Особенности лирики тютчева: характеристика творчества

Ф. и. тютчев: стихи о любви - литературный блог

«Еще шумел веселый день…»

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 23. Л. 7 и 8.

Первая публикация — Москв
. 1851. № 11. Кн. 1. С. 237, вместе со стих. «Смотри, как на речном просторе…», «Море и утес в 1848 г.», с общей подписью Т-въ. Затем — Совр. 1854
. Т. XLIV. С. 16–17; Изд. 1854
. С. 31–32; Изд. 1868
. С. 36–37; Изд. СПб. 1886
. С. 62–63; Изд. 1900
. С. 61–62.

Печатается по автографу (третья редакция). См. «Другие редакции и варианты» и коммент.
к стих. «Пробуждение». С. 230, 321.

Третья редакция стихотворения не имеет названия в отличие от первых двух, озаглавленных — «Пробуждение». Действительно, поэт сосредоточен не на моменте пробуждения, а на ночных впечатлениях, которые оказываются контрастными впечатлениям от дневной жизни, в этом отношении стихотворение подобно более раннему — «День и ночь». В рассматриваемой, третьей, редакции поэт усилил этот контраст, введя новую вторую строфу («И доносилися порой…»), посвященную «благодатному» дню, полному оживления. Появилась также новая, четвертая строфа («Затих повсюду шум и гам…»), в которой усилен мотив молчания («И воцарилося молчанье», было — «И ночи зыбкое молчанье»); 2-я строка поддержала идею-настроение 1-й (тишины), а 4-я — дополнила эти же ночные впечатления указанием на особое состояние человека — «полусонное мерцанье» (романтическое выражение, имеющее импрессионистическую тенденцию: мерцающее сознание как бы отождествляется с мерцающим ночным светом- звезд или луны). Строфа запечатлела новую черту в романтизме Тютчева. Подверглась изменению последняя строфа: в нее вошел повтор слов предыдущей строфы — «И мне казалось», чего не было в ранних редакциях. Поэт продолжает усиливать идею «кажущегося», идею «странностей» ночного мира, слияния субъективного с объективным, их нерасчленения: человеческое «я» «увлечено», уведено в иное бытие, сливается с ночью, с «царством теней». Дважды использовав однокоренные слова- «воцарилося», «царством», поэт усилил философскую идею господства ночи, но без того отрицательного аспекта, который есть в стих. «День и ночь», «О чем ты воешь, ветр ночной…», а отчасти и «Видение», «Как океан объемлет шар земной…». Только в рассматриваемой третьей редакции «Гений ночи» получил положительный эпитет — «миротворный», в первых двух поэт ограничился словами «какой-то гений». Именно в этой редакции запечатлено двойственное субъективное состояние человека: для него и дневная жизнь «благодатная», «пышно-золотая», день «веселый», дает «блеск» и «свет» всему, но и ночь при всех странностях «миротворна», поэтично-успокаивающа и не страшна, не мрачна, а освещена лунным светом и ночными мерцаниями. Стихотворение не включается в художественные создания Тютчева о хаосе (это слово здесь отсутствует), хотя примыкает к ним, дополняя их поэтическими созерцаниями ночного бытия. Во все прижизненные издания и первые посмертные вошел текст третьей редакции. Везде название «Пробуждение» отсутствует.

В Москв
. стихотворение разделено на две части: первая — рисует ситуацию до пробуждения, и она обозначена арабской цифрой «1», вторая, под цифрой «2» — ночное состояние человека; «день» и «ночь» графически отделены. Звездочками отделены друг от друга и строфы. В 8-й строке — «Стозвучный, шумный и невнятный», в 24-й — «Увлек, незримый, в царство теней» — варианты автографа. В изданиях, подготовленных И.С. Тургеневым, внесены поправки в эти строки: 8-я — «Строй звучный, шумный и невнятный» (получился неудачный повтор слова «строй»: он внес в строку неуместную определенность — «строй звучный»; слово «шумный» оказалось ненужным синонимом, а «строй… невнятный» — это уже скорее отрицание строя). У Тютчева образ более сложно романтический: у него строй «стозвучный», слово «сто» может подразумевать многозначность, различие и диссонансы, нечто «невнятное». Также неудачна правка последней строки: «Увлек незримо в царство теней». У Тютчева «гений… незримый», «какой-то», в печатном варианте уменьшены романтические краски, но «увлек незримо» — образ и в реальном отношении неточен (засыпающего человека можно видеть), тютчевский автограф более точен и поэтичен. Однако тургеневские варианты этих строк приняты и в Изд. 1868, СПб. 1886
. но в Изд. 1900
только 8-я строка — в тургеневском варианте, а 24-я — в варианте автографа. Во всех указанных изданиях стихотворение печатается в контексте поэзии 1830-х гг.

Датируется концом 1840-х гг. на основании первой публикации в Москв
. в 1851 г.

Влияние происхождения и окружения на лирику Тютчева

Федор Иванович родился в имении Овстуг, расположенном в Брянском уезде, в семье небогатых родителей. В родительском доме говорили по-французски. Мать поэта была очень набожна, поэтому он рано усвоил архаическую речь. Обучение будущего поэта проходило под руководством С. Е. Раича в Москве. Этот человек был профессором и посредственным поэтом, входившим в Московскую поэтическую группу: Буринский, Мерзляков, Милонов. У них считался идеалом поэт-ученый, а лирика в их представлении — это всего лишь плод упорного труда.

Федор Иванович писать стихи начал очень рано. Ранние творения поэт создавал в Мюнхене. Он присылал их в Россию, печатал в альманахах, издаваемых Раичем. Имя Тютчева в то время мелькает среди второстепенных поэтов.

Стихотворение Тютчева Ф.И. «Сижу задумчив и один. »

«Сижу задумчив и один. «

Сижу задумчив и один, На потухающий камин Сквозь слез гляжу. С тоскою мыслю о былом И слов в унынии моем Не нахожу. Былое — было ли когда? Что ныне — будет ли всегда. Оно пройдет — Пройдет оно, как всё прошло, И канет в темное жерло За годом год. За годом год, за веком век. Что ж негодует человек, Сей злак земной. Он быстро, быстро вянет — так, Но с новым летом новый злак И лист иной. И снова будет всё, что есть, И снова розы будут цвесть, И терны тож. Но ты, мой бедный, бледный цвет, Тебе уж возрожденья нет, Не расцветешь! Ты сорван был моей рукой, С каким блаженством и тоской, То знает бог. Останься ж на груди моей, Пока любви не замер в ней Последний вздох.

Стихотворение Тютчева Ф.И. — Сижу задумчив и один.

См. также Федор Тютчев — стихи (Тютчев Ф. И.) :

Сияет солнце, воды блещут. Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья рад.

С какою негою, с какой тоской влюблённой С какою негою, с какой тоской влюбленной Твой взор, твой страстный вз.

klassreferat.ru

Федор Иванович Тютчев ДЕНЬ И НОЧЬ На мир таинственный духов, Над этой бездной безымянной, Покров наброшен златотканый Высокой волею богов. День — сей блистательный покров День, земнородных оживленье, Души болящей исцеленье, Друг человеков и богов! Но меркнет день — настала ночь; Пришла — и, с мира рокового Ткань благодатную покрова Сорвав, отбрасывает прочь… И бездна нам обнажена С своими страхами и мглами, И нет преград меж ей и нами — Вот отчего нам ночь страшна! «День и ночь», анализ стихотворения Тютчева Одно из самых интересных произведений русской философской лирики, стихотворение «День и ночь» было написано Ф. Тютчевым в 1839 году. В том же году оно было опубликовано в журнале «Современник». Лирический фрагмент по жанру, стихотворение написано в романтическом стиле и относится к философской лирике. Тютчев раскрывает в нем традиционную для романтической поэзии тему – противопоставление дня и ночи как символов двух полярных состояний человеческой души. Поэт использует в стихотворении часто встречающуюся в его стихах двухчастную структуру, при которой стихотворение композиционно делится на два восьмистишия. Каждая строфа состоит из двух законченных предложений – четверостиший. Четырехстопный ямб и кольцевая рифмовка, при которой первая и четвертая строки имеют мужскую рифму, а вторая и третья строки оканчиваются женской рифмой, придают стихотворению одновременно и торжественную одическую интонацию, и ноты философского размышления. В произведении ярко отражается дуальное понимание мира Тютчевым, для которого основу мироздания составляет борьба двух стихийных начал, рождающая мировой порядок и равновесие. Дуалистичность мира отражают в стихотворении два мотива – дневной радости и ночного ужаса. Основу композиции произведения составляет антитеза образа дня и образа ночи. Первая часть стихотворения посвящена дню. День изображается описательными оборотами, включающими эпитеты («покров златотканый», «блистательный покров»), разнообразными приложениями с использованием такого приема, как инверсия дополнений («земнородных оживленье», «души болящей исцеленье»). День характеризуется, как гармония со вселенной, душевный покой. Аллитерация «л» в первой строфе помогает создать образ гармонии, а «д» в начале строк подчеркивает жизнеутверждающее начало Дня, «друга человеков и богов». Союз «но» в начале второй строфы знаменует центр стихотворения, его перелом. С наступлением ночи, делающей все тайное явным, в душе человека оживают беспомощность и страх перед порождением «ночной бездны» — хаосом. Ночь пробуждает в людях древние природные инстинкты. Инстинктивный страх перед бездонной темнотой зажигает в людях жизнь, заставляя их совершать немыслимые поступки ради жизни. «Роковой мир» ночи таинственен и непостижим, он древнее и сильнее дневного мира, мира земнородных и богов. Днем эта тайна и хаос отделены от человечества покровом, ночью бездна обнажается, «…и нет преград меж ей и нами». Если в первой части стихотворения динамика отсутствует – нет ни одного глагола (единственное действие — «покров наброшен»), то описание ночи, напротив, насыщено глаголами, обозначающими активные действия (сорвав, отбрасывает, пришла, настала). Ночь активна, она сильнее дня. Энергичный, деятельностный характер образа ночи подчеркивается аллитерацией «р». Поэт акцентирует основные образы стихотворения с помощью однокоренных слов и лексических повторов, обращения к архаизмам (земнородных, сей, мглами, духов, меж ей и нами). Произведение отличает богатая цветопись (златотканый, меркнет день). Восклицательные окончания обеих строф придают стихотворению декламационную, ораторскую интонацию. Стихотворение «День и ночь», отражая чувства самого поэта, вмещает всю вселенную с ее гармонией и хаосом, бездной дня и бездной ночи.

Рекомендуем посмотреть:

  • «Орфей, Эвридика и Гермес», анализ стихотворения
  • «Осенний день», анализ стихотворения Рильке
  • «Пьяный корабль», анализ стихотворения Артюра Рембо
  • Анализ стихотворения Поля Верлена «Осенняя песня»
  • Анализ сборника «Цветы зла» Шарля Бодлера, сочинение
  • «Соответствия», анализ произведения Бодлера
  • «Корсар», анализ поэмы Байрона, сочинение
  • «Душа моя мрачна», анализ стихотворения Байрона
  • «Паломничество Чайльд-Гарольда», анализ поэмы Байрона
  • «Ошибка», анализ стихотворения Цветаевой

Первостепенный поэт

Тютчев уехал в Германию в качестве дипломата в 1821 году, там он познакомился со своими кумирами — Шеллингом и Гейне, женился на Элеоноре Петерсон и продолжал писать стихи, которыми был увлечен с отрочества. Из-за границы поэт присылал по настоянию Александра Сергеевича Пушкина лирические произведения в Россию и снискал здесь некоторую известность. Среди творений этого периода было и стихотворение Тютчева «Листья». После гибели Пушкина лирику Федора Ивановича перестали публиковать в России. Н. Некрасов в своей статье «Русские второстепенные поэты» решительно заявил, что относит дар литератора к первостепенным поэтическим талантам, волею случая оказавшегося среди малоизвестных российскому читателю, и поставил Тютчева в один ряд с прославленными русскими поэтами Пушкиным и Лермонтовым.

Философские мотивы в лирике Тютчева

Тема космоса и хаоса

«Нераздельно и неразрывно» связаны между собой у поэта мир и человек, весь род человеческий и Вселенная, ведь стихотворения Тютчева основаны на понимании целостности мира, невозможной без борьбы противоположностей. Мотив космоса и хаоса, изначальной основы жизни вообще, проявления двойственности мироздания, как никакой другой, значим в его лирике.

Хаос и свет, день и ночь – о них размышляет в своих стихотворениях Тютчев, называя день «блистательным покровом», другом «человека и богов», и исцелением «души болящей», описывая ночь как обнажающую бездну «с своими страхами и мглами» в человеческой душе. В то же время, в стихотворении «О чем ты воешь, ветр ночной?», обращаясь к ветру, просит:

Хаос для поэта «родимый», прекрасный и притягательный, – ведь именно он часть мироздания, основа, из которой появляется свет, день, светлая сторона Космоса, снова превращающаяся в темную – и так до бесконечности, переход одного в другое вечен.

читаем в стихотворении «Сижу задумчив и один…»

Вечность мира и временность человека

В других строках сожалеет о пределе человеческого познания, невозможности проникновения в тайну истоков бытия:

И смиряется с тем, что природа, вселенная движется дальше в своем развитии бесстрастно и безудержно,

Природа как часть целого

Еще известный русский философ Семен Франк заметил, что поэзию Тютчева пронизывает космическое направление, превращая ее в философию, проявляясь в ней в первую очередь общностью и вечностью тем

Поэт, по его наблюдениям, «направлял свое внимание прямо на вечные, непреходящие начала бытия… Все служит у Тютчева предметом художественного описания не в их отдельных…проявлениях, а в их общей, непреходящей стихийной природе»

Видимо, поэтому примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева привлекают наше внимание в первую очередь в пейзажном творчестве, радугу ли «пишет» художник слова в своих строках, «шум от стаи журавлиной», «всеобъемлющее» море, «опрометчиво-безумно» надвигающуюся грозу, «лучистую на зное» реку, «полураздетый лес» весенний день или осенний вечер. Что бы то ни было, оно всегда часть естества вселенной, неотъемлемая составляющая цепи вселенная-природа-человек

Наблюдая в стихотворении «Смотри, как на речном просторе…» за движением льдин на просторе реки, констатирует, что плывут они «к одной мете» и рано или поздно «все – безразличны, как стихия, – сольются с бездной роковой!» Картина природы вызывает размышления и о сути «человеческого Я»:

Даже, казалось бы, в совершенно простом по сути и восприятию стихотворении «В деревне», описывая привычный и невзрачный бытовой эпизод шалости пса, который «смутил покой величавый» стаи гусей и уток, автор видит неслучайность, обусловленность события. Как для разгона застоя «в ленивом стаде…нужен стал, прогресса ради, внезапный натиск роковой»,

Философское звучание любовной лирики

Примеры философской лирики в стихотворениях Тютчева находим в любой теме его творчества: мощные и страстные чувства рождают у поэта философские мысли, о чем бы он ни говорил. Мотив признания и принятия невозможно узких пределов любви человека, ее ограниченности звучит в любовной лирике бесконечно. В «буйной слепости страстей мы то всего вернее губим, что сердцу нашему милей!» – восклицает поэт в стихотворении «О, как убийственно мы любим..». И в любви Тютчев видит продолжение противоборства и единения, присущее космосу, говорит об этом в «Предопределении»:

Двойственность любви просматривается в творчестве Тютчева изначально. Возвышенное чувство, «луч солнца», изобилие счастья и нежности и вместе с тем взрыв страстей, страдания, «роковая страсть», разрушающая душу и жизнь, – все это мир любви поэта, о котором он так пламенно повествует в Денисьевском цикле, в стихотворениях «Я помню время золотое…», «Я встретил вас – и все былое…», «Весна» и многих других.

«Она сидела на полу»

Данное стихотворение автор написал в 1858 году, которое посвятил своей личной трагедии, которая случилась в его жизни. Будучи женатым человеком, Федор Иванович познакомился с подругой своих дочерей, которую звали Елена Денисьева. Поэт не мог совладать со своими чувствами, которые столь внезапно нахлынули на него. Данное увлечение переросло в очень серьезный роман, который продлился на протяжении четырнадцати лет.

Автор долгое время скрывал свои отношения с Еленой Денисьевой, но после того, как она родила ребенка, скрывать его стало невозможно. Это все привело к огромному скандалу. В шоке были все. Особенно поверить в это не могла супруга Тютчева, которая не допускала измены мужа. Находясь в гневе, она уничтожила письма, которые когда-то поэт писал ей. Именно этому моменту Федор Иванович и посвятил данное произведение.

Он рассказывает о сидящей на полу женщине, которая перебирает письма. Когда-то они значили для неё так много, ведь их писал человек, безумно в неё влюбленный. Но из-за его измены данные послания превратились лишь в груду пепла. Именно таким образом автор показывает те чувства, которые остыли. То, что автор её предал, полностью убили её любовь к нему.

Когда-то он страстно полюбил эту женщину, которая буквально свела его с ума. Брак с ней сделал по-настоящему счастливым. Он очень ценил и уважал свою супругу, с которым прожил далеко не один счастливый день. Но теперь его сердце полностью принадлежит другой женщине, поэтому ему бесконечно стыдно перед своей женой, но сделать с собой ничего не может.

В самом конце произведения читатель знакомится с лирическим героем, который видит женщину, убитую горем. Но его слова абсолютно бесполезны, они не несут в себе никакой силы. Как бы он не старался извиниться перед женщиной, это все бесполезно.

Федору Ивановичу так же тяжело от своего признания, но он понимает, что уже ничто не сможет воскресить их любовь. Эрнестина так и не смогла простить Тютчева, а их брак продолжался лишь ради детей. Именно поэтому Тютчев достаточно долго жил на два дома, что никогда не скрывал, и чем вызывал презрение в обществе.

Вы здесь

Главная»Классика»Русские поэты»Тютчев Фёдор

Анализ стихотворения «Я встретил вас — и всё былое» (Ф. И. Тютчев)

Тютчева можно смело назвать маэстро философской лирики. Его стихотворения глубоко психологичны и метафоричны. Хаос и космос, день и ночь, Вселенная и человек – все это является пищей для размышлений поэта.

Философские раздумья Федора Тютчева об одиночестве, поиске идеала и счастья, гармонии земного и небесного пронизаны грустью. Поэт осознает свою ограниченность и преклоняется перед роковой неизбежностью. Любит изображать в стихах бурю, грозу в природе и человеческой душе. Он создает жемчужины философской лирики, случайного совпадения в этом нет. Философ и мыслитель, Тютчев не мог прожить свою жизнь без такого наследия.

«Я встретил вас, и все былое»

Федора Ивановича можно назвать очень увлекающейся натурой. Он был дважды женат и имел молодую любовницу. У него было несколько детей. Видимо, из-за этого судьба решила наказать творца – его первая жена и Елена Денисьева, с которой он имел связь, ушли из жизни очень рано. Когда Тютчев был уже давно не молод, то он повстречал свою первую любовь – Амалию Лерхенфельд. Именно ей были посвящены его первые лирические произведения.

В свое время Федор Иванович был очень влюблен в девушку, но их брак так и не состоялся. И вот, встретившись вновь спустя такой большой промежуток времени, сердце поэта вновь начало стучать быстрее. Находясь под впечатлением, поэт пишет свое произведение «Я встретил вас, и все былое…».

В данном произведении автор признается, что чувства внутри него никогда не умирало. Хоть в его жизни и были другие женщины, чувства к которым перекрывали былое увлечение, где-то в глубине души он продолжал любить Амалию.

Неожиданная встреча перевернула внутренний мир поэта, заставив вновь почувствовать себя молодым, страстным юношей.

Тютчевский мир

Любая суммарная картина мира Тютчева, в особенности созданная по дневникам, письмам или же в результате анализа его творческого наследия, условна. Федору Ивановичу нужна система для того, чтобы уходить от нее. Горизонты его лирики расширяются при одновременной проекции нескольких взглядов.

По мнению Тынянова, этот автор был поэтом короткой формы, в отличие от своих предшественников-учителей (Тредиаковский, Бобров). На самом деле Федор Иванович принимает европейскую традицию написания коротких стихов выборочно и частично, существенно трансформируя ее.

Центром мироощущения поэта является ощущение существования/несуществования. И в стихах, и в письмах Федор Иванович вновь и вновь возвращается к вопросу о хрупкости жизни. Художественная система поэта строится на противопоставлениях присутствие/отсутствие, реальность/ирреальность, пространство/время.

Как мы уже отмечали, Тютчев боится разлуки. Он ненавидит пространство, говоря о том, что оно «пожирает нас». Именно поэтому поэт горячо приветствует железные дороги, для него это победители пространства.

В то же время есть много стихотворений Тютчева, посвященных пространству. Одно из них — «На возвратном пути», созданное в 1859 году. В этом произведении у поэта присутствуют одновременно и жажда бытия, и чувство его хрупкости, а с другой стороны — мысль о разрушении. Тютчев, философская лирика которого непроста, не чувствовал себя вполне живым. Федор Иванович сравнивает свою личность с домом, окна которого замазаны мелом.

Бытие, таким образом, у этого автора — основа всего. Но важна при этом и другая грань существования, противоположная ей, — уничтожение себя, разрушение (любовь, например, это самоубийство). В данном отношении интересно стихотворение «Близнецы», последняя строчка которого — «самоубийство и любовь!» — объединяет два этих понятия в неразрывное целое.

В тютчевском мире важно наличие границы: грань, черта и отпугивают, и организуют. Мысль об уничтожении в качестве лейтмотива организует весь «денисьевский» цикл, в котором соединяется любовная и философская лирика Тютчева

Понятие «смерть» для поэта весьма многогранно. Его внутренне рифмует с любовью Тютчев. Философская лирика, стихотворения, построенные на контрасте, в частности, это целый мир. Мир границ, перехлестов. Одна строфа объединяет и свет, и тень. Это характерно, например, для начала стихотворения «Весенние воды». В нем говорится о том, что в полях еще лежит снег, но воды уже шумят.

Интересно, что Л. В. Пумплянский считал Тютчева представителем бодлеризма. Эстетическую красоту смерти изображает стихотворение «Mal’aria» (в переводе — «Зараженный воздух»). В системе этого произведения присутствуют негатив и позитив: прекрасный мир (благоухание роз, звенящие ручьи, прозрачный небосвод) — это одновременно и мир смерти.

Для Тютчева бытие — это сиюминутная непосредственная реальность, которая противостоит разрушению. Оно в этом смысле находится на противоположном полюсе понятия «время», поскольку все прошедшее — это все умершее. Но есть и особая сила — память (не случайно так много стихотворений посвящено ей). Философская лирика в творчестве Тютчева очень подробно раскрывает эту тему.

Философский характер лирики Тютчева

Философский характер лирики Тютчева таков, что не просто воздействует на читателя, но и влияет на творчество поэтов и писателей совершенно разных эпох: мотивы его лирики находим в стихотворениях А.Фета, поэтов-символистов, в романах Л. Толстого и Ф. Достоевского, произведениях А.Ахматовой, О. Мандельштама, И. Бунина и Б. Пастернака, И. Бродского, Е. Исаева.

Поэт, критик, философ Д. Мережковский оценил силу слова поэта, умение кратко сказать многое о существовании мира так: Анализ философской лирики Тютчева приводит нас к убеждению, что поэт, приближаясь к «живой колеснице мирозданья», всю жизнь глубоко чувствовал «порог двойного бытия» души человека, земное, смертное и вечное космическое начало, единство миров человека и природы, и именно благодаря этому поэзия его вневременна.

  • https://rustih.ru/stihi-o-zhizni/filosofskie-stixi-tyutcheva-o-zhizni-lirika/
  • https://ollam.ru/classic/rus/tyutchev-fyodor/filosofskaya-lirika
  • https://stihotvorenie.su/tyutchev/filosofskie-stihi-tyutcheva/
  • https://obrazovaka.ru/essay/tutchev/filosofskaya-lirika-tutcheva

Художественные особенности лирики Тютчева – кратко

Каждое стихотворение знаменитого поэта носит лирический характер. Часто он писал короткие произведения, которые сложно причислить к определенному жанру. Своеобразие лирики Тютчева заключается в его подходе к созданию стихов. Он не продумывал тему заранее, не искал подходящий момент. Поэт действовал импульсивно, эмоционально, опираясь на внезапное ощущение, душевное переживание, впечатление от увиденного явления.

Особенности поэзии Тютчева о любви проявляются в отсутствии конфликта между лирическим героем и обществом. Стихи строятся на базе метафизического принципа. Все люди одиноки относительно конечности жизни, вечности. Они не умеют выражать эмоции, ощущения, потому что чувства человека нельзя вложить в слова. Основные темы стихотворений Федора Ивановича:

  • Россия, Родина;
  • Весна, природа, душа, осень, зима, лето;
  • Любовь, человеческий образ перед вечностью бытия;
  • Смерть, конечность жизни, трагизм разрыва с миром;
  • Философские направления, борьба чувств, жизнь.

Писатель создал много детских стихотворений, литературных шедевров для школьников. Особенности творчества Тютчева для детей – это уникальные эмоции и чувства, которые автор смог передать в своих строках. Они наполнены добротой, надеждой, верой в будущее, любовью к природе.

Особенности лирики Тютчева – кратко о значении природы

Федор Иванович – один из лучших поэтов, которые описывали природные пейзажи. Он изображает все одушевленным, одухотворенным. Каждое растение, каждый сезон обретает тайное, невидимое творческое начало. Стихотворения о природе:

  • «Люблю грозу в начале мая». На написание стиха автора натолкнули впечатления от первой грозы, увиденной им в мае. Он посчитал ее веселой, расцветающей, ведь она символизирует приход весны;
  • «Есть в осени первоначальной». Писатель красочно описывает осеннюю природу, вкладывая в строки глубокие переживания, возникающие в эту пору года;
  • «Есть в светлости осенних вечеров». Благодаря глубоким, точно подобранным словам читатель на себе ощущает умиротворяющее действие осени;
  • «Рим, ночью», «Полдень» – также прекрасные шедевры, посвященные окружающей природе.

Через описание природных красот автор размышляет о сущности человека, его предназначении:«Не таково ль твое значенье,Не такова ль судьба твоя».

Особенности анализа стихотворения в начальной школе

Произведения Федора Ивановича начинают изучать еще в начальных классах. У анализа стихотворения «Весенняя гроза» Тютчева в 3 классе имеются свои особенности, которые нужно учитывать при его проведении. Дети в этом возрасте еще с трудом понимают философскую составляющую, поэтому рассказы и размышления о цикличности мира лучше оставить для более старших классов.

Большое внимание следует уделить литературным и средствам выразительности, потому что их подробное изучение в 3 классе позволит в дальнейшем с легкостью их находить в других произведениях. Поэтому работа с этим пунктом строится следующим образом

Учитель спрашивает у детей о том, при помощи каких слов автор описывает образ.

Далее педагог называет прием и рассказывает, для чего он нужен. Для закрепления понятия можно предложить ученикам определить их самостоятельно. В анализе стихотворения «Весенняя гроза» больше внимания стоит уделить образу грозы. Учитель должен рассказать, что Тютчев очень любил и восхищался этим природным явлением. Что оно ассоциировалось у него с порой беспечности, легкости, молодости.

Конечно, нужно затронуть и тему гармонии отношений человека и природы. Но только больше не с философской точки зрения, а с позиции бережного отношения к окружающему миру

Что немаловажно, учитель должен провести словарную работу, потому что детям могут быть непонятны устаревшие слова. Из-за этого нарушится целостность восприятия стихотворения

Важно спрашивать у учеников их мнение по поводу прочитанного произведения. Такой вид работы поможет им правильно аргументировать свою точку зрения

Ребята на уроке должны выразительно прочитать стихотворение, чтобы лучше понять его смысл и красоту.

«Сижу задумчив и один…»

Автограф — РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 16. Л. 4–4 об.

Первая публикация — РА. 1879. Вып. 5. С. 132; тогда же — ННС. С. 32–33. Затем — Изд. СПб. 1886. С. 26–27; Изд. 1900. С. 52–53.

Печатается по автографу.

В автографе помечено римской цифрой «VI», а под номером «V» — «Там, где горы, убегая…» (см. коммент. С. 442). Все строфы слегка отчеркнуты. Авторские знаки: многоточия по три, четыре точки. Художественный эффект авторских знаков — романтическая «открытость» высказывания, наличие «невыразимого» в подтексте: поэт чувствует больше, чем выражает в словах. Отсюда обилие многоточий и тире.

Тексты изданий не различаются, однако в Изд. 1900 отсутствует деление на строфы, что было в предыдущих публикациях, несколько изменены знаки препинания: в конце 9-й строки поставлен восклицательный знак («Оно пройдет!») вместо запятой; в конце 15-й поставлен знак вопроса («Что ж негодует человек, / Сей злак земной. »), вместо восклицательного знака с многоточием, как в предыдущих изданиях; в конце 22-й — тире, вместо запятой, как было раньше.

Датируется так же, как «Там, где горы, убегая…», «Сижу задумчив и один…» — 1830-ми гг. В начале мая 1836 г. было послано Тютчевым И.С. Гагарину.

Стихотворения, поставленные рядом, действительно связаны некоторыми содержательными и музыкальными моментами: динамичным четырехстопным размером (в последнем — чередование с двухстопным), тяготением к энергичной мужской рифме (особенно в последнем), идеей бега времени. В стих. «V» — ассоциация движения времени с бегущими струями реки, в «VI» — ассоциация тоже бега времени с цветением и увяданием растений. Оба стихотворения окрашены по этому поводу настроением меланхолической грусти.

Анализ стихотворения Тютчева «Поток сгустился и тускнеет»

Точное время создания стихотворения «Поток сгустился и тускнеет…» до сих пор не выяснено. Литературоведы относят его к 1830-м годам. В 1836-ом Тютчев отослал текст произведения князю Ивану Сергеевичу Гагарину, с которым познакомился в Мюнхене. Немногим позже стихотворение было впервые опубликовано в известном литературном и общественно-политическом журнале «Современник», основанном Пушкиным.

Федор Иванович — признанный певец природы. Его пейзажная лирика — истинная жемчужина русской поэзии девятнадцатого века. Порой при помощи обращения к красотам природы Тютчев раскрывает сложный внутренний мир человека. К таким стихотворениям относится и «Поток сгустился и тускнеет…». В первой части произведения перед читателями предстает небольшая пейзажная зарисовка. Поэт изображает бессмертную жизнь ключа, которую не в силах прервать даже сильный холод. Во втором восьмистишии речь идет о человеке. Аналогии между миром внутренним и окружающей действительностью Тютчев проводит посредством образного параллелизма. Холод способен сковывать не только воду, но и человеческую душу. Тогда в осиротелой груди перестает рождаться юношеское веселье.

При этом Федор Иванович противопоставляет законы природы (естественные) человеческим законам (искусственно созданным). Холод, превращающий поток в лед, — явление закономерное и неизбежное. К «хладу бытия» у поэта отношение негативное. Он считает его злом, способным убить душу. Тем не менее, финал стихотворения Тютчев сделал позитивным: Но подо льдистою корой Еще есть жизнь, еще есть ропот — И внятно слышится порой Ключа таинственного шепот.

Тютчева принято считать представителем «чистого искусства» — литературного направления, которое провозглашало независимость художественных произведений от политической ситуации, общественных настроений и так далее. Термин «искусство ради искусства» родом из эпохи романтизма. Одним из первых его начал употреблять известный французский поэт Теофиль Готье. В России новое направление наиболее активно развивалось в середине девятнадцатого столетия. Теоретиком «чистого искусства» в нашей стране был писатель, критик и переводчик Александр Дружинин. Его идеи оказались близки не только Тютчеву, но также Фету, Майкову, Полонскому, Григорьеву. В 1856-1858 гг. под сильным влиянием воззрений Дружинина находился Лев Толстой.

Мир и поэзия

Для Федора Ивановича мир — загадка, а поэзия — это тайна вдвойне. Она греховна, поскольку, по мысли автора, удваивает греховность земли. Загадку можно разгадать, но это надо еще суметь сделать. Реалии у поэта — это эмблемы (то есть однозначно истолковываются), а не символы (многозначные). Хотя следует отметить множественность самого значения. Тютчев предполагает, что сам мир есть загадка, он имеет смысл, значение. Мир кем-то задан. Но кем же? Возьмем стихотворение Тютчева «Не то, что мните вы, природа…». Из него видно, что в природе есть смысл. Мир разговаривает с нами, но не все его слышат. Бытие — это Слово, сказанное кем-то для кого-то. А люди не могут понять этого неземного языка и остаются глухонемыми («Природа — сфинкс…», написанное в 1869 году, и др.).

Философская лирика Тютчева кратко была рассмотрена в данной статье. При ее написании были использованы наблюдения Юрия Лотмана — известного литературоведа. Вы можете обратиться к его трудам и дополнить свои знания, отметив и некоторые другие особенности философской лирики Тютчева, в этой статье не рассмотренные. Можно использовать и другие источники для изучения творчества Федора Ивановича, например книгу Ирины Ильиничны Ковтуновой «Очерки по языку русских поэтов», в которой можно найти главу, посвященную творчеству Тютчева. Или же обратиться к изданной еще в 1962 году книге «Жизнь и творчество Тютчева», написанной Кириллом Васильевичем Пигаревым. Мы же постарались хоть и кратко, но по возможности емко осветить заданную тему.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: