Виды рифмовки в стихотворении

Хорей, ямб, анапест, амфибрахий, дактиль. примеры. как определить и выучить стихотворный размер?.

Содержание

Термин «женская рифма» уходит корнями в классическую французскую поэзию. В старофранцузском языке большинство прилагательных (и некоторые существительные) женского рода заканчивались безударным звуком E. В средние века появилась традиция чередовать стихи с рифмующимися словами женского и мужского рода и стали различать «женскую» и «мужскую» рифмы. Впоследствии эта традиция и терминология перешла в европейскую поэзию, а затем и в русскую. Термины «женская рифма» и «мужская рифма» по сути являются вторыми названиями двухсложной и односложной рифмы, соответственно.

В приведенном стихотворении Пушкина вторая и четвертая строки объединены женской рифмой:

В примере ниже в каждой строке присутствуют только женские рифмы:

Стихи с женскими окончаниями в строфе могут контрастировать с мужскими стихами (оканчивающимися на сильный слог). Например, у Пушкина в онегинской строфе:

Иногда женским окончанием называют окончание любого стиха, заканчивающегося на слабый слог.

Как на пример исключительного использования одного женского окончания можно указать на Сказку об Илье-богатыре Карамзина, многие песни Кольцова и т. п.

В Викисловаре есть статья рифма Википедия.

07.08.2017 19:52:55

2017-08-07 19:52:55

Типы рифмы

Основное различие рифмы в том, что ударение в словах может падать на последний слог, на первый или может оказаться в середине слова. С этой точки зрения различают:

  • Мужская рифма — ударение падает на последний слог: «волна — она»;
  • Женская — ударение падает на предпоследний слог: «летом — светом»;
  • Дактилическая — ударение падает на третьем слоге от конца: «ухабинах — впадинах»;
  • Гипердактилическая — ударение падает на четвертый слог от конца и дальше: «почесывает — обтесывает».

Также, кроме приведенной классификации, рифма может быть точной и неточной. Точная рифма может быть богатой, когда совпадают опорные согласные звуки (те звуки, которые стоят перед ударным), например: «обман — туман», и бедной, когда частично совпадают ударные гласные, например «я — меня», «мои — любви».

Неточные рифмы тоже имеют свою классификацию. Они делятся на ассонансные и диссонансные. Ассонансной рифмой называют такую, в которой ударные гласные звуки совпадают, а согласные звуки — нет, например: «море — много». Диссонансной рифмой считается такая рифма, в которой совпадают все согласные в слове, но при этом рифмующиеся слова имеют разные ударения и набор гласных, например: «вишни — лишний».

Рифма

Рифма – повтор отдельных звуков или звуковых комплексов в окончаниях двух или нескольких строк стихотворения.

Рифмовка, Рифма

Название Примеры
Парная (смежная) ААББ Запах солнца? Что за вздор! а
Нет, не вздор. а
В солнце звуки и мечты, б
Ароматы и цветы… б
ПерекрестнаяАБАБ Как стих сказителя народного А’
Из поседевшей старины, б
Из отдаления холодного А’
Несет к нам стынущие сны… б
Опоясывающая (кольцевая) АББА Дымен смутный трепет свеч, а
На иконах свет заемный. Б
Каждый хочет в церкви темной Б
От свечи свечу зажечь. а
Смешаннаяааабаааб
ббаббавв
и т.п.
Ангелы опальные, А’
Светлые, печальные, А’
Блески погребальные А’
Тающих свечей,- б
Грустные, безбольные А’
Звоны колокольные, А’
Отзвуки невольные, А’
Отсветы лучей,- б

Виды рифм, Характер рифмовки

Название Определение Примеры
Мужская Ударение в последнем слове строки
приходится на последний слог
Тебя люблю я столько лет,
И нежен я, и я поэт.
Женская Ударение в последнем слове строки
приходится на предпоследний слог
С певучим перезвоном
Старинных колоколен!
Дактилическая Ударение в последнем слове строки
приходится на третий слог от конца
Они заботятся мучительно

Себя спасают исключительно.
Гипердактилическая Ударение в последнем слове строки
приходится на четвертый (и далее) от конца слог
Голуби реют серебряные…

Стихотворный размер

Двусложные

Ямб Ударение на второй слог Она души не приняла.
А я старался. Так старался,
Что и свои забыл дела,
И без иной души остался.
Я говорю о ней: была.
(В.Н. Соколов)
Хорей Ударение на первый слог Я спросил сегодня у менялы,
Что дает за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю?»
(С. Есенин)

Трехсложные

Дактиль Ударение на первый слог Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов)
Амфибрахий Ударение на второй слог Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская. (М. Цветаева)
Анапест Ударение на третий слог В нашей жизни, прекрасной, и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной
призадуматься, право, пора. (Б. Окуджава)

Типы рифмовки

Парная (смежная) – aabb «Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной
И смолистою сосной» (К. Д. Бальмонт)
Перекрестная – abab Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов. (А.А. Фет)
Опоясывающая (кольцевая) – abba «С земли не видно. Страшную беду
Почувствовав, мы сразу замолчали.
Заупокойно филины кричали,
И душный ветер буйствовал в саду»
(А. А. Ахматова)
Смешанная «О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..» (Н. А. Некрасов)

Пример насыщенной рифмы риторической прозы

2 век н.э. (описание театра у Апулея, «Флориды», «Здесь посмотрения достоин не пол многоузорный, не помост многоступенный, не сцена многоколонная, не кровли вознесенность, не потолка распестренность, не сидений рядоокружениость, не то, как в иные дни здесь мим дурака валяет, комик болтает, трагик завывает, канатобежец взбегает и сбегает» (Ср. «плетение словес» в русской прозе стиля Епифания Премудрого).

Такая рифмованная проза культивировалась во время раннего Средневековья, и к 10 веку мода на нее стала на некоторое время почти господствующей и проникла в средневековую «ритмическую» (т.е. силлабическую и силлабо-тоническую) и «метрическую» (т.е. написанную по античным образцам) прозу. Здесь рифма связывала преимущественно концы полустиший и называлась «леонинской»(происхождение названия неизвестно, пример из Марбода Реннского, пер. Ф.Петровского):

Нрав мой смягчает весна:она мне мила и чудесна.Не позволяя умупогружаться во мрачную думу.Я за природой идуи рад ее светлому в иду…

Определение рифмы в литературе

Рифма – созвучие концов стихов. По месту ударения рифму можно разделить на мужскую, женскую и дактилическую. В рифме по мужскому типу ударение ставится на последний слог рифмованного стиха. Например: рай-край. В рифме по женскому типу ударение ставится на предпоследний слог. Например в словах гневный-ежедневный. В дактилической рифме ударение падает на третий слог от конца строки. Например в словах ухабинах-впадинах. Также существует гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвертый слог от конца строки или дальше. Например, протягиваются-притрагиваются.

По взаимному расположению строк рифма может быть смежная (аабб), охватная (абба), перекрестная (абаб).

Когда мы говорим о рифме важно понимать, что такое рифмовка. Рифмовка – расположение рифмующихся строк в стихе

Основные виды рифмовки:

  • парная или смежная, когда рифмуются две расположенные рядом строки. перекрестная, когда рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки. кольцевая или опоясывающая, когда созвучны первая и четвертая строка, вторая и третья строка.

Существуют другие варианты строф, которые представляют собой не четверостишия, а пятистишия, шестистишия и т. д. Поэтому в них присутствуют другие виды рифмовки. Например, в семистишии “Бородино” М. Ю. Лермонтова рифмуются первая и вторая, четвертая с пятой и шестой, третья и седьмая строки.

Виды рифм по положению

По положению рифмических цепей в строфе различаются рифмы смежные (aabb), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (в том числе тернарные, aabccb), двойные, тройные; повторяясь, это расположение рифм служит важнейшим элементом строфики — как замкнутой (в приведенных примерах), так и цепной. В стихе рифма выполняет троякую функцию:

Cтихообразующую — как средство разделения и группировки стихов (подчеркивание стихораздела, соотнесенность рифмующих строк);
Фоническую — как опорная позиция для звукописи целого стиха («распыленная рифма»: «да что я, лучше что ли… из кожи вон, из штолен» у В.Маяковского) — или, наоборот, в стихах, насыщенных аллитерациями, где они имеют тенденцию сосредоточиваться в начале строки, а конец строки предоставлять рифмы (Брюсов);
Семантическую — как средство создания «рифмического ожидания» появления тех или иных слов, с последующим подтверждением или нарушением этого ожидания («Читатель ждет уж рифмы: розы…» — отсюда важность уместного использования рифм банальных, таких, как «радость — младость — сладость» и т.п., и оригинальных, экзотических). Во всех этих функциях рифма подчинена общему стилистическому целому стиха и в зависимости от соответствия этому целому ощущается как «хорошая или «плохая».

Ссылки

  • Рифма и фоника Метрика

Wikimedia Foundation. 2010 .

Смотреть что такое «Женская рифма» в других словарях:

Женская рифма — см. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

Женская рифма — рифма с ударением на предпоследнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: мужская рифма Род: рифма Пример: мельник бездельник волны полный Строфическое или нестрофическое построение стиха, стихотворный размер и… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Женская рифма — рифма с ударением на предпоследнем слоге, например: Рифма, звучная подруга Вдохновенного досуга. А. С. Пушкин См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов

Женская рифма — Рифма с ударением на предпоследнем слоге … Словарь многих выражений

Женская рифма — ЖЕ´НСКАЯ РИ´ФМА рифма с ударением на предпоследнем от конца слоге. Вот начало хореического стихотворения, построенное целиком на Ж. р.: Засверкал огонь зарни´цы, На гнезде умолкли пти´цы. Тишина леса объе´млет, Не качаясь, колос дре´млет; День… … Поэтический словарь

РИФМА — (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

РИФМА — РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова

Рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Рифма — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия

Рифма женская — см. женская рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Рифмовка и цельная строфа

Цельная строфа подразумевает наличие хотя бы одной пары для каждой рифмы. Это обеспечивает неделимость общего тела данной строфы — ее нельзя поделить на меньшие цельные строфы, имеющие собственную завершенную рифмовку.

В зависимости от количества рифмовок, образующих стих, выделяют формы моностиха, дистиха, терцета, катрена, пентета и т. д. Моностих не может являться цельной строфой, так как одна строка ни с чем не рифмуется (даже в том случае, когда содержит внутреннюю рифму). Дистих строится по схеме «аа», имея, соответственно, одну рифмовку для цельной строфы. Также одну рифмовку имеет терцет — схема «ааа». При этом терцет нельзя разделять, так как при любом делении мы получаем хотя бы один моностих, который не является цельной строфой.

Катрен включает в себя такие виды рифмовки, как кольцевая («абба») и перекрестная («абаб»). В случае же смежной рифмовки («аабб») стих разделяется на два самостоятельных дистиха, каждый из которых будет являться цельной строфой. Пентет, в свою очередь, объединяет в себе шесть рифмовок цельной строфы.

Положение в строфе

Рифма может не только располагаться в любой части строки, но и перемещаться от строфы к строфе, «прыгая» по рядкам. Для определения положения словозвучий в качестве помощника можно использовать простые и понятные формулы. Типы рифмовки и наглядные примеры:

  1. Перекрестные. Слова созвучны через строчку. Формула: А Б А Б. Такие типы часто применяются начинающими авторами и музыкантами при написании рэпа. Стихотворения с использованием таких рифмовок благозвучны. Примеры перекрестной рифмы: Сегодня мне приснился сон. Прекрасный, чистый, яркий. В нем был красивый принц и он Дарил цветы, подарки.
  2. Опоясывающие. Другое название — охватные или кольцевые. Такое название обусловлено тем, что рифмовки, расположенные рядом, замыкают в круг другие словосочетания. Формула: А Б Б А. Такое словозвучие считается одним из самый сложных, но строки, сочетающиеся подобным образом, сразу западают в душу читателей. Например: Мы с тобой на разных полюсах. Я ангел во плоти, а ты злой демон. И в сердце адская эмблема. А я душой парю на небесах.
  3. Смежные. Здесь рифмуются слова, находящиеся в соседних строках. Формула выглядит следующим образом: А А Б Б (то есть первая строфа рифмуется со второй, а третья — с четвертой). Пример: По тропинке скакала коза, И не ведала, куда и в какие леса Приведет та дорога одна, По которой спешила она.

В некоторых случаях определить тип рифмовки бывает практически невозможно, поскольку поэты используют различные варианты сочетания, чтобы подчеркнуть эпитеты и создать нужный лирический образ героя.

Парные типы в детских стихах

Примеры парной рифмы часто можно встретить в детских стихотворениях известных авторов. Это одно из самых простых и понятных словозвучий, поэтому именно такие произведения учат первоклассники на уроках литературы. Двойные рифмы даже используются в скороговорках, загадках, считалочках. Например: Дышит он горячим паром, и скажу я вам недаром! Ведь за ним такая гладь, складок больше не видать.

В стихотворении Агнии Барто про плачущую Таню также используется парная рифмовка. Детская поэтесса очень любила использовать такой тип словозвучия. Он встречается и в других ее произведениях, например, про бычка и лошадку.

Онегинская строфа

Чаще всего автор выбирает один тип рифмовки и придерживается его на протяжении всего стихотворения. Однако великий Пушкин придумал свой оригинальный вариант словосочетания, который впервые использовал в романе «Евгений Онегин». Этот способ был назван в честь героя.

Онегинская строфа состоит из 3 четверостиший и одного двустишия. В стихах сочетается сразу несколько видов рифмовок: кольцевая, перекрестная и двойная. Современники часто используют пушкинский вариант, чтобы ярче выразить свои эмоции.

женская рифма — это… Что такое женская рифма?

  • Женская рифма — Женская рифма  разновидность рифмы, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов. Это самое простое определение, но более точно следует сказать так: женским окончанием называют концовку стиха, состоящую из… …   Википедия

  • Женская рифма — см. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 …   Литературная энциклопедия

  • женская рифма — рифма с ударением на предпоследнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: мужская рифма Род: рифма Пример: мельник бездельник волны полный Строфическое или нестрофическое построение стиха, стихотворный размер и… …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • женская рифма — рифма с ударением на предпоследнем слоге, например: Рифма, звучная подруга Вдохновенного досуга… А.С. Пушкин См. также клаузула …   Словарь литературоведческих терминов

  • женская рифма — Рифма с ударением на предпоследнем слоге …   Словарь многих выражений

  • РИФМА — (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… …   Словарь иностранных слов русского языка

  • РИФМА — РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… …   Толковый словарь Ушакова

  • рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

  • Рифма — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» …   Википедия

  • рифма женская — см. женская рифма …   Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Ссылки

Wikimedia Foundation
.
2010
.

Смотреть что такое «Женская рифма» в других словарях:

См. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия

женская рифма
— рифма с ударением на предпоследнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: мужская рифма Род: рифма Пример: мельник бездельник волны полный Строфическое или нестрофическое построение стиха, стихотворный размер и… …

женская рифма
— рифма с ударением на предпоследнем слоге, например: Рифма, звучная подруга Вдохновенного досуга… А.С. Пушкин См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов

женская рифма
— Рифма с ударением на предпоследнем слоге … Словарь многих выражений

женская рифма
— ЖЕ´НСКАЯ РИ´ФМА рифма с ударением на предпоследнем от конца слоге. Вот начало хореического стихотворения, построенное целиком на Ж. р.: Засверкал огонь зарни´цы, На гнезде умолкли пти´цы. Тишина леса объе´млет, Не качаясь, колос дре´млет; День… … Поэтический словарь

— (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка

РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова

рифма
— (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия

рифма женская
— см. женская рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению

Стихотворные рифмы

Если вы нащупали в себе тягу к поэтическому творчеству и прочитали предыдущую статью, то пора переходить к внутрицеховым основам. Впрочем, мы уже говорили о том, как писать стихи в этой статье и, соответственно, имеем общее представление о рифме и рифмовке в целом. Теперь же попытаемся несколько глубже раскрыть эту поэтическую алхимию.

Итак, начнём с рифмы. Для каждого поэта слово «рифма» священна. Она используется почти во всех поэтических строках, за исключением редких форм стихотворения. Например, верлибра. И часто именно от рифмы во многом будет зависеть успех произведение, его основная мысль и передаваемое чувство

Ведь все ключевые слова выносятся в конец строки, дабы читатель обратил на них внимание. Достаточно часто мне приходилось слышать от читателей-дилетантов: «Да ведь тут нет совсем рифмы

Стихотворение плохое»

Конечно, столь плоско мыслить нельзя, но зато это ярко демонстрирует ту важность и ценность, которую играет рифма. Ведь пишем мы, начинающие авторы, всё-таки для народа

Для разного народа.

Характер звучания

По характеру звучания рифмы подразделяются на несколько видов. Нет плохих и хороших рифмовок, а есть следующие:

  1. Ассонансы и диссонансы. В первом варианте в словах совпадают все гласные: мода — роза, разговоры — пароходы, страх — мрак. Диссонантная форма — совпадение частей слова. Например: кино — домино, вино, давно; яблоко — облако; трава — слова; кран — план, стан; кровать — спать, кривлять, воровать, стрелять.
  2. Бедные и богатые. Словозвучия, в которых схожи только последние буквы, называются бедными формами. Пример: луга — песка, дома — канва, земли — принеси. Такие формы используются крайне редко в хороших поэтических произведениях. Богатыми рифмами считаются те, которые имеют много созвучных слогов. Например: красота — проклята, Мельпомена — спортсмена, божество — Рождество.
  3. Приблизительные и точные. Первыми (неточными) считаются те, в которых меняется всего одна буква, а точные, это когда слова в стихотворении, на которые падает интонационное ударение, полностью созвучны.

По положению в лирическом произведении стихотворные рифмы бывают конечные (созвучны в конце каждой строчки), начальные (в начале строфы) и внутренние (когда зарифмованные слова стоят возле друг друга). Примеры первых:

Сначала мыши грызли сыр,

А потом нашли зефир.

Примеры вторых:

Выбегает вдруг Володька

И качает головой.

Внутренние: А родители не знали, не гадали и встретились случайно.

Единица рифмы

Единицей рифмующего созвучия в силлабическом стихосложении служит слог (1-сложные рифмы: сущий — вящий — делавший — змий…; 2-сложные: сущий — дающий — делающий — знающий…; для Симеона Полоцкого «тебе — на небе» или «кому — иному» были правильными 2-сложными рифмами, хоть и смущают нынешних стиховедов своей разноударностью).

Единицей созвучия в силлабо-тоническом стихосложении служит группа слогов, объединенная ударением (как стопа), по положению ударения здесь различаются рифмы мужские (ударение на первом слоге от конца, «огневой-роковой»), женские (ударение на втором слоге от конца, «огневою-роковою»), дактилические (ударение на третьем слоге от конца, «огневеющей-веющей»), гипердактилические (ударение на четвертом и далее удаленных от конца слогах, «огневеющею-веющею»).

Понятие стопы, метра и стихотворного размера

Единицей рифмующего созвучия в чисто-тоническом стихосложении должно бы служить целое слово («огневой — от него — магниевый — гневом», классификация таких созвучий еще не выработана). Под воздействием традиции и под иноязычным влиянием часто встречаются смешанные случаи: так, современный русский тонический стих по традиции избегает разноударных рифм. (Эксперименты А.Мариенгофа с разноударными рифмами не получили продолжения в 20 веке).

Точность созвучия, требуемого для рифмы, определяется исторически меняющейся условностью (в силлабической рифме сперва считались достаточными 1 сложные рифмы, потом стали необходимыми 2-сложные). Господствует установка «Рифма не для глаза, а для уха», однако в ряде случаев она нарушается (обычно рифмой продолжают считаться слова, образовывавшие созвучия в прошлом, как английское «love — move», русское «ея — семья»).

История возникновения

Понятие рифмовки слов знакомо еще со времен древней цивилизации. На свете тогда еще не появились поэты, но зато были шуты, которые смеха ради придумывали созвучные слова и тем самым веселили публику. Предназначение рифм — выделение интонационного принципа разделения. Людям намного проще понять истинную суть произведения, если в нем слова созвучны между собой.

Первые исторические упоминания о стихах с употреблением рифмы встречаются в десятом столетии. Колыбелью поэзии считается Европа. Однако есть достоверные факты, которые подтверждают, что созвучие слов появилось намного раньше.

Рифмы в давние времена использовались для привлечения внимания, высмеивания определенных лиц, а в некоторых случаях человек совершенно случайно произносил их. Но стихотворение — это не только рифмовка, а еще и особый ритмопорядок. При написании лирических произведений не всегда используются созвучные слова. Ярким примером служит белый стих:

Шестеро князей неверных

Один могучий одолел

И его назвали Карлом

Проигравшие князья.

Теория к заданию 8 из ЕГЭ по литературе

Разбор сложных заданий в тг-канале:

Посмотреть

Строфа — сочетание стихотворных строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией.

Рифма — созвучие концов стихотворных строк.

Типы рифм:

  • мужская — ударение падает на последний слог (рыдал — стоял)
  • женская — ударение падает на предпоследний слог (наука — скука)

Типы рифмовки

Парная (смежная) – aabb «Солнце пахнет травами,
Свежими купавами,
Пробужденною весной
И смолистою сосной» (К. Д. Бальмонт)
Перекрестная – abab Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов. (А.А. Фет)
Опоясывающая (кольцевая) – abba «С земли не видно. Страшную беду
Почувствовав, мы сразу замолчали.
Заупокойно филины кричали,
И душный ветер буйствовал в саду»
(А. А. Ахматова)
Смешанная «О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..» (Н. А. Некрасов)

Двусложные

Ямб Ударение на второй слог Она души не приняла.
А я старался. Так старался,
Что и свои забыл дела,
И без иной души остался.
Я говорю о ней: была.
(В.Н. Соколов)
Хорей Ударение на первый слог Я спросил сегодня у менялы,
Что дает за полтумана по рублю,
Как сказать мне для прекрасной Лалы
По-персидски нежное «люблю?»
(С. Есенин)

Трехсложные

Дактиль Ударение на первый слог Славная осень! Здоровый, ядреный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов)
Амфибрахий Ударение на второй слог Кто создан из камня, кто создан из глины, —
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская. (М. Цветаева)
Анапест Ударение на третий слог В нашей жизни, прекрасной, и странной,
и короткой, как росчерк пера,
над дымящейся свежею раной
призадуматься, право, пора. (Б. Окуджава)

Акцентный стих — система тонического стиха, основанная на более или менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках. (В.В. Маяковский «Нате»)

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: