Помогите доказать то что произведение жуковского рыбак это баллада

Анализ стихотворения «Ивиковы журавли» Василия Жуковского

Стихотворение «Ивиковы журавли» Василия Жуковского

В основе «Ивиковых журавлей» Василия Андреевича Жуковского лежит перевод немецкой романтической баллады Фридриха Шиллера.

Стихотворение написано в 1813 году. Его автору в эту пору 30 лет, за плечами военные походы против армии Наполеона в качестве добровольца, выход в отставку по болезни. Личная драма, связанная с отказом родителей его суженой благословить их брак, привела поэта в состояние уныния. Избегая общества, он почти перестал сочинять. По жанру – драма времен античности, баллада, по размеру – четырехстопный ямб со смешанной рифмовкой, 27 строф. В Коринф на ежегодное состязание в честь Посейдона (морского божества) прибывают участники и почтенная публика. Через лес идет «заглохшею тропой» туда и Ивик, «наперсник Аполлона» (божество искусств). Кругом стоит тишина, лишь журавли над его головой, как обычно по осени, летят в Египет. Сам чужестранец, герой просит их покровительства. Между тем, «и зрит убийц перед собой». То были грабители, караулившие странников, шедших в город. «Напрячь он лука не умел»: разбойников было слишком много, а поэт не был искусным воином. «К богам и людям он взывает», наконец, умирая, призывает журавлей в свидетели, и проклинает душегубов: «да грянет Зевесов гром на их главу». Бездыханное тело обнаружено. Друзья горюют, что не удастся Ивику «сосновый положить венец». Это историческая деталь. На Истмийских играх победителя увенчивали венком из сосновых ветвей.

Состязания начинаются. Убийцы скрываются в толпе. Выступает хор. Но что это? «Не шествуют так персти чада»: перстный, значит, смертный. «Эринний страшный хор гремит»: это божества мщения, сродни фуриям. Повтор: но вам, убийцы, горе, горе! Они обещают преследовать виновных и на земле, и в аду. Раскаяние не поможет. Но это лишь предупрежденье. Развязка – пролет над Коринфом тех самых птиц. Злодей выдает себя: Парфений, слышишь? То Ивиковы журавли! В гробовой тишине эти слова разнеслись над ареной. Все стали оглядываться на заговоривших. «И смерть была им приговор». Сравнения: шумя, как океан, движутся, как лес, как откровенье. Анафора: и небо, и воздух, и видят. Эпитеты: бледен, трепетен, смятенный. Прямая речь: слова самого Ивика, пение хора, беседа злодеев, крики толпы. В 14 строфе – перечисление греческих местностей. Метафора: громада предел земного перешла.

Эпическая трагедия В. Жуковского впервые была опубликована в «Вестнике Европы» в 1814 году. Возмездие для убийц любимца муз – лейтмотив этого произведения.

Василий Жуковский — Бежит волна, шумит волна ( Рыбак )

Bezhit volna, shumit volna! Zadumchiv, nad rekoy Sidit rybak; dusha polna Prokhladnoy tishinoy. Sidit on chas, sidit drugoy; Vdrug shum v volnakh pritikh.. I vlazhnoyu vsplyla glavoy Krasavitsa iz nikh.

Glyadit ona, poyet ona: «Zachem ty moy narod Manish, vlechesh s rodnogo dna V kipuchy zhar iz vod? Ax! yesli b znal, kak rybkoy zhit Privolno v glubine, Ne stal by ty sebya tomit Na znoynoy vyshine.

Ne chasto l solntse obraz svoy Kupayet v lone vod? Ne svezhey li gorit krasoy Yego iz nikh iskhod? Ne s nimi li svod neba slit Prokhladno-goluboy? Ne v lono l ikh tebya manit I lik tvoy molodoy?»

Bezhit volna, shumit volna. Na bereg val plesnul! V nem vsya dusha toski polna. Kak budto drug shepnul! Ona poyet, ona manit — Znat, chas yego nastal! K nemu ona. on k ney bezhit. I sled navek propal.

t;bn djkyf, ievbn djkyf! Pflevxbd, yfl htrjq Cblbn hs,fr; leif gjkyf Ghj[kflyjq nbibyjq/ Cblbn jy xfc, cblbn lheujq; Dlheu iev d djkyf[ ghbnb[// B dkf;yj/ dcgkskf ukfdjq Rhfcfdbwf bp yb[/

Ukzlbn jyf, gjtn jyf: «Pfxtv ns vjq yfhjl Vfybim, dktxtim c hjlyjuj lyf D rbgexbq ;fh bp djl? Ax! tckb. pyfk, rfr hs,rjq ;bnm Ghbdjkmyj d uke,byt, Yt cnfk ,s ns ct,z njvbnm Yf pyjqyjq dsibyt/

Yt xfcnj km cjkywt j,hfp cdjq Regftn d kjyt djl? Yt cdt;tq kb ujhbn rhfcjq Tuj bp yb[ bc[jl? Yt c ybvb kb cdjl yt,f ckbn Ghj[kflyj-ujke,jq? Yt d kjyj km b[ nt,z vfybn B kbr ndjq vjkjljq?»

t;bn djkyf, ievbn djkyf/// Yf ,thtu dfk gktcyek! D ytv dcz leif njcrb gjkyf/ Rfr ,elnj lheu itgyek! Jyf gjtn, jyf vfybn — Pyfnm, xfc tuj yfcnfk! R ytve jyf/ jy r ytq ,t;bn/// B cktl yfdtr ghjgfk/

«Лесной царь» Жуковский: анализ стихотворения, образы, толкования.

January 22, 2016

Любимым жанром Василия Андреевича Жуковского были баллады. Его произведения, написанные в этом стихотворном стиле («Светлана», «Людмила», «Лесной царь» и другие), произвели настоящий переворот в литературной жизни страны. До выхода прославленных баллад Жуковского считали поэтом, «не дотягивающим» до творчества Державина или Дмитриева. Что же нового привнес в этот романтический жанр Василий Андреевич? Как построил произведение «Лесной царь» Жуковский? Анализ стихотворения позволит разобраться в этом.

«Лесной царь» — ярий пример классической баллады

Прежде чем говорить о конкретном стихотворении, необходимо разобраться в данном жанре, выделить основные особенности. Баллада стояла у истоков русского романтизма, она представляла собой повествование в стихотворной форме с внезапной развязкой.

Основа сюжетов баллад – древние легенды и предания, поэтому в произведениях много фантастического, потустороннего. Этот жанр полностью передает колорит фольклора той или иной страны. Такой и предстает баллада, которую написал Василий Жуковский. «Лесной царь» — это авторский перевод Гете. Здесь ярко выражен мрачный (сейчас мы бы сказали — готический) колорит преданий немецкого народа.

1818 год – именно тогда написал балладу «Лесной царь» Жуковский. Анализ стихотворения начнем с того, что опишем, о чем оно. Скажем сразу, что русский поэт отошел от фабулы оригинала, добавив свое виденье истории. Сам Василий Андреевич отмечал, что переводчик стихотворений конкурирует с их автором.

Итак, Жуковский «Лесной царь» (краткое содержание баллады): по лесу едет ямщик с сыном. Ребенок замерз, он прижимается к отцу, чтобы согреться. Мальчику мерещится фантастическое существо – Лесной царь. Он манит мальчика в свои чертоги, обещает богатства, ласку. Старик-отец пытается вернуть ребенка к действительности, объясняя все вполне обычными вещами: дуновением ветра, мелькающими ветвями деревьев. Однако в последних четверостишиях читатель узнает, что мальчик умер: «В руках его мертвый младенец лежал».

Анализ содержания

Теперь детально разберем фабулу и персонажей баллады «Лесной царь». Жуковский, анализ стихотворения которого приводится здесь, как автор очень ощутим в повествовании: он сочувствует замерзающему ребенку и отцу, понимающему всю трагедию происходящего.

До самого конца баллады держит читателя в тревоге и страхе Жуковский. «Лесной царь», краткое содержание которого представлен выше, в разных интерпретациях раскрывает отличные образы. Жуковский обрисовывает образ зла в балладе могучим правителем, которого прельстила красота ребенка. Царь хочет забрать его к себе, в свои «чертоги». Читателю до конца непонятно, был ли Лесной царь лишь бредом умирающего мальчика или существовал в реальности. Особо пугает вывод Жуковского, что зло побеждает того, в ком нет сил дать ему отпор. Нет в мире справедливости – к такому выводу приходит поэт.

Художественно-выразительные средства

Необычайно лиричной создал свою балладу «Лесной царь» Жуковский. Анализ стихотворения с точки зрения выразительности позволяет сделать такой вывод. Автор по-настоящему сочувствует умирающему ребенку, об этом говорят такие слова как «малютка», «младенец», «дитя».

Особую роль в повествовании играют диалоги отца с ребенком и Лесного царя. Весь трагизм передается через них. Собственно, все действие построено именно через разговор. Диалоги, используемые Жуковским, необычайно проникновенны, читатель невольно начинает сопереживать отцу, ощущает крайнюю степень его отчаяния.

Особую роль играет эмоциональная составляющая. Она передается словами «родимый», «дитя», «мой младенец». Интересно, что Лесной царь пытается завуалировать свои злые планы: он называет мальчика такими же словами, как и отец: «дитя», «младенец».

Драматизм нарастает к последней строфе, читатель ощущает здесь ускорение действия, достигающееся обильным использованием глаголов, выражающих стремительность: «летит», «кричит», «доскакал», далее все словно обрывается, и перед читателем предстает страшная развязка – «В руках его мертвый младенец лежал». Неспроста употреблено и слово «оробелый» — оно указывает на крайнюю степень отчаяния отца, у которого на руках умирает ребенок.

Сравнение с первоисточником

Следует все же сказать, что произведение Жуковского «Лесной царь» более гуманно, нежели первоисточник Гете. В свое время М. Цветаева провела сравнительный анализ баллад. В результате был написан труд «Два лесных царя». Согласно ее выводам, ребенок у Жуковского умирает от болезни, а вот произведение Гете однозначно говорит о том, что мальчика убил сам Лесной царь, дабы заполучить его в свои чертоги.

Интересные факты

С журавлями связано множество интересных фактов. Это одна из самых древних птиц на планете. Она появилась гораздо раньше человека. А в Китае и Африке пернатое стало национальным животным. Их изображают на одежде, текстильных домашних изделиях, даже чеканят с ними памятные монеты.

Танцоры на основе плясок пернатых создают свои хореографические движения. Ювелиры изготавливают украшения в виде журавлей. Охотники и рыбаки не трогают гнезда, которые им встречаются у водоемов. Наоборот, это считается хорошей приметой.

Журавль в восточных странах считается птицей, символизирующей любовь и верность, семейное благополучие, долголетие. Представители австралийского семейства — самые высокие пернатые, способные летать.

Так как популяция птиц с каждым годом сокращается, в некоторых странах были созданы фонды по их защите. В заповедниках для пернатых создают все необходимые для жизни условия. Со временем птицы адаптируются к жизни в неволе, размножаются. А срок их жизни увеличивается, ведь они не попадают в опасные ситуации, у них нет врагов, способных их уничтожить.

Журавли часто появляются возле человеческих жилищ, но вреда они не приносят и гнезда рядом с домами не вьют. Не стоит их прогонять или пугать. Традиции говорят, что эта птица — вестник хороших событий. А о ее образе жизни будет интересно узнать и детям, и взрослым.

Сочинение по произведению Жуковского Людмила

В 1773 году немецкий поэт Готфрид Бюргер написал балладу «Ленора». Это было первое произведение данного жанра, однако оно не прошло незамеченным. С «Леноры» началась мода на страшные истории и романтизм. Баллада имела огромный успех, ее переводили на другие языки, поэты писали многочисленные подражания и переложения.

В 1808 году Василий Жуковский написал балладу «Людмила», сюжет которой в точности повторяет сюжет «Леноры», однако, все события перенесены в Россию.

Молодая девушка по имени Людмила ожидает своего жениха из военного похода. Армия уже вернулась, но милого все нет. В сердце Людмилы растет ропот. Она обвиняет Творца в отсутствии милости к ней, ведь с дорогим женихом были связаны все ее надежды, в нем была вся радость жизни юной девушки. И теперь жизнь для Людмилы потеряла всякий смысл.

Однако ночью к дому подскакал всадник и позвал девушку. Это был голос пропавшего жениха. Без колебания Людмила вышла на улицу и села на коня рядом с любимым. Всю ночь они скакали через леса и поля, а к утру приехали на далекое кладбище. Молодой жених превратился в холодный труп, и Людмила поняла, что он уже давно мертв. Девушка без чувств падает на землю.

Примерно такие же события произошли и в балладе «Ленора». Но все же «Людмила» воспринимается читателями не как перевод, а как чисто русское произведение. Ведь Жуковский изменил здесь размер и структуру стиха, место действия и характеры героев. И Людмила, и ее жених более добры и человечны, чем герои Бюргера, во время скачки читатель видит места, где проезжает парочка, это леса, поля, в которых легко угадывается именно русская ширь и простор.

Известно, что сам Жуковский был религиозным человеком. В этой балладе его воззрения просматриваются очень хорошо. Когда Людмила начинает роптать, мать призывает ее смириться и положиться на волю божью. Концовка произведения тоже явно указывает на то, что человек не имеет права спорить с Создателем. Людмила в отчаянии просила для себя смерти, так как не хотела жить без любимого, в итоге она и получила эту смерть.

Баллада заканчивается словами, которые произносят ожившие обитатели кладбища. Смысл их в том, что человек не должен роптать, ведь Господь знает, что нужно Его детям. И безрассудно просить у Творца смерти, ведь это желание Бог может исполнить в назидание другим людям.

Жанр баллады не очень типичен для русской литературы. Переплетение мистики и реальности более характерно для немецких произведений. Но в «Людмиле» этот жанр получил чисто славянский колорит, что сделало балладу очень популярной в России.

«Море» В.Жуковский

«Море» Василий Жуковский

Безмолвное море, лазурное море, Стою очарован над бездной твоей. Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью, Тревожною думой наполнено ты. Безмолвное море, лазурное море, Открой мне глубокую тайну твою. Что движет твое необъятное лоно? Чем дышит твоя напряженная грудь? Иль тянет тебя из земныя неволи Далекое, светлое небо к себе. Таинственной, сладостной полное жизни, Ты чисто в присутствии чистом его: Ты льешься его светозарной лазурью, Вечерним и утренним светом горишь, Ласкаешь его облака золотые И радостно блещешь звездами его. Когда же сбираются темные тучи, Чтоб ясное небо отнять у тебя — Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу… И мгла исчезает, и тучи уходят, Но, полное прошлой тревоги своей, Ты долго вздымаешь испуганны волны, И сладостный блеск возвращенных небес Не вовсе тебе тишину возвращает; Обманчив твоей неподвижности вид: Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, Ты, небом любуясь, дрожишь за него.

Анализ стихотворения Жуковского «Море»

В классической русской литературе существует множество направлений, среди которых одним из наиболее привлекательных и волнующих по праву считается романтизм. Зародившись в Европе, он очень скоро приобрел популярность во многих странах мира, включая и Россию. Основоположником русского романтизма является поэт Василий Жуковский, творчество которого предопределило не только развитие русской литературы, но и сформировала особое мировоззрение, основу которого составляет созерцание и восхищение окружающим миром.

Наиболее характерным произведением Василия Жуковского, выдержанным в духе раннего романтизма, является стихотворение «Море». написанное в 1822 году. Однако уже в этом произведении прослеживается стремление автора не только восхищаться красотой природы, но и сравнивать ее с живым существом. Поэтому море у Василия Жуковского «дышит» и кажется обманчиво спокойным, словно человек, который умеет великолепно маскировать свои истинные чувства. Впрочем, поэт сравнивает морскую стихию со страстной женщиной, которая умеет хранить собственные тайны и не торопиться раскрывать их перед каждым встречным. С виду безмятежная и спокойная, внутри она напоминает клокочущий вулкан. В ее душе бушуют страсти, но догадаться об этом может далеко не каждый.

У стихотворения «Море» есть своя предыстория, не менее романтическая, чем само произведение. Исследователи жизни и творчества Василия Жуковского убеждены, что это произведение поэт посвятил своей возлюбленной Марии Протасовой, которая ответила поэту взаимностью, но не рискнула пойти против воли родителей, которые были против брака, считая его неравным. Именно эту девушку автор сравнивает с морем, которое переменчиво, и в любой момент может превратиться в необузданную стихию, терзающую «враждебную мглу». В этом стихотворении также можно найти аллегорический портрет автора, который представил себя в виде неба, которое навечно соединено с морской стихией. Это – две половинки одного целого, которые не только дополняют друг друга, но и создают удивительно гармоничный союз. Именно так представлялись Василию Жуковскому его взаимоотношения с возлюбленной, которые, к сожалению, оказались весьма непродолжительными. Предвидя расставание, в стихотворении «Море» поэт очень четко обозначил свою позицию, отметив, что не будет бороться за личное счастье, ведь небу до моря дотянуться невозможно. А вот бушующие волны способны соприкоснуться с лазурными облаками. Но – лишь во время сильного шторма, который сметает все на своем пути ради того, чтобы противостоять тем, кто хочет «ясное небо у тебя отобрать».

Согласно канонам романтизма, борьба моря и мглы в стихотворении Жуковского заканчивается победой водной стихии. Однако волны еще очень долго продолжают клокотать, скрывая в «бездне покойной» смятенbе, хотя буря уже миновала, и лазурное небо вновь сливается с морем, образуя единое целое. В жизни все оказалось гораздо более прозаичным, и влюбленные вынуждены были расстаться навсегда. Тем не менее, последняя строчка стихотворения адресована той, которая покорила сердце поэта. «Ты, небом любуясь, дрожишь за него», — утверждает Василий Жуковский, веря в то, что его избранница испытывает к нему не менее сильные чувства.

Стихотворение «Море» написано в форме элегии – легкой, чувственной, наполненной грустью и несбыточными мечтами, но, вместе с тем, обладающей изяществом и безупречностью стиля. Однако Василий Жуковский, решив поведать читателям столь романтическую историю, прибегает к аллегории, отчего произведение приобретает особую красоту и утонченность.

Описание птицы

У высокого журавля длинные ноги и шея. Он внешне похож на цаплю или аиста. Но при этом птица не строит гнезда на деревьях, а ее телосложение гораздо изящнее. Во время полета пернатые вытягивают шею, распрямляют ноги. Становится заметен их красный пропорциональный клюв. На земле они складывают крылья и распушают хвост, состоящий из длинных перьев, окрашенных в белый или серый цвет. А на голове журавля есть неоперенные участки яркого оттенка.

Первые птицы появились в Америке, постепенно переселились в Азию, затем осели в Европе. Сегодня их практически не осталось в США и Канаде. Но на других материках пернатые сумели адаптироваться к разным природным условиям.

Весной журавлей можно узнать по их характерному крику, который еще называют курлыканьем. Обычно пернатые стараются трубить парами, тогда их слышно далеко за пределами места обитания.

Журавли упоминаются во многих сказках и мифах. Писатели воспевают их грациозность и красоту. Особенно часто эти птицы фигурируют в культуре североамериканских индейцев.

LiveInternetLiveInternet

Василий Андреевич Жуковский

Бежит волна, шумит волна! Задумчив, над рекой Сидит рыбак; душа полна Прохладной тишиной. Сидит он час, сидит другой; Вдруг шум в волнах притих. И влажною всплыла главой Красавица из них. Глядит она, поет она: «Зачем ты мой народ Манишь, влечешь с родного дна В кипучий жар из вод? Ах! если б знал, как рыбкой жить Привольно в глубине, Не стал бы ты себя томить На знойной вышине. Не часто ль солнце образ свой Купает в лоне вод? Не свежей ли горит красой Его из них исход? Не с ними ли свод неба слит Прохладно-голубой? Не в лоно ль их тебя манит И лик твой молодой?» Бежит волна, шумит волна… На берег вал плеснул! В нем вся душа тоски полна, Как будто друг шепнул! Она поет, она манит — Знать, час его настал! К нему она, он к ней бежит… И след навек пропал.

Перевод одноименного произведения Гёте появился в начале 1818 г. и вскоре был опубликован. Поскольку русская версия «Рыбака» вызвала резкие отзывы критиков-рационалистов, автор не стал включать анализируемый текст в ряд прижизненных изданий. Жуковского, не стремившегося к точной интерпретации стилистики оригинала, упрекали за отказ в воспроизведении простонародной речи, элементы которой введены в текст немецкого автора. Придирчивые оппоненты высмеивали иносказания с семантикой возвышенного, хотя именно они отражают своеобразие художественной манеры Жуковского.

Встреча с русалкой, пение которой затягивает незадачливого слушателя глубоко в воду, — в основу баллады лег известный фольклорный сюжет. Появлению обольстительной героини предшествует пейзажная зарисовка и описание настроения рыбака. Под размеренный шум речных волн герой предается неторопливому занятию. Его умиротворенное состояние отображено при помощи метафоры, уподобляющей черты психологического портрета картине природы. «Прохладная тишина», царящая вокруг, характеризует и душевное спокойствие рыбака.

Неожиданное появление фантастической героини разрушает заурядный, обыденный характер лирической ситуации и неторопливые, ровные интонации зачина. В песне русалки, адресованной герою, основное место отводится риторическим вопросам, которые придают обращению эмоциональный накал. Сладкоголосая певица противопоставляет привольную и комфортную жизнь на речном дне жалкому существованию «на знойной вышине», когда жара начинает томить, угнетать. Красавица упрекает рыбака за искушение, которому он подвергает неосторожных рыб.

Вторую часть песни составляют аргументы, призванные убедить человека в правоте позиции речной обитательницы. Она воссоздает живописную картину: яркое солнце, отражаясь в воде, становится свежее и краше. Изображению дневного светила соответствует гармоничный фон — небосвод, охарактеризованный эпитетом «прохладно-голубой». Последний из вопросов ставит человека перед выбором: молодой, способный понимать природу герой не может не чувствовать притягательной силы прекрасного пейзажа.

Рыбак откликается на призыв, скрытый за искусной риторической конструкцией. Русалочья песня повергает спокойного персонажа в душевное смятение, вызывает желание немедленно действовать. Главные герои устремляются навстречу, и в этот момент лирическое повествование прерывается.

После паузы следует вывод повествователя, который намеренно не конкретизирован. Неопределенность финала допускает вариативные трактовки: исчезновение героя означает смерть или начало другой жизни.

Текст: pishi-stihi.ru

Особенности размножения

Размножение у птиц начинается после возвращения с южных мест домой. Самцы исполняют особый танец с криками, а женские особи в ответ передвигаются грациозной походкой. Журавли хлопают себя крыльями, подпрыгивают. Этим они дают понять, что готовы к спариванию. Подобные пляски были переняты человеком. В Японии и Корее был создан особый культовый танец, его исполнители подражали журавлям.

Птицы известны своей верностью. Они выбирают себе одного партнера и живут с ним до самой смерти. Мигрируют пернатые тоже парами, рьяно защищая свою территорию и гнездо. Размножение начинается после возвращения домой, когда наступает влажный период

В это время корма для журавлей достаточно, а это очень важно для молодого потомства

Гнезда пернатые прячут в высокой траве на берегах водоемов или возле болот. Птицы строят их из палочек и веточек, укрепляют мокрой землей и устилают сухой травой. Каждый раз они откладывают 2 яйца, только в редких случаях их может быть от 3 до 5. Скорлупа отличается расцветкой. Она бывает голубой, белой, но в любом случае покрыта темными пигментными пятнами.

Самки высиживают яйца примерно месяц, затем появляются птенцы, покрытые пухом. Уже через 60−90 дней их оперенье меняется на более крепкое. Молодняк растет довольно быстро, но половой зрелости достигает только в четырехлетнем возрасте. Среди других видов выделяются белые журавли. Они могут размножаться только с шести лет.

Продолжительность жизни птиц составляет 20 и более лет. В неволе их существование продлевается. Максимальный зафиксированный показатель — 80 лет. Такого возраста достиг журавль в одном из заповедников.

Особенности размножения

Размножение у птиц начинается после возвращения с южных мест домой. Самцы исполняют особый танец с криками, а женские особи в ответ передвигаются грациозной походкой. Журавли хлопают себя крыльями, подпрыгивают. Этим они дают понять, что готовы к спариванию. Подобные пляски были переняты человеком. В Японии и Корее был создан особый культовый танец, его исполнители подражали журавлям.

Птицы известны своей верностью. Они выбирают себе одного партнера и живут с ним до самой смерти. Мигрируют пернатые тоже парами, рьяно защищая свою территорию и гнездо. Размножение начинается после возвращения домой, когда наступает влажный период

В это время корма для журавлей достаточно, а это очень важно для молодого потомства

Гнезда пернатые прячут в высокой траве на берегах водоемов или возле болот. Птицы строят их из палочек и веточек, укрепляют мокрой землей и устилают сухой травой. Каждый раз они откладывают 2 яйца, только в редких случаях их может быть от 3 до 5. Скорлупа отличается расцветкой. Она бывает голубой, белой, но в любом случае покрыта темными пигментными пятнами.

Самки высиживают яйца примерно месяц, затем появляются птенцы, покрытые пухом. Уже через 60−90 дней их оперенье меняется на более крепкое. Молодняк растет довольно быстро, но половой зрелости достигает только в четырехлетнем возрасте. Среди других видов выделяются белые журавли. Они могут размножаться только с шести лет.

Продолжительность жизни птиц составляет 20 и более лет. В неволе их существование продлевается. Максимальный зафиксированный показатель — 80 лет. Такого возраста достиг журавль в одном из заповедников.

Стихотворение Жуковского В. А. «Рыбак»

Бежит волна, шумит волна! Задумчив, над рекой Сидит рыбак; душа полна Прохладной тишиной. Сидит он час, сидит другой; Вдруг шум в волнах притих. И влажною всплыла главой Красавица из них. Глядит она, поет она: «Зачем ты мой народ Манишь, влечешь с родного дна В кипучий жар из вод? Ах! если б знал, как рыбкой жить Привольно в глубине, Не стал бы ты себя томить На знойной вышине. Не часто ль солнце образ свой Купает в лоне вод? Не свежей ли горит красой Его из них исход? Не с ними ли свод неба слит Прохладно-голубой? Не в лоно ль их тебя манит И лик твой молодой?» Бежит волна, шумит волна. На берег вал плеснул! В нем вся душа тоски полна, Как будто друг шепнул! Она поет, она манит — Знать, час его настал! К нему она, он к ней бежит. И след навек пропал.

Стихотворение Жуковского В. А. — Рыбак

Анализ по строфам «Море»

В. А.  Жуковский «Море» по праву считают «литературным Колумбом Руси», открывшим ей «Америку романтизма в поэзии». Романтизм принес с собой новые темы, образы, настроения, мотивы, художественные приемы изображения. Проводником всего того нового и необычного, что нес в себе романтизм, и явился в России Жуковский.

Одним из ярких образцов романтической лирики является элегия «море», написанное в 1822 году.

Прежде всего обращает на себя внимание то, что поэт, рисуя морской пейзаж, постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. Для этого он использует метафоры и олицетворения: «ты дышишь», «тревожною думой наполнено ты», «полное прошлой тревогой своей», «ты долго вздымаешь испуганны волны»

Но это не только выражение чувств и мыслей человека через описание природы.

Такой прием использовался многими поэтами и до Жуковского. Особенность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Кажется, что лирический герой говорит с Думающим и чувствующим собеседником, может быть с другом, а может— с каким-то таинственным незнакомцем.

Особо следует сказать о композиции стихотворения Жуковского. Это своеобразный лирический сюжет, который составляет движение, развитие состояния не столько самого лирического героя или природы, которую он наблюдает, сколько души моря.

Сюжет можно разделить на три части. Я назову их так: «Безмолвное море» — первая часть, «Буря» — вторая часть “Обманчивый покой» — третья часть.

В первой части рисуется прекрасная картина «лазурного моря», спокойного и безмолвного. Эпитеты подчеркивают чистоту моря, свет, пронизывающий всю картину.

Ты чисто в присутствии чистом его: 

Ты льешься его светозарной лазурью, 

Вечерним и утренним светом горишь, 

Ласкаешь его облака золотые 

И радостно блещешь звездами его.

Именно «светозарная лазурь» неба придает морю удивительные краски. Небо здесь не просто воздушная стихия, простирающаяся над морской бездной. Это символ — выражение мира иного, божественного, чистого и прекрасного. Недаром поэт подбирает эпитеты, насыщенные христианской символикой божественного; лазурь, свет, светозарный. Наделенный способностью улавливать даже самые незаметные оттенки, лирический герой стихотворения, размышляя о море, догадывается, что в нем скрыта какая-то тайна, которую он пытается постичь:

Безмолвное море, лазурное море, 

Открой мне глубокую тайну твою: 

Вторая часть стихотворения приоткрывает завесу над этой тайной. Мы видим душу моря, раскрывающуюся во время бури. Оказывается, когда пропадает свет неба и сгущается мгла, море, погруженное во тьму начинает рваться, биться, оно исполнено тревоги и испуга.

Кажется, что слышишь рокот набегающих волн. Этот эффект достигается за счет использования особого приема — аллитерации, то есть повторения одних и тех же звуков в нескольких словах. Здесь это аллитерация на шипящие, к тому же поддерживаемая ритмикой дактилической строки, имитирующей движение волн: «Ты бьешься, ты воешь, ты волны подъемлешь, / Ты рвешь и терзаешь враждебную мглу».

Оказывается, что и море, подобно человеку, страдает на земле, где все изменчиво и непостоянно, полно утрат и разочарований. Только там — в небе — все вечно и пpeкрасно. Вот почему туда тянется море, как и душа поэта, стремящегося разорвать земные узы. Море любуется этим далеким, светозарным небом, «дрожит» за него, то есть боится потерять навсегда. Но соединиться с ним морю не дано.

Эта мысль становится понятной лишь в третьей части стихотворения, где «возвращенные небеса» уже не могут полностью восстановить картину покоя и безмятежности:

И сладостный блеск возвращенных небес 

Не вовсе тебе тишину возвращает, 

Обманчив твоей неподвижности вид: 

Ты в бездне покойной скрываешь смятенье. 

Так раскрывается для лирического героя тайна моря. Теперь мы знаем, почему в его «бездне покойной» скрывается смятенье, но остается смятение поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания.

Художественно-выразительные средства и стихотворный размер

Автор явственно сочувствует герою и его спутнику, понимая всю безвыходность и обреченность их положения. Беспомощность старика и ребенка на его руках усугубляется таинственностью происходящего и невозможностью бороться против мистически настигаемых их событий и при этом становится уже не столь важным, что же является их причиной: болезнь или злые силы, потому что и в том, и в другом случае обстоятельства оказываются сильнее беззащитных людей. Особый трагизм заключен и в том, что отец ребенка предстает уже стариком: это еще более усугубляет его беспомощность перед обстоятельствами.

«Лесной царь» — классический пример баллады. Стихотворение написано амфибрахием — трехдольной стопой с ударением на втором слоге. Повествование ведется через разговор взрослого и ребенка. Эмоциональная составляющая передается автором с помощью эпитетов «родимый», «дитя», «мой младенец», «душно», «тяжко», «ездок оробелый», «ветлы седые».

Баллада написана в эпоху романтизма и является ярким образцом этого направления. Темы смерти, борьбы и болезни пронизывают все произведение. Оба героя: и ребенок, и взрослый, каждый по-своему пропускают их через себя вместе с автором. Одной из популярных идей романтизма является злой рок, нависший над судьбами героев. Однако, не смотря ни на что, в конце произведения, старик выглядит не проигравшим, а победителем: ведь он боролся в этой битве с судьбой до конца. Произведение учит никогда не сдаваться и идти вперед, не оглядываясь на жизненные невзгоды.

  • https://rustih.ru/vasilij-zhukovskij-lesnoj-car/
  • https://soundtimes.ru/kamernaya-muzyka/udivitelnye-muzykalnye-proizvedeniya/f-shubert-lesnoj-tsar
  • https://nauka.club/literatura/balladа-zhukovskogo-lesnoy-tsar.html
  • https://wiki2.org/ru/лесной_царь_(баллада)
  • https://mir-knig.com/stihi/read/263
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: