Салтыков-Щедрин, Краткое содержание Премудрый пескарь
Краткое содержание
Жил-был пескарь. Отец и мать его жили долго, не попались ни в уху, ни щуке. И сыну так жить наказали, по принципу «гляди в оба». Пескарь был умный малый, а потому стал он раскидывать умом, как бы и ему всех бед избежать. Всякая рыба его может заглотить, потому как маленький он самый. А человек — так это и вовсе враг первейший.
Не раз рассказывал ему об этом отец, наказывал бояться уды, «потому что хоть это и глупейший снаряд, да ведь с нами, пескарями, что глупее, то вернее. Бросят нам муху, словно нас же приголубить хотят; ты в нее вцепишься — ан в мухе-то смерть!». Был у отца пескаря случай такой в жизни, когда он сам чуть было в уху не попал.
Неводом крестьяне рыбу ловили. Тащат их всех вместе: щук, окуней, того и гляди тебя сейчас эти хищники схватят. Но нет. «В ту пору не до еды, брат, было! У всех одно на уме: смерть пришла! А как и почему пришла — никто не понимает». Так и вытащили все, да только мал показался рыбакам маленький пескарь.
Никакого толку от него в ухе не было.
И вот когда нора была готова, решил он днем сидеть в своей норе и дрожать, а ночью выходить из норы и пищу искать. А можно и в полдень, когда рыба вся остальная уже сыта.
«Ибо лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться».
«Лежит он день-деньской в норе, ночей не досыпает, куска не доедает, и все-то думает: “Кажется, что я жив? ах, что-то завтра будет?”» Однажды увидел он прямо около своей норы рака. Стоит тот с окостенелыми глазами и его, пескаря, поджидает. Вот уж где пескарь перепугался. Полдня поджидал его рак, а пескарь тем временем все дрожал и дрожал.
И щука его у норы стерегла. Да только не выходил пескарь из норы и все гордился, что жив. Прожил он так сто лет. Ни жены, ни детей у него не было. Думал он, что только раньше семья быть могла, потому как щука тогда добрее была, да и окунь на мелких пескарей не заглядывался. «Все дрожал, все дрожал. Ни друзей у него, ни родных; ни он к кому, ни к нему кто».
И пришла пескарю пора помирать. И вспомнил он однажды сказанные щукой слова: «Вот, кабы все так жили-то, то в реке тихо было!» И задумался тогда пескарь, а и в самом деле, что бы тогда было? Ведь закончился бы род пескарей, потому что для его продолжения нужна семья, родная стихия, а не вечные сумерки его норы.
«Неправильно полагают те, кои думают, что лишь те пескари могут считаться достойными гражданами, кои, обезумев от страха, сидят в норах и дрожат. Нет, это не граждане, а по меньшей мере бесполезные пескари.
Никому он в своей жизни не помог ни добрым словом, ни советом. Только слышал он, как говорили: «Слыхали вы про остолопа, который не ест, не пьет, никого не видит, ни с кем хлеба-соли не водит, а все только распостылую свою жизнь бережет?» Задремал пескарь или забываться стал, да только высунулось его рыло из норы.
А потом он исчез. Куда пропал — так никто и не знает.
На этой странице искали :
- премудрый пескарь краткое содержание
- краткое содержание премудрый пескарь
- премудрый пескарь в сокращении
- салтыков щедрин премудрый пескарь краткое содержание
- салтыков-щедрин премудрый пескарь краткое содержание
Салтыков-Щедрин Дикий помещик краткое содержание
В один из дней почувствовал помещик, что мужик исчез из его владений, и обрадовался.
Однако вскоре выяснилось, что вместе с крестьянством пропали и продукты, и всякая возможность наладить быт.
Интересно, что для укрепления стойкости незадачливый «руководитель села» обращается к государственному печатному органу – газете, в чтении которой находит утешение и поддержку своей фанатической глупости.
Вскоре от него отворачиваются его друзья и приятели – актеры да генералы. Суть их претензий проста – сокращение доходов принимающей стороны. Столов не накрывают, да не развлекают. Некому и нечем.
Помещик начинает медленно, но верно дичать. В итоге бедняга находит себе товарища в лице лесного медведя. Однако затеи своей не бросает даже после посещения его капитаном-исправником.
