Краткий анализ произведения «чудная картина» (а.а. фет)

Краткий анализ произведения «чудная картина» (а.а. фет)

«Учись у них — у дуба, у березы…» анализ стихотворения Фета, сочинение

Афанасий Фет написал стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…» в 64 летнем возрасте. Оно тепло было встречено читателями.

Шел последний день 1883 года. Зимой поэт жил в Москве и, как всегда, много писал. Вышеназванное лирическое произведение было создано утром и уже отредактировано до начала новогоднего вечера. Один из исследователей творчества Фета определил появление стихотворения так — «вырвал из души…»

Тема природы и человека всегда волновала Фета. Ее он раскрывает и в стихотворении «Учись у них — у дуба,

у березы…». Раскрывает он ее настолько полно и серьезно, что начинаешь верить автору, начинаешь извлекать уроки из его коротких, но мощных строк.

Писатель призывает человека мириться с тяготами, невзгодами, трудностями подобно дубам и березам суровой зимой. Деревьям бывает очень не просто пережить зимнее время года. Стоят они, одинокие, безлистные в заснеженном и равнодушном лесу.

Кора на них треснула, все ветви и сучья — в ледяной изморози. Тяжело им, безрадостно, холодно и тоскливо. Но гордо несут сильные деревья свой зимний крест. Это испытание послано им свыше, и они молча терпят его. Писатель обращает

внимание читателя и на выносливость могучего дуба, и на стойкость нежной березки. И это не случайно

Ведь все люди — и слабые, и сильные — живут в жестоком мире, где горе, несчастье и беда обязательно застигнут врасплох и оборвут крылья

Фету важно донести до читателя мысль о том, что любую боль можно перенести и можно заставить себя жить дальше с верой и любовью в опустошенном сердце. И это не случайно

Ведь все люди — и слабые, и сильные — живут в жестоком мире, где горе, несчастье и беда обязательно застигнут врасплох и оборвут крылья. Фету важно донести до читателя мысль о том, что любую боль можно перенести и можно заставить себя жить дальше с верой и любовью в опустошенном сердце

И это не случайно. Ведь все люди — и слабые, и сильные — живут в жестоком мире, где горе, несчастье и беда обязательно застигнут врасплох и оборвут крылья

Фету важно донести до читателя мысль о том, что любую боль можно перенести и можно заставить себя жить дальше с верой и любовью в опустошенном сердце

Воззвание к молчанию по Фету — это воззвание к смиренности и покорности. Мир огромен, величав, иногда надменен — ему невозможно всех утешить и обогреть. Утешение каждый должен находить в вере, в обновленных мыслях, в надежде, в любви к рядом живущим и в светлой памяти об ушедших.

Поэт верит, чтобы вместе с красавицей-весной к людям придет и красота в помыслах, душах, поступках. С теплом на улице появится и тепло в сердце, оттает оно от долгого холода.

Стихотворение состоит из 3 строф. В каждой строфе — свой сюжет. Мини-сюжеты образуют общее для произведения содержание.

Из 1 строфы видно, что береза и дуб стоят в зимнем лесу. Зима, по словам автора, выдалась жестокая. Деревья зябнут.

Стужа меняет их внешний облик. Но они все равно стоят. Автор побуждает читателя учиться у деревьев мужеству.

2 строфа помогает почувствовать движение зимней катастрофы. Природа рвет и мечет: метель лютует, злится мороз, ветер яростно срывает последние листочки с ветвей. Но деревья по-прежнему немы.

Их молчанием восхищается поэт, призывая людей поступать также.

Из 3 строфы льется на читателя надежда. После холодной зимы всегда приходит живая и теплая весна. Она вносит ясность в прежнюю тревогу, она дышит признаниями и искренностью, она лечит боль от потерь и скорби.

В строке ударение падает на 2, 4, 6, 8 и 10 слог: . Пятистопный Ямб. Рифма перекрестная, женская; мужская.

Изобразительные средства языка помогают понять «живую» связь между жизнью деревьев и жизнью человека:

  • Олицетворения, Метафоры : слезы застыли, метель сердито рвет, за сердце хватает холод, они молчат, гений промчится, верь весне. Эпитеты : жестокая пора, напрасные слезы, холод лютый, ясных дней, скорбящая душа.

Лирический герой — человек, который призывает к смирению и стойкости в любых условиях жизненных перипетий. В образе лирического героя можно увидеть людей, которые верят в лучшее будущее и просят разочарованных в жизни терпеть и ждать. Деревья же распускаются весной, несмотря ни на что…

Жанр стихотворения — лирическое стихотворение. Можно в нем заметить черты послания и элегии. Я бы его назвала стихотворением-советом.

История создания

Стихотворение А. А. Фета «Чудная картина» довольно короткое. За это в сторону поэта литераторы высказывали своё недовольство. Дело в том, что навязывание своего видения читателю Фет считал излишним. В его раннем творчестве эта позиция выражена особенно ярко, о чём и свидетельствует «Чудная картина», написанная в 1842 году (поэту на тот момент было всего 22 года).

Поэт делится впечатлениями от ночной поездки. Надо сказать, он был ещё совсем юн, и его мечты отличались чистотой, свежестью. То, что для других было обыденностью, его приводило в восторг. Он был человеком с тонко чувствующей душой и умел поделиться с читателем своим мироощущением с помощью минимальных художественных приёмов.

Анализ стихотворения Афанасия Фета «Чудная картина»

Удивительно легкое творение, умиротворяющее и завораживающее трогательностью образов – «Чудная картина» А. Фета. Произведение было создано в 1842 году. В его содержании Фет вновь раскрывает свой дар передавать простыми словами необычайную красоту мира. В этот раз автора зацепила прелесть зимнего пейзажа.

Стихотворение можно поделить на две образные составляющие: нежное восхищение поэта увиденным и подробная передача свойств наблюдаемой природы. Первая строчка дословно дублирует название стихотворения. Вторая – состоит из откровенного душевного признания («Как ты мне родна»), за которым следует остальная часть пояснительного содержания. Следует отметить, что произведение состоит лишь из одного предложения. Оно разделено на две равные четырехстрочные строфы. Перечисление выхваченных поэтическим взором картин ведется через запятые и соединительные союзы.

«Белая равнина» – первое, что поражает душу автора. После заглядывается он ввысь – на «полную луну». Взгляд невольно охватывает всю обозреваемую ширь – «свет небес». Отражение блистающих небесных светил видит Фет на снегу

И, наконец, глаза вниманием устремляются вдаль – «одинокий бег» саней становится преисполненным смысла

Удивительно, только существительными и меткими эпитетами нарисовал поэт целостную картину зимы, вложил свои чувства в эти описания и сроднил природу с человеком. Глаголы оказались лишними для воплощения литературной идеи.

Последние две строки раскрывают мотив одиночества. Затерянность человеческого существа в белых снежных просторах воспринимается автором глубоко личностно. Он проецирует свои чувства: движение саней – как жизненный путь человека по неизведанным тропам и далям.

Инверсия позволяет выстроить гармонические ряды трехстопного хорея, а олицетворение встраивает в стих мотив пути («саней… бег»). Цветовая палитра стиха монотонна, но изумительно яркая благодаря контрастам: белое – сугробы, луна и звезды, и черное – бездна неба, фигура повозки.

Пространство стихотворения поочередно, строка за строкой расширяется до всеобъемлющих пределов. Увидев сияющий морозный пейзаж, Фет с любовью в душе заключает: «Чудная картина».

LiveInternetLiveInternet

Афанасий Фет

Сумерки зимою – время особо дорогое в деревне …. В это время очертания предметов тонут, белоснежные поляны видятся через вуаль лилово-сиреневого Ещё проступает по всему серому небу свет, но мир – уже занят: взгляд отвлекается мириадами невидимых пятен * * * Морозным утром солнце восходит не привлекая внимания – резко очерченным, тёмно – красным.… Спустя время оно становится расплывчато-ярким – начинается настоящий день … Падающие льдинки бывают разными , то крупными , искрящимися , то как пылинки-звёздочки , а то – как мельчайшие реснички … Они наполняют морозную прохладу , собирая блеск солнца …

Днем пробилось солнце. И скоро в воздухе знакомые крохотные искорки; солнце становилось ярче: всё в небе вспыхивало и гасло над снегом и морозом, и небо уже серо-синее, проглядываемое, и солнце уже словно сноп желто-оранжевого света, да и скоро снова пасмурное время…

Утром в тишине на берёзе шелковистые нити, блёсточки на тонких ветвях, на блёсточках – отраженье-блеск неба, рассвета, белизны И вдруг берёза и вся местность осветилась солнцем – тёплыми красноватыми оттенками и какими земными показались и берёза, и местность.

День чист и голубой, ослепительный… Вдали от деревень равнины и овраги мягко скрыты снегом. Здесь тепло близкой весны, солнечной, здесь запах степного простора и немногих деревьев, запах вольного света. Здесь с удивлением смотришь на жизнь дня: тихий солнечный шум над снежной поверхностью…

День чист и голубой: равнины и овраги вдали от прижавшейся к лесу деревни мягко скрыты снегом. Ослепительный день. В пути среди белоснежного безмолвного мира веяние снежной прохлады есть веяние времени … Здесь дышится полной грудью, здесь обостряется запах дали, немногих деревьев … Зимой ! День, время года – выше, чем мои представленья

Вышел в солнечный день: хоровод берёзок и елей звенят распустившимися в голубом небе прозрачными голубыми нитями …, лучи солнца обнажили тёплые изгибы стволов

Пасмурным чуть морозным утром в воздухе запах дальнего леса, запах тонкий, запах весны. Небо сплошное , мутно-белое , неопределённой высоты . С неба невидимо сыплются мелкие снежинки Деревья – ещё в инее; иней – самое белое и чистое дня; иней слетает с ветвей к полудню: лёгкий тонко-хрустальный мороз спадает… В деревенском дне тишина и покой * * *

В серо-синем горизонте сноп жёлто-оранжевого света – восход солнца…. На слегка синеватый снег падают тонко сверкающие синевой блёсточки … Солнце становилось ярче – и всё в небе блистало от невесомых льдинок – кристаллов… Мы будто жили в мире осыпающихся драгоценностей

Яркий морозный день. Ветер не нарушает голубизны неба и белизны снега, лишь кое-где по сугробам подхватывая горсти снега и в игре рассыпая … Солнце неожиданно тёплое, голубизна – бесконечна. Холодно./А.Марасов

Солнце преображает, вносит радость, помогает верить, и ты помнишь лето, тепло воздуха и зелени, и к тебе приходят силы, радости, ты уже не только заодно с миром, но ты и сам могуч неукротимой в тебе жаждой жизни.

Анализ стихотворения Фета «Чудная картина»

Умение в нескольких фразах передать всю красоту окружающей природы является одной из наиболее ярких отличительных особенностей творчества Афанасия Фета. Он вошел в историю русской поэзии как удивительно тонкий лирик и вдумчивый пейзажист, который сумел подобрать простые и точные слова, описывая дождь, ветер, лес или же различные времена года. При этом подобной живостью и точностью отличаются лишь ранние произведения поэта, когда его душа еще не была омрачена чувством вины перед женщиной, которую он когда-то любил. Впоследствии он посвятил Марии Лазич огромное количество стихов, все дальше и дальше уходя в своем творчестве в любовную и философскую лирику. Тем не менее, сохранилось немало ранних произведений поэта, которые наполнены удивительной чистотой, легкостью и гармонией.

В 1842 году Афанасий Фет написал стихотворение «Чудная картина», мастерски изобразив ночной зимний пейзаж. За подобные произведения поэта очень часто критиковали маститые литераторы, считая, что отсутствие глубинных мыслей в стихах является признаком дурного тона. Однако Афанасий Фет и не претендовал на звание знатока человеческих душ. Он просто пытался найти простые и доступные слова, чтобы рассказать о том, что видит и чувствует. Примечательно, что свое личное отношение к окружающей действительности автор выражал крайне редко, стремясь лишь фиксировать различные предметы и явления. Тем не менее, в стихотворении «Чудная картина» поэт не может удержаться от восхищения и, рассказывая о морозной зимней ночи, признается: «Как ты мне родна!». Фет чувствует особую прелесть в том, что его окружает – «белая равнина, полная луна» привносят в жизнь автора давно позабытые ощущения радости и покоя, которые усиливает «саней далеких одинокий бег».

Казалось бы, в воссозданной картине зимней ночи нет ничего примечательного и достойного внимания. Вероятно, и само стихотворение был написано в тот момент, когда Афанасий Фет совершал небольшое путешествие по необъятным русским просторам. Но та нежность, которую автор вкладывает в каждую строчку этого произведения, указывает на то, что такая ночная прогулка доставила автору ни с чем не сравнимое удовольствие. Фету удается передать свои подлинные чувства и напомнить всем нам о том, что испытывать счастье можно даже от простых и привычных вещей, на которые мы нередко попросту не обращаем внимания.

Стихотворение «Чудная картина» было написано Афанасием Фетом в 1842 году,и его относят к раннему периоду творчества.

Произведение относится к пейзажной лирике, и показывает описание зимней ночи. Автор очень любил зиму, его очаровывал «блестящий» снег и «белые» равнины. Кажется, что сложно найти особую красоту пейзажа зимы, но автор точно передал ту красоту и чистоту, которую скрывает белоснежные края. Основным мотивом можно выделить захватывающий ночной пейзаж и удивление этой красоте героя.

В стихотворении можно заметить тему человеческого одиночества, с помощью зимней красоты, оно приобретает особый смысл. Луна в стихотворении отражает человеческую душу. Поэтому перед нами вырисовывается картина объединения человека и природы. Основные художественные средства, которые использовал Фет были: эпитеты, олицетворения, инверсии. Композиция состоит из двух строй, с помощью перекрестной рифмовки ощутима особая легкость произведения.

Средства выразительности

Несмотря на достаточно скромный объем произведения, в нем использовано действительно много художественных средств, помогающих раскрытию философской мысли, которая в него вложена. Это:

  • Олицетворения – “метель рвет листы”, “метель все злей”, “холод хватает за сердце”, “душа переболит”.
  • Эпитеты – “жестокая пора”, “лютый холод”, “ясные дни”, “новые откровения”, “скорбящая душа”.
  • Метафоры – “застыли слезы”, “верь весне”, “гений промчится, дыша теплом и жизнью”.

Все эти приемы характерны для лирики Фета, они помогают человеку понять существующую между ним и окружающим миром крепкую связь.

Предыдущая

Анализ стихотворений«Утес» анализ стихотворения Лермонтова по плану кратко – метафоры, стихотворный размер, лирический герой, эпитеты

Следующая

Анализ стихотворений«Тучи» анализ стихотворения Лермонтова по плану для 6 класса – композиция, эпитеты, сравнение, тема

А. А. Фет. Стихотворение «Учись у них — у дуба, у березы…». Анализ произведения

Время написания

Стихотворение написано в 1883 году.

Тема

Поэт замечает и передает неуловимые состояния природы в период смены времен года.

Главная мысль (идея)

Природа являет для человека пример стойкости. Весна изображена как живое существо. Поэт призывает верить ей, как близкому другу. Невзгоды готовы сломить человека, но в тяжелую минуту мир дает веру.

Поэтика

Стихотворение относится к пейзажной лирике. Жанр — элегия. Стихотворный метр — шести- и пятистопный ямб. Система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

Все стихотворение — развернутая метафора.

Стихотворение имеет философско-психологический подтекст. Дуб — символ стойкости, крепости, силы. Береза — символ жизнеспособности, гибкости, жизнелюбия. Человек, «учась у дуба, у березы», должен мужественно сносить удары судьбы и верить в неотвратимость перемен.

В первом слове стихотворения — «учись» — и призыв, и совет, и наставление.

Перед читателем возникают картины дисгармонии в природе, вызывающие ряд ассоциаций: беда, неустроенность, тревога, беспокойство. Этому способству­ют метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия: «напрасные на них застыли слезы».

Так передается мысль поэта о единстве мира, где человеческие черты пере­даны природе, а душевная смута человека напоминает природные катаклизмы.

Используется прием нагнетания напряжения с помощью изменения син­таксического строя: в первой и третьей строфах — преимущественно простые предложения. Во второй строфе используется сложное бессоюзное предложение. Короткие предложения придают стихотворению динамику и в то же время тре­вожность. Этому же служат и лексические повторы: «сердце рвет» — «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты».

Третья строфа начинается с союза «но» («Но верь весне»). Меняется интона­ция. Теперь образная система служит для утверждения веры в торжество добра, красоты, гармонии.

В концовке сосредоточена вся сила стихотворения:

Но верь весне.

Ее промчится гений,

Опять теплом и жизнию дыша.

Для ясных дней, для новых откровений

Переболит скорбящая душа.

Фет использует целый комплекс изобразительных приемов (синтаксических, лексических, фонетических), чтобы выразить сложность душевной жизни чело­века.

Похожие материалы:

  • Темы сочинений по литературе 18—19 веков — —
  • СМЫСЛ ФИНАЛА ДРАМАТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ ПЬЕСЫ М. ГОРЬКОГО «НА ДНЕ») — —
  • АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ А. А. БЛОКА «К МУЗЕ» — —
  • СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЙ А. С. ПУШКИНА «Я ПОМНЮ ЧУДНОЕ МГНОВЕНЬЕ…» И А. А. БЛОКА «О ПОДВИГАХ, О ДОБЛЕСТЯХ, О СЛАВЕ…» — —
  • «»Мертвые души» Н. В. Гоголя — удивительная книга, горький упрек современной Руси, но не безнадежный» (А. И. Герцен) — —
  • Мастерство психологического анализа в романе «Преступление и наказание» — —
  • Каким образом в творчестве Фета сочетаются в рамках одного произведения различные темы? — —
  • В чем состоят особенности героя в рассказах А. П. Чехова 1880—1890-х годов? — —
  • Анализ рассказа В. М. Шукшина «Чудик» — —
  • Анализ рассказа «Жена мужа в Париж провожала» — —
  • < Назад
  • Вперёд >

«Чудная картина», анализ стихотворения Фета

Стихотворение «Чудная картина», написанное в 1842 году, относится к раннему периоду творчества А. Фета. Оно вошло в многомотивный цикл «Снега» (1850 год).

Относящееся к пейзажной лирике стихотворение описывает близкую поэту зимнюю ночь. Фет искренне любит зиму, его влекут «блестящий снег» и «белая равнина». Кажущаяся простота незатейливого зимнего пейзажа несет в себе чистую, как белоснежные поля, красоту.

В произведении ярко прослеживаются основные мотивы — очарованность героя ночным пейзажем, мотив пути, возникающий в конце стихотворения, мотив человеческого одиночества, подчеркнутый холодной красотой заснеженной природы. Одинокая луна над белой равниной символизирует это состояние человеческой души. Природа и человек слиты в стихотворении воедино.

Основным изобразительным средством стихотворения выступают эпитеты: «чудная картина», «блестящий снег», «одинокий бег», «небес высоких», «полная луна». Оценочный эпитет «чудная» выражает состояние умиротворенного восхищения лирического героя. В пейзажной зарисовке присутствует олицетворение («и саней далеких одинокий бег») и инверсия («небес высоких», «саней далеких»), выполняющая двойную роль. Она позволяет организовать падение логических ударений в стихотворении на прилагательные, а также вводит в стихотворение мотив пути. В первой строфе Фет прибегает к аллитерации звука «р», а во второй использует аллитерацию звука «с», позволяющую передать ощущение света.

Поэт обращается во второй строфе к повтору-перифразу («полная луна» – «свет небес», «белая равнина» – «блестящий снег»). Синтаксический параллелизм (чудная картина, белая равнина, полная луна) усиливает ощущение гармонии от восприятия окружающей картины. Контрастная цветовая гамма стихотворения – луна на фоне ночного неба, темнеющий силуэт саней на белом снегу – придает особую выразительность зимнему пейзажу.

Фет использует в «Чудной картине» прием безглагольности, передавая настоящее время с помощью назывных предложений и употребления личного местоимения «ты» и краткого прилагательного «родна» («как ты мне родна»). Все стихотворение представляет одно сложное предложение. Оно создает ощущение, что поэт переполнен чувствами и говорит на одном дыхании, а также передает ощущение целостного восприятия природы и единения с ней. Повествовательная интонация подчеркивает спокойное внутреннее восхищение лирического героя окружающей красотой.

Композиционно стихотворение состоит из двух строф-четверостиший. Оно написано передающем динамику и характерным для народных песен трехстопным хореем. Фет использовал в «Чудной картине» перекрестную рифмовку, придающую особую легкость произведению.

Поэт выстраивает в стихотворении определенную последовательность образов и чувств. Внутреннее пространство произведения имеет четко заданный ри), шире («свет небес высоких»), ниже («блестящий снег»), уже («и саней далеких»). Ключевое слово «бег» объединяет все эти разнонаправленные векторы в движение. Неподвижный ранее мир становится движущимся.

На протяжении всего стихотворения изменяются чувства лирического героя: субъективная оценка в начале стихотворения («чудная картина») сменяется объективным описанием пейзажа («белая равнина», «полная луна»), которое постепенно приобретает эмоциональную окраску («свет небес», «блестящий снег»). Первые две и последние две строки стихотворения объединяют переживания лирического героя – щемящее чувство красоты родного края, смешанное с чувством затерянности человека в этом мире, среди бескрайних русских просторов.

Вдумчивый пейзажист, Фет сумел передать в небольшом стихотворении всю красоту и очарование зимней ночи, наполненность души лирического героя чувствами умиротворения, спокойной любви и легкой грусти, его духовное родство с родной природой.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Буря», анализ стихотворения Фета
  • «Весенний дождь», анализ стихотворения Фета
  • «Сияла ночь. Луной был полон сад», анализ стихотворения Фета
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Какая ночь! Как воздух чист…», анализ стихотворения Фета
  • «Осень», анализ стихотворения Фета
  • «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета
  • «Ласточки пропали…», анализ стихотворения Фета
  • «Старые письма», анализ стихотворения Фета
  • «Печальная береза…», анализ стихотворения Фета
  • «Майская ночь», анализ стихотворения Фета
  • «Смерти», анализ стихотворения Фета
  • «Музе», анализ стихотворения Фета

По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич

Темы, проблемы и настроение

  • Тема природы — основная в произведении. Автор описывает чудесный зимний пейзаж и открывает читателю его подлинную красоту.
  • Помимо описания зимнего пейзажа, поэт обращается к теме одиночества. Больше всего оно ощущается именно ночью, когда всё будто бы замирает (неспроста автор не использует ни одного глагола). Однако одиночество не тяготит лирического героя, и даже наоборот – вдохновляет его.
  • Что делает человека счастливым? К этой проблеме обращается в стихотворении поэт и находит ответ, наблюдая за красотой природы. Казалось бы, вокруг всё так привычно, но порой истинное удовольствие нам доставляет то, на что мы иногда даже не обращаем внимания.

Средства выразительности

Фет использует простые синтаксические конструкции, и средства выразительности также не отличаются сложностью. Это ярко выделяет произведение в ряду пейзажных зарисовок. Итак, поэт использует:

  • Эпитеты – ”по свежим листьям”, “душистый мёд”.
  • Метафоры – золотая пыль”, “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.
  • Олицетворение – “воробей купается”.
  • Сравнение – “будто в золотой пыли, стоит опушка леса”.

При этом художественные средства играют скорее вспомогательную роль. Главная отведена глаголам, которые делают повествование динамичным, показывают движение, так что читатель как будто видит нарисованные перед его мысленным взором картины.

Особую роль в произведении играют наречия. Их всего два, но они очень значимы, ведь “ещё” указывает на то, что читатель видит – это временное явления, а “уж” говорит о том, что дождь совсем рядом.

Наконец, благодаря ассонансу и аллитерации поэт передаёт эмоциональное настроение наблюдателя, показывает, что лирический герой умиротворён и доволен, он ощущает полноту и радость существования.

Композиция

Рисуя картину весенней природы, Фет использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему.

Всё начинается с повседневной, будничной картины, которую поэт описывает широкими мазками: первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведения. Кажется, что о предстоящем дожде ничего не напоминает – даже солнце не успело спрятаться за тучами. При этом поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, что, как известно, предвещает осадки.

Далее композиция продолжается картиной изменившегося мира: становится очевидно, что дождь идёт буквально стеной, так что наблюдатель видит необычную картину – сотканную из воды и солнечного света “завесу”, которая полупрозрачной ширмой отделяет видневшуюся вдали лесную опушку.

Наконец, третья строфа, которая должна была бы получиться прозаической и неприметной, поскольку дождь уже начался и на землю спустилась серая пелена, по мановению волшебного слова поэта окрашивается в весенние тона и кажется тёплой и радостной. Капли умиротворённо барабанят по свежим листьям – действительно прекрасная картина.

Построчный разбор

Начало стихотворения Фета «Сияла ночь. Луной был полон сад…» можно сравнить с произведением А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье». Объединяет эти два лирических стиха мотив воспоминания о прошлой любви.

Первые две строчки «Сияла ночь» переносят читателя в пустой ночной особняк, когда два любящих сердца остались наедине. Героиня играет на рояле, обнажая свою ранимую и тонкую душу, а молодой человек наслаждается музыкой и попадает под очарование этой чудесной мелодии. Лирический герой ещё не догадывается, что это их прощальный вечер, ведь нежный женский голос шептал о любви, в слезах изнемогая. Если интерпретировать эти строки, то музыка — это особая тайна, которую хочется разгадать. Возлюбленные испытывают глубокое и всепоглощающее чувство любви, а образ лунной ночи — это образ романтического свидания.

Проходит время, и, попав в подобную обстановку — ночь, луна, игра на рояле — герой вдруг испытывает те же эмоции: радость от встречи с прошлым и нестерпимую боль непоправимой ошибки. Он вспоминает «голос», говорит, что «веет» той же любовью, которая и есть надежда и вера. Он благодарит образ любимой за её нежность, трогательность и сожалеет, что его грёзы остались нереализованными. Много лет спустя поэт понимает, что жизнь, проведённая без любимого человека, теряет смысл. И всё, что было — это бесцельно прожитые годы.

В последней строфе автор говорит, что судьба не имеет обид и сердце не испытывает муки, что «в жизни нет конца, и цели нет иной». Он только верит, что звуки души заполнят сердце, которое способно «любить, обнять и плакать».

Немного другое толкование стихотворения Фета приводится у некоторых литературоведов. Считается, что только музыка способна вызвать у человека гамму чувств и эмоций: потрясение, завороженность, волшебство, стремление к жизни и любовь к женщине. Но, к сожалению, эти чувства возвращаются лишь на миг.

https://youtube.com/watch?v=YENOonEV9KU

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: