Смысл иносказания в романе «Повелитель мух»
Роман был задуман как иронический «комментарий» к «Коралловому острову» Р. М. Баллантайна. Сначала критики так его и восприняли и не проявили особого интереса. Но позже читатели декодировали «Повелителя мух»: оказалось, что он являл собою аллегорию первородного греха с рассуждениями о глубинной человеческой сути.
Ральф – воплощение рационального человеческого начала. Он символизирует демократического лидера – ответственного и милосердного.
Джек – воплощение дикой отрицательной энергии, темной стороны человека. Он жесткий и амбициозный лидер, но его прельщает только абсолютная власть, что зиждется на вражде. Его сразу же захватило тлетворное влияние Повелителя мух.
Повелитель мух – символ дьявола, которого в мировой культуре не раз ассоциировали с различными существами. Например, Мифистофель из «Фауста» Гете представляет себя, как повелителя мух.
Саймон – образ Христа. Он пытался донести до ребят истину, но никто его не понял. Именно ему Повелитель мух раскрывает свое истинное лицо и объясняет, что чудовища – это они сами. Когда он нес людям весть, что зверь – это просто мертвый парашютист, его убивают, причем, это убийство было ритуальным. Джек объясняет племени, что это зверь, спустившийся с горы, в одном из своих обличий. То есть, мальчик пожертвовал собой, но мир так его и не понял. Интересно также, что Саймон ни с кем не враждовал и никого никогда не винил. Он всех любил, молчал и пытался в одиночку разведать тайну зверя. В итоге он понял, почему у них ничего не получается — чудовищ в себе культивируют сами люди.
Роджер – мальчик, феноменальная жестокость которого проявилась только в финале. Он целенаправленно убивает Хрюшу днем у всех на глазах. Понятие о его опасном нраве дает имя – череп на пиратском флаге зовется «Веселым Роджером». На поверку оказалось, что он даже более жесток, чем Джек.
Хрюша – носитель цивилизации и источник родительской опеки. Он ратует за разумную организацию быта и комфортные условия. Он же постоянно призывает авторитет далеких взрослых на помощь. Он символизирует некое научное, теоретическое восприятие мира.
Близнецы – предатели. Их можно сравнить с апостолами, которые отказались от Христа.
Мертвый парашютист – как писал сам автор, это тот самый знак от взрослого мира, которого ждал Ральф. Это издевка автора над теми людьми, от которых дети ожидали помощи. Очевидно, автор хотел сказать, что взросление не искореняет, а усугубляет пороки человека. Войнушка детей на острове перерастет со временем в мировую войну, частичка которой попала на остров в виде мертвеца.
Крепость – символ воинственности. Сама идея укреплений в том, чтобы обороняться от врага, которого выдумал Джек, чтобы сплотить и запугать племя.
Открытая площадка для собраний – символ миролюбия и открытости. Им не от кого защищаться и прятаться, на площадке всех хорошо видно и слышно.
Рог – символ демократической власти и равенства всех собравшихся. Каждому дано право голоса.
Огонь – символ надобности спасения, то, что освещает детей и не дает сумеркам их запутать. Свет рассеивает темноту и гарантирует шанс спасения. Не поддерживать огонь — значит отказаться от цивилизации навсегда и стать дикарями.
Сумерки – именно в темноте был убит Саймон, во тьме мальчики обезумили и стали диким племенем.
Маски – раскрашенные лица снимали с их обладателей всякую ответственность. Они не были больше собой, вместо них появились дикари, которые не обязаны подчиняться никаким нормам. Маски развязали героям руки, и они начали убивать без боязни и стеснения.
Молитва и инстинкты
Голдинг развенчивает две очень живучие идеи — «человек сам по себе прекрасен, его портит исключительно порочная среда» и «дети — невинны, они не знают грехов взрослого мира». Обе идеи не выдерживают контраргументов от реальной жизни.
Конечно, можно рассудить, что Голдинг, сам переживший войну, чересчур разуверился в человеке в принципе и под грузом слишком тяжелых впечатлений написал столь пессимистичный роман.
Но воинственный XX век безапелляционно доказал справедливость выводов, сделанных Голдингом. Человечество не научила история (Вторая мировая война началась через 20 лет после Первой), не вразумила образованность (вспомнить хотя бы художника Гитлера), не спасло воспитание. Криминальная хроника доказывает: дети способны на самые жестокие преступления.
Христианское учение объясняет это так: человек изначально болен злом. Это следствие грехопадения первых людей. Как наследственная болезнь, зло в человеке передавалось из поколения в поколение. Преодоление в себе греха — для ветхого человека задача непосильная. Поэтому Господь, сжалившись, послал в мир «Сына Своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». После этого преодоление зла в себе стало не просто возможным, но необходимым условием спасения.
Если вернуться к роману, показательно, что даже те мальчики, которые были воспитаны в католической школе, о Боге не вспоминают ни разу. Ни единой молитвы (слова которых, без сомнения, вбивались в их детские головы изо дня в день) их уста произнести не могут. Молитвы остались в далекой понятной Англии, для острова есть только инстинкты.
В чем суть концовки
Скрытый смысл книги Повелитель мух хорошо показан в кульминации романа.
К финалу повествование наполнилось хаосом, паникой и ненавистью. Охота на свинью вылилась в охоту на человека. Одинокому, раненому, растерянному Ральфу противостоит озверелая толпа дикарей.
Моряки, прибывшие на помощь мальчикам, олицетворяют те эмоции, которые обуревают читателя. Они напуганы и шокированы, увидев превращение невинных детей в дикарей.
Голдинг предпочел оставить финал открытым, предоставив читателям самим решать, чем закончилась книга Повелитель мух. Что победит – зло, звериное начало либо человеколюбие, здравый смысл, мудрость. Ведь человека отличает от зверя способность подавлять в себе животные инстинкты. Сможет ли? Это главный вопрос, адресованный автором читателю.
Смысл книги
Сюжет книги
Небольшой роман повествует читателям о попытках группы мальчишек разного возраста выжить на необитаемом острове, на котором они оказались вследствие крушения самолета. На глазах читателя буквально создается отдельная маленькая цивилизация со своими правилами, законами и устоями. Поначалу дружные и объединенные одной общей целью — поскорее выбраться с проклятого острова — мальчишки начинают делиться на отдельные отряды и даже племена с собственной волей избранными вождями и предводителями.
Со временем ребята начинают в буквальном смысле забывать все ранее изученные в обществе людей морали, нормы и традиции, больше приучаются к новой обстановке, ссорятся, превращаются в своего рода охотников, становятся более агрессивными, резкими и, что самое главное, менее человечными. От убийств животных в целях пропитания и выживания дети постепенно переходят к убийству друг друга из личной неприязни, но с той же целью выжить.
Обстановку в произведении накаляют и ходящие вокруг слухи об ужаснейшем Звере, обитающем на этом острове. Ближе к концу романа ребята уже забывают о своих первоначальных приоритетах и планах, окончательно привыкают к возникшему образу жизни и начинают воевать друг с другом. Заканчивается книга встречей измученных и одичавших мальчиков с приплывшем к берегам злополучного острова офицером, который был в дальнейшем шокирован известиями о произошедших до его появления событиях.
Замысел талантливого У.Голдинга.
Многогранность вопросов, которые затрагивает произведение, просто поражает: в этой, с первого взгляда, незамысловатой книге вы можете отыскать множество абсолютно разных тем, которые лишь определенными моментами соприкасаются и переплетаются в одну, четко просматриваемую задумку автора. У.Голдинг хотел показать читателям, а может даже и предупредить их в какой-то степени, что человек — существо изменчивое, а его природу, истинную природу, не изменят все эти современные удобства.
Разве вы не согласны, что если бы главными героями книги выступала кучка взрослых, то чтение приобрело бы скучноватое направление, а изначальная задумка слегка бы утерялась? Малолетние персонажи вызывают в душах читателей сопереживание и чувствительность к их действиям, мотивируют попытки понять их. Грустно смотреть, как в самом начале дети искренне и с полной отдачей пытались построить новое цивилизационное общество, но под конец утонули в некоторой деградации собственных чувств и мыслей.
Финал книги можно официально считать открытым, ведь У.Голдинг не оставил читателям определенного, четкого конца, а подарил простор нашим фантазиям. Мы можем представить себе множество разнообразных концовок и вариаций продолжения. Офицер, прибывший на помощь детям, олицетворяет те эмоции и чувства, которые должны были появиться у читателей: он был буквально обескуражен и напуган дикарями, которыми стали простые невинные дети.
Если читать концовку внимательно, можно заметить, что вводящий всех в ужас Зверь не упоминался, он вовсе исчез с острова. Теперь его место заняли одичавшие, потерявшие самих себя дети.
Голдинг «Повелитель мух»
Самый известный роман Голдинга «Повелитель мух» не укладывается в рамки представлений о традиционном романе. По жанру он близок антиутопии.
Мир охвачен войной. Самолет, на борту кот. находится группа англ. школьников, сбит вражеским истребителем, и мальчики попадают на необ. Остров, вырождается до состояния примитивной дикости.
В книге явно ощущается романтическая линия, выходящая из традиции романов Стивенсона. Сюжет Голдинга гораздо сложнее, поскольку в тексте присутствует аллегорическое измерение, которого не было в предыстории. Такой поворот в переосмыслении известного сюжета во многом обусловлен моральным кризисом, вызванным Второй мировой войной, во время которой. Недаром у Голдинга время действия относится к гипотетическому будущему, к последствиям ядерной войны. В процессе выживания дети используют усвоенные стандарты поведения в строительстве своего маленького сообщества.
Они избирают лидера, находят место для обсуждения своих дел. Но идеалы, заложенные воспитанием, исчезают из мальчишеских умов с пугающей легкостью. Одновременно в детских душах возрождаются иррациональные страхи по поводу воображаемых монстров, темноты, царящей на острове, неизвестности, которой окутано будущее мальчиков. Все это происходит перед лицом ужаса, греха и зла, ведущего к знанию того, что, по словам одного из персонажей, определяется как «конец невинности, наступление темноты человеческого сердца».
Для Голдинга характерна метафорическая мысль, присутствующая в контексте «Повелителя мух», о том, что нечто страшное постоянно следит за человеком из джунглей. В этом воплощаются глубинные наблюдения автора над бессознательным в человеке. Дикое, разрушительное начало, по мысли писателя, является одновременно и наследием предков, и благоприобретенным «подарком» цивилизации.
Название книги «Повелитель мух» на древнееврейском означает имя дьявола – Вельзевула.
За каждым персонажем закрепляются символические ряды. У каждого своя дорога.
В каждом человеке от рождения живет зверь и потенциальный убийца. Обыкновенный британский мальчик становится под влиянием обстоятельств жестоким, безжалостным зверенышем, возбужденным видом крови, способным убить своего товарища.
Ситуация разработанная Голдингом имеет два смысловых плана: непосредственно происходящее с мальчиками на отдаленном острове должно в то же время аллегорически представлять судьбу человечества. Звериное существо в человеке не умирает никогда, хотя и сдерживается цивилизацией, оно спрятано недалеко и выступает наружу в любых благоприятных для этого обстоятельствах.
Выдуманное детьми чудовище – олицетворение этого кровавого звериного начала в людях.
Рубрика: Школьные сочинения по зарубежной литературе 10 класс
Основные сведения об Уильяме Голдинге и его романе «Повелитель мух»
Уильям Голдинг (1911-1993 гг.) является одним из известных английских писателей. В 1983 году он был награждён Нобелевской премией по литературе. Всемирную известность он обрёл после издания своего первого романа – «Повелитель мух». Это аллегорическое произведение считается одним из выдающихся произведений мировой литературы XX века. По версии газеты «The Times» этот роман признан в 1954 году лучшим. По мнению многих критиков и экспертов, это произведение является ключевым в том смысле, что в нём затронуты вопросы моральной деградации человечества. Это во многом привело к мутации западной культуры, где «расцвёл Дьявол».
Сюжет романа строится вокруг пребывания на необитаемом острове группы английских школьников, которые потерпели авиакатастрофу. И они встают перед сложнейшей задачей – не выжить, как могло сперва показаться, а остаться людьми. В итоге почти все школьники к концу роману одичали до уровня «охотников», что, в том числе, привело к трагичным событиям. И все последствия своих действий они осознали к прибытию помощи, когда уже было поздно.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Стилистический анализ диалогической речи в романе Голдинга «Повелитель мух» 430 руб.
- Реферат Стилистический анализ диалогической речи в романе Голдинга «Повелитель мух» 260 руб.
- Контрольная работа Стилистический анализ диалогической речи в романе Голдинга «Повелитель мух» 210 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость «Повелитель мух», как и любое другое литературное художественное произведение высокого уровня, является настолько многогранным, что его изучение требует больших усилий и трудоемкой работы. При этом исследователям следует использовать весь спектр имеющихся знаний: из областей культурологии, истории, социологии, психологии, эстетики и др. Одностороннее проведение работы, когда исследуется только язык произведения и его речевая картина, считается бедным на результаты по сравнению с более комплексными и многофункциональными анализами.
Отсроченный фурор
«Повелитель мух» был написан в Солсбери, где Голдинг после увольнения из флота занимался преподавательской деятельностью.
Путь к читателю у романа был труден. Рукопись отвергло более 20 издателей. Дочь Голдинга Джуди Карвер вспоминала, как ее безденежный отец страдал из-за каждого письма с отказом: «Мое первое воспоминание было не о самой книге, а о множестве посылок, которые очень быстро возвращались обратно и снова куда-то отправлялись. Должно быть, он был убит горем из-за каждого возврата, но тратил деньги на новые посылки».
Наконец издательство «Faber & Faber» согласилось опубликовать роман, поставив при этом ряд условий: во-первых, автор должен был убрать первые несколько страниц, описывающие ужасы ядерной войны.
Другая существенная правка касалась описания одного из героев романа — Саймона. По просьбе издателя, мальчик не должен был иметь приписанных ему изначально характеристик Иисуса Христа. Несмотря на внесенные изменения, черты святого мученика в Саймоне прослеживаются вполне явственно.
Голдинг отмечал, что намеренно включил в повествование образ Спасителя: «Я подразумевал образ Христа в романе, потому что личности, подобные Христу, встречаются в роде человеческом; на самом деле, я не мог описать полную картину или почти полную вероятную картину человеческих возможностей, пока один не стал потенциально фигурой Христа».
Школьнице кричали: «Добивай ее!» Каких детей видит священник на комиссии по делам несовершеннолетних
В этом контексте знаковый эпизод — описание рассуждений мальчика о звере: «Саймон шел впереди Ральфа, и его одолевали сомнения — страшный зверь, с когтями, сидит на вершине горы и не оставляет следов, а за близнецами не мог угнаться? Сколько бы Саймон ни думал про этого зверя, его воображению явственно рисовался человек — героический и больной».
Саймон практически один из всех ребят способен на напряженную рефлексию. Именно он разгадывает страшную тайну падения их детского сообщества. Он понимает, что зло — это не загадочный зверь в глубине леса, а болезнь, живущая в каждом человеке, именно поэтому чисто внешние усилия по «улучшению» порядка вещей бесполезны. Он полон решимости донести эту весть до своих «собратьев», но по страшному недоразумению его «соплеменники» во время ночного пира у костра принимают его за зверя и убивают.
Это неумышленное и не спланированное убийство тем не менее провоцирует племя на еще более осознанную охоту на всех инакомыслящих. Смерть Саймона стала поворотным моментом истории, своеобразной точкой невозврата, после которой ужас всего происходящего начал только нарастать. Так, второй жертвой становится Хрюша, гибель которого наступает уже в результате вполне осмысленных действий. Следующей мишенью оказывается Ральф, на которого начинается охота.
Так или иначе все ключевые герои романа (Саймон, Джек, Ральф) и атрибуты, их характеризующие, косвенно указывают на знакомые всем христианские образы.
После своего выхода в сентябре 1954 года «Повелитель мух» не произвел фурора в книжных магазинах. В тот же год было продано всего 4 тысячи 662 копии, после чего книга и вовсе была снята с печати. Но в ближайшее десятилетие — благодаря признанию критиков и уважению научного сообщества — роман приобрел огромную популярность. К середине 1960-х годов «Повелитель мух» стал бестселлером и был введен в программу многих английских колледжей и школ.
В 2005 году журнал «Time» назвал произведение одним из 100 лучших романов на английском языке с 1923 года.
Саймон. Кадр из фильма «Повелитель мух» (1963)
Глава 8. Дар Тьме
Джек созывает собрание. Он говорит, что зверь найден и обвиняет Ральфа в трусости. Затем он предлагает сместить Ральфа с поста главного, но с ним никто не соглашается. Джек убегает в джунгли. Ральф говорит, что всё конечно: их не спасут, так как костёр погас, а разжечь его по-новой мешает зверь. Саймон предлагает ещё раз исследовать гору. Хрюша говорит, что можно сделать костёр на берегу.
Хористы уходят вслед за Джеком. Он предлагает им забыть зверя и жить, охотясь. В тот же день ребята забивают большую свинью. Её голову они решают насадить на кол и принести в дар Зверю.
Джек приглашает сторонников Ральфа присоединится к пиру и его племени.
Повелитель мух – мёртвая свиная голова, на которую слетелись мухи, разговаривает с Саймоном. Мальчик теряет сознание.
Смысл романа «Повелитель мух»
Смысл произведения Голдинга очевиден. Цивилизованный человек превращается в безжалостного дикаря, а демократия в диктатуру не из-за внешних обстоятельств (врага, тяжелых условий). Такое «падение» лежит в основе человеческой природы. Если в 18–19 веке считали, что люди по натуре добры, то для европейцев 2/2 20 века, переживших ВМВ, совершенно очевидно, что любой человек может превратиться в законченного мерзавца. Агрессивность, не желание думать о будущем, страх перед окружающим миром быстро смывают слой «цивилизации». Чтобы избежать такого финала, человек должен признать свою собственную порочность, понять что Зло «часть его самого».
Характеристика героев по произведению Голдинга «Повелитель мух»
Повелитель мух — роман Голдинга, что стал ответным произведением на работу Баллантайна под названием Коралловый остров. Как раз именно Баллантайн и создал образ героя Ральфа, который в таком же неизменном образе был перенесен Голдингом в свое произведение Повелитель мух.
Краткий анализ
Если очень кратко, то роман переносит нас на необитаемый остров, куда попали дети во время крушения самолета. Там перед ними стоит единственная задача, найти путь к спасению. Детьми был выбран предводитель, тот самый герой Ральф. Но вскоре появится и другой претендент на лидерство. Это мальчик Джек, который переманил к себе всех детей. С Ральфом остались только несколько ребят. Все кто пошел за Джеком, превращаются в ужасную толпу дикарей, которые почувствовали запах крови, поэтому без проблем доходят даже до убийства. Их руками был убит Саймон и Хрюша. Эти дети поклонялись голове свиньи, которая гнила и куда слетались все мухи. Это и был Повелитель мух, символ злой силы. И вот Ральф один противостоит толпе. На него объявлена охота. Ральфа начинают загонять, как зверя. Даже подожгли лес, чтобы выкурить оттуда мальчика. Как раз этот огонь и заметили с корабля. В итоге на остров высадились люди и спасли детей.
Повелитель мух герои и их характеристика
В произведении Голдинга Повелитель мух несколько выраженных героев, благодаря которым автору удается показать, насколько может деградировать человек, оказавшись вдали от цивилизации независимо взрослый он или ребенок. С помощью литературных образов писатель показал, как быстро человек может вернуться к своим дикарским корням. Как быстро может проснуться зверь, что живет внутри каждого из нас. Однако с этой толпой бороться можно и нужно, что и делает главный герой Ральф. Это положительный герой, который был смелым лидером и стремился поддерживать демократию, пытался найти путь к спасению. Ральф добрый мальчик, пытается внести в быт основы цивилизации, ввести правила, по которым нужно было жить.
Среди героев романа можно выделить и других персонажей. Например, Хрюшу, что был до последнего с Ральфом. Хрюша умный, умеющий рассуждать изобретатель. Также среди ярких образов стоит отметить и Саймона. Он был философом-индивидуалистом, всегда смотрел в корень проблем. А вот Джек — это уже антигерой, диктатор, который переманил детей и превратил их в дикую толпу, жаждущую крови. Близнецы — это плывущие по течению герои. Они были добрыми мальчуганами, которые не смогли противостоять грубой силе.
Вот так с помощью романа Повелитель мух и своих героев писатель сумел символически изобразить Землю, где пытались построить цивилизацию, и ее разрушили, образовав разные государства. Автор показал частицу нашей жизни, где пытались вести переговоры, где назревала война, где формировались религиозные взгляды.
Начало произведения
Книга начинается с того, что в военное время по воздуху вывозили из Англии эвакуированных детей. Но самолет потерпел крушение, и мальчики очутились на безлюдном острове. Первыми познакомились Хрюша и Ральф. Они заметили, что взрослых вокруг не видно, а толстяк рассказал, что носит очки с трехлетнего возраста и страдает от астмы.
Хрюша припомнил, что летчик их самолета говорил об атомной бомбе, из-за которой все погибли. Ральф нашел на берегу кремовую раковину и дунул в нее. На звук пришли мальчики-хористы в черных плащах. Их главой был Джек. Все ребята решили проголосовать и выбрать лидера. Им оказался Ральф, а хористы выявили желание стать охотниками.
Во второй части на собрании Ральф предложил желающим высказать свое мнение, для чего нужно поднимать руку. Тогда ему отдадут раковину как символ права голоса. Сначала выступил мальчик с красным пятном на щеке и спросил, как нужно поступить со змеем, которого он заметил ночью. Джек решил лучше разведать остров.
Лидер сказал, что в любой случае за детьми должны прислать судно, поэтому нужно поддерживать сигнальный огонь. Спичек ни у кого не нашлось, но Джек догадался использовать очки Хрюши. Мальчики из хора следили за пламенем, но скоро оно попалило ближайшие деревья и кусты. Ребята начали бегать вокруг огня, а Хрюша не смог найти парня с багровым пятном на лице.
Влияние на культуру
Глубокий смысл романа заключается в противопоставлении двух начал. Автор предоставляет характеристику мальчиков:
- Ральф — пример рационализма и цивилизованности;
- Джек — воплощение дикости и первобытности.
А сам Повелитель мух — голова убитой свиньи — критиками была принята как образ демона, дьявола. Саймон, которого мальчики убили во время ритуального танца, олицетворяет Христа. Рецензии на роман в основном положительные. Его считают одним из важнейших произведений в английской литературе прошлого века благодаря необычному сюжету. Кратко «Повелитель мух» можно назвать знамением мутации западной культуры. Роман показывает, что Бог умер, а Дьявол продолжает жить и процветать.
Антиутопия позволяет исследовать глубину человеческой деградации. Счастливого конца у произведения нет, ведь даже спасшие мальчиков моряки пришли из мира, где идет ядерная война. Голдинг в аннотации к книге говорил, что он противопоставляет свое сочинение представлению о том, что дети всегда являются жертвами взрослых.
Произведение несколько раз экранизировали:
- «Повелитель мух», 1963;
- «Генезис», 1971;
- «Деготь крови», 1975;
- «Повелитель мух», 1990.
Фильмы 1975 и 1990 года, по сути, пересказ книги со значительными поправками и изменениями. Из романа взяты только имена персонажей и идея сюжета. Подробный анализ «Повелителя мух» пригодится для читательского дневника. А для более полного понимания произведения лучше прочесть полный текст.
Маска цивилизованности
Итак, завязка «Повелителя мух» вполне классическая: группа английских школьников после авиакатастрофы оказывается на необитаемом острове. Герои романа — разнохарактерные мальчики возрастом от 6 до 14 лет, часть из них — церковные хористы. Дети благополучны и добропорядочны. Сомнений нет: к их воспитанию и образованию подходят очень ответственно.
Первоначально мальчики, пытаясь подражать лучшим из взрослых, устанавливают «демократический режим правления» на острове. Главным кандидатом на место предводителя становится рациональный и ответственный Ральф, предложивший свод общеобязательных правил. Дети обозначают площадку для собраний, символом открытости жизни становится рог, используемый для передачи слова.
Голдинг сознательно придает необитаемому острову черты райского уголка — здесь красиво, тепло, повсюду растут питательные плоды, отсутствуют хищные звери. То есть есть все ресурсы для спокойной и благополучной жизни. Один из персонажей не без гордости заявляет: «Мы не дикари какие-нибудь. Мы англичане. А англичане всегда и везде лучше всех. Значит, надо вести себя как следует» (здесь между строк отчетливо слышится саркастический смех Голдинга).
Вскоре в каждом из обитателей острова начинают проявляться доселе скрытые разрушительные качества. Становится, например, очевидно, что свиней для питания надо убивать. Для некоторых ребят это оказывается проблемой, и не все находят в себе силы и моральную стойкость это сделать. Зато у других перспектива охоты вызывает огромный восторг.
Миссию вожака берет на себя Джек, чей образ в контексте сюжета можно интерпретировать как олицетворение первобытной силы и тоталитарной власти. Он не боится смерти, не страшится крови, набирает команду единомышленников и отправляется на поиски добычи. В это время мальчики, не способные на убийство ради еды, строят шалаши и собирают фрукты.
Поразительно, но для перехода к уже откровенно более грубым нравам и закону силы детям потребовалось совсем мало времени. Они начинают буквально деградировать, скатываясь в область низменных желаний и инстинктивного поведения. Маска цивилизованности легко уступает место звериному оскалу, что символически выражается в раскрашивании лиц воинственными, животными узорами. Оказывается, от охоты на свиней до убийства себе подобных мальчиков отделяет всего один шаг, на который они решаются практически без угрызений совести. И вот уже «нормальным» становится убивать тех, кто не вписывается в правила дикарского племени.
Кадр из фильма «Повелитель мух» (1990)
Робинзонада ХХ века
Во время неизвестной войны из Англии эвакуируют группу детей. Но самолет терпит крушение, в результате которого дети оказываются на необитаемом острове. Сначала благовоспитанные мальчики пытаются найти хоть кого-то из взрослых – пилота и «того дядьку с мегафоном», но очень быстро выясняется, что никого, кроме них, на острове нет. Тропическая природа острова обещает райскую жизнь и захватывающие приключения, но идиллия длится недолго.
Чтобы действовать слаженно, детям нужен лидер, на роль которого претендуют двое – Ральф и Джек. Мальчики устраивают выборы, в ходе которых побеждает Ральф. Умный толстяк Хрюша выступает в качестве верного и мудрого советника Ральфа и предлагает необходимые шаги к спасению: строить шалаши в качестве жилья и развести на самом высоком месте острова костер, который будет хорошо виден с моря, – в этом случае их смогут заметить и спасти. Однако первый же костер, который сумели развести с помощью очков Хрюши, заканчивается пожаром, после которого недосчитались одного из младших мальчиков.
Второй претендент на лидерство, Джек, отказывается подчиняться. В мирное время он был старостой церковного хора. В эвакуацию отправили хор в полном составе, и остальные хористы по-прежнему признают Джека своим предводителем. Все вместе они объявляют себя охотниками. Мальчики с энтузиазмом затачивают самодельные копья и целыми днями гоняются за дикими свиньями, которые водятся на острове. С момента убийства первой свиньи Джек окончательно отделяется – создает свое племя, переманивая к себе остальных мальчиков обещаниями захватывающей охоты и гарантированного пропитания.
Тем временем на острове происходят необъяснимые вещи, порождающие страхи. Мальчишки из племени Джека создают примитивный языческий культ поклонения Зверю. Дети пытаются вызвать его милость жертвоприношениями, устраивают первобытные пляски. В разгар одного из таких диких обрядов, войдя в экстаз и потеряв над собой контроль, «охотники» закалывают копьями одного из мальчиков, Саймона.
Так еще недавно цивилизованные маленькие англичане на глазах превращаются в племя дикарей. Ральф и Хрюша в отчаянии. Они не в силах изменить эту ситуацию. Но, собрав остатки воли и разума, продолжают поддерживать огонь на горе, мечтая о том, что их заметят и помогут вернуться к прежней жизни. Однако ночью охотники нападают на их шалаш и отнимают очки Хрюши: им нужен огонь, чтобы готовить мясо, а другого способа добыть огонь, кроме как через увеличительное стекло, они не знают. Когда друзья приходят в стаю Джека, чтобы забрать очки, дикари убивают Хрюшу, сбросив на него со скалы огромный камень.
Ральф остается в одиночестве. Для дикарей он теперь чужак, инакомыслящий, поэтому автоматически превращается в жертву – на Ральфа начинается охота… В попытках загнать свою жертву в угол охотники словно обезумели. Они совершают самоубийственный поступок – поджигают джунгли. Спасаясь от направленных на него копий, Ральф выбегает на берег. Он бежит из последних сил уже без надежды спастись. Споткнувшись и упав, он готовится к смерти. Но, подняв голову, видит военного: заметив дым, на остров высадились спасатели.