Виды строф в лирике
Строфа— это группа стихов (строк), объединенная ритмически и рифмой, составляющая единое целое. Схема, по которой строится строфа в стихотворении (ритм+рифмовка), повторяется на протяжении всего стихотворного произведения.
Трехстишие: терцеп, терация Средняя строка рифмуется с крайними строками следующей строфы: aba bcb cdc и т.д. | Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь во тьме долины.
(Данте А. «Божественная комедия») |
Четверостишие: катрен, стансы Четыре стиха четырехстопного ямба с перекрестными рифмами при обязательной строфической замкнутости | В надежде славы и добра Гляжу вперед я без боязни: Начало славных дней Петра Мрачили мятежи и казни.
(Пушкин А.С. «Стансы») |
Пятистишие | Собрались люди мудрые Вокруг постели Гостомысловой. Смерть над ним летает коршуном! Но, махнувши слабою рукою, Говорит он речь друзьям своим…
(Лермонтов М.Ю. «Последний сын вольности») |
Шестистишие: секстина Строфа, состоящая из четверостишия и двустишия с разной системой рифм. | Какая ночь! Как воздух чист, Как серебристый дремлет лист, Как тень черна прибрежных ив, Как безмятежно спит залив, Как не вздохнёт нигде волна, Как тишиною грудь полна!
(Фет А.А. «Какая ночь! Как воздух чист…») |
Семистишие: септима Как правило, ямб с расположением рифм aabcccb. | «Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина!»
(Лермонтов М.Ю. «Бородино») |
Есть фиксированные строфы, характерные для определенного стихотворного жанра. Нарушать структуру такой строфы – значит разрушать жанровые принципы. К таким фиксированным строфам относят, сонеты, хокку и другие формы.
Двустишия о жизни. Ёмкие двустишья на все случаи жизни
Эти замечательные жизненные двустишия пишет петербуржец Владимир Поляков, известный в интернете под ником bazzlan. Стихи из двух строчек, или полупирожки, как называет их автор, пронизаны тонким злободневным юмором и житейской мудростью. Коротко о главном — так можно описать его творчество, есть что ответить почти на все случаи жизни.
Я не хотела вас обидеть,случайно просто повезло.
Башка сегодня отключилась,не вся, конечно, – есть могу.
Следить стараюсь за фигурой, чуть отвлекусь — она жуёт.
Шаман за скверную погодунедавно в бубен получил.
Всё вроде с виду в шоколаде, но если внюхаться — то нет.
Обидеть Таню может каждый,не каждый может убежать.
Мои намеренья прекрасны, пойдёмте, тут недалеко.
Я за тебя переживаю —вдруг у тебя всё хорошо.
Держи вот этот подорожник — щас врежу, сразу приложи.
Я понимаю что вам нечем,но всё ж попробуйте понять.
Как говорится, всё проходит,но может кое-что застрять.
Кого хочу я осчастливить, тому уже спасенья нет.
А ты готовить-то умеешь? —я вкусно режу колбасу.
Звони почаще – мне приятно на твой «пропущенный » смотреть.
Зачем учить нас, как работать,вы научитесь, как платить.
Характер у меня тяжёлый, всё потому, что золотой.
Вы мне хотели жизнь испортить?Спасибо, справилась сама.
Её сбил конь средь изб горящих, она нерусскою была.
Когда все крысы убежали,корабль перестал тонуть.
Дела идут пока отлично, поскольку к ним не приступал.
Работаю довольно редко,а недовольно каждый день.
Когда на планы денег нету, они становятся мечтой.
Женат два раза неудачно —одна ушла, вторая – нет.
Есть всё же разум во вселенной, раз не выходит на контакт.
Уж вроде ноги на исходе,а юбка всё не началась.
Я попросил бы вас остаться, но вы ж останетесь, боюсь.
Олегу не везёт настолько,что даже лифт идёт в депо.
Меня запомните весёлым, а завтра я начну ремонт.
Зевну, укроюсь с головою,будильник заведу на март.
Мы называем это жизнью, а это просто список дел.
Всё то, что нас не убивает,богаче делает врачей.
И жили счастливо и долго… он долго, счастливо она.
Я не туплю, а экономнорасходую потенциал.
Мне психиатр сказал: присядьте, щас успокоюсь и начнём.
В народ ходили депутатылишь только по большой нужде.
Сержант почти поймал бандита, но тот по званью выше был.
Пришла ко мне сестра таланта,но не достала до звонка.
Я ненавижу власть и деньги, когда они в чужих руках.
Олег весь день крутил баранку,потом не выдержал и съел.
источник
Стихотворные размеры
Размер – схема чередования ударного и безударного слогов.
Условные обозначения:
+ — ударный слог (ударный гласный произносится с большей длительностью и силой);
– — безударный слог (безударный гласный произносится кратко и ослабленно);
| — граница стопы.
5 стихотворных размеров в силлабо-тоническом стихосложении:
1) Хорéй – двухсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге: | + – |
| + – | + – | + – | + – | — четырехстопный хорей (перед вами схема первой строки стихотворения, она напоминает орнамент, схему для вязания, если встречали)
2) Ямб – двухсложный стихотворный размер с ударением на втором слоге: | – + |
| – + | – + | – + | – + | — четырехстопный ямб
3) Дáктиль – трехсложный стихотворный размер с ударением на первом слоге в стопе: | + – – |
| + – – | + – – | + – – | + – – | — четырехстопный дактиль
4) Амфибрáхий – трехсложный стихотворный размер с ударением втором слоге в стопе: | – + – |
| – + – | – + – | – + – | — трехстопный амфибрахий
5) Анáпест – трехсложный стихотворный размер с ударением последнем, третьем, слоге в стопе: | – – + |
| – – + | – – + | – – + | — трехстопный анапест
А теперь о способе запоминания трудных древнегреческих названий стихотворных размеров. Как не запутаться? Запоминайте по алфавиту: Хорей и Ямб — по первой букве слова, а дАктиль, аМфибрахий и аНапест — по второй букве! Кстати, хорошо, что количество стоп на экзамене указывать не нужно!
Строение двустишия
Двустишие является простейшей и кратчайшей строфической формой. Два стиха, объединенных строфой, могут быть:
- одного или разных стихотворных размеров;
- симметричными или неравными по длине строки;
- связанные парной рифмой или нерифмованные;
Нестрофическое двустишие – часть сложной стихотворной строфы, определяющаяся смежной рифмой.
Элегический дистих
В древнегреческой поэзии распространенным видом двустишия являлся элегический дистих, название которого связано с лирическим, философским характером произведений такой формы. Дистих использовался для написания элегий и представлял собой сочетание двух нерифмованных стихов, стихотворный размер первого из которых – гекзаметр, второго – пентаметр.
Пример элегического дистиха:
Небом желал бы я быть, звездным всевидящим небом,
Чтобы тебя созерцать всеми очами его.
(Платон; перевод А. Н. Майкова)
Двустишие в восточной поэзии
Особое развитие двустишие получило в тюркской и персидской поэзии. Арабская строфа из двух симметричных строк – бейт – представляет собой завершенную мысль и может выступать как отдельным стихом, так и составной частью других форм восточного эпоса и лирики (газели, месневи, касыды, рубаи и др.).
Пример бейта:
Вечно по саду слов я брожу, садовод.
Мне цветы мои холить велел небосвод.
Двустишие в индийской литературе
Двустишие представляет собой древнеиндийская санскритская строфа шлока, которой написаны выдающиеся произведения индийского эпоса: «Махабхарата», «Бхагавата-пурана», «Брахма-самхита», «Нараяниям» и др. Шлока, содержащая в себе 32 слога, – симметричная по ритмическому строению строфа.
Дистих в европейской поэзии
Античная традиция двустишия была продолжена поэтами раннего Средневековья и эпохи Возрождения. Строфическая форма дистиха также усвоилась в силлабо-тоническом стихосложении неоклассицизма как подражание древнему миру. Известны «Ксении» – собрание рифмованных эпиграмм в немецких элегических дистихах Гёте и Шиллера. Особое влияние на европейскую литературу оказали французские стихотворные размеры, основанные на двустишии, – восьмисложный стих, александрийский стих и т. д.
В русской поэзии XVIII века двустишие было основной формой лиро-эпических жанров. Дистихами писали великие русские поэты А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, В. Я. Брюсов и др.
Дистихи часто встречаются в качестве афоризмов, эпитафий, эпиграмм, надписей
.
Слово двустишие (дистих) произошло от
греческого distikhon, что в переводе означает di – два и stichos – стих.
Обычно скреплённых рифмой .
Особым видом нерифмованного двустишия является дистих . Ряд античных строф (гиппонактова строфа , архилохова , алкманова и др.) представлял собой двустишие. Ещё шире распространено двустишие в средневековой метрике — французские восьмисложники, немецкий четырёхударный стих куртуазного эпоса и т. д.
Онегинская строфа
Онегинская строфа Александром Сергеевичем была введена в литературу специально для романа под названием «Евгений Онегин». Как нетрудно догадаться, название ее происходит именно от этого произведения. Ей соответствует следующая структурная схема: AbAbCCddEffEgg. Ответить на вопрос «сколько строк в онегинской строфе?» можно, посчитав количество элементов в схеме. Их всего 14. В этой схеме обозначены прописными буквами женские клаузулы (окончания), а строчными указаны мужские. Во всем тексте «Евгения Онегина» структура эта выдерживается, кроме писем Татьяны (глава третья), Онегина (восьмая), а также «Песни девушек» (третья глава).
Двустишия для детей про новый год. Стихи про Новый год для детей 2-3 лет
Песню я спою под елкой,Пусть услышит Дед Мороз.Он сегодня мне в подарокМного сладостей принес.Я поздравлю маму с папой,Всех знакомых и друзей.Пожелаю, чтобы сталоИм намного веселей.
Новый год! Новый год!Елочка и хоровод,Шарики и зайки,Будут всем подарки!
Белый снег кружится.Будем веселиться,Петь и танцевать,Новый год встречать!
Раз, два, три, четыре, пять,Новый Год у нас опятьС ёлочкой пушистой,Сказочной, искристой!
Мы в ладошки хлопаем,Очень громко топаем,Встанем дружно в хоровод,Потому, что Новый год!
Звезды, шарики, зверушки —Наша елочка в игрушках.Дед Мороз, мы ждем тебя.Новый год пришел! Ура!
Мы сегодня соберемся,Скажем громко: раз-два-три,Ну-ка, праздник, начинайся,Ну-ка, елочка, гори!Пусть стихи заменят прозу,Будем петь и танцевать,Вместе Дедушку МорозаБудем дружно мы встречать!
Радостно танцуем,Весело поем,Дед Мороза в гостиДружно все зовем!
Зайка прыгает под елкой,Зайка тоже праздник ждет,Ведь капусту и морковкуДед Мороз ему несет!
Дедушка Мороз,Ярко-красный нос,Шубка, поясок,На плече — мешок!
Елку нарядили,Встали в хоровод,Дед Мороз веселыйПесни нам — поет!
Щечки красные и нос —Это Дедушка Мороз!Добрый Дедушка МорозМне подарочки принес!
Добрый Дедушка Мороз,Борода и красный нос,Я тебя так сильно ждал,О мешке конфет мечтал!
Огоньки на елкеВесело горят.Дед Мороз, скорееПриходи в наш сад.
Мальчики и девочкиСтали в хоровод,Возле елки веселоВ праздник Новый год.
Здравствуй, елка, Новый год,Дед Мороз и хоровод!С праздником вас поздравляю,Много счастья всем желаю!
Снежок блестит и стелетсяЗа окнами зима!И замела метелицаВсе парки и дома.Мы лепим бабу снежнуюИ песенки поем,Деда Мороза доброгоСкорее в гости ждем.
Долго я учил стишокРади сладостей мешок,Дедушка Мороз приди,Мне конфеток принеси!
У елочки, у елочки —Колючие иголочки,Она стоит красивая,А детвора — счастливая!
Дед Мороз, ко мне идиИ Снегурочку веди.Рассказать хочу стишок,Получить конфет мешок!
У красивой елкиПышные иголки,Светятся гирлянды,Будто бриллианты!
Мягкая, пушистаяЕлочка душистая,Красивая, блестящая,Живая, настоящая!
Елочка-красавицаСветит ярко-ярко.И она мне нравится,Ведь под ней — подарки!
Елка заигралаЯркими огнями,Закружилась веселоВ хороводе с нами!
Дедушка Мороз, привет!У меня подарка нет.Поскорей ко мне придиИ конфеток принеси!
Дистих в европейской поэзии
Античная традиция двустишия была продолжена поэтами раннего Средневековья и эпохи Возрождения. Строфическая форма дистиха также усвоилась в силлабо-тоническом стихосложении неоклассицизма как подражание древнему миру. Известны «Ксении» – собрание рифмованных эпиграмм в немецких элегических дистихах Гёте и Шиллера. Особое влияние на европейскую литературу оказали французские стихотворные размеры, основанные на двустишии, – восьмисложный стих, александрийский стих и т. д.
Интересный факт: самые первые стихи появились в 23 веке до нахей эры. Об их авторе известно лишь то, что это была аккадская принцесса, но ее имя осталось неизвестным.
Метры стихосложения
В русской поэзии XVIII века двустишие было основной формой лиро-эпических жанров. Дистихами писали великие русские поэты А. С. Пушкин, А. А. Дельвиг, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, В. Я. Брюсов и др.
Дистихи часто встречаются в качестве афоризмов, эпитафий, эпиграмм, надписей.
См. также
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Синонимы
Смотреть что такое «Двустишие» в других словарях:
Двустишие … Орфографический словарь-справочник
Простейшее строфическое образование из двух стихов, обычно скрепленных рифмой; так напр. распадается на двустишия александрийский стих (шестистопный ямб): «Порода красоты лицу не придает: В селе и в городе цветок равно цветет». Особым видом… … Литературная энциклопедия
Строфа из 2 стихов, простейшая и древнейшая из строфических форм (санскритского шлока, греческий элегический дистих, арабский бейт и др.) … Большой Энциклопедический словарь
ДВУСТИШИЕ, двустишия, ср. (лит.). Стихотворение, состоящее из двух стихов. || Два рядом стоящих стиха, связанных друг с другом и составляющих отдельную часть в строении стихотворения. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ДВУСТИШИЕ, я, ср. Строфа из двух стихов 1 (в 1 знач.). Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Сущ., кол во синонимов: 5 бейт (1) дистих (2) дистихон (1) … Словарь синонимов
двустишие
— я, с. Простейшая форма строфы, популярная у всех народов мира: два стиха одинакового или неодинакового ритмического строения, связанные объединяющей их интонацией. Сборник двустиший. Мысленно повторять двустишие. Синонимы: ди/стих Этимология:… … Популярный словарь русского языка
двустишие
— простейшая форма строфы с минимальным количеством строк (две). В рифмованных стихах две строки, связанные смежной рифмой. В более крупные строфы двустишие входит как составная часть. Рубрика: структура стихотворного произведения Синоним: д и с т… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Я; ср. Стихотворение или строфа из двух стихов. * * * двустишие строфа из 2 стихов, простейшая и древнейшая из строфических форм (санскритская шлока, греческий элегический дистих, арабский бейт и др.). * * * ДВУСТИШИЕ ДВУСТИШИЕ, строфа из 2… … Энциклопедический словарь
Строфа из двух стихотворных строк. Например, у Сергея Есенина: «Клён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь, нагнувшись, под метелью белой?» Нерифмованное Д. из Гекзаметра и Пентаметра называется Элегический дистих; Д.… … Большая советская энциклопедия
Книги
Азбука для девочек , Манакова Мария. Короткие стихи, которые помогут детям запомнить буквы алфавита. Каждое двустишие содержит слова на изучаемую букву. На каждой странице — буква, стихотворные строчки и соответствующая…
δίστιχον
Особым видом нерифмованного двустишия является дистих . Ряд античных строф (гиппонактова строфа , архилохова , алкманова и др.) представлял собой двустишие. Ещё шире распространено двустишие в средневековой метрике — французские восьмисложники , немецкий четырёхударный стих куртуазного эпоса и т. д.
Элегический двустишник в немецкой поэзии
Фридрих Рюкерт : грамматическая немецкость , пародия на элегические дистиши (1819)
Примером элегического двустишия на немецком языке, помимо упомянутого выше перевода Шиллером эпиграммы Фермопил, является перевод стихов Овидия:
Прежде всего, будьте осторожны, чтобы не ругать девочек за недуги,
да, многим людям было хорошо, что они не видели их прилежно.
Древний дактиль (- ◡◡ ) состоит из elementum longum (-), то есть длинного слога, и elementum biceps ( ◡◡ ), который обычно соответствует двойному сокращению (◡◡), но часто также и длинному слогу, в результате чего возникает Спондей (- -). В немецкой копии древнего стиха стопа вместо Spondeus, который трудно реализовать на немецком языке, использование dactylus как trochaeus (-◡) разрешено, поэтому немецкий dactylus отмечен как-(◡). Таким образом, метрическая схема двустишия на немецком языке выглядит следующим образом:
- —◡ (◡) ˌ — ◡ (◡) ˌ — ◡ (◡) ˌ — ◡ (◡) ˌ — ◡◡ˌ — ◡
- —◡ (◡) ˌ — ◡ (◡) ˌ— ‖ —◡◡ˌ — ◡◡ˌ—
Первые попытки реплики можно найти в поэзии немецкого барокко в Fischart , Клай и Birken , там еще в слоге и рифмы формы, без рифмы и акцентируя затем в Gottsched и Клопштоке ( Die Zukunft Geliebte , Элегия ). Однако немецкая поэзия- двустишница достигла своего апогея в классическом периоде, два основных представителя которой, Гете и Шиллер, приняли эту форму для своих эпиграмматических ксений . Xenien появился в Музе альманахе за 1797 год , который также содержит известные запомнили стихи Шиллера на двустишия:
В гекзаметре серебряный столб пружины поднимается
вверх , в пентаметре мелодично опускается вниз.
