😡 я ненавижу свет

Могила неизвестна

Можно было предположить, что Мандельштама тут же отправят, например, на строительство Беломорканала, которым руководил Ягода. Но Сталин решил, что если уж избавляться от неугодного поэта, то не резко. В тот момент шла внутрипартийная игра, в которой жесткое преследование Мандельштама могло быть обращено против самого «кремлевского горца». Кроме того, памфлет Мандельштама польстил вождю. «Сталин увидел в этом индикатор успешности и эффективности методов нагнетания страха в обществе, — считает Нерлер. — В порядке благодарности за комплимент он подарил Мандельштаму жизнь». Подарок заключался в отсрочке казни. А в остальном сценарий был обычным для того времени. Ахматова, близко дружившая с Мандельштамом, оказалась свидетельницей ареста поэта. Она вспоминала: «Ордер на арест был подписан самим Ягодой. Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундучка рукописям. Мы все сидели в одной комнате».

Статья по теме

«Я дарила Москву». По местам романа Мандельштама и Цветаевой Поэта отправили в ссылку в город Чердань на Северном Урале. А затем разрешили переехать в любой другой провинциальный город. Мандельштам с супругой Надеждой выбрали Воронеж. Ссылка закончилась в мае 1937 года, а уже в 1938 году его вновь осудили, но уже на пять лет трудовых лагерей. Он умирает в декабре того же года во Владивостоке во время пересылки. Тело 47-летнего поэта вместе с другими телами заключенных пролежало на мусорной куче до весны. Похоронили Мандельштама в братской могиле. Точное место могилы неизвестно до сих пор. Мандельштам после ареста в 1938 г. Фотография НКВД Фото: Public Domain

Исследователи отмечают, что в 1921 г. Мандельштам перевел стихи грузинского поэта Н. Мицишвили, которые стали пророческими: Когда я свалюсь умирать под забором в какой-нибудь яме, И некуда будет душе уйти от чугунного хлада — Я вежливо тихо уйду. Незаметно смешаюсь с тенями. И собаки меня пожалеют, целуя под ветхой оградой. Не будет процессии. Меня не украсят фиалки, И девы цветов не рассыплют над чёрной могилой… А незадолго до того самого памфлета, стоившего ему жизни, Мандельштам написал:

А мог бы жизнь просвистать скворцом, Заесть ореховым пирогом, Да, видно, нельзя никак.

Памятник поэту в Воронеже. Скульптор — Л. Гадаев Фото: Википедия

Тропы и образы

Одна из символистских трактовок стихотворения связана с личностью Марины Цветаевой, с которой у Мандельштама был роман как раз в 1912 г. В этом прочтении её поэзию он сравнивает со светом звёзд, а свою – с готическим собором. Размах крыла – это будущее мастерство молодого поэта. Там и здесь в последней строфе может трактоваться как Петербург, куда приезжала Цветаева, и Москва, куда к ней ездил Мандельштам. Тогда понятно, что Мандельштам боялся любить Цветаеву, которая в тот момент уже была женой и матерью.

Но такая трактовка стихотворения слишком примитивна для творчества Мандельштама. Акмеистическое мировосприятие позволяет рассматривать каждый образ не как отвлечённый, а как бытийный. В таком случае свет однообразных звёзд (метафорический эпитет) – это только описание пустого неба. Давний бред (эпитет) – это какие-то идеи или поэзия лирического героя. Он сравнивает эволюцию собственной поэзии с ростом стрельчатой башни, возводимой зодчим.

Вторая строфа говорит о качествах поэзии. Слово, с точки зрения акмеистов, творит поэтическую ткань, бытие. Оно может быть кружевом и паутиной (сравнения). Раненая пустая грудь неба — это не символ, а метафора (олицетворение), восприятие лирическим героем пустоты. Сравнение шпиля готического собора с тонкой иглой – образ завоевания пустоты.

Размах крыла, который чует лирический герой – это метафора то ли роста лирического героя как поэта, то ли смерти, которую приноси на крыльях ангел смерти. Метафора стрела земной мысли соотносит образ поэта с образом готического собора по функции: они наполняют пустоту бытием. Вопрос, которым заканчивается этот образ, говорит о сомнениях лирического героя в бытийности слова-мысли (логос).

В выводе лирический герой обращается к важной грани бытия – любви. Любовь невозможна в потустороннем мире, она порождение земли

В противопоставлениях там — здесь, не мог – боюсь прослеживается боязнь открыть свою душу. Молодой Мандельштам готов был отдавать жизнь и силы вечности, но не любить.

Тема, основная мысль и композиция

Название стихотворения указывает на предмет описания – Собор Парижской Богоматери.

Стихотворение состоит из четырёх строф. Каждая строфа – новый взгляд на предмет, новый поворот мысли. Таким образом, целое складывается из гармоничных частей. Стихотворение подобно величественному собору, который воспринимается лирическим героем как живой организм.

Первая строфа – это взгляд лирического героя изнутри на свод собора. Вторая строфа – описание собора снаружи. Третья и четвёртая строфы – более пристальное рассмотрение собора изнутри и снаружи. Такое перекрёстное чередование гармонирует с крестообразным сводом собора, находкой 12 века.

Композиция стихотворения связана не только с описанием собора, но и рассуждением разглядывающего его лирического героя о прошлом, настоящем и будущем человечества и его самого в контексте исторического и культурного развития.

Первая строфа описывает прошлое человечества: собор был заложен в конце 12 в. на месте, где когда-то была римская колония. Сравнивая впервые применённую крестообразную конструкцию свода с первым человеком Адамом, Мандельштам обращается к теме первого, нового, открытия в человеческой истории и культуре.

Вторая и третья строфы описывают собор как сочетание трёх культур: римской классической античной, галльской (языческих) и христианской как духовного наполнения материального творения архитекторов.

Третья строфа обращена в будущее. Мандельштам, которому 21 год, стремится к созданию «прекрасного», подобного гармоничному собору, состоящему из «чудовищных рёбер».

Мандельштам, как и Адам, должен правильно назвать земные вещи, и в этом предназначение поэта с точки зрения акмеизма. Тема стихотворения – предназначение поэта и его связь с культурным наследием всего человечества. Основная мысль – связь всех предметов и вещей: прошлого и будущего, христианства и язычества, безобразного и прекрасного, художника и его творения.

Композиция, жанр и средства выразительности

Произведение является рассказом поэта о своей бесконечной любви к родному городу. Стихотворение невозможно разделить на какие-то смысловые части. Оно имеет целостную конструкцию. Формально его можно разделить на двустишия, в каждом из которых описывается либо отдельный элемент пейзажа Петербурга, либо эмоции и мысли самого́ Осипа.

Жанром произведения является элегия, так как писатель с грустью рассказывает о том, как изменилась его родина за время его отсутствия. Его также гложет, что никто из старых друзей и знакомых так и не пришёл с ним увидеться. В последних строках произведения особо ярко подчёркивается та печаль, которая засела у поэта глубоко в душе.

Строки стихотворения объединены перекрёстной рифмовкой. Стихотворный размер — четырёхстопный анапест.

Средства выразительности в произведении Мандельштама играют важную роль. При помощи различных приёмов поэт красочно выражает свои мысли и подробно описывает каждую деталь изменённого Петербурга. Одним из таких средств выразительности является метафора: «к зловещему дёгтю подмешан желток», «рыбий жир ленинградских ночных фонарей».

Кроме того, особое место в произведении занимают эпитеты, при помощи которых поэт задаёт настроение общей картине: «лестница чёрная», «декабрьский денёк». Такие выразительные средства характерны для модернистской литературы.

Анализ произведения Осипа Мандельштама «Ленинград» даёт понять читателю, какие эмоции испытывал автор по приезде в свой родной край. Его очень опечалил внешний вид города, но от этого его любовь не пропала. Ведь именно в этих краях писатель провёл всё своё детство. Стих может послужить аргументом для сочинения на тему «Связь с прошлым».

Тропы и образы

Одна из символистских трактовок стихотворения связана с личностью Марины Цветаевой , с которой у Мандельштама был роман как раз в 1912 г. В этом прочтении её поэзию он сравнивает со светом звёзд, а свою – с готическим собором. Размах крыла – это будущее мастерство молодого поэта. Там и здесь
в последней строфе может трактоваться как Петербург, куда приезжала Цветаева, и Москва, куда к ней ездил Мандельштам. Тогда понятно, что Мандельштам боялся любить Цветаеву, которая в тот момент уже была женой и матерью.

Но такая трактовка стихотворения слишком примитивна для творчества Мандельштама. Акмеистическое мировосприятие позволяет рассматривать каждый образ не как отвлечённый, а как бытийный. В таком случае свет однообразных
звёзд (метафорический эпитет) – это только описание пустого неба. Давний
бред (эпитет) – это какие-то идеи или поэзия лирического героя. Он сравнивает эволюцию собственной поэзии с ростом стрельчатой башни, возводимой зодчим.

Вторая строфа говорит о качествах поэзии. Слово, с точки зрения акмеистов, творит поэтическую ткань, бытие. Оно может быть кружевом и паутиной (сравнения). Раненая пустая грудь неба — это не символ, а метафора (олицетворение), восприятие лирическим героем пустоты. Сравнение шпиля готического собора с тонкой иглой – образ завоевания пустоты.

Размах крыла, который чует лирический герой – это метафора то ли роста лирического героя как поэта, то ли смерти, которую приноси на крыльях ангел смерти. Метафора стрела земной мысли
соотносит образ поэта с образом готического собора по функции: они наполняют пустоту бытием. Вопрос, которым заканчивается этот образ, говорит о сомнениях лирического героя в бытийности слова-мысли (логос).

В выводе лирический герой обращается к важной грани бытия – любви. Любовь невозможна в потустороннем мире, она порождение земли

В противопоставлениях там — здесь, не мог – боюсь
прослеживается боязнь открыть свою душу. Молодой Мандельштам готов был отдавать жизнь и силы вечности, но не любить.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Я вернулся в мой город, знакомый до слез.История создания – произведение появилось в 1930 г., а спустя год его опубликовали в «Литературной газете»

Тема стихотворения – встреча с родным городом.

Композиция – Стихотворение О. Мандельштама – рассказ лирического героя о любимом городе. По смыслу его невозможно разделить на части. Формально произведение состоит из двустиший (дистихов).

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка перекрестная ААВВ

Метафоры – «рыбий жир ленинградских ночных фонарей», «к зловещему дегтю подмешан желток», «Петербург! У тебя телефонов моих номера!», «кандалы цепочек дверных».

Эпитеты – «декабрьский денек», «лестница черная».

Образы и символы

Основной образ в стихотворении «Ленинград» — сам город. И этот город представлен одновременно в двух образах. С одной стороны, это его родное место, Петербург, его любовь. Здесь живут его друзья, у него есть «телефонов номера», по которым он может звонить, и «адреса», куда он может пойти, здесь он знает каждый уголок, здесь его душа.

С другой стороны, это уже не Петербург, а Ленинград, город его тюрьмы. Здесь он живет на черной лестнице, чувствует страх («кандалы цепочек дверных»), вечное ожидание «гостей дорогих», то есть ареста. Даже ленинградские фонари ассоциируются у лирического героя с рыбьим жиром, который имеет очень горький вкус, то есть с горечью утраты.

Лирический герой стихотворения «Ленинград» — пленник этого города. Но раньше его пленила любовь к нему, а теперь — злая сила, в него вселившаяся. По родным адресам героя встретят лишь мертвецы, и даже в своем доме он ощущает тяжесть кандалов и неминуемый арест.

Тема, основная мысль и композиция

Акмеисты воспринимали слово как материал, камень, из которого возводится здание, а себя сравнивали с зодчими. С точки зрения Мандельштама, «строить – значит бороться с пустотой». Предназначение поэта – заполнять пустоту неба, как это делает готический шпиль, прокалывая небо. Организм человека сравнивается с замысловатой конструкцией собора, оба бесконечно сложны.

Тема стихотворения – диалог с символистским мировосприятием о человеческом бытие. Основная мысль: сравнивая собственное творчество с готическим собором, Мандельштам задумывается о своей роли поэта, заполняющего пустоту живой стрелой мысли и любящего бытие больше себя, а существование больше вещи.

Стихотворение состоит из 4 катренов.

В первой строфе лирический герой объявляет о своём неприятии пустоты и предлагает свой способ борьбы с ней. Во второй строфе лирический герой обращается к камню, превратившемуся в собор. В третьей строфе герой задумывается о грядущей смерти и о том, куда денется его сознание.

В последней строфе лирический герой размышляет о своём земном конце как о возвращении к определённым внебытийным истокам, где любовь невозможна. Но и здесь, на земле, страх мешает ему насладиться любовью.

Как часто бывает в стихотворениях Мандельштама, интерпретаций может быть множество.

Анализ стихотворения Мандельштама «Я ненавижу свет…»

Сложный жизненный и творческий путь, который довелось пройти Осипу Мандельштаму, нашел отражение в его необычных произведениях. Стихи этого поэта раскрывают удивительно тонкий и хрупкий внутренний мир человека, который далеко не всегда считал нужным публично афишировать свои чувства. Будучи символистом, Мандельштам придерживался теории о том, что ничего в этом мире не происходит случайно, и любое событие имею не только свое значение, но и свою цену. Именно с этой позиции он рассматривал свое знакомство с семьей поэтессы Марины Цветаевой, к которой испытывал очень нежные и возвышенные чувства. В 1912 году, находясь под впечатлением от встречи с этой женщиной, Мандельштам написал стихотворение «Я ненавижу свет…».

Если трактовать его с точки зрения символизма, то одной из «однообразных звезд», свет которых так терпеть не может поэт, является Марина Цветаева. Ее стихи он воспринимает, как попытку вызова не только самому себе, но и современной литературе. При этом произведения Цветаевой кажутся Мандельштаму однотипными и как бы направленными внутрь души, содержимое которой, по мнению поэта, нельзя выворачивать наружу перед читателями.

Вместе с тем, Мандельштама одолевают весьма противоречивые чувства, так как Цветаева ему явно симпатизирует. Поэтому рождается строчка, которая показывает, в каком смятении пребывает поэт после поездки в Москву. «Здравствуй, мой давний бред – башни стрельчатой рост!», — пишет Мандельштам, намекая на то, Цветаева-поэт обладает не только литературным даром, но и готова отстаивать свои стихи, тем самым, возносясь ввысь, достигая тех горизонтов творчества, к которым Мандельштам и сам стремится. Он утешает себя обещаниями, пророча: «Будет и мой черед – чую размах крыла». Но при этом беспокоиться о том, куда же будет направлена «мысли живой стрела», и сможет ли она принести пользу другим.

Затрагивая тему вечности, Мандельштам отмечает, что каждый человек проходит свой путь и всегда возвращается к истокам – тому месту, которое принято именовать загробным миром. Там нет добра и зла, ненависти и любви, о чем упоминает поэт. Но именно в иной реальности каждому из нас открывается истина, которая недоступна в привычном мире. Поэтому, анализируя свои чувства к Цветаевой, Мандельштам отмечает: «Там – я любить не мог, здесь – я любить боюсь». Действительно, отношения этих двух людей так и не смогли перерасти на полноценный роман, хотя оба пота испытывали удивительное душевное родство и понимали друг друга даже тогда, когда между ними не было произнесено ни единого слова.

Смысл

Каждый может увидеть в стихотворении разные смыслы. Для кого-то это крик души измученного человека, для кого-то – описание двух диаметрально противоположных миров, означающее временной перелом. Правильно и то, и другое. Поэт показывает, что революция, призывающая свободу, обернулась тиранией, равной которой Россия не знала. Если раньше он поддерживал перемены, с восторгом встречал их, то теперь он видит, как ошибался. Естественная жизнь его города, как и всей страны, не должна была нарушаться переворотом. Изменения должны были быть постепенными, как в природе, а то, что получилось в результате искусственного вмешательства, свободой, братством и равенством назвать нельзя. Такова основная идея стихотворения.

Представляется вероятным, что для автора стихотворение стало возможностью признаться в любви городу детства и выразить свои чувства. Главная мысль — это своеобразный призыв к потомкам: сохранить наследие прошлого.

Смысл

Автор вспоминает «Илиаду», как Цари, что были увенчаны «божественной пеной», плыли в Трою в надежде вернуть прекрасную Елену, которая была похищена Парисом. Из-за нее и разгорелась Троянская война. Получается, что важнейшей причиной кровопролития становится не завоевание земель, а любовь. Вот и лирический герой удивляется, как эта сила сметает все на своем пути, как люди тысячелетиями отдают жизнь за нее.

В третьем катрене он пытается разобраться в этой непостижимой силе, которая оказывается мощнее и Гомера, и моря. Автор не понимает уже, к чему прислушиваться и кому верить, если все падет перед могущественной силой притяжения душ. Он вопрошает к Гомеру, но тот молчит, ведь всё и так было высказано ещё давным-давно, до нашей эры. Лишь море шумит столь же неистово и упрямо, как бьется сердце влюбленного мужчины.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано шестистопным ямбом с множеством пиррихиев, из-за чего стихотворение не имеет искусственной строгой ритмичности. Рифмовка в строфах кольцевая. Исследователи подметили, что фамилия автора рифмуется с первой и последней строками четвёртой строфы-вывода. Кажется, что Мандельштам подписывается под стихотворением.

«Мы живём, под собою не чуя страны…», анализ стихотворения Мандельштама

Произведение «Notre Dame» было написано в 1912 году молодым Осипом, а также стало одним из стихотворений, которые стали частью его сборника «Камень» в 1916 году. В 1913 году произведение было написано в приложении к декларации акмеизма как подходящий пример. Содержание этого произведения в том, что предмет поэзии изображается в простых и здешних делах.

Заглавие произведения показывает, про что оно, то есть про Собор Парижской Богоматери. Произведение включает в себя четыре строфы. Каждая строфа, в свою очередь, показывает свежий угол зрения и свежий поворот мысли. Вследствие чего полное произведение создается из подходящих частей. Это произведение похоже на Собор, то есть представляется читателю как настоящий организм.

Начальная строфа показывает впечатление героя на Собор внутри. Вторая строфа показывает Собор снаружи. Последние две строфы рассматривают Собор и внутри, и снаружи, но тщательнее. Это перекрестное чередование согласовывается с крестообразным сводом Собора, сокровищем 12 столетия. В произведении не только описывается Собор, но и рассуждается прошлое, будущее и настоящее людей героем.

В начальной строфе показывается прошлое, то есть Собор был построен в 12 столетии и на местности, где раньше существовала римская колония. Автор сопоставляет крестообразный свод Адаму, первейшему человеку на Земле. Этим он объясняет новое раскрытие в культуре человека и истории. Две следующие строфы представляют Собор как композиция трех культур: римской, языческой и христианской как внутреннее дополнение Собора. Последняя строфа описывает будущее. 21-летний Осип устремляется к созданию «прекрасного» как сам Собор.

Тематикой произведения является назначение поэта и его связь с культурой всей Земли. Главной идеей является взаимосвязь всех предметов, то есть прошлого с будущим, уродства с красотой, художника с его искусством.

Основным символом произведения является камень, так как это совершенное вещество, предмет всего земного. Камень собирая премудрость всех столетий, становится Собором. В стихотворении присутствуют противопоставления. Собор включает в себя эти противопоставления. Свод, который кажется легким внутри Собора давит с неимоверной тягой. Также противопоставляются дуб с тростинкой как разные компоненты, то есть толстое и тонкое. Здесь заложен глубокий философский смысл: человек похожий и размышляющий как тростник с его слабостью, непониманием противопоставляется самоуверенному и сильному человеку, похожему на дуб.

Языческая сила является противоположностью христианской скромности. Рассудочная пропасть — это сочетание несочетаемого, так как пропасть не бывает рассудительной, но для готической личности, которая сочетает все противоположности, мир видится только так. В четвертой строфе противопоставляется уродство красоте, как материал, с помощью которого изобретается прекрасное, противопоставление созданию рук человека.

Анализ стихотворения Notre Dame (Нотр Дам) по плану

Осип мандельштам бессонница стих

БЕССОННИЦА. ГОМЕР. ТУГИЕ ПАРУСА. Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся.

Как журавлиный клин в чужие рубежи,- На головах царей божественная пена,- Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи?

И море, и Гомер – всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

О, КАК МЫ ЛЮБИМ ЛИЦЕМЕРИТЬ

О, как мы любим лицемерить И забываем без труда То, что мы в детстве ближе к смерти, Чем в наши зрелые года.

Еще обиду тянет с блюдца Невыспавшееся дитя, А мне уж не на кого дуться И я один на всех путях.

Но не хочу уснуть, как рыба, В глубоком обмороке вод, И дорог мне свободный выбор Моих страданий и забот.

Я НЕНАВИЖУ СВЕТ ОДНООБРАЗНЫХ ЗВЁЗД

Я ненавижу свет Однообразных звезд. Здравствуй, мой древний бред,- Башни стрельчатой рост!

Кружевом, камень, будь, И паутиной стань, Неба пустую грудь Тонкой иглою рань!

Будет и мой черед – Чую размах крыла. Так, но куда уйдет Мысли живой стрела?

Или, свой путь и срок, Я, исчерпав, вернусь: Там – я любить не мог, Здесь – я любить боюсь…

НЕВЫРАЗИМАЯ ПЕЧАЛЬ

Невыразимая печаль Открыла два огромных глаза, Цветочная проснулась ваза И выплеснула свой хрусталь.

Вся комната напоена Истомой – сладкое лекарство! Такое маленькое царство Так много поглотило сна.

Немного красного вина, Немного солнечного мая – И, тоненький бисквит ломая, Тончайших пальцев белизна.

НЕЖНЕЕ НЕЖНОГО ЛИЦО ТВОЁ

Нежнее нежного Лицо твое, Белее белого Твоя рука, От мира целого Ты далека, И все твое — От неизбежного.

От неизбежного Твоя печаль, И пальцы рук Неостывающих, И тихий звук Неунывающих Речей, И даль Твоих очей.

ОНА ЕЩЁ НЕ РОДИЛАСЬ

Она еще не родилась, Она и музыка и слово, И потому всего живого Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди, Но, как безумный, светел день. И пены бледная сирень В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста Первоначальную немоту, Как кристаллическую ноту, Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита, И, слово, в музыку вернись, И, сердце, сердца устыдись, С первоосновой жизни слито!

КАК КОНИ МЕДЛЕННО СТУПАЮТ

Как кони медленно ступают, Как мало в фонарях огня! Чужие люди, верно, знают, Куда везут они меня.

А я вверяюсь их заботе, Мне холодно, я спать хочу; Подбросило на повороте Навстречу звездному лучу.

Горячей головы качанье, И нежный лед руки чужой, И темных елей очертанья, Еще невиданные мной.

СУСАЛЬНЫМ ЗОЛОТОМ ГОРЯТ

Сусальным золотом горят В лесах рождественские елки, В кустах игрушечные волки Глазами страшными глядят.

О, вещая моя печаль, О, тихая моя свобода, И неживого небосвода Всегда смеющийся хрусталь!

СМУТНО-ДЫШАЩИМИ ЛИСТЬЯМИ

Смутно-дышащими листьями Черный ветер шелестит, И трепещущая ласточка B темном небе круг чертит.

Тихо спорят в сердце ласковом Умирающем моем Наступающие сумерки С догорающим лучом.

И над лесом вечереющим Стала медная луна. Отчего так мало музыки И такая тишина?

ПОЕДЕМ В ЦАРСКОЕ СЕЛО!

Поедем в Царское Село! Там улыбаются мещанки, Когда гусары после пьянки Садятся в крепкое седло… Поедем в Царское Село!

Казармы, парки и дворцы, А на деревьях – клочья ваты, И грянут “Здравия” раскаты На крик “здорово молодцы!” Казармы, парки и дворцы…

Одноэтажные дома, Где однодумы-генералы Свой коротают век усталый, Читая “Ниву” и Дюма… Особняки – а не дома!

Свист паровоза… Едет князь, В Стеклянном павильоне свита!.. И, саблю волоча сердито, Выходит офицер, кичась, – не сомневаюсь – это князь…

И возвращается домой – Конечно, в царство этикета, Внушая тайний страх, карета С мощами фрейлини седой, Что возвращается домой…

ПОСОХ

Посох мой, моя свобода – Сердцевина бытия, Скоро ль истиной народа Станет истина моя?

Могила неизвестна

Можно было предположить, что Мандельштама тут же отправят, например, на строительство Беломорканала, которым руководил Ягода. Но Сталин решил, что если уж избавляться от неугодного поэта, то не резко. В тот момент шла внутрипартийная игра, в которой жесткое преследование Мандельштама могло быть обращено против самого «кремлевского горца». Кроме того, памфлет Мандельштама польстил вождю. «Сталин увидел в этом индикатор успешности и эффективности методов нагнетания страха в обществе, — считает Нерлер. — В порядке благодарности за комплимент он подарил Мандельштаму жизнь». Подарок заключался в отсрочке казни. А в остальном сценарий был обычным для того времени. Ахматова, близко дружившая с Мандельштамом, оказалась свидетельницей ареста поэта. Она вспоминала: «Ордер на арест был подписан самим Ягодой. Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи, ходили по выброшенным из сундучка рукописям. Мы все сидели в одной комнате».

Статья по теме

«Я дарила Москву». По местам романа Мандельштама и Цветаевой Поэта отправили в ссылку в город Чердань на Северном Урале. А затем разрешили переехать в любой другой провинциальный город. Мандельштам с супругой Надеждой выбрали Воронеж. Ссылка закончилась в мае 1937 года, а уже в 1938 году его вновь осудили, но уже на пять лет трудовых лагерей. Он умирает в декабре того же года во Владивостоке во время пересылки. Тело 47-летнего поэта вместе с другими телами заключенных пролежало на мусорной куче до весны. Похоронили Мандельштама в братской могиле. Точное место могилы неизвестно до сих пор. Мандельштам после ареста в 1938 г. Фотография НКВД Фото: Public Domain

Исследователи отмечают, что в 1921 г. Мандельштам перевел стихи грузинского поэта Н. Мицишвили, которые стали пророческими: Когда я свалюсь умирать под забором в какой-нибудь яме, И некуда будет душе уйти от чугунного хлада — Я вежливо тихо уйду. Незаметно смешаюсь с тенями. И собаки меня пожалеют, целуя под ветхой оградой. Не будет процессии. Меня не украсят фиалки, И девы цветов не рассыплют над чёрной могилой… А незадолго до того самого памфлета, стоившего ему жизни, Мандельштам написал:

А мог бы жизнь просвистать скворцом, Заесть ореховым пирогом, Да, видно, нельзя никак.

Памятник поэту в Воронеже. Скульптор — Л. Гадаев Фото: Википедия

Размер и рифмовка

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, ритм простой и чёткий, рифмовка перекрёстная, женская рифма чередуется с мужской. Простая форма не отвлекает от содержания, которое каждый читатель понимает по-своему, интерпретируя стихотворение в рамках текста.

  • «Notre Dame», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Ленинград», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Мы живём, под собою не чуя страны…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Бессонница, Гомер, тугие паруса…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Нежнее нежного», анализ стихотворения Мандельштама
  • «О свободе небывалой», анализ стихотворения Мандельштама
  • «За гремучую доблесть грядущих веков», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Сохрани мою речь навсегда», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Вечер нежный», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Золотистого меду струя из бутылки текла…», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Я ненавижу свет», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Только детские книги читать», анализ стихотворения Мандельштама
  • «Батюшков», анализ стихотворения Мандельштама
  • Осип Эмильевич Мандельштам, краткая биография

По произведению: «Век»

По писателю: Мандельштам Осип Эмильевич

Тропы и образы

Одна из символистских трактовок стихотворения связана с личностью Марины Цветаевой , с которой у Мандельштама был роман как раз в 1912 г. В этом прочтении её поэзию он сравнивает со светом звёзд, а свою – с готическим собором. Размах крыла – это будущее мастерство молодого поэта. Там и здесь
в последней строфе может трактоваться как Петербург, куда приезжала Цветаева, и Москва, куда к ней ездил Мандельштам. Тогда понятно, что Мандельштам боялся любить Цветаеву, которая в тот момент уже была женой и матерью.

Но такая трактовка стихотворения слишком примитивна для творчества Мандельштама. Акмеистическое мировосприятие позволяет рассматривать каждый образ не как отвлечённый, а как бытийный. В таком случае свет однообразных
звёзд (метафорический эпитет) – это только описание пустого неба. Давний
бред (эпитет) – это какие-то идеи или поэзия лирического героя. Он сравнивает эволюцию собственной поэзии с ростом стрельчатой башни, возводимой зодчим.

Вторая строфа говорит о качествах поэзии. Слово, с точки зрения акмеистов, творит поэтическую ткань, бытие. Оно может быть кружевом и паутиной (сравнения). Раненая пустая грудь неба — это не символ, а метафора (олицетворение), восприятие лирическим героем пустоты. Сравнение шпиля готического собора с тонкой иглой – образ завоевания пустоты.

Размах крыла, который чует лирический герой – это метафора то ли роста лирического героя как поэта, то ли смерти, которую приноси на крыльях ангел смерти. Метафора стрела земной мысли
соотносит образ поэта с образом готического собора по функции: они наполняют пустоту бытием. Вопрос, которым заканчивается этот образ, говорит о сомнениях лирического героя в бытийности слова-мысли (логос).

В выводе лирический герой обращается к важной грани бытия – любви. Любовь невозможна в потустороннем мире, она порождение земли

В противопоставлениях там — здесь, не мог – боюсь
прослеживается боязнь открыть свою душу. Молодой Мандельштам готов был отдавать жизнь и силы вечности, но не любить.

Тема, основная мысль и композиция

Акмеисты воспринимали слово как материал, камень, из которого возводится здание, а себя сравнивали с зодчими. С точки зрения Мандельштама, «строить – значит бороться с пустотой». Предназначение поэта – заполнять пустоту неба, как это делает готический шпиль, прокалывая небо. Организм человека сравнивается с замысловатой конструкцией собора, оба бесконечно сложны.

Тема стихотворения – диалог с символистским мировосприятием о человеческом бытие. Основная мысль: сравнивая собственное творчество с готическим собором, Мандельштам задумывается о своей роли поэта, заполняющего пустоту живой стрелой мысли и любящего бытие больше себя, а существование больше вещи.

Стихотворение состоит из 4 катренов.

В первой строфе лирический герой объявляет о своём неприятии пустоты и предлагает свой способ борьбы с ней. Во второй строфе лирический герой обращается к камню, превратившемуся в собор. В третьей строфе герой задумывается о грядущей смерти и о том, куда денется его сознание.

В последней строфе лирический герой размышляет о своём земном конце как о возвращении к определённым внебытийным истокам, где любовь невозможна. Но и здесь, на земле, страх мешает ему насладиться любовью.

Как часто бывает в стихотворениях Мандельштама, интерпретаций может быть множество.

История создания

Творчество Мандельштама условно можно разделить на три периода.

  1. Лирический герой раннего этапа поэзии – человек, находящийся в поиске смысла бытия, несколько наивный, имеющий надежду, человек, который ценит свою жизнь, благодарен за нее.
  2. Второй этап (1917-1928) неразрывно связан с революцией. Поэт не мог оставаться в стороне от политических событий того времени, в нем просыпается интерес к истории своей страны, которую он старается отразить в своих стихотворениях. Отношение к революции у Мандельштама неоднозначно. С одной стороны, он испытывает радость, предчувствуя перемены в жизни страны, с другой, поэт понимает, какими жертвами они могут быть достигнуты.
  3. В тридцатые годы после ареста и ссылки Мандельштама стихотворения поэта пронизаны трагичным настроением. Третий этап его творческого пути открывается циклом стихов об Армении. Трагизм судьбы народа и страны остается центральным в его произведениях. Стихотворения проникнуты чувством к разным народам, поэт говорит о том, что общечеловеческие ценности всегда должны оставаться выше всего остального. К этому периоду относится стихотворение «Ленинград» (1930).

Мандельштам пишет это произведение после возвращения в Петербург из долгого отъезда. Ему пришлось покинуть Петербург на время из-за учебы за границей, а затем из-за Гражданской войны. Поэт возвращается в город, который считает родным, и видит множество изменений, которые не может принять. Также к этому периоду относятся стихотворения “Старый Крым”, “Квартира тиха как бумага”, “За гремучую доблесть” и другие стихотворения, в которых поэт открыто говорит о трагедии страны и народа. За свое нежелание молчать поэт отправлен в ссылку, во время которой он умирает. Его тело было сброшено в братскую могилу (немногие смогли вынести режим сталинских тюрем) и до сих пор не найдено.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: