Анализ стихотворения лермонтова два великана

Михаил лермонтов. анализ стихотворения лермонтова «два великана»

Образы и символы

Можно заметить, что в основе всего произведения лежит очень яркая и выразительная аллегория. Автор показывает нам противоборство русской армии с наполеоновским войском. Чтобы раскрыть основную мысль произведения, Михаил Юрьевич создал два ярких образа.

В образе «старого русского великана» предстаёт выдающийся русский полководец Михаил Илларионович Кутузов. В этом образе автор отобразил всё могущество и силу родной страны. Лермонтов изобразил Кутузова в образе былинного богатыря, который наделён незаурядным умом, редким мужеством и невиданной удалью. Так, Кутузову достаточно лишь «тряхнуть головой», чтобы развернуть противника вспять. Богатство, красоту и гордую стать России автор подчеркивает с помощью описаний: «В шапке золота литого»; «Но улыбкой роковою». Витязь одолел противника легко: «Посмотрел — тряхнул главою…». Но в жизни, конечно, схватка с Францией обошлась русским бойцам немалой кровью.

Наполеон Бонапарт предстаёт в образе «трёхнедельного удальца» (намек на то, что Наполеон собирался победить в войне за три недели). Именно этот образ олицетворяет французского императора, желание которого заключалось в покорении нашей страны. Поэт показывает нам самоуверенного полководца, который твёрдо уверен в том, что ему удастся не только «помериться силами», но и достичь полной победы.

Последние строки указывают на революционную ситуацию во Франции. Как известно, после ряда поражений Наполеон потерял власть:

В сказочном мире Лермонтова два великана захотели всего лишь помериться силами, узнав о славе друг друга. Их бой выглядит легко и задорно, совершенно не отражая реальной картины боевых действий, унесших тысячи жизней и разоривших десятки тысяч людей. Но автор выдержал все требования жанра и стилистики. Он не претендовал на достоверность.

Еще песни М.Лермонтов

    • слушать М.Лермонтов — Весна
    • скачать М.Лермонтов — Весна

    М.Лермонтов — Весна

    • слушать М.Лермонтов — Тучи
    • скачать М.Лермонтов — Тучи

    М.Лермонтов — Тучи

    • слушать М.Лермонтов — Как часто пестрою толпою
    • скачать М.Лермонтов — Как часто пестрою толпою

    М.Лермонтов — Как часто пестрою толпою

    • слушать М.Лермонтов — Не верь, не верь себе
    • скачать М.Лермонтов — Не верь, не верь себе

    М.Лермонтов — Не верь, не верь себе

    • слушать М.Лермонтов — Послушай, вспомни обо мне
    • скачать М.Лермонтов — Послушай, вспомни обо мне

    М.Лермонтов — Послушай, вспомни обо мне

    • слушать М.Лермонтов — Я жить хочу, хочу печали
    • скачать М.Лермонтов — Я жить хочу, хочу печали

    М.Лермонтов — Я жить хочу, хочу печали

    • слушать М. Лермонтов — Стихи
    • скачать М. Лермонтов — Стихи

    М. Лермонтов — Стихи

    • слушать М.Лермонтов — Герой Нашего Времени
    • скачать М.Лермонтов — Герой Нашего Времени

    М.Лермонтов — Герой Нашего Времени

    • слушать М. Лермонтов — Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить.
    • скачать М. Лермонтов — Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить.

    М. Лермонтов — Как страшно жизни сей оковы нам в одиночестве влачить.

    • слушать М. Лермонтов — Пророк
    • скачать М. Лермонтов — Пророк

    М. Лермонтов — Пророк

    • слушать М.Лермонтов — Осень (читаетВ.Бабятинский)
    • скачать М.Лермонтов — Осень (читаетВ.Бабятинский)

    М.Лермонтов — Осень (читаетВ.Бабятинский)

    • слушать М. Лермонтов — Ангел
    • скачать М. Лермонтов — Ангел

    М. Лермонтов — Ангел

    • слушать М. Лермонтов — Маскрад (сцена из 1 — го действия драмы)
    • скачать М. Лермонтов — Маскрад (сцена из 1 — го действия драмы)

    М. Лермонтов — Маскрад (сцена из 1 — го действия драмы)

    • слушать М. Лермонтов — Шутка (Jean Pierre Taieb )
    • скачать М. Лермонтов — Шутка (Jean Pierre Taieb )

    М. Лермонтов — Шутка (Jean Pierre Taieb )

Анализ стихотворения «Два великана» Лермонтова

В августе 1832 г. в Российской империи отмечалось 20-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 г. Лермонтов откликнулся на это событие стихотворением «Два великана», в котором в сказочно-аллегорической форме изобразил столкновение царской России с наполеоновской Францией.

В фигурах двух великанов легко угадываются образы Кутузова и Наполеона. Русский исполин «старый», на его голове золотая шапка, символизирующая купол православного храма. Он обладает огромным опытом и никуда не спешит, поджидая своего противника. Другой великан прибывает «из далеких чуждых стран». Слава о его военных успехах разнеслась по всему свету. Используя эпитет «трехнедельный удалец», Лермонтов с иронией намекает на обстоятельства возведения Наполеона на престол, на незаконный характер его власти. Также поэт называет иностранного великана «дерзким», имеющим «дерзновенную руку». Опьяненный легкими победами и славой, Наполеон совершил роковую ошибку, начав завоевательный поход в Россию.

У Лермонтова настоящей битвы между великанами не происходит. «Русский витязь» всего лишь «тряхнул главою», что привело к падению вражеского исполина. Поэт имеет в виду хитроумную тактику Кутузова, который стремился максимально сократить русские потери. После Бородинского сражения он беспрепятственно позволил Наполеону вступить в Москву. Главнокомандующий понимал, что время работает на него. Истощенная французская армия таяла на глазах. При отступлении она каждый день несла огромные потери от действий партизан. К тому же «непобедимый» Наполеон поспешно бежал, бросив своих верных солдат.

Лермонтов считает, что именно поражение в России привело к окончательному падению Наполеона. Французский великан «упал… в дальнем море», т. е. на острове С. Елены. Большой временной промежуток между разгромом французской армии в России и смертью Наполеона для Лермонтова не имеет большого значения. До 1812 г. французский император считался «великаном» во всем мире, а о Кутузове даже в Европе практически ничего не было известно. Только военное столкновение двух полководцев показало, кто из них был по-настоящему достоин носить звание «великана».

Анализ стихотворения Лермонтова М.Ю. «Два великана»

В шапке золота литого

Старый русский великан

Поджидал к себе другого

Из далеких чуждых стран.

За горами, за долами

Уж гремел об нем рассказ,

И померяться главами

Захотелось им хоть раз.

И пришел с грозой военной

Трехнедельный удалец,-

И рукою дерзновенной

Хвать за вражеский венец.

Но улыбкой роковою

Русский витязь отвечал:

Посмотрел — тряхнул главою.

Ахнул дерзкий — и упал!

Но упал он в дальнем море

На неведомый гранит,

Там, где буря на просторе

Над пучиною шумит.

«Два великана» — стихотворение М.Ю. Лермонтова (1832 г.), где в аллегорической форме изображено поражение Наполеона в войне с Россией. Стихотворение написано в связи с 20-летием Отечественной войны 1812 г.

Стихотворение ориентировано на фольклор, в частности на солдатскую песню; это сказывается и в лексике («за горами, за долами», «хвать за вражеский венец»), и в особой «простоте» стиховой (4-стопный хорей) и синтаксической организации поэтической речи.

Чувством гордости за свой народ и свою родину проникнуто это юношеское стихотворение Лермонтова. “Старый русский великан” поджидает к себе “другого из далеких чуждых стран”. “Русский витязь” — “старый русский великан” — спокоен, невозмутим, как будто заранее знает исход борьбы, по-богатырски могуч. Ему достаточно “тряхнуть головою”, чтобы дерзкий пришелец оказался поверженным. Довершает представление о нем образная деталь: “в шапке золота литого”, что уподобляет великана златоглавому Московскому Кремлю. “Великан” — воплощение силы всей Руси, но прежде всего Москвы, что не сдалась и не покорилась французам. Сила же и храбрость “пришельца” — проявление безрассудной дерзости. В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе “русского великана”, проявляется его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.

Обратившись к патриотической теме, Лермонтов противопоставил спокойную уверенность «старого русского великана» самонадеянной дерзости «трехнедельного удальца» из «чуждых стран».

Развитие сюжета

В первой строфе мы видим старого великана №1, поджидающего в шапке из литого золота (один из символов России золото… как у троллей) великана №2, который идет воевать из чуждых стран. Великан №1 – это Кутузов, великан №2 – это Наполеон.

Второй катрен ведает нам о гремящей славе завоевателя, под ногами которого уже лежит Европа, а в третьем четверостишии Лермонтов аллегорически описывает вторжение наполеоновских войск в Россию.

Однако старик Кутузов потряс седой главой витязя и Бонапарту оставалось только ахнуть и упасть на русскую землю, ползти с которой к собственному концу пришлось в три погибели.

Финальная строфа описывает конец Наполеона на острове святой Елены, хотя до него после изгнания из России было ещё почти 9 лет, прошедших для Бонапарта транзитом через остров Эльба (с личной охраной в 600 человек и при звании Император острова) и поражение при Ватерлоо.

Основная идея

В чем состоит смысл стихотворения «Два великана»? Автор убежден, что победить должен тот, кто отважно защищается, а не тот, кто нападает. В действиях старого великана мы видим пассивность: он «тряхнул головой» лишь тогда, когда враг схватил его за венец

Не нападение, а защита оказалась сильнее и мудрее. Мы убеждаемся, что не нужно полагаться на уверенность в своём превосходстве и непобедимости. Даже громкая слава не защищает от поражений.

Главная мысль стихотворения «Два великана» состоит в том, что русский дух отличается кротостью и спокойствием. Но в решающий час его мощь пробуждается и не дает спуску даже самому дерзкому врагу. Не стоит испытывать его терпение.

Анализ стихотворения Лермонтова «Утёс»

Стихотворение «Утес» было написано Михаилом Лермонтовым в 1841 году, за несколько недель до трагической гибели. Библиографы поэта убеждены, что он предчувствовал свою смерть и, более того, искал ее, умышленно затевая ссоры с сослуживцами и провоцируя дуэли. Тем не менее, в стихотворении «Утес» нет ни одного намека на то, что Лермонтов знает о том, что его земной путь подходит к концу. Это произведение наполнено романтикой и одухотворенностью, которыми автор нередко наделял живую природу, справедливо полагая, что люди давно уже разучились испытывать высокие и благородные чувства.

В два коротких четверостишья Михаил Лермонтов смог не только уместить очаровательную зарисовку южного пейзажа, но и вложить в свое произведение глубокий жизненный смысл. Тучи во все времена отождествлялись в религии и мифологии с чем-то неземным и божественным, их природа, долгое время остававшаяся для людей загадкой, внушала им благоговейный трепет. Утес же в данном конкретном случае символизирует нечто мирское и обыденное, не вызывающее удивление либо желания преклоняться перед тем, что можно осязать. Таким образом, в стихотворении «Утес» пересекаются духовное и материальное начала. Однако союз тучки и утеса является мимолетным и случайным. В этом Михаил Лермонтов видит нашу повседневность, в которой люди задумываются о собственной душе гораздо реже, чем беспокоятся о теле. Однако автор подчеркивает, что истинная гармония мира основана на объединении этих двух начал. Душа без тела, по его мнению, может великолепно существовать и, как тучка, которая «утром в путь умчалась рано», возвращается в иной мир, не испытывая боли и страданий. В то же время тело без души обречено если и не на гибель, то на вечные муки. Оно подобно утесу, который «одиноко стоит, задумался глубоко, и тихонько плачет в пустыне». Эпитеты, которыми автор награждает главных героев стихотворения, призваны подчеркнуть контраст между миром духовного имматериального. Легкую и невесомую тучку Михаил Лермонтов именует «золотой». Утес же предстает перед читателями старым, морщинистым и уставшим от жизни, которая давно перестала приносить ему радость.

Некоторые исследователи творчества Михаила Лермонтова придерживаются иной трактовки стихотворения «Утес», считая, что оно посвящено не единству двух начал, а человеческим взаимоотношениям. Так, «тучка золотая» олицетворяет ветреную красавицу, полную жизни, сил и счастья. А утес выступает в роли солидного и умудренного опытом пожилого господина, который считает, что все прелести жизни лично для него уже остались в прошлом. Он вполне годится на роль отца таинственной незнакомки или же ее случайного знакомого, для которого общение с девушкой неожиданно оказывается весьма приятным. Но вот красавица упорхнула, предпочтя его обществу или, попросту говоря, своих подружек. И пожилой мужчина еще отчетливее ощущает свое одиночество, понимая, что среди веселой молодежи он выглядит незваным гостем на чужом празднике жизни. Осознание этого вызывает у него чувство жалости к самому себе, глубокую печаль и ощущение беспомощности. Не исключено, что в образе пожилого господина-утеса Михаил Лермонтов изобразил самого себя. Несмотря на молодость (на момент гибели поэту исполнилось всего 28 лет), в душе он чувствовал себя глубоким стариком. Страдания, связанные с невозможностью реализовать себя в мире, который соткан из противоречий, заставили Михаила Лермонтова фактически поставить крест на собственной жизни. И, наблюдая за тем, как другие люди, немногим моложе его, могут позволить себе роскошь быть по-настоящему счастливыми, поэту лишь оставалось смириться с собственной участью и признать, что он обречен на вечное одиночество и непонимание.

Анализ стихотворения Лермонтова «Два великана»

Воинская слава Отечества — один из основополагающих мотивов лермонтовского творчества. Авторские раздумья о подвиге и исторической памяти, прозвучавшие в «Поле Бородина», продолжает сказочная аллегория «Два великана», появившаяся в 1832 г. Дата создания стихотворения символична: она совпадает с двадцатилетней годовщиной победы русских войск над французской армией.

Центральная тема стихотворения — противостояние двух бойцов, которые символизируют Россию и наполеоновскую Францию. Образы великанов наделены индивидуальными чертами. Разнится и авторское отношение к каждому из героев.

Русский воин стар, но опытен, могуч и невозмутим, как былинный Илья Муромец. Его шапка напоминает читателю о позолоченных маковках русских церквей, и в первую очередь — о куполе колокольни Ивана Великого, символизирующей Москву. Золотой шлем-шапка — единственная деталь внешнего облика, упомянутая автором-сказителем.

Оппонент «русского витязя» пришел из «далеких чуждых стран». Он знаменит, удачлив и быстр, но бесцеремонен и нагловат: однокоренные слова «дерзновенный» и «дерзкий» подчеркивают отрицательные черты иноземного героя. Насмешливое определение «трехнедельный удалец» намекает на нецарственное происхождение и скороспелый характер императорства Наполеона I.

Сказитель не скрывает собственные оценки: гордость и уважение к русскому великану, иронию к его иностранному «коллеге».

Антитеза, на которой основано лермонтовское творение, смоделирована по нескольким признакам: «спокойствие» — «наглый натиск», «следование традициям» — «нарушение старого уклада».

Преимущество витязя над пришельцем столь очевидно, что отпадает нужда в схватке. Собственно, никакого боя не происходит. На беспардонную выходку чужестранца, протянувшего руку к шапке-«венцу», русский воин отвечает взглядом и «улыбкой роковой». Затем следует движение головы, которого оказалось достаточно, чтобы оппонент испугался и «упал».

Используя преимущества организации художественного пространства фольклорных произведений, сказитель мгновенно «перемещает» поверженного наглеца в неведомые земли. Юный поэт намекает на последние годы Бонапарта, проведенные на отдаленном острове в Атлантическом океане, но вплетает историческую аллюзию в общий сказочно-былинный контекст.

То есть — Лермонтову было 17-18 лет.

Впервые опубликовано стихотворение было уже после смерти поэта — в «Отечественных записках» 1842 г., № 5, стр. 1-2 ; текст печатался по записи в альбоме. Существуют различные записи, в том числе сделанная С. А. Раевским , поэтому в разных текстовых вариантах есть небольшие разночтения .

Само стихотворение проникнуто патриотическим пафосом. Сюжет его в сказочно-аллегорической форме изображает Наполеона и русского императора Александра I . Различные текстовые варианты проясняют эту аллегорию еще больше: злобный Наполеон противопоставлен проникнутому презрением Александру .

Лермонтов стилизует эту патриотическую аллегорию под былинные, сказовые формы .

Стихотворение «Два великана» почти дословно использовано Лермонтовым в поэме «Сашка» (гл. I, строфа VII) .

Два великана

В последних четырех стихах имеется в виду ссылка Наполеона на остров Св. Елены, где он и умер в 1821 г.

Эти стихи положил на музыку товарищ и родственник М. Лермонтова Дмитрий Аркадьевич Столыпин (1818-1893). Он писал музыку к нескольким стихам Лермонтова, например, к стихотворению Нищий («У врат обители святой стоял просящий подаянья») в 1870 году. Д. Столыпин не считал себя профессиональным композитором, но известны многие его музыкальные произведения. Куда больше он занимался экономическими вопросами и был автором статей на эту тематику .

Получилась песня «Два великана», которая и поныне входит в классический репертуар многих вокалистов.

К этому стихотворению писали музыку композиторы (в алфавитном порядке): Агафонников В. Г. (1974), Асафьев Б. В. (1941), Астафьев А. М. (для смешанного 4-голосного хора б/сопровождения, 1911), Беневский В. Д. , Брянский Н. П. (мужской хор б/сопровождения, 1876), Васильев М. Д. (1892), Гальперин Ю. Е. , Гахович А. П. (для 4-, 3- и 2-голосных смешанных мужского, женского или детского хоров с сопровождением рояля или фисгармонии, 1914), Дмоховский П. В. (4-голосный хор, 1914), Дочевский И. Ф. (1857), Ефимов Ю. П. (1949), Иванов-Корсунский В. М. , Киршбаум Н. Ф. (посв. великой княгине Елене Владимировне, 1903), Лисовский Л. Л. , Нажет-Вильбушевич М.,

Анализ стихотворения «Два великана» Лермонтова

В августе 1832 г. в Российской империи отмечалось 20-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 г. Лермонтов откликнулся на это событие стихотворением «Два великана», в котором в сказочно-аллегорической форме изобразил столкновение царской России с наполеоновской Францией.

В фигурах двух великанов легко угадываются образы Кутузова и Наполеона. Русский исполин «старый», на его голове золотая шапка, символизирующая купол православного храма. Он обладает огромным опытом и никуда не спешит, поджидая своего противника. Другой великан прибывает «из далеких чуждых стран». Слава о его военных успехах разнеслась по всему свету. Используя эпитет «трехнедельный удалец», Лермонтов с иронией намекает на обстоятельства возведения Наполеона на престол, на незаконный характер его власти. Также поэт называет иностранного великана «дерзким», имеющим «дерзновенную руку». Опьяненный легкими победами и славой, Наполеон совершил роковую ошибку, начав завоевательный поход в Россию.

У Лермонтова настоящей битвы между великанами не происходит. «Русский витязь» всего лишь «тряхнул главою», что привело к падению вражеского исполина. Поэт имеет в виду хитроумную тактику Кутузова, который стремился максимально сократить русские потери. После Бородинского сражения он беспрепятственно позволил Наполеону вступить в Москву. Главнокомандующий понимал, что время работает на него. Истощенная французская армия таяла на глазах. При отступлении она каждый день несла огромные потери от действий партизан. К тому же «непобедимый» Наполеон поспешно бежал, бросив своих верных солдат.

Лермонтов считает, что именно поражение в России привело к окончательному падению Наполеона. Французский великан «упал… в дальнем море», т. е. на острове С. Елены. Большой временной промежуток между разгромом французской армии в России и смертью Наполеона для Лермонтова не имеет большого значения. До 1812 г. французский император считался «великаном» во всем мире, а о Кутузове даже в Европе практически ничего не было известно. Только военное столкновение двух полководцев показало, кто из них был по-настоящему достоин носить звание «великана».

Анализ стихотворения «Два великана» Лермонтова

В августе 1832 г. в Российской империи отмечалось 20-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 г. Лермонтов откликнулся на это событие стихотворением «Два великана», в котором в сказочно-аллегорической форме изобразил столкновение царской России с наполеоновской Францией.

В фигурах двух великанов легко угадываются образы Кутузова и Наполеона. Русский исполин «старый», на его голове золотая шапка, символизирующая купол православного храма. Он обладает огромным опытом и никуда не спешит, поджидая своего противника. Другой великан прибывает «из далеких чуждых стран». Слава о его военных успехах разнеслась по всему свету. Используя эпитет «трехнедельный удалец», Лермонтов с иронией намекает на обстоятельства возведения Наполеона на престол, на незаконный характер его власти. Также поэт называет иностранного великана «дерзким», имеющим «дерзновенную руку». Опьяненный легкими победами и славой, Наполеон совершил роковую ошибку, начав завоевательный поход в Россию.

У Лермонтова настоящей битвы между великанами не происходит. «Русский витязь» всего лишь «тряхнул главою», что привело к падению вражеского исполина. Поэт имеет в виду хитроумную тактику Кутузова, который стремился максимально сократить русские потери. После Бородинского сражения он беспрепятственно позволил Наполеону вступить в Москву. Главнокомандующий понимал, что время работает на него. Истощенная французская армия таяла на глазах. При отступлении она каждый день несла огромные потери от действий партизан. К тому же «непобедимый» Наполеон поспешно бежал, бросив своих верных солдат.

Лермонтов считает, что именно поражение в России привело к окончательному падению Наполеона. Французский великан «упал… в дальнем море», т. е. на острове С. Елены. Большой временной промежуток между разгромом французской армии в России и смертью Наполеона для Лермонтова не имеет большого значения. До 1812 г. французский император считался «великаном» во всем мире, а о Кутузове даже в Европе практически ничего не было известно. Только военное столкновение двух полководцев показало, кто из них был по-настоящему достоин носить звание «великана».

То есть — Лермонтову было 17-18 лет.

Впервые опубликовано стихотворение было уже после смерти поэта — в «Отечественных записках» 1842 г., № 5, стр. 1-2 ; текст печатался по записи в альбоме. Существуют различные записи, в том числе сделанная С. А. Раевским , поэтому в разных текстовых вариантах есть небольшие разночтения .

Само стихотворение проникнуто патриотическим пафосом. Сюжет его в сказочно-аллегорической форме изображает Наполеона и русского императора Александра I . Различные текстовые варианты проясняют эту аллегорию еще больше: злобный Наполеон противопоставлен проникнутому презрением Александру .

Лермонтов стилизует эту патриотическую аллегорию под былинные, сказовые формы .

Стихотворение «Два великана» почти дословно использовано Лермонтовым в поэме «Сашка» (гл. I, строфа VII) .

Два великана

В последних четырех стихах имеется в виду ссылка Наполеона на остров Св. Елены, где он и умер в 1821 г.

Эти стихи положил на музыку товарищ и родственник М. Лермонтова Дмитрий Аркадьевич Столыпин (1818-1893). Он писал музыку к нескольким стихам Лермонтова, например, к стихотворению Нищий («У врат обители святой стоял просящий подаянья») в 1870 году. Д. Столыпин не считал себя профессиональным композитором, но известны многие его музыкальные произведения. Куда больше он занимался экономическими вопросами и был автором статей на эту тематику .

Получилась песня «Два великана», которая и поныне входит в классический репертуар многих вокалистов.

К этому стихотворению писали музыку композиторы (в алфавитном порядке): Агафонников В. Г. (1974), Асафьев Б. В. (1941), Астафьев А. М. (для смешанного 4-голосного хора б/сопровождения, 1911), Беневский В. Д. , Брянский Н. П. (мужской хор б/сопровождения, 1876), Васильев М. Д. (1892), Гальперин Ю. Е. , Гахович А. П. (для 4-, 3- и 2-голосных смешанных мужского, женского или детского хоров с сопровождением рояля или фисгармонии, 1914), Дмоховский П. В. (4-голосный хор, 1914), Дочевский И. Ф. (1857), Ефимов Ю. П. (1949), Иванов-Корсунский В. М. , Киршбаум Н. Ф. (посв. великой княгине Елене Владимировне, 1903), Лисовский Л. Л. , Нажет-Вильбушевич М.,

Анализ стихотворения «Два великана» Лермонтова

В августе 1832 г. в Российской империи отмечалось 20-летие со дня победы в Отечественной войне 1812 г. Лермонтов откликнулся на это событие стихотворением «Два великана», в котором в сказочно-аллегорической форме изобразил столкновение царской России с наполеоновской Францией.

В фигурах двух великанов легко угадываются образы Кутузова и Наполеона. Русский исполин «старый», на его голове золотая шапка, символизирующая купол православного храма. Он обладает огромным опытом и никуда не спешит, поджидая своего противника. Другой великан прибывает «из далеких чуждых стран». Слава о его военных успехах разнеслась по всему свету. Используя эпитет «трехнедельный удалец», Лермонтов с иронией намекает на обстоятельства возведения Наполеона на престол, на незаконный характер его власти. Также поэт называет иностранного великана «дерзким», имеющим «дерзновенную руку». Опьяненный легкими победами и славой, Наполеон совершил роковую ошибку, начав завоевательный поход в Россию.

У Лермонтова настоящей битвы между великанами не происходит. «Русский витязь» всего лишь «тряхнул главою», что привело к падению вражеского исполина. Поэт имеет в виду хитроумную тактику Кутузова, который стремился максимально сократить русские потери. После Бородинского сражения он беспрепятственно позволил Наполеону вступить в Москву. Главнокомандующий понимал, что время работает на него. Истощенная французская армия таяла на глазах. При отступлении она каждый день несла огромные потери от действий партизан. К тому же «непобедимый» Наполеон поспешно бежал, бросив своих верных солдат.

Лермонтов считает, что именно поражение в России привело к окончательному падению Наполеона. Французский великан «упал… в дальнем море», т. е. на острове С. Елены. Большой временной промежуток между разгромом французской армии в России и смертью Наполеона для Лермонтова не имеет большого значения. До 1812 г. французский император считался «великаном» во всем мире, а о Кутузове даже в Европе практически ничего не было известно. Только военное столкновение двух полководцев показало, кто из них был по-настоящему достоин носить звание «великана».

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: