Тэффи демоническая женщина краткое содержание

Анализ рассказа надежды александровны тэффи «дураки»

«Свои и чужие» краткое содержание фельетона (Н.А. Тэффи)

Краткое содержание фельетона «Свои и чужие», который написала Надежда Александровна Тэффи, раскрывает емкий смысл, содержащийся в весьма коротком произведении. Команда Литеровед.ру подготовила краткое содержание для читательского дневника, которое будет весьма полезно для учеников.

С самого начала произведения автор делит людей на так называемых «своих» и «чужих». Под «своими» подразумеваются люди, которые нам стали настолько близки, что мы перестали перед ними претворяться. Мы знаем о них все, как и они о нас. О «чужих» же людях мы знаем очень мало, лишь то, что они сами позволяют узнать о себе. И как только данная завеса неизвестного приподнимается, так в тот же миг они из «чужих» становятся «своими».

«Свои» люди никогда не будят лукавить, а будут рубить с плеча правду, которая зачастую весьма обидна. Поэтому чем больше у человека в окружении «своих» людей, тем больше он узнает о себе нелицеприятной правды.

Посторонний человек всегда старается отвесить комплимент и подбодрить. В то время как близкий человек – чаще всего раскритикует. Например, внешность. Незнакомец никогда не скажет, что ты плохо выглядишь или осунулся. Зато родной не упустит возможности тебе об этом напомнить.

Это же касается и болезни. Как только вас свалил недуг – «чужие» начнут проявлять невиданное беспокойство, переживать и сочувствовать. Что сделает «свой»? В лучшем случае поинтересуется самочувствием, но зачастую от него можно услышать лишь укоры. Почему оделся легко? Чем думал? И так далее. «Свой» не будет обхаживать вас и ежесекундно интересоваться самочувствием. Наоборот, он приведет миллион примеров, когда люди с более серьезными заболеваниями переносят данный недуг на ногах. И он ни в коем случае не желает вам зла. Нет, и еще раз нет. Таким своим поведением он старается подбодрить вас. Только это все бывает порой очень и очень обидно.

Приход в гости так же показывает, кто есть кто

Придя к «чужому» – вас окружат заботой и вниманием, на стол выставят лучшие угощения, чтобы вы не подумали, что они нуждаются. «Свой» же, не задумываясь, поставит на стол надбитую посуду и начнет жаловаться на цены

«Чужой» человек всегда поддержит вас во всех ваших начинаниях, уверяя, что абсолютно все у вас получится, так как вы очень талантливы. «Свой» – внушит такое чувство не полноценности, что желание что-либо делать может пропасть на корню.

Чаще всего горькую правду мы слышим именно от родных и близких людей, которых мы привыкли считать своими. Посторонние люди – будут всегда лицемерить и говорить вам то, что вы бы хотели услышать. Мы так привыкли к этому, что если незнакомый человек делает нам замечание, то мы сразу же уточняем у него, как давно мы успели породниться.

Людям несвойственно показывать любовь и заботу о своих близких. Им легче надеть маску безразличия, или же критика. С чужими же людьми мы ведем себя идеально, восхваляя их. Все это до ужаса неправильно и должно быть наоборот. Но мы настолько к этому привыкли, что не видим в этом ничего ужасного, потому что подобное поведение давно уже стало нормой.

Роль женских образов в произведениях Н. Тэффи

Надежду Тэффи называют преемницей А.П. Чехова в жанре юмористического рассказа. Писательница в живой и юмористической манере обрисовывает широкую панораму разных типов личностей и характеров. Хорошо разбираясь в человеческой натуре, Тэффи выразительно изображает женщин и мужчин

Особое внимание Надежда Александровна уделяет женским образам. Она великолепно разбирается в женской природе и в образах своих героинь воплощает особенности целой эпохи

Они наталкивают читателя на глубокие размышления о причинах того, что происходит в обществе, добавляют красок.

Одной из основных функций женских образов в рассказах Надежды Тэффи является формирование представления об определенных социально-психологических и общественных типах.

Писательница для создания комического эффекта использует просторечия. Характер героинь раскрывается с помощью монологов и диалогов, часто лирических. Также важную роль играет портретная характеристика и «стреляющая деталь».

Для создания юмористического эффекта Тэффи использует комизм положений и комизм характеров.

Женские образы помогают Надежде Александровне показать реальную картину жизни и реальную ситуацию, которой герою не чуждо ни что человеческое.

Тема, характеристика персонажа

Итак, 14 декабря 1915 года К. Д. Бальмонт, незадолго до этого приехавший в Петроград после продолжительного гастрольного турне по северу России, принимает гостей. Ранним вечером (немолодой поэт берёг здоровье), когда приглашённые разошлись, он писал традиционный отчёт своей многотерпеливой подруге и дальней родственнице Анне Николаевне Ивановой: «Завтра опишу мой первый раут. Было человек 20 некая стихотворствующая Паллада (да еще Олимповна, а фамилию уж не решился спросить), и пр.

«За столом, уставленным вкусными штуками, она опускает глаза, влекомые неодолимой силой к заливному поросёнку.

— Марья Николаевна, — говорит хозяйке её соседка, простая, не демоническая женщина, с серьгами в ушах и браслетом на руке, а не на каком-либо ином месте, — Марья Николаевна, дайте мне, пожалуйста, вина.

Демоническая закроет глаза рукою и заговорит истерически:

— Вина! Вина! Дайте мне вина, я хочу пить! Я буду пить! Я вчера пила! Я третьего дня пила и завтра… да, и завтра я буду пить! Я хочу, хочу, хочу вина!

Собственно говоря, чего тут трагического, что дама три дня подряд понемножку выпивает? Но демоническая женщина сумеет так поставить дело, что у всех волосы на голове зашевелятся.

— И завтра, говорит, пить буду…

Начнёт закусывать простая женщина, скажет:

— Марья Николаевна, будьте добры, кусочек селёдки. Люблю лук.

Демоническая широко раскроет глаза и, глядя в пространство, завопит:

— Селёдка? Да, да, дайте мне селёдки, я хочу есть селёдку, я хочу, я хочу. Это лук? Да, да, дайте мне луку, дайте мне много всего, всего, селёдки, луку, я хочу есть, я хочу пошлости, скорее… больше… больше, смотрите все… я ем селёдку!

В сущности, что случилось?

Просто разыгрался аппетит и потянуло на солёненькое! А какой эффект!

— Вы слышали? Вы слышали?

— Не надо оставлять её одну сегодня ночью.

«Демоническая ляжет грудью на стол, подопрёт двумя руками подбородок и посмотрит вам прямо в душу загадочными, полузакрытыми глазами:

— Отчего я смотрю на вас? Я вам скажу. Слушайте меня, смотрите на меня… Я хочу — вы слышите? — я хочу, чтобы вы дали мне сейчас же, — вы слышите? — сейчас же двадцать пять рублей. Я этого хочу. Слышите? — хочу. Чтобы именно вы, именно мне, именно мне, именно двадцать пять рублей. Я хочу! Я тввварь. Теперь идите… идите… не оборачиваясь, уходите скорей, скорей… Ха-ха-ха!

Истерический смех должен потрясать всё её существо, даже оба существа — её и его.

— Скорей… скорей, не оборачиваясь… уходите навсегда, на всю жизнь, на всю жизнь… Ха-ха-ха!

— Вы знаете, она сегодня была такая странная… загадочная. Сказала, чтобы я не оборачивался.

— Да. Здесь чувствуется тайна.

— Может быть… она полюбила меня…

Типы женских образов в рассказах Тэффи

В произведениях Тэффи представлены различные типы женских образов. Тэффи описывает и представляет на суд читателя образы женщин разного социального положения, возраста, характера. Ее героинями являются гувернантки, кухарки, няньки, актрисы, гимназистки, продавщицы, матери, жены, сестры – все, кого она иронично называет «прозой жизни».

Прежде всего, у писательницы представлено большое количество старух, часто отличающихся скверным характером. Именно такой является ворчливая Агафья из рассказа «Веселая вечеринка». Надежда Александровна не описывает внешность Агафьи, но авторские ремарки делают многое понятным («заспанная и сердитая Агафья», «ворчит мать, гремя посудой»). Главным героем этого рассказа является сын Агафьи, оказавшийся в центре комической ситуации, однако именно благодаря образу старухи образ непутевого сына получился более рельефным и приобрел дополнительное значение. Точно неизвестно, писательница намеренно выбрала для героини это имя или случайно.

Замечание 1

В переводе с греческого Агафья означает «добрая», «хорошая». Кроме того, известен святой Агафий, защищающий людей от извержения Этны, то есть от огня, ада.

Героиня рассказа защищает своего сына от гнева господ и любопытства бабы-сплетницы. Но с другой стороны, противоречие между значением имени героини и ее ворчливым характером вызывает у читателя улыбку.

В рассказе «Покаянное» писательница создает собирательный образ старой няньки. Тэффи описывает ее как ворчливую, недалекую личность. Еще одной чертой характера такой героини является любовь к сплетням, злословию и скверный характер. Героиня рассказа «Покаянное», старая нянька, живет в генеральской семье. Женщина пришла с исповеди в Страстную пятницу, и не замечая сама того, начала грешить: отчитала горничную, обижается на хозяев. Писательница с иронией показывает, как исповедавшаяся старуха не очистилась душой, наоборот, один за другим совершает смертный грехи: осуждает, злословит, завидует и т.д. Невозможно исправить скверный характер одним лишь покаянием.

Портретную галерею женских образов в рассказах Тэффи продолжают актрисы. Чаще всего, это недалекие, глупые барышни, которые заботятся лишь о своей внешности. На сцене и в жизни они играют роль роковых красавиц, и не способны на настоящие, искренние чувства. Писательница не скрывает своего ироничного отношения к этому типу. Так, в рассказе «Брошечка» семейная пара Шариковых поссорилась из-за актрисы Крутомирской, которая настолько глупа, что не могла отличить мужского голоса от женского. Однажды она позвонила Шарикову по телефону и, не разобравшись, что трубку взяла его жена, стала говорить о его ласках. «Барышню от искусства» характеризуют говорящая фамилия, «высокий слог» и манера поведения.

Еще один занимательный женский тип в рассказах Тэффи – незамужние дамы, как правило, старые девы. Этот женский тип представлен в рассказе «За стеной», главными героинями которого являются мадам Шранк и ее гостья, мадам Лозинская.

Особым женским типом у Тэффи является демоническая женщина. Писательница дает таким женщинам самую подробную характеристику. Тэффи высмеивает желание женщин казаться удивительными, особенными, добиваясь этого самыми специфическими способами. От обыкновенной женщины демоническая женщина отличается манерой одеваться: черный бархатный подрясник, браслет на ноге, цепочка на лбу, кольцо с дыркой «для цианистого калия», четки на локте, стилет за воротником, портрет О. Уайльда на левой подвязке

Тэффи, судя по всему, описывает знакомых дам, пытавшихся обратить внимание на себя вызывающей одеждой и необычным поведением. Возможно, это был выпад в сторону З

Гиппиус – у Тэффи были натянутые отношения с поэтессой.

Еще одна категория женских персонажей – замужние дамы, которые несчастливы в браке. Они не умеют слушать мужа, заняты лишь своими проблемами, часто неверные супругам. Либо это женщины, которым изменяют супруги.

Также в рассказах женщины встречаются и другие типы:

  • Девочки-гимназистки, придумывающие несуществующие страсти и ожидающие первую любовь, наивные и мечтательные;
  • Дамы на отдыхе. Это могут быть замужние или незамужние дамы, но вне дома они становятся совершенно другими, непохожими на себя в обычной жизни. свобода буквально преображает их;
  • Культур-гетеры. Они осуществляют неблаговидные цели под прикрытием распространения культуры.

Детство и юность, семья

Надежда Тэффи появилась на свет 9 мая 1872 года в семье адвоката Александра Лохвицкого и его жены Варвары Гойер. Училась Надя в Литейной женской гимназии, которую успешно окончила в 1890 году. В семье кроме Нади воспитывались 4 сестры (Варя, Лида и Маша) и один брат (Коля). По старшинству Надя была вторым ребенком. Надежда Тэффи оказалась в Париже в канун нового, 1920 года. Позади целая жизнь и революция, заставившая ее покинуть родину. Впереди — неизвестность, зияющая пустота. Не привыкшая все усложнять, писательница сняла номер в отеле «Виньон» и решила какое-то время пожить в свое удовольствие.

Как только писательница окончательно обосновалась в Париже, в ее дом зачастили представители творческой элиты. Вскоре здесь образовался литературный салон, хозяйкой которого была она — женщина статная, величественная и знающая себе цену. В основном в салоне появлялись бывшие соотечественники Надежды. Но были и новички. «Почему Тэффи?» — спрашивали они у завсегдатаев.