Власть начинает беспокоиться, мужик чудесным образом возвращается. Одичавший помещик, потерявший человеческий облик, к нормальной жизни вернуться уже не может. Здесь раскрывается смысл названия произведения – «Дикий помещик».
Основная мысль произведения
В кратком анализе «Медведя на воеводстве» следует в отдельном пункте рассказать о главной теме сказки. Это то, что простому народу не нужны ни жестокие, ни либеральные правители. Страной должен управлять справедливый и мудрый человек, который бы понял необходимость полной отмены крепостного права.
Писателю не нравилось то, какие изменения происходили с обществом. Во внутренней политике не учитывались интересы простого населения. Люди стремились занять пост повыше, не понимая, что для этого у них нет особых талантов. Сторонники старых порядков никак не хотели признавать необходимость перемен, поэтому всеми силами старались вернуть свои позиции.
Но в этой борьбе за власть никто не обращал внимания на народ. А ведь терпение у него не бесконечное. Недовольных и революционно настроенных становилось все больше. И такое недовольство могло перерасти в революцию. Именно об этом и говорится в сказке.
Главные герои и их характеристика
Урус Кучум Кильдибаев главный персонаж произведения. Типичный представитель правящей элиты России.
Он по-своему деятелен и полон планов на будущее, да вот незадача без мужика он не привык обходиться, но в то же время русский мужик ему противен.
Ему неприятен его вид и запах. Помещик приходит к парадоксальному выводу простой, «неумытый народ» ему ни к чему.
Примечательно, что он обращается к Богу с просьбой избавить его от мужика деревенского, но его прошение не было услышано, что подтверждается цитатой: «но Бог знал, что помещик тот глупый, и прошению его не внял». Тогда помещик решает выжить холопов, притесняя и всячески осложняя им трудовую жизнь.
Мужик – собирательный образ русского народа. Во времена написания сказки православие в России имело ранг государственной идеологии. Неудивительно, что народ также обращается с прошением о помощи к Богу.
Измученные притеснениями жестокого помещика, люди просят избавить их от мук. Крестьяне исчезают.
Капитан-исправник – представитель контролирующего органа власти. Несмотря на симпатии к помещику, ставит во главу угла государственные интересы. Мужика – нет, податей нет, да и вообще непорядок. Резолюция – мужика вернуть!
Анализ произведения
Проанализируем сатирическую сказку Михаила Салтыкова-Щедрина.
Основная мысль
Заключается в нехотении правящей элиты учитывать интересы простых людей, что может привести к гибели как самой элиты, так и государственности в целом.
В народе говорят проще – «нельзя пилить сук, на котором сидишь».
Композиция сочинения состоит из трех частей и представляет собой стандартный план художественного произведения:
- вступление,
- основная часть,
- заключение.
Объем произведения небольшой. Сказка занимает всего три страницы текста.
Жанр и направление
Рассказ искусственно стилизован под произведение устного народного творчества. Жанр сатирическая сказка, направление — эпос.
«Дикий помещик» является примером острой социальной сатиры. Это оригинальный эпос, который не теряет своей актуальности и в наши дни.
Сказочные элементы, использованные автором в рассказе, и небольшой объем произведения делают историю понятной и интересной для разной возрастной категории.
Особенности сюжета
Используя яркие сатирические приемы, автор обличает пороки нашего общества и ставит перед читателем ряд важных вопросов, ответы на которые ему придется искать самому.
В отличие от народных сказок, в повествовании видна работа писателя с текстом.
Образы и характеры персонажей прописаны емко и красочно. В произведении легко найти примеры иронии не только в адрес помещика, но и социального устройства царской России.
В произведении в полной мере использованы такие выразительные средства как:
- ирония,
- гротеск,
- аллегория,
- сравнение,
- алогизм,
- гипербола.
Проблематика
Несмотря на кажущую простоту, сказка имеет много скрытых смыслов и скорее ставит вопросы, чем дает ответы на них. Вдумчивое чтение текста приводит к размышлению о сложных философских категориях. Что есть глупость, человеческая мораль, справедливость и Бог, государство и народ? Чему учит сказка?
Как говорили древние пророки – «человек может отвернуться от общества, но если общество отвернется от человека, наступит его полная деградация».
Основная тема и идея произведения – отношение власти к простым людям, которые являются фундаментом любого государства.
Сочинение — Анализ сказки Вяленая вобла Салтыкова-Щедрина. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ героев произведений
Основным персонажем произведения является вобла, представленная писателем в образе вычищенной, выветренной, вывяленной рыбы, лишенной из-за этого процесса разумной нормальной мыслительной деятельности, проявления каких-либо чувств, в том числе и совести.
Вобла представляет, что в обществе присутствует некая разумность, а также истинные человеческие чувства, однако она данными излишками не обладает и ничуть в этом не смущается, сторонясь и не желая знать о тех, кто интересуется политическими вопросами.
Героиня придерживается своего единственного жизненного принципа, состоящего в возможности каждого ничего не знать, ни о чем не подозревать, ничего не понимать, а жить в вечном пьяном угаре, не стремясь иметь ум, который выше лба. Свою позицию вобла пытается донести до каждого слушателя, радостно наблюдая, как ее жизненные принципы в форме пошлых призывов влияют на слушателей, начинающих их придерживаться и перестающих что-либо делать как с собственной жизнью, так и с общественной, утративших собственный гражданский долг и не заду мающихся о будущем.
Используя в сказке художественные приемы сатирического гротеска и иронического сарказма, писатель демонстрирует убийственную насмешку в виде финального окончания произведения, в котором вобле откусывают голову, и героиня оказывается полностью съеденной.
Тем самым автор изображает трусливых представителей либерального класса, маскирующих за кричащими словами собственную жалость и душевное омертвление, распоясавшихся в приспособленчестве, угодничестве и заподозренных в неприкрытом подхалимстве.
На примере героини сказки писатель описывает в виде лукавых изворотов и метаморфоз сущность либеральной политики, не желающей задумываться о судьбе простого русского народа, беспокоясь лишь о собственной выгоде и благосостоянии, тем самым обличая процессы, происходящие в обществе, призывая к серьезному осознанию интересов своего государства и народа.
Произведение отражает писательскую позицию, изложенную в виде сатирической сказки из-за жестких цензурных барьеров, о безыдейности, духовной бедности, ограниченности правящей власти, нуждающейся в покорных, трусливых, преданных по-собачьи согражданах, погрязших в раболепстве не имеющих собственных мыслей, чувств и совести. Именно поэтому произведение несет в себе глубокую социальную критику существующего общественного порядка современного царизма, жестко разоблачая негативные черты угнетения русского народа.
Идея, тема, суть и смысл
Подробное изложение
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик — князь Урус-Кучум-Кильдибаев. У него было много крестьян и земли. Помещик был глупый и жаловался Богу: «Очень уж много развелось в нашем царстве мужика!» Господь, однако, недалекого князя не слушал.
Хозяин стал изводить своих мужиков штрафами и придирками. Тогда взмолились уже крестьяне: «Господи! Легче нам пропасть и с детьми с малыми, нежели всю жизнь так маяться!» И случилось чудо: поднялся ветер, и все крестьяне во владениях помещика исчезли.
Помещик обрадовался, каким чистым стал воздух без простолюдинов: «Теперь-то я понежу свое тело белое, тело белое, рыхлое, рассыпчатое!» Стал жить-поживать, захотел завести театр и позвал актера Садовского. Тот приехал вместе с актерками, но увидал, что некому ни занавес поднять, ни принести умыться — и тут же уехал, назвав помещика глупым.
Тогда позвал помещик в гости четырех соседей-генералов. Те сначала радовались, что во владениях князя нет «холопьего запаху». Но оказалось, что у хозяина нет даже еды, кроме леденцов и пряников. «Однако, брат, глупый же ты помещик!» — заявили гости и тоже уехали.
Но помещик не сдавался:
Он стал мечтать, как закажет из Англии паровые машины и будет со всем управляться без крестьян: разведет сад, коров, станет продавать огромную клубнику. А ночью помещику снилось, как за эту твердость его сделали министром, а он шлет подчиненным циркуляры: «Быть твердым и не взирать!»
Затем к помещику приехал капитан-исправник, глава уездной полиции. Он возмутился, что крестьяне исчезли и перестали платить подати, а на базаре «ни куска мяса, ни фунта хлеба». И назвал его дураком.
Тем временем дорожки в помещичьем саду заросли, в парке стали выть дикие звери. По привычке помещик звал слугу: «Сенька!» Но никого не было. Однажды он даже заплакал.
Но чтение газеты «Весть» укрепляло его дух. Князь решил не сдаваться и вскоре совсем одичал. Оброс шерстью, а «ногти у него сделались, как железные». Ходил все больше на четвереньках. Говорить перестал, зато научился издавать звериный победный клик. Охотился он, выслеживая добычу с вершины дерева: одним прыжком настигнет зайца, разорвет когтями да и съест вместе со шкурой.
Он даже подружился с медведем, но и тот считал барина глупым: мужиков-то было есть удобнее, чем помещиков.
М. Таранов. Иллюстрация к сказке «Дикий помещик» https://img.anews.com/media/gallery/135508373/583273708.jpg
Капитан-исправник же все больше беспокоился. Губернское начальство жаловалось, что подати не поступают. А самого капитана-исправника чуть не задрал таинственный человек-медведь. Тогда чиновники постановили: крестьян изловить и вернуть на место, а глупому помещику внушить, чтобы прекратил выкрутасы.
Так и сделали. Собрали пролетавший мимо рой мужиков, и на базаре снова появились мука, мясо и живность. В казну пошли подати. Помещика тоже изловили, хотя и с большим трудом. Его высморкали, вымыли и обстригли ногти. Капитан-исправник сделал ему внушение, отобрал газету «Весть» и уехал, поручив помещика надзору слуги Сеньки.
Несколько интересных материалов
- Стихи о весне русских поэтов классиков для детей Пропитанное звуками и красками творение Тютчева «Весенняя гроза», переносит нас в предгрозовую, насыщенную озоном, атмосферу
- Чехов — Враги У доктора Кирилова умер малолетний сын Андрюша. Мальчик страдал дифтеритом. Случилось это осенью. Родители очень опечалены гибелью единственного ребенка.
- Письмо Татьяны к Онегину текст (полностью читать отрывок) Я к вам пишу – чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь, я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать.
- Чехов Лошадиная фамилия Основным персонажем произведения является отставной генерал Булдеев, в истории жизни которого случается забавное событие.
- Некрасов
Процесс вяления воблы
Принцип вяления воблы за тысячи лет практически не изменился. Изменилось лишь используемое в ходе процедуры оборудование. Для вяления подходит исключительно первосортная вобла. Свежую рыбу охлаждают до температуры ниже 0 градусов, а замороженную — размораживают. Выделяющуюся слизь с мертвой рыбы необходимо тщательно удалить. Для этого, воблу несколько раз старательно промывают под струей воды. Если пренебречь данной процедурой, то при просаливании рыбы, на ее теле образуется пленка, которая ухудшит качество готового продукта и помешает засаливанию.
На следующем этапе, рыбу сортируют. Для того, чтобы вся рыба из партии была просолена равномерно, всю воблу сортируют по размерам. Для этого, ее специальным образом отбирают: рыба в посоле не должна различаться по размеру более, чем на 2 см. Отобранные по нужным размерам рыбы, распределяются по партиям, каждая из которых проходит отдельный процесс посола. Сам процесс посола заключается в следующем: изначально заготавливается соляной раствор, который выливается в треть посольной емкости. Далее, в эту емкость складывается промытая рыба, после чего — все засыпают солью. Количество соли рассчитывается в процентах, согласно от общей массы рыбы. Так, необходимо добавить соли не более, чем пятую часть от всей массы заготавливаемого продукта. Только после этого начинается процедура посола, а вещества, выделяемые рыбой в процессе посола, идут в расход для заготовки следующей партии. Соответственно, посольные емкости могут функционировать без специальной обработки, для нескольких партий рыбы. При этом, качество продукта не ухудшается, благодаря полезным веществам, остающимся от предыдущих партий.
Основная мысль
Нельзя оценивать поведение человека только с хорошей или плохой стороны, всегда есть середина. Такую мысль пытается донести писатель до своего читателя при помощи аллегории и сатиры.
Животные в этом произведении говорят и думают. Именно поэтому эта история называется сказкой. Её можно воспринимать по-разному, в зависимости от возраста читателя. Для детей это действительно сказка, а для взрослых довольно глубокое по своему философскому смыслу произведение. Оно показывает все пороки общества. Недальновидность, а даже порой откровенную глупость людей. Неспособность к личному мнению.
Особенно характерно это проявляется в отрывке, где волк тащит ягнёнка. Он размышляет о том, что странный малыш кричит и борется за свою жизнь, когда все остальные овцы, молча, лежат готовые к своей неминуемой кончине:
«Много он на своём веку овец перерезал, и все они какие-то равнодушные были. Не успеет её волк ухватить, а она уж и глаза зажмурила, лежит, не шелохнётся, словно натуральную повинность исправляет. А вот и малыш — а поди как плачет: хочется ему жить!»
На примере ягнёнка автор как бы ненавязчиво хочет показать читателю, что даже самый слабый голос может быть услышан, если говорить от сердца.
Популярные сегодня пересказы
- Реквием — краткое содержание поэмы Ахматовой Поэма «Реквием» была написана в 1930-е годы в период сталинских репрессий, когда был арестован и находился под следствием Лев Гумилев, единственный сын Анны Ахматовой. Отец Льва
- Тайна ночного леса — краткое содержание рассказа Бианки Очень хорошее и поучительное произведение Виталия Бианки. Рассказывается о том, как один охотник, который был еще и орнитологом очень хотел поймать белую куропатку, но у него совсем не выходило подстрелить хотя бы одну
- Невозвратимое мгновение — краткое содержание рассказа Цвейг События романа происходят в 1815 году во время войны Наполеона. Полководец готовит грандиозное сражение при Ватерлоо, исход битвы будет иметь большое значение на исход войны в целом
- Флобер Французский писатель Густав Флобер родился в 1821 году в городе Руане. Он был истинным фанатом своего дела, литератором, искусствоведом и правоведом.
Тема произведения
Сюжет произведения крутится вокруг лесного хищника. Салтыков-Щедрин описывает его жизненную позицию с точки зрения самого волка. Люди и звери воспринимают его как убийцу. Злодея не любят и боятся за то, что тот убивает.
Но не всё так однозначно, как кажется. Недаром сказка называется «Бедный волк», анализ поведения и мыслей главного героя подтверждает суть этого названия. Зверь бы и рад питаться травкой, но не может. Так устроена его природа, что для поддержания жизни хищнику нужно мясо. В этой истории автор представляет волка, чуть ли не лирическим героем, он:
- честен;
- бесстрашен;
- умён.
Вариант 2
Сказка “Вяленая вобла” Салтыкова-Щедрина – это история о том, как жадность и жажда наживы могут привести к гибели. Идея сказки заключается в том, что человек должен быть осторожен в своих желаниях и не забывать о последствиях своих поступков. Главный герой, рыбак, не доволен своей жизнью и мечтает о богатстве. Он решает продать воблу, которую поймал, но не может найти покупателя. В итоге он решает высушить ее и продать как деликатес. Однако, вместо богатства, он получает только горе и потерю жизни.
Тема сказки – это жадность и безрассудство. Главный герой не думал о последствиях своих поступков и не учел, что высушенная вобла может стать причиной его смерти. Он был слишком занят своими желаниями и не заметил опасности. Таким образом, автор показывает, что жадность и безрассудство могут привести к гибели.
Суть сказки заключается в том, что жадность и безрассудство могут привести к гибели. Главный герой не думал о последствиях своих поступков и не учел, что высушенная вобла может стать причиной его смерти. Он был слишком занят своими желаниями и не заметил опасности. Таким образом, автор показывает, что человек должен быть осторожен в своих желаниях и не забывать о последствиях своих поступков.
Смысл сказки заключается в том, что человек должен быть осторожен в своих желаниях и не забывать о последствиях своих поступков
Жадность и безрассудство могут привести к гибели, а забота о других и осторожность могут привести к благополучию. Автор показывает, что желание наживы может привести к гибели, если не учитывать последствия своих поступков
Кроме того, сказка “Вяленая вобла” Салтыкова-Щедрина является критикой жадности и безрассудства. Автор показывает, что желание наживы может привести к гибели, если не учитывать последствия своих поступков. Главный герой не думал о том, что высушенная вобла может стать причиной его смерти, и не учел опасности. Таким образом, автор критикует жадность и безрассудство, показывая, что они могут привести к гибели.
Кроме того, сказка “Вяленая вобла” Салтыкова-Щедрина является примером моралистической литературы
Автор показывает, что жадность и безрассудство могут привести к гибели, а забота о других и осторожность могут привести к благополучию. Таким образом, сказка учит читателя быть осторожным в своих желаниях и не забывать о последствиях своих поступков
В целом, сказка “Вяленая вобла” Салтыкова-Щедрина является примером моралистической литературы, критикующей жадность и безрассудство. Автор показывает, что желание наживы может привести к гибели, если не учитывать последствия своих поступков. Главный герой не думал о том, что высушенная вобла может стать причиной его смерти, и не учел опасности. Таким образом, сказка учит читателя быть осторожным в своих желаниях и не забывать о последствиях своих поступков.
Совесть и справедливость — основа Мировоззрения Человека
Сказки Салтыкова-Щедрина поучительны ещё и тем, что ставят перед читателем сложные вопросы, найти ответ на которые невозможно, опираясь на так называемые прописные истины. Автор утверждает, что поведение человека напрямую зависит от его жизненной позиции и, соответственно, мировоззрения. И с этим нельзя не согласиться.
Моральных проблем Щедрин так или иначе касается во всех своих сказках. И среди последних есть такие, которые посвящены осмеянию лживой морали эксплуататоров и пропаганде принципов нравственности. Это — «Пропала совесть», «Добродетели и пороки», «Дурак» и другие. Эти сказки — ядовитые памфлеты на моральные принципы привилегированных социальных групп (тех, кого зовут «элита»). Сатирик показывает извращение нравственности в паразитическом обществе. Здесь совесть — «негодная тряпица», от которой каждый старается избавиться («Пропала совесть»). Здесь добродетели ловко уживаются с пороками на почве лицемерия («Добродетели и пороки»). Здесь высокие человеческие достоинства признаются ненормальными («Дурак»).
Мультфильм по сказке «Пропала совесть»
Кадр из мультфильма по сказке «Пропала совесть»
Остановимся на сказке «Пропала совесть».
Во многих сказках звучит вера в торжество положительных идеалов. Так, в сказке «Пропала совесть» рассказывается, как из мира людей была изгнана совесть. Её выбросили, как ненужную старую тряпку. Писатель выражает уверенность, что только попав в колыбель, где лежит маленький ребенок, совесть найдет наконец своего защитника.
Совесть говорит своему последнему владельцу:
В сказке «Пропала совесть» сатирик клеймит весь мир хищников-паразитов, лишившихся этого важного человеческого достояния. Эта сказка — сигнал тревоги
Значит в мире что-то не так, если живут во лжи, а не по совести. Ложь, кривда — это закон общества. Ложь — «торжествующая свинья», правящая миром.
Таким образом, писатель говорит, что надо с рождения воспитывать Человека и прививать ему общепризнанные каноны моральных ценностей, в том числе — Совесть и Справедливость.
Популярные сочинения
- Сочинение-опсание по картине Мика Морозов Серова (4 класс) Картина Серова «Мика Морозов» в своё время стала одной из самых известных на просторах СССР. На ней изображен мальчик лет пяти от роду. Художнику было совсем непросто нарисовать такую картину
- Сочинение по картине Земская школа в Московской Руси Кустодиева 6 класс Борис Кустодиев отображал на своих полотнах простую жизнь и бытовые моменты. В этом он видел особенный смысл. Его картина «Земская школа в Московской Руси» очень нравится зрителям
- Сочинение Море летом Каждый из нас, когда либо отправлялся на отдых. Кто-то отправляется со своими родителями на отдых в горы, дабы насладиться тамошним свежим воздухом, и лечебной атмосферой, кто-то же отправляется в туристический поход
Короткий пересказ «Вяленая вобла»
Краткое содержание «Вяленая вобла» Салтыков-Щедрин:
Выловили как-то воблу, выпотрошили ее, убрали все внутренности и повесили на веревку вялиться на солнце. Висит рыбешка, подсыхает, вот и кожа на брюхе высохла и голова тоже, мозг, оставшийся вообще испарился.
Вобла радуется, что ее выпотрошили и вялят, благодаря этой процедуре она освободилась от лишних мыслей и дум, совесть, которая у нее была, тоже куда – то пропала. Вообще – то, она и раньше мало, о чем думала, проводя свою жизнь на дне, а теперь и вовсе хорошо стало, легко.
Теперь стала рыба разумной, с нужными мыслями и идеями, никому не мешающими. Совесть у нее появилась на пятак меди. Каждый день рыба умничает, просящему монету подаст, только если сие действо свидетелями зафиксировано будет, а если нет, то просто мимо отправит. Увидит кого-нибудь, рыба, и сразу беседы ведет, свои мысли по этому поводу высказывает.
А мысли то ее, все присказки, которые уже опостылели окружающим. Не принимают всерьез учений воблы, а как время наступает, то всплывают в головах людей умные мысли воблы. Они ее славить начинают, поражаясь, почему она такая умная. А вобла и довольна, говорит, что еще с рождения умная была, а как завялилась, так вовсе ум обострился.
«Уши выше головы не растут» — любила говорить вобла. С этим самым лозунгом попала она в ряды демократические. Частенько люди спорили, пытаясь понять смысл высказывания вяленой рыбы, применить их на деле.
В обществе, где пропагандируются учения воблы, есть разные люди. Одни убежденные, но больше всего пестрых – совести у которых совсем нет. Убежденные страдают, мечутся и остаются совсем без ответа, а пестрые радуются, слушая высказывания мудрой воблы.
Нравоучения рыбы на них отрезвляюще на них действуют. Послушают воблу и ничего не делают. Всеобщее освобождение от лишних мыслей, угрызений совести, по нраву даже человеконенавистникам.
Прониклись все идеями воблы. Простая рыбешка, проВяленая на солнце, с отсутствующими мозгами, творила консервативные чудеса, о которых они даже не думали. Чем больше получается последствий от воблиного учения, тем больше возникает вопросов, как дальше жить.
В конце концов, из умного советника, превратилась рыбешка в либералку, несущую опасность своими пропагандистскими нравоучениями. И вот однажды, происходит неожиданное злодейство. Самый ярый человеконенавистник схватил вяленую воблу, откусил ей голову, а потом и вовсе, всю съел, на глазах у изумленной публики.
Чему учит:
Сказка учит не зацикливаться на себе, не быть эгоистами, следует постоянно идти вперед и развиваться духовно. Еще, судя из повествования, не следует совать нос, в не свои дела, ни к чему хорошему это не приведет. В этой сказке, Салтыков – Щедрин завуалировано высмеял либерализм и трусость русской интеллигенции того времени, их безыдейность и ограниченность. Сам писатель, на протяжении всей своей жизни являлся патриотом своей страны и своего народа.
Сказка «Медведь на воеводстве» Салтыкова-Щедрина была написана в 1884 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Медведь на воеводстве» по главам. Это остроумное, резко сатирическое произведение, обличающее пороки окружающей действительности.
Художественное своеобразие
В числе приемов и средств, использованных Салтыковым-Щедриным в «Вяленой вобле», — эзопов язык, ирония, гротеск. Эзопов язык был необходим для обхода цензурных препятствий. Иносказание позволяет писателю откровенно выражать свои мысли. Впрочем, в случае с «Вяленой воблой» оно не слишком помогло, — как уже говорилось выше, с цензурой у сказки были серьезные проблемы. Что касается иронии, ярчайший пример ее использования – когда автор называет воблу ласково воблушкой, хотя понятно – теплых чувств он к ней не испытывает.
Как известно, в гротеске глубокое художественное обобщение важных жизненных явлений кроется за фантастичностью. В самом начале «Вяленой воблы» Салтыков-Щедрин сталкивает читателей с неправдоподобием – вобла «стала жить да поживать» после того, как сделалась вяленой, то есть фактически умерла. При этом в сказке присутствует художественное обобщение важных для жизни России 1880-х годов явлений (пустая либеральная болтовня, трусость и приспособленчество обывателей).
Благодаря сказке Салтыкова-Щедрина словосочетание вяленая вобла стало часто использоваться в разговорной речи в переносном значении. Так и сегодня принято называть человека апатичного, бездеятельного, у которого отсутствует собственное мнение и нет твердых убеждений.
- «Премудрый пискарь», анализ сказки Салтыкова-Щедрина
«Воблу поймали, вычистили внутренности (только молоки для приплоду оставили) и вывесили на веревочке на солнце: пускай провялится. Повисела вобла денек-другой, а на третий у ней и кожа на брюхе сморщилась, и голова подсохла, и мозг, какой в голове был, выветрился, дряблый сделался».
«Как это хорошо, — говорила вяленая вобла, — что со мной эту процедуру проделали! Теперь у меня ни лишних мыслей, ни лишних чувств, ни лишней совести — ничего такого не будет!»
Всегда вобла боялась попасть не туда, не по случаю. Поэтому очень обрадовалась, когда ее изловили «и все мысли и чувства у ней выхолостили!» . Далее рассказывается о чиновнике. Раньше он много работал, а теперь приходит на работу только в час, «уж позавтракавши». Потом курит долго, а потом уже время и «к Палкину обедать».
У Палкина — трактир. Все рады курьезы послушать. «…Везде лишнее да неподлежащее так и хлещет через край!» А вобле теперь на все плевать! И разговоры у нее ни о чем. Скучно с ней беседовать. «И всем скучно сначала, — стыдливо ответит воблушка. — Сначала — скучно, а потом — хорошо. Вот как поживешь на свете, да пошарят около тебя вдоволь — тогда и об воблушке вспомнишь, скажешь: «Спасибо, что уму-разуму учила!»
Воблушкина философия: «Потихоньку да полегоньку, двух смертей не бывает, одной не миновать…» Делай все что хочешь, только будь счастлив.
Во всех сферах жизни есть своя воблушка. «На свете существует множество всяких слов, но самые опасные из них — это слова прямые, настоящие. Никогда не нужно настоящих слов говорить, потому что из-за них изъяны выглядывают. А ты пустопорожнее слово возьми и начинай им кружить».
Когда появляется воблушка в компании «выбранных на общественную должность», «излюбленных», она советует: «…Коли спрашивают — повергай! а не спрашивают —сиди и памятуй, что выше лба уши не растут!» Это самое главное, что нужно знать. А остальное понимать — незачем.
«Оттого я так умна, что своевременно меня провялили», — объясняет она изумленным слушателям.
«Лишняя совесть наполняет сердца робостью, останавливает руку, которая готова камень бросить, шепчет судье: «Проверь самого себя!»
А ежели у кого совесть, вместе с прочей требухой, из нутра вычистили, у того робости и в заводе нет, а зато камней — полна пазуха» .
Так вобла убедила всех в том, что только она знает, в чем смысл жизни.
Да только, несмотря на то что провялили воблу, и внутренности у нее вычистили, и мозг выветрили, а все-таки, в конце концов, ей пришлось распоясываться. Превратилась она в либералку.
И вот в одно утро совершилось неслыханное злодеяние. Один из самых рьяных клеветников ухватил вяленую воблу под жабры, откусил у нее голову, содрал шкуру и у всех на виду слопал…
Тема
Как было сказано выше, «Медведь на воеводстве» — результат реакции автора на сложившуюся в родной стране проблемную ситуацию. Поэтому тематика данного произведения вполне предсказуема: это конфликт между властями и народом и невежество правителей.
Зачастую в литературе такие «опасные» темы авторы стараются скрыть под определенными аллегорическими образами. Так поступил и Салтыков-Щедрин, заменив главных героев образами животных. В его сказке у власти – семейство медведей Топтыгиных. Они и являются основными действующими персонажами произведения. Также в сказке, в качестве вспомогательного образа, присутствует Лев.
Сказка разделена на главы, которые освящают период правления каждого из медведей. Начинается повествование с описания самого жестокого и своенравного правителя, который считает, что без кровопролития власти не добиться. К счастью, правление его долго не продлилось – его убрали из-за отсутствия последовательности в словах и действиях.
Следующий воевода, подобно первому, мудростью не отличался. Правление его также состояло из сплошных злодеяний. Желая добиться расположения начальства, Топтыгин неоднократно оказывался в неловких ситуациях, выставив себя посмешищем.
Последним правителем стал медведь, принципом которого было ни во что не вмешиваться. Зла он не творил, но и пользы от него не было. Все время своего царствования он провел сидя в норе. Такая позиция позволила ему дослужиться до звания полковника. Возможно, карьера его продолжилась бы, но он был убит охотниками.
Таким образом, становится ясна основная мысль произведения: система власти диктует характер правления, отстраняя личные качества воевод.