Краткое содержание романа «повелитель мух» у. голдинга

11 класс элективный курс урок №19-20 смысл названия и проблематика романа у. голдинга «повелитель мух». роман как “антиробинзонада”.

Краткое содержание

Действие романа происходит во время войны. Из-за потерпевшего крушения самолета группа мальчиков разного возраста оказывается на необитаемом острове.

Главные герои книги Повелитель мух:

  1. Ральф – честный, смелый, умный подросток.
  2. Джек – завистливый, тираничный, жестокий.
  3. Хрюша – добродушный, полный мальчик, технарь, умница.
  4. Саймон – скромный, добрый, бесстрашный, с тонкой душой и задатками провидца.
  5. Роджер – подручник Джека с садистскими наклонностями.
  6. Эрик и Сэм – близнецы, слабохарактерные, не способные к сопротивлению.

Первыми перед читателями предстают Ральф и Хрюша, созывающие остальных детей с помощью раковины. На общем собрании решено избрать главным Ральфа, что вызывает недовольство Джека, претендующего на роль лидера. Устанавливаются правила, обязательные для всех. Ральф предлагает обустроить быт, построить шалаши и поддерживать костер для привлечения спасателей.

Первое время все идет гладко, но потом детям надоедает питаться лишь фруктами. Джек сколачивает группу ребят-охотников для добычи мяса.

Параллельно среди мальчиков распространяется слух про Зверя. Убив свинью, охотники нанизывают свиную голову на палку, оставив ее в виде подношения Зверю. Постепенно большинству мальчиков надоедает придерживаться порядка, строить шалаши, носить воду. Костер тоже поддерживают нерегулярно, упустив шанс на спасение. Между Ральфом и Джеком возникает конфликт. Джек уводит большинство ребят за собой, пообещав им веселую жизнь.

В итоге с Ральфом остаются лишь Саймон, Хрюша и близнецы. Объявив себя вождем, Джек устраивает ритуальные танцы вокруг копья со свиной головой – повелителем мух.

Во время одной из таких вакханалий мальчики убивают Саймона, приняв его за зверя. Ральф пытается образумить ребят, призывая к объединению. Но безнаказанность берет верх, и Роджер убивает Хрюшу.

Запугав близнецов, дикари вынуждают братьев присоединиться к их клану. Оставшийся один Ральф вынужден скрываться в джунглях, чтобы спасти свою жизнь.

Дикари поджигают лес, пытаясь выманить мальчика. Ральфа, вынужденного показаться на глаза, спасает отряд моряков, причаливших к острову.

Краткое содержание

Глава 1

Произошло крушение самолета с мальчиками. Ребят выбросило на необитаемый остров. На пути к берегу встретились Ральф и толстяк Хрюша. Ральф отметил, что на острове, по-видимому, нет взрослых. Пока они шли к берегу, толстяк рассказал, что у него астма и он с трех лет носит очки.

Отправившись на разведку, Ральф, Джек и Саймон наткнулись на застрявшего в лианах поросенка. Джек занес нож, но поросенок успел выпутаться и убежать.

Глава 4

Пока мальчики побежали с Джеком на охоту, мимо острова проходил корабль. Никто не смотрел за сигнальным костром, поэтому он погас, и корабль проплыл мимо. Хористы, которые должны были дежурить у костра, вернулись с добычей – убитой свиньей. Джек начал восторженно рассказывать о победе над свиньей, но Ральфа волновало только то, что корабль прошел мимо.

Глава 5

Ральф ввел правило жечь костер только на горе. Джек сообщил, что прочесал весь остров и ничего не видел. Один из малышей рассказал, как ночью возле шалаша он видел что-то большое и страшное. Другой малыш, Персиваль Уимз Медисон, рыдая, сказал, что зверь выходит из моря.

Глава 7

Начинало темнеть и на вершину решили пойти только Джек, Ральф и Роджер. По пути Ральф признался, что ему страшно. В гору Джек пошел сам, но вскоре в испуге вернулся. Отправившись туда вместе, они увидели в темноте развеваемый ветром парашют, приняв его за нечто ужасающее.

Глава 8

Ральф считал, что зверь нарочно засел у костра, чтобы их не спасли. Джек рассказал всем, что Ральф испугался ночью идти на вершину, поэтому Джек больше ему не слуга и будет охотиться отдельно – кто хочет, может к нему присоединиться.

Хрюша и Ральф развели костер на берегу. Большинство старших мальчиков ушли.

Глава 10

С Ральфом остались только Хрюша, близнецы и несколько малышей. Ральф сильно переживал, что они на берегу убили Саймона, но остальные старались делать вид, что ничего не случилось. Ночью на Ральфа, Хрюшу и близнецов напали дикари и забрали очки Хрюши.

Джек придумал на скале механизм из бревен, который работал как рычаг и мог сбросить при нажатии каменную глыбу вниз.

Глава 11

Ральф, Хрюша и близнецы, которым нужен был огонь, привели себя в порядок, взяли копья и пошли к Джеку. У напоминающей замок скалы их поджидали вооруженные раскрашенные дикари. Ничего не видящему без очков Хрюше Ральф сказал стать на коленки и ждать.

Глава 12

Ральф был ранен: на правом боку был большой кровоподтек. Он понимал, что Джек не оставит его в покое. Недалеко от места пребывания дикарей Ральф обнаружил жертвоприношение – насаженный на палку свиной череп.

Ночью у дикарей сменились часовые: на дежурство вступили близнецы. Ральф сказал, что будет завтра прятаться тут, и просил мальчиков отвести дикарей от его убежища. Испуганные близнецы донесли о планируемом убежище Ральфа. С утра дикари начали преследовать мальчика, а затем подожгли остров, чтобы выкурить его.

Ральф из последних сил бежал от улюлюкающих дикарей. Неожиданно на берегу он увидел морского офицера: военные с катера заметили дым и подплыли к острову. На вопросы офицера Ральф ответил, что тут нет взрослых, а двое мальчиков были убиты.

Глава двенадцатая: Вопль охотников

Оставшись один, мальчик понимает, что дикари его не оставят в живых. Он мечется по всему острову в поиске укрытия. Позже близнецы ему рассказывают, что Джек заставил их перейти на его сторону физическим насилием, а также предупреждают бывшего лидера о готовящейся охоте на него. Ральф принимает решение спрятаться вблизи лагеря и просит близнецов «отвести» дикарей от него в другую сторону.

Избитые братья выдают Вождю местонахождение светловолосого парнишки. Племя сбрасывает вниз каменную глыбу. Парень убегает в лес, от куда его принуждают выйти дымом. Ральфу удаётся выбежать из чащи на берег моря, где встречает двух матросов и морского офицера. Ребята спасены.

Маска цивилизованности

Итак, завязка «Повелителя мух» вполне классическая: группа английских школьников после авиакатастрофы оказывается на необитаемом острове. Герои романа — разнохарактерные мальчики возрастом от 6 до 14 лет, часть из них — церковные хористы. Дети благополучны и добропорядочны. Сомнений нет: к их воспитанию и образованию подходят очень ответственно.

Первоначально мальчики, пытаясь подражать лучшим из взрослых, устанавливают «демократический режим правления» на острове. Главным кандидатом на место предводителя становится рациональный и ответственный Ральф, предложивший свод общеобязательных правил. Дети обозначают площадку для собраний, символом открытости жизни становится рог, используемый для передачи слова.

Голдинг сознательно придает необитаемому острову черты райского уголка — здесь красиво, тепло, повсюду растут питательные плоды, отсутствуют хищные звери. То есть есть все ресурсы для спокойной и благополучной жизни. Один из персонажей не без гордости заявляет: «Мы не дикари какие-нибудь. Мы англичане. А англичане всегда и везде лучше всех. Значит, надо вести себя как следует» (здесь между строк отчетливо слышится саркастический смех Голдинга).

Вскоре в каждом из обитателей острова начинают проявляться доселе скрытые разрушительные качества. Становится, например, очевидно, что свиней для питания надо убивать. Для некоторых ребят это оказывается проблемой, и не все находят в себе силы и моральную стойкость это сделать. Зато у других перспектива охоты вызывает огромный восторг.

Миссию вожака берет на себя Джек, чей образ в контексте сюжета можно интерпретировать как олицетворение первобытной силы и тоталитарной власти. Он не боится смерти, не страшится крови, набирает команду единомышленников и отправляется на поиски добычи. В это время мальчики, не способные на убийство ради еды, строят шалаши и собирают фрукты.

Поразительно, но для перехода к уже откровенно более грубым нравам и закону силы детям потребовалось совсем мало времени. Они начинают буквально деградировать, скатываясь в область низменных желаний и инстинктивного поведения. Маска цивилизованности легко уступает место звериному оскалу, что символически выражается в раскрашивании лиц воинственными, животными узорами. Оказывается, от охоты на свиней до убийства себе подобных мальчиков отделяет всего один шаг, на который они решаются практически без угрызений совести. И вот уже «нормальным» становится убивать тех, кто не вписывается в правила дикарского племени.

Кадр из фильма «Повелитель мух» (1990)

Отсроченный фурор

«Повелитель мух» был написан в Солсбери, где Голдинг после увольнения из флота занимался преподавательской деятельностью.

Путь к читателю у романа был труден. Рукопись отвергло более 20 издателей. Дочь Голдинга Джуди Карвер вспоминала, как ее безденежный отец страдал из-за каждого письма с отказом: «Мое первое воспоминание было не о самой книге, а о множестве посылок, которые очень быстро возвращались обратно и снова куда-то отправлялись. Должно быть, он был убит горем из-за каждого возврата, но тратил деньги на новые посылки».

Наконец издательство «Faber & Faber» согласилось опубликовать роман, поставив при этом ряд условий: во-первых, автор должен был убрать первые несколько страниц, описывающие ужасы ядерной войны.

Другая существенная правка касалась описания одного из героев романа — Саймона. По просьбе издателя, мальчик не должен был иметь приписанных ему изначально характеристик Иисуса Христа. Несмотря на внесенные изменения, черты святого мученика в Саймоне прослеживаются вполне явственно.

Голдинг отмечал, что намеренно включил в повествование образ Спасителя: «Я подразумевал образ Христа в романе, потому что личности, подобные Христу, встречаются в роде человеческом; на самом деле, я не мог описать полную картину или почти полную вероятную картину человеческих возможностей, пока один не стал потенциально фигурой Христа».

Школьнице кричали: «Добивай ее!» Каких детей видит священник на комиссии по делам несовершеннолетних

В этом контексте знаковый эпизод — описание рассуждений мальчика о звере: «Саймон шел впереди Ральфа, и его одолевали сомнения — страшный зверь, с когтями, сидит на вершине горы и не оставляет следов, а за близнецами не мог угнаться? Сколько бы Саймон ни думал про этого зверя, его воображению явственно рисовался человек — героический и больной».

Саймон практически один из всех ребят способен на напряженную рефлексию. Именно он разгадывает страшную тайну падения их детского сообщества. Он понимает, что зло — это не загадочный зверь в глубине леса, а болезнь, живущая в каждом человеке, именно поэтому чисто внешние усилия по «улучшению» порядка вещей бесполезны. Он полон решимости донести эту весть до своих «собратьев», но по страшному недоразумению его «соплеменники» во время ночного пира у костра принимают его за зверя и убивают.

Это неумышленное и не спланированное убийство тем не менее провоцирует племя на еще более осознанную охоту на всех инакомыслящих. Смерть Саймона стала поворотным моментом истории, своеобразной точкой невозврата, после которой ужас всего происходящего начал только нарастать. Так, второй жертвой становится Хрюша, гибель которого наступает уже в результате вполне осмысленных действий. Следующей мишенью оказывается Ральф, на которого начинается охота.

Так или иначе все ключевые герои романа (Саймон, Джек, Ральф) и атрибуты, их характеризующие, косвенно указывают на знакомые всем христианские образы.

После своего выхода в сентябре 1954 года «Повелитель мух» не произвел фурора в книжных магазинах. В тот же год было продано всего 4 тысячи 662 копии, после чего книга и вовсе была снята с печати. Но в ближайшее десятилетие — благодаря признанию критиков и уважению научного сообщества — роман приобрел огромную популярность. К середине 1960-х годов «Повелитель мух» стал бестселлером и был введен в программу многих английских колледжей и школ.

В 2005 году журнал «Time» назвал произведение одним из 100 лучших романов на английском языке с 1923 года.

Саймон. Кадр из фильма «Повелитель мух» (1963)

[править] Последствия

И причом тут Зельда? После первых показов фильмов, было запущенно несколько шоу, где мальчики должны были прожить на определенном участке земли, огороженным от остального мира, заранее обговоренное время. В результате у шоу был быстрый и несколько неожиданный конец. По прошествии двух недель среди участников начинали зарождаться гомосексуализм и зоофилия и поэтому эксперименты пришлось прекратить.

Несколько особо фимозных последователей этой книги-мема на Иичане в той же манере форсили «Жестяной Барабан» Гюнтера Грасса, «Улисс» в оригинале, «Степного Волка» Германа Гессе, а позже и «Убик» Филипа Дика из-за созвучия имён и в какой-то степени тематики. В итоге любой тред в /l/ модчана сводился к рекомендации сих крайне полезных и нужных

всем книг, а также взаимных срачей меж форсерами. Для этой группы романов школофорсерами даже было придумано прозвище — т. н. «Святое троекнижие» и «Благое пятикнижие».

Морской рог

В результате военных действий возникает необходимость эвакуировать детей и подростков. В процессе перелета происходит авиакатастрофа. Летчик вынужден посадить авиалайнер на необитаемый остров, после чего сам погибает.

Первыми из джунглей выходят 2 мальчика: Ральф и Хрюша. Первому 12 лет, у него светлые волосы и хорошая физическая подготовка. Его отец является капитаном 2 ранга. Ральф уверен, что его найдут и спасут с этого острова.

Еще один герой романа «Повелитель Мух» — Хрюша. Он не знает своего отца, его вырастила тётя, которая владеет кондитерским цехом. Хрюша страдает от лишнего веса, он толстый мальчик, поэтому получил такое прозвище. К тому же героя мучает астма, и с 3 летнего возраста у него проблемы со зрением, поэтому он носит очки. Но Хрюша умный мальчик, он мыслит, как взрослые люди.

Хрюша говорит Ральфу, что слышал о взрыве атомной бомбы, об этом говорил летчик, который управлял самолетом. Ральф увидел гранитную площадку, за которой была заметна песчаная бухта. Он хорошо умеет плавать, а в воде обнаруживает раковину. Хрюша посоветовал использовать находку в качестве сигнального рога и подуть в него, чтобы собрать всех оставшихся в живых. На зов первым откликался 6-летний мальчишка Джонни, а за ним вышли и другие ребята.

В общем собрании дети начали знакомиться. Они обсуждают ситуацию и назначают Ральфа главарем. Джеку это не нравится, но он вынужден смириться с мнением общества. Ральф правильно понимает его состояние и разрешает ему продолжить управлять хором. Джек хочет, чтобы хористы действовали на острове в качестве охотников.

Ральф организует разведку в целях изучать окрестность, его будут сопровождать Джек и Саймон из отряда хористов. У Саймона часто случаются обмороки. Ребята с вершины наблюдают за территорией и замечают, что они оказались на необитаемом острове. Когда они возвращаются, на их пути появляется поросёнок. Джек, будучи охотником, намерен убить его, но у него это не получается.

Глава 5. Зверь выходит из вод

Ральф устраивает собрание. Он предлагает поговорить серьёзно. Мальчик требует, чтобы выработанные ранее правила неукоснительно соблюдались: дым поддерживался, в туалет ходили в строго отведённое место, мясо жарили только на горе, у основного костра. Затем Ральф в очередной раз пытается успокоить малышей, говоря о том, что на острове нет никакого зверя, за исключением поросят. Хрюша пытается объяснить страх с научной точки зрения. Малыш Фил рассказывает, как ему снились «крученые на деревьях», а потом он проснулся и увидел в лесу что-то большое и страшное. Саймон признаётся, что ночью в лес ходил он, но малыш Персиваль говорит, что зверь выходит из моря. Ральф предлагает определиться с тем, есть зверь или нет, проголосовав за это. Джек выходит из себя. Собрание распадается. Все бегут к морю, чтобы убить зверя. Ральф, Хрюша и Саймон обсуждают потребность во взрослых.

Подробный пересказ Повелитель мух Голдинга

Самолет, эвакуировавший детей во время войны, терпит крушение на необитаемом острове. Все взрослые погибают, в живых остается только группа детей от трех до четырнадцати лет, которые разбросаны по всему острову. Сначала встречаются двое мальчишек, Ральф и Хрюша. Хрюша — близорукий астматик в уродливых очках. Он получил свое прозвище в школе из-за лишнего веса, однако умен не по годам. С помощью раковины, найденной на берегу, они созывают остальных детей.

Появляется Джек — предводитель отряда хористов и потенциальный лидер: самовлюбленный и дерзкий мальчик, который требует, чтобы к нему обращались по фамилии, будто он взрослый. На собрании ребята решают, что необходимо избрать главного. На эту роль есть две кандидатуры: Ральф (которого выдвигает Хрюша) и Джек, который выдвигается сам. Большинство детей голосует за Ральфа, и он становится главным. Джек объявляет группу хористов охотниками и провозглашает себя главным в этом отряде.

Начинаются разговоры о каком-то неведомом чудовище (то ли о звере, то ли об исполинском змее), которое обитает на здешней земле. Среди ребят зарождается паника, особенно боятся маленькие дети. Ральф терпеливо объясняет им, что остров маленький, его тщательно осмотрели и не обнаружили никаких чудовищ. Он предлагает разжечь костер, чтобы дым можно было заметить с воздуха. С помощью очков Хрюши ребята разводят огонь, но пламя перекидывается на лес и происходит пожар. В пожаре исчезает один из малышей.

Постепенно дети обустраиваются в диких условиях. Хрюша предлагает сооружать шалаши, чтоб было теплее и безопаснее спать по ночам. Однажды дети не уследили за костром, потому что охотились за свиньей. Костер погас в то самое время, когда мимо острова проплывал корабль. Шанс на спасение утерян, и новый костер разжечь, никак не выходит.

Слухи об ужасном звере продолжают пугать детей. Однажды Джек и Ральф видят его и собирают остальных. На собрании между двумя лидерами случается серьезная ссора, и Джек уходит в другую часть острова, предлагая остальным присоединиться к нему. Он переманивает детей, предлагая постоянные вылазки на охоту. В результате на острове образуется два лагеря — лагерь охотников Джека, который растет день ото дня, и лагерь Ральфа и Хрюши, в котором совсем скоро остается всего четыре человека: собственно, Ральф и Хрюша, а также двое братьев-близнецов, Эрик и Сэм.

Лагерь Джека, которого теперь называют «Вождь», превращается в настоящее племя дикарей. Мальчишки устраивают жестокую охоту на свиней, с ритуальными танцами и даже собственным идолом — «Зверем», которому теперь все поклоняются. После одного из жертвоприношений (в виде свиной головы, насаженной на палку), одному из мальчишек, Саймону, становится плохо. Дети убивают мальчика, Ральф — свидетель этой безумной сцены. Четверо мальчиков осознают весь ужас своего положения и перемен, которые происходят с другими детьми.

В надежде снова разжечь костер, охотники нападают на лагерь Ральфа и забирают очки Хрюши, чтобы использовать их как линзу и добыть огонь. Мальчикам из отряда Ральфа ничего не остается, кроме как попытаться вернуть очки обратно

Понимая, что силы не равны, они ведут себя осторожно — убеждают Джека Меридью, что необходимо снова объединиться, разжечь общий огонь, помогать друг другу. Разговор заканчивается дракой, в результате которой охотники убивают Хрюшу, а братьев берут в плен, силой убеждая покинуть отряд Ральфа. Ральф остается один против дикарей, которые начинают настоящую облаву, желая убить мальчика

Они поджигают лес, стараясь вытеснить Ральфа на берег, бросают камни и копья, всячески пытаясь убить его, но Ральфу удается сбежать. Дым наконец-то замечают военные моряки. Они подплывают к берегу и видят детей

Ральф остается один против дикарей, которые начинают настоящую облаву, желая убить мальчика. Они поджигают лес, стараясь вытеснить Ральфа на берег, бросают камни и копья, всячески пытаясь убить его, но Ральфу удается сбежать. Дым наконец-то замечают военные моряки. Они подплывают к берегу и видят детей.

Ральф плачет и выкладывает все одному из офицеров: как поначалу им удалось наладить быт, а затем окружающие стали сходить с ума, появилась группа дикарей и двое детей в результате погибли. Другие дети тоже плачут. Офицер дает им время, чтобы прийти в себя.

Голдинг говорит о том, что вдали от цивилизации человек деградирует, возвращается к своим забытым истокам. Он приобретает жестокость, теряет рассудок и человеческие черты, трансформируясь в лютого зверя, который до поры спит в каждом из нас. Роман учит нас тому, что даже в самых экстремальных условиях нужно сохранять свои человеческие качества.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Антиробинзонада «Повелитель мух» У. Голдинга | Литерагуру

Английский писатель Уильям Голдинг написал 12 романов, но мировую известность ему принесла антиутопия «Повелитель мух» — литературный дебют автора. Голдинг взял за основу архетипический сюжет Дефо и создал антиробинзонаду, то есть показал постмодернистскую трактовку известного мифа о человеке на необитаемом острове.

Постмодернистская интерпретация мифа

В результате авиакатастрофы несколько английских школьников разных возрастов оказались в изоляции от цивилизованного мира. Таким образом, писатель смоделировал пограничную ситуацию, обеспечивая «чистоту опыта». Со временем дети (в основе своей) сбрасывают личину цивилизованности, раскрашивают лица, как дикари, и без раскаяния убивают своих товарищей, сжигая остров дотла.

Изначально школьники выбирают демократический способ правления, выдвигая кандидатуру главного (Ральфа) и сочиняя правила поведения, обязательные для всех. Для собраний они оборудуют специальную площадку, а для передачи слова используют рог. Дети строят незамысловатый быт, собирая фрукты, строя шалаши и разведывая местность.

Однако вскоре встает вопрос охоты, который может решить только один человек – Джек – олицетворение грубой силы и тоталитарной власти. Он один не боится убить животное, поэтому собирает группу охотников и отправляется в походы на дичь.

Постепенно Джек забирает власть в свои руки, предлагая «племени» дикую и веселую жизнь взамен занудного ожидания спасения, которое предлагает Ральф. Ответственность и дисциплину ребята сменяют на дикие пляски у костра и постоянную жажду крови. Их новым идолом становится свиная голова на копье – тот самый повелитель мух.

Этим жертвоприношением они задабривают зверя (мертвого парашютиста, который в темноте показался им чудовищем). Во время ночного пира у костра они принимают Саймона за зверя и убивают его. После первого неосознанного убийства племя начинает охоту на несогласных с новым режимом.

Второй жертвой становится Хрюша, которого убивают уже вполне осознанно. После принято решение затравить Ральфа, как дикого зверя. Мальчик спасается в лесу, тогда Джек и компания поджигают лес, чтобы выманить его. В момент, когда Ральф выбегает на открытое место, к берегу причаливает бригада спасателей.

Когда школьников в шутку спрашивают, есть ли жертвы, они отвечают: «Всего лишь двое» (если считать мальчика, пропавшего в самом начале, то трое). То есть, для них ценность человеческой жизни упала настолько, что двое убитых – это «всего лишь». Они привыкли к крови и больше ее не страшатся.

Очевидно, что антропопессимизм, свойственный постмодернистской литературе, проявил себя и у Голдинга.

Философская «начинка» постмодернизма в романе проявляется так: Оказываясь на острове, герои переживают экзистенциальное прозрение, высвобождая свою экзистенцию.

Только вот в большинстве из них верх берет темное начало, которое как раз таки надо сдерживать, чтобы оно не разрушило мир до основания.

Полемика с просветительской концепцией человека

Если у Дефо вера в Господа и трудолюбие обеспечили герою спокойную и даже комфортную жизнь на острове, то у Голдинга детей не спасли ни кажущаяся на первый взгляд невинность, ни безупречные манеры, привитые в английских частных школах.

Если учение Tabula rasa (теория просветителей) утверждало, что человек рождается чистым, как белый лист, и его личность зависит только от степени просвещения, то точка зрения Голдинга опровергает эту идею. Он изображает школьников, не испорченных жизнью и в то же время воспитанных и образованных.

Они еще не успели стать циничными и порочными взрослыми, которые посылают знаки в виде мертвых парашютистов. Однако с течением времени на острове становится ясно, что люди не рождаются чистыми. В каждом из них изначально заложен целый мир противоречивых страстей, в каждом из них был дикарь и цивилизованный человек.

В ком-то победил один, в ком-то — другой. Но от одного воспитания не зависели ни победа, ни поражение.

То, что изобразил Голдинг, реалистичнее.

Воинственный 20 век показал, что человека не учит история (Вторая мировая война началась через двадцать лет после Первой), не красит образованность (вспомнить хотя бы художника Гитлера), не спасает воспитание. Он с детства способен научиться убивать, если имеет к этому врожденную склонность. Когда он окажется на острове, его сущность вряд ли изменится к лучшему.

«Бей свинью! Глотку режь! Выпусти кровь!»

Почему роман Голдинга «Повелитель мух» вызывает такую бурную смесь чувств и эмоций – ужас и страх вперемешку с отвращением? Потому что в ходе повествования на наших глазах происходит нарушение основного человеческого табу – запрета на убийство. А поскольку жестокими убийцами себе подобных становятся дети, это страшно и отвратительно вдвойне.

Оказавшись на необитаемом острове, поначалу маленькие англичане автоматически продолжают соблюдать правила и законы цивилизованного общества. Однако под давлением сверхстресса, вызванного трагическими обстоятельствами катастрофы и необходимостью самостоятельного выживания, они теряют культурный слой, скатываются в архетипичное состояние и утрачивают природное табу на убийство.

Этому способствуют и ритуальные пляски, которые охотники устраивают, раскрашивая лица разноцветной глиной, превращая их в красно-бело-черные маски. «Маска завораживала и подчиняла… чувство дикости и свободы дарила защитная краска». А Джек сокрушается лишь о том, что не хватает барабанов.…

Уильям Голдинг показал нам со всеми подробностями постепенный процесс превращения в убийцу. Так, при первой встрече с дикой свиньей в джунглях Джек не смог ударить ее ножом, потому что «даже представить себе нельзя, как нож врезается в живое тело, из-за того, что вид пролитой крови непереносим». Однако прошло совсем немного времени, и убийство стало для него ежедневной рутиной.

Что мы видим в итоге? Поначалу ритуальная песня: «Бей свинью! Глотку режь! Выпусти кровь!» позволяет охотникам убивать животных – ведомые автором романа, мы можем наблюдать, как они «зажали бьющуюся свинью… а потом долго, жадно, как пьют в жару, отнимали у нее жизнь». Когда плотина запретов и ограничений сломлена, уже невозможно остановиться – мы видим убийство Саймона, затем Хрюши. И, наконец, слышим слова близнецов Эрика и Сэма, полные ужаса: «Роджер заострил палку с обоих концов…» Что означают эти загадочные слова? А то, что Ральфу собираются отрезать голову, насадить на кол и принести в жертву Зверю…

Глава первая: Морской рог

Время действия не уточняется. Во время войны детей эвакуируют на самолёте. В результате случившейся авиакатастрофы, мальчишки самых разных возрастов оказываются на необитаемом острове. Из джунглей выходят на берег моря два мальчика. Один из них светловолосый, другой — толстый в очках. Мальчики знакомятся и разговаривают о катастрофе. Толстый мальчик в очках — его в школе дразнили Хрюшей — пытается сообразить, где взрослые. Светловолосый мальчик — Ральф двенадцати лет — полагает, что на острове они одни, и никаких взрослых с ними нет. Хрюша рассказывает о себе: он носит очки с раннего детства (трёх лет) и у него астма. Ральф находит розовую гранитную площадку, а за ней замечает красивую бухту. Светловолосый парнишка плавает, Хрюша — нет. Отец Ральфа — капитан, имеющий второй ранг; у толстого мальчика нет отца, его вырастила тётка — хозяйка собственной кондитерской. Светловолосый мальчик верит в то, что отец их спасёт, а Хрюша во время полёта на самолёте слышал разговор пилотов, в котором те сказали о ядерном взрыве. Толстый мальчик считает, что все погибли, и только им удалось уцелеть.

Ральф находит на дне моря большую раковину кремового цвета. Хрюша предлагает использовать её в качестве рога, чтобы созвать всех уцелевших ребят. На громкий зов светловолосого мальчишки первым из леса выходит шестилетний Джонни, а после него и остальные ребята самых разных возрастов. Предпоследними из джунглей показываются близнецы Эрик и Сэм, после которых появляется стройный отряд хористов, одетых по форме и в чёрные шапочки. Отряд возглавляет Джек Меридью, который очень разочарован отсутствием на острове взрослых.

Собравшиеся мальчики общаются друг с другом, знакомятся. Проводится собрание, в результате которого ребята выбирают «главного» между Ральфом и Джеком. Большинством голосов выбран Ральф. Джек раздосадован. Новый «главный» предлагает Джеку возглавить отряд хористов, которые станут охотниками.

Ральф, Джек и мальчик, который постоянно падает в обморок (Саймон) идут на разведку. Ребята поднимаются на вершину горы и убеждаются в том, что они действительно находятся на безлюдном острове. Ральф счастлив, он считает остров своим.

На обратном пути ребята натыкаются на запутавшуюся в лианах свинью. Джек заносит нож для удара, но не может сделать его. Свинья убегает. Джек даёт себе слово, что в следующий раз не струсит.

Основа сюжета

Ральф приказал охотникам разжигать костер только на холме. Джек осмотрел весь остров и ничего не нашел. Хотя один из мальчиков сказал, что видел ночью около шалаша что-то страшное и огромное. Персиваль Уимз Медисон сквозь рыдания сообщил, что зверь должен выходить из морских вод.

Неожиданно у него вырвал рог Хрюша, накричал на мальчика, но его остановил Джек. Ральф встал на защиту толстяка, чем рассердил лидера охотников, и тот сбежал вместе с другими певчими в зеленую чащу.

Ночью на скалы упал парашютист, а близнецы приняли его за зверя. Мальчики постарше отправились к горе осмотреть обнаруженную пещеру. Ральф увидел, что не горит сигнальный костер, поэтому приказал возвращаться на холм. Джек по дороге предложил поохотиться на поросят. Предводитель группы попал копьем в кабана, но животному удалось уйти. Мальчики решили поиграть в охоту, окружили Роберта, танцевали вокруг него и пели.

В сумерках на вершину решили подняться только трое — Ральф, Джек и Роджер. Первый признался, что ему страшно, и второй пошел в одиночестве. Но вскоре он вернулся за ребятами. Они снова пошли на гору втроем и заметили развевающийся на ветру парашют, приняли его за нечто ужасное и пугающее.

Ральф высказал свое мнение: зверь специально сидит у костра, что дети не смогли подать сигнал проплывающим мимо кораблям. Джек рассказал остальным, что их лидер струсил подниматься ночью на холм. Из-за этого мальчик отказался повиноваться и решил охотиться отдельно, предложив остальным присоединиться к нему.

Ральф с Хрюшей разожгли костер на берегу, а другие мальчики ушли с Джеком. Они называли его вождем и охотились вместе с ним. После убийства очередной свиньи отрезал ей голову и наткнул ее на острый кол горлом. Так он пытался задобрить зверя, сидящего наверху горы. Ужасающий дар стал называться Повелителем мух, ведь он действительно ловец насекомых. Саймон смотрел за этим из кустов, затем подошел к голове. Ему почудилось, что свинья с ним разговаривает. Она сказала, что Саймон и есть Зверь. Мальчик потерял сознание.

Как все начиналось

Из-под пера этого гения в общей сложности вышли 12 произведений, однако славу и уважение ему принесло именно дебютное детище. Роман «Повелитель мух», анализ которого сложен и многогранен, не задумывался изначально таким, каким ему суждено было стать. Принимаясь за написание своего бессмертного произведения, лауреат Нобелевской премии задумывал всего-навсего ироническую пародию на давно приевшуюся и описанную со всех сторон тему получившей мировое признание робинзонады. В частности, обличительное начало произведения было направлено на развенчание оптимистических идеалов, описанных в романе Р.М. Баллантайна «Коралловый остров». Получилось же в итоге совершенно иное.

О том, что это совершенно особенное, неповторимое литературное произведение, говорит даже его краткое содержание – «Повелитель мух» превзошел абсолютно все ожидания и снискал такую славу, о которой многие авторы только могут мечтать. По сути, Уильям Голдинг в некотором смысле повторил судьбу Сервантеса, мыслившего своего «Дон Кихота» как искрометную пародию на рыцарские романы. Произведение не только превзошло пародируемый, изобличаемый предмет, но и стало настоящим открытием в области литературы.

Шалаши на берегу

Джек отправляется на охоту один, его никто не сопровождает. Ребята из отряда купаются в морской воде. Ральф и Саймон решили построить шалаши. Но остальные не хотят работать. Они отдыхают на острове, собирают фрукты и развлекаются. Они не против собраний, но не желают участвовать в рабочей процедуре. Саймону удалось найти для себя тайное убежище в джунглях.

Ральфу его поведение не нравится, и он выражает свое недовольство. Хрюша поддерживает героя, за что Джек ударил его. Меридье разбивает и очки мальчика. Отряд хористов и Джек жарят мясо свиньи на костре.

Малолетнему мальчику Персивалю страшно, он больше не желает играть. Малыш не выходит из шалаша и все время плачет. У Хрюши появляется мысль создать солнечные часы. На горизонте виден корабль, но он не замечает детей на острове.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: