Стих тучи (михаил лермонтов)

Беглец читать онлайн. михаил лермонтов — беглец: стих. анализ стихотворения «беглец» лермонтова

История и предпосылки создания стихотворения

В России в ряде центральных губерний вспыхнула эпидемия холеры, которая повлекла за собой растерянность, страх, и недовольство крестьян. Недовольство оборачивалось против собственных помещиков, уездных и губернских чиновников.

Европу тоже лихорадило. В июле 1830 года во Франции вспыхнула очередная революция, в результате которой Карл Х был вынужден отречься от престола в пользу Луи Филиппа Орлеанского. В августе 1830 года вспыхнуло восстание в Брюсселе. В Греции война за независимость от османской империи длилась с 1821 по 1832 год. Обо всех этих событиях Лермонтов, свободно читавший по-французски, не мог не знать. Российские дворяне читали заграничную прессу. Некоторые сообщения о событиях, происходящих за пределами Российской империи, несмотря на цензуру, все же просачивались в российские журналы, обсуждались в салонах.

Молодой человек, помнивший о восстании декабристов, понимал, что недалек тот час, когда народ поймет: так жить, как живут российские крестьяне, нельзя. Человек имеет право жениться и выходить замуж по своей воле, не спрашивая у барина разрешения. Человек имеет право работать для себя, или получать достойную оплату за свой труд.

«Предсказание» – это не мистическое озарение, это плод логических рассуждений и размышлений над будущим России, это предупреждение властям.

Композиция и жанр

В первой части стихотворения отмечено тяжёлое душевное состояние главного героя. Эти чувства знакомы каждому человеку — тревога, скорбь, отчаяние, непонимание. Во второй строфе раскрывается смысл слов, с которыми главный герой обращается к Творцу — молится. В произведении не сообщается, что за молитву имел в виду автор

Но это и неважно. Ведь с какой бы просьбой человек ни обратился к богу, после неё наступит состояние душевной чистоты, умиротворения и покоя

Именно эти ощущения возникают при прочтении заключительной части: «И верится, и плачется, и так легко, легко…».

Стих Лермонтова «Молитва» — произведение лирическое. Здесь по-прежнему находятся черты романтизма, которые присутствуют в лермонтовской лирике. Однако автор уже изменил свой взгляд на религию, которая теперь выступает для него островком спасения и успокоения. В первой строфе можно заметить великолепную звуковую организацию на основе звука «у». Это придаёт звучанию тягучесть церковного песнопения. Необходимо отметить эпитеты, которые присутствуют в работе:

  • «минуту трудной»;
  • «молитву чудной»;
  • «силу благодатной»;
  • «прелесть святой и непонятной».

Композиция и жанр

Стихотворение состоит из пяти строф. Целостность поэзии достигается за счет общей тематики. Повествование ведется от второго лица множественного числа. Лермонтов относит себя к потерянному поколению, видит горькие симптомы в своей душе и в окружающих. Откровение поэта подкупает и вызывает не осуждение его и его ровесников, а жалость к ним.

Михаил Юрьевич написал стихотворение при помощи шестистопного ямба. Однако иногда его сменяет четырех- и пятистопный ямб. Таким образом акцентируются определенные суждения поэта. В произведении задействована перекрестная рифма. Лермонтов часто обращался к такому виду рифмовки.

М. Ю. Лермонтов

М. Ю. Лермонтов (1814-1841) — знаменитый русский поэт, но писал он и прозу, был замечательным драматургом, художником, человеком, обладающим многими талантами. К сожалению, он рано закончил свой земной путь. В творчестве поэта есть не только гражданские, философские и личные мотивы, но и религиозные, духовная жизнь народа всегда волновала Лермонтова. Его произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе, а стихи стали основой для прекрасных народных песен и романсов. Молодой поэт оказал большой влияние на всю творческую среду своего времени и оставил великое наследие.

16

Ты помнишь детские года:Слезы не знал я никогда;Но тут я плакал без стыда.Кто видеть мог? Лишь темный лесДа месяц, плывший средь небес!Озарена его лучом,Покрыта мохом и песком,Непроницаемой стенойОкружена, передо мнойБыла поляна. Вдруг по нейМелькнула тень, и двух огнейПромчались искры… и потомКакой-то зверь одним прыжкомИз чащи выскочил и лег,Играя, навзничь на песок.То был пустыни вечный гость —Могучий барс. Сырую костьОн грыз и весело визжал;То взор кровавый устремлял,Мотая ласково хвостом,На полный месяц,— и на немШерсть отливалась серебром.Я ждал, схватив рогатый сук,Минуту битвы; сердце вдругЗажглося жаждою борьбыИ крови… да, рука судьбыМеня вела иным путем…Но нынче я уверен в том,Что быть бы мог в краю отцовНе из последних удальцов.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Утёс.

История создания – стихотворение было написано поэтом за несколько недель до смерти, в 1841 году, а опубликовано два года спустя.

Тема стихотворения – одиночество человека, который живет в огромном мире.

Композиция – одночастная линейная.

Жанр – пейзажно-философская лирика с элементами олицетворения.

Стихотворный размер – пятистопный хорей с опоясывающей рифмой.

Эпитеты – “тучка золотая”, “влажный след”, “старый утес”.

Олицетворения –“ночевала тучка”, “тучка умчалась”, “утес задумался и плачет”.

Метафоры –“грудь утеса”, “по лазури весело играя”, “морщина утеса”.

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)»

Чтобы понять, как видел тему назначения поэта и поэзии молодой Лермонтов, достаточно прочитать одно стихотворение — «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)». Написано оно в 1838 г. На тот момент Михаил Юрьевич был уже широко известен. Славу ему принесло посвящение убийству на дуэли Пушкина «Смерть Поэта». обнародованное в 1837 г. Именно из-за него Лермонтов отправился в первую кавказскую ссылку, длившуюся несколько месяцев.

«Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» — программное высказывание Михаила Юрьевича. Стихотворение посвящено положению дел в русской поэзии после трагической смерти Пушкина. Произведение построено на приеме противопоставления. В первых шести строфах речь идет о клинке. Когда-то оружие принадлежало наезднику в горах, служило ему верой и правдой, не одну прорвало кольчугу. Сейчас славные времена позади. Клинок висит на стене, превратившись в золотую игрушку. Вторые шесть строф относятся непосредственно к поэтам. В них Лермонтов называет свой век изнеженным, а мир — ветхим, обвиняет стихотворцев в утрате назначения. По мнению Михаила Юрьевича, ранее слово поэта могло вдохновить бойцов на битву, оно было необходимо толпе «как чаша для пиров». Но те годы ушли в прошлое. Отныне стихотворцам интересно только золото. В конце Лермонтов задается вопросами, одновременно соединяя между собой две части произведения: Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк? Иль никогда на голос мщенья Из золотых ножон не вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?

Для романтизма, который был близок Лермонтову, характерно противопоставление поэта и толпы. При этом герой преподносится как творец, вдохновленный свыше и чуждый большинству. Такой подход встречается и у Лермонтова, например, в позднем «Пророке» (1841). Интересно, что в произведении «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» демонстрируется несколько другой взгляд на проблему. Здесь стихотворец предстает в качестве властителя народных дум. Толпа внимает его словам, жаждет их услышать.

По сути, в стихотворении «Поэт (Отделкой золотой блистает мой кинжал…)» Лермонтов называет произведения своих современников салонными развлечениями, пустышками, безделушками. Михаил Юрьевич призывает создавать актуальную лирику с четкой гражданской позицией, оказывающую сильное влияние на мысли и поступки людей.

9 класс

История создания

Лермонтов родился в 1814 году, в семье офицера, но воспитывался бабушкой. Он всегда любил литературу, но писать начал только во время обучения в московском пансионе, где учился с 1828 года до 1830. А затем, в 1830-1832 годах, он учится в Московском университете, где и пишет «Я не унижусь».

Написано стихотворение «Я не унижусь. .. » в 1832 году. Это не просто рассказ, написанный в стихах, это посвящение. И даже не совсем упрек, здесь что-то большее — крик разочарования. В любви, в обожании, в жизни. Возможно, именно поэтому Лермонтов так и не опубликовал его при жизни, стихотворение увидело свет лишь в 1859 году, уже после гибели поэта.

Кому посвящено стихотворение «Я не унижусь»? Известно, что автор обращался в этом стихотворении к своей возлюбленной — Наталье Ивановой, с которой они к этому моменту уже расстались. Лермонтов славился своими романами, скандалами и славой повесы, который никогда никого не любил. Да и в своих произведениях он не стремился раскрыть тему любви, она была не главной в его творчестве. Однако данное стихотворение показывает совсем другого Лермонтова: потерянного, оставленного и совершенно не представляющего, что делать. В нем много чувств, даже слишком, что делает текст не просто искренним, а излишне искренним. Та, что его оставила – и боль его, и радость, и разочарование, и подарок. И Лермонтов понимает это, потому что так и не уничтожил стихотворение, которому, однако, не дал увидеть свет.

Лирический герой

Лирический герой послания полон любви и отчаяния. Он контрастно демонстрирует свои чувства. Вся его жертвенность оказалась напрасной, любимая наградила его только «коварной изменой». Бывший «ангел», в его глазах, превратился в порочную женщину.

Одинокий герой наполняется гордостью и готовится к новым любовным порывам. Видно, что он доверчив и стремится к счастью. Душа героя обращается к прошлым и будущим временам, он надеется, что они будут лучшими. Внимания многих современных любителей любовной лирики заслуживает анализ стихотворения Лермонтова «Я не унижусь пред тобою».

Стихотворение было написано в 1832 году. Обращено к Н. Ф. Ивановой, одной из знакомых поэта, которая была предметов его
увлечений в юности. Пожалуй, именно Наталье Федоровне Лермонтов посвятил наибольшее количество своих стихотворений, мотивом которых являлись: в начале
знакомства – восторг и восхищения, и в конце – обманутые надежды и напрасная жажда любви.

Иванова Наталья Федоровна

(С портрета, рисованногохудожником В. Ф. Биннеманом)

* * *

Фрагмент автографа стихотворения(страница из лермонтовской тетради)

Помимо данного стихотворения Наталье Ивановой были посвященны и обращенны следующие произведения Лермонтова:

. «1831-го июня 11 дня»
. «В альбом Н. Ф. Ивановой»
. «Видение»
. «Время сердцу быть в покое»
. «Всевышний произнес свой приговор»
. «Дай бог, чтоб вечно вы не знали»
. «Измученный тоскою и недугом»
. «К чему волшебною улыбкой»
. «Когда одни воспоминанья»
. «Любил с начала жизни я»
. «Мгновенно пробежав умом»
. «Не могу на родине томиться»
. «Не ты, но судьба виновата была»
. «Романс к Ивановой»
. «Сонет»
. «Я не достоин, может быть»

В юности Лермонтов был достаточно сильно увлечен дочерью известного писателя, Н.Ф. Ивановой. Их отношения продлились недолго. Узнать о том, что думал юный поэт о разрыве можно, если вдумчиво читать стих “Я не унижусь пред тобою” Лермонтова Михаила Юрьевича.

Стихотворение было создано в 1832 г. Период с 1830 по 1832 гг. был вершиной юношеского творчества поэта. Пытаясь найти себя в литературе, Лермонтов писал во многих жанрах. Большое влияние на его раннее творчество оказал Байрон. Пытаясь идти в ногу со временем, Лермонтов создал немало фаталистических произведений, пронизанных мрачной романтикой. Текст стихотворения Лермонтова “Я не унижусь пред тобою”, которое проходят на уроке литературы в 8 классе, пропитан юношеским максимализмом. “Мы чужие с этих пор” – восклицает поэт, узнав о том, что ветреная возлюбленная предпочла ему другого. Строки о том, что юный Лермонтов посветил “улыбке и глазам” любимой годы, вызывают улыбку. На самом деле, их отношения длились несколько месяцев, и назвать их романтическими нельзя. Н.Иванова, скорее, была “прекрасной дамой” юного поэта, который долгое время видел в ней свой идеал.

Изначально Лермонтов неверно истолковал симпатию и внимание Н.Ивановой. Поэтому ее холодность, которой она встретила влюбленный порыв поэта, причинила ему боль

Она была настолько сильной, что Лермонтов готов был разочароваться во всех женщинах. Оскорбленный отказом “ангела”, он горько упрекает девушку в том, что она дала ему ложную надежду. “Зачем ты не была сначала, какою стала наконец?” – сетует он. Боль от этой раны осталась на всю жизнь. Лермонтов, назвав Н.Иванову “бесчувственным, холодным божеством”, посветил ей целый цикл произведений. Он состоял из сорока стихотворений. Скачать это произведение полностью или учить его в режиме онлайн можно на нашем сайте.

Я не унижусь пред тобою;
Ни твой привет, ни твой укор
Не властны над моей душою.
Знай: мы чужие с этих пор.
Ты позабыла: я свободы
Для зблужденья не отдам;
И так пожертвовал я годы
Твоей улыбке и глазам,
И так я слишком долго видел
В тебе надежду юных дней
И целый мир возненавидел,
Чтобы тебя любить сильней.
Как знать, быть может, те мгновенья,
Что протекли у ног твоих,
Я отнимал у вдохновенья!
А чем ты заменила их?
Быть может, мыслею небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то бессмертье он?
Зачем так нежно обещала
Ты заменить его венец,
Зачем ты не была сначала,
Какою стала наконец!
Я горд!- прости! люби другого,
Мечтай любовь найти в другом;
Чего б то ни было земного
Я не соделаюсь рабом.
К чужим горам, под небо юга
Я удалюся, может быть;
Но слишком знаем мы друг друга,
Чтобы друг друга позабыть.
Отныне стану наслаждаться
И в страсти стану клясться всем;
Со всеми буду я смеяться,
А плакать не хочу ни с кем;
Начну обманывать безбожно,
Чтоб не любить, как я любил,-
Иль женщин уважать возможно,
Когда мне ангел изменил?
Я был готов на смерть и муку
И целый мир на битву звать,
Чтобы твою младую руку –
Безумец!- лишний раз пожать!
Не знав коварную измену,
Тебе я душу отдавал;
Такой души ты знала ль цену?
Ты знала – я тебя не знал!

Стихи Лермонтова о свободе

Листок

Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот наконец докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: «Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных».
– На что мне тебя? – отвечает младая чинара,
Ты пылен и желт, – и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал – да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! Тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море.

Узник

Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня,
Черноглазую девицу,
Черногривого коня!
Я красавицу младую
Прежде сладко поцелую,
На коня потом вскочу,
В степь, как ветер, улечу.
*
Но окно тюрьмы высоко,
Дверь тяжелая с замком;
Черноокая далеко,
В пышном тереме своем,
Добрый конь в зеленом поле
Без узды, один, по воле
Скачет весел и игрив,
Хвост по ветру распустив.
*
Одинок я – нет отрады:
Стены голые кругом,
Тускло светит луч лампады
Умирающим огнем;
Только слышно: за дверями,
Звучномерными шагами,
Ходит в тишине ночной
Безответный часовой.

Воля

Моя мать – злая кручина,
Отцом же была мне – судьбина,
Мои братья, хоть люди,
Не хотят к моей груди
Прижаться;
Им стыдно со мною,
С бедным сиротою,
Обняться.
Но мне богом дана
Молодая жена,
Воля-волюшка,
Вольность милая,
Несравненная;
С ней нашлись другие у меня
Мать, отец и семья;
А моя мать – степь широкая,
А мой отец – небо далекое;
Они меня воспитали,
Кормили, поили, ласкали;
Мои братья в лесах –
Березы да сосны.
Несусь ли я на коне, –
Степь отвечает мне;
Брожу ли поздней порой, –
Небо светит мне луной;
Мои братья в летний день,
Призывая под тень,
Машут издали руками,
Кивают мне головами;
И вольность мне гнездо свила,
Как мир – необъятное!

Сосед

Кто б ни был ты, печальный мой сосед,
Люблю тебя, как друга юных лет,
Тебя, товарищ мой случайный,
Хотя судьбы коварною игрой
Навеки мы разлучены с тобой
Стеной теперь – а после тайной.
Когда зари румяный полусвет
В окно тюрьмы прощальный свой привет
Мне умирая посылает
И, опершись на звучное ружье,
Наш часовой, про старое житье
Мечтая, стоя засыпает,
Тогда, чело склонив к сырой стене,
Я слушаю – и в мрачной тишине
Твои напевы раздаются.
О чем они – не знаю; но тоской
Исполнены, и звуки чередой,
Как слезы, тихо льются, льются…
И лучших лет надежды и любовь
В груди моей всё оживает вновь,
И мысли далеко несутся,
И полон ум желаний и страстей,
И кровь кипит – и слезы из очей,
Как звуки, друг за другом льются.

Анализ стихотворения Лермонтова «Прости! — мы не встретимся боле…»

У многих современных читателей имя Михаила Юрьевича Лермонтова (1814–1841) ассоциируется исключительно с драматическими сюжетами об узниках, схватках, смерти. Однако не менее трогательными и пронзительными были стихи поэта о любви. В 1832 году из-под пера Михаила Юрьевича выходит нежное, но печальное «К* (Прости! – мы не встретимся боле)». Это произведение демонстрирует нам, насколько велико было сердце молодого поэта.

Стихотворение «К* (Прости!…) входит в так называемый «ивановский» цикл, в котором отражены чувства Михаила Юрьевича к Наталье Фёдоровне Ивановой. Лермонтову было всего 16 лет, когда девушка отвергла его ради выгодного брака. На протяжении 1830-1832 годов юноша выплёскивал свои переживания по поводу разрыва в поэтической тетради, неизменно посвящая стихи таинственной и холодной Н. Ф. И.

Таково и это произведение, полное боли и грусти. В нём указано напрямую на Н. Ф. Иванову, не упоминается дат или каких-либо значимых событий. Образ влюблённых создан без конкретики. Поэт наполнил строки исключительно эмоциями и даже фантазиями, представляя, как девушка будет вести себя в будущем, когда он сам покинет этот мир.

Анафора усиливает экспрессию момента. Поэт словно ставит финальную точку в этих обречённых отношениях, подводит им итог.

Композиционно стихотворение разделено на три части по два четверостишия в каждом. Первая и третья строфа – эмоциональное изображение чувств лирического героя, его объяснения с объектом его страсти. Вторая часть – философское размышление о природе любви. Обнаруживая обычно несвойственную молодости мудрость, поэт рассуждает о том, что между мужчиной и женщиной формируется духовная связь, которая не разрушается даже тогда, когда отношения прекращаются. Этот след в душах влюблённых поэт отразил в образе звуков:
Есть звуки — значенье ничтожно
И презрено гордой толпой,

И в мире поймут их лишь двое,
И двое лишь вздрогнут от них!

Затем поэт снова обращается к возлюбленной. Снова мы видим это «Прости!», но уже более спокойное. Автор утешает её и себя тем, что единственное мгновение взаимности стоит вечности одиночества. Яркий образ чувств, сожжённых одним поцелуем, вспыхивает перед читателем. Представляется, что герой смиряется с тем, что больше никогда не будет счастлив. Эта покорность судьбе роднит стихотворение «К* (Прости!…) с пушкинским « » (1830 г.). В нём юный автор также великодушно отпускает любовь, несмотря на то, что это ранит его самого.

«ПРОСТИ, МЫ НЕ ВСТРЕТИМСЯ БОЛЕ»
, см. «К*».

  • — «ПРОСТИ, МЫ НЕ ВСТРЕТИМСЯ БОЛЕ», см. «К*»…

    Лермонтовская энциклопедия

  • — «ПРОЩАНЬЕ» , юношеское стих. Л. , связанное мотивом разлуки с рядом стих., отразивших увлечение поэта Дж. Байроном. Написано редким в рус. поэзии стихом — 2-стопным ямбом…

    Лермонтовская энциклопедия

  • — 1985, 2 серии, 134 мин., цв., 2то. жанр: драма. реж. Виктор Соколов, сц. Виктор Соколов, Альбина Шульгина, опер. Владимир Дьяконов, худ. Лариса Шилова, комп. Андрей Петров, зв. Лариса Маслова…

    Ленфильм. Аннотированный каталог фильмов (1918-2003)

  • — Шутливая рифмовка, вызывающая ассоциацию со словом проститутка…

    Словарь народной фразеологии

  • — Своеобразный тост, ориентирующий на известный исход начавшейся пьянки…

    Словарь народной фразеологии

  • — БО́ЛЕ. То же, что более. «Нет уж дней тех светлых боле.» Крылов…

    Толковый словарь Ушакова

  • Толковый словарь Ефремовой

  • — бо́ле I разг.-сниж. нареч. качеств.-количеств.; = больше I II разг.-сниж. нареч. качеств.-обстоят….

    Толковый словарь Ефремовой

  • — Я к вам пишу — чего же боле? Что я могу еще сказать? Теперь я знаю, в вашей воле Меня презреньем наказать А.С. Пушкин. Евг. Онег. 3, 31. Нач. письма Татьяны…

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • — ДАЛЬШЕ ДА БОЛЬШЕ. Разг. Экспрес. Всё увеличиваясь, усиливаясь. Михаил Михайлович заложил свою Михайловку в земельном банке, дальше да больше, запутался, затянулся, попал, наконец, в лапы к Подугольникову…

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • — Волю дать — добра не видать…
  • — см. Денег вволю, а еще б поболе…

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • — См. БОЛЬШЕ…
  • — Жарг. мол. Выражение, употребляемое перед началом пьянки. Вахитов 2003, 154…

    Большой словарь русских поговорок

  • — больше, паче,…

    Словарь синонимов

  • — нареч, кол-во синонимов: 16 ариведерче бай бай-бай бывай всего доброго до свидания звони пересечемся пока покеда свидимся свидимся-спишимся как-нибудь сконнектимся…

    Словарь синонимов

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: