Серебряный век: литература периода катастроф

Поэты серебряного века: список самых значимых фигур

Николай Гумилев

Николай Степанович Гумилев – один из наиболее значимых поэтов Серебряного века. Его творчество отличается необычной философской глубиной и тонким эстетическим чувством. Как и многие поэты своего времени, Гумилев был увлечен символизмом и декадентством и считал, что основной задачей поэта является создание красоты.

Одна из ключевых идей, заложенных Гумилевым в его поэзию, — это идеал героического человека, состоящего на защите высших идей и ценностей. В его творчестве этот идеал выражен через образы легендарных героев и воинов, таких как Александр Македонский, Ролан и Александр Невский.

Гумилев был основателем литературной группы «Цех поэтов», к которой присоединились такие литераторы, как Анна Ахматова и Осип Мандельштам. Поэт также много путешествовал, проводил экспедиции вместе со своей женой – Анной Ахматовой.

Основные произведения:

  1. «Золотые стихи» (1911)
  2. «Александр Блок» (1916)
  3. «Колесо зодиака» (1918)
Краткая биография Николая Гмилева
Годы жизни 1886-1921
Место рождения Царское Село, Российская империя
Образование Санкт-Петербургский университет, факультет истории и филологии
Супруги Анна Ахматова (1910-1918), Мария Шонгауэр (1921)
Дата казни 26 августа 1921 года

Символизм

Первым направлением, рождённым в Серебряном веке, стал символизм. Он и был тем самым порождением кризиса, охватившего Российскую империю. Однако на его формирование большое влияние оказал и ещё один кризис — кризис европейской культуры. Ведущие умы конца XIX века пересматривали в своих произведениях все существующие моральные ценности, критиковали направление общественного развития и сильно увлекались философией идеализма.

Определение 2

Символизм — направление в искусстве, для которого была характерна тяга к экспериментам, стремление к новаторству и использование символики.

Русские символисты, ужасаясь при виде крушения народничества в своей стране, отказалась от тенденции поэтов пушкинского круга поднимать в своих произведениях остросоциальные вопросы. Символисты обратились к проблемам философским. На первых порах русский символизм подражал символизму французскому, однако очень скоро приобрёл свои уникальные черты.

Русский символизм отличало отсутствие какой-либо единой поэтической школы. Даже во французском символизме не найти такого огромного разнообразия стилей и концепций, каким отличался символизм в России.

Все последующие направления так или иначе находились под влиянием символизма. Кто-то напрямую унаследовал его постулаты, а кто-то, критикуя и отрицая символизм, в любом случае начинал своё развитие с обращения к нему.

У истоков русского символизма стояли так называемые «старшие символисты»: Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Александр Добролюбов, Константин Бальмонт. Их последователями, «младшими символистами», стали Александр Блок, Андрей Белый и другие.

Творчество Софии Парнок

Главные темы в творчестве поэтессы – свободная от предрассудков любовь, духовная связь между людьми, независимость от общественного мнения.

К определенному направлению Парнок не принадлежит. Она всю жизнь пыталась найти свое особенное место в литературе, не привязанное к определенному течению.

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Серебряный век русской поэзии предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Символизм — первое модернистское направление в европейской литературе. Он зародился во Франции в 1870-е годы. Первыми поэтами-символистами были П. Верлен, С. Малларме, А. Рембо. В России символизм стал самым значительным модернистским направ — лением.

ГОСТ

Творчество Марины Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева (1892 ‑ 1941 гг.) ‑ известная российская поэтесса, переводчица, прозаик.  Прежде всего, она известна своими любовными стихотворениями. Ей также было свойственно размышлять об этических аспектах революции, причем в ее работах прослеживалась ностальгия по старому времени. Возможно, именно поэтому она вынуждена была покинуть страну советов, где ее творчество не ценилось. Она блестяще знала другие языки, и ее популярность распространилась не только на нашу страну. Дарованием поэтессы восхищаются в Германии, Франции и Чехии.

Главные работы Цветаевой:

  • «Имя твое ‑ птица в руке»;
  • «Идешь, на меня похожий»;
  • «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес..»;
  • «Тоска по Родине! Давно…»;
  • «Мне нравится, что Вы больны не мной»;
  • «Я бы хотела жить с Вами»;
  • «Моим стихам, написанным так рано»

Основные темы в творчестве поэтессы:

  • тема Родины;
  • тема любви, ревности, разлуки;
  • тема дома и детства;
  • тема поэта и его значимости;
  • историческая судьба отечества;
  • духовное родство.

Одной удивительной особенностью Марины Цветаевой является то, что её стихотворения не принадлежат ни одному литературному течению. Все они находятся за пределами любых направлений.

Вариант 2

«Серебряный век» – это очередной переворот не только в литературе, но и других областей культуры. Период его начала – это конец 19 столетия и начало 20 века. Одно из главных направлений – это новое представление литературы не как зеркало действительности, а как искусство.

Именно в этот период рождаются лучшие из лучших. Появляются такие талантливые люди как Блок, Цветаева, Ахматова, Маяковский, Есенин, Брюсов. Грядущие перемены в жизни России сильно влияют на поэзию. Сила и мощь, предаваемая в стихах великих творцов поэзии, передается и простому читателю. В них они призывают народ совершенствоваться, задуматься о духовности и нравственности. Одно из лучших произведений того времени «Возмездие» было написано Блоком. В нем он искренне и с сильным душевным порывом раскрыл посыл укрепить себя и силу духа изнутри, так как грядущие перемены полностью меняли устоявшуюся систему культуры и литературы.

Благодаря началу «Серебряного века» русская литература раскрывает такие направления в поэзии как футуризм, акмеизм и символизм. Основное направление в поэзии и других культурах в тот период – это символизм. Главные составляющие символизма – это философичность и глубина. К поэтам-символистам можно отнести Тютчева, Фета, Блока и Бальмонта. Каждый текст их произведений пропитан образом-символом, они содержат громкие и многозначные слова и чаще других используют различные аллегории, метафоры или сравнения.

Для поэтов-символистов поэзия – это не только стихи, она являлась для них самым прекрасным и ценнейшим из искусств. Они постоянно восхваляли поэзию, говорили о ней, как о чем-то идеальном и прекрасном. Любое, написанное произведение содержало в себе частичку женственности, вечности и совершенства мира.

К поэтам-акмеистам относились Ахматова, Гумилев, Мандельштам и т.д. Их главный призыв в поэзии – материальность и предметность. Чаще всего, чтобы с точностью предать все эмоции и переживания они использовали образы библейских или мифологических героев. Главная тема произведений – это внутренняя, земная красота, чувства, эмоции и глубина человеческих переживаний.

Любимое современниками направление в русской литературе в период «Серебряного века» — это футуризм. Главное, что хотели выразить поэты в своих стихах – это тонкость человеческой души, протест в отношении буржуазии. Поэты-футуристы – Северянин, Маяковский, Крученых были против устаревших рифм и системы фраз прошлых лет.

Клычков, Есенин и Клюев так же предпочли собственное направление в русской литературе – новокрестьянская поэзия. Они воспевали матушку-природу, предавали красоту жизни в русской деревне, а так же часто затрагивали фольклорные образы.

Ослепительное и необычайно прекрасное время, которое изменило представление большинства людей о русской литературе – Это «Серебряный век». Большое влияние на поэзию в этот период оказали война, революция и просто противостояние человека власти, нежелание мириться с действительностью.

Иван Бунин: знаменитый поэт Серебряного века

Иван Бунин (1870-1953) — выдающийся русский писатель и поэт, который занимает престольное место в Серебряном веке России. Он первый из русских писателей получил Нобелевскую премию по литературе в 1933 году. Бунин является символом эпохи, о которой он писал. Его произведения отражают красоту и утонченность жизни, сильные эмоции и хрупкую душевность человека.

Иван Бунин стал одним из первых русских писателей, чья творческая деятельность была полностью посвящена поэзии. Он создавал лирические произведения на различные темы, включая природу, любовь, смерть и жизнь в целом. Он использовал лаконичный, но богатый язык и образы, чтобы выразить свои чувства и мысли.

Стихотворения Ивана Бунина известны своей тонкостью и глубиной. Они отражают его богатый ум и чувственность, а также его твердую веру в человеческие ценности.

Известные стихотворения Ивана Бунина:

  1. «На горе»
  2. «Сентиментальное путешествие»
  3. «Одинокая женщина»
  4. «Листья желтые на земле»
  5. «Мы столько лет одно другому говорили…»

Иван Бунин стал классиком русской литературы и является одним из самых значимых поэтов Серебряного века. Его проникновенные стихи продолжают волновать сердца людей по всему миру и вдохновлять новое поколение поэтов и писателей.

А.И. Куприн (1870—1938)

Литературное творчество Алексея Ивановича Куприна развивалось во времена революционного подъема.

Первым опубликованным произведением писателя был рассказ «Последний дебют» вышедший в свет в 1889 году.

В 1905 году вышло произведение, которое прославило имя писателя — повесть «Поединок». Повесть рассказывает историю противостояния молодого подпоручика Ромашова со старшим офицером. Этот конфликт развивается на фоне столкновения романтического мировоззрения интеллигентного юноши с миром захолустного пехотного полка, в котором господствуют провинциальные нравы и пошлость.

В 1908 году Куприн публикует рассказ «Суламифь», а в 1911 году выходит «Гранатовый браслет». Эти произведения принесли писателю огромную славу.

В 1909 году была опубликована повесть «Яма», рассказывающая о жизни в публичных домах. Повесть была подвержена критике за чрезмерный натурализм.

В своих произведениях А. Куприн занимается развитием сложной психологической темы — прозрения простого русского человека, который неистово ищет правду жизни. Творчество писателя имеет ряд отличительных характеристик:

  • особое видение мира
  • конкретность
  • неистовое стремление к познанию
  • победа добра над злом
  • динамика
  • драматичность

И.А. Бунин (1870- 1953)

Иван Алексеевич Бунин — знаменитый русский писатель, поэт, переводчик и лауреат Нобелевской премии по литературе. И. Бунин работал как в поэтическом жанре, так и в прозаическом. В прозе писатель дебютировал в 1893 году, когда в журнале «Русское богатство» был опубликован его первый рассказ под названием «Деревенский эскиз».

В 1909 году И. Бунин приступил к работе над поветью «Деревня», именно она прославила имя писателя.

В 1915 году был издан рассказ «Господин из Сан-Франциско». Он повествует о ничтожности богатства и власти перед лицом смерти. Главное, что хотел донести Бунин в этом произведении — жизнь человека представляет собой достаточно тонкую материю, если в ней нет красоты, то она становится отвратительной.

За роман «Жизнь Арсеньева», вышедший в 1930 году, И. Бунин был награжден Нобелевской премией. На сегодняшний день исследователи не могут точно определиться с жанровой принадлежностью этого произведения. Некоторые относят этот роман к мемуарам, другие к лирико-философской прозе. Повествование в романе идет от лица Алексея Арсеньева, который вспоминает о своём детстве и юности. Главной темой произведения является тема памяти. Роман представляет собой «путешествие души», в нем живо описаны воспоминания героя, главный герой обладает повышенной чуткостью к жизни.

Замечание 2

Творчество Бунина было далёко от возникших в ту пору течений. Писатель считал себя свободным от влияния литературных школ. Его творчество относят к разным направлениям: «реалистический символизм», «необыкновенный реализм», «скрытый модернизм».

Осип Мандельштам: один из лидеров Серебряного века

Осип Мандельштам — легендарный русский поэт, который не только прославился своей поэзией, но и принял участие в культурной жизни России в начале XX века. Родился в Польше, прожил в Москве, Петербурге и Крыму, но его биография тесно связана с периодом революции и тотального контроля над искусством, который установился в СССР в 1920-е годы.

Мандельштам считался одним из лидеров литературного движения Серебряного века. Его замечательные стихи отличались виртуозной формой и уникальной метафорикой, а его талант и глубокая мысль оставили поистине значительный след в литературном мире. Серебряный век, с его акцентом на индивидуализм, эстетическую автономию и свободу творчества, представлял собой период культурного расцвета в России, который настоял на творческой свободе и экспериментах в современном искусстве.

Через несколько лет после Октябрьской революции, Мандельштам стал одним из ее жертв. Его поэзия, которая имела уникальное значение в период «железного занавеса», не соответствовала официальной линии правительства. В 1934 году, он был арестован и отправлен в лагерь ГУЛАГ, где скончался в 1938 году. Его поэзия была запрещена до конца 1950-х годов. Однако, творчество Мандельштама выжило, сохраняя корни свободы в русской литературе.

  • Уникальным даром Мандельштама было формирование первого отечественного поэтического языка, способного передавать настроение и мысли, которые он формировал.
  • Из-за сложности и глубины техники письма Мандельштама, его поэзия требует разрешения. Он был признан одним из величайших мастеров поэтической культуры.

В СССР после смерти Мандельштама, на протяжении десятилетий запрещалось его творчество. Однако, после распада СССР, его поэзия вновь обрела значимость в литературной среде, став ценным источником исторической информации о Серебряном веке и периоде странной истории России.

Лучшие русские поэты

50 лучших русских/советских поэтовпо версии редакции портала Selection

При составлении рейтинга учитывались следующие факторы:  известность поэта в мире, национальная популярность и значимость, историческое влияние национальную литературу, количество изданнных произведений  в России, СССР, других странах, места, занимаемые в авторитетных рейтингах и голосованиях.

1. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)2. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)3. Александр Грибоедов (1795—1829)4. Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/1878)5. Федор Иванович Тютчев (1803-1873)6. Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)7. Александр Александрович Блок (1880-1921)8. Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)9. Сергей Александрович Есенин (1895-1925)10. Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) 11. Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)12. Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)13. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)14. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)15. Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)16. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)17. Константин Бальмонт (1867—1942)18. Осип Мандельштам (1891—1938)19. Иннокентий Анненский (1855—1909)20. Николай Степанович Гумилев (1886-1921)21. Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980)22. Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)23. Алексей Константинович Толстой (1817-1875)24. Андрей Белый (1880—1934)25. Максимилиан Волошин (1877—1932)26. Федор Кузьмич Сологуб (1863—1927)27. Евгений Абрамович Баратынский (1800—1844)28. Иван Андреевич Крылов (1769—1844)29. Георгий Владимирович Иванов (1894-1958)30. Владислав Ходасевич (1887—1939)31. Велимир Хлебников (1885—1922)32. Гаврила Романович Державин (1743-1816)33. Александр Сумароков (1717—1777)34. Константин Николаевич Батюшков (1787—1855)35. Аполлон Николаевич Майков (1821-1897)36. Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949)37. Игорь Северянин (1887—1941)38. Дмитрий Мережковский (1865—1941)39. Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958)40. Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964)41. Александр Аркадьевич Галич (1918-1977)42. Борис Абрамович Слуцкий (1919-1986)43. Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017)44. Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)45. Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (1937-2010)46. Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010)47. Роберт Иванович Рождественский (1932-1994)48. Римма Фёдоровна Казакова (1932-2008)49. Ю́лия Владимировна Друнина (1924-1991)50. Андрей Дмитриевич Дементьев (1928-2018)

70 крупнейших русских поэтов по количеству изданий

Осуществлен подсчет изданий произведений русских поэтов XIX в. — начала XX в., зарегистрированных в Российской книжной палате с момента ее создания (1917) до 2012 года; дано процентное соотношение по числу изданий произведений каждого автора.

1 А. С. Пушкин  10,29 20 М. И. Цветаева  0,81
2 М. Ю. Лермонтов  3,58 21 А. С. Грибоедов  0,8
3 Н. А. Некрасов  2,34 22 В. Ф. Одоевский  0,79
4 И. А. Бунин  2,29 23 З. Н. Гиппиус  0,66
5 В. В. Маяковский  2,23 24 Е. А. Баратынский  0,66
6 А. А. Блок  1,57 25 О. Э. Мандельштам  0,65
7 В. Я. Брюсов  1,4 26 В. И. Иванов  0,64
8 Б. Л. Пастернак  1,39 27 М. А. Кузмин  0,6
9 С. А. Есенин  1,24 28 М. А. Волошин  0,52
10 К. Д. Бальмонт  1,18 29 Д. С. Мережковский  0,43
11 Ф. И. Тютчев  1,15 30 А. В. Кольцов  0,41
12 А. А. Фет  1,11 31 В. Ф. Ходасевич  0,38
13 А. А. Ахматова  1,07 32 П. А. Вяземский  0,28
14 В. А. Жуковский  1 33 К. Н. Батюшков  0,28
15 А. Белый  1 34 Г. В. Иванов  0,27
16 И. Ф. Анненский  0,88 35  И. Северянин 0,27
17 Н. С. Гумилев  0,88 36 Н .А. Клюев  0,24
18 Ф. К. Сологуб  0,86 37 В. Хлебников  0,2
19 А. К. Толстой  0,83      

О Серебряном веке

Поэты и писатели XIX века дали российской литературе большой толчок в развитии: они вывели её на мировой уровень и создали произведения, по сей день считающиеся самыми основными в истории русской литературы. Этот век называли Золотым веком; он закончился к началу XX столетия. Однако сама литература продолжала стремиться вперёд и принимала всё новые и новые формы, и за Золотым веком последовал Серебряный. Определение 1

Серебряный век — условное название периода в развитии русской поэзии, характеризующегося появлением большого количества поэтов и поэтических течений, которые искали новые поэтические формы и предлагали новые эстетические идеалы.

Серебряный век можно смело называть наследником века Золотого. Поэты конца XIX — начала XX века опирались на сочинения А.С. Пушкина и поэтов пушкинского круга, а также творчество писавших несколько позднее Ф.И. Тютчева, А.А. Фета и Н.А. Некрасова.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Серебряный век русской литературы 430 руб.
  • Реферат Серебряный век русской литературы 230 руб.
  • Контрольная работа Серебряный век русской литературы 250 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Если с определением хронологических рамок Золотого века вопросов практически не возникает, то границы Серебряного века по-прежнему остаются размытыми. Большинство литературоведов сходится во мнении, что данная веха в истории русской поэзии начинается рубежом 80-90-ых годов XIX века, однако, когда она заканчивается — это вопрос спорный. Существует несколько точек зрения:

  • Некоторые исследователи полагают, что Серебряный век закончился с началом Гражданской войны (1918 год);
  • Другие считают, что Серебряный век закончился в 1921 году, когда погибли Александр Блок и Николай Гумилёв;
  • Третьи придерживаются мнения, что Серебряный век прервался приблизительно после смерти Владимира Маяковского, то есть на рубеже 1920-1930-ых годов.

Замечание 1

Важно понимать, что если понятие Золотого века применимо как к поэзии, так и к прозе, то говоря о Серебряном веке, мы говорим исключительно о поэзии. Название «Серебряный век» данная эпоха получила по аналогии с названием своего предшественника

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Поэты данной эпохи смело экспериментировали с литературными формами и жанрами, создавая абсолютно уникальные, не имеющие аналогов в истории русской литературы произведения. Творчество этих авторов образовало такие направления поэзии, как символизм, футуризм, акмеизм, имаджинизм и новокрестьянская поэзия. Многие исследователи говорят, что поэзию Серебряного века, ввиду исторических событий, разворачивающихся в то время в России, отличали острый кризис веры и недостаток внутренней гармонии.

Самыми известными поэтами Серебряного века являются Анна Ахматова, Владимир Маяковский, Сергей Есенин, Александр Блок, Марина Цветаева, Иван Бунин.

Символизм

Течение стало ответом литературного общества на кризис, охвативший европейскую культуру в конце 19 века. В рамках направления было множество школ и течений, отличающихся восприятием символизма в эстетическом плане.

Дмитрий Мережковский

Русский писатель и поэт, а также муж Зинаиды Гиппиус. Он вошел в историю как основоположник русского символизма как полноценного жанра. Его идеи вызывали неоднозначные отклики, но при этом многие признавали оригинальность его мышления. Пика своего творчества он достиг уже в эмиграции, после 1919 года поэт уехал из России сначала в Польшу, а затем во Францию. Известные произведения Дмитрия Мережковского:

  • «Христос и Антихрист»;
  • «Царство зверя»;
  • «Испанские мистики».

Автор известен не только как прозаик и поэт, но и как переводчик. Он перевел и адаптировал на русский язык такие произведения, как «Ворон» Эдгара По, «Чунг-Юнг» и «Та-Хио» (тексты конфуцианства).

Зинаида Гиппиус

Одна из самых ярких представителей поэтов и критиков серебряного века, жена Дмитрия Мережковского. Зинаида Гиппиус начала писать стихи с 7 лет, для ее первых произведений характерны мрачные настроения. Первое признание ей пришло уже в 19 лет, именно тогда она начала активную литературную деятельность, познакомилась со многими значимыми авторами Петербурга.

В 1904 году вышел сборник «Собрание стихов. 1889-1903». По мнению многих критиков, эта книга стала самым крупным событием литературы того времени. В ней словно была сконцентрирована вся история русского лирического модернизма. После Гиппиус выпустила еще несколько сборников стихотворений.

Валерий Брюсов

Русский поэт и один из основоположников русского символизма. Брюсов принадлежал к московской поэтической школе, а в литературу вошел в возрасте 13 лет. Но первый сборник стихов под названием Chefs d’oeuvre вышел только в 1895 году, уже после окончания МГУ.

Главной идеей своего творчества Брюсов считал «выразить тонкие, едва уловимые настроения». Благодаря своим неоднозначным взглядам на жизнь автор считается одним из родоначальников русского декадентства.

Константин Бальмонт

Один из самых ярких представителей позднего символизма 20 века. Он является автором 35 поэтических сборников, 20 прозаических произведений. Бальмонт занимался и переводами со многих языков:

  • испанский;
  • словацкий;
  • грузинский;
  • югославский;
  • болгарский;
  • литовский;
  • мексиканский;
  • японский.

Несмотря на огромную работоспособность, Бальмонт был нестабильным. Он не смог окончить университет из-за нервного истощения, несколько раз пытался покончить с собой. После революций поэт эмигрировал во Францию. В 1923 году Константин Бальмонт был номинирован на Нобелевскую премию в области литературы.

Александр Блок

Классик литературы 20 века, который еще при жизни стал иконой русского символизма. Александр Блок родился и вырос в дворянской семье, что отложило отпечаток на его стиль жизни и мировоззрение. Его творческим дебютом считается цикл «Стихи о Прекрасной Даме», при этом автор быстро достиг пика. Вершина творчества — поэма «Двенадцать».

Еще до революции критики и общественность отмечали одаренность Блока, музыкальность его стихов. Его «Незнакомку» знал весь Петербург того времени. Фирменный стиль Александра Блока – использование метафор в виде катахрезы (осознанная лексическая ошибка), которая переходит в символ.

Литературные направления 20 века

Главное направление литературы Серебряного века – это символизм. В диалоге и борьбе с ним возникают акмеизм и футуризм. Также в этот период отдельным направлением можно выделить имажинизм, но оно возникло уже в 1918 году. Поэтому литераторы спорят относительно того, был ли имажинизм частью Серебряного века или возник уже после того, как этот период закончился (его хронлогические рамки все же весьма условны).

Символизм

Хронологические рамки: 1890-ые гг. – 1910 г.

В конце XIX века в обществе набирали популярность прогрессивные идеи, критикующие устоявшийся уклад жизни россиян. Население все больше было недовольно действующим социальным делением и монархией в принципе, а потому в стране нарастали волнения. Творческой реакцией на это неспокойное время и моральный кризис стал символизм в литературе.

Изначально символизм возник во Франции, но русские авторы несколько его переосмыслили. Основные характеристики русского символизма:

  • размышления на тему глобальных философских вопросов;

  • материальный мир рисуется как маска, через которое прослеживается что-то потустороннее;

  • нет логического раскрытия темы, вместо него – символика чувственных форм;

  • общение к «тайным смыслам» через вещественный мир.

Среди поэтов 20 века, творивших в этом направления, выделяются «старшие» (прежде всего они обращались к эстетическому восприятию) и «младшие» (обращались к философско-религиозному восприятию) символисты. К «старшему» направлению относятся Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, К. Д. Бальмонт, к «младшему» — А. А. Блок, В. И. Иванов, А. Белый.

Футуризм

Хронологические рамки: 1909 г. – 1920-ые гг.

С 1909 г. в России начали появляться «поэты будущего». Им не нравилась предыдущая литературная эпоха. Ранее использованные художественные приемы они считали устаревшими и не подходящими для нового времени, в котором появились значимые достижения технического прогресса.

Основные характеристики литературного футуризма:

  • разрушение культурных стереотипов;

  • в нагромождении слов поэт выражает свои мимолетные и неуловимые ощущения;

  • отказ от синтаксиса и строфики;

  • появление новых слов;

  • схожесть с телеграфным текстом (ощущение, что стихотворение было надиктовано очень быстро – в этом выражалось стремление автора рассказать о своих сиюминутных и стремительно изменяющихся чувствах).

Также футуризм призывал к мировой революции. Обращения, с которым авторы высказывали свои позиции, нередко шокировали читателей.

Самые известные поэты-футуристы Серебряного века – это В. В. Маяковский, В. Хлебников, И. Северянин.

Акмеизм

Хронлогические рамки: 1910 г. – 1940 г.

Акмеизм является практически полной противоположностью символизма. Поэты, которые работали в этом направлении, предпочитали ясный взгляд на мир, а туманные образы и символы были им чужды. Тем не менее, они не отрицали, что окружающая действительность может быть грубой» и не всегда приятной, но они все равно старались найти в ней что-то прекрасное.

Основные характеристики акмеизма:

  • отказ от мистики, призыв взглянуть на реальный мир;

  • принятие окружающей действительности такой, какая она есть;

  • поэтизация мира;

изображения человека настоящими эмоциями и чувствами, которые он испытывает.

Самыми яркими представителями акмеизма являются следующие русские поэты Серебряного века: А. А. Ахматова, Н. С. Гумилёв, О. Э. Мандельштам. Они также называли себя «адамистами», отсылая к библейской фигуре Адама – первого человека, давшего наименование всему, из чего состоял окружающий его мир.

Имажинизм

Хронологические рамки: 1918 г. – 1924 г.

Представители этого литературного направления считали, что главное – это создать в своем творчестве определенный образ, который будет необычным для читателям, шокирует его и даст ему возможность сформировать ясное представление о тех или иных вещах.

Основные характеристики имажинизма:

  • попытка разработать уникальную классификацию образов;

  • метафора – основа творчества;

  • эпатажные и анархические мотивы;

  • скандальные выходки авторов для привлечения внимания к своему творчеству.

Известные последователи имажинизма: Н. Д. Вольпин, С. А. Есенин, Г. Л. Владычина, А. Б. Мариенгоф.

Окончание Серебряного века

Начало Серебряного века отмечено в 1890-х годах. Принято считать, что конец эпохи соответствует первому десятилетию ХХ века. Однако в ученых кругах на этот счет по сей день ведутся споры. Часть исследователей полагает, что концом Серебряного века необходимо принимать за 1917 год, а их оппоненты уверены в окончании эпохи в 1921 году. Первая гипотеза объясняется фактом начала Гражданской войны в 1917 году, что послужило причиной для прекращения существования Серебряного века русской литературы. Вместе с тем следует отметить, что в 20-е годы продолжали творчество писатели, которые считаются создателями этого явления. Есть и третья теория, исходя из которой, конец эпохи приходится на даты с 1920 по 1930-е годы. События отмечены самоубийством Владимира Маяковского и усилением идеологического контроля над литературным творчеством со стороны правительства.

Популярные темы сообщений

  • Декабристы Отечественная война 1812 года, стала переломной точкой в истории Российской Империи, в некотором смысле. В результате изгнания Наполеона из России, были совершенны заграничные походы русскими войсками. Многие солдаты, офицеры,
  • Животные живого уголка Я очень люблю посещать живой уголок, там у нас много разных забавных животных. Нравится после школы бежать туда и наблюдать за ними, ухаживать, кормить и играть.
  • Красная панда Красная панда, известна также как малая панда или кошачий медведь, похожа на кошку. Хотя и является хищником, предпочитает растительную пищу мясу.

Блок

Александр Блок родился в Санкт-Петербурге в 1880 году. Поэт был одним из крупнейших представителей русского символизма. Уже в начале XX века в журнале “Новый путь” выходят стихи Блока, на тот момент ему было всего 23 года. Блок с раннего детства начал писать стихи и уже в конце XIX века он поступил в Санкт-Петербургский университет.

На творчество поэта оказали ощутимое влияние первая русская революция и его путешествия по зарубежным странам. Блок был знаком со многими писателями того времени, он знал Зинаиду Гиппиус и Анну Ахматову. В период с 1906 по 1920 году активно выходят стихи и поэмы под авторством Александра Блока. Вот примеры работ вместе с анализом:

  • Девушка пела в церковном хоре;
  • О, я хочу безумно жить;
  • Россия;
  • Двенадцать;
  • Русь;
  • На железной дороге;
  • Фабрика;
  • Скифы;
  • Незнакомка;
  • Ночь, улица, фонарь, аптека.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: