Популярные темы анализов
Бывает такое, что человек совершает великие или просто хорошие дела, но один поступок способен перечеркнуть всю славу в глазах некоторых людей, тугих своим умом. И тугоумные или порицают, или забывают их. Но те, кого коснулось благо людей,
Стихотворение русского поэта Батюшкова было написано в период 1807-1809 годов( точная дата неизвестна), после тяжелого ранения в Гейльсбергском сражении в момент нахождения на лечении в Риге. Физическая и душевная агония,
У какого поэта или писателя не болело бы сердце за свою Родину? Такие, если и есть, то их очень мало. А как же талантливый человек с писательским даром изливает свои переживания? Он создаёт новое произведение.
В этом стихотворении, которое написано с элементами русского фольклора, поэт высказывает свою боль, радость, неудержанную прыть, любовь к женщине, которая его предала, но она его очаровала и заворожила.
В 1857 году Афанасий Фет женился на Марии Боткиной. Этот брак было построен на голом расчете со стороны поэта, который мечтал вернуть себе не только финансовое благополучие, но и высокий общественный статус. Однако очень скоро Фет осознал, что его жизнь, изобилующая материальными благами, постепенно утрачивает всякий смысл. И дело не только в том, что богатства очень скоро приедаются.
Поэт вдруг начинает осознавать, что до этого момента стержнем его существования являлась любовь, которой он лишился по собственной глупости. Теперь же ему остается
довольствоваться лишь тем, к чему он стремился долгие годы, и втайне завидовать людям, которые сделали правильный выбор, отдав предпочтение духовным, а не материальным ценностям.
Тема самоуничижения постепенно набирает обороты в творчестве Фета второй половины 19 века. Одним из первых произведений, в котором автор открыто высказывает сожаление о том, как нелепо сложилась его жизнь, является стихотворение “Бал”, датированное 1857 годом. Оно было написано через несколько месяцев после женитьбы, благодаря которой поэт получил финансовую независимость, но при этом лишился внутренней свободы и возможности
Новоиспеченный супруг в соответствии со своим новым статусом обязан был регулярно посещать различные увеселительные мероприятия. Во время очередного бала поэт вдруг осознает, что он является чужим на этом празднике жизни. Поэтому и рождаются строки о том, что “слагая на коленях руки, сажусь в забытый уголок”.
Являясь отнюдь еще не старым человеком, Фет ощущает себя внутренне опустошенным и лишенным некоего жизненного стержня, благодаря которому “круженье пары молодой” наполнено восхитительной чувственностью, нежностью и трепетом. Эти чувства кажутся поэту очень далекими и ирреальными, навевая воспоминания о “юности былой”, когда сам Фет вот так же был полон сил, задора и надежд на безоблачное будущее. Однако эти времена остались в прошлом, и теперь поэт задается вполне естественным вопросом: “Чего хочу?”. Ответа на него у автора стихотворения нет, так как он получил все, к чему так стремился на протяжении всей своей жизни.
В 1857 году Афанасий Фет женился на Марии Боткиной. Этот брак был построен на голом расчете со стороны поэта, который мечтал вернуть себе не только финансовое благополучие, но и высокий общественный статус.
Мария Боткина
Однако очень скоро Фет осознал, что его жизнь, изобилующая материальными благами, постепенно утрачивает всякий смысл. И дело не только в том, что богатства очень скоро приедаются. Поэт вдруг начинает осознавать, что до этого момента стержнем его существования являлась любовь, которой он лишился по собственной глупости. Теперь же ему остается довольствоваться лишь тем, к чему он стремился долгие годы, и втайне завидовать людям, которые сделали правильный выбор, отдав предпочтение духовным, а не материальным ценностям.
-
Что такое моральный кодекс кратко
-
Как рим завоевал сирию кратко
-
План урока основы исследовательской деятельности
-
Что такое автоколонна кратко
- Территория образовательных проектов школа
Анализ любого стиха Фета А. А,
Гурова Ольга Ученик (101) 1 год назад
«Горячий ключ» Афанасий Фет
Помнишь тот горячий ключ, Как он чист был и бегуч, Как дрожал в нем солнца луч И качался; Как пестрел соседний бор, Как белели выси гор, Как тепло в нем звездный хор Повторялся.
Обмелел он и остыл, Словно в землю уходил, Оставляя следом ил Бледно-красный. Долго-долго я алкал, Жилу жаркую меж скал С тайной ревностью искал, Но напрасной.
Вдруг в горах промчался гром, Потряслась земля кругом, Я бежал, покинув дом, Мне грозящий; — Оглянулся, — чудный вид: Старый ключ прошиб гранит И над бездною висит, Весь кипящий.
Анализ стихотворения Фета «Горячий ключ» Личная трагедия, связанная с гибелью любимой женщины, привнесла в творчество Афанасия Фета черты печали и уныния. Именно поэтому литературоведы четко разделяют произведения этого поэта на два периода, первый из которых характеризуется безмятежностью, искренностью, чистотой и восторженным отношением к окружающему миру
Действительно, после смерти Марии Лазич Фет практически перестал уделять внимание пейзажной лирике, которую так любил, и переключился на стихи интимного характера. Но даже если в минуты душевного спокойствия поэт и обращал внимание на красоту природы, по привычке подмечая каждую мелочь, то его стихи все равно носили отпечаток глубокой тоски, заглушить которую не в силах были ни теплое весеннее утро, ни ласковое солнце
Тем не менее, среди многочисленных стихов позднего периода творчества иногда встречаются лирические произведения, выдержанные в духе раннего Фета. К ним, в частности, можно отнести стихотворение «Горячий ключ», написанное в 1870 году. К тому моменту поэт уже покинул столицу и перебрался в свое загородное имение, которое практически не покидал до самой смерти. Чистый воздух, первозданная природа, возможность жить размеренно и никуда не торопиться – все это весьма благоприятно отразилось на душевном состоянии Фета и нашло воплощение в удивительных по красоте строках, повествующих о мощи лесного родника. Когда-то он «чист был и бегуч», радуя взор и напоминая о безмятежной юности самого поэта. Однако прошли годы, «обмелел он и остыл, словно в землю уходил». Автор вновь проводит незримую параллель между родником и собственной жизнью, которая, по мнению Фета, оказалась сложной и противоречивой, лишив его желаний и стремлений. Тем не менее, поэт искренне верил в то, что сумеет найти в себе силы и вновь стать счастливым. Возвращаясь в родовое имение, он рассчитывал переломить судьбу и обрести ту радость, которую с годами утратил. В том, что все это возможно, Фет поначалу не сомневался. Именно поэтому он вспомнил о старом горячем ключе, который однажды поразил его воображение. Погребенный под толщей песка и горной породы, во время грозы источник сумел пробиться наружу. «Старый ключ прошиб гранит и над бездною висит, весь кипящий!», — с восторгом написал поэт, не осознавая, что человек, увы, лишен подобной силы, и не в его власти перечеркнуть свое прошлое ради возможности быть счастливым в будущем.
«В лунном сиянии» А.Фет
«В лунном сиянии» Афанасий Фет
Выйдем с тобой побродить В лунном сиянии! Долго ли душу томить В темном молчании!
Пруд как блестящая сталь, Травы в рыдании, Мельница, речка и даль В лунном сиянии.
Можно ль тужить и не жить Нам в обаянии? Выйдем тихонько бродить В лунном сиянии!
Анализ стихотворения Фета «В лунном сиянии»
Излюбленным временем суток для фетовского лирического героя становится безветренная ясная ночь. Безмятежно спящую природу озаряет сияние звезд и «лунного серпа», которое напоминает блеск серебра. Эпитетами, связанными с мягким холодным светом, наделяются различные детали пейзажа: травы и листва деревьев, прозрачный поток ручья, крыша дома. Герой, погруженный в очарование «серебром окаймленной» темноты, отправляется на прогулку или с нетерпением ждет свидания. Лунная ночь — пора для страстных признаний «безумного» влюбленного, момент, порождающий «воздушные стремления», невероятные мечты, и время прозрения, погружения в таинственную «бездну» неизведанной горней выси.
В рефрене, звучащем в поэтическом тексте 1885 г. побудительные интонации выражены при помощи глагола в повелительном наклонении. Лирический субъект, привлеченный переливающейся красотой неяркого света, приглашает на романтическую прогулку своего адресата. В роли последнего выступает возлюбленная — об этом свидетельствуют особенности идейно-образного наполнения фетовского художественного мира.
За рефреном следует замечание, проясняющее состояние души адресата. Параллельно мотиву прогулки возникает сюжетная линия, связанная с душевным дискомфортом, «томлением». По мысли героя, гулянье под луной поможет преодолеть внутренние тревогу и печаль.
Центральный катрен посвящен изображению пейзажной зарисовки. Ее привлекательный вид призван побудить милую к согласию, поэтому герой перечисляет, «нанизывает» природные реалии, будто набирает аргументацию в пользу своего предложения. Что может привлечь ночного созерцателя? Из близких объектов — пруд и травы в ночной росе, из отдаленных — панорама, которая охватывает мельницу, речку и общую перспективу. Доминанты, поданные крупным планом, обогащаются художественными тропами: спокойная вода сравнивается с «блестящей сталью», а метафорическая конструкция «в рыдании» не только указывает на обильную росу, но также служит для обозначения полноты чувств. В последнем из тропов визуальный образ и порожденные им впечатления сливаются воедино.
Риторический вопрос, открывающий финальный эпизод, возвращает лирическую ситуацию к теме душевной тоски, заявленной зачином. При помощи стилистической фигуры укрепляется мысль о несвоевременности и неуместности грусти на фоне великолепной зарисовки. Чтобы замкнуть композицию, поэт прибегает к испытанному способу — задействует рефрен, как в произведениях «Не отходи от меня…» или «Серенада ».
Анализ стихотворения А. Фета
Болдырева Александра Ученик (61), закрыт 5 лет назад
Целый мир от красоты От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать её начало.
Что такое день или век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно-человечно.
Lily
Мастер (1080) 5 лет назад
Интересное стихотворение. Первый раз его вижу. Я не уверена в точности, но примерно будет смысл таков: Все хорошее и доброе что есть в мире существует бесконечно. Любовь, вера, надежда, дружба, список можно перечислять бесконечно, — это красота нашего мира. Это никогда не иссякнет, не перестанет жить. Будут войны, сорры, смерть, но всё равно останется в наших сердцах всё то хорошее что и было сначала. Красота останется в сердцах людей не смотря не на что, потому что «То, что вечно-человечно. «
LiveInternetLiveInternet
Афанасий Афанасьевич Фет
Молчи, поникни головою, Как бы представ на страшный суд, Когда случайно пред тобою Любимца муз упомянут.
На рынок! Там кричит желудок, Там для стоокого слепца Ценней грошовый твой рассудок Безумной прихоти певца.
Там сбыт малеванному хламу, На этой затхлой площади, Но к музам, к чистому их храму, Продажный раб, не подходи.
Влача по прихоти народа В грязи низкопоклонный стих, Ты слова гордого: свобода Ни разу сердцем не постиг;
Не возносился богомольно Ты в ту свежеющую мглу, Где беззаветно лишь привольно Свободной песне да орлу.
Николай Ге. Портрет поэта Николая Алексеевича Некрасова
Стихотворение «Псевдопоэту» впервые было опубликовано в 1867 году в журнале «Русский вестник». Нет никаких сведений о том, что его адресат – Некрасов. Вряд ли Фет ставил целью оскорбить кого-то конкретного. Скорее, он использовал «некрасовское начало» для создания портрета среднестатистического литератора-шестидесятника. При этом в качестве недостижимого идеала для псевдопоэта предлагается «любимец муз», то есть «пушкинское начало». Для формулировки собственной эстетической программы Афанасий Афанасьевич заимствует некоторые строки и образы из произведений Александра Сергеевича. Например, в финале рассматриваемого текста истинный поэт ассоциируется с орлом. В стихотворении Пушкина «Поэт» встречается следующая мысль:
…Душа поэта встрепенется, Как пробудившийся орел.
Если Некрасов «Псевдопоэта» читал, то, вероятно, принимал его на свой счет. Афанасий Афанасьевич не мог этого не понимать, отдавая текст на публикацию. Тем не менее, в выражениях он не стеснялся. Стихотворца, далекого от истинного искусства, Фет называл «продажным рабом», его рассудок именовал грошовым, произведения – «малеванным хламом».
В стихотворении «Псевдопоэту» видно ожесточение, касающееся не только людей из противоположного литературного лагеря, но мира вообще. Дело в том, что середина 1860-х годов – время сложное для Фета. Позади осталась эпоха, способная питать лирику Афанасия Афанасьевича. Для воспевания новой жизни нужны были другие слова, жанры, методы, которыми поэт не владел. Зато они были в арсенале у Некрасова. Кажется, Фета раздражал не столько успех Николая Алексеевича и ему подобных авторов, сколько то, что его собственные произведения оказались фактически сброшенными с корабля современности.
Текст: pishi-stihi.ru
«В лунном сиянии» А.Фет
«В лунном сиянии» Афанасий Фет
Выйдем с тобой побродить В лунном сиянии! Долго ли душу томить В темном молчании!
Пруд как блестящая сталь, Травы в рыдании, Мельница, речка и даль В лунном сиянии.
Можно ль тужить и не жить Нам в обаянии? Выйдем тихонько бродить В лунном сиянии!
Анализ стихотворения Фета «В лунном сиянии»
Излюбленным временем суток для фетовского лирического героя становится безветренная ясная ночь. Безмятежно спящую природу озаряет сияние звезд и «лунного серпа», которое напоминает блеск серебра. Эпитетами, связанными с мягким холодным светом, наделяются различные детали пейзажа: травы и листва деревьев, прозрачный поток ручья, крыша дома. Герой, погруженный в очарование «серебром окаймленной» темноты, отправляется на прогулку или с нетерпением ждет свидания. Лунная ночь — пора для страстных признаний «безумного» влюбленного, момент, порождающий «воздушные стремления», невероятные мечты, и время прозрения, погружения в таинственную «бездну» неизведанной горней выси.
В рефрене, звучащем в поэтическом тексте 1885 г. побудительные интонации выражены при помощи глагола в повелительном наклонении. Лирический субъект, привлеченный переливающейся красотой неяркого света, приглашает на романтическую прогулку своего адресата. В роли последнего выступает возлюбленная — об этом свидетельствуют особенности идейно-образного наполнения фетовского художественного мира.
За рефреном следует замечание, проясняющее состояние души адресата. Параллельно мотиву прогулки возникает сюжетная линия, связанная с душевным дискомфортом, «томлением». По мысли героя, гулянье под луной поможет преодолеть внутренние тревогу и печаль.
Центральный катрен посвящен изображению пейзажной зарисовки. Ее привлекательный вид призван побудить милую к согласию, поэтому герой перечисляет, «нанизывает» природные реалии, будто набирает аргументацию в пользу своего предложения. Что может привлечь ночного созерцателя? Из близких объектов — пруд и травы в ночной росе, из отдаленных — панорама, которая охватывает мельницу, речку и общую перспективу. Доминанты, поданные крупным планом, обогащаются художественными тропами: спокойная вода сравнивается с «блестящей сталью», а метафорическая конструкция «в рыдании» не только указывает на обильную росу, но также служит для обозначения полноты чувств. В последнем из тропов визуальный образ и порожденные им впечатления сливаются воедино.
Риторический вопрос, открывающий финальный эпизод, возвращает лирическую ситуацию к теме душевной тоски, заявленной зачином. При помощи стилистической фигуры укрепляется мысль о несвоевременности и неуместности грусти на фоне великолепной зарисовки. Чтобы замкнуть композицию, поэт прибегает к испытанному способу — задействует рефрен, как в произведениях «Не отходи от меня…» или «Серенада ».
«Певице» А.Фет
Уноси мое сердце в звенящую даль, Где как месяц за рощей печаль; В этих звуках на жаркие слезы твои Кротко светит улыбка любви.
О дитя! как легко средь незримых зыбей Доверяться мне песне твоей: Выше, выше плыву серебристым путем, Будто шаткая тень за крылом.
Вдалеке замирает твой голос, горя, Словно за морем ночью заря,- И откуда-то вдруг, я понять не могу, Грянет звонкий прилив жемчугу.
Уноси ж мое сердце в звенящую даль, Где кротка, как улыбка, печаль, И всё выше помчусь серебристым путем Я, как шаткая тень за крылом.
Анализ стихотворения Фета «Певице»
Истоки лирики Фета находятся в романтической поэзии, конкретнее – в творчестве Гейне, Байрона, Лермонтова. Широкая публика со стихотворениями Афанасия Афанасиевича познакомилась в 1850-60-е годы. Тогда в русской литературе установился практически диктат приверженцев гражданской поэзии во главе с Некрасовым. По их мнению, стихотворные произведения нужно непременно писать на злобу дня. Фет, считавший, что искусство должно интересоваться исключительно красотой, пришелся несколько не ко двору. Современники не принимали его лирику, считая ее слишком непонятной, не отражающей актуальные проблемы общества.
Мировоззрение Афанасия Афанасиевича всегда было близко к античной философии. Именно в ней стоит искать корни поклонения Фета красоте и природе. Из западных мыслителей он больше всех ценил Шопенгауэра. Поэт хорошо осознавал общую трагичность жизни, но преобладающей интонацией его лирики все равно оставался восторг, вызванный созерцанием красоты, упоением любовью. Фет отличался уникальной способностью – «ловить неуловимое», находить образ и название тому, что до него было лишь «мимолетным ощущением души человеческой».
В своих стихотворениях Афанасий Афанасиевич максимально приблизился к музыке. Пытаясь словами выразить смутное, неясное настроение, он нередко прибегал к напевной мелодии. Часто поэт рисовал звуковую картину, пользуясь зрительными ассоциациями, что можно видеть в произведении «Певице», написанном в 1857 году. Эмоции, вызванные прослушиванием песни, Фет пытается облечь в конкретные образы – «звенящая даль», «кротко светит улыбка любви», голос артистки замирает, чтобы потом вернуться, «грянуть звонким приливом жемчуга». Афанасий Афанасиевич подбирает яркие, нетривиальные средства художественной выразительности. У него нет цели, чтобы читатели занимались их буквальным толкованием
Задача первостепенной важности – передать общее настроение. Сочетания слов, переплетения образов стоит воспринимать как единый музыкальный аккорд, в котором гармония целого не подразумевает вслушивания в отдельно взятые звуки
Песенный характер стихотворения подчеркивается и композиционным построением – в финальной строфе Фет с небольшими изменениями объединяет первые два стиха начальной строфы с последними двумя стихами второй строфы.
Музыкальность лирики Афанасия Афанасиевича по достоинству оценена композиторами. Недаром множество произведений поэта стали популярными песнями и романсами.
Анализ стихотворения Фета «Поэтам»
«Дарование Фета совершенно самобытное, особенное, до того особенное, что особенность переходит у него в причудливость, подчас самую странную неясность или в такого рода утонченность, которая кажется изысканностью». Так писал о творчестве А.А. Фета Аполлон Григорьев, который был советчиком в творческих делах поэта.
А. Фет стремился передать тонкие переживания человека, сделать их доступными читателю.
Стихотворение «Поэтам» было написано 5 июня 1890 года и обращено к собратьям по перу.
Стихотворение отражает в целом мотивы и настроения поэзии Фета: быть убежищем от всех житейских скорбей. «Поэтам» можно отнести к ряду стихотворений о назначении поэзии, ее могуществе. Стихотворение состоит из четырех строф, каждая из которых цепь образов, внутренней жизни человека, объединенных мотивом поэзии. Тематическое единство стихотворения подчеркнуто его композицией — каждое четверостишие — одно предложение, прославляющее поэзию. Тон всему повествованию задает первая строфа, в которой лирический герой показывает свое отношение к поэтам, а значит и поэзии:
Сердце трепещет отрадно и больно,
Подняты очи и руки воздеты,
Здесь на коленях я снова невольно,
Как и бывало, пред вами, поэты.
Лирическое напряжение передают слова высокого стиля: очи, руки воздеты, провидит, песнопенье, чертоги, грезы; эпитеты: благовонные розы, прозрачно-воздушные радуги, мимолетные грезы.
Возможности поэзии огромны:
Только у вас мимолетные грезы
Старыми в душу глядятся друзьями,
Только у вас благовонные розы
Вечно восторга блистают слезами.
Она, поэзия, воспитала и лирического героя, в чертогах поэтов «окрылился» его дух:
В ваших чертогах мой дух окрылился,
Правду провидит он с высей творенья,
Этот листок, что иссох и свалился,
Золотом вечным горит в песнопенье.
В стихотворении выдержано «единство представления», которое Фет называл первым художественным законом. Здесь можно говорить о ритмической композиции. Ритм следует за смыслом, за развитием темы.
Стихотворение «Поэтам» образует цикл с другими стихотворениями, также прославляющими поэзию: «Одним толчком согнать ладью живую…», «Если радует утро тебя…» и др. где особенно выразителен, впечатляющ мотив победы поэзии над временем, мотив бессмертия мгновения, если оно запечатлено поэтом.
Анализ стихотворения А. Фета
Болдырева Александра Ученик (61), закрыт 5 лет назад
Целый мир от красоты От велика и до мала, И напрасно ищешь ты Отыскать её начало.
Что такое день или век Перед тем, что бесконечно? Хоть не вечен человек, То, что вечно-человечно.
Lily
Мастер (1080) 5 лет назад
Интересное стихотворение. Первый раз его вижу. Я не уверена в точности, но примерно будет смысл таков: Все хорошее и доброе что есть в мире существует бесконечно. Любовь, вера, надежда, дружба, список можно перечислять бесконечно, — это красота нашего мира. Это никогда не иссякнет, не перестанет жить. Будут войны, сорры, смерть, но всё равно останется в наших сердцах всё то хорошее что и было сначала. Красота останется в сердцах людей не смотря не на что, потому что «То, что вечно-человечно. «
Анализ стихотворения Афанасия Фета «Бал»
В 1857 году Афанасий Фет женился на Марии Боткиной. Этот брак было построен на голом расчете со стороны поэта, который мечтал вернуть себе не только финансовое благополучие, но и высокий общественный статус. Однако очень скоро Фет осознал, что его жизнь, изобилующая материальными благами, постепенно утрачивает всякий смысл. И дело не только в том, что богатства очень скоро приедаются. Поэт вдруг начинает осознавать, что до этого момента стержнем его существования являлась любовь, которой он лишился по собственной глупости. Теперь же ему остается довольствоваться лишь тем, к чему он стремился долгие годы, и втайне завидовать людям, которые сделали правильный выбор, отдав предпочтение духовным, а не материальным ценностям.
Тема самоуничижения постепенно набирает обороты в творчестве Фета второй половины 19 века. Одним из первых произведений, в котором автор открыто высказывает сожаление о том, как нелепо сложилась его жизнь, является стихотворение «Бал», датированное 1857 годом. Оно было написано через несколько месяцев после женитьбы, благодаря которой поэт получил финансовую независимость, но при этом лишился внутренней свободы и возможности стать по-настоящему счастливым человеком.
Новоиспеченный супруг в соответствии со своим новым статусом обязан был регулярно посещать различные увеселительные мероприятия. Во время очередного бала поэт вдруг осознает, что он является чужим на этом празднике жизни. Поэтому и рождаются строки о том, что «слагая на коленях руки, сажусь в забытый уголок».
Являясь отнюдь еще не старым человеком, Фет ощущает себя внутренне опустошенным и лишенным некоего жизненного стержня, благодаря которому «круженье пары молодой» наполнено восхитительной чувственностью, нежностью и трепетом. Эти чувства кажутся поэту очень далекими и ирреальными, навевая воспоминания о «юности былой», когда сам Фет вот так же был полон сил, задора и надежд на безоблачное будущее. Однако эти времена остались в прошлом, и теперь поэт задается вполне естественным вопросом: «Чего хочу?». Ответа на него у автора стихотворения нет, так как он получил все, к чему так стремился на протяжении всей своей жизни. Но это «все» не имеет никакого значения, если в сердце нет любви и жажды жизни, которая проходит стороной, оставляя привкус горечи и досады на губах. Фет прекрасно осознает, что уже не в состоянии что-либо исправить. Поэтому ему остается лишь наблюдать за вальсирующими парами и довольствоваться тем, что «в чужой восторг переселяться заране учится душа».
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Гамлет»
- Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Гефсиманский сад»
- Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Единственные дни»
- Анализ стихотворения Бориса Пастернака «За поворотом»
- Анализ стихотворения Бориса Пастернака «Золотая осень»
Когда трепещут эти звуки
И дразнит ноющий смычок,
Слагая на коленях руки,
Сажусь в забытый уголок.
И, как зари румянец дальный
Анализ стихотворения Фета «Горячий ключ»
Личная трагедия, связанная с гибелью любимой женщины, привнесла в творчество Афанасия Фета черты печали и уныния. Именно поэтому литературоведы четко разделяют произведения этого поэта на два периода, первый из которых характеризуется безмятежностью, искренностью, чистотой и восторженным отношением к окружающему миру
Действительно, после смерти Марии Лазич Фет практически перестал уделять внимание пейзажной лирике, которую так любил, и переключился на стихи интимного характера. Но даже если в минуты душевного спокойствия поэт и обращал внимание на красоту природы, по привычке подмечая каждую мелочь, то его стихи все равно носили отпечаток глубокой тоски, заглушить которую не в силах были ни теплое весеннее утро, ни ласковое солнце
Тем не менее, среди многочисленных стихов позднего периода творчества иногда встречаются лирические произведения, выдержанные в духе раннего Фета. К ним, в частности, можно отнести стихотворение «Горячий ключ», написанное в 1870 году. К тому моменту поэт уже покинул столицу и перебрался в свое загородное имение, которое практически не покидал до самой смерти. Чистый воздух, первозданная природа, возможность жить размеренно и никуда не торопиться – все это весьма благоприятно отразилось на душевном состоянии Фета и нашло воплощение в удивительных по красоте строках, повествующих о мощи лесного родника. Когда-то он «чист был и бегуч», радуя взор и напоминая о безмятежной юности самого поэта. Однако прошли годы, «обмелел он и остыл, словно в землю уходил». Автор вновь проводит незримую параллель между родником и собственной жизнью, которая, по мнению Фета, оказалась сложной и противоречивой, лишив его желаний и стремлений.
Тем не менее, поэт искренне верил в то, что сумеет найти в себе силы и вновь стать счастливым. Возвращаясь в родовое имение, он рассчитывал переломить судьбу и обрести ту радость, которую с годами утратил. В том, что все это возможно, Фет поначалу не сомневался. Именно поэтому он вспомнил о старом горячем ключе, который однажды поразил его воображение. Погребенный под толщей песка и горной породы, во время грозы источник сумел пробиться наружу. «Старый ключ прошиб гранит и над бездною висит, весь кипящий!», – с восторгом написал поэт, не осознавая, что человек, увы, лишен подобной силы, и не в его власти перечеркнуть свое прошлое ради возможности быть счастливым в будущем.
Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑ Стихи длиной 24 строки ✑
Афанасий Фет — Проснулся я. Да, крыша гроба, — руки ( Никогда )
Проснулся я. Да, крыша гроба, — руки С усильем простираю и зову На помощь. Да, я помню эти муки № 4 Предсмертные. — Да, это наяву; — И без усилий, словно паутину, Сотлевшую раздвинул домовину,
И встал. Как ярок этот зимний свет № 8 Во входе склепа. Можно ль сомневаться, Я вижу снег. На склепе двери нет. Пора домой. Вот дома изумятся. Мне парк знаком. Нельзя с дороги сбиться, № 12 А как он весь успел перемениться!
Бегу. Сугробы. Мертвый лес торчит Недвижными ветвями в глубь эфира, Но ни следов, ни звуков. Все молчит, № 16 Как в царстве смерти сказочного мира; А вот и дом. — В каком он разрушенье! И руки опустились в изумленье.
Селенье спит под снежной пеленой, № 20 Тропинки нет по всей степи раздольной. Да, так и есть: над дальнею горой Узнал я церковь с ветхой колокольней. Как мерзлый путник в снеговой пыли, № 24 Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу. Все понял я. Земля давно остыла И вымерла. Кому же берегу № 28 В груди дыханье? Для кого могила Меня вернула? И мое сознанье С чем связано? И в чем его призванье?
Куда идти, где некого обнять, — № 32 Там, где в пространстве затерялось время? Вернись же, смерть, поторопись принять Последней жизни роковое бремя. А ты, застывший труп земли, лети, № 36 Неся мой труп по вечному пути.
Prosnulsya ya. Da, krysha groba, — ruki S usilyem prostirayu i zovu Na pomoshch. Da, ya pomnyu eti muki Predsmertnye. — Da, eto nayavu; — I bez usily, slovno pautinu, Sotlevshuyu razdvinul domovinu,
I vstal. Kak yarok etot zimny svet Vo vkhode sklepa. Mozhno l somnevatsya, Ya vizhu sneg. Na sklepe dveri net. Pora domoy. Vot doma izumyatsya. Mne park znakom. Nelzya s dorogi sbitsya, A kak on ves uspel peremenitsya!
Begu. Sugroby. Mertvy les torchit Nedvizhnymi vetvyami v glub efira, No ni sledov, ni zvukov. Vse molchit, Kak v tsarstve smerti skazochnogo mira; A vot i dom. — V kakom on razrushenye! I ruki opustilis v izumlenye.
Selenye spit pod snezhnoy pelenoy, Tropinki net po vsey stepi razdolnoy. Da, tak i yest: nad dalneyu goroy Uznal ya tserkov s vetkhoy kolokolney. Kak merzly putnik v snegovoy pyli, Ona torchit v bezoblachnoy dali.
Ni zimnikh ptits, ni moshek na snegu. Vse ponyal ya. Zemlya davno ostyla I vymerla. Komu zhe beregu V grudi dykhanye? Dlya kogo mogila Menya vernula? I moye soznanye S chem svyazano? I v chem yego prizvanye?
Kuda idti, gde nekogo obnyat, — Tam, gde v prostranstve zateryalos vremya? Vernis zhe, smert, potoropis prinyat Posledney zhizni rokovoye bremya. A ty, zastyvshy trup zemli, leti, Nesya moy trup po vechnomu puti.
Ghjcyekcz z/ Lf, rhsif uhj,f, — herb C ecbkmtv ghjcnbhf/ b pjde Yf gjvjom/ Lf, z gjvy/ nb verb Ghtlcvthnyst/ — Lf, nj yfzde; — B ,tp ecbkbq, ckjdyj gfenbye, Cjnktdie/ hfpldbyek ljvjdbye,
B dcnfk/ Rfr zhjr njn pbvybq cdtn Dj d[jlt crktgf/ Vj;yj km cjvytdfnmcz, Z db;e cytu/ Yf crktgt ldthb ytn/ Gjhf ljvjq/ Djn ljvf bpevzncz/ Vyt gfhr pyfrjv/ Ytkmpz c ljhjub c,bnmcz, F rfr jy dtcm ecgtk gthtvtybnmcz!
tue/ Ceuhj,s/ Vthndsq ktc njhxbn Ytldb;ysvb dtndzvb d uke,m abhf, Yj yb cktljd, yb pderjd/ Dct vjkxbn, Rfr d wfhcndt cvthnb crfpjxyjuj vbhf; F djn b ljv/ — D rfrjv jy hfpheitymt! B herb jgecnbkbcm d bpevktymt/
Ctktymt cgbn gjl cyt;yjq gtktyjq, Nhjgbyrb ytn gj dctq cntgb hfpljkmyjq/ Lf, nfr b tcnm: yfl lfkmyt/ ujhjq Epyfk z wthrjdm c dtn[jq rjkjrjkmytq/ Rfr vthpksq genybr d cytujdjq gskb, Jyf njhxbn d ,tpj,kfxyjq lfkb/
Yb pbvyb[ gnbw, yb vjitr yf cytue/ Dct gjyzk z/ Ptvkz lfdyj jcnskf B dsvthkf/ Rjve ;t ,thtue D uhelb ls[fymt? Lkz rjuj vjubkf Vtyz dthyekf? B vjt cjpyfymt C xtv cdzpfyj? B d xtv tuj ghbpdfymt?
Relf blnb, ult ytrjuj j,yznm, — Nfv, ult d ghjcnhfycndt pfnthzkjcm dhtvz? Dthybcm ;t, cvthnm, gjnjhjgbcm ghbyznm Gjcktlytq ;bpyb hjrjdjt ,htvz/ F ns, pfcnsdibq nheg ptvkb, ktnb, Ytcz vjq nheg gj dtxyjve genb/
История создания
Изучая лирику поэта, мы можем наблюдать, как поэт развивался как автор. Взрослел, мысли становились более глубокими, обдуманными и серьезными. Но, единственное, что оставалось в поэзии Фета неизменным – это её легкость и многозвучие. В данном произведении мы видим некую пейзажную зарисовку, которая таит внутри себя очень много интересного.
Стихотворение «Учись у них – у дуба, у березы» Афанасий Афанасьевич Фет написал в 1883 году, когда был уже очень немолод. Поэт прожил достаточно долгую жизнь. Творец посвящает всего себя и все свое время для литературного поэтического творчества. В свои произведения автор вкладывает всю ту мудрость, которую накопил с годами.
В данный период времени формируется большое количество различных литературных течений. Но Афанасий Афанасьевич не причисляет свое творчество к какому-то определенному течению. Он творит в своем собственном направлении, не сковывая и не ограничивая себя рамками и канонами. Его поэзия сплошь пронизана свободомыслием и неординарностью. Именно это и делает её особенной и неповторимой.
В своем творчестве автор использует сразу несколько направлений, умело переплетая их черты и идеи. Анализируемое стихотворение является тому ярким примером. В нем мы можем увидеть как пейзажную лирику, так и философскую. Автор соединил в одном своем стихотворении две основные темы. Так же, в тексте проглядывается и часть религиозной тематики.
Образы и символы
Основными образами лирического произведения можно назвать образ природы, дуба и березы. Автор показывает их четко, поэтому нет необходимости что-то додумывать. В образе деревьев автор заключает людей. Дуб – является отображением мужчин, а береза – женщин. Стоит восхититься их стойкостью, силой и выдержкой. Благодаря этим качествам они стойко переносят сильные морозы. Таким образом, поэт показывает, что и человек способен преодолеть все те трудные времена, которые порой наступают в его жизни. Поэтому не нужно никогда сдаваться, а стоит многому поучиться у деревьев. Поэт показывает, что деревья так же плачут, у них лопается и трещит кора, но они, молча вынося все трудности. Непогода срывает оставшиеся листья, унося их далеко вдаль. Это как воспоминания о былых, лучших временах.
Они стоят благодаря своей вере. Вере в лучшее время и скорейший приход весны. Когда закончится ужасный холод, а теплое солнышко согреет их. Так и человек должен верить, что рано или поздно все наладится, появится новая радость и счастье. Просто нужно пережить этот тяжелый момент.
Чем сильнее дождь, тем светлей будет солнце. Об этом стоит всегда помнить, потому что не бывает все всегда плохо. Необходимо набраться сил, стойкости и мужества, дожидаясь счастливой поря. А она обязательно настанет!