Рифмовка и цельная строфа
Цельная строфа подразумевает наличие хотя бы одной пары для каждой рифмы. Это обеспечивает неделимость общего тела данной строфы — ее нельзя поделить на меньшие цельные строфы, имеющие собственную завершенную рифмовку.
В зависимости от количества рифмовок, образующих стих, выделяют формы моностиха, дистиха, терцета, катрена, пентета и т. д. Моностих не может являться цельной строфой, так как одна строка ни с чем не рифмуется (даже в том случае, когда содержит внутреннюю рифму). Дистих строится по схеме «аа», имея, соответственно, одну рифмовку для цельной строфы. Также одну рифмовку имеет терцет — схема «ааа». При этом терцет нельзя разделять, так как при любом делении мы получаем хотя бы один моностих, который не является цельной строфой.
Катрен включает в себя такие виды рифмовки, как кольцевая («абба») и перекрестная («абаб»). В случае же смежной рифмовки («аабб») стих разделяется на два самостоятельных дистиха, каждый из которых будет являться цельной строфой. Пентет, в свою очередь, объединяет в себе шесть рифмовок цельной строфы.
Положение в строфе
Рифма может не только располагаться в любой части строки, но и перемещаться от строфы к строфе, «прыгая» по рядкам. Для определения положения словозвучий в качестве помощника можно использовать простые и понятные формулы. Типы рифмовки и наглядные примеры:
- Перекрестные. Слова созвучны через строчку. Формула: А Б А Б. Такие типы часто применяются начинающими авторами и музыкантами при написании рэпа. Стихотворения с использованием таких рифмовок благозвучны. Примеры перекрестной рифмы: Сегодня мне приснился сон. Прекрасный, чистый, яркий. В нем был красивый принц и он Дарил цветы, подарки.
- Опоясывающие. Другое название — охватные или кольцевые. Такое название обусловлено тем, что рифмовки, расположенные рядом, замыкают в круг другие словосочетания. Формула: А Б Б А. Такое словозвучие считается одним из самый сложных, но строки, сочетающиеся подобным образом, сразу западают в душу читателей. Например: Мы с тобой на разных полюсах. Я ангел во плоти, а ты злой демон. И в сердце адская эмблема. А я душой парю на небесах.
- Смежные. Здесь рифмуются слова, находящиеся в соседних строках. Формула выглядит следующим образом: А А Б Б (то есть первая строфа рифмуется со второй, а третья — с четвертой). Пример: По тропинке скакала коза, И не ведала, куда и в какие леса Приведет та дорога одна, По которой спешила она.
В некоторых случаях определить тип рифмовки бывает практически невозможно, поскольку поэты используют различные варианты сочетания, чтобы подчеркнуть эпитеты и создать нужный лирический образ героя.
Парные типы в детских стихах
Примеры парной рифмы часто можно встретить в детских стихотворениях известных авторов. Это одно из самых простых и понятных словозвучий, поэтому именно такие произведения учат первоклассники на уроках литературы. Двойные рифмы даже используются в скороговорках, загадках, считалочках. Например: Дышит он горячим паром, и скажу я вам недаром! Ведь за ним такая гладь, складок больше не видать.
В стихотворении Агнии Барто про плачущую Таню также используется парная рифмовка. Детская поэтесса очень любила использовать такой тип словозвучия. Он встречается и в других ее произведениях, например, про бычка и лошадку.
Онегинская строфа
Чаще всего автор выбирает один тип рифмовки и придерживается его на протяжении всего стихотворения. Однако великий Пушкин придумал свой оригинальный вариант словосочетания, который впервые использовал в романе «Евгений Онегин». Этот способ был назван в честь героя.
Онегинская строфа состоит из 3 четверостиший и одного двустишия. В стихах сочетается сразу несколько видов рифмовок: кольцевая, перекрестная и двойная. Современники часто используют пушкинский вариант, чтобы ярче выразить свои эмоции.
Рифма
Рифма – повтор отдельных звуков или звуковых комплексов в окончаниях двух или нескольких строк стихотворения.
Рифмовка, Рифма
Название | Примеры |
---|---|
Парная (смежная) ААББ | Запах солнца? Что за вздор! а Нет, не вздор. а В солнце звуки и мечты, б Ароматы и цветы… б |
ПерекрестнаяАБАБ | Как стих сказителя народного А’ Из поседевшей старины, б Из отдаления холодного А’ Несет к нам стынущие сны… б |
Опоясывающая (кольцевая) АББА | Дымен смутный трепет свеч, а На иконах свет заемный. Б Каждый хочет в церкви темной Б От свечи свечу зажечь. а |
Смешаннаяааабаааб ббаббавв и т.п. |
Ангелы опальные, А’ Светлые, печальные, А’ Блески погребальные А’ Тающих свечей,- б Грустные, безбольные А’ Звоны колокольные, А’ Отзвуки невольные, А’ Отсветы лучей,- б |
Виды рифм, Характер рифмовки
Название | Определение | Примеры |
---|---|---|
Мужская | Ударение в последнем слове строки приходится на последний слог |
Тебя люблю я столько лет, И нежен я, и я поэт. |
Женская | Ударение в последнем слове строки приходится на предпоследний слог |
С певучим перезвоном Старинных колоколен! |
Дактилическая | Ударение в последнем слове строки приходится на третий слог от конца |
Они заботятся мучительно … Себя спасают исключительно. |
Гипердактилическая | Ударение в последнем слове строки приходится на четвертый (и далее) от конца слог |
Голуби реют серебряные… |
Виды рифм по положению
По положению рифмических цепей в строфе различаются рифмы смежные (aabb), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (в том числе тернарные, aabccb), двойные, тройные; повторяясь, это расположение рифм служит важнейшим элементом строфики — как замкнутой (в приведенных примерах), так и цепной. В стихе рифма выполняет троякую функцию:
Cтихообразующую — как средство разделения и группировки стихов (подчеркивание стихораздела, соотнесенность рифмующих строк);
Фоническую — как опорная позиция для звукописи целого стиха («распыленная рифма»: «да что я, лучше что ли… из кожи вон, из штолен» у В.Маяковского) — или, наоборот, в стихах, насыщенных аллитерациями, где они имеют тенденцию сосредоточиваться в начале строки, а конец строки предоставлять рифмы (Брюсов);
Семантическую — как средство создания «рифмического ожидания» появления тех или иных слов, с последующим подтверждением или нарушением этого ожидания («Читатель ждет уж рифмы: розы…» — отсюда важность уместного использования рифм банальных, таких, как «радость — младость — сладость» и т.п., и оригинальных, экзотических). Во всех этих функциях рифма подчинена общему стилистическому целому стиха и в зависимости от соответствия этому целому ощущается как «хорошая или «плохая».
Стихотворный размер
Двусложные
Ямб | Ударение на второй слог | Она души не приняла. А я старался. Так старался, Что и свои забыл дела, И без иной души остался. Я говорю о ней: была. (В.Н. Соколов) |
Хорей | Ударение на первый слог | Я спросил сегодня у менялы, Что дает за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное «люблю?» (С. Есенин) |
Трехсложные
Дактиль | Ударение на первый слог | Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов) |
Амфибрахий | Ударение на второй слог | Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская. (М. Цветаева) |
Анапест | Ударение на третий слог | В нашей жизни, прекрасной, и странной, и короткой, как росчерк пера, над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора. (Б. Окуджава) |
Виды рифмовки
Это последний момент, на который стоит обратить внимание в данной статье. Момент очень важный и нужный
Итак,
Смежная рифмовка
– способ самый простой и распространённый. Тут рифмуются каждые две строки. Пример смежной рифмовки:
Я тебя сегодня полюбила,
Я про горе прошлое забыла,
Я поверила сегодня в яркий свет,
Я нашла потерянный ответ.
Перекрёстная рифмовка
В этом случае мы рифмуем первую строку с третьей, а вторую с четвёртой. Пример перекрёстной рифмовки:
Мне недалеко уйти пришлось:
Я забыла собственное сердце.
Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,
Жаль, что сломаны заветные все дверцы.
Кольцевая рифмовка
действует, как змея, которая держит во рту собственный хвост: мы сочетаем первую строки с четвёртой, а вторую с третьей. Пример кольцевой рифмовки:
Я обошла давно весь свет.
Тебя ли я в нём потеряла?
Себя ли я тогда искала?
Я не могу найти ответ.
Сплетённая рифмовка
– это самый сложный и запутанный случай. Встречается редко, но тем не менее… В строфе из шести строк, например, мы сочетаем их в таком порядке. Например, первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой. Пример сплетённой рифмовки:
Никто не заставлял тебя страдать,
Качаться, словно тонкая рябина
И плакать, будто всё прошло,
Ведь нам от жизни стоит брать,
То, что даётся прямо в спину,
И то, что нам с судьбой пришло.
Может, вариант достаточно наивный, зато хорошо демонстрирует то, о чём идёт речь.
Итак, мы и подошли к концу нашего теоретического монолога. Не забываем о том, что стихотворение – это всё-таки произведение искусства, поэтому продумывать его стоит до мелочей. А рифма – это очень и очень важная мелочь! Успехов!
Источник
Виды рифмовки
Выделяют три основных вида рифмовки в стихосложении:
- смежная (парная),
- перекрестная (попеременная),
- кольцевая (опоясывающая, охватная).
Также отдельный вид представляет свободная рифмовка.
Смежный (парный) вид подразумевает поочередное созвучие смежных строк — первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой и т. д. Все виды рифмовки в стихотворении можно условно обозначить в виде схемы. Так, смежный вид обозначается как «аабб». Пример:
«Только рвани нынче нет (а) —
По-другому сделан свет (а).
И поет гармоница (б),
Что исчезла вольница (б)».
(С. А. Есенин).
Частным случаем смежной рифмовки является чередование рифм по схеме «аааа».
Перекрестная (попеременная) рифмовка образуется посредством чередования рифмующихся строк — первая рифмуется с третьей, вторая — с четвертой, пятая — с седьмой и т. д. рифмовки «абаб»:
«Я помню чудное мгновенье (а):
Передо мной явилась ты (б),
Как гений чистой красоты (б)»
(А. С. Пушкин).
Кольцевой (опоясывающий, охватный) вид рифмовки строится по схеме «абба». Соответственно, рифмуются первая и четвертая строки, а также вторая и третья. Данный вид в стихосложении встречается реже, чем два предыдущих:
«Мы не пьяны, мы, кажется, трезвы (а)
И, вероятно, вправду мы поэты (б).
Когда, кропая странные сонеты (б),
Мы говорим со временем на «Вы» (а).
(И. А. Бродский).
Свободные виды рифмовки имеют место в том случае, когда закономерность в чередовании рифм отсутствует:
«Забором крался конокрад (а),
Загаром крылся виноград (а),
Клевали кисти воробьи (б),
Кивали безрукавки чучел (в),
Но, шорох гроздий перебив (б),
Какой-то рокот мер и мучил» (в).
(Б. Л. Пастернак).
Соответственно, в данном примере виды рифмовки совмещены: первая и вторая строки — смежный вид, с третьей по шестую — перекрестный.
Теория к заданию 8 из ЕГЭ по литературе
Разбор сложных заданий в тг-канале:
Посмотреть
Строфа — сочетание стихотворных строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией.
Рифма — созвучие концов стихотворных строк.
Типы рифм:
- мужская — ударение падает на последний слог (рыдал — стоял)
- женская — ударение падает на предпоследний слог (наука — скука)
Типы рифмовки
Парная (смежная) – aabb | «Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной И смолистою сосной» (К. Д. Бальмонт) |
Перекрестная – abab | Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов. (А.А. Фет) |
Опоясывающая (кольцевая) – abba | «С земли не видно. Страшную беду Почувствовав, мы сразу замолчали. Заупокойно филины кричали, И душный ветер буйствовал в саду» (А. А. Ахматова) |
Смешанная | «О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..» (Н. А. Некрасов) |
Двусложные
Ямб | Ударение на второй слог | Она души не приняла. А я старался. Так старался, Что и свои забыл дела, И без иной души остался. Я говорю о ней: была. (В.Н. Соколов) |
Хорей | Ударение на первый слог | Я спросил сегодня у менялы, Что дает за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное «люблю?» (С. Есенин) |
Трехсложные
Дактиль | Ударение на первый слог | Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов) |
Амфибрахий | Ударение на второй слог | Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская. (М. Цветаева) |
Анапест | Ударение на третий слог | В нашей жизни, прекрасной, и странной, и короткой, как росчерк пера, над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора. (Б. Окуджава) |
Акцентный стих — система тонического стиха, основанная на более или менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках. (В.В. Маяковский «Нате»)
стресс
Стресс немного сложнее понять. В английском мы не делаем одинакового ударения на каждый слог в слове. Слог «ударный», когда мы ставим на него ударение — ПОТОМУ ЧТО, БОЛЕЗНЬ, ПОПЫШАЕТСЯ, perSIMMon. Те слоги, которые не являются ударными, неудивительно, известны как безударные. Хороший способ выяснить, какие слоги в слове ударные, а какие безударные, — это поиграть с ударением разных слогов. Звучит ли IMpossible так же, как imPOSSible , imposs-I-ble или impossiBLE ? Некоторые слова имеют более одного ударного слога, хотя один из них обычно более ударный, чем другие .(где третий слог более ударный, чем первый). Слова, состоящие только из одного слога, обычно автоматически подвергаются ударению, хотя это зависит от их контекста в предложении.
Итак, чтобы получить мужскую рифму, нам нужны два (или более) слова, оканчивающихся на одинаковые звуки, и оба имеют ударение на последних слогах. Sink and Wink and Think — все это мужские рифмы. Как и Просроченные и Дебютные , и Комбинированные и Знаковые.
женская рифма — это… Что такое женская рифма?
-
Женская рифма — Женская рифма разновидность рифмы, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов. Это самое простое определение, но более точно следует сказать так: женским окончанием называют концовку стиха, состоящую из… … Википедия
-
Женская рифма — см. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
-
женская рифма — рифма с ударением на предпоследнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: мужская рифма Род: рифма Пример: мельник бездельник волны полный Строфическое или нестрофическое построение стиха, стихотворный размер и… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
-
женская рифма — рифма с ударением на предпоследнем слоге, например: Рифма, звучная подруга Вдохновенного досуга… А.С. Пушкин См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов
-
женская рифма — Рифма с ударением на предпоследнем слоге … Словарь многих выражений
-
РИФМА — (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
-
РИФМА — РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова
-
рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
-
Рифма — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия
-
рифма женская — см. женская рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Характер звучания
По характеру звучания рифмы подразделяются на несколько видов. Нет плохих и хороших рифмовок, а есть следующие:
- Ассонансы и диссонансы. В первом варианте в словах совпадают все гласные: мода — роза, разговоры — пароходы, страх — мрак. Диссонантная форма — совпадение частей слова. Например: кино — домино, вино, давно; яблоко — облако; трава — слова; кран — план, стан; кровать — спать, кривлять, воровать, стрелять.
- Бедные и богатые. Словозвучия, в которых схожи только последние буквы, называются бедными формами. Пример: луга — песка, дома — канва, земли — принеси. Такие формы используются крайне редко в хороших поэтических произведениях. Богатыми рифмами считаются те, которые имеют много созвучных слогов. Например: красота — проклята, Мельпомена — спортсмена, божество — Рождество.
- Приблизительные и точные. Первыми (неточными) считаются те, в которых меняется всего одна буква, а точные, это когда слова в стихотворении, на которые падает интонационное ударение, полностью созвучны.
По положению в лирическом произведении стихотворные рифмы бывают конечные (созвучны в конце каждой строчки), начальные (в начале строфы) и внутренние (когда зарифмованные слова стоят возле друг друга). Примеры первых:
Сначала мыши грызли сыр,
А потом нашли зефир.
Примеры вторых:
Выбегает вдруг Володька
И качает головой.
Внутренние: А родители не знали, не гадали и встретились случайно.
мужская рифма — это… Что такое мужская рифма?
-
Мужская рифма — см. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
-
Мужская рифма — Основная статья: Рифма Мужская рифма разновидность рифмы, при которой ударение падает на последний слог рифмующихся слов. Хлеб на полях не созрел, а пропал, Сделался голод, народ умирал… Василий Жуковский (перевод из Роберта Саути) В… … Википедия
-
мужская рифма — рифма с ударением на последнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: женская рифма Род: рифма Пример: огонь ладонь добра ребра Поэма Лермонтова Мцыри написана четырехстопным ямбом, с нормальными для этого размера… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
-
мужская рифма — рифма с ударением на последнем слоге, например: И он к устам моим приник И вырвал грешный мой язык. А.С. Пушкин См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов
-
мужская рифма — Рифма с ударением на последнем слоге … Словарь многих выражений
-
РИФМА — (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
-
РИФМА — РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова
-
рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
-
Рифма — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия
-
рифма мужская — см. мужская рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Пример насыщенной рифмы риторической прозы
2 век н.э. (описание театра у Апулея, «Флориды», «Здесь посмотрения достоин не пол многоузорный, не помост многоступенный, не сцена многоколонная, не кровли вознесенность, не потолка распестренность, не сидений рядоокружениость, не то, как в иные дни здесь мим дурака валяет, комик болтает, трагик завывает, канатобежец взбегает и сбегает» (Ср. «плетение словес» в русской прозе стиля Епифания Премудрого).
Такая рифмованная проза культивировалась во время раннего Средневековья, и к 10 веку мода на нее стала на некоторое время почти господствующей и проникла в средневековую «ритмическую» (т.е. силлабическую и силлабо-тоническую) и «метрическую» (т.е. написанную по античным образцам) прозу. Здесь рифма связывала преимущественно концы полустиший и называлась «леонинской»(происхождение названия неизвестно, пример из Марбода Реннского, пер. Ф.Петровского):
Нрав мой смягчает весна:она мне мила и чудесна.Не позволяя умупогружаться во мрачную думу.Я за природой идуи рад ее светлому в иду…
Стихотворные рифмы
Если вы нащупали в себе тягу к поэтическому творчеству и прочитали предыдущую статью, то пора переходить к внутрицеховым основам. Впрочем, мы уже говорили о том, как писать стихи в этой статье и, соответственно, имеем общее представление о рифме и рифмовке в целом. Теперь же попытаемся несколько глубже раскрыть эту поэтическую алхимию.
Итак, начнём с рифмы. Для каждого поэта слово «рифма» священна. Она используется почти во всех поэтических строках, за исключением редких форм стихотворения. Например, верлибра. И часто именно от рифмы во многом будет зависеть успех произведение, его основная мысль и передаваемое чувство
Ведь все ключевые слова выносятся в конец строки, дабы читатель обратил на них внимание. Достаточно часто мне приходилось слышать от читателей-дилетантов: «Да ведь тут нет совсем рифмы
Стихотворение плохое»
Конечно, столь плоско мыслить нельзя, но зато это ярко демонстрирует ту важность и ценность, которую играет рифма. Ведь пишем мы, начинающие авторы, всё-таки для народа
Для разного народа.
Примеры
Из “Священного сонета XIV” Джона Донна:
Итак, у нас есть две рифмы: «ты/новый» и «исправить/согнуть». Поскольку все эти слова состоят из одного слога, они автоматически ударяются. Рифма? Проверять. Ударный слог? Проверять. Это мужские рифмы.
Из “Об опасностях открытой воды” Лиз Вейджер:
Вот, у нас есть пара разные рифмы: «ниже/знаю», «понимаю/нити», «воспринимать/отсрочивать». (Хотя «понять» и «нити» – не идеальные рифмы, они довольно близки.) В этом примере есть многосложные слова: все они оканчиваются ударным слогом – «воспринимать», «повторять» и » ниже.” Подчеркнутые последние слоги? Да. Рифмы? Да. Еще один пример мужской рифмы.
Почему поэты используют мужскую рифму?
В дополнение к знанию того, что такое мужская рифма и как ее идентифицировать, также полезно понять , почему поэт может использовать ее в стихотворении или какой вклад в стихотворение вносит мужская рифма.
Есть несколько способов подчеркнуть отдельные слова в стихотворении. Расположение в строке, ударение и рифма выделяют слова. В приведенных выше примерах все мужские рифмы находятся в конце строки; просто из-за того, что справа от них есть пустое пространство, эти слова становятся более заметными, более заметными. Наш взгляд задерживается на этих последних словах, прежде чем мы перейдем к следующей строке. Ударение тоже подчеркивает слово; такие слова, как to, the, an, a, и, if, or, at и т. д., обычно все безударные в поэтических строках, тогда как ударные слова имеют больше смысла, больше жизни. И, когда слова рифмуются, они выделяются
Чем больше раз мы слышим повторение определенного звука, тем больше мы обращаем на него внимание — подумайте только о поэзии доктора Сьюза!
Итак, наличие мужских рифм (особенно в конце строк) помогает поэту действительно подчеркнуть важные слова стихотворения. Осознает это читатель или нет, ударные слоги и слова, как правило, лучше запоминаются, как и повторение звуков, которое мы находим в рифме. Итак, в следующий раз, когда вы будете читать стихотворение, в котором есть рифма (например, сонет или пантум ), проверьте, используется ли в нем мужская рифма, и как это использование влияет на ваш опыт чтения.
Ссылки
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Смотреть что такое «Женская рифма» в других словарях:
См. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
женская рифма
— рифма с ударением на предпоследнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: мужская рифма Род: рифма Пример: мельник бездельник волны полный Строфическое или нестрофическое построение стиха, стихотворный размер и… …
женская рифма
— рифма с ударением на предпоследнем слоге, например: Рифма, звучная подруга Вдохновенного досуга… А.С. Пушкин См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов
женская рифма
— Рифма с ударением на предпоследнем слоге … Словарь многих выражений
женская рифма
— ЖЕ´НСКАЯ РИ´ФМА рифма с ударением на предпоследнем от конца слоге. Вот начало хореического стихотворения, построенное целиком на Ж. р.: Засверкал огонь зарни´цы, На гнезде умолкли пти´цы. Тишина леса объе´млет, Не качаясь, колос дре´млет; День… … Поэтический словарь
— (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова
рифма
— (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия
рифма женская
— см. женская рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Существуют ли слова, к которым нет рифм?
Речь идет о точных рифмах — то есть звуковых соответствиях, где фонетически точно совпадают ударная гласная и все, что находится за ней. Слов, с которыми нельзя точно зарифмовать другое слово в том же падеже, в русском языке предостаточно — убедиться в этом можно, открыв обратный словарь русского языка.
Вы увидите, например, что точных однословных рифм нет даже к таким основополагающим понятиям, как «жизнь» или «истина». Последнему соображению посвящено даже стихотворение Александра Галича:
Однако поэты люди хитрые, и вот уже Маяковский рифмует «жизнь» с императивом-неологизмом «дрызнь» (то есть «взорвись», «взлети на воздух»), а Галич предлагает неточные, но эффектные ассонансы: «пристани», «выстели».
В интернете вам припомнят прекрасно рифмующегося с «истина» Ивана Охлобыстина, а составных рифм к «истине» можно придумать много. От танца тонкой кисти на / Холсте родится истина. Диссонансная рифма предложит вам срифмовать «жизнь» с «казнь» или «болезнь», и созвучие это будет эффектным и запоминающимся.
Подобрать слово, с которым ничего не рифмуется, — практически невозможная задача. Думалось, что уж слово «Зальцбург» срифмовать ни с чем нельзя, но и оно срифмовалось, для чего пришлось, правда, выдумывать идиотскую ситуацию, при которой музыканты сравнивают цвета своих инструментов. Ваш альт‑с бур, к (слову сказать).
Получается, что при желании срифмовать можно практически что угодно, но только рифма эта может быть бессмысленной. И тогда Зальцбург лучше будет неточно срифмовать с каким-нибудь зайцем, а то и вовсе заменить на Вену.
Таким образом, рифма – это литературный прием, особенно характерный для поэзии, в котором повторяются одинаковые или похожие заключительные слоги в разных словах. Рифма чаще всего возникает на концах стихотворных строк.
- Горнфельд А. Г. Рифма, в стихосложении // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 435—437. — 1596 с. — ISBN 5–93264-026‑X.
- Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М.: «Просвещение», 1974. — С. 172.
- Толковый словарь русского языка. Т. 3. П – Ряшка / гл. ред.: Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков; под ред. Д. Н. Ушакова. – Москва: Государственное издательство иностранных и национальных слов., 1939.
Ритм
Ритм – соразмерность, чередование каких-либо элементов, периодическое повторение звуковых, синтаксических, интонационных элементов в стихотворной речи.
Ритм в стихотворении создается упорядоченным чередованием пиррихиев и ударных мест.
Еще задолго до развития письменности человек воспринимал ритм в окружающем мире, в своем организме (биение сердца, дыхание). С развитием труда ритм начал проявляться с работой человека во всех отраслях (гончарный круг, кузница). Еще в античности люди выяснили, что ритм благотворно влияет на деятельность, ускоряя мышечные процессы. Именно в связи с этим появились рабочие песни, интенсивные и ассоциирующиеся с динамикой (для примера была взята рабочая песня времен СССР):
Распроклятый наш завод
Перепортил весь народ:
Кому палец, кому два,
Кому по локоть рука…
Грудь расшиб себе два раза
У мартыновских печей,
Я ослеп на оба глаза –
Хоть бы голову с плечей!
Управитель наш, подлец,
Всех замучил нас вконец.
Постепенно, с развитием человека, стали появляться песни для народного исполнения, исключающие работу. Затем их стали исполнять на сцене, появились хороводы, танцы. Они сохранили свою ритмичную составляющие, но стали самостоятельными частями фольклора.
История возникновения
Понятие рифмовки слов знакомо еще со времен древней цивилизации. На свете тогда еще не появились поэты, но зато были шуты, которые смеха ради придумывали созвучные слова и тем самым веселили публику. Предназначение рифм — выделение интонационного принципа разделения. Людям намного проще понять истинную суть произведения, если в нем слова созвучны между собой.
Первые исторические упоминания о стихах с употреблением рифмы встречаются в десятом столетии. Колыбелью поэзии считается Европа. Однако есть достоверные факты, которые подтверждают, что созвучие слов появилось намного раньше.
Рифмы в давние времена использовались для привлечения внимания, высмеивания определенных лиц, а в некоторых случаях человек совершенно случайно произносил их. Но стихотворение — это не только рифмовка, а еще и особый ритмопорядок. При написании лирических произведений не всегда используются созвучные слова. Ярким примером служит белый стих:
Шестеро князей неверных
Один могучий одолел
И его назвали Карлом
Проигравшие князья.
Виды рифмовки
Это последний момент, на который стоит обратить внимание в данной статье. Момент очень важный и нужный
Итак,
Смежная рифмовка
– способ самый простой и распространённый. Тут рифмуются каждые две строки. Пример смежной рифмовки:
Я тебя сегодня полюбила,
Я про горе прошлое забыла,
Я поверила сегодня в яркий свет,
Я нашла потерянный ответ.
Перекрёстная рифмовка
В этом случае мы рифмуем первую строку с третьей, а вторую с четвёртой. Пример перекрёстной рифмовки:
Мне недалеко уйти пришлось:
Я забыла собственное сердце.
Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,
Жаль, что сломаны заветные все дверцы.
Кольцевая рифмовка
действует, как змея, которая держит во рту собственный хвост: мы сочетаем первую строки с четвёртой, а вторую с третьей. Пример кольцевой рифмовки:
Я обошла давно весь свет.
Тебя ли я в нём потеряла?
Себя ли я тогда искала?
Я не могу найти ответ.
Сплетённая рифмовка
– это самый сложный и запутанный случай. Встречается редко, но тем не менее… В строфе из шести строк, например, мы сочетаем их в таком порядке. Например, первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой. Пример сплетённой рифмовки:
Никто не заставлял тебя страдать,
Качаться, словно тонкая рябина
И плакать, будто всё прошло,
Ведь нам от жизни стоит брать,
То, что даётся прямо в спину,
И то, что нам с судьбой пришло.
Может, вариант достаточно наивный, зато хорошо демонстрирует то, о чём идёт речь.
Итак, мы и подошли к концу нашего теоретического монолога. Не забываем о том, что стихотворение – это всё-таки произведение искусства, поэтому продумывать его стоит до мелочей. А рифма – это очень и очень важная мелочь! Успехов!
Источник
Единица рифмы
Единицей рифмующего созвучия в силлабическом стихосложении служит слог (1-сложные рифмы: сущий — вящий — делавший — змий…; 2-сложные: сущий — дающий — делающий — знающий…; для Симеона Полоцкого «тебе — на небе» или «кому — иному» были правильными 2-сложными рифмами, хоть и смущают нынешних стиховедов своей разноударностью).
Единицей созвучия в силлабо-тоническом стихосложении служит группа слогов, объединенная ударением (как стопа), по положению ударения здесь различаются рифмы мужские (ударение на первом слоге от конца, «огневой-роковой»), женские (ударение на втором слоге от конца, «огневою-роковою»), дактилические (ударение на третьем слоге от конца, «огневеющей-веющей»), гипердактилические (ударение на четвертом и далее удаленных от конца слогах, «огневеющею-веющею»).
Понятие стопы, метра и стихотворного размера
Единицей рифмующего созвучия в чисто-тоническом стихосложении должно бы служить целое слово («огневой — от него — магниевый — гневом», классификация таких созвучий еще не выработана). Под воздействием традиции и под иноязычным влиянием часто встречаются смешанные случаи: так, современный русский тонический стих по традиции избегает разноударных рифм. (Эксперименты А.Мариенгофа с разноударными рифмами не получили продолжения в 20 веке).
Точность созвучия, требуемого для рифмы, определяется исторически меняющейся условностью (в силлабической рифме сперва считались достаточными 1 сложные рифмы, потом стали необходимыми 2-сложные). Господствует установка «Рифма не для глаза, а для уха», однако в ряде случаев она нарушается (обычно рифмой продолжают считаться слова, образовывавшие созвучия в прошлом, как английское «love — move», русское «ея — семья»).
Типы рифмовки
Парная (смежная) – aabb | «Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной И смолистою сосной» (К. Д. Бальмонт) |
Перекрестная – abab | Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов. (А.А. Фет) |
Опоясывающая (кольцевая) – abba | «С земли не видно. Страшную беду Почувствовав, мы сразу замолчали. Заупокойно филины кричали, И душный ветер буйствовал в саду» (А. А. Ахматова) |
Смешанная | «О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..» (Н. А. Некрасов) |