«что делать?», краткое содержание по частям романа чернышевского

Краткое содержание романа «что делать?» н. г. чернышевский

История создания

Над анализируемым произведением писатель работал несколько месяцев: с декабря 1862 г. до апреля 1863 г. В то время он пребывал под арестом в Петропавловской крепости. Заключили его за радикальные взгляды. Роман задумывался как ответ на “Отцы и дети” Тургенева, поэтому между образами Евгения Базарова и Рахметова есть определённое сходство.

Работая над романом, Н. Чернышевский понимал, что цензура не допустит его к печати, если заметит острый политический подтекст. Чтобы обмануть контролирующие органы, писатель прибегнул к художественным приёмам: обрамил социальные мотивы любовным контекстом, ввёл в сюжет сны. Ему удалось напечатать свое произведение в “Современнике”, но вскоре власти запретили не только распространять роман, но даже подражать ему. Разрешили опубликовать произведение Чернышевского “Что делать?” только в 1905 г.

для самых нетерпеливых —

для самых компанейских —

В романе отобразились мотивы, характерные для русской литературы XIX века. Их писатель реализовал в неординарном, запутанном сюжете. Он подал ситуации, которые должны подталкивать читателя к самостоятельным выводам.

Н. Чернышевский раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая питается общими интересами, взаимоуважением; мечты о новой жизни. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблемы “Что делать?”: брак без любви, дружба, равноправие мужчин и женщин, роль труда в человеческой жизни.

Начало романа интригует читателя. Автор рассказывает о записке человека, который хочет покончить жизнь самоубийством. После этого Н. Чернышевский рассказывает, что подтолкнуло героя к такому шагу.

Значительная часть романа посвящена жизни Веры Павловны. Мать героини хотела выдать её замуж за богатого мужчину. Выгодной партией она считала хозяйского сына. Мать даже не думала о том, что это ловелас, с которым её дочь не обретёт счастья. От неудачного замужества Верочку спас студент-медик Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми возникло нежное чувство, и они поженились. Вера стала владелицей швейной мастерской. Однако она не использовала наёмный труд. Героиня сделала девушек, работавших у неё, совладелицами, доходы они делили поровну. В рассказе о мастерской Веры Павловны автор воплотил идею о равноправном труде.

Брак с Лопуховым вскоре распался: Верочка полюбила другого – друга мужа, Кирсанова. Чтобы развязать любовный узел, Лопухов решил застрелиться. Оказывается, это он оставил записку, о которой шла речь в начале романа. В послании он заявил, что никто не виноват в его смерти, и Вера Павловна спокойно обвенчалась с Кирсановым.

Супружеская пара зажила счастливо. Вера Павловна была увлечена своим любимым делом – швейными мастерскими, начала изучать медицину, а муж всячески помогал ей. В описаниях семейной жизни этих людей проявляется идея равноправия мужчин и женщин. В конце романа узнаём, что Лопухов жив. Теперь взял фамилию Бьюмонт и женился на Полозовой Екатерине Васильевне. Семьи Кирсановых и Бюмонт начинают дружить и распространять идеи “новой” жизни.

Композиция

В “Что делать?” анализ следует дополнить характеристикой композиции. Особенности формальной и смысловой организации текста позволяют автору раскрыть несколько тем, завуалировать запретные мотивы. На первый взгляд, главную роль в романе играют любовные перипетии. На самом деле, они являются маской, скрывающей социально-политические проблемы
. Для раскрытия последних автор использовал описание снов Веры Павловны.

Составляющие сюжета размещены непоследовательно: автор подает событие из развития действий перед экспозицией, и только потом сюжетные элементы выстраиваются в логическую цепочку. И в начале, и в конце романа появляется образ Лопухова. Так, создается своеобразное обрамление.

Список и краткая характеристика героев романа Чернышевского «Что делать?»

  • Вера Павловна Розальская — красивая девушка с сильным волевым характером, которая идет на перекор родителям и самостоятельно выбирает себе фиктивного мужа, Дмитрия Лопухова. Со временем она открывает свое швейное дело, добивается хороших результатов и выходит замуж за любимого человека.
  • Дмитрий Сергеевич Лопухов — Честный и порядочный человек, студент медицинского факультета, стремился стать профессором. Искренне полюбил Веру Павловну, чтобы спасти её от семейного гнета предлагает Вере выйти за него замуж. В последствии понимает, что Вера к нему ничего не чувствует и отпускает её инсценировав свое самоубийство. После этого взял другое имя и фамилию.
  • Александр Матвеевич Кирсанов — друг Лопухова и второй муж Веры. Он влюбляется в Веру и не показывает своих чувств, пока с её мужем Дмитрием не случается болезнь, а после его мнимой смерти женится на Вере. Так же честный и порядочный, к тому же работал в медицине. И со временем добился в этой области большого успеха.
  • Рахметов — общий друг Кирсанова и Лопухова. Прямолинейный человек. Полностью посвятил себя просвещению. При этом отказался от всего что ему могло бы помешать быть просвещенным, даже от любимой девушки. В романе был революционером и энтузиастом. Можно сказать герой того времени.
  • Розальская Мария Алексеевна — мать Веры. Очень властная женщина. приумножает свой капитал, одалживая людям денежные средства под проценты. Хотела выдать дочь за богача, тем самым смогла бы увеличить свои финансы, но дочь от брака по расчёту отказалась.
  • Катя Полозова-Бьюмонт — вторая жена Лопухова-Бьюмонта. Целеустремленная девушка. После встречи с Лопуховым в него влюбляется. В дальнейшем открывает швейное дело.
  • Василий Полозов — отец Кати, который продал завод Лопухову и познакомил его со своей дочерью.
  • Павел Розальский — отец Веры. Работал управляющим в доме Сторешниковых.
  • Михаил Сторешников — известный по всей округе лавилас. Пытался стать мужем для Веры.
  • Алексей Мерцалов — священник и друг Лопухова. Он обвенчал Веру и Дмитрия Лопухова.
  • Наталья Мерцалова — жена священика, а впоследствии подруга Веры.
  • Жюли — истинная француженка с непонятным прошлым. Ей всегда нравилась Вера и она старалась ей помогать.

Черты утопии в романе Николая Чернышевского “Что делать?”

Н. Г. Чернышевский в своем романе “Что делать?” необычный упор делает на здравомыслящем эгоизме. Почему же эгоизм разумный, здравомыслящий? На мой взгляд потому, что в этом романе мы впервые видим “новый подход к проблеме”, “новых людей” Чернышевского, создающих “новую” атмосферу.

Автор думает, что “новые люди” видят личную “выгоду” в стремлении приносить пользу другим, их мораль – отрицать и разрушать официальную мораль.

Их мораль высвобождает творческие возможности человеколюбивой персоны. “Новые люди” не так болезненно решают конфликты семейного и любовного характера.

В теории рационального эгоизма есть несомненная привлекательность и рациональное ядро.

“Новые люди” считают труд неотъемлемым условием человеческой жизни, они не грешат и не каются, их ум находится в абсолютной гармонии со своими чувствами, потому что ни чувства, ни ум их не извращены хронической враждебностью людей.

Можно проследить ход внутреннего развития Веры Павловны: сначала дома она обретает внутреннюю свободу, затем появляется необходимость общественного служения, а потом полнота личной жизни, необходимость трудиться независимо от личной воли и общественного произвола.

Эти вопросы и создают индивидуальный тип. Он – “новый” человек в его становлении. Все новые люди – как с Луны свалились, и единственный, кто связан с этой эпохой, – Рахметов. Отречение от себя из “расчета выгод”! Здесь Чернышевский выступает не как утопист.

И в то же время существуют сны Веры Павловны как указание на идеальное общество, к которому автор стремится. Чернышевский прибегает к фантастическим приемам: Вере Павловне во сне являются сестры-красавицы, старшая из них, Революция – условие обновления.

В этой главе приходится поставить много точек, объясняющих добровольный пропуск текста, который все равно цензура не пропустит и в котором бы обнажилась главная идея романа.

Между людьми идеальные человеческие отношения, везде следы счастья и довольства, о которых прежде и мечтать было нельзя. Вера Павловна в восторге от всего, что видит.

Конечно, в этой картине много утопических элементов, социалистической мечты в духе Фурье и Оуэна. Недаром в романе на них неоднократно намекают, не называя прямо.

В романе показан только сельский труд и говорится о народе “вообще”, очень обобщенно.

Чернышевский знал, что переход от патриархальной крестьянской общины к социализму должен быть революционным

А пока было важно закрепить в сознании читателя мечту о лучшем будущем. Это сам Чернышевский говорит устами “старшей сестры”, обращающейся к Вере Павловне со словами: “Ты знаешь будущее?

Оно светло и прекрасно. Любите его, стремитесь к нему, работайте для него, приближайте его, переносите из него в настоящее сколько можете перенести”.

И вправду, трудно говорить об этом произведении серьезно, если принимать во внимание все его чудовищные недостатки. Автор и его герои говорят нелепым, топорным и невразумительным языком

Главные персонажи ведут себя неестественно, но они, словно куклы, послушны воле автора, который может заставить их делать все, что ему угодно.

В этом признак незрелости Чернышевского как писателя.

Подлинный создатель всегда творит сверх себя, порождения его творческой фантазии обладают свободной волей, над которой не властен даже он, их творец, и не автор навязывает своим героям мысли и поступки, а скорее они сами подсказывают ему тот или иной свой поступок, мысль, поворот сюжета. Но для этого необходимо, чтобы их характеры были конкретными, обладали законченностью и убедительностью, а в романе Чернышевского вместо живых людей перед нами голые абстракции, которым наспех придали человеческое обличье.

Нежизненный советский социализм происходил из французского утопического социализма, представителями которого были Клод Анри де Сен-Симон и многие другие.

Их целью было создать благополучие для всех людей, причем реформу провести так, чтобы кровь не была пролита.

Так почему же благодарность – это самое лучшее, что есть в мире? Потому что те, кто снизу, должны быть благодарны другим за то, что они внизу. Решалась проблема полноценной личной жизни.

Буржуазный брак они считали – торговлей женщиной, так как дама не может за себя постоять и обеспечить себя благополучием и поэтому вынуждена продаваться; в идеальном же обществе она будет свободна. На мой взгляд, самым главным в обществе должна быть благодарность.

(1 votes, average: 5.00 5)

Стилистические особенности

Чернышевский широко использует два средства художественной выразительности – аллегорию и умолчание. Сны Веры Павловны полны аллегорий. Тёмный подвал в первом сне – аллегория несвободы женщин. Невеста Лопухова – это великая любовь к людям, грязь реальная и фантастическая из второго сна – обстоятельства, в которых живут бедные и богатые. Огромный стеклянный дом в последнем сне – иносказание коммунистического счастливого будущего, которое, по мнению Чернышевского, обязательно наступит и подарит радость всем без исключения. Умолчание связано с цензурными запретами. Но некоторая таинственность образов или сюжетных линий ничуть не портит удовольствие чтения: «Я знаю о Рахметове больше, чем говорю». Смутным остаётся смысл финала романа, который трактуют по-разному, образ дамы в трауре. Все песни и тосты весёлого пикника иносказательны.

В последней крошечной главе «Перемена декораций» дама уже не в трауре, а в нарядной одежде. В юноше лет 30 угадывается освобождённый Рахметов. Эта глава изображает будущее, пусть и недалёкое.

В одной из гостиниц Петербурга, в номере находят странную записку от неизвестного постояльца. В записке написано, что произойдет некое событие на Литейном мосту, но подозревать никого не надо. Через некоторое время, в обозначенном месте человек кончает жизнь самоубийством, застрелившись. В воде находят фуражку.

В утро находки на одной из дач Каменного острова, вышивает молоденькая дама по имени Вера Павловна. У нее хорошее настроение, она поет песню об освобождении рабочих.Но в один момент состояние ее меняется, когда служанка приносит письмо. Вера Павловна плачет, закрывая лицо. Входит молодой мужчина и бросается успокаивать Веру. Но женщина отталкивает его, срывается на крик:» Ты в его крови!» В письме говорится о том, что его автор уходит с жизненного пути обоих, дорогих ему людей.

Этой трагической развязке предшествует история жизни Веры Павловны. Она уроженка Петербурга, родилась и провела свое детство и юность на улице Гороховой. Отец её работал управленцем дома, а мама давала деньги под залог. Мама — Марья Алексеевна, недалекая женщина со злым характером, как только Вера вырастает ее основная цель — отдать дочь замуж за богатого. Для этого делается все: водит в театр, нанимает учителей, красиво одевает. Наконец, надежды матери оправдываются и её дочь приглянулась сыну хозяев дома — Столешникову. Но последний вовсе не ставит своей целью женится на Вере. Понимая эта, юная девушка ищет спасения. Помогать ей в этой ситуации берется Дмитрий Лопухов — учитель её младшего брата. Он предлагает ей свою руку и сердце, понимая, что влюблен в девушку. Он начинает давать частные уроки и забирает Веру к себе в съемную квартиру.

Так начинается их совместная жизнь, которая кажется не совсем обычной, так молодые люди спят в отдельных комнатах, стучатся, перед тем, как войти друг к другу, стучатся, перед встречей одеваются. Вера вполне комфортно себя чувствует в семейной жизни, и даже открывает свою швейную мастерскую, набрав в нее женщин, получающий процент от дохода мастерской. Жизнь безмятежно течет и семейная пара «обрастает» друзьями.

К ним часто захаживает друг Лопухова- Кирсанов Дмитрий. Он очень сближается с Верой, но понимая, что влюблен, начинает отказываться от прихода в гости. Вера чувствует то же самое и в подтверждении тому ей снится сон, где она читает дневник, в нем написано, что к Дмитрию она испытывает только благодарность.

Понимая, что он лишний, Лопухов инсценирует самоубийство, а сам отправляется в Америку для обучения и заработка. Узнав,о том, что страшное событие всего лишь постановка, Вера успокаивается и выходит замуж за Кирсанова.

Лопухов, через некоторое время возвращается в Россию под псевдонимом Бьюмонта. Тут он удачно женится. Бьюмонты и Кирсановы дружат семьями.

На первый взгляд роман Чернышевского имеет под собой только любовную линию. Но это не так. Он отражает грядущие перемены в экономике, философии, социальных взглядах и является предвестником революции. Современники находили в героях романа себя.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Глава первая. Жизнь Веры Павловны в родительском семействе

Главная героиня романа – Вера Павловна Розальская. Ее детство прошло в Петербурге, в многоэтажном доме на Гороховой улице, рядом с Семеновским мостом. Отец Веры Павел Константинович Розальский работал в доме управляющим, а также служил помощником столоначальника в одном из департаментов. Мать Веры Марья Алексеевна давала деньги под залог и сколотила небольшой «капиталец». По ее словам, тысяч пять.

Женщина воспитывала Веру в строгости. Уже в четырнадцать лет девочка обшивала всю семью. Когда Вера подросла, мать стала называть ее цыганкой за смуглый цвет лица. Шестнадцатилетняя девушка часто смотрелась в зеркало и постепенно смирилась с тем, что она – дурнушка. На самом деле это было не так. Вскоре и Марья Алексеевна перестала обзывать дочку чучелом и наряжать в лохмотья. Напротив, начала покупать ей дорогие и красивые платья.

А все потому, что решила расчетливая женщина найти своей Вере богатого жениха. В это время прошел слух, что начальник Павла Константиновича заинтересовался Верой. Такой вариант был вполне приемлем для Марьи Алексеевны, однако чиновник слишком долго размышлял и никак не мог сделать первый шаг.

Тогда Марья Алексеевна обратила внимание на хозяйского сына – молодого офицера и светского щеголя Михаила Ивановича Сторешникова, который иногда заходил к ним в квартиру. Она наставляла дочку, чтобы та была с ухажером ласковее, даже организовала поход в театр, где Вера, Марья Алексеевна и хозяйский сын с двумя приятелями оказались в одной ложе

Однако Вера, сославшись на головную боль, уехала домой. Она прекрасно понимала намерения молодого ловеласа, который хотел лишь соблазнить ее.

Но Марья Алексеевна от своего плана отступать не желала. Она была твердо уверена, что рано или поздно Сторешников женится на ее дочери. Для этого предприимчивая женщина готова была приложить все усилия. С той поры жизнь в родительском доме стала для Веры невыносимой.

События разворачивались своим чередом. Михаил Сторешников уже не мог отказаться от мысли обладать Верой. Если она не желает стать любовницей, то пусть выходит за него замуж. Учитывая богатство и положение Михаила Ивановича, каждая девушка из обычной семьи не могла отказаться от такой выгодной партии. К женитьбе подталкивала Сторешникова и его знакомая француженка – Жюли. Дама полусвета была уверена, что, женившись на столь умной и красивой девушке, Михаил сделает блестящую карьеру.

Однако Вера отказалась от предложения, что еще больше распалило страсть Михаила. Он стал умолять девушку, чтобы она не отвечала ему категоричным «нет», а дала шанс исправиться и заслужить ее любовь. Вера Павловна согласилась, хотя и предупредила Сторешникова, что свое решение не изменит.

Такая ситуация продолжалась примерно четыре месяца. Марья Алексеевна, Павел Константинович, Верочка, Михаил Сторешников и его мать Анна Петровна пребывали все эти дни в ожидании: когда же дело окончательно прояснится?

Глава 2. Первая любовь и законный брак

Федя, брат Веры, скоро должен был поступить в гимназию. Для подготовки сына к учёбе, родители наняли студента-медика — Дмитрия Сергеевича Лопухова. Он с 15 лет давал уроки, не жил на казенном содержании, поэтому не голодал. После окончания университета, он должен был стать ординатором в военном госпитале, но пока Лопухов учился и снимал квартиру со своим другом Кирсановым.

После знакомства на вечере в честь дня рождения Верочки и бесед о музыке, книгах и философии, Лопухов и Вера понимают, что у них много общего. Однако традиционной «искры любви» между ними не было. Молодой человек обещает помочь ей вырваться из унизительного положения. Вера удивляется, как за один вечер они стали так близки.

Лопухов сдерживает обещание, но найти выход оказывается не просто. В гувернантки Верочку брать не хотят, из-за того, что она бежит из родительского дома. В конце концов, Лопухов решает оставить учёбу, пойти на работу, заняться частными уроками и жениться на Вере, но формально: он не хочет пользоваться своим положением спасителя, чтобы завладеть ее сердцем.

Героине снится сон, в котором она находится в сыром подвале, разбитая параличом. Её спасает красивая девушка, которая просит называть себя «любовью к людям». Затем во сне Верочка освобождает из подвалов других девушек, оказавшихся в такой же ситуации.

Вскоре Лопухов и Верочка тайно венчаются, а через три дня девушка сбегает из дома и едет в найденную для них Лопуховым квартиру.

Через некоторое время Лопухов приходит к матери жены и напрямик говорит с ней о положении дочери: не требуя приданого, он хочет оградить себя от преследований со стороны закона. Мать долго торгуется (ей обидно упустить выгодный брак), но потом сдается.

Дмитрий Сергеевич Лопухов

«…Среднего роста …с темными каштановыми волосами, с правильными, даже красивыми чертами лица, с гордым и смелым видом…» — такой человек становится мужем и «освободителем» Веры Павловны. Умный и образованный студент – медик Лопухов грезит научной карьерой, окружающие ценят в нем расчетливость прагматичность. Но в то же время это человек отзывчивый и бескорыстный: он жертвует своими стремлениями ради спасения Веры от родительского гнета. До самого конца остается верным своим идеалам, образцом высоконравственности и благородства, в очередной раз демонстрируя эти качества решением поступиться собственным семейным благополучием ради счастья друзей.

Литературное направление и жанр

Арестованному в июле 1862 г. Чернышевскому никак не могли предъявить обвинение, так что в тюрьме он занимался переводами и задумал социально-философский роман. Роман должен был стать третьей ступенью трудов Чернышевского. Первая ступень была предназначена для учёных, вторая – для всей публики, а третья должна быть подобна роману «с анекдотами, сценами, остротами» для тех, кто не читает ничего, кроме романов. Но Чернышевский написал из задуманного только роман, который стал «энциклопедией знания и жизни». Цель социально-утопического романа — разъяснить людям, «в чём истина и как следует им думать и жить». Действительно, роман стал программой жизни для молодёжи.

Реалистическое направление романа, как ни странно, не вступает в конфликт с жанром социальной утопии, к которому роман принадлежит. Фантастическая мастерская Веры Павловны кажется альтернативной исторической реальностью. Коммунистический принцип, по которому живут девушки-швеи, не называя его (от каждого по способности, каждому по труду) не может быть притягательным для жителей постсоветского пространства, но Чернышевский очень убедителен в своих описаниях.

«Что делать?» — философско-публицистический роман. Он – ответ на вопрос, вынесенный в заголовок. Это рассуждения о правильной и счастливой жизни. Роман – не просто утопия, а научно обоснованный путь к утопии. Недаром для современников Чернышевского он становился руководство к действию, а сегодняшний читатель (если такой обнаружится) не сразу поймёт, почему не получится устроить такую чудесную и справедливую жизнь, как в романе.

Чернышевский сам не считал себя профессиональным литератором. Поэтому его роман полон публицистических приёмов. Чернышевский обращается к читателям и даже поругивает их, комментирует поступки своих героев, объясняет сюжетные перипетии и даже композиционное расположение глав.

Чтобы обмануть цензоров, Чернышевскому пришлось замаскировать роман под семейно-бытовой. Сюжетная линия и название глав связаны с историей семьи Веры Павловны и семейными отношениями других героев (Лопахина, Кирсанова, Саши Крюковой).

Глава вторая. Первая любовь и законный брак

В доме у Розальских стал появляться молодой человек – Дмитрий Сергеевич Лопухов. Он был студентом-медиком, который подрабатывал на жизнь частными уроками. Поскольку девятилетнему брату Веры Павловны Дмитрию нужен был репетитор, то Лопухова и пригласили помочь мальчику в освоении некоторых дисциплин.

Вера познакомилась с Дмитрием не сразу. Вначале она узнала от Федора, что его учитель – человек занятой, на женщин мало обращает внимания, даже на таких хорошеньких, как сестра. Эта информация от брата несколько разочаровала Веру, она решила, что Дмитрий достаточно скучный человек, хоть и не дурен собой.

Но вскоре в отношениях двух молодых людей произошли кардинальные перемены. Случилось это на дне рождения у Веры Павловны, куда был приглашен и Лопухов. Гостей было немного, поскольку имениннице хотелось отметить праздник в спокойной обстановке. С «официальным» женихом Верочка танцевала первую кадриль. А во время третьей кадрили ее партнером был Дмитрий Лопухов. Между молодыми людьми произошел первый откровенный разговор. В течение вечера они общались еще несколько раз и почувствовали друг к другу расположение.

Лопухов рассказал Вере, что живет на съемной квартире со своим очень близким другом Александром Кирсановым, у которого темно-русые волосы и темно-голубые глаза. Кирсанов уже окончил Медицинскую академию, считается отличным врачом, хотя имеет небольшую врачебную практику, а больше тяготеет к научной работе.

На следующий день Вера Павловна решила, что Лопухову можно полностью доверять, поэтому рассказала студенту о своем бедственном положении. Дмитрий решил помочь девушке и настойчиво стал искать для нее место гувернантки.

Первый сон Верочки

Примерно в это время Вере Павловне приснился первый знаковый сон, которых в романе будет четыре. Во сне Вера вырывается из душного подвала, в котором лежала и болела. Она гуляет на свежем воздухе, в красивом поле, там встречает добрую обворожительную женщину, которая всем помогает. Вера обещает своей новой знакомой, что тоже будет выпускать женщин из темных и сырых подвалов на волю.

А реальность оказывается такова, что брать ответственность за девушку, которая собирается уйти из родительского дома, никто не хочет. Вера встречается с Дмитрием в условленном месте, но каждый раз молодой человек не может сообщить ей ничего утешительного.

Вскоре Дмитрий четко понимает, что таким образом не сможет вытащить Верочку из родительского дома и решает на ней жениться. Лопухов делает Розальской предложение. Вера Павловна соглашается, однако тут же выставляет свои условия, поскольку брак формальный. Они будут не только спать с Дмитрием раздельно, но и большую часть времени проводить в разных комнатах. К тому же, Вера Павловна не хочет, чтобы вместе с ними жил Александр Кирсанов.

Лопухов соглашается на все условия, более того, он старается заработать как можно больше денег, чтобы новая семья ни в чем не нуждалась. Дмитрий понимает, что нужно на первое время снять квартиру. Ему удается найти приличное и недорогое жилье на Васильевском острове.

Обвенчал молодоженов знакомый Лопухова священник Алексей Петрович Мерцалов, который когда-то окончил курс в духовной академии. Перед этим таинством Дмитрий предложил Вере поцеловаться, чтобы не чувствовать особую неловкость во время обряда. Ведь, там тоже нужно целоваться, такова церковная традиция.

После венчания Веру Павловну уже ничто не удерживало в родительском доме. Только нужно было как-то объясниться с мамой. Девушка решила, что лучше всего сообщить ей об этом вне дома, чтобы Марья Алексеевна не стала удерживать дочь силой. Вскоре и подходящий повод нашелся. Когда Вера Павловна сказала матери, что идет прогуляться по Невскому проспекту, Марья Алексеевна вызвалась составить ей компанию. Возле лавки Рузанова Вера быстро сообщила матери, что уходит из дому, поскольку вышла замуж за Дмитрия Сергеевича. Девушка быстро вскочила в первую попавшуюся карету.

2 вариант

Произведение создается в период заключения писателя по причине его радикальных высказываний под арест в Петропавловскую крепость и является своего рода ответом на роман Тургенева И.С. «Отцы и дети».

Жанровая направленность произведения представляет собой роман в стиле социологического реализма с элементами утопии. Отличительной особенностью жанровой направленности является сочетание настоящего, объективного отражения реальности того периода времени и будущего. Помимо этого, роман характеризуется в качестве философско-публицистического в связи с использованием автором скрытого смыслового значения в целях демонстрации собственной политической позиции.

Сюжетная линия романа повествует о девушке, вынужденной проживать в невежественной и грубой семье с порядками, установленными расчетливой и жестокой матерью, которая желает выдать дочь замуж за состоятельного человека. От замужества девушку спасает ее репетитор, предложившей ей фиктивный брак. Проживая с фиктивным мужем, женщина влюбляется в его друга, отвечающего ей взаимностью. Чтобы не мешать счастью влюбленных, фиктивный муж инсценирует собственное самоубийство.

Главные герои романа представленными несколькими образами, центральным из которых является Рахметов, изображенный в произведении особенным человеком, отличающимся целеустремленностью, физической силой, плодотворностью, готовностью отдать собственную жизнь во благо счастья других. Рахметов представляется в романе не в качестве романтического героя, а в лице реального человека, описанного автором с различных сторон его характера. При этом писатель подразумевается предостережение от восхитительного восприятия данного героя, поскольку он характеризуется стремлением объятия необъятного.

Главной героиней произведения является Вера Павловна, представленная в образе красивой, смуглой женщины, имеющей длинные темные волосы, отличающейся спокойствием, уравновешенностью, задумчивостью, но в то же время хитростью, непреклонностью и силой воли. Ее стремление к образованию и хорошее окружение позволяют девушке стать умной, интересной и сильной личностью, интеллектуальной развитой.

Фиктивным мужем Веры Павловны становится Дмитрий Сергеевич Лопухов, представленный в образе студента-медика, характеризующегося хладнокровием, изощренным умом, хитростью, прагматичностью и одновременно хитростью, добротой, чуткостью, жертвенностью.

Также основным персонажем произведения является Кирсанов Александр Матвеевич, представленный в образе возлюбленного Веры Павловны, доброго, интеллигентного, отзывчивого молодого человека, отличающегося решительностью, твердостью характера.

Главной характеристикой ключевых героев романа является их благородство, порядочностью и честность.

Писатель поднимает в романе несколько тем, основными из которых являются любовь, волевые черты характера молодого поколения, противостояние равнодушия и отзывчивости, революционные настроения и народное просвещение.

Проблематика произведения представляет собой болезненно актуальную и злободневную, поскольку писателем затрагиваются проблемы социального неравенства, женского вопроса в стране, характеризующегося бесправием и беспомощность женской половины населения, кризиса монархического устройства, народной нищеты, а также проблема нравственного выбора.

Смысловая нагрузка романа заключается в изображении автором примера подражания для молодого поколения, представленного в образе Рахметова, нового типа человека дела, способного к решению проблем своей страны. С помощью своего героя автор высказывает собственную позицию в необходимости отказа от эгоистических взглядов, сословного высокомерия, проявления поддержки окружающим, участия в глобальных программных изменениях реальной действительности.

Жизнь настоящего революционера, по мнению писателя, заключается в таком же существовании, как и простого человека, без возведения в отдельную элиту. Образ Рахметова является аккумуляцией совокупности положительных черт характера русского человека, представляющего автором в качестве сверхчеловека, имеющего светлые идеалы и твердую решимости для их реализации.

Сюжет

Центральным персонажем романа является Вера Павловна Розальская. Чтобы избежать замужества, навязываемого корыстной матерью, девушка заключает фиктивный брак со студентом-медиком Дмитрием Лопуховым (учителем младшего брата Феди). Брак позволяет ей покинуть родительский дом и самостоятельно распоряжаться своей жизнью. Вера учится, пытается найти свое место в жизни, наконец, открывает швейную мастерскую «нового типа» — это коммуна, где нет наёмных рабочих и хозяев, и все девушки одинаково заинтересованы в благополучии совместного предприятия.

Семейная жизнь Лопуховых также необычна для своего времени, основные её принципы — взаимное уважение, равноправие и личная свобода. Постепенно между Верой и Дмитрием возникает настоящее чувство, основанное на доверии и привязанности. Однако случается так, что Вера Павловна влюбляется в лучшего друга своего мужа, врача Александра Кирсанова, с которым у неё гораздо больше общего, чем с мужем. Эта любовь взаимна. Вера и Кирсанов начинают избегать друг друга, надеясь скрыть свои чувства, в первую очередь друг от друга. Однако Лопухов догадывается обо всем и вынуждает их признаться.

Чтобы дать жене свободу, Лопухов инсценирует самоубийство (эпизодом мнимого самоубийства начинается роман), сам же уезжает в Америку, чтобы на практике изучить промышленное производство. Через некоторое время Лопухов, под именем Чарльза Бьюмонта, возвращается в Россию. Он — агент английской фирмы и прибыл по её поручению, чтобы приобрести стеариновый завод у промышленника Полозова. Вникая в дела завода, Лопухов посещает дом Полозова, где знакомится с его дочерью Екатериной. Молодые люди влюбляются друг в друга и вскоре женятся, после чего Лопухов-Бьюмонт сообщает о своем возвращении Кирсановым. Между семьями завязывается тесная дружба, они поселяются в одном доме и вокруг них ширится общество «новых людей» — тех, что желают устроить «по-новому» свою и общественную жизнь.

Один из самых значимых героев романа — революционер Рахметов, друг Кирсанова и Лопухова, которого те когда-то познакомили с учением социалистов-утопистов. Рахметову посвящено короткое отступление в 29 главе («Особенный человек»). Это герой второго плана, лишь эпизодически связанный с основной сюжетной линией романа (приносит Вере Павловне письмо Дмитрия Лопухова с разъяснениями обстоятельств его мнимого самоубийства). Однако в идейной канве романа Рахметов играет особенную роль. В чём она заключается, Чернышевский подробно разъясняет в XXXI части 3 главы («Беседа с проницательным читателем и изгнание его»):

Интересные факты

Этот раздел представляет собой неупорядоченный список разнообразных фактов о предмете статьи.

Пожалуйста, приведите информацию в энциклопедический вид и разнесите по соответствующим разделам статьи. Согласно решению Арбитражного комитета Википедии, списки предпочтительно основывать на вторичных обобщающих авторитетных источниках, содержащих критерий включения элементов в список. (2 августа 2019)

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 2 августа 2020 года

  • В романе Н. Г. Чернышевского «Что делать?» упоминается алюминий. В «наивной утопии» четвёртого сна Веры Павловны он назван металлом будущего. «Большого будущего» алюминий достиг к середине XX века.
  • «Дама в трауре», появляющаяся в конце произведения, — это Ольга Сократовна Чернышевская, жена писателя. В конце романа речь идёт об освобождении Чернышевского из Петропавловской крепости, где он находился во время написания романа. Освобождения он так и не дождался: 7 февраля 1864 года был приговорён к 14 годам каторги с последующим поселением в Сибирь.
  • Главные герои с фамилией Кирсанов встречаются также в романе Ивана Тургенева «Отцы и дети», однако исследователи отказывают в связи героев романов Чернышевского и Тургенева между собой.
  • С идеями Чернышевского, в частности с его мыслями о будущем человечества спорит Ф. М. Достоевский в «Записках из подполья», благодаря которым образ «хрустального дворца» стал распространённым мотивом мировой литературы XX века.
  • История семейной драмы во многом перекликалась с сюжетом пьесы Л. Н. Толстого «Живой труп».
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: