«пора, мой друг, пора!», анализ стихотворения пушкина

Художественные особенности произведения

Стихотворение написано лаконичным, но вместе с тем емким языком. Пушкин не использует каких-то сложных слов или понятий. Наоборот, он максимально приближает язык художественного произведения к разговорной речи, даже использует просторечную глагольную форму «глядь».

В тексте много действий: «просит», «летят», «уносит», «предполагаем жить», «умрем». Вся первая часть буквально насыщена глаголами, что создает яркую, динамично изменяющуюся картину скользящего бытия.

Дальше текст меняется. Автор описывает свое видение счастья, которое заключается в «покое и воле». Он рисует более мирную, статичную картину, используя преимущественно существительные и прилагательные.

Средства выразительности

Как и во всех своих произведениях, Александр Сергеевич мастерски использует средства выразительности, чтобы как можно лучше донести свое настроение читателю.

Так, лирического героя он сравнивает с «усталым рабом», эпитеты «усталый», «дальняя», «завидная» придают образам большего драматизма. Также в произведении использованы метафоры («дни летят») и олицетворения («покоя сердце просит»).

Предыдущая

Анализ стихотворений«Мне голос был» анализ стихотворения Ахматовой по плану кратко – идея, тема, композиция

Следующая

Анализ стихотворений«Письмо матери» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – образы, идея, тема

Тропы и образы

Для создания художественного образа Пушкин использует очень точные метафоры и один из их видов – олицетворение. Все абстрактные понятия выступают у него как деятельные существа: сердце просит покоя, дни летят, каждый час уносит частичку бытия. Этой деятельной жизни абстрактных понятий противопоставлена усталость и даже смерть человека, лирического героя. Он метафорически называет себя усталым рабом. Не рабом жизни, желающим умереть, а рабом рутины, привычек, обязанностей, который как раз собирается жить в полную силу, несмотря на неизбежную смерть.

Отрывок строится на антитезе жизни и смерти, счастья и покоя, воли. Вторая строфа, которая начинает ненаписанный рассказ о жизни в деревне, рисует идиллию с помощью старославянизмов и эпитетов. Пушкин называет деревню дальней обителью трудов и чистых нег, используя перифраз.

Эпитет усталый (раб) выражен прилагательным, обозначающим постоянный во времени признак. Уставший отдыхает и становится бодрым, но усталый раб светской жизни может только убежать от неё.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина

  • «Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина

  • «Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина

  • «Дар напрасный, дар случайный…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина

  • «Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина

  • «Бесы», анализ стихотворения Алексадра Пушкина

  • «Метель», анализ повести Пушкина

  • «Не пой, красавица, при мне», анализ стихотворения Пушкина

  • «Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

  • «Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина

  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина

  • «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина

  • «Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина

  • «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина

По произведению: «Пора мой друг пора!»

По писателю: Пушкин Александр Сергеевич

Распознавание автора текста

Алгоритм распознавания автора текста, разработанный в 2008 году Львовым Алексеем (creator) для Лаборатории Фантастики, основан на сравнении лингвистического профиля текста с идентичными по структуре лингвистическими профилями авторов для выявления наиболее точного совпадения. Лингвопрофили авторов вычисляются заблаговременно и хранятся в базе данных как массивы усреднённых показателей и их среднеквадратичных отклонений по всем текстам автора. Таких показателей насчитывается более тысячи, часть из которых приведена выше.

Эмпирический подсчёт показал, что совокупный анализ этих данных, взятых в весовых долях, позволяет определить автора романа с точностью 98.79%, рассказа — 84.32% (при условии, что в базе данных имеется лингвистический профиль истинного автора). Алгоритм сложен и обладает рядом инновационных решений, что позволяет достичь высокой точности в сравнении с прототипами, основанными на анализе одних лишь символьных биграмм.

Алгоритм работы лингвоанализатора кратко описан в статье «Лингвистический анализ текста и распознавание автора».

Автор Совпадение с лингвопрофилем автора (в условных единицах)
1. Александр Житинский 43

2. Аркадий и Борис Стругацкие
42

3. Александр Етоев
42

4. Владислав Крапивин
42

5. Валерий Алексеев
42

6. Марина и Сергей Дяченко
42

7. Кир Булычев
42

8. Мария Галина
41

9. Эдуард Веркин
41

10. Сергей Лукьяненко
41


смотреть весь список >>

Система образов

В своем стихотворении Пушкин обращается к Наталье Гончаровой, именно ей адресованы слова «Пора, мой друг, пора!».

Он хочет уехать именно с ней, вдвоем, а значит, относится с любовью и доверием. Недаром именно ей Пушкин высказывает свои заветные мечты.

Он живописует образы пролетающих мгновений – «частичек бытия», которые уходят каждую секунду, унося юность человека. Он описывает деревню, в которую задумал совершить побег, как «обитель дальнюю трудов и чистых нег».

Вообще, все стихотворение строится на противопоставлении жизни и смерти. И если в первых четырех стихах автор вводит образы тленности, то в оставшихся четырех, напротив, мы видим проявление спокойного бытия, так желанного для поэта.

Активный словарный запас

Использовано уникальных слов:
7790

Активный словарный запас (АСЗ):
7423

Активный несловарный запас (АНСЗ):
367

Удельный АСЗ на 3000 слов текста:
1212.62

Удельный АСЗ на 10000 слов текста:
2895.35
—> 4184-е место в рейтинге УАСЗ-10000

Динамика изменения УАСЗ-3000 от начала до конца произведения

(по горизонтали: счётчик слов; по вертикали: УАСЗ-3000)

Максимальное значение УАСЗ-3000 (1361) приходится приблизительно на 71-ю страницу текста.

Миниимальное значение УАСЗ-3000 (1116) приходится приблизительно на 117-ю страницу текста.

Рост АСЗ от начала до конца произведения

(по горизонтали: счётчик слов; по вертикали: АСЗ)

Тема, основная мысль и композиция

Анализируя стихотворение, нужно помнить, что произведение не закончено. Вывод о теме, основной мысли и композиции нужно делать исходя из нереализованного замысла Пушкина. Тогда между первой и второй строфами, которые кажутся противопоставленными друг другу, появляется тесная связь.

Первая строфа о быстротечности бытия. В неё Пушкин не вкладывал того трагического смысла, который усматривают некоторые исследователи. Он не говорит о предчувствии своей гибели. Лирический герой рассуждает о том, что в его жизни наступил момент, когда молодость ушла и близится старость, естественно заканчивающаяся смертью. Зрелость и старость лирический герой хочет провести с «другом», подразумевая любимую, жену.

Вторая строфа начинается афоризмом: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Этот афоризм – приобретение зрелости. Человек разочаровывается в счастье, но находит для себя отраду в покое и воле, то есть освобождении. «Усталый раб» жизни нашёл новую цель. И это счастье не от бурных переживаний и событий, а труды и наслаждения вдали от общества, со своей семьёй. Дальше Пушкин предполагал описать эту по-своему счастливую жизнь зрелого, а затем старого человека до самой его смерти.

Тема стихотворения – спокойная и свободная жизнь в деревне. Основная мысль высказана самим Пушкиным. Юность не ищет домашнего уюта, а зрелость ужасается одиночества. Счастлив тот, кто находит подругу и создаёт с ней семью, селится в деревне и наслаждается природой, работой, семьёй, религией до самой смерти. Лирический герой, вступивший в пору зрелости, мечтает о такой жизни.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Еще одно забывчивое слово Фета Стихотворение «Еще одно забывчивое слово…» было написано Афанасием Фетов в 1884 году и вошло во второй выпуск сборника, получившего название «Вечерние огни», который был выпущен в 1885 году.
  • Анализ стихотворения Сестра Фета Стихотворение поэт написал 1857 году. Чтобы понять его сюжет, следует изучить автобиографию Фета. Поэт посвятил стихотворение своей погибшей возлюбленной — Марии Лазич.
  • Анализ стихотворения Фета «Это утро, радость эта…» Фет – это поэт девятнадцатого века. Афанасий Фет написал произведение, которое называлось и называется по сей час «Это утро, радость эта…» в 1881 году. Поэт был человеком
  • Анализ стихотворений Жуковского
  • Анализ стихотворений Набокова Не все даже знают, что это прозаик, переводчик, шахматист, просто удивительный человек ещё и сочинял стихи: сложные, насыщенные и красивые. Знакомство с ними просто не может оставить равнодушным.

Главная тема

Основной темой стихотворения считается тихая жизнь, вдали от городской суеты, о которой мечтает автор. Александр Сергеевич вспоминает время, когда он был под домашним арестом в ссылке в Михайловском. Тогда он сетовал, что остался лишенным свободы, а единственным близким человеком оказалась няня. Теперь же его не покоит мысль о том, чтобы вернуться в то время. Он «замыслил побег», но его старание оказывается напрасным.

Другой темой, затронутой в стихотворении, считается быстротечность человеческой жизни: «Предполагаем жить, и глядь — как раз умрем». А. С. Пушкин многим современникам казался легкомысленным, ведь в своем творчестве он неоднократно подчеркивал мысль о том, что не боится смерти. В стихе также затрагивается тема неизбежности смерти.

Согласно преданию, поэт знал, что его ожидает скорая смерть во время дуэли — об этом ему рассказала цыганка.

Части речи на позициях в предложении

Таблица показывает, с какой частотой употреблены автором различные части на позициях в предложении. Например, ячейка «глагол – 3» показывает с какой вероятностью третье слово в случайно взятом предложении произведения является глаголом. Вероятность выражена в процентах.

В каждом столбце максимальное значение отмечено жирным шрифтом, что позволяет по первым трём-пяти столбцам примерно представить типичное для произведения начало предлоджения. Например, последовательность «местоимение-существительное, глагол, прилагательное, существительное» может быть чем-то вроде «Он срубил старое дерево…»

Номер слова в предложении

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20
Существительное 22 21 26 29 31 31 35 34 33 34 34 34 34 35 32 35 35 37 31 34
Прилагательное 5.8 5.7 6.8 8.8 8.5 9 8.3 10 10 11 11 11 11 9.6 12 11 11 13 12 12
Глагол 25 35 27 24 22 21 21 19 18 18 21 16 19 19 18 18 18 14 21 16
Местоимение-существительное 24 18 11 10 8.7 7.9 6.6 6.2 5.8 6.9 6 6.9 5.9 5.2 7.1 8 6.7 5.8 4.6 5.3
Местоименное прилагательное 2 4 3.4 3.2 4.1 4.4 3.2 3.2 4 3.9 3 4.4 3.9 3.4 4.3 4.8 5 3.6 4.3 3.9
Местоимение-предикатив .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .10 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Числительное (колич-ое) .60 .70 .70 .60 .60 .60 .70 1 .90 .40 .70 .60 .00 .70 .30 .30 .60 .40 .30 1.1
Числительное (порядковое) .10 .30 .30 .20 .10 .10 .00 .20 .30 .30 .30 .00 .00 .10 .20 .00 .00 .20 .50 .00
Наречие 5.5 3.4 2.9 2.8 2.4 2.7 2.8 3.1 3 3.3 2.6 2.9 1.4 3.3 2 1.7 2.7 3.1 3 4.2
Предикатив .30 .10 .20 .20 .00 .10 .10 .20 .30 .00 .10 .10 .10 .10 .30 .00 .40 .20 .00 .00
Предлог 9.5 6.4 14 12 12 14 13 13 14 12 12 12 14 14 13 13 12 13 12 12
.00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Союз 2.6 2.3 4.5 5.1 6 6.6 6.2 6.5 6.9 6.7 6.1 6.9 5 7 6.6 6 6.2 6.9 7.3 5.6
Междометие 1.2 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Вводное слово .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .20 .00 .00 .00 .00
.00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Частица 1.8 3.4 3.3 2 2.2 1.8 2 1.6 1.7 2.9 1.8 2.8 3.3 1.9 2.2 1.4 1 1.6 1.6 4.2
.00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00 .00
Причастие .30 .40 .60 .90 1.2 .70 1.3 1.2 1.1 1.6 1.1 2.2 1.7 1.1 1.4 1.2 2.3 1.1 2.4 1.7
Деепричастие .00 .00 .10 .10 .10 .00 .00 .20 .10 .10 .00 .20 .00 .00 .00 .30 .00 .00 .00 .60

Основная мысль

Основной мыслю произведения является размышления о жизни, любви и взаимности. Насколько большую роль это все играет в жизни человека. Не всегда наши чувства взаимны. Порой мы даже не замечаем того, что кто-то с нетерпением ждет нашей встречи. А все почему? Да потому что для нас эта встреча не была решающей. Более того, она ничего не значит для нас. А другой человек в это время страдает и не находит себе места. Поэт питает надежду на то, что хотя бы в самую сложную минуту жизни эго любовь сможет помочь прекрасной девушке. Он хочет, чтобы она знала, что всегда есть сердце, которое любит и ждет только лишь её.

Анализ стихотворения Александра Пушкина «Пора, мой друг, пора!»

Читая стихотворение А.С. Пушкина, написанное им в 1834 году в городе Петербурге, чувствуется тоска поэта по деревне Болдино: по размеренной свободной творческой работе, по садам и полям. «Пора, мой друг…» – начинается череда строк небольшого рифмованного произведения, состоящего из 8 строк.

Прямое обращение адресовано то ли товарищу Пушкина, то ли жене. В любом случае речь первого четверостишия звучит так, будто читающий ее человек обязательно поймет сказанное, прочтет между строк и оценит несколько юмористическое замечание о внезапности людской смерти. Здесь использована разговорная речь.

Второе четверостишие поэзии содержит в противопоставление первому высказыванию личного характера философские отвлеченные размышления. В жизни «счастья нет», – пишет Пушкин. Огорчение его вызвано вынужденным нахождением вне родного уютного обжитого деревенского местечка. Суета, хлопоты, государственные дела вымотали лирическую душу и ее плач по истинной свободе звучит в строчках «Пора, мой друг…».

Образу времени уделено важное внимание. Описана скоротечность времени, огорчение от необходимости тратить драгоценные минуты на дела, не важные для лирического героя. «Покой и воля» – вот мечта поэта

Не бесцельного времяпрепровождения жаждет его душа, а плодотворного творчества и «чистых нег». Автор называет себя жалостливо «усталым рабом», видимо, под гнетом социально-политических институтов создается тягостное переживание собственной подневольности. Тема свободы всегда звучала в поэзии Александра Сергеевича громко и как основополагающая ценность для человека

«Покой и воля» – вот мечта поэта. Не бесцельного времяпрепровождения жаждет его душа, а плодотворного творчества и «чистых нег». Автор называет себя жалостливо «усталым рабом», видимо, под гнетом социально-политических институтов создается тягостное переживание собственной подневольности. Тема свободы всегда звучала в поэзии Александра Сергеевича громко и как основополагающая ценность для человека.

Размер стиха – ямб. Эпитет, метафора и олицетворение выступают помощниками в описании внутреннего мира лирического героя.

Предчувствовал ли Пушкин нагаданную цыганкой скорую смерть? Стихотворение не выражает сожаления о возможном уходе в мир иной, наоборот, – смерть видится как избавление, освобождение от жизненных мук, терзавших мятежную душу поэта.

«Замыслил я побег» – признается автор; как дар небес воспринимает он уход от устоявшейся суетности дней. Как мудрый философ и мечтающий лирик пишет Пушкин о смысле жизни и смерти.

Жанр и композиция

Стихотворение относится к философской лирике, в этом жанре написана большая часть произведений Пушкина. Часто она переплетается с пейзажной лирикой, но в этом стихотворении она отсутствует.

Написание стихотворения не завершено, на последних строках у читателя возникает ощущение, что мысль обрывается. После смерти автора были найдены наброски с продолжением — в них описывается сюжет, в котором главный герой все-таки покидает шумный город и вместе с супругой отправляется в деревню. Там они живут до старости в любви и радости, но это продолжение так и не было опубликовано.

Композиция

Стихотворение состоит из двух строф, которые, на первый взгляд, мало связаны друг с другом. Но это только на первый взгляд.

Стихотворение начинается с рассуждений лирического героя о бренности всего сущего и желания уединиться с семьей вдали от общества. Первая часть заканчивается мыслью, что жизнь быстротечна и человек, предполагающий долго жить, может умереть в любой момент. Во второй же части лирический герой говорит о смерти как об освобождении.

Композиция построена на антитезе «жизнь – смерть».
Стихотворный размер – шестистопный ямб с использованием парной рифмовки, при этом происходит чередование пар женских и мужских рифм.

Стихотворение «Пора, мой друг, пора!» Пушкин Александр Сергеевич

Пора, мой друг, пора! покоя сердца просит — Летят за днями дни, и каждый час уносит Частичку бытия, а мы с тобой вдвоем Предполагаем жить, и глядь — как раз — умрем. На свете счастья нет, но есть покой и воля. Давно завидная мечтается мне доля — Давно, усталый раб, замыслил я побег В обитель дальную трудов и чистых нег.

(2 votes, average: 2,50 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Пора покинуть, милый друг Пора покинуть, милый друг, Знамена ветреной Киприды И неизбежные обиды Предупредить, пока досуг. Чьих ожидать увещеваний! Мы лишены старинных прав На своеволие забав, На своеволие желаний. Уж отлетает век младой,…
  2. Пора в дорогу, старина Пора в дорогу, старина. Пора действительно в дорогу… Лежит великая страна — Струна. Струна… Жена застыла у порога. Пора в дорогу, старина, Пора действительно в дорогу. И люди, будто бы…
  3. Пора заканчивать стихи Пора заканчивать стихи. Пора дописывать баллады. А новых начинать — не надо. Пора достраивать дворцы, Пора — отделки и отчистки. Пора — разборки и расчистки. Пора мечты осуществить. Да, без…
  4. Спать пора! С полуночи до утра, С полуночным сном в разладе, Слышу я в соседнем саде: «Спать пора! Спать пора!» С полуночи до утра Это перепел крикливый В барабан бьет на мотивы:…
  5. Пора, пора за ум мне взяться! Из Гейне Пора, пора за ум мне взяться! Пора отбросить этот вздор, С которым в мир привык являться Я, как напыщенный актер! Смешно все в мантии иль тоге, С партера…
  6. Пора, пора писать без рассуждений Пора, пора писать без рассуждений, с первого взгляда, на зеленой развилке, в росе, Пока не побило морозом. Ре-же! Прибавить шаг! Шире шаг! Военный рожок. Полевая почта. Походная кухня. Медсанбат. Я,…
  7. Пора вставать Пора вставать… Ресниц не вскинуть сонных. Пора вставать… Будильник сам не свой. В окно глядит и сетует подсолнух, покачивая рыжей головой. Ерошит ветер зябнущую зелень. Туманами покрыта вся река, как…
  8. Пора любви, пора стихов Пора любви, пора стихов Не одновременно приходят… Зажжется стих — молчит любовь, Придет любовь — стихи уходят. Зачем, когда моя мечта Любимый образ представляла, Молчали мертвые уста И память рифм…
  9. Пора забыться полным счастья сном Пора забыться полным счастья сном, Довольно нас терзало сладострастье… Покой везде. Ты слышишь: за окном Нам соловей пророчит счастье? Теперь одной любви полны сердца, Одной любви и неги сладкой, Всю…
  10. Пора снимать янтарь Пора снимать янтарь, Пора менять словарь, Пора гасить фонарь Наддверный… Февраль 1941…
  11. Пора! Сгущаются ночные тени. Не сесть и не разжечь костра. В душе обида поражений Еще свежа, еще остра. Мы слишком долго отступали Сквозь этот черный, страшный год. И кровь друзей, что…
  12. Друг мой, брат мой Друг мой, брат мой, усталый, страдающий брат, Кто б ты ни был, не падай душой. Пусть неправда и зло полновластно царят Над омытой слезами землей, Пусть разбит и поруган святой…
  13. Не пора ли Не пора ли, Не пора ли Нам игрушки собирать. Мы все игры доиграли, Больше не во что играть. И в любви Не портить крови, Ибо знаю наперед, Что количество любовей…
  14. К *** (Была пора…) Была пора… В тебе когда-то, Как и во многих, был готов Я признавать по духу брата… Еще тогда себя за злато Не продал ты в рабы рабов. Еще тогда тоской…
  15. Старая песня Сядем, что ли. Выпьем, что ли. Друг на друга поглядим. Что такое бабья доля — и о том поговорим. Бабья доля — в чистом поле бирюзовая трава, незабудки на подоле…
  16. К нам пришла пора в нарядном платье К нам пришла пора в нарядном платье, Разыгралась молодым дождем. Эта непогода очень кстати Злаковым посевам за селом. Значит, будут горы урожая, Сладкий мед, вино. Пусть гроза грохочет, угрожая, Не…
  17. Доброй ночи!.. Пора! Доброй ночи!.. Пора! Видишь: утра роса небывалая там Раскидала вдали озера… И холмы поднялись островами по тем озерам. Доброй ночи!.. Пора! Посмотри: зажигается яркой каймой На востоке рассвета заря… Как…
  18. Пришла пора уже, видать Пришла пора уже, видать, Умом Россию понимать И что-то делать для того, Чтоб жить, как человеки, Не разбазаривать добро, Что выдано навеки. Не разомкнется наша нить Наследства дорогого, Но будем…
  19. Мой друг, вгоняй в строку Мой друг, Вгоняй в строку, Что отошло, Что стало. Мы на своем веку Повидели немало. Минула Бед гора, Минули муки встреч. Пора, мой друг, пора Других предостеречь….
  20. В поэзии — пора эстрады В поэзии — пора эстрады, Ее ликующий парад. Вы, может, этому и рады, Я вовсе этому не рад. Мне этот жанр неинтересен, Он словно мальчик для услуг. Как тексты пишутся…

Вы сейчас читаете стих Пора, мой друг, пора!, поэта Пушкин Александр Сергеевич

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: