Содержание
Термин «женская рифма» уходит корнями в классическую французскую поэзию. В старофранцузском языке большинство прилагательных (и некоторые существительные) женского рода заканчивались безударным звуком E. В средние века появилась традиция чередовать стихи с рифмующимися словами женского и мужского рода и стали различать «женскую» и «мужскую» рифмы. Впоследствии эта традиция и терминология перешла в европейскую поэзию, а затем и в русскую. Термины «женская рифма» и «мужская рифма» по сути являются вторыми названиями двухсложной и односложной рифмы, соответственно.
В приведенном стихотворении Пушкина вторая и четвертая строки объединены женской рифмой:
В примере ниже в каждой строке присутствуют только женские рифмы:
Стихи с женскими окончаниями в строфе могут контрастировать с мужскими стихами (оканчивающимися на сильный слог). Например, у Пушкина в онегинской строфе:
Иногда женским окончанием называют окончание любого стиха, заканчивающегося на слабый слог.
Как на пример исключительного использования одного женского окончания можно указать на Сказку об Илье-богатыре Карамзина, многие песни Кольцова и т. п.
В Викисловаре есть статья рифма Википедия.
07.08.2017 19:52:55
2017-08-07 19:52:55
Типы рифмы
Основное различие рифмы в том, что ударение в словах может падать на последний слог, на первый или может оказаться в середине слова. С этой точки зрения различают:
- Мужская рифма — ударение падает на последний слог: «волна — она»;
- Женская — ударение падает на предпоследний слог: «летом — светом»;
- Дактилическая — ударение падает на третьем слоге от конца: «ухабинах — впадинах»;
- Гипердактилическая — ударение падает на четвертый слог от конца и дальше: «почесывает — обтесывает».
Также, кроме приведенной классификации, рифма может быть точной и неточной. Точная рифма может быть богатой, когда совпадают опорные согласные звуки (те звуки, которые стоят перед ударным), например: «обман — туман», и бедной, когда частично совпадают ударные гласные, например «я — меня», «мои — любви».
Неточные рифмы тоже имеют свою классификацию. Они делятся на ассонансные и диссонансные. Ассонансной рифмой называют такую, в которой ударные гласные звуки совпадают, а согласные звуки — нет, например: «море — много». Диссонансной рифмой считается такая рифма, в которой совпадают все согласные в слове, но при этом рифмующиеся слова имеют разные ударения и набор гласных, например: «вишни — лишний».
Рифма
Рифма – повтор отдельных звуков или звуковых комплексов в окончаниях двух или нескольких строк стихотворения.
Рифмовка, Рифма
Название | Примеры |
---|---|
Парная (смежная) ААББ | Запах солнца? Что за вздор! а Нет, не вздор. а В солнце звуки и мечты, б Ароматы и цветы… б |
ПерекрестнаяАБАБ | Как стих сказителя народного А’ Из поседевшей старины, б Из отдаления холодного А’ Несет к нам стынущие сны… б |
Опоясывающая (кольцевая) АББА | Дымен смутный трепет свеч, а На иконах свет заемный. Б Каждый хочет в церкви темной Б От свечи свечу зажечь. а |
Смешаннаяааабаааб ббаббавв и т.п. |
Ангелы опальные, А’ Светлые, печальные, А’ Блески погребальные А’ Тающих свечей,- б Грустные, безбольные А’ Звоны колокольные, А’ Отзвуки невольные, А’ Отсветы лучей,- б |
Виды рифм, Характер рифмовки
Название | Определение | Примеры |
---|---|---|
Мужская | Ударение в последнем слове строки приходится на последний слог |
Тебя люблю я столько лет, И нежен я, и я поэт. |
Женская | Ударение в последнем слове строки приходится на предпоследний слог |
С певучим перезвоном Старинных колоколен! |
Дактилическая | Ударение в последнем слове строки приходится на третий слог от конца |
Они заботятся мучительно … Себя спасают исключительно. |
Гипердактилическая | Ударение в последнем слове строки приходится на четвертый (и далее) от конца слог |
Голуби реют серебряные… |
Стихотворный размер
Двусложные
Ямб | Ударение на второй слог | Она души не приняла. А я старался. Так старался, Что и свои забыл дела, И без иной души остался. Я говорю о ней: была. (В.Н. Соколов) |
Хорей | Ударение на первый слог | Я спросил сегодня у менялы, Что дает за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное «люблю?» (С. Есенин) |
Трехсложные
Дактиль | Ударение на первый слог | Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов) |
Амфибрахий | Ударение на второй слог | Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская. (М. Цветаева) |
Анапест | Ударение на третий слог | В нашей жизни, прекрасной, и странной, и короткой, как росчерк пера, над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора. (Б. Окуджава) |
Типы рифмовки
Парная (смежная) – aabb | «Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной И смолистою сосной» (К. Д. Бальмонт) |
Перекрестная – abab | Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов. (А.А. Фет) |
Опоясывающая (кольцевая) – abba | «С земли не видно. Страшную беду Почувствовав, мы сразу замолчали. Заупокойно филины кричали, И душный ветер буйствовал в саду» (А. А. Ахматова) |
Смешанная | «О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..» (Н. А. Некрасов) |
Пример насыщенной рифмы риторической прозы
2 век н.э. (описание театра у Апулея, «Флориды», «Здесь посмотрения достоин не пол многоузорный, не помост многоступенный, не сцена многоколонная, не кровли вознесенность, не потолка распестренность, не сидений рядоокружениость, не то, как в иные дни здесь мим дурака валяет, комик болтает, трагик завывает, канатобежец взбегает и сбегает» (Ср. «плетение словес» в русской прозе стиля Епифания Премудрого).
Такая рифмованная проза культивировалась во время раннего Средневековья, и к 10 веку мода на нее стала на некоторое время почти господствующей и проникла в средневековую «ритмическую» (т.е. силлабическую и силлабо-тоническую) и «метрическую» (т.е. написанную по античным образцам) прозу. Здесь рифма связывала преимущественно концы полустиший и называлась «леонинской»(происхождение названия неизвестно, пример из Марбода Реннского, пер. Ф.Петровского):
Нрав мой смягчает весна:она мне мила и чудесна.Не позволяя умупогружаться во мрачную думу.Я за природой идуи рад ее светлому в иду…
Определение рифмы в литературе
Рифма – созвучие концов стихов. По месту ударения рифму можно разделить на мужскую, женскую и дактилическую. В рифме по мужскому типу ударение ставится на последний слог рифмованного стиха. Например: рай-край. В рифме по женскому типу ударение ставится на предпоследний слог. Например в словах гневный-ежедневный. В дактилической рифме ударение падает на третий слог от конца строки. Например в словах ухабинах-впадинах. Также существует гипердактилическая рифма, в которой ударение падает на четвертый слог от конца строки или дальше. Например, протягиваются-притрагиваются.
По взаимному расположению строк рифма может быть смежная (аабб), охватная (абба), перекрестная (абаб).
Когда мы говорим о рифме важно понимать, что такое рифмовка. Рифмовка – расположение рифмующихся строк в стихе
Основные виды рифмовки:
- парная или смежная, когда рифмуются две расположенные рядом строки. перекрестная, когда рифмуются первая и третья, вторая и четвертая строки. кольцевая или опоясывающая, когда созвучны первая и четвертая строка, вторая и третья строка.
Существуют другие варианты строф, которые представляют собой не четверостишия, а пятистишия, шестистишия и т. д. Поэтому в них присутствуют другие виды рифмовки. Например, в семистишии “Бородино” М. Ю. Лермонтова рифмуются первая и вторая, четвертая с пятой и шестой, третья и седьмая строки.
Виды рифм по положению
По положению рифмических цепей в строфе различаются рифмы смежные (aabb), перекрестные (abab), охватные (abba), смешанные (в том числе тернарные, aabccb), двойные, тройные; повторяясь, это расположение рифм служит важнейшим элементом строфики — как замкнутой (в приведенных примерах), так и цепной. В стихе рифма выполняет троякую функцию:
Cтихообразующую — как средство разделения и группировки стихов (подчеркивание стихораздела, соотнесенность рифмующих строк);
Фоническую — как опорная позиция для звукописи целого стиха («распыленная рифма»: «да что я, лучше что ли… из кожи вон, из штолен» у В.Маяковского) — или, наоборот, в стихах, насыщенных аллитерациями, где они имеют тенденцию сосредоточиваться в начале строки, а конец строки предоставлять рифмы (Брюсов);
Семантическую — как средство создания «рифмического ожидания» появления тех или иных слов, с последующим подтверждением или нарушением этого ожидания («Читатель ждет уж рифмы: розы…» — отсюда важность уместного использования рифм банальных, таких, как «радость — младость — сладость» и т.п., и оригинальных, экзотических). Во всех этих функциях рифма подчинена общему стилистическому целому стиха и в зависимости от соответствия этому целому ощущается как «хорошая или «плохая».
Ссылки
- Рифма и фоника Метрика
Wikimedia Foundation. 2010 .
Смотреть что такое «Женская рифма» в других словарях:
Женская рифма — см. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
Женская рифма — рифма с ударением на предпоследнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: мужская рифма Род: рифма Пример: мельник бездельник волны полный Строфическое или нестрофическое построение стиха, стихотворный размер и… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Женская рифма — рифма с ударением на предпоследнем слоге, например: Рифма, звучная подруга Вдохновенного досуга. А. С. Пушкин См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов
Женская рифма — Рифма с ударением на предпоследнем слоге … Словарь многих выражений
Женская рифма — ЖЕ´НСКАЯ РИ´ФМА рифма с ударением на предпоследнем от конца слоге. Вот начало хореического стихотворения, построенное целиком на Ж. р.: Засверкал огонь зарни´цы, На гнезде умолкли пти´цы. Тишина леса объе´млет, Не качаясь, колос дре´млет; День… … Поэтический словарь
РИФМА — (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
РИФМА — РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова
Рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Рифма — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия
Рифма женская — см. женская рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Рифмовка и цельная строфа
Цельная строфа подразумевает наличие хотя бы одной пары для каждой рифмы. Это обеспечивает неделимость общего тела данной строфы — ее нельзя поделить на меньшие цельные строфы, имеющие собственную завершенную рифмовку.
В зависимости от количества рифмовок, образующих стих, выделяют формы моностиха, дистиха, терцета, катрена, пентета и т. д. Моностих не может являться цельной строфой, так как одна строка ни с чем не рифмуется (даже в том случае, когда содержит внутреннюю рифму). Дистих строится по схеме «аа», имея, соответственно, одну рифмовку для цельной строфы. Также одну рифмовку имеет терцет — схема «ааа». При этом терцет нельзя разделять, так как при любом делении мы получаем хотя бы один моностих, который не является цельной строфой.
Катрен включает в себя такие виды рифмовки, как кольцевая («абба») и перекрестная («абаб»). В случае же смежной рифмовки («аабб») стих разделяется на два самостоятельных дистиха, каждый из которых будет являться цельной строфой. Пентет, в свою очередь, объединяет в себе шесть рифмовок цельной строфы.
Положение в строфе
Рифма может не только располагаться в любой части строки, но и перемещаться от строфы к строфе, «прыгая» по рядкам. Для определения положения словозвучий в качестве помощника можно использовать простые и понятные формулы. Типы рифмовки и наглядные примеры:
- Перекрестные. Слова созвучны через строчку. Формула: А Б А Б. Такие типы часто применяются начинающими авторами и музыкантами при написании рэпа. Стихотворения с использованием таких рифмовок благозвучны. Примеры перекрестной рифмы: Сегодня мне приснился сон. Прекрасный, чистый, яркий. В нем был красивый принц и он Дарил цветы, подарки.
- Опоясывающие. Другое название — охватные или кольцевые. Такое название обусловлено тем, что рифмовки, расположенные рядом, замыкают в круг другие словосочетания. Формула: А Б Б А. Такое словозвучие считается одним из самый сложных, но строки, сочетающиеся подобным образом, сразу западают в душу читателей. Например: Мы с тобой на разных полюсах. Я ангел во плоти, а ты злой демон. И в сердце адская эмблема. А я душой парю на небесах.
- Смежные. Здесь рифмуются слова, находящиеся в соседних строках. Формула выглядит следующим образом: А А Б Б (то есть первая строфа рифмуется со второй, а третья — с четвертой). Пример: По тропинке скакала коза, И не ведала, куда и в какие леса Приведет та дорога одна, По которой спешила она.
В некоторых случаях определить тип рифмовки бывает практически невозможно, поскольку поэты используют различные варианты сочетания, чтобы подчеркнуть эпитеты и создать нужный лирический образ героя.
Парные типы в детских стихах
Примеры парной рифмы часто можно встретить в детских стихотворениях известных авторов. Это одно из самых простых и понятных словозвучий, поэтому именно такие произведения учат первоклассники на уроках литературы. Двойные рифмы даже используются в скороговорках, загадках, считалочках. Например: Дышит он горячим паром, и скажу я вам недаром! Ведь за ним такая гладь, складок больше не видать.
В стихотворении Агнии Барто про плачущую Таню также используется парная рифмовка. Детская поэтесса очень любила использовать такой тип словозвучия. Он встречается и в других ее произведениях, например, про бычка и лошадку.
Онегинская строфа
Чаще всего автор выбирает один тип рифмовки и придерживается его на протяжении всего стихотворения. Однако великий Пушкин придумал свой оригинальный вариант словосочетания, который впервые использовал в романе «Евгений Онегин». Этот способ был назван в честь героя.
Онегинская строфа состоит из 3 четверостиший и одного двустишия. В стихах сочетается сразу несколько видов рифмовок: кольцевая, перекрестная и двойная. Современники часто используют пушкинский вариант, чтобы ярче выразить свои эмоции.
женская рифма — это… Что такое женская рифма?
-
Женская рифма — Женская рифма разновидность рифмы, при которой ударение падает на предпоследний слог рифмующихся слов. Это самое простое определение, но более точно следует сказать так: женским окончанием называют концовку стиха, состоящую из… … Википедия
-
Женская рифма — см. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
-
женская рифма — рифма с ударением на предпоследнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: мужская рифма Род: рифма Пример: мельник бездельник волны полный Строфическое или нестрофическое построение стиха, стихотворный размер и… … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
-
женская рифма — рифма с ударением на предпоследнем слоге, например: Рифма, звучная подруга Вдохновенного досуга… А.С. Пушкин См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов
-
женская рифма — Рифма с ударением на предпоследнем слоге … Словарь многих выражений
-
РИФМА — (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
-
РИФМА — РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова
-
рифма — (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
-
Рифма — При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия
-
рифма женская — см. женская рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Ссылки
Wikimedia Foundation
.
2010
.
Смотреть что такое «Женская рифма» в других словарях:
См. Рифма. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939 … Литературная энциклопедия
женская рифма
— рифма с ударением на предпоследнем слоге. Рубрика: структура стихотворного произведения Антоним/коррелят: мужская рифма Род: рифма Пример: мельник бездельник волны полный Строфическое или нестрофическое построение стиха, стихотворный размер и… …
женская рифма
— рифма с ударением на предпоследнем слоге, например: Рифма, звучная подруга Вдохновенного досуга… А.С. Пушкин См. также клаузула … Словарь литературоведческих терминов
женская рифма
— Рифма с ударением на предпоследнем слоге … Словарь многих выражений
женская рифма
— ЖЕ´НСКАЯ РИ´ФМА рифма с ударением на предпоследнем от конца слоге. Вот начало хореического стихотворения, построенное целиком на Ж. р.: Засверкал огонь зарни´цы, На гнезде умолкли пти´цы. Тишина леса объе´млет, Не качаясь, колос дре´млет; День… … Поэтический словарь
— (греч. rhythmos). Созвучие слов, которыми оканчиваются стихи; однозвучное скончание стиха. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. РИФМА греч. rhythmos. Созвучное окончание стихов. Объяснение 25000… … Словарь иностранных слов русского языка
РИФМА, рифмы, жен. (греч. rhythmos) (лит.). В стихосложении созвучие концов стихотворных строк. Мужская рифма (с ударением на последнем слоге), женская рифма (на предпоследнем), дактилическая рифма (на третьем от конца). Богатая, бедная рифма.… … Толковый словарь Ушакова
рифма
— (от греч. rhythmos соразмерность) созвучие концов стихов (или полустиший), отмечающее их границы и связывающее их между собой. Рубрика: структура стихотворного произведения Целое: звуковая организация стиха Вид: бедная рифма, богатая рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890 1907). В Викисловаре есть статья «рифма» … Википедия
рифма женская
— см. женская рифма … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Стихотворные рифмы
Если вы нащупали в себе тягу к поэтическому творчеству и прочитали предыдущую статью, то пора переходить к внутрицеховым основам. Впрочем, мы уже говорили о том, как писать стихи в этой статье и, соответственно, имеем общее представление о рифме и рифмовке в целом. Теперь же попытаемся несколько глубже раскрыть эту поэтическую алхимию.
Итак, начнём с рифмы. Для каждого поэта слово «рифма» священна. Она используется почти во всех поэтических строках, за исключением редких форм стихотворения. Например, верлибра. И часто именно от рифмы во многом будет зависеть успех произведение, его основная мысль и передаваемое чувство
Ведь все ключевые слова выносятся в конец строки, дабы читатель обратил на них внимание. Достаточно часто мне приходилось слышать от читателей-дилетантов: «Да ведь тут нет совсем рифмы
Стихотворение плохое»
Конечно, столь плоско мыслить нельзя, но зато это ярко демонстрирует ту важность и ценность, которую играет рифма. Ведь пишем мы, начинающие авторы, всё-таки для народа
Для разного народа.
Характер звучания
По характеру звучания рифмы подразделяются на несколько видов. Нет плохих и хороших рифмовок, а есть следующие:
- Ассонансы и диссонансы. В первом варианте в словах совпадают все гласные: мода — роза, разговоры — пароходы, страх — мрак. Диссонантная форма — совпадение частей слова. Например: кино — домино, вино, давно; яблоко — облако; трава — слова; кран — план, стан; кровать — спать, кривлять, воровать, стрелять.
- Бедные и богатые. Словозвучия, в которых схожи только последние буквы, называются бедными формами. Пример: луга — песка, дома — канва, земли — принеси. Такие формы используются крайне редко в хороших поэтических произведениях. Богатыми рифмами считаются те, которые имеют много созвучных слогов. Например: красота — проклята, Мельпомена — спортсмена, божество — Рождество.
- Приблизительные и точные. Первыми (неточными) считаются те, в которых меняется всего одна буква, а точные, это когда слова в стихотворении, на которые падает интонационное ударение, полностью созвучны.
По положению в лирическом произведении стихотворные рифмы бывают конечные (созвучны в конце каждой строчки), начальные (в начале строфы) и внутренние (когда зарифмованные слова стоят возле друг друга). Примеры первых:
Сначала мыши грызли сыр,
А потом нашли зефир.
Примеры вторых:
Выбегает вдруг Володька
И качает головой.
Внутренние: А родители не знали, не гадали и встретились случайно.
Единица рифмы
Единицей рифмующего созвучия в силлабическом стихосложении служит слог (1-сложные рифмы: сущий — вящий — делавший — змий…; 2-сложные: сущий — дающий — делающий — знающий…; для Симеона Полоцкого «тебе — на небе» или «кому — иному» были правильными 2-сложными рифмами, хоть и смущают нынешних стиховедов своей разноударностью).
Единицей созвучия в силлабо-тоническом стихосложении служит группа слогов, объединенная ударением (как стопа), по положению ударения здесь различаются рифмы мужские (ударение на первом слоге от конца, «огневой-роковой»), женские (ударение на втором слоге от конца, «огневою-роковою»), дактилические (ударение на третьем слоге от конца, «огневеющей-веющей»), гипердактилические (ударение на четвертом и далее удаленных от конца слогах, «огневеющею-веющею»).
Понятие стопы, метра и стихотворного размера
Единицей рифмующего созвучия в чисто-тоническом стихосложении должно бы служить целое слово («огневой — от него — магниевый — гневом», классификация таких созвучий еще не выработана). Под воздействием традиции и под иноязычным влиянием часто встречаются смешанные случаи: так, современный русский тонический стих по традиции избегает разноударных рифм. (Эксперименты А.Мариенгофа с разноударными рифмами не получили продолжения в 20 веке).
Точность созвучия, требуемого для рифмы, определяется исторически меняющейся условностью (в силлабической рифме сперва считались достаточными 1 сложные рифмы, потом стали необходимыми 2-сложные). Господствует установка «Рифма не для глаза, а для уха», однако в ряде случаев она нарушается (обычно рифмой продолжают считаться слова, образовывавшие созвучия в прошлом, как английское «love — move», русское «ея — семья»).
История возникновения
Понятие рифмовки слов знакомо еще со времен древней цивилизации. На свете тогда еще не появились поэты, но зато были шуты, которые смеха ради придумывали созвучные слова и тем самым веселили публику. Предназначение рифм — выделение интонационного принципа разделения. Людям намного проще понять истинную суть произведения, если в нем слова созвучны между собой.
Первые исторические упоминания о стихах с употреблением рифмы встречаются в десятом столетии. Колыбелью поэзии считается Европа. Однако есть достоверные факты, которые подтверждают, что созвучие слов появилось намного раньше.
Рифмы в давние времена использовались для привлечения внимания, высмеивания определенных лиц, а в некоторых случаях человек совершенно случайно произносил их. Но стихотворение — это не только рифмовка, а еще и особый ритмопорядок. При написании лирических произведений не всегда используются созвучные слова. Ярким примером служит белый стих:
Шестеро князей неверных
Один могучий одолел
И его назвали Карлом
Проигравшие князья.
Теория к заданию 8 из ЕГЭ по литературе
Разбор сложных заданий в тг-канале:
Посмотреть
Строфа — сочетание стихотворных строк, скреплённых общей рифмовкой и интонацией.
Рифма — созвучие концов стихотворных строк.
Типы рифм:
- мужская — ударение падает на последний слог (рыдал — стоял)
- женская — ударение падает на предпоследний слог (наука — скука)
Типы рифмовки
Парная (смежная) – aabb | «Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной И смолистою сосной» (К. Д. Бальмонт) |
Перекрестная – abab | Одним толчком согнать ладью живую С наглаженных отливами песков, Одной волной подняться в жизнь иную, Учуять ветр с цветущих берегов. (А.А. Фет) |
Опоясывающая (кольцевая) – abba | «С земли не видно. Страшную беду Почувствовав, мы сразу замолчали. Заупокойно филины кричали, И душный ветер буйствовал в саду» (А. А. Ахматова) |
Смешанная | «О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки, И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски!..» (Н. А. Некрасов) |
Двусложные
Ямб | Ударение на второй слог | Она души не приняла. А я старался. Так старался, Что и свои забыл дела, И без иной души остался. Я говорю о ней: была. (В.Н. Соколов) |
Хорей | Ударение на первый слог | Я спросил сегодня у менялы, Что дает за полтумана по рублю, Как сказать мне для прекрасной Лалы По-персидски нежное «люблю?» (С. Есенин) |
Трехсложные
Дактиль | Ударение на первый слог | Славная осень! Здоровый, ядреный Воздух усталые силы бодрит; Лед неокрепший на речке студеной Словно как тающий сахар лежит. (Н.А. Некрасов) |
Амфибрахий | Ударение на второй слог | Кто создан из камня, кто создан из глины, — А я серебрюсь и сверкаю! Мне дело — измена, мне имя — Марина, Я — бренная пена морская. (М. Цветаева) |
Анапест | Ударение на третий слог | В нашей жизни, прекрасной, и странной, и короткой, как росчерк пера, над дымящейся свежею раной призадуматься, право, пора. (Б. Окуджава) |
Акцентный стих — система тонического стиха, основанная на более или менее одинаковом числе ритмических ударений в стихотворных строках. (В.В. Маяковский «Нате»)