Пародия на Клаудиус гласит:
В гекзаметре заворачивается эстетическая волынка;
В пентаметре он снова выпускает его.
В большинстве случаев это формальное обращение сопровождается сознательной связью с древними литературными образцами, поэтому двустишие на немецком языке обозначается как «антикварная» форма. Известны римские элегии Гете , которые относятся к элегической любовной поэзии Тибулла, Проперца и Овидия и из которых происходят следующие четыре двустишия:
Если ваш любимый человек крадет у меня несколько часов дня,
она дает мне в качестве компенсации часы ночи.
Его не всегда целуют, об этом говорят здраво.
Если она засыпает, я лежу и много думаю.
Часто я уже писал
стихи ей на руки и спокойно, перебирая ладонь на
твоей спине, считал размер гекзаметра . Она дышит прекрасным сном,
и ее дыхание глубоко проникает в мою грудь.
Другие известные примеры из Веймарской классики — Венецианские эпиграммы Гете , дидактическая поэма Метаморфоза растений и Шиллер « Прогулка и Няни» :
Даже прекрасное должно умереть! Которая побеждает людей и богов,
Не трогает наглую грудь Стигийского Зевса.
После того, как Гете и Шиллера, Гельдерлина ( жалобы Менона о Диотиме , Der Wanderer , Брод и Wein ), Мёрике , Geibel и августа граф фон Platen являются важными представителями немецкой дистиха поэзии .
Двустишия для детей. Двустишия для развития слухового внимания.
Двустишия отлично подходят для развития у детей слухового внимания и языкового чутья. Играя и составляя рифмы, дети учатся правильно рaccтавлять слова в предложениях, развивают память и связную речь.Детям предлагается добавить последнее слово в двустишии.
В кладовой шуршала мышка, под сосной лежала-… (шишка).
Живёт в нашем доме Гарик, у него есть синий … (шарик.
Капризуля наша маша, у неё в тарелке … (каша.
Стоит в деревне старый дом, в сети к нам попался-… (сом.
В библиотеке взяли том, зимой ребята лепят-… (ком.
Очень любят мыши сыр, в хорошем сыре много-… (дыр.
Ветер очень сильно дул, стоял повсюду страшный … (гул.
Живёт у фермера баран, в пустыне бегает-… (варан.
Мама мыла чисто пол, папа ждал: когда же … (гол.
На палубу упала пачка, потому, что была -… (качка.
Пишет маме письмо дочка, в конце рассказа стоит-… (точка.
Портной выбрал красный шёлк, значит, знает в моде … (толк.
В КВН играли сутки, залу нравились все-… (шутки.
На берегу лежала гайка, рыбёшку утащила-… (чайка.
Дымится в миске кашка, с чаем стоит -… (чашка.
Было в сказке очень худо, пока не появилось-… (чудо.
Очень громко плачет мальчик -.Он поранил стеклом … (пальчик.
В огороде вырос лук, на грядке ползал майский … (жук.
Было Мишке мёду мало, пчёлка показала … (жало.
В малиннике медведь бурчал, рядом с ним ручей … (журчал.
Ночью спал Аркадий чутко, темноты боялся … (жутко).
Надел спортсмен свою жакетку, в руках держит он … (ракетку.
Ребятня каникул ждёт -.Лето красное … (идёт.
В группе самый старший — Веня, у него дружок есть-… (женя.
Петрушки зелёной пучок.Прожорливый съел … (жучок.
Закричала громко баба -.Испугала её -… (жаба.
В сказках очень любят пир, всем на свете нужен … (мир.
На стройке делают бетон, в метро потребуют-… ( жетон).
Купил модный Клим жилет, приобрёл в театр … (билет).
Жил на свете мальчик Жора, у него сестрёнка … (Лора).
Всех хвастливей Таня — крошка, у неё на шляпе-… (брошка).
О звёздах старый барс мечтал.Хотел он улететь на … (марс.
Проиграл Серёжа фант, девчонки повязали … (бант.
Со стола упала банка, теперь у Светы болит … (ранка).
Дежурным Вася в классе был, полы он тряпкой чисто … (мыл) жил на свете старый пёс, он исправно службу … (нёс) подарили Рэму дудку, и сторожевую … (будку. У Ильи красивый волос и приятный, звонкий … (голос. Клич победный издал вождь, не помеха ему … (дождь.
Строение двустишия
Двустишие является простейшей и кратчайшей строфической формой. Два стиха, объединенных строфой, могут быть:
- одного или разных стихотворных размеров;
- симметричными или неравными по длине строки;
- связанные парной рифмой или нерифмованные;
Нестрофическое двустишие – часть сложной стихотворной строфы, определяющаяся смежной рифмой.
Элегический дистих
В древнегреческой поэзии распространенным видом двустишия являлся элегический дистих, название которого связано с лирическим, философским характером произведений такой формы. Дистих использовался для написания элегий и представлял собой сочетание двух нерифмованных стихов, стихотворный размер первого из которых – гекзаметр, второго – пентаметр.
Пример элегического дистиха:
Небом желал бы я быть, звездным всевидящим небом, Чтобы тебя созерцать всеми очами его. (Платон; перевод А. Н. Майкова)
Общая характеристика
Изначально, в классической трагедии, строфой называлась песнь хора, исполнявшаяся при его движении слева направо до разворота (отсюда название); впоследствии система из двух и более строк стихотворного текста («стихов»), в которой стихи располагаются в заданной последовательности; каждое повторение такой последовательности является новой строфой.
Роль строфы в ритмическом строении текста аналогична роли предложения в синтаксическом строении текста; деление текста на строфы предполагает логические паузы, поэтому строфическое и синтаксическое членение текста как правило совпадают. Однако, хотя строфа тяготеет к синтаксической законченности, разложение фразы на разные строфы часто имеет особую выразительную силу; напр. Informis hiemes reducit // Juppiter, idem /// summovet (Horatius, Carmina II 10, 15—17), где Juppiter, idem и summovet разделяются и т. о. подчёркиваются (в современном стихосложении явление получило название «строфический анжамбеман»).
В рифмованном стихосложении наиболее простым и распространённым способом соединения стихов в строфу становится соединение их рифмой, которая своими созвучиями организует стихи в строфические группы. Поэтому элементарные схемы рифмовки являются одновременно простейшими типами строфы. Так, парная рифмовка (AA BB CC и т. д.) даёт кратчайшую из возможных строф — двустишие. Двустишие при правильном чередовании женских и мужских рифм может превращаться в четверостишие. Перекрёстное (ABAB CDCD и т. д.) и опоясывающее (ABBA CDDC и т. д.) представляют собой два основных вида четверостишия.
Соединение в различных комбинациях простейших видов строфы даёт множество сложных строф. Например, сочетание двустишия с четверостишием составляет строфу из шести стихов: CC ABAB или ABAB CC, или CC ABBA или ABBA CC. Из соединений двух четверостиший различных типов получается восьмистишие и т. д.
Соединение стихов посредством рифм является наиболее распространённым, но далеко не единственным способом построения строфы. В белом (нерифмованном) стихе строфа создаётся при помощи сочетания в определённом порядке стихов с различными клаузулами (окончаниями) — чаще всего женских с мужскими. Строфические виды могут быть также получены посредством введения в строфу укороченных и удлинённых стихов. Принципы построения строфы могут комбинироваться друг с другом; многие строфы, например, допускают удвоение посредством прибавления строфы с обратным («зеркальным») строением рифмы.
В жанрах песенной, главным образом народной лирики конструкция строфы, при отсутствии всяких других внешних структурных признаков, иногда создаётся только посредством синтаксического параллелизма. Такое построение строфы тем более примечательно, что, как правило, в «литературных» стиховых формах синтаксис от строфики в определённой степени независим (имеет место расхождение границ строфы с синтаксическим членением текста, то есть строфический анжамбеман).
Мировая поэзия накопила огромное количество твёрдых строфических форм. Богатейшим источником строфических форм, которые позднее постоянно разрабатывались в лирике европейских народов, является античная поэзия. Отсюда широкоизвестны названия строф античной поэзии, связанные с именами поэтов, которые впервые их применяли (например, Алкеева строфа, Сапфическая строфа, Асклепиадова строфа), или по названию стихов, из которых строфа состоит (например, ионическая строфа, ямбэлегическая строфа).
Виды строф
Среди строф выделяют:
- двустишие,
- трехстишие (Терцет),
- четверостишие (Катрен),
- пятистишие,
- шестистишие (Секстина),
- семистишие (Септет),
- восьмистишие (Октава),
- девятистишие,
- десятистишие,
- онегинская строфа, (сонет).
В скобках указаны твердые формы. Твердая форма (каноническая) – совокупность устойчивых характеристик, объединяющих стихотворение/текст.
Строфа, состоящая из двух строк.
Ночь дана, чтоб думать и курить и сквозь дым с тобою говорить.
В. Набоков
Трехстишие
Строфа, состоящая из трех строк. Твердая форма – терцет. Способ рифмовки терцета: ААА
Тончайший звук, откуда ты со мной?Ты создан птицей? Женщиной? Струной?Быть может, солнцем? Или тишиной?
К.Бальмонт
Четверостишие
Строфа, состоящая из четырех строк. Твердая форма – катрен. Способ рифмовки катрена: ААББ, АБАБ, АББА.
Способ рифмовки четверостишия может быть различным.
А наши судьбы, помыслы и слава,мечты, надежды, радость и беда –сейчас еще расплавленная лава,текущая в грядущие года.
М.Алигер
Пятистишие
Строфа, состоящая из пяти строк.
Земля, я неземной, но я с тобою скованНа много долгих дней, на бездну быстрых лет.Зеленый твой простор мечтою облюбован,Земною красотой я сладко заколдован,Ты мне позволила, чтоб жил я как поэт.
К.Бальмонт
Шестистишие
Строфа, состоящая из шести строк. Из классических форм известна секстина. Способ рифмовки секстины: АВАВАВ
Способ рифмовки шестистишия может быть различным.
Хочу я жизнь понять всерьез:наклон колосьев и берез,хочу почувствовать их вес,и что их тянет в синь небес,чтобы строка была верна,как возрождение зерна.
Н.Асеев
Семистишие
Строфа, состоящая из семи строк. Твердая форма – септет. Имеет две или три рифмы.
О, горе мне! Они тебя сожгли…О, встреча, что разлуки тяжелее!..Здесь был фонтан, высокие аллеи,Громада парка древнего вдали,Заря была себя самой алее,В апреле запах прели и земли,И первый поцелуй…
А. Ахматова
Восьмистишие
Строфа, состоящая из восьми строк. Наиболее распространенная форма восьмистишия – октава . Способ рифмовки октавы: АБАБАБВВ
Способ рифмовки восьмистишия может быть различным.
Славься, великая,многоязыкая,братских советскихнародов семья.Стой, окруженная,вооруженнаядревней твердынейседого Кремля!
Н.Асеев
Девятистишие
Строфа, состоящая их девяти строк.
Способ рифмовки: может быть различным.
Дайте мне дворец высокой И кругом зеленый сад, Чтоб в тени его широкой Зрел янтарный виноград; Чтоб фонтан не умолкая В зале мраморном журчал И меня б в мечтаньях рая, Хладной пылью орошая, Усыплял и пробуждал…
М. Лермонтов
Десятистишие
Строфа, состоящая из десяти строк. Распространена твердая форма десятистишия – одическая строфа, которой написаны оды. Способ рифмовки од: АБАБ ВВ ГДДГ
Способ рифмовки неторжественных десятистиший может быть различным.
И вы, далекие потомки,
когда оглянетесь назад,
поймете ль, жмурясь от сполоха,
пронзающего толщу тьмы,
что это светит та эпоха,
которую творили мы.
Что это бьет источник света
из сердца каждого из нас,
откуда первая ракета
взлетела в космос в первый раз.
М.Алигер
Онегинская строфа
Онегинской строфой написан роман в стихах А. Пушкина “Евгений Онегин”.
Мы все учились понемногуЧему-нибудь и как-нибудь,Так воспитаньем, слава богу,У нас немудрено блеснуть.Онегин был по мненью многих(Судей решительных и строгих)Ученый малый, но педант:Имел он счастливый талантБез принужденья в разговореКоснуться до всего слегка,С ученым видом знатокаХранить молчанье в важном спореИ возбуждать улыбку дамОгнем нежданных эпиграмм
Сонет
Сонет – стихотворение твердой формы, в котором строфа состоит из 14 строк.
Суровый Дант не презирал сонета;В нем жар любви Петрарка изливал;Игру его любил творец Макбета;Им скорбну мысль Камоэнс облекал.
И в наши дни пленяет он поэта:Вордсворт его орудием избрал,Когда вдали от суетного светаПрироды он рисует идеал.
Под сенью гор Тавриды отдаленнойПевец Литвы в размер его стесненныйСвои мечты мгновенно заключал.
У нас еще его не знали девы,Как для него уж Дельвиг забывалГекзаметра священные напевы.
А.Пушкин
Двустишия со смыслом. Смешные двустишия (Анатолий Вассерман рекомендует)
не надо класть в салаты гренкиони царапают лицопочти пришли сказал сусанинкокос срывая на ходупосредством головокруженьяпередвигался колобокпришли альцгеймер с паркинсономи долго руку мне тряслиништо не вечно под луноюзавёл мой врач издалека«а мне — насрать» — сказал геннадий,и бармен выполнил заказидите в баню а оттудана самолет и в ленинградя не хотела вас обидетьслучайно просто повезлокуда колоть сестра спросилав затылок буркнул колобокТы присылаешь двадцать скобок.О, как же я люблю твой смех.поскольку времени немногоя вкратце матом объяснюс тех пор как выучил морзянкуя не могу уснуть под дождьвсем кто окончил школу жизнивручают мраморный дипломне слушай внутренний свой голосон тут снаружи не бывалпоел поспал и тут внезапноперехотелось убиватьа в холодильнике ночамиеда полезней и вкуснейо том что я вас пожалелая пожалела много разкто пил с лирическим героемпусть тащит сам его домойа вскоре после погребеньяты станешь дамою червей…должна приличная синицауметь держать себя в рукахя пацифист и жду тихонькокогда врага убьет другойсиюминутные порывынередко штопаешь всю жизньобоз гружённый пармезаномушёл донецким партизанамнасчёт спиртного — норму знаюно выпить столько не могумне водку рокот космодромаи ледяную синевупроходит жизнь подумал ёжикэх вот бы кончился туманкакое надо самообладаньепять лет выдерживать коньякотдайте телевизор беднымчтоб сделать их ещё беднейвернулся муж из интернетаа дома смайлом покатии вот на танинных поминкахсидит от слёз опухший мячкак много девушек хорошихмне не даёт любить женаа я б министром стал культурыблябуду чувствую моёздесь подошла невеста трупатактично крикнул санитарсегодня не в свою тарелкузачем то встал не с той ногикругом три дэ ворчит малевичберёт и лепит чёрный кубвы очень скованы натальяпозвольте я ослаблю цепьвчера изъяли у пиратовпятнадцать граммов йо-хо-хоу ольги каменное сердцевам лучше в голову стрелятьпетрович усмирил гордынюа вот пердыню не сумелты не прынцесса коль не чуешьво сне горошину моювдали приметив пляж нудистскийпочти бежали бурлаки— Сальери, друг, да чтоб мне сдохнуть!— Заметь, не я это сказал!я вас прям тут щас закопаюорал нам в яму дирижёрсадись дружок послушай кафкуведь кафка ложь да в ней намёкв моей душе нет больше местаищу кого бы удалитьНа этот Новый Год подаркиПолучат те, кто доживёт.
Строфа — это…
Слово «строфа́» происходит от греческого «поворот». Как термин оно стало употребляться в античности и прекрасно сохранилось до наших дней. Правда, в Древней Греции этим названием обозначали песнь хора, которая исполнялась во время движения хористов по сцене.
Когда хор завершал ход в одну сторону и поворачивал в обратном направлении, одна строфа заканчивалась и начиналась другая. Позже так стали называть чередующиеся парные сочетания рифмующихся строк (стихов).
По своим функциям строфа в поэзии напоминает абзац в прозе.
Наиболее привычной формой строфы для русскоязычного читателя является четверостишие. Также существуют дву- , трёх- , пяти- , шести- , семи- , восьми- , девяти- , десятистишия и другие разновидности строф, о которых поговорим дальше.
литература
- Фридрих Бейснер: История немецкой элегии. 2-е издание de Gruyter, Берлин, 1965.
- Вальтер Бергер: Distiches. Латинские эпиграммы как гуманистическое наследие. Вена 1994.
- Сандро Болдрини : Просодия и метрики римлян. Teubner, Stuttgart & Leipzig 1999, ISBN 3-519-07443-5 , стр. 97f.
- Дитер Бурдорф , Кристоф Фасбендер, Буркхард Моеннигоф (Hrsg.): Литература Metzler Lexicon. Термины и определения. 3-е издание, Метцлер, Штутгарт, 2007 г., ISBN 978-3-476-01612-6 , стр. 161.
- Даниэль Фрей: Горькие слезы. Исследование элегии и эпиграммы от начала до Бертольда Брехта и Петера Хухеля. Königshausen & Neumann, Würzburg 1995, ISBN 3-88479-985-1 .
- Отто Кнёррих: Лексикон лирических форм (= карманное издание Крёнера . Том 479). 2-е, переработанное издание. Kröner, Штутгарт 2005, ISBN 3-520-47902-8 , стр. 44f.
- Марион Лаусберг: Единый список. Этюды по древней эпиграмме. Мюнхен 1982 г.
- Людвиг Штраус: О структуре немецкого двустишия. В: Тривиум 6 (1948), стр. 52-83.
- Карл Вефельмайер: Эпилегомены в элегическом двустишии. В: Hermes 124th Vol., H. 2 (1996), pp. 140-149.