Анализ стихотворения «Урожай» Кольцова
Творчество А. Кольцова произрастает из русской народной поэзии. Хорошо знавший крестьянский мир, поэт сумел соединить фольклорные традиции и темы с авторской палитрой средств художественной выразительности. Среди лучших образцов его поэзии — произведение в духе реализма «Урожай».
Стихотворение написано в 1835 году. Поэту 26 лет, вышла первая книга его стихов, о которой одобрительно отозвался А. Пушкин. Спустя год «Урожай» появился на страницах пушкинского журнала «Современник». Впрочем, жить поэту оставалось всего 7 лет.
«Урожай» состоит из 27 строф, его размер — пятисложник (пентон) с ударением на 3 слоге. Он написан белым стихом, без рифм, что типично для народной песни, отсюда и жанр — лирическая песня, в которой ощущается былинность.
А. Кольцов видит в крестьянине не просто угнетенного бедняка, смотрит на него не как барин, напротив, знаком и самому ему нелегкий труд перегонщика и торговца скотом, которым он и занимался всю жизнь, помогая отцу, любима и воронежская природа.
Лирический герой, в котором угадывается сам поэт, смотрит на все глазами земледельца. Стихотворение состоит из 2 частей. Начинается оно со сменяющихся картин природы (заря, туман, день, гроза), заканчивается картиной мирного труда землепашцев и сбором урожая.
Эпитеты фольклорны: туча черная, ветры буйные, света белого, заветные думы. Широко используется олицетворение: земля (лицу земли, земную грудь), туча (понахмурилась, ополчилася), скирды сидят, видит солнышко, темя гор, слезой крупною (о дожде).
Слова и выражения разговорной речи передают эмоции автора, тому же способствует глагольность его стихов (именно она придает динамизм строфе с описанием грозы). Он также прибегает к повторам и тавтологии: пролилась проливным, пахать, перепахивать. Повторяются и предлоги: на земную, на широкую, на поля. И союзы: и расширилась, и ударила, и пролилася. Интересны народные формы слов: громом-бурею, огнем-молнией, дугой-радугой. Смена ударений ради сохранения ритмичности строк: «лоснится», «закрома», «людям».
Есть и уменьшительные суффиксы: солнышко, думушка, дружкою. Числительные — как в сказках: три думы. И третья — прошение к Богу о благословении трудов. Пахарь молится, затепляет свечу пред иконою Божией Матери, знаменуя неразрывную таинственную связь Бога и человека.
Последователями литературной традиции А. Кольцова можно назвать А. Фета, Н. Некрасова и даже А. Твардовского. Больше ста композиторов трудились над переложением его стихов на музыку. При жизни он заслужил признание В. Жуковского и В. Белинского, опубликовал свое хрестоматийное произведение «Урожай» в журнале, издаваемом А. Пушкиным.
—————
—————
—————
Конец стихотворения – все стихи в оригинале.
Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.
Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.
Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке
Внешние ссылки
Yandex – лучший поисковик на русском языке
Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках
Детские стихи про урожай
Лето кончилось, и вот Осень золотая Нас встречает у ворот С щедрым урожаем.
(Автор Светлана Богдан)
Дыни, яблоки, салат. Фрукты – прямо нарасхват. Угощайся, не зевай – Добрый нынче урожай!
(Автор Фрида Полак)
Времена года. Август
Собираем в августе Урожай плодов. Много людям радости После всех трудов.
Солнце над просторными Нивами стоит. И подсолнух зёрнами Чёрными Набит.
(Автор Самуил Маршак)
Урожай (отрывок)
Сколько сладкого гороха! Огурцы как на подбор, На гряде сорвать неплохо Крупный красный помидор! Пробежишься огородом — Съешь морковку мимоходом.
Урожай! Урожай! Наше лето провожай!
Над кудрявыми садами Пробегает ветерок, А сады полны плодами, Всё в садах созрело в срок. Сколько яблок будет снято! Целый день в саду ребята.
Урожай, урожай, Наше лето провожай!
(Автор Евгения Трутнева)
Праздник урожая
В осенний день погожий Подарки принимай! Богатый да хороший Собрали урожай!
На рынках и развалах, И даже во дворах От фруктов тесно стало, И так красиво! Ах!
(Автор Алла Гольцева)
Нынче — Праздник урожая! Мы подарки принимаем. Груш и яблок спелых горы, Огурцы и помидоры!
Абрикосы, виноград — Всё притягивает взгляд! Здесь и дыню и арбуз Можно пробовать на вкус!
(Автор Алла Гольцева)
Мы лето провожая, Его благодарим За праздник урожая, За щедрые дары.
Здесь яблоки и груши Арбузы, виноград! И нет подарка лучше Для взрослых и ребят!
(Автор Алла Гольцева)
Корзинка. Август
Приходит август с урожаем Ко всем, но только не к лентяям. Кто проспит, тот вернётся С пустыми руками. А кто рано проснётся, Тот – с боровиками.
(Автор Валентин Берестов)
«Урожай» А. Кольцов
«Урожай» Алексей Кольцов
Красным полымем
Заря вспыхнула;
По лицу земли
Туман стелется;
Разгорелся день
Огнем солнечным,
Подобрал туман
Выше темя гор;
Нагустил его
В тучу черную;
Туча черная
Понахмурилась,
Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину…
Понесут ее
Ветры буйные
Во все стороны
Света белого.
Ополчается
Громом-бурею,
Огнем-молнией,
Дугой-радугой;
Ополчилася
И расширилась,
И ударила,
И пролилася
Слезой крупною —
Проливным дождем
На земную грудь,
На широкую.
И с горы небес
Глядит солнышко,
Напилась воды
Земля досыта;
На поля, сады,
На зеленые
Люди сельские
Не насмотрятся.
Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою;
Заодно с весной
Пробуждаются
Их заветные
Думы мирные.
Дума первая:
Хлеб из закрома
Насыпать в мешки,
Убирать воза;
А вторая их
Была думушка:
Из села гужом
В пору выехать.
Третью думушку
Как задумали,—
Богу-господу
Помолилися.
Чем свет по полю
Все разъехались —
И пошли гулять
Друг за дружкою,
Горстью полною
Хлеб раскидывать;
И давай пахать
Землю плугами,
Да кривой сохой
Перепахивать,
Бороны зубьем
Порасчесывать.
Посмотрю пойду,
Полюбуюся,
Что послал господь
За труды людям:
Выше пояса
Рожь зернистая
Дремит колосом
Почти до земи,
Словно божий гость,
На все стороны
Дню веселому
Улыбается.
Ветерок по ней
Плывет, лоснится,
Золотой волной
Разбегается.
Люди семьями
Принялися жать,
Косить под корень
Рожь высокую.
В копны частые
Снопы сложены;
От возов всю ночь
Скрыпит музыка.
На гумнах везде,
Как князья, скирды
Широко сидят,
Подняв головы.
Видит солнышко —
Жатва кончена:
Холодней оно
Пошло к осени;
Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей матери.
В 1835 году Алексей Васильевич Кольцов создал стихотворение «Урожай». Оно весьма впечатлило соотечественников поэта. Например, А. С. Пушкин даже опубликовал его в своём журнале «Современник». Чем же объясняется такой успех произведения?
Если не знать, что авторство принадлежит Кольцову, то «Урожай» легко принять за народную песню. Тема связи человека и природы – одна из центральных в народном творчестве.
В этом стихотворении она также прослеживается. Поэт рисует потрясающую картину свежего весеннего утра, одушевляя предметы и стихии.
Обратите внимание
Явления природы предстают как живые существа – они действуют, творят, чувствуют:
Туча чёрная
Понахмурилась,
Что задумалась,
Словно вспомнила
Свою родину…
Земля в строках Кольцова – не материал, а организм, у которого есть лицо, грудь, она дышит и пьёт:
Напилась воды
Земля досыта…
Такое одушевление природных объектов не случайно. Тонкий знаток крестьянской души, автор не мог не заметить, с каким почтением простые люди относятся к этим явлениям. Именно от земли, неба, дождя зависело благополучие крестьян, потому-то эти силы и наделялись душой.
Важное качество, на которое обратил внимание поэт, – духовность русских людей. Бог присутствует в каждой сфере деятельности крестьянина:
Люди сельские
Божьей милости
Ждали с трепетом
И молитвою…
Но жарка свеча
Поселянина
Пред иконою
Божьей Матери
Божьей Матери.
Была думушка…
Третью думушку
Как задумали…
Поэт упоминает три думы персонажей. Это число часто встречается в сказках и преданиях.
Автор использует характерные для народных сказаний метафоры. Горные вершины он называет «темя гор», капли дождя – «слезой крупною». Эпитеты также напоминают о волшебных картинах: «туча чёрная», «огнём солнечным», «ветры буйные», «золотая волна».
Алексей Васильевич использует в стихотворении архаичную лексику и искажённые на крестьянский манер слова: «полымем», «полюбуюся», «до земи», «понахмурилась» и т. д. Часто поэт меняет ударение в словах, чтобы сохранить ритмичность строк: «лоснится», «закрома».
Важно
В тексте нет рифмы, но и без неё произведение звучит плавно и ритмично. Размер – торжественный трёхстопных хорей.
Представляется, что главная причина этого признания – удивительный талант Алексея Васильевича, позволивший ему создать настоящую крестьянскую балладу. Это стихотворение обладает поразительной мелодичностью, богато на художественные образы. При этом «Урожай» затрагивает темы, близкие и понятные любому русскому человеку.
Особенности стиха.
Подлинно народные чувства и мысли Кольцов стремился выразить в предельно соответствующем им стиховом строе своих песен. В поисках ритмической формы поэт обращался к размерам силлаботоники — к ямбу ( «Цветок»), хорею ( «Перстенечек золотой», 1836), амфибрахию ( «Поминки»), анапесту ( «Последний поцелуй»). Но эти размеры в их чистом виде не отвечали песенной интонации его творчества, и он использовал их чаще с явными отступлениями. Среди размеров силлаботоники поэт предпочел хорей и анапест — размеры, отличающиеся напевностью. Трехстопный и четырехстопный хорей — малгарный, широко распространенный в устной народной поэзии, как нельзя более соответствует жизнеутверждающему пафосу кольцовской поэзии. Этим размером с частыми пропусками ударений (пиррихии), усиливающих песенность, музыкальность стиха, написаны «Домик лесника», «Перстенечек золотой», «Бегство», «Измена суженой», «Деревенская беда». Вспомним: «С тихим|трепе|том ру|-салка| В бере|гах сво|их ус|нет» ( «Бегство»).
Двухстопный анапест, стремительный и энергичный, великолепно содействует выражению жизненной активности и драматичности таких песен, как «Глаза», «Хуторок», «Что ты спишь, мужичок?», «Не скажу никому», например: «За рекой, |на горе,| Лес зеле|ный шумит|» ( «Хуторок»). По образцу народных песен поэт щедро применяет дактилические окончания: «Мучит|душу|мука | смертная]» ( «Измена суженой»); «Пляски |новы|е вы|думывал|» ( «Деревенская беда»).
Но более пригодным оказался для Кольцова не силлабо-тонический, а народно-тонический стих, основанный на чередовании равных словесных долей. В каждой доле слова идут под общим ударением опорного слова. Примером может служить песня «Горькая доля». В некоторых ее строчках всего лишь по два слова: «Пора золотая; Сила молодая; Молодца шатает». В тех же случаях, когда их больше, они идут под общим ударением, которых в строке два: «Без любви, без счастия»; «Под горой теперь»; «Всем я весь изжился».
Поэт избрал для своих песен пятисложник ( «Удалец», «Не шуми ты, рожь», «Урожай», «Косарь») и шестисложник ( «Песня пахаря»), с одним ( «Удалец»), двумя ( «Песня пахаря») и смешанными ( «Кольцо») общими ударениями. В стихотворении «Кольцо» двухдольные или двухударные (двухсловные и более) строки сочетаются с одно-ударными (по преимуществу однословными), например: «Что взгляну, то вздохну» (строка с двумя ударениями), «Затоскуются» (строка с одним ударением).
Пятисложником, впервые так широко и искусно используемым, Кольцов написал около половины своих стихов. Вот его образец: «Красным полымем Заря вспыхнула; По лицу земли Туман стелется» ( «Урожай»). В каждой строке стиха, начинающейся заглавной буквой, здесь пять слогов. Некоторые песни Кольцова представляют сочетание шестисложника и пятисложника. Вспомним: «Ты не пой, соловей, Под моим окном; Улети ты в леса Моей родины».
Необходимо отметить, что эти песни, тонические по своей ведущей тенденции, ощутимо несут в себе и признаки того или иного размера силлаботоники, чаще всего хорея, традиционного для русской песенной манеры. Так, песни Лихача Кудрявича написаны в основном двухдольником (двухударником) с редкими отступлениями к трехударнику, например: «В золотое время (два ударения. — А. Р.) Хмелем кудри вьются» (три ударения). Но по своей тональности, по характеру расположения ударных и неударных слогов ритмика этих песен весьма приближается к типу хорея. Чаще это хорей с пиррихиями: «Их не|гребень|чешет| — Золо|тая до|ля, За|вива|ет в коль|цы Мо|лодецка удаль». В отдельных случаях встречается здесь и чистый хорей: «Хмелем| кудри| вьются»; «Любо|жить на|свете»|.
Ритмически организуя свои стихи, Кольцов пользуется чередованием пятистрочных ( «Увижу ль я девушку», 1829), шестистрочных ( «Ура», 1837), восьмистрочных ( «Два прощания», 1837) строф. Многие его стихи ( «Пора любви», «Последний поцелуй»), в особенности думы ( «Великая тайна», «Умолкший поэт», 1836), построены по принципу свободной строфики. Так, дума «Великая тайна» имеет четыре части, развивающие тему, каждая из них с различным количеством строк: семь, девять, восемь, шесть. Но подавляющее большинство песен представляет собою чередование четырехстрочных строф — ясных, чеканных.
Под воздействием устной поэзии Кольцов создал свои песни с «полурифмами» ( «рифмоидами»), как в стихотворении «Молодая жница», или чаще даже без рифм. Но для белого стиха, сохраняя лучшие традиции народной поэзии, поэт щедро использовал внутренние созвучия: «дугой — радугой», «думы мирные», «золотой волной» ( «Урожай»), «заря алая», «с ума-разума», «золотой казной» ( «Косарь»). Это сообщает его песням редкую мелодичность.
Реклама от Literature-XIX.Ru
Детские стихи про овощи
Огород
В огороде много гряд: Тут и репа, и салат, Тут и свёкла, и горох. А картофель разве плох? Наш зелёный огород Нас прокормит круглый год.
Вот так урожай! (отрывки)
Морковка и редис
Растут подружки близко Морковка и редиска, Снаружи – хвост пушистый, А головы в земле. Попрятали «норушки» Румяные макушки, А встретятся подружки На кухонном столе.
(Автор Фрида Полак)
Свежий огурчик
Среди листьев изумрудных Спрятался огурчик. Отыскать его нетрудно — Вот же он, голубчик! Он блестящий И колючий, Он хрустящий И пахучий. Положу его в салат, То-то будет аромат!
(Автор Т. Шорыгина)
Свёкла
Свёкла – опытный художник, Равных ей на грядке нет. Свёкла всё покрасить может В свой любимый красный цвет. (Автор Наталья Томилина.)
Цветная капуста обычного цвета Цветной называют её не за это. Головка её состоит из цветков, Приносишь букетик и ужин готов!
(Автор Наталья Томилина.)
Подставляют кабачки Солнцу белые бочки. Подставляли две недели, Но ничуть не загорели.
(Автор Наталья Томилина.)
Репка
Не смогла зарыться репка В землю очень глубоко, Но зато вцепилась крепко – Вынуть будет нелегко!
(Автор Наталья Томилина.)
В огороде
По таинственным законам, Непонятным до сих пор, Огурец растет зелёным, Рядом красный помидор, Баклажаны синие Рядом с жёлтой дынею, А земля черным-черна, А земля для всех одна.
(Автор Олег Бундур)
Гордо держит стрел пучок Храбрый маленький лучок. Но его наступит час, Он заставит плакать нас.
(Автор Василий Рыков)
Знаешь ты наверняка Жгучий привкус чеснока. Вместе держатся зубки, Словно пальцы у руки.
(Автор Василий Рыков)
Тыквы
Созрели тыквы в огороде, Они по весу не легки. Поднять не может их Володя: Уж очень тыквы велики!
И вот Володя с братом Сашей На тачку грузят их вдвоём. «Мы с тыквой приготовим кашу, И всех отведать позовём.
(Автор Андрей Парошин)
Овощи
Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох.
Вот овощи спор завели на столе — Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свёкла? Ох.
Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох.
Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свёкла. Ох. И суп овощной оказался не плох!
(Автор Юлиан Тувим, перевод Сергея Михалкова)