А.а. фет

А.а. фет — крупнейший представитель школы поэтов «чистого искусства». единство природы и внутреннего мира человека в его поэзии.

Коллекция рефератов

Картина русской литературной жизни 30—50-х гг. была бы неполна, если бы мы не учли существований поэзии так наз. «чистого искусства». Под этим условным наименованием может быть объединено творчество тех поэтов, которые защищали идеологию консервативной части помещичьего класса. Группу эту возглавляли Тютчев и молодой Фет, в ней деятельно участвовали А. Майков (первое издание его стихотворений — 1842), Н. Щербина, («Греческие стихотворения», Одесса, 1850; «Стихотворения», 2 тт., 1857) и др. Несомненным предшественником этой линии в русской поэзии был Жуковский, в некоторых мотивах Пушкин (период ухода в теорию самоцельного искусства — 1827—1830) и Баратынский. Однако ни у Пушкина, ни у Баратынского мотивы «чистого искусства» не получили такого всестороннего развития, как в последующую пору русской поэзии, что с несомненностью объяснялось усугубившимся разложением питавшего их класса.

Нетрудно установить дворянское происхождение этой поэзии: симпатии к усадьбе, любование ее природой, безмятежным бытом ее владельца лейтмотивом проходят через все творчество любого из этих поэтов. Одновременно для всех этих поэтов типично полное равнодушие к господствовавшим в тогдашней общественной жизни революционным и либеральным тенденциям. Глубоко закономерен тот факт, что в их произведениях мы не найдем ни одной из популярных в 40—50-х гг. тем — обличение феодально-полицейского режима в различных его сторонах, борьба с крепостным правом, защита эмансипации женщин, проблема лишних людей и т. п. не интересуют этих поэтов, занятых так наз. «вечными» темами — любованием природой, изображением любви, подражанием древним и т. д. Но безучастные к начинаниям либералов и революционеров, они охотно выходили из сферы своего уединения затем, чтобы высказаться в неизменно консервативном и реакционном духе по важным проблемам текущей жизни, угрожавшим жизни их класса (ср. осуждающее послание Тютчева по адресу декабристов и фимиам, воскурявшийся Николаю I А. Майковым в его стихотворении «Коляска»): в эстетических взглядах этих представителей помещичьей правой не случайно воскрешались давно преодоленные остальной литературой субъективно-идеалистические концепции Канта и Шеллинга: здесь снова проповедывалось напр. учение об абсолютном разрыве между художником и холодной и безучастной к его деятельности толпой. У этих поэтов были в мировой поэзии свои учителя; в современной поэзии ими по преимуществу являлись немецкие романтики, близкие им по своему политическому и эстетическому пассеизму. В не меньшей мере поэтам «чистого искусства» была близка и античная литература, творчество Анакреона, Горация, Тибулла, Овидия, притягивавшее их гармоничностью своего миросозерцания и безмятежностью своего эпикуреизма. Множество переводов и подражаний древним дали Щербина, Фет, Майков. Господствовавшим и наиболее популярным жанром их однако было лирическое стихотворение, в котором переживания поэта раскрывались на благоухающем фоне усадебных пейзажей (городская цивилизация их внимания к себе почти не привлекала).

Невозможно отрицать значительность художественного уровня этой поэзии, проялявшегося и в изысканности ее образов, и в отделанности композиции, и в мелодической структуре стиха. Но все эти бесспорные достоинства развиты в лирике «чистого искусства» за счет богатства, разнообразия, а главное — прогрессивности заключенного в ней общественного содержания. Идеология поэтов «чистого искусства» бедна и бесперспективна, иначе и не могло быть при занимавшихся всеми ими политических позициях. Этим и объяснялось достаточно слабое воздействие их на дальнейшую русскую поэзию, поскольку ее основные течения (Некрасов, Курочкян) безусловно враждебны группе Фета и Майкова. Поэты дворянской правой не создали таких эстетических ценностей, которые могли бы войти в творческий фонд классической поэзии и сохранили бы свое значение для современного читателя. Исключение составили только Фет и Тютчев, первый — художественным проникновением своим в мир природы, второй — остротой, с какой им было выражено обуревавшее его чувство распада его класса, субъективно переживавшееся им как общечеловеческий кризис сознания.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://feb-web.ru

Искусство для искусства

Иску́сство для иску́сства

(«Иску́сство для иску́сства», )

«чистое искусство», название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Как показал Г. В. Плеханов, «склонность художников и людей, живо интересующихся художественным творчеством, к искусству для искусства возникает на почве безнадежного разлада их с окружающей общественной средой» (Избранные философские произведения, т. 5, 1958, с. 698). В разных условиях концепции «И. д. и.» различны как по своим социальным и идеологическим истокам, так и по своему объективному смыслу. Н. Г. Чернышевский писал, что «устарелая» в его время мысль об «И. д. и.», однако, «…имела смысл тогда, когда надобно было доказывать, что поэт не должен писать великолепных од, не должен искажать действительности в угоду различным произвольным и притворным сентенциям» (Полн. собр. соч., т. 2, 1949, с. 271).

Идеи «И. д. и.» оформляются в теорию к середине 19 в. во многом как реакция на утилитаризм философии Просвещения и меркантилизм буржуазных общественных отношений. Воспринимая весь строй буржуазной жизни как последовательное отрицание эстетического идеала, художники и поддерживающие их теоретики искусства стремятся воссоздать мир красоты помимо и вопреки действительности, что и приводит их подчас к взгляду на искусство как на некую сферу самодовлеющего эстетизма. Во Франции доктрина «И. д. и.» получает распространение ещё в 30-е гг. 19 в. и наиболее отчётливо выявляется в 50-е гг. у представителей школы «парнасцев» во главе с Т. Готье; в Великобритании — в 60-е гг. 19 в. (А. Суинберн; в 70-е гг. — У. Патер, в 80-е гг. — О. Уайльд). С конца 19 в. концепции «И. д. и.» резче обнаруживают склонность к эстетству и подчёркнутое пренебрежение к нравственным вопросам. Идеи «И. д. и.» в современную эпоху чаще всего входят составной частью в иные, подчас эклектичные эстетические теории.

В России лозунг «И. д. и.» в середине 19 в. был полемически противопоставлен натуральной школе, или «гоголевскому направлению», т. е. реализму в искусстве (А. В. Дружинин, С. С. Дудышкин, П. В. Анненков, отчасти «молодые» славянофилы). Идеи «И. д. и.» были подвергнуты критике русскими революционными демократами, выдвинувшими принцип гражданского служения искусства, в дальнейшем — Г. В. Плехановым и марксистской литературно-художественной критикой. Указывая на социальные истоки различных вариантов «И. д. и.», марксизм каждый раз раскрывает конкретно-исторический смысл их противостояния общественной активности и классовой борьбе.

Искусство социалистического реализма (См. Социалистический реализм) и близких ему направлений в зарубежном искусстве органически, в силу своей природы несовместимо с какими-либо проявлениями «чистого искусства», безразличного к борьбе за социальный прогресс, за коммунизм. Марксистско-ленинская эстетика с категорической непримиримостью относится к антиобщественным тенденциям в искусстве, будь то продукция так называемого массового искусства или же формализма и «И. д. и.».

В. Д. Сквозников.

Значения в других словарях

  1. Искусство для искусства — «чистое искусство», название эстетической концепций, утверждающих самоценность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественной жизни. Как показал Г. Художественная энциклопедия
  2. ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА — «ИСКУССТВО ДЛЯ ИСКУССТВА» («чистое искусство») — название ряда эстетических концепций, утверждающих самоцельность художественного творчества, независимость искусства от политики и общественных требований. Большой энциклопедический словарь
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

2005—2020 Gufo.me

Развитие поэзии во второй половине XIX века

Стихотворения, которые создавались русскими авторами в 50-х годах, были подданы острой критики – все они сравнивались с наследием Александра Сергеевича, и, по мнению многих критиков намного были намного «слабее» их. В этот период поэзию начала постепенно вытеснять проза. На литературном поприще появились такие талантливые прозаики как Толстой, Тургенев и Достоевский. Следует заметить, что именно Толстой был одним из самых безапелляционных критиков новых русских поэтов: творчество Тютчева он игнорировал, Полонского, Майкова и Фета открыто называл «бездарями».

Может быть, Лев Николаевич действительно был прав, и нам не стоит воспринимать поэзию послепушкинской поры как литературное наследие? Тогда почему у многих из нас 19 век ассоциируется не только с произведениями Лермонтова и Пушкина, но и гениальными стихами Фета, Некрасова, Плещеева, Кольцова, Полонского, А. Толстого?

Более того, если рассматривать русскую поэзию со столь радикальной позиции, то в категорию «бездарностей», не достигших уровня Пушкина автоматически попадают и поэты – серебряники – Ахматова, Блок, Белый, Маяковский, Цветаева. Поэтому мы видим, что такое мнение лишено всех логических оснований, и руководствоваться им категорично нельзя.

klassreferat.ru

Аист зеленеет молодой. Смотри, как листьем молодым Стоят овеяны березы, Воздушной зеленью сквозной, Полупрозрачною, как дым… Ф. И. Тютчев Творчество Федора Ивановича Тютчева — одна из вершин русской классической поэзии. Наверное, трудно найти человека, который не знал и не любил бы его лирические и романтические произведения. Любовь и природа — вот два основных мотива “чистого” искусства Тютчева, а одной из ярких примет его творчества является преобладание пейзажей. Особенно привлекают поэта переходные, промежуточные моменты природы: он изображает осенний день, с грустью напоминающий об ушедшем лете: Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера… Или же осенний вечер, как первый предвестник холодной зимы: Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть… Характерные начала его стихотворений: “Как хорошо ты, о море ночное…”, “Люблю грозу в начале мая…” или “Как весел грохот летних бурь…” — красноречиво говорят о том восторге перед величием и красотой, многообразием и бесконечностью при- родного царства, которым насквозь проникнуто творчество Ф. И. Тютчева. Природа в его стихах разнообразна, многолика, насыщена звуками, красками, запахами… Тени сизые сместились, Цвет поблекнул, звук, уснул — Жизнь, движенье разрешились В сумрак зыбкий, в дальний гул… Творческая судьба поэта необычна: это судьба последнего русского романтика, творившего в эпоху повсеместного торжества реализма и все-таки сохранившего верность заветам романтического искусства. Так же, как и Фета, его относят к поэтам “чистого” искусства, искусства, чуждого агрессии, грубости. Его стихи наполнены чувственностью, нежностью, любовью, любовью к родной русской природе, любовью к женщине. Женские образы в стихотворениях Тютчева полны какой-то нереальности, женственности, любви, они напрямую отождествляются с природой. Как, например, стихотворение, посвященное его последней любви — Елене Денисьевой: Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь на всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен… Не правда ли, эти строки перекликаются со многими стихами о природе, где сказано: В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык… Ф. И. Тютчев — поэт поистине “чистого”, светлого искусства. Его поэтическое слово воплотило в себе неисчерпаемое богатство художественного смысла, оно полно глубокого философствования, размышлений о сущности бытия. На протяжении всего творческого пути поэт не утратил свойственного ему мирового, космического, вселенского духа

Хотя основной фонд наследия поэта — это всего лишь чуть меньше двухсот лаконичных стихотворений (если не принимать во внимание юношеские стихи, переводы, стихи на случай и стихи, продиктованные поэтом во время тяжелой предсмертной болезни), его лирика вот уже более века остается актуальной и интересной. Столетие назад великий русский поэт А

А. Фет с полным правом сказал о собрании тютчевских стихотворений: Вот эта книжка небольшая Томов премногих тяжелей…

Рекомендуем посмотреть:

  • Тютчев Ф. И. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева
  • Краткая хронологическая таблица жизни и творчества Тютчева Ф.И.
  • Биография Тютчева Ф.И.
  • Краткая биография Тютчева Ф.И.
  • Тютчев Ф.И. Творческий путь поэта
  • Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева
  • Русская литература и творчество Тютчева
  • Основные мотивы, темы и образы лирики Ф. И. Тютчева
  • Что значила для Тютчева Россия
  • Тютчев — поэт-философ. Творчество Тютчева Ф.И.

Тема: Что такое Школа «чистого искусства»?

Подписаться на тему?
Опции темы
Поиск по теме

Сообщений: 1,029 Накопленные выплаты 64666 RUB (Подробнее) Поставила лайков: 2,980 Получено лайков: 2,588 в 817 сообщениях 252% Поймано букетов:: 8 (Подробнее)

Сообщений: 1,590 Накопленные выплаты 104072 RUB (Подробнее) Поставила лайков: 2,473 Получено лайков: 3,564 в 1,138 сообщениях 224%

Противоположная теория, согласно которой, искусство и литература должны служить обществу, обличать и исправлять социальные пороки и недостатки, нашла свое отражение в произведениях В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Некрасова.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук хватает на лету и закрепляет вдруг и темный бред души и трав неясный запах; так, для безбрежного покинув скудный дол, летит за облака Юпитера орёл, сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.»

Познаем истину в сравнении хотя бы с первым стихом советского еще сборника стихов Бориса Пастернака:

«Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, пока грохочущая слякоть весною чёрною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен, чрез благовест, чрез клик колес, перенестись туда, где ливень еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши, с деревьев тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют, и ветер криками изрыт, и чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд.»

Сообщений: 16,846 Накопленные выплаты 479320 RUB (Подробнее) Поставил лайков: 18,029 Получено лайков: 24,159 в 7,152 сообщениях 143%

Противоположная теория, согласно которой, искусство и литература должны служить обществу, обличать и исправлять социальные пороки и недостатки, нашла свое отражение в произведениях В. Г. Белинского, Н. Г. Чернышевского и Н. А. Некрасова.

Лишь у тебя, поэт, крылатый слова звук хватает на лету и закрепляет вдруг и темный бред души и трав неясный запах; так, для безбрежного покинув скудный дол, летит за облака Юпитера орёл, сноп молнии неся мгновенный в верных лапах.»

Познаем истину в сравнении хотя бы с первым стихом советского еще сборника стихов Бориса Пастернака:

«Февраль. Достать чернил и плакать! Писать о феврале навзрыд, пока грохочущая слякоть весною чёрною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен, чрез благовест, чрез клик колес, перенестись туда, где ливень еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши, с деревьев тысячи грачей сорвутся в лужи и обрушат сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют, и ветер криками изрыт, и чем случайней, тем вернее слагаются стихи навзрыд.»

Источник

klassreferat.ru

На протяжении достаточно долгого периода времени формировалась чистая и независимая творческая концепция — чистое искусство, которое никоим образом не пересекалась с политическими и общественными сферами жизни. Собственно так называемое искусство для искусства начало свою историю еще со времен далекой античности, а свои основные черты сформировало лишь в середине 20 в. в результате реакции позитивизма, прагматизма философии эпохи Просвещения и падение значимости общественных отношений со стороны буржуазии. Художники, которые восприняли мир достаточно жесток и відкидаючим прекрасного ідеалізовують его, пропагандируя эстетику и красоту. Весомый вклад в развитие и рост «чистого искусства» сделал один из известных российских поэтов Анафасий Анафасійофич Фет (1820-1892). После его смерти символизм сформировался уже как самостоятельное литературное течение. Последние годы своей жизни проводил с трудами таких известных русских философов, как Соловьев, Штінгер и Шопенгауэр. Фет всегда считал себя сторонником «чистого искусства». По мнению поэта искусство должно быть элитарным. Собственно своим идеям он никогда не изменял, ведь его творчество насыщенная высокими чувствами. Тематика художника содержала лишь прекрасный характер. Его герои из стихов были восхищены красотой природы, души, женщины. Анафасію Фету с мастерством удается тонко и наиболее детально передавать чувство любви, восхищения, надежды и надежды. Всю свою творческую карьеру Фет разделял жизнь на высокое и низкое. Эту свою идею он обосновал своим жизненным путем. В его характере можно проследить две совершенно противоположные черты — эстетизм и прагматизм. Ознакомившись с трудами Шопенгауэра, Фет несколько меняет свою концепцию наслаждения от любви на получение блаженства от ощущения страданий. Его понимание «любви» приобретает несколько трагического характера. Конечно развитие чистого искусства в русской литературе не основывался только с помощи творческого достояния Анафасія Фета, однако этот талантливый поэт значительно поспособствовал возникновению и развитию «искусства над искусством».

Рекомендуем посмотреть:

  • Репортаж из детской спортивной школы
  • Рассказ о друге
  • Мир, в котором я хотел бы жить
  • Загрязнение окружающей среды
  • Сочинение на тему: Хороший друг
  • Мое любимое животное — сочинение
  • Сочинение на тему: Шоколад
  • Мой друг. Сочинение повествование
  • Я люблю рисовать сочинение
  • Сочинение по сказке

Тема: Н.А.Некрасов и А.А.Фет – две школы русской лирики XIX века

Поэзия середины XIX века выражала возросшую сложность и противоречивость жизни. Отчетливо обозначаясь, развиваются два направления: демократическое и так называемое «чистое искусство». «Рядом с Некрасовым, — писал Б.М.Эйхенбаум, — стоит Фет, свидетельствуя своим творчеством, что Некрасов сам по себе эпохи не образует, что кроме некрасовского метода есть и другой…».

Несомненна заслуга Некрасова в том, что он расширил эстетические границы русской поэзии, открыв целые пласты действительности. Некрасов первым заставил русский стих говорить словами простого народа. Впервые народ, «мужик» стал главным объектом, а нередко и героем поэтического произведения, а народная точка зрения стала основой нравственных оценок, эстетических предпочтений поэта.

Представители школы «чистого искусства» считали несовместимым с истинной поэзией стремление к злободневности, под которой понимался, прежде всего, отклик на острые вопросы современной действительности. Игнорируя социально-историческое содержание жестоких социальных противоречий, поэты уходили в мир вечных ценностей – мир природы и личных душевных переживаний, примиряясь с якобы неизбежным злом. Лишь вечные свойства души человеческой достойны поэзии; мир поэзии и мир гражданской деятельности независимы один от другого.

Вопросы для обсуждения:

1. Жизненный и творческий путь А.Фета.

2. Творческая программа А. Фета («Ласточка», «Скучно мне вечно болтать…», «На кресле отвалясь, гляжу на потолок…»)

3. Н.А. Некрасов. Жизненный и творческий путь.

4. Творческая программа Некрасова ( «Вчерашний день, часу в шестом…», «Блажен незлобливый поэт», «Поэт и гражданин», «Элегия»).

5. Школа «чистого искусства», ее роль в русской литературе XIX века.

6. Некрасовская школа «гражданской» поэзии, ее представители.

7. Различие во взглядах на природу искусства, на назначение поэзии и т.д.

ЗАДАНИЕ:

1) Выучить наизусть одно из стихотворений Н.А.Некрасова или А.А.Фета по собственному выбору.

2) Провести письменный сравнительный анализ стихотворений Н.А.Некрасова «Железная дорога» и А.А.Фета «На железной дороге», близких тематически, по плану:

а) композиция, основные композиционные приемы;

б) лирическое содержание и его развитие;

в) средства художественной выразительности.

Литература:

1. Фет А.А. Стихотворения.

2. Некрасов А.А. Стихотворения и поэмы.

3. Учебник под ред. В.Н.Аношкиной и Л.Д.Громовой. 1840-60-е годы. М., 2001.

4. Ямпольский И.Г. Середина века. Л., 1974. С.4-82.

5. Кожинов В.В. Стихи и поэзия. М., 1980. Гл.: О красоте стиха. Лирика Фета и Некрасова.

6. Гин М.М. От факта — к образу и сюжету. М., 1971. Разд. 5. (Пафос спора).

7. Бойко М. Лирика Некрасова. М., 1877.

8. Чуковский К.И. Мастерство Некрасова. М., 1952.

9. Скатов Н. Некрасов. М., 1994.

10. Бухштаб Б.Я. Н.А.Некрасов. Л., 1989.

11. Бухштаб Б.Я. А.А.Фет: Очерк жизни и творчества. Л., 1990.

Развитие теории и примеры

Идеи оформляются в определенную теорию в 19 веке, во многом как реакция на крайности утилитаризма Просвещения. Учение И. Канта о практической незаинтересованности «суждения вкуса» (эстетических переживаний), отдельные формулы Ф. Шиллера об искусстве как об «игре» и об эстетической «видимости» (Шиллер Ф. Статьи по эстетике) послужили для романтиков не только подкреплением мыслей о свободе вдохновения, но, абсолютизированные, они стали теоретическим истоком концепции «Искусства для искусства».


Позиция сторонников «искусства для искусства»

Век «железный» (Е. А. Баратынский) вызвал и расцвет социального анализа реализма, и ответную деятельность защитных сил искусства как такового. Их односторонность главенствует в эстетической мысли последователей романтизма. Характерное явление — школа «парнасцев» во Франции и ее мэтр Т. Готье (предисловие к роману «Мадемуазель де Мопен», 1835—36).

Их склонность к совершенной форме, стремление к выразительной пластике словесного изображения приводят к художественному эффекту. Но это достигается ценою подчеркнутого игнорирования общественности и социальности.

По словам Готье, сила Ш. Бодлера в том, что он «стоял за безусловную свободу искусства, он не допускал для поэзии иной цели, кроме поэзии» (Бодлер Ш. Цветы Зла). Характерное противоречие: защита абсолютной независимости искусства оборачивается фактической несвободой в выборе тем, запретом на гражданские проблемы. Убежденным защитником теории «Искусства для искусства» был О. Уайлд.


«Чистое искусство» в России

Разновидностью «Искусства для искусства» является, в сущности, и современная натуралистическая продукция. Социальная острота, присущая, в частности, лучшим произведениям братьев Гонкур или Г. Флобера, растворяется у эпигонов в самоцельном копировании явлений, причем искусство подчас прямо объявляется исключительным средством наслаждения (в романах Ж. К. Гюисманса).

Оплотом «Искусства для искусства» в отрицательном значении этого понятия становятся и разные формы «академизма» в изобразительном искусстве. Выступая в защиту вечных норм красоты, они нередко активно противоборствуют воспроизведению современной реальности как «грубой» (борьба «академизма» с «передвижничеством» в России).

Формалистические тенденции, встречавшиеся у некоторых представителей раннего символизма (С. Малларме), разрастаются в программы и школы, вроде футуризма и многочисленных последующих форм эстетического экстремизма. Так, некогда прогрессивная концепция самозащиты искусства вырождается в практическую пропаганду его самоликвидации.

Становясь все более непопулярными, идеи «Искусства для искусства» в близкую нам эпоху чаще входят лишь составной частью в эстетические построения, выступающие против крайностей социологизма. Идея «Искусства для искусства» неожиданно обнаруживается под покровом борьбы с «интуитивизмом» традиционного искусствознания. Так, формалисты в поэтическом произведении видели лишь «текст», подлежащий разложению на приемы.

Интересный факт: в Англии фраза «искусство ради искусства» появилась у Алджернона Суинбёрна в эссе «Уильям Блейк» (1868) и у Уолтера Патера в обзоре поэзии Морриса в «Вестминстерском обозрении» (октябрь 1868 года).

А. А. Фет и теория “чистого искусства”

Афанасия Фета называют настоящим гением литературы, его творчество признано во всем мире. Лирические стихотворения этого автора затрагивают самые возвышенные, тонкие струны человеческой души. О природе в своих произведениях Фет умел говорить так, что перед читателем сразу возникала яркая, целостная картина. Все его творчество пронизано любовью к человеку, ко всему живому. Сквозь призму гениальных творений нетрудно понять душу самого поэта – благородную, нежную и чуткую.

Вся жизнь Афанасия Афанасьевича была похожа на череду загадок: рождение, имя, положение, творчество, личная жизнь, смерть. Складывается ощущение, что невозмутимый поэт открыт как на ладони, но его биография пестрит недосказанностью, как прорехами дырявое пальто.

— Познакомьтесь подробнее с биографией Афанасия Афанасиевича Фета и его творчеством.

В 19 столетии в литературе появилась так называемая теория о «чистом искусстве». Представители сей «теории» призывали писать в произведениях лишь о природе и любви, говорили, что искусство должно быть «чистым», то есть не связанным с политикой. «Искусство ради искусства» – был их лозунг.

В воспоминаниях Фет писал: «Я никогда не мог понять, чтобы искусство интересовалось чем-либо помимо красоты». В творчестве он твёрдо придерживался этого убеждения и с воинствующим эстетизмом отстаивал свою истину. Даже Тургенев, принадлежавший к литераторам натуральной школы, соглашался с Фетом в отношении творчества.

Но нужно заметить, что при этом поэзия Фета не бесполезна, а созерцательна. Он был настоящим импрессионистом русской лирики, чувствовавшим и запечатлевавшим красоту природы в её самых жизнерадостных и чистых красках. Сам он называл это качество поэтической зоркостью и ставил на первое место в литературном таланте.

Лирика Фета определила канон «чистого» искусства. Помимо принципиальной отстранённости от повседневной жизни, ей свойственны тончайший психологизм и едва уловимые, но чрезвычайно насыщенные образы, затрагивающие все органы чувств.

Любование природой, ядро так называемой пейзажной лирики сливаются с палитрой чувств поэта, к которым зачастую добавляется третья сторона замысла — любовная, многократно расширяющая пространство для творчества.

Примечателен способ фиксирования этих состояний: заметное преобладание существительных и прилагательных над глаголами, постоянное перечисление, обращения «в пустоту»:

Сновиденье, Пробужденье, Тает мгла. Как весною Надо мною Высь светла.

В стихотворениях Фета эти приёмы отражают пойманное, замершее в движении мгновение. Так создаётся ощущение, что мир поставили «на паузу», которая «снимется» тотчас же после прочтения стихотворения.

Кстати, музыкальность — ещё одна характерная черта «чистой» поэзии. Особое поэтическое содержание, единое возвышенное настроение и определённые приёмы придают стихотворениям певучесть, благодаря которой многие из них были увековечены в романсах.

Творчество Фета, Тютчева, Плещеева, Полонского

Особое место в литературе той поры занимала поэтическая лирика. Стихотворения Фета, Тютчева, Майкова, Плещеева, Полонского, Кольцова, Никитина – были наполнены преклонением перед величием природы, ее могуществом и вместе с тем ранимостью. Ярким примером является стихотворение Тютчева «Люблю грозу в начале мая», которое у читателя всегда будет ассоциироваться с магией и волшебством обыкновенных природных явлений, захватывающих дух человека.

Произведения этих поэтов, несмотря на лирическое наполнение, не были лишены и гражданской позиции. Особенно ярко это наблюдалось в творчестве А. К. Толстого – автора многих исторических баллад и сатирических стихотворений, в которых высмеивался монархический режим и само понятие царской власти на Руси.

Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: