучения девушки, посвятил ей рассматриваемое произведения, в котором излил свою горечь и боль, а также просил у нее прощения за все то, что ей пришлось ради него перенести. Итак, описание истории создания стихотворения очень важен для понимания смысла и содержания произведения.

Главная мысль

Тема стихотворения должна быть названа школьником с предельной точностью: ведь от ее правильного определения зависит дальнейший ход работы над анализом произведения. Идею лирического сочинения лучше всего выразить одной фразой для того, чтобы сам школьник отчетливо понимал, о чем именно писал поэт (о природе, дружбе, любви, Родине, поэзии, истории и т. д.). В рассматриваемом стихе Тютчева речь идет о раскаянии за причиненное возлюбленной горе. Поэтому ученики могут сказать, что перед ними – любовное стихотворение, однако сразу же необходимо пояснить, настоящая тема стихотворения – это скорее боль по ушедшему счастью, которое, пройдя, причинило возлюбленным столько горя.

Тематика произведения

В данном пункте школьник должен несколькими фразами указать, какие идеи чаще всего находили отражение в творчестве автора. Таким небольшим вступлением он покажет свое знание особенностей лирики изучаемого поэта и одновременно сделает небольшое вступление к основной части анализа.

Сюжет и композиция стихотворения в этом пункте должны быть в центре внимания учащегося. Рассматриваемое произведение, как уже говорилось выше, строится на принципе контраста: автор противопоставляет счастливую любовь тяжелому горю от нареканий света. Тема любви сквозной линией проходит через все произведение, определяя лексику и поэтические обороты. Особенностью стиха является то, что оно пронизано горечью и болью. Это произведение стало не признанием в любви, как у многих других поэтов, а раскаянием и просьбой о прощении.

Анализ стиха Н. Рыленкова «Возможно ль высказать без слов…»

Автор стихотворения – большой мастер слова и предельно скромный человек, бывший сельский учитель Н. И. Рыленков, мастер эпического жанра и певец родного края, доказавший любовь к родной стране с оружием в руках. Поэт прожил в уверенности, что любовь родной природе – едва ли не самая важная составляющая патриотизма. Ведь красоту родных мест каждый видит с рождения.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

  • инверсию – «берёт Андрей Рублёв», «суров приют», «краски дивные», придающую особую значимость последнему слову каждого словосочетания;
  • олицетворение – «краски поют», поэт использует этот глагол в контексте христианского богослужения и пения хвалебных псалмов;
  • оксюморон – «высказать без слов», подчеркивающий невозможность утвердительного ответа на поставленный вопрос;
  • ряды однородных членов предложения – «берет, разводит», «напишет, запечатлеет», детально описывающие действия;
  • лексику высокого стиля – «лик», «узрел», «свершить», обусловленную тематикой произведения;
  • эпитет – «хитрые (то есть трудновыполнимые, искусственные, неорганичные человеку) правила»;
  • метафору – «журчали в сердце»;
  • цитирование – «Осанна!», риторическое восклицание обозначает кульминационный момент всего произведения;
  • религиозную лексику – «лампада (используемый в христианском богослужении светильник)», обет (добровольно налагаемое обязательство)»;
  • умолчание – «Любовь превыше … правил…» – автор недоговаривает о других ограничениях, сковывающих благородные порывы человека;
  • риторический вопрос – «Возможно ль высказать?..».

«Осанна» – это торжественное молитвенное восклицание, благодарственный или хвалебный возглас, которым сопровождался вход Иисуса Христа в Иерусалим.

Впечатления автора от красоты родных мест настолько значимы и выпуклы, что он с трудом находит слова. Поэт не зря упоминает об Андрее Рублеве, сломавшем каноны иконописи и возвысившем человека. Ведь любовь к родной земле, сердечная связь с ней являются для творческого человека мощной движущей силой. И художник показал всему миру духовные высоты, которых может достичь обычный человек. А Николай Иванович подчеркивает, что вдохновили на создание шедевров красоты родной земли, что человек создан для радости, как птица для полета. Поэт убедительно доказывает, что малая родина «держит за сердце» любого неравнодушного человека – именно она является хранительницей исторической памяти, которая препятствует духовному обнищанию.

Николай РыленковРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑

Особенности военной лирики, Николая Ивановича Рыленкова.

Во-первых, поэзия Рыленкова «достоверна». Как и многих других людей, война вынудила Николая Ивановича оставить свой дом на поругание врагу, как и они, поэт не знал, где находится его семья, как миллионы солдат, он мог погибнуть от пули врага. Рыленков встал на защиту своей Родины, жил вместе со своим взводом, отказавшись от офицерского блиндажа; каждое новое стихотворение читал своим солдатам. Так в непосредственном общении с тружениками войны создавались лучшие произведения поэта. Рыленков не «показывает», не «изображает» переживания своих героев, он живёт среди них, чувствует то же, что и они. Всё это и придаёт его стихам достоверность документа. (1, стр. 109).

10 стр., 4748 слов

И таблица умножения превращалась в стихи сочинение

… Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. 15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «И таблица умножения превращалась в стихи». Приведите в сочинении 2 … слове – Вовка,(1)сходи в разведку и выведи этого чёрта … в Ольшанке сто раз был. (6)Он только вылез из автобуса, и к нему сразу кинулись мальчишки: Минтин, Витёк и Егорка. (7)Расхватали вещи и …

О том, что защищают советские люди, почему они так мужественно сражаются, с предельным накалом чувств написаны многие стихи поэта. При этом он говорит не только о защите жён и детей, городов и мёл, родных лесов и полей, но и вообще о защите справедливости, счастья, красоты, искусства. «Мы в бой идём, чтоб тенью самолёта враг не покрыл прозрачный твой пейзаж», — обращается поэт к Левитану.

Другой особенностью военной лирики Рыленкова является практически полное отсутствие призывов к читателю, подобных следующему обращению А. Твардовского: «Бей же силу постылую всей несчётною силою ножа и огня!» Для Николая Ивановича Рыленкова не характерны ораторские приёмы, он выражает накипевшие на сердце чувства в присущей ему манере. Конечно, сердце поэта вскипело жгучей ненавистью к врагу, принёсшему горе и разрушение на нашу землю, но выражает он её так:

Детей теряли матери, а дети

Теряли детство! Кто его вернёт?

Мы позабудем многое на свете,

Но позабыть не сможем этот год.

От гнева губы сохли, как от жары,

Не мог я думать ни о чём другом, —

Мне встретиться хотелось хоть однажды

Лицо в лицо,

глаза в глаза –

с врагом.

(«Ты никогда так не была близка мне»; 2, стр. 104)

Во многих стихотворениях Николай Иванович Рыленков размышляет о мужестве. В лирике, посвящённой близким людям, это проявляется наиболее ярко. Стремление увидеть родных неразрывно связано с желанием защитить Родину даже ценой собственной жизни:

Жизнь мою за тебя отдам.

За поруганные селенья,

За сожжённые города…

(«День твоего рождения»; 2, стр. 99)

Как особенность лирики можно отметить и наиболее часто встречающиеся выразительные средства в поэзии военных лет Николая Ивановича Рыленкова, которые ярко представлены не в одном стихотворении.

Часто поэт использует повторы, кольцевое строение стихотворений. Яркий пример: стихотворение «Когда верхи дерев горят» (повторяется строка «смоленские леса»), «Баллада о маленьком разведчике» (подчёркивается, что мальчику было четырнадцать лет).

Меня поразило то, как часто автор пишет об окружающих его запахах. Вот несколько примеров из военной лирики Рыленкова.

Золотое облако зноя,

Запах трав – медовый и хмельной.

Небо русское расписное

Распахнулось передо мной.

(«Золотое облако зноя»; 2, стр. 119)

Сладко пахнет дым костра на холоде,

Пьём тепло мы уголками губ…

(«Сладко пахнет дым костра на холоде»; 2, стр. 126)

Эти особенности и привлекают читателя в лирике поэта. На мой взгляд, никто так больше не писал о войне, как Николай Иванович Рыленков.

Язык

Один из последних пунктов плана анализа стихотворения – это обзор средств художественной выразительности, с помощью которых автор доносит свою мысль до читателей. Как правило, наиболее распространенными приемами являются использование эпитетов, сравнений, метафор. Поэтическая лексика позволяет лучше проанализировать структуру и композицию стихотворений

Поэтому учениками следует обратить внимание на данный пункт изучения лирического произведения. В рассматриваемом произведении следует указать на обилие эпитетов, которыми Тютчев характеризует образ своей возлюбленной

Почти в каждом четверостишии имеется пара прилагательных, которыми поэт обрисовывает образ Денисьевой в начале счастливого романа и после разразившегося скандала.

Описание

Описание ядовитого дерева Пушкин почерпнул из околонаучных сообщений некоего голландского ботаника Г. Румпфа, посланного в середине XVII века в колонию для изучения ядовитых растений.

Очевидно, опасаясь отравления или из лени, он не изучил растение досконально, а воспользовался рассказами и легендами местных жителей, весело проводя время у губернатора Макассары. Его псевдо отчеты долгие годы (почти 3 века) составляли основу знаний о ядовитых растениях. На них основывался и Пушкин.

Миф об анчаре как самом ядовитом дереве был развеян в прошлом веке. Это оказалось красивое и совершенно безвредное для птиц и животных, растение, получившее научное название Антиарис Токсикария. Растет это дерево на острове Ява. Ядовитым является его млечный сок. Прежде чем превратиться в смертельный яд, он перегонялся туземцами. В результате, повышалась концентрация ядовитых веществ. Только после такой перегонки местные аборигены смазывали ядом свои стрелы.

Пушкин воспользовался этой легендой-полуправдой об анчаре для выражения своей аллегорической идеи, изложенной в стихотворении.

Об авторе

Лучший пример анализа стихотворения – это детальный разбор произведений русской классической литературы. В качестве образца можно выбрать любовную лирику известного поэта Ф. Тютчева. Его произведение «О, как убийственно мы любим» — прекрасный образец для анализа на школьных уроках. Работу следует начать с краткой характеристики творчества автора. В данном случае необходимо указать, что поэт считается признанным мастером миниатюрных лирических сочинений.

Его стихи проникнуты философскими размышлениями о смысле жизни, о судьбах людей, их переживаниях и страданиях. Лирика поэта отличается страстным пафосом и эмоциональностью. Данный пример анализа стихотворения также включает небольшое упоминание о том, какие обстоятельства подтолкнули поэта к созданию рассматриваемого произведения.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: