Жанр, размер, композиция стихотворения
Произведение «Полдень» относится к пейзажной лирике. В стихах Тютчева часто сталкиваются и притягиваются противоположности, например в этом стихотворении противопоставляется день ночи. Здесь преобладает «дневная» лирика над «ночной».
Стих написан в четырёхстопном ямбе, имеет перекрёстную рифмовку, чередующиеся рифмы: женскую и мужскую. Характер произведения легкий и спокойный, ритм размеренный и четкий.
Композиция стихотворения «Полдень» довольно проста: оно разделено на две части по четыре строки. В первой части Тютчев рисует «ленивый» знойный пейзаж. Во второй – использует древнегреческие мотивы, ссылаясь на бога леса Пана.
Анализ стихотворения Тютчева Сияет солнце, воды блещут.
Фёдор Иванович Тютчев — замечательный поэт, стихи которого насыщены положительными эмоциями. Его произведение «Сияет солнце. » — пример любовной лирики XIX века, хотя может показаться, что акцент сделан на описании окружающего мира, а не на отношениях. Природе здесь действительно уделяется много внимания, выраженного в метафорах («купаясь в небе голубом». «любовью воздух растворён») и в олицетворениях. Олицетворений в тексте встречается очень много: всё у Тютчева улыбается, движется, упивается, хотя эти ощущения и создаются не напрямую, а частым использованием глаголов. Прямой перенос разумного действия на неодушевлённый объект один — «поют деревья». Также нет упоминания о времени года, но чувство весны появляется само собой.
Говоря о глаголах, стоит отметить, что в первых двух строфах они используются особенно часто, создавая ощущение быстрого течения ручьёв, сверкание весенней природы, динамичность пробудившегося ото сна мира. Эпитетов встречается мало, если учитывать, что перед нами описание природы («цветущий мир», «голубое небо»).
Прекрасный эффект даёт выразительный повтор в строке «. И мир, цветущий мир природы. » — он предаёт особенной глубины после использования простых конструкций подлежащее-сказуемое.
Истинный смысл этого небольшого произведения открывается нам в последней, третьей, строфе, где мы видим, что расцветающая природа — лишь фон для чего-то большего, что зарождается между двумя людьми, что позволяет увидеть «измученную душу» в чужой улыбке. Третья строфа отличается от двух предыдущих ещё и своей сравнительной сложностью построения.
Ритм стихотворения — четырёхстопный ямб — идеально подходит под настроение весны и любви, которое с каждой строкой захватывает нас всё больше. «Сияет солнце, воды блещут. » легко запоминается благодаря своей безупречной перекрёстной рифме (первая-третья, вторая-четвертая строки), а небольшой объём и глубокий смысл, выраженный в нескольких простых словах, делают стихотворение прекрасным образцом поэзии о любви.
Анализ стихотворения Сияет солнце, воды блещут. по плану
«Осенний вечер», Тютчев Ф.И. анализ стихотворения
January 20, 2014
Федор Иванович Тютчев является одним из великих русских поэтов XIX века, тонко чувствовавшим красоту окружающей природы. Его пейзажная лирика занимает значимое место в отечественной литературе. «Осенний вечер» — стихотворение Тютчева, соединившее в себе европейские и русские традиции, по стилю и по содержанию напоминающее классическую оду, хотя его размеры куда скромнее. Федор Иванович увлекался европейским романтизмом, его кумирами были Уильям Блейк и Генрих Гейне, поэтому его произведения выдержаны в этом направлении.
Содержание стихотворения «Осенний вечер»
Тютчев оставил после себя не так уж много произведений — около 400 стихов, потому что всю жизнь занимался дипломатической государственной службой, на творчество практически не оставалось свободного времени. Но абсолютно все его работы поражают красотой, легкостью, точностью описания тех или иных явлений. Сразу видно, что автор любил и понимал природу, был очень наблюдательным человеком. «Осенний вечер» Тютчев написал в 1830 году во время командировки в Мюнхен. Поэту было очень одиноко и тоскливо, а теплый октябрьский вечер навеял ему воспоминания о родине, настроил на лирико-романтический лад. Так и появилось стихотворение «Осенний вечер».
Тютчев (анализ показывает наполненность произведения глубоким философским смыслом) не изъяснялся с помощью символов, в его время это было не принято. Поэтому поэт не связывает осеннюю пору с увяданием красоты человека, угасанием жизни, завершением цикла, делающего людей старее. Вечерний сумрак у символистов связан со старостью и мудростью, осень навевает ощущение тоски, но Федор Иванович попытался в осеннем вечере найти что-то положительное и прелестное.
Тютчев просто хотел описать открывшийся его взору пейзаж, передать свое видение этой поры года. Автору нравится «светлость осенних вечеров», на землю опускаются сумерки, но грусть озаряется последними лучами солнца, которые дотронулись до верхушек деревьев и осветили листву. Это необычное явление Федор Иванович сравнил с «кроткой улыбкой увядания». Поэт проводит параллель между людьми и природой, ведь у человека подобное состояние называется страданием.
Философский смысл стихотворения «Осенний вечер»
Тютчев в своем произведении не проводил разделения между живой и неживой природой, потому что он считал все в этом мире взаимосвязанным. Люди очень часто даже неосознанно копируют какие-то поступки или жесты, которые видят вокруг. Осенняя пора тоже отождествляется с человеком, ассоциируется с его духовной зрелостью. В это время люди запасаются знаниями и опытом, осознают ценность красоты и молодости, но не могут похвастаться чистым взглядом и свежим лицом.
«Осенний вечер» Тютчев написал с легкой грустью о безвозвратно ушедших днях, но в то же время с восхищением совершенства окружающего мира, у которого все процессы цикличны. У природы нет сбоев, осень навевает тоску холодным ветром, срывающим желтые листья, но за ней придет зима, которая покроет все вокруг белоснежным покрывалом, затем земля проснется и запестрит сочными травами. Человек же, переживая очередной цикл, становится мудрее и учится наслаждаться каждым мигом.
«Сияет солнце, воды блещут…» Ф.Тютчев
«Сияет солнце, воды блещут…» Фёдор Тютчев
Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен.
Но и в избытке упоенья Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…
Анализ стихотворения Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…»
Основную часть поэтического текста, появившегося летом 1852 г. занимает изображение ясного летнего дня. Лирическому герою открывается картина, полная ликования и жизни: голубое небо, сияющее солнце, спокойная река. Последняя из деталей пейзажа, обозначенная формулой «воды блещут», повторяется дважды. Прием олицетворения, показательный для тютчевской поэтики, последовательно применяется к образу деревьев. Сначала упоминание о трепещущей листве дополняется наречием «радостно», затем автор создает метафорическую конструкцию, в которой используется деепричастие «купаясь». Ряд антропоморфических характеристик завершается оригинальной фразой «поют деревья»: образ, вмещающий в себя звуковые и визуальные ориентиры, передает восторженное состояние души, вызванное прекрасной летней зарисовкой. Авторское употребление глагола «петь» отодвигает на второстепенный план основное значение лексемы, концентрируясь на эмоциональных коннотациях — радости и восхищении.
Центральное четверостишие содержит философское обобщение, к которому приходит лирический субъект-наблюдатель. В воздухе растворены любовь и гармония, порождающие у героя ощущения наслаждения. Последние обозначаются категориями избытка жизни и наслаждения, указывающими на кульминационный момент эмоционального отклика созерцателя.
В финальном катрене возникает антитеза, которая не только нарушает общие жизнерадостные интонации, но меняет смысл стихотворения и его тематику. Роскошный вид «цветущего мира» противопоставляется растроганной улыбке героини. Ее психологический портрет обозначен единственной деталью — «измученная душа». Робкая радость любимой позиционируется как высшая ценность, которая перевешивает пышную красоту «животворного океана» природы.
Идейное содержание стихотворения соответствует проблематике «денисьевского цикла», организованного мотивами пронзительной любви-страдания, вины и покаяния. Глубинный смысл поэтического текста вступает в полемику с ранними творениями, герой которых погружен в мир одухотворенной природы.
Эмоциональный накал, живописные детали и плавная ритмика, поддерживаемая приемами аллитерации, привлекли внимание композиторов. Жанровая принадлежность музыкальных произведений, созданных на тютчевские строки, различна: популярны вариации в форме романса и песенной обработки для хора
История написания
История создания произведения интересная. На момент написания (1830 год) Федор Иванович находился на территории Германии. Молодой человек получил престижное образование, был отправлен в Мюнхен в качестве дипломата государственной службы. На Родине им гордились, особенно его знакомством и сотрудничеством с лучшими умами Европы.
Несмотря на открытые возможности, Тютчев не мог наслаждаться ими в полной мере. Поэт скучал по Родине, порою с тоской вспоминал родные земли. Его переживания находили выражение в его сочинениях, уже в молодом возрасте произведения Тютчева с описанием природы России были известны широкой публике. Он любил описывать прелести дня и ночи, весенней и осенней поры. Поля, леса, долины, реки и озера — не осталось части природы, которая не встретилась бы в стихах Тютчева.
Любимое время года Федора Ивановича — осень, любимая пора — поздний вечер. Он затрагивает эти темы в разных стихах, но «Осенний вечер» особенно наполнен смыслом. Чувства автора, его восхищение природой, признательность за возможность наблюдать за красотами, ощущаются в каждой строке.
Образы и символы
Лирический герой в стихотворении «Полдень» просто наблюдатель, он воспевает медлительность природы. Мы сразу ощущаем леность жаркого дня. Древние греки считали, что в полдень все живое застывает, время замедляется и все находится в состоянии покоя.
Можно увидеть, как меняется план повествования. От наблюдения за ленивой рекой и облаками, конкретно обозримыми явлениями природы, лирический герой видит и чувствует всю природу обобщенно в ее космическом смысле (И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет). Здесь и появляются лесные божества — нимфы и Пан, который и является олицетворением природы как таковой. Таким образом, автор выходит на более высокий уровень, он может ощущать единство всего окружающего мира, «охватывать» его своим взглядом как бы «сверху».
Стоит упомянуть о том, что Пан является богом плодородия, дикой природы и пастушества. А нимфы — это божественные воплощения различных природных явлений, олицетворяющие различные живительные и плодоносные силы Земли.
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Полдень» говорят о художественных особенностях лирики Тютчева:
- Пантеистическое мировоззрение Тютчева отражается в использовании олицетворений: «полдень дышит полдень», «лениво катится река». Дышащий полдень вызывает ассоциации с живым существом.
- Лексический повтор слова и анафора «ленивый» создает ощущение неги, дремоты, замедленности течения времени.
- На такой эффект работают и сравнение «как туман», и метафоры «тают облака» и «катится река».
- Кроме того, в произведение много эпитетов, создающих особую а, «пламенной и чистой», «жаркая». С помощью точно выбранных выразительных средств автор создает образ мягкой и одухотворенной природы, спящей в жаркой дымке.
Анализ стихотворения «Весенние воды» Тютчева
Ф. Тютчев был преданным поклонником русской природы. Основная часть его творчества посвящена родному пейзажу. Стихотворение «Весенние воды» было написано Тютчевым еще в молодости (1830 г.), но оно сразу же стало очень популярным и прославило имя начинающего поэта. Оно было создано за границей. Несмотря на то, что Тютчев утверждал о значительном сходстве весны в Европе и России, это свидетельствует об огромной любви поэта к своей родине и удивительной способности по памяти описывать ее красоту.
Тютчев использует характерную для его творчества композицию из трех строф. В первой дается описание первых признаков приближающейся весны. Зима еще не отступила («белеет снег»), но в природе уже заметны значительные изменения. Они связаны с неуклонным таянием снега и выражаются в появлении первых ручьев, которые сопровождаются совершенно новыми торжествующими звуками («шумят», «гласят»). «Весенние воды» выводят природу из длительной спячки и символизируют возрождение жизненных сил.
Тютчев использует олицетворение в описании весенних ручьев. Они превращаются в одушевленные существа, которые «бегут» и «будят» весь необъятный мир. Во второй строфе этот прием усиливается благодаря введению прямой речи. Звуки ручьев сливаются в один ликующий призыв: «Весна идет!». Они выступают в роли главных глашатаев весны, призванных оповестить природу о скором чудесном преображении. Шествие весны можно сравнить с появлением волшебной королевы, гонцы которой повсюду распространяют радостное известие о ее приходе.
В третьей строфе появляется еще одна волшебная группа персонажей, являющихся спутниками весны, которые призваны поддержать и укрепить ее власть. «Хоровод… майских дней» следует за своей королевой. Ранняя весна еще ограничена остатками зимнего могущества: снегом, ночными заморозками, холодными ветрами. Только в мае зима окончательно уступит свои права, и природа расцветет во всем своем великолепии.
Благодаря большому количеству глаголов стихотворение очень динамично, точно передает ощущение стремительности талых вод. Эмоциональность подчеркнута рефреном «весна идет».
Стихотворение «Весенние воды» создает в душе радостное и светлое настроение. Первые ручьи символизируют расцвет не только природы, но и человеческих жизненных сил. Они связаны с творческим вдохновением и надеждами на счастливое будущее.
Средства выразительности
Произведение очень динамично, что достигается использованием множества глаголов, которые описывают бег весенних вод, стремительный и неудержимый. Тютчев использует достаточно классические средства выразительности:
-
Эпитеты –
“сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, тёплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.
-
Метафоры –
“воды уж весной шумят”, воды – “гонцы весны”.
-
Олицетворения –
“воды бегут”, “весна идёт”, “дни толпятся”.
Метафоры очень выразительны, а эпитеты – максимально точные, использованные не для поэтических “красивостей”, а как словесные “мазки” на холсте. Сравнение природы и мира людей, достигнутое через олицетворения, также очень точное.
Тема урока. Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…» — презентация
8 Через полтора десятилетия после встречи с Еленой Денисьевой Тютчев напишет: Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня, Как душу всю она свою вдохнула, Как всю себя перелила в меня…
10 Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоения Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…
12 Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоения Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…
13 Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоения Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…
14 Провела: учитель русского языка и литературы МОУ Чукальская средняя общеобразовательная школа Краснослободского района Республики Мордовия Хрящикова Людмила Николаевна
Анализ стихотворения Тютчева «Полдень»
Пейзажная лирика — самая известная часть творчества Тютчева. «Полдень» представляет собой небольшую зарисовку, написанную между 1827 и 1830 годами. Произведение явно отсылает читателей к древнегреческой культуре. В конце стихотворения появляется Пан — бог дикой природы, пастушества, плодородия, скотоводства. Согласно мифологии, место его пребывания — великолепные долины и рощи Аркадии. Там он проводил время, веселясь в окружении нимф. В полдень уставший от забав бог ложился отдыхать. Вместе с ним засыпала и вся природа. Поэтому в тютчевском стихотворении «великий Пан в пещере нимф спокойно дремлет». Кстати, наступавшее в середине дня затишье древние греки считали священным, нарушать его не решался ни один пастух. В миниатюре «Полдень» Тютчева органично переплетается древнегреческая мифология с изображением русской природы. Эту интересную и странную особенность подметил еще Андрей Белый.
Для пейзажной лирики Тютчева чрезвычайно важным было одушевление природы. И дело здесь не только в использовании олицетворений, что вообще характерно практически для любой поэзии. Федор Иванович искренне считал природу одухотворенной. В рассматриваемом стихотворении подчеркивается это целым рядом словосочетаний — «полдень дышит», «река катится», «облака тают». Причем к каждому глаголу прибавляется одно-единственное наречие — «лениво». Отношение Тютчева к природе прекрасно выражено в более позднем стихотворении «Не то, что мните вы, природа…» (1836). В этом произведении поэт утверждает, что в ней есть душа, свобода, любовь, язык.
«Полдень» — зарисовка удивительно точная и емкая. Всего в двух четверостишиях Федору Ивановичу удается передать читателю атмосферу душного полдня, когда ничего не хочется делать, когда лучшее времяпрепровождении — дремота. Пан в стихотворении характеризуется определением «великий», но образ его при этом лишен «литературного» привкуса. Возникает даже своеобразная интимность. Создается ощущение, что Тютчев самолично застал древнегреческого бога за полуденным отдыхом.
Образы и символы
Лирический герой в стихотворении «Полдень» просто наблюдатель, он воспевает медлительность природы. Мы сразу ощущаем леность жаркого дня. Древние греки считали, что в полдень все живое застывает, время замедляется и все находится в состоянии покоя.
Можно увидеть, как меняется план повествования. От наблюдения за ленивой рекой и облаками, конкретно обозримыми явлениями природы, лирический герой видит и чувствует всю природу обобщенно в ее космическом смысле (И всю природу, как туман, Дремота жаркая объемлет). Здесь и появляются лесные божества — нимфы и Пан, который и является олицетворением природы как таковой. Таким образом, автор выходит на более высокий уровень, он может ощущать единство всего окружающего мира, «охватывать» его своим взглядом как бы «сверху».
Стоит упомянуть о том, что Пан является богом плодородия, дикой природы и пастушества. А нимфы — это божественные воплощения различных природных явлений, олицетворяющие различные живительные и плодоносные силы Земли.
Тема урока. Обучение анализу поэтического произведения на примере стихотворения Ф.И.Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…» — презентация
8 Через полтора десятилетия после встречи с Еленой Денисьевой Тютчев напишет: Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло С того блаженно-рокового дня, Как душу всю она свою вдохнула, Как всю себя перелила в меня…
10 Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоения Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…
12 Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоения Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…
13 Сияет солнце, воды блещут, На всем улыбка, жизнь во всем, Деревья радостно трепещут, Купаясь в небе голубом. Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоён. Но и в избытке упоения Нет упоения сильней Одной улыбки умиленья Измученной души твоей…
14 Провела: учитель русского языка и литературы МОУ Чукальская средняя общеобразовательная школа Краснослободского района Республики Мордовия Хрящикова Людмила Николаевна
Полуденный пейзаж
Перед нами предстает летний день во всей его прелести. Утомленная зноем природа лениво отдыхает, ни одного движения не передано в этой миниатюре. Ее объемлет «дремóта жаркая». Что мы видим, делая анализ стихотворения «Полдень»? Тютчев включил, как любил в эти годы, в две последние строки античные мотивы: великого Пана, который дремлет в пещере нимф. Пан олицетворяет душу природы.
Эллины считали, что в полдень человека, всех божеств и природу охватывает покой. Что показывает анализ стихотворения «Полдень»? Тютчев объединил их состояния словом «лениво», использовав его три раза, что придает остроту высказыванию. Полдень дышит лениво, так же катится река и тают облака. Спокойно дремлющий в Аркадии в прохладе пещеры нимф Пан создает особый настрой: вместе с ним после игр, забав, трудов все заснуло.
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Полдень» говорят о художественных особенностях лирики Тютчева:
- Пантеистическое мировоззрение Тютчева отражается в использовании олицетворений: «полдень дышит полдень», «лениво катится река». Дышащий полдень вызывает ассоциации с живым существом.
- Лексический повтор слова и анафора «ленивый» создает ощущение неги, дремоты, замедленности течения времени.
- На такой эффект работают и сравнение «как туман», и метафоры «тают облака» и «катится река».
- Кроме того, в произведение много эпитетов, создающих особую а, «пламенной и чистой», «жаркая». С помощью точно выбранных выразительных средств автор создает образ мягкой и одухотворенной природы, спящей в жаркой дымке.
Анализ стихотворения Тютчева В небе тают облака
Тютчев считается одним из самых известных и талантливых поэтов своего времени в России. Как и много других поэтом он уделяет много времени в своём творчестве для написания произведений касающихся красоты родной природы.
Одним из таких творений является «В небе тают облака…». В данном стихотворении автор описывает красоту природы во время жаркого летнего дня.
По мнению автора, которое четко прослеживается в стихотворении, наша природа никогда не потеряет своего уникального и прекрасного вида и даже через многие годы.
Автору действительно удалось максимально передать зной летнего дня, который он так любит. На строки ложится описание красивейшего и чистого неба, когда вспоминаешь такое небо, то сразу приходит на ум лето и жара. Река в произведении Тютчева как зеркало из стали, которое неподвижно от жары. Растения и поля автор описывает с помощью передачи читателю аромата их запахов.
Далее автор выражает свою главную идею. Поэт рассуждает о том, что идет время, идут года, но вот природа со своей красотой останется навсегда и будет такой же через многие годы. Природа и через века будет радовать человека своей красотой и приятными летними запахами полей и растений.
Тютчев входит в круг Русских поэтов, которые отдали много лет своей жизни для описания красивейших пейзажей и это ему удалось. Его работы надолго оседают в памяти. Такой вектор творчества помог автору прояснить читателю то, что люди и природа это одно целое и жить они должны в гармонии.
По плану кратко
- Анализ стихотворения Пушкина ЦветокОгромное количество произведений русских писателей и поэтов содержит упоминания о растениях. Среди них ярким пятном выделяется изображение цветов, которые в разных своих проявлениях – формах, цветовых оттенках,
- Анализ стихотворения Брюсова Да можно любить ненавидяСтихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Да, можно любить ненавидя», было опубликовано в его третьем сборнике, в 1897 году «Me eum esse», что в переводе на русский означает «Я люблю…». На тот момент, ему было 23 года, и он все ещё был
- Анализ стихотворения Тургенева Воробей 7 классИван Сергеевич Тургенев – всеми любимый поэт и писатель, который неплохо владеет искусством словосочетания и рифмы. Он использовал разные жанры в литературе, добиваясь большей эффективности. К сожалению, всякому приходит конец.
- Анализ стихотворения Лермонтова ЗвездаЗвезда. Это слово несет в себе богатое смысловое значение для человека. Это самый неизведанный и, несущий в себе множество тайн, объект на небосклоне. Этими загадками и манит небесное светило человеческие умы ввысь.
- Анализ стихотворения Есенина Я покинул родимый домТоска по родине вдохновила автора Сергея Есенина на написания столь трогательного стихотворения « Я покинул родимый дом». В данном произведении автор пытается донести до читателя свою глубокую тоску по прошлому по отчиму дому,
Темы, проблемы, настроение
Основная тематика стихотворения «Полдень» представлена Многомудрым Литреконом ниже:
- Ощущение природной гармонии и умиротворения. В полдень исчезают тени и становится видно сущность окружающих вещей. Предметы открываются такими, какие они есть на самом деле, поэтому становится видно Пана и нимф как проявление души природы, открытие в ней божественного.
- Одухотворенность природных явлений. Поэт соединяет античные представления о природе и описания русского пейзажа, органично их сочетая.
- Настроение стихотворения спокойное, оно настраивает на умиротворенное созерцание природной красоты.
Композиция
Стих состоит из трёх строф и имеет одночастную композицию.
В первой строфе поэт показывает картину пробуждения природы, первым признаком которого является таяние снега. Он ещё лежит на полях, но уже начал таять – и собираться в ручьи, которые показывают людям, что ждать тепла осталось недолго. Они приносят надежду и радость всему миру, пробуждая в том числе человеческие души.
Во второй строфе создаётся образ ручьев как глашатаев весны – она выслала их вперёд, чтобы всё услышали благую весть о её скором приходё. Лиричёский гёрой слышит их голоса и радуётся тому, как громко они рассказывают о прёдстоящём врёмени возрождения.
И третья строфа – это очень яркое предчувствие того, что скоро на смену холодам придёт май с его прекрасными теплыми днями. И дней этих будет много – они “толпятся” за весной целым хороводом.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенние воды.
История создания – написано это произведение в 1830 году в Германии, где Тютчев встретил весну и поразился тому, как всё похоже на его родную Россию.
Тема – пробуждение природы с приходом весны. Стихотворение относится к пейзажной лирике.
Композиция – все три строфы объединены общей идеей, композиция одночастная, последовательно развивающаяся.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрестной рифмой.
Эпитеты – “сонный брег”, “молодая Весна”, “тихие, тёплые майские дни”, “румяный, светлый хоровод”.
Метафоры – “воды уж весной шумят”, воды – “гонцы весны”.
Тема стихотворения
Что говорит анализ стихотворения «Полдень»? Тютчев сделал темой изображение южного пейзажа на Адриатике. Перед глазами быстро встает картина К. Брюллова «Итальянский полдень» и, как ни странно, русская деревенька — в недвижном жарком воздухе все замерло и наполнилось томлением.
Природа вечна и позволяет себе быть ленивой, ей нет по нашим человеческим меркам предела ни во времени, ни в пространстве. Опосредованно описал вечность и бесконечность в своей миниатюре Тютчев. Полдень, идея которого состоит в нерушимом покое, стал священен для пастухов Эллады, которые боялись нарушить отдых Пана.
Анализ стихотворения Тютчева «Сияет солнце, воды блещут…»
Основную часть поэтического текста, появившегося летом 1852 г., занимает изображение ясного летнего дня. Лирическому герою открывается картина, полная ликования и жизни: голубое небо, сияющее солнце, спокойная река. Последняя из деталей пейзажа, обозначенная формулой «воды блещут», повторяется дважды. Прием олицетворения, показательный для тютчевской поэтики, последовательно применяется к образу деревьев. Сначала упоминание о трепещущей листве дополняется наречием «радостно», затем автор создает метафорическую конструкцию, в которой используется деепричастие «купаясь». Ряд антропоморфических характеристик завершается оригинальной фразой «поют деревья»: образ, вмещающий в себя звуковые и визуальные ориентиры, передает восторженное состояние души, вызванное прекрасной летней зарисовкой. Авторское употребление глагола «петь» отодвигает на второстепенный план основное значение лексемы, концентрируясь на эмоциональных коннотациях – радости и восхищении.
Центральное четверостишие содержит философское обобщение, к которому приходит лирический субъект-наблюдатель. В воздухе растворены любовь и гармония, порождающие у героя ощущения наслаждения. Последние обозначаются категориями избытка жизни и наслаждения, указывающими на кульминационный момент эмоционального отклика созерцателя.
В финальном катрене возникает антитеза, которая не только нарушает общие жизнерадостные интонации, но меняет смысл стихотворения и его тематику. Роскошный вид «цветущего мира» противопоставляется растроганной улыбке героини. Ее психологический портрет обозначен единственной деталью – «измученная душа». Робкая радость любимой позиционируется как высшая ценность, которая перевешивает пышную красоту «животворного океана» природы.
Идейное содержание стихотворения соответствует проблематике «денисьевского цикла», организованного мотивами пронзительной любви-страдания, вины и покаяния. Глубинный смысл поэтического текста вступает в полемику с ранними творениями, герой которых погружен в мир одухотворенной природы.
Эмоциональный накал, живописные детали и плавная ритмика, поддерживаемая приемами аллитерации, привлекли внимание композиторов. Жанровая принадлежность музыкальных произведений, созданных на тютчевские строки, различна: популярны вариации в форме романса и песенной обработки для хора
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Короткие стихи ✑ Стихи длиной 12 строк ✑
Средства художественной выразительности
Передать глубокий философский смысл произведения, отобразить очаровательную прелесть осенней природы автору помогают необычные средства художественной выразительности:
- эпитеты, органично вплетенные в олицетворения, оживляют явления природы, подчеркивая связь с человеческой жизнью: «зловещий блеск дерев», «томный легкий шелест» листьев, «грустно — сиротеющая земля», «кроткая улыбка увяданья»;
- точные метафоры заставляют работать воображение: «божественная стыдливость страданья», «светлость осенних вечеров»;
- сравнение «ветр, как предчувствие сходящих бурь» заставляет вернуться к реальности и почувствовать приближение зимы.
Каждый из тропов несет в себе большую смысловую нагрузку необыкновенную образность и символичность.
Анализ стихотворения «Сияет солнце, воды блещут. » по плану (Тютчев Ф. И.)
1) История создания. Стихотворение написано 28 июля 1852 года, посвящено оно Елене Денисьевой, девушке, которую Тютчев безумно любил. Оно было опубликовано в журнале “Современник” в 1854 году.
2) Тема
В данном произведении переплетены две значимые для Тютчева темы — природа и любовь, хотя внимание больше уединено природе
3) Основная мысль.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ
Эксперты сайта Критика24.ру Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Автор хочет показать, что улыбка любимой доставляет ему больше удовольствия, чем все упоенье этой расцветающей природы.
4) Композиция. Стихотворение состоит из трёх строф-четверостиший. В первом четверостишии автор показывает действия природы:
Сияет солнце, воды блещут,
Деревья радостно трепещут…
Во второй строфе нам представляется эмоциональное состояние природы:
Любовью воздух растворен,
Избытком жизни упоен…
В финале стихотворения автор признается в любви возлюбленной. Сравнивая её с природой, Тютчев отдает большее предпочтение её улыбке, нежели расцветающей природе.
5) Ритм, рифма, лексика, синтаксис. Рифма, как и в пейзажных стихотворениях многих писателей, перекрестная. Размер — двустопный ямб. Данные рифма и размер делают это стихотворение мелодичным. Оно положено на музыку в форме романса.
Стихотворение состоит лишь из трех предложений, что придает целостность стихотворению. Лексика стихотворения проста, так как автор хочет передать простоту, наивность и легкость природы.
6) Анализ образов. В стихотворении представлено два образа — природы и возлюбленной. Природа в стихотворении динамична и наполнена жизнью. Природа — цветущий, прекрасный мир, наполненный гармонией и светом. Природа, подобно человеку, веселится и радуется:
Поют деревья, блещут воды,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом…
Тютчевская природа в этом стихотворении наполняет человека вдохновением, счастьем, пробуждает желание жить.
Образ возлюбленной поэта мы можем понять лишь по единственному словосочетанию, относящемуся к ней, — измученная душа. Да, Денисьева действительно много выстрадала из-за Тютчева, и, мне кажется, именно поэтому её кроткая улыбка приносит поэту больше удовольствия, чем все красоты этого жизнерадостного мира природы.
7) Изобразительные средства и приемы. Невозможно описывать природу и ее состояние, не используя художественные средства, поэтому стихотворения Тютчева насыщены ими. Поэт использовал эпитеты “цветущий мир”, “измученная душа”, “улыбка умиленья”, чтобы точнее создать образы природы и возлюбленной, метафоры “на всем улыбка”, “жизнь во всем”. Олицетворения “воды блещут”, “деревья трепещут и поют” делают природу схожей с человеком. Аллитерация “в”, “с” помогает услышать дуновения ветерка.
Моё мнение. Стихотворение “Сияет солнце, воды блещут…”, на мой взгляд, является одним из ярчайших и светлых стихотворений в лирике Тютчева, так как автор представляет природу в расцвете сил. Я считаю, что это стихотворение — очень красивое признание в любви, так как автор отказывается от прелестей природы ради упоительной улыбки любимой.
Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем
Чтобы вывести это сочинение введите команду /id14626
Источник
История создания
Тютчев довольно часто ездил за границу, однако долгое пребывание за пределами родины всегда вызывало у него тоску. В 1830 году он находился в Германии, где и встретил первые весенние дни. Сильно скучая по России, он находит утешение в том сходстве, которое имеют европейская и русская весна. Этому времени года он посвящает стихотворение “Весенние воды”.
Обладая способностью тонко чувствовать природу и подмечать малейшие перемены, которые с ней происходят, поэт создал настоящую поэтическую картину, на которой смена времён года предстает во всей своей первозданности. Способность выразить словами всё то, о чём шепчут вода и ветер, позволила Тютчеву создать настоящий шедевр. Несмотря на то, что он очень любил зиму и расставался с ней всегда с грустью, поэт не смог устоять перед юным напором весны.
Впервые произведение вышло в печать спустя два года после написания – в 1832 году в журнале “Телескоп”.