Художественные особенности произведения
Стихотворение написано лаконичным, но вместе с тем емким языком. Пушкин не использует каких-то сложных слов или понятий. Наоборот, он максимально приближает язык художественного произведения к разговорной речи, даже использует просторечную глагольную форму «глядь».
В тексте много действий: «просит», «летят», «уносит», «предполагаем жить», «умрем». Вся первая часть буквально насыщена глаголами, что создает яркую, динамично изменяющуюся картину скользящего бытия.
Дальше текст меняется. Автор описывает свое видение счастья, которое заключается в «покое и воле». Он рисует более мирную, статичную картину, используя преимущественно существительные и прилагательные.
Средства выразительности
Как и во всех своих произведениях, Александр Сергеевич мастерски использует средства выразительности, чтобы как можно лучше донести свое настроение читателю.
Так, лирического героя он сравнивает с «усталым рабом», эпитеты «усталый», «дальняя», «завидная» придают образам большего драматизма. Также в произведении использованы метафоры («дни летят») и олицетворения («покоя сердце просит»).
Предыдущая
Анализ стихотворений«Мне голос был» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, тема, композиция
Следующая
Анализ стихотворений«Письмо матери» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – образы, идея, тема
Тропы и образы
Для создания художественного образа Пушкин использует очень точные метафоры и один из их видов – олицетворение. Все абстрактные понятия выступают у него как деятельные существа: сердце просит покоя, дни летят, каждый час уносит частичку бытия. Этой деятельной жизни абстрактных понятий противопоставлена усталость и даже смерть человека, лирического героя. Он метафорически называет себя усталым рабом. Не рабом жизни, желающим умереть, а рабом рутины, привычек, обязанностей, который как раз собирается жить в полную силу, несмотря на неизбежную смерть.
Отрывок строится на антитезе жизни и смерти, счастья и покоя, воли. Вторая строфа, которая начинает ненаписанный рассказ о жизни в деревне, рисует идиллию с помощью старославянизмов и эпитетов. Пушкин называет деревню дальней обителью трудов и чистых нег, используя перифраз.
Эпитет усталый (раб) выражен прилагательным, обозначающим постоянный во времени признак. Уставший отдыхает и становится бодрым, но усталый раб светской жизни может только убежать от неё.
-
«Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
-
«Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
-
«Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
-
«Дар напрасный, дар случайный…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
-
«Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
-
«Бесы», анализ стихотворения Алексадра Пушкина
-
«Метель», анализ повести Пушкина
-
«Не пой, красавица, при мне», анализ стихотворения Пушкина
-
«Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
-
«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
-
«Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
-
«Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
По произведению: «Пора мой друг пора!»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Распознавание автора текста
Алгоритм распознавания автора текста, разработанный в 2008 году Львовым Алексеем (creator) для Лаборатории Фантастики, основан на сравнении лингвистического профиля текста с идентичными по структуре лингвистическими профилями авторов для выявления наиболее точного совпадения. Лингвопрофили авторов вычисляются заблаговременно и хранятся в базе данных как массивы усреднённых показателей и их среднеквадратичных отклонений по всем текстам автора. Таких показателей насчитывается более тысячи, часть из которых приведена выше.
Эмпирический подсчёт показал, что совокупный анализ этих данных, взятых в весовых долях, позволяет определить автора романа с точностью 98.79%, рассказа — 84.32% (при условии, что в базе данных имеется лингвистический профиль истинного автора). Алгоритм сложен и обладает рядом инновационных решений, что позволяет достичь высокой точности в сравнении с прототипами, основанными на анализе одних лишь символьных биграмм.
Алгоритм работы лингвоанализатора кратко описан в статье «Лингвистический анализ текста и распознавание автора».
Автор | Совпадение с лингвопрофилем автора (в условных единицах) |
1. Александр Житинский | 43 |
2. Аркадий и Борис Стругацкие
42
3. Александр Етоев
42
4. Владислав Крапивин
42
5. Валерий Алексеев
42
6. Марина и Сергей Дяченко
42
7. Кир Булычев
42
8. Мария Галина
41
9. Эдуард Веркин
41
10. Сергей Лукьяненко
41
…
смотреть весь список >>
Система образов
В своем стихотворении Пушкин обращается к Наталье Гончаровой, именно ей адресованы слова «Пора, мой друг, пора!».
Он хочет уехать именно с ней, вдвоем, а значит, относится с любовью и доверием. Недаром именно ей Пушкин высказывает свои заветные мечты.
Он живописует образы пролетающих мгновений – «частичек бытия», которые уходят каждую секунду, унося юность человека. Он описывает деревню, в которую задумал совершить побег, как «обитель дальнюю трудов и чистых нег».
Вообще, все стихотворение строится на противопоставлении жизни и смерти. И если в первых четырех стихах автор вводит образы тленности, то в оставшихся четырех, напротив, мы видим проявление спокойного бытия, так желанного для поэта.
Активный словарный запас
Использовано уникальных слов:
7790
Активный словарный запас (АСЗ):
7423
Активный несловарный запас (АНСЗ):
367
Удельный АСЗ на 3000 слов текста:
1212.62
Удельный АСЗ на 10000 слов текста:
2895.35
—> 4184-е место в рейтинге УАСЗ-10000
Динамика изменения УАСЗ-3000 от начала до конца произведения
(по горизонтали: счётчик слов; по вертикали: УАСЗ-3000)
Максимальное значение УАСЗ-3000 (1361) приходится приблизительно на 71-ю страницу текста.
Миниимальное значение УАСЗ-3000 (1116) приходится приблизительно на 117-ю страницу текста.
Рост АСЗ от начала до конца произведения
(по горизонтали: счётчик слов; по вертикали: АСЗ)
Тема, основная мысль и композиция
Анализируя стихотворение, нужно помнить, что произведение не закончено. Вывод о теме, основной мысли и композиции нужно делать исходя из нереализованного замысла Пушкина. Тогда между первой и второй строфами, которые кажутся противопоставленными друг другу, появляется тесная связь.
Первая строфа о быстротечности бытия. В неё Пушкин не вкладывал того трагического смысла, который усматривают некоторые исследователи. Он не говорит о предчувствии своей гибели. Лирический герой рассуждает о том, что в его жизни наступил момент, когда молодость ушла и близится старость, естественно заканчивающаяся смертью. Зрелость и старость лирический герой хочет провести с «другом», подразумевая любимую, жену.
Вторая строфа начинается афоризмом: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Этот афоризм – приобретение зрелости. Человек разочаровывается в счастье, но находит для себя отраду в покое и воле, то есть освобождении. «Усталый раб» жизни нашёл новую цель. И это счастье не от бурных переживаний и событий, а труды и наслаждения вдали от общества, со своей семьёй. Дальше Пушкин предполагал описать эту по-своему счастливую жизнь зрелого, а затем старого человека до самой его смерти.
Тема стихотворения – спокойная и свободная жизнь в деревне. Основная мысль высказана самим Пушкиным. Юность не ищет домашнего уюта, а зрелость ужасается одиночества. Счастлив тот, кто находит подругу и создаёт с ней семью, селится в деревне и наслаждается природой, работой, семьёй, религией до самой смерти. Лирический герой, вступивший в пору зрелости, мечтает о такой жизни.
Возможно вам будет интересно
- Анализ стихотворения Еще одно забывчивое слово Фета Стихотворение «Еще одно забывчивое слово…» было написано Афанасием Фетов в 1884 году и вошло во второй выпуск сборника, получившего название «Вечерние огни», который был выпущен в 1885 году.
- Анализ стихотворения Сестра Фета Стихотворение поэт написал 1857 году. Чтобы понять его сюжет, следует изучить автобиографию Фета. Поэт посвятил стихотворение своей погибшей возлюбленной — Марии Лазич.
- Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…» Фет – это поэт девятнадцатого века. Афанасий Фет написал произведение, которое называлось и называется по сей час «Это утро, радость эта…» в 1881 году. Поэт был человеком
- Анализ стихотворений Жуковского
- Анализ стихотворений Набокова Не все даже знают, что это прозаик, переводчик, шахматист, просто удивительный человек ещё и сочинял стихи: сложные, насыщенные и красивые. Знакомство с ними просто не может оставить равнодушным.
Главная тема
Основной темой стихотворения считается тихая жизнь, вдали от городской суеты, о которой мечтает автор. Александр Сергеевич вспоминает время, когда он был под домашним арестом в ссылке в Михайловском. Тогда он сетовал, что остался лишенным свободы, а единственным близким человеком оказалась няня. Теперь же его не покоит мысль о том, чтобы вернуться в то время. Он «замыслил побег», но его старание оказывается напрасным.
Другой темой, затронутой в стихотворении, считается быстротечность человеческой жизни: «Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем». А. С. Пушкин многим современникам казался легкомысленным, ведь в своем творчестве он неоднократно подчеркивал мысль о том, что не боится смерти. В стихе также затрагивается тема неизбежности смерти.
Согласно преданию, поэт знал, что его ожидает скорая смерть во время дуэли — об этом ему рассказала цыганка.
Части речи на позициях в предложении
Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «глагол – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является глаголом. Вероятность выражена в процентах.
В каждом столбце максимальное значение отмечено жирным шрифтом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предлоджения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево…»
Номер слова в предложении
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | |
Существительное | 22 | 21 | 26 | 29 | 31 | 31 | 35 | 34 | 33 | 34 | 34 | 34 | 34 | 35 | 32 | 35 | 35 | 37 | 31 | 34 |
Прилагательное | 5.8 | 5.7 | 6.8 | 8.8 | 8.5 | 9 | 8.3 | 10 | 10 | 11 | 11 | 11 | 11 | 9.6 | 12 | 11 | 11 | 13 | 12 | 12 |
Глагол | 25 | 35 | 27 | 24 | 22 | 21 | 21 | 19 | 18 | 18 | 21 | 16 | 19 | 19 | 18 | 18 | 18 | 14 | 21 | 16 |
Местоимение-существительное | 24 | 18 | 11 | 10 | 8.7 | 7.9 | 6.6 | 6.2 | 5.8 | 6.9 | 6 | 6.9 | 5.9 | 5.2 | 7.1 | 8 | 6.7 | 5.8 | 4.6 | 5.3 |
Местоименное прилагательное | 2 | 4 | 3.4 | 3.2 | 4.1 | 4.4 | 3.2 | 3.2 | 4 | 3.9 | 3 | 4.4 | 3.9 | 3.4 | 4.3 | 4.8 | 5 | 3.6 | 4.3 | 3.9 |
Местоимение-предикатив | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .10 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 |
Числительное (колич-ое) | .60 | .70 | .70 | .60 | .60 | .60 | .70 | 1 | .90 | .40 | .70 | .60 | .00 | .70 | .30 | .30 | .60 | .40 | .30 | 1.1 |
Числительное (порядковое) | .10 | .30 | .30 | .20 | .10 | .10 | .00 | .20 | .30 | .30 | .30 | .00 | .00 | .10 | .20 | .00 | .00 | .20 | .50 | .00 |
Наречие | 5.5 | 3.4 | 2.9 | 2.8 | 2.4 | 2.7 | 2.8 | 3.1 | 3 | 3.3 | 2.6 | 2.9 | 1.4 | 3.3 | 2 | 1.7 | 2.7 | 3.1 | 3 | 4.2 |
Предикатив | .30 | .10 | .20 | .20 | .00 | .10 | .10 | .20 | .30 | .00 | .10 | .10 | .10 | .10 | .30 | .00 | .40 | .20 | .00 | .00 |
Предлог | 9.5 | 6.4 | 14 | 12 | 12 | 14 | 13 | 13 | 14 | 12 | 12 | 12 | 14 | 14 | 13 | 13 | 12 | 13 | 12 | 12 |
.00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | |
Союз | 2.6 | 2.3 | 4.5 | 5.1 | 6 | 6.6 | 6.2 | 6.5 | 6.9 | 6.7 | 6.1 | 6.9 | 5 | 7 | 6.6 | 6 | 6.2 | 6.9 | 7.3 | 5.6 |
Междометие | 1.2 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 |
Вводное слово | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .20 | .00 | .00 | .00 | .00 |
.00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | |
Частица | 1.8 | 3.4 | 3.3 | 2 | 2.2 | 1.8 | 2 | 1.6 | 1.7 | 2.9 | 1.8 | 2.8 | 3.3 | 1.9 | 2.2 | 1.4 | 1 | 1.6 | 1.6 | 4.2 |
.00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | .00 | |
Причастие | .30 | .40 | .60 | .90 | 1.2 | .70 | 1.3 | 1.2 | 1.1 | 1.6 | 1.1 | 2.2 | 1.7 | 1.1 | 1.4 | 1.2 | 2.3 | 1.1 | 2.4 | 1.7 |
Деепричастие | .00 | .00 | .10 | .10 | .10 | .00 | .00 | .20 | .10 | .10 | .00 | .20 | .00 | .00 | .00 | .30 | .00 | .00 | .00 | .60 |
Основная мысль
Основной мыслю произведения является размышления о жизни, любви и взаимности. Насколько большую роль это все играет в жизни человека. Не всегда наши чувства взаимны. Порой мы даже не замечаем того, что кто-то с нетерпением ждет нашей встречи. А все почему? Да потому что для нас эта встреча не была решающей. Более того, она ничего не значит для нас. А другой человек в это время страдает и не находит себе места. Поэт питает надежду на то, что хотя бы в самую сложную минуту жизни эго любовь сможет помочь прекрасной девушке. Он хочет, чтобы она знала, что всегда есть сердце, которое любит и ждет только лишь её.
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Пора, мой друг, пора!»
Читая стихотворение А.С. Пушкина, написанное им в 1834 году в городе Петербурге, чувствуется тоска поэта по деревне Болдино: по размеренной свободной творческой работе, по садам и полям. «Пора, мой друг…» – начинается череда строк небольшого рифмованного произведения, состоящего из 8 строк.
Прямое обращение адресовано то ли товарищу Пушкина, то ли жене. В любом случае речь первого четверостишия звучит так, будто читающий ее человек обязательно поймет сказанное, прочтет между строк и оценит несколько юмористическое замечание о внезапности людской смерти. Здесь использована разговорная речь.
Второе четверостишие поэзии содержит в противопоставление первому высказыванию личного характера философские отвлеченные размышления. В жизни «счастья нет», – пишет Пушкин. Огорчение его вызвано вынужденным нахождением вне родного уютного обжитого деревенского местечка. Суета, хлопоты, государственные дела вымотали лирическую душу и ее плач по истинной свободе звучит в строчках «Пора, мой друг…».
Образу времени уделено важное внимание. Описана скоротечность времени, огорчение от необходимости тратить драгоценные минуты на дела, не важные для лирического героя. «Покой и воля» – вот мечта поэта
Не бесцельного времяпрепровождения жаждет его душа, а плодотворного творчества и «чистых нег». Автор называет себя жалостливо «усталым рабом», видимо, под гнетом социально-политических институтов создается тягостное переживание собственной подневольности. Тема свободы всегда звучала в поэзии Александра Сергеевича громко и как основополагающая ценность для человека
«Покой и воля» – вот мечта поэта. Не бесцельного времяпрепровождения жаждет его душа, а плодотворного творчества и «чистых нег». Автор называет себя жалостливо «усталым рабом», видимо, под гнетом социально-политических институтов создается тягостное переживание собственной подневольности. Тема свободы всегда звучала в поэзии Александра Сергеевича громко и как основополагающая ценность для человека.
Размер стиха – ямб. Эпитет, метафора и олицетворение выступают помощниками в описании внутреннего мира лирического героя.
Предчувствовал ли Пушкин нагаданную цыганкой скорую смерть? Стихотворение не выражает сожаления о возможном уходе в мир иной, наоборот, – смерть видится как избавление, освобождение от жизненных мук, терзавших мятежную душу поэта.
«Замыслил я побег» – признается автор; как дар небес воспринимает он уход от устоявшейся суетности дней. Как мудрый философ и мечтающий лирик пишет Пушкин о смысле жизни и смерти.
Жанр и композиция
Стихотворение относится к философской лирике, в этом жанре написана большая часть произведений Пушкина. Часто она переплетается с пейзажной лирикой, но в этом стихотворении она отсутствует.
Написание стихотворения не завершено, на последних строках у читателя возникает ощущение, что мысль обрывается. После смерти автора были найдены наброски с продолжением — в них описывается сюжет, в котором главный герой все-таки покидает шумный город и вместе с супругой отправляется в деревню. Там они живут до старости в любви и радости, но это продолжение так и не было опубликовано.
Композиция
Стихотворение состоит из двух строф, которые, на первый взгляд, мало связаны друг с другом. Но это только на первый взгляд.
Стихотворение начинается с рассуждений лирического героя о бренности всего сущего и желания уединиться с семьей вдали от общества. Первая часть заканчивается мыслью, что жизнь быстротечна и человек, предполагающий долго жить, может умереть в любой момент. Во второй же части лирический герой говорит о смерти как об освобождении.
Композиция построена на антитезе «жизнь – смерть».
Стихотворный размер – шестистопный ямб с использованием парной рифмовки, при этом происходит чередование пар женских и мужских рифм.
Стихотворение «Пора, мой друг, пора!» Пушкин Александр Сергеевич
Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.
(2 votes, average: 2,50 out of 5)
Еще стихотворения:
- Пора покинуть, милый друг Пора покинуть, милый друг, Знамена ветреной Киприды И неизбежные обиды Предупредить, пока досуг. Чьих ожидать увещеваний! Мы лишены старинных прав На своеволие забав, На своеволие желаний. Уж отлетает век младой,…
- Пора в дорогу, старина Пора в дорогу, старина. Пора действительно в дорогу… Лежит великая страна — Струна. Струна… Жена застыла у порога. Пора в дорогу, старина, Пора действительно в дорогу. И люди, будто бы…
- Пора заканчивать стихи Пора заканчивать стихи. Пора дописывать баллады. А новых начинать — не надо. Пора достраивать дворцы, Пора — отделки и отчистки. Пора — разборки и расчистки. Пора мечты осуществить. Да, без…
- Спать пора! С полуночи до утра, С полуночным сном в разладе, Слышу я в соседнем саде: «Спать пора! Спать пора!» С полуночи до утра Это перепел крикливый В барабан бьет на мотивы:…
- Пора, пора за ум мне взяться! Из Гейне Пора, пора за ум мне взяться! Пора отбросить этот вздор, С которым в мир привык являться Я, как напыщенный актер! Смешно все в мантии иль тоге, С партера…
- Пора, пора писать без рассуждений Пора, пора писать без рассуждений, с первого взгляда, на зеленой развилке, в росе, Пока не побило морозом. Ре-же! Прибавить шаг! Шире шаг! Военный рожок. Полевая почта. Походная кухня. Медсанбат. Я,…
- Пора вставать Пора вставать… Ресниц не вскинуть сонных. Пора вставать… Будильник сам не свой. В окно глядит и сетует подсолнух, покачивая рыжей головой. Ерошит ветер зябнущую зелень. Туманами покрыта вся река, как…
- Пора любви, пора стихов Пора любви, пора стихов Не одновременно приходят… Зажжется стих — молчит любовь, Придет любовь — стихи уходят. Зачем, когда моя мечта Любимый образ представляла, Молчали мертвые уста И память рифм…
- Пора забыться полным счастья сном Пора забыться полным счастья сном, Довольно нас терзало сладострастье… Покой везде. Ты слышишь: за окном Нам соловей пророчит счастье? Теперь одной любви полны сердца, Одной любви и неги сладкой, Всю…
- Пора снимать янтарь Пора снимать янтарь, Пора менять словарь, Пора гасить фонарь Наддверный… Февраль 1941…
- Пора! Сгущаются ночные тени. Не сесть и не разжечь костра. В душе обида поражений Еще свежа, еще остра. Мы слишком долго отступали Сквозь этот черный, страшный год. И кровь друзей, что…
- Друг мой, брат мой Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат, Кто б ты ни был, не падай душой. Пусть неправда и зло полновластно царят Над омытой слезами землей, Пусть разбит и поруган святой…
- Не пора ли Не пора ли, Не пора ли Нам игрушки собирать. Мы все игры доиграли, Больше не во что играть. И в любви Не портить крови, Ибо знаю наперед, Что количество любовей…
- К *** (Была пора…) Была пора… В тебе когда-то, Как и во многих, был готов Я признавать по духу брата… Еще тогда себя за злато Не продал ты в рабы рабов. Еще тогда тоской…
- Старая песня Сядем, что ли. Выпьем, что ли. Друг на друга поглядим. Что такое бабья доля — и о том поговорим. Бабья доля — в чистом поле бирюзовая трава, незабудки на подоле…
- К нам пришла пора в нарядном платье К нам пришла пора в нарядном платье, Разыгралась молодым дождем. Эта непогода очень кстати Злаковым посевам за селом. Значит, будут горы урожая, Сладкий мед, вино. Пусть гроза грохочет, угрожая, Не…
- Доброй ночи!.. Пора! Доброй ночи!.. Пора! Видишь: утра роса небывалая там Раскидала вдали озера… И холмы поднялись островами по тем озерам. Доброй ночи!.. Пора! Посмотри: зажигается яркой каймой На востоке рассвета заря… Как…
- Пришла пора уже, видать Пришла пора уже, видать, Умом Россию понимать И что-то делать для того, Чтоб жить, как человеки, Не разбазаривать добро, Что выдано навеки. Не разомкнется наша нить Наследства дорогого, Но будем…
- Мой друг, вгоняй в строку Мой друг, Вгоняй в строку, Что отошло, Что стало. Мы на своем веку Повидели немало. Минула Бед гора, Минули муки встреч. Пора, мой друг, пора Других предостеречь….
- В поэзии — пора эстрады В поэзии — пора эстрады, Ее ликующий парад. Вы, может, этому и рады, Я вовсе этому не рад. Мне этот жанр неинтересен, Он словно мальчик для услуг. Как тексты пишутся…
Вы сейчас читаете стих Пора, мой друг, пора!, поэта Пушкин Александр Сергеевич