Тэффи, она же Надежда Александровна Лохвицкая, как только начала заниматься творчеством, решила взять себе псевдоним. Под родной фамилией печататься не могла: ее уже сделала популярной родная сестра — Мирра Лохвицкая, поэтесса. Мечтала найти имя, которое принесло бы ей счастье. «Имя какого-нибудь дурака, — рассуждала Надежда. — Дураки всегда счастливы!» Таковой нашелся — слуга семьи Степан, которого называли Стэффи. Первую букву имени женщина решила отбросить — и стала Тэффи.

В одном из интервью она проболталась: «Это имя одного дур… то есть такая фамилия». Правду ли сказала, а может, в очередной раз пошутила?..

История создания

Надежда Александровна Лохвицкая – настоящее имя русской писательницы Тэффи. Еще с юношеских лет Лохвицкая увлекалась писательством, но печататься начала значительно позже.

Начало творческого пути Тэффи по времени совпало с Первой русской революцией. Первые ее произведения – пародии, фельетоны и эпиграммы, объединенные злободневной тематикой, как грибы после дождя, стали появляться в различных сатирических изданиях. Так, постепенно, у писательницы и определился свой неповторимый стиль письма – в жанре юмористического рассказа.

Свое предназначение, как писателя, Тэффи понимала в обличении человеческих недостатков, пороков, в несовершенстве человеческой природы. И, нужно заметить, она в этом весьма преуспела. Ее произведения отличаются остротой повествования, наличием обличительного сарказма и иронии.

Рассказ «Дураки» Тэффи создала в 1912 году и включила его в сборник «И стало так».

Рассказы как любимый жанр

Биография Тэффи и ее литературное наследие впечатляют, но особенно интересно то, какие разные темы и разные настроения были в ее произведениях.

Ее любимым жанром, бесспорно, был рассказ. В уже упоминаемом цикле рассказов об эмиграции присутствуют разные мотивы и темы. Часть персонажей имеет трагичную и тяжелую судьбу: им пришлось столкнуться не только с нищетой, но и с одиночеством, а его пережить труднее всего. Невероятно жалко одинокого доцента, живущего в холодной квартире. Он обнаруживает муху и начинает заботиться о ней, а впоследствии умирает сам от воспаления легких. И смерть его уже не так трагична, ведь он был не один – он был с мухой.

Не менее драматична и судьба белого генерала из рассказа «День». Никто не пишет ему писем, никто не видит его мундира и орденов. Он уже не славный генерал – он одинокий, никому не нужный старик.

Любопытно, что в 20-е годы эти рассказы Надежды Тэффи Ленин пытался использовать для пропаганды того, что эмиграция – это не выход. В творчестве писательницы был цикл рассказов о трагедии русского человека в эмиграции, однако когда Тэффи узнала о такой интерпретации ее работы, она пришла в ярость и выступила с публичным обвинением советских властей.

Также особый интерес у писательницы Тэффи вызывали люди, которые даже в условиях эмиграции смогли сохранить наивную русскую душу и веру в людей.

Главная тема

Настоящая фамилия Тэффи — Надежда Лохвицкая. Издаваться она стала в зрелом возрасте и заслужила признание читателей как автор юмористических рассказов. В них она занималась высмеиванием человеческих недостатков, поэтому главной темой работы стала демонстрация глупости некоторых людей.

По мнению Тэффи, настоящие дураки умело маскируются. Их нельзя путать с теми, кто обладает низким интеллектом или житейской глупостью. Это совершенно иная категория: самодовольная, чванливая, наглая. Писательница выделяет главную черту дураков — постоянное желание всех поучать. Во всех сферах они себя считают авторитетами, чье мнение не подлежит обсуждению.

Узкий кругозор проявляется не в низком интеллекте, а в нежелании развиваться. Скудоумие умело скрывается за цитатами известных людей. Тэффи в своем рассказе не только высмеивала такой порок, как глупость. Она хотела заставить читателя задуматься над тем, все ли правильно он делает. Ведь дурак ведет себя серьезно и верит в правильность своих поступков.

Умный человек не будет бояться идти вперед, изучать, сомневаться. У него нет стремления выслужиться во что бы то ни стало

Ему важно выходить за рамки

Популярные сочинения

  • Сочинение Помещики в Мертвых душах Гоголя Перенесемся во вторую четверть 19 века. Именно в это время в России шел полный расцвет крепостничества. Времена были тягостные. Для того, чтобы разоблачить его пороки, необходимо было его высмеять
  • Сочинение на тему Что такое искушение Искушение… Это слово сразу ассоциируется с религией. И романтикой как название книги или фильма о любви. В обычной жизни можно часто услышать “ не искушай судьбу! “. Искушение — это проверка и не каждому дано устоять перед ним.
  • Сочинение Ассоль в повести Алые Паруса Александра Грина (Образ и характеристика) Имя Ассоль говорит само за себя. У многих оно вызывает ассоциации со словами: вера, надежда, любовь. Ознакомившись с образом главной героини в поэме «Алые паруса», читателю будет легче понять её особенный характер и душу.

Надежда Тэффи — Мудрый человек

Надежда Тэффи

Мудрый человек

* * *

Тощий, длинный, голова узкая, плешивая, выражение лица мудрое.

Говорит только на темы практические, без шуточек, прибауточек, без улыбочек. Если и усмехнется, так непременно иронически, оттянув углы рта книзу.

Занимает в эмиграции положение скромное: торгует вразнос духами и селедками. Духи пахнут селедками, селедки – духами.

Торгует плохо. Убеждает неубедительно:

– Духи скверные? Так ведь дешево. За эти самые духи в магазине шестьдесят франчков отвалите, а у меня девять. А плохо пахнут, так вы живо принюхаетесь. И не к такому человек привыкает.

– Что? Селедка одеколоном пахнет? Это ее вкусу не вредит. Мало что. Вот немцы, говорят, такой сыр едят, что покойником пахнет. А ничего. Не обижаются. Затошнит? Не знаю, никто не жаловался. От тошноты тоже никто не помирал. Никто не жаловался, что помирал.

Сам серый, брови рыжие. Рыжие и шевелятся. Любил рассказывать о своей жизни. Понимаю, что жизнь его являет образец поступков осмысленных и правильных. Рассказывая, он поучает и одновременно выказывает недоверие к вашей сообразительности и восприимчивости.

– Фамилия наша Вурюгин. Не Ворюгин, как многие позволяют себе шутить, а именно Вурюгин, от совершенно неизвестного корня. Жили мы в Таганроге. Так жили, что ни один француз даже в воображении не может иметь такой жизни. Шесть лошадей, две коровы. Огород, угодья. Лавку отец держал. Чего? Да все было. Хочешь кирпичу – получай кирпичу. Хочешь постного масла – изволь масла. Хочешь бараний тулуп – получай тулуп. Даже готовое платье было. Да какое! Не то что здесь – год поносил, все залоснится. У нас такие материалы были, какие здесь и во сне не снились. Крепкие, с ворсом. И фасоны ловкие, широкие, любой артист наденет – не прогадает. Модные. Здесь у них насчет моды, надо сказать, слабовато. Выставили летом сапоги коричневой кожи. Ах-ах! Во всех магазинах, ах-ах, последняя мода. Ну, я хожу, смотрю, да только головой качаю. Я такие точно сапоги двадцать лет тому назад в Таганроге носил. Вон когда. Двадцать лет тому назад, а к ним сюда мода только сейчас докатилась. Модники, нечего сказать!

А дамы как одеваются! Разве у нас носили такие лепешки на голове? Да у нас бы с такой лепешкой прямо постыдились бы на люди выйти. У нас модно одевались, шикарно. А здесь о моде понятия не имеют.

Скучно у них. Ужасно скучно. Метро да синема. Стали бы у нас в Таганроге так по метро мотаться? Несколько сот тысяч человек ежедневно по парижским метро проезжает. И вы станете меня уверять, что все они по делу ездят? Ну, это, знаете, как говорится, ври да не завирайся. Триста тысяч человек в день, и все по делу! Где же эти их дела-то? В чем они себя оказывают? В торговле? В торговле, извините меня, застой. В работах тоже, извините меня, застой. Так где же, спрашивается, дела, по которым триста тысяч человек день и ночь, вылупя глаза, по метро носятся? Удивляюсь, благоговею, но не верю.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: