Теория литературы: средства художественной выразительности. часть 1

Белый стих

Пустой стих относится к стихам, написанным без рифмы, особенно если эти стихи написаны пентаметром ямба.

«Но горе мне, ты так поздно устала,Так далеко от радости и от прежнего состояния,Что я тебе не доверяю. Тем не менее, хотя я не верю,Неудобно, милорд, ничего не должно. … »- Уильям Шекспир, «Гамлет»

Многие пьесы Шекспира написаны пустыми стихами, в том числе большая часть «Гамлета». Здесь диалог без рифм, что делает его более реалистичным, но он по-прежнему следует строгому метрическому ямбу пентаметру. Это придает ощущение грандиозности кроме того, если бы Шекспир пытался имитировать естественную речь, а преднамеренное пространство ударных и безударных слогов придает ей удовлетворительное чувство ритма.

Фигуры речи

В литературе используются также стилистические фигуры. Основные виды их отображает таблица:

Повтор В начале, конце, на стыке предложений Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы

Антитеза Противопоставление. Часто используются антонимы. Волос длинный – ум короткий
Градация Расположение синонимов в порядке нарастания или ослабления Тлеть, гореть, пылать, взрываться
Оксюморон Соединение противоречий Живой труп, честный вор.
Инверсия Изменения порядка слов Пришел он поздно (Он поздно пришел).
Параллелизм Сравнение в форме сопоставления Ветер зашевелил темные ветки. Страх зашевелился в нем снова.
Эллипсис Пропуск подразумевающегося слова За шапку и в дверь (схватился, вышел).
Парцелляция Разделение единого по смыслу предложения на отдельные И думаю я снова. О тебе.
Многосоюзие Соединение через повторяющиеся союзы И я, и ты, и все мы вместе
Бессоюзие Исключение союзов Ты, я, он, она – вместе целая страна.
Риторическое восклицание, вопрос, обращение. Используются для усиления чувств Какое лето!

Кто, если не мы?

Слушай, страна!

Умолчание Прерывание речи в расчете на догадку, для воспроизведения сильного волнения Мой бедный брат…казнь…Завтра на рассвете!
Эмоционально-оценочная лексика Слова, выражающие отношение, а также прямая оценка автора Прихвостень, голубка, балбес, лизоблюд.

Виды средств выразительности

Анафора – повторение звуков, слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф. «Задремали звезды золотые…» – повторение начальных звуков, Есениным использована фонетическая анафора.

А вот пример лексической анафоры в стихах Пушкина:

Одна ты несёшься по ясной лазури, Одна ты наводишь унылую тень, Одна ты печалишь ликующий день.

Эпифора – сходный прием, но встречается гораздо реже, при этом слова или словосочетания повторяются в конце строк или предложений.

Использование лексических приемов, связанных со словом, лексемой, а также словосочетаний и предложений, синтаксис, рассматривается как традиция литературного творчества, хотя широко встречается в поэзии тоже.

Условно все средства выразительности русского языка можно разделить на тропы и стилистические фигуры.

5.Каламбур

Как известно, каламбур — приём с использованием в одном контексте разных значений одного слова или словосочетаний, сходных по звучанию. В результате использования каламбура возникает контраст между смыслом и значением слов, либо возникает новый смысл.

В некоторых случаях удачно найденная игра слов может стать Идеей всего произведения. Такого рода примером стала песня, написанная  мной в девяностых годах на мотив шлягера Вилли Токарева.  Страна была повально политизирована, отовсюду звучали имена политиков, разборки в Думе и тезисы правового государства.

В результате устойчивый оборот «правовое государство» был заменён на более подходящее времени «половое государство» и  заиграл совсем новыми красками.

С того времени мало что поменялось, разве что известные фамилии сошли со сцены.

Фактчек

Среди средств художественной выразительности принято выделять тропы (обороты в переносном значении) и фигуры речи (различные стилистические конструкции) и звукопись.

К тропам мы относим эпитет, метафору, олицетворение, сравнение, аллегорию, перифраз, литоту, гиперболу, метонимию и оксюморон.

Сравнение и метафору можно отличить, если обратить внимание на объекты сопоставления. Если названы оба — перед нами сравнение, если только один — метафора.
Литота и гипербола — это противоположные понятия

Литота — художественное преуменьшение. Гипербола — художественное преувеличение.
Яркий пример использования аллегорий (передачи абстрактного понятия в конкретном образе) можно найти в баснях.

Оксюморон — это сочетание несочетаемого, то есть противоположных по смыслу понятий, в одном образе.

Олицетворение

Следующий прием — олицетворение. Он позволяет продемонстрировать жизнь окружающего нас мира. Возникают такие образы, как ворчащая зима, танцующий снег, поющая вода. Другими словами, олицетворение — перенос на неодушевленные предметы свойств одушевленных. Так, все мы в курсе, что зевать может лишь человек и животное. Но в литературе нередко встречаются такие художественные образы, как зевающее небо или зевающая дверь. Первый из них может помочь создать определенное настроение у читателя, подготовить его восприятие. Второй — подчеркнуть сонную атмосферу в этом доме, возможно — одиночество и скуку.

Другие примеры

Еще одна распространенная темы в отечественной лирике – описание природы и Родины. В данном случае в качестве образца школьникам можно предложить сочинения С. Есенина

При анализе его стихов следует указать на то, что русская природа в фольклорном преломлении занимала важное место в его творчестве

Основная идея всех его стихотворений – это глубокая любовь к России. Отдельно следует указать на поэтическую лексику автора. Есенин принадлежал к направлению имажинистов, поэтому в его ранних сочинениях встречаются выразительные эпитеты, которые создают поэтические символы крестьянского быта, природы. Итак, план анализа стихотворения на школьных уроках литературы должен включать следующие компоненты: краткую характеристику истории создания произведения, выделению темы, идеи, поэтической лексики. Кроме того, школьник обязан указать общие особенности творчества автора, которые проявились в конкретном сочинении. Приведенный пример анализа стихотворения может послужить образцом для учащихся.

Поэтическая лексика в художественном произведении

Современная поэтика имеет широкую лексическую основу. Она насыщена всевозможными лексическими пластами, которое объединены идеей автора и жанровой особенностью художественного произведения. Основой поэтической лексики является употребления слова в ракурсе определенной ассоциации.

Поэтический язык – основа поэтики. Он представляет собой функциональную систему. Её роль определяется не столько собственно коммуникативными задачами, сколько эстетическими, связанными, прежде всего, с чувственным, экспрессивным, ассоциативным восприятием действительности и отражением ее образности.

Поэтический язык извлекает скрытое знание о мире, содержащееся в языке. Это создает особый мир, который называется миром поэзии. Этот самый мир поэзии проникает в художественные произведения при помочи поэтической лексики.

Поэтические приемы

Эпитет

Эпитет в поэзии, как правило, употребляется для того, чтобы сделать акцент на одном из свойств описываемого предмета, процесса или действия.

Этот термин имеет греческое происхождение и буквально обозначает «приложенное». По своей сути эпитет является определением предмета, действия, процесса, события и т.д., выраженным в художественной форме. Грамматически эпитет чаще всего представляет собой прилагательное, однако в его качестве могут использоваться и другие части речи, например, числительные, существительные и даже глаголы. В зависимости от расположения эпитеты разделяют на препозиционные, постпозиционные и дислокационные.

Проверь себя

Задание 1.Что такое метафора?

  1. Скрытое сравнение по схожим признакам.
  2. Изменение привычной последовательности слов в словосочетании.
  3. Открытое сопоставление явлений по схожим свойствам.
  4. Наделение объектов неживого мира свойствами одушевленного предмета.

Задание 2.Что такое литота?

  1. Фигура речи.
  2. Троп.
  3. Противоположность гиперболы.
  4. Выражение общего понятия в конкретном образе.
  5. Намеренное преуменьшение свойств объекта.

Задание 3.Что такое перифраз?

  1. Изменение порядка слов в предложении.
  2. Иносказание, описательная характеристика, замена одного понятия синонимичным в данном контексте.
  3. Конструкция, выражающая сильные эмоции.
  4. Повторение слова или нескольких слов.

Задание 4.В каких из представленных примеров используется метонимия?

  1. «Где бод­рый серп гулял и падал колос…» (Ф.И. Тютчев).
  2. «Эй, боро­да! А как про­ехать отсю­да к Плюшкину минуя дом бари­на?» (Н.В. Гоголь).
  3. «В ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры… можете представить себе: тридцать пять тысяч одних курьеров!..» (Н.В. Гоголь).
  4. «Снежный лебедь», «вседержитель моей души» — про возлюбленную (А.А. Блок).

Задание 5.Какой троп использован в приведенном выражении: «Небо плачет и воет вьюга»?

  1. метафора
  2. эпитет
  3. олицетворение 
  4. перифраз 

Ответы: 1. — 1; 2. — 2, 3, 5; 3. — 2; 4. — 1, 2; 5. — 3.

Что такое «троп»?

«Как называется художественный прием, использующий слово в переносном значении?» — спросите вы. Термином «троп» объединяются различные приемы: эпитет, метафора, метонимия, сравнение, синекдоха, литота, гипербола, олицетворение и другие. В переводе слово «троп» означает «оборот». От обычной речи художественная отличается тем, что в ней применяются особые обороты, украшающие речь, делающие ее выразительнее. В разных стилях используются разные выразительные средства. Важнейшее в понятии «выразительность» для речи художественной — способность текста, художественного произведения оказывать эстетическое, эмоциональное воздействие на читателя, создавать поэтические картины и яркие образы.

Все мы живем в мире звуков. Некоторые из них вызывают у нас положительные эмоции, другие, наоборот, волнуют, настораживают, вызывают тревогу, успокаивают или же навевают сон. Различные звуки вызывают различные образы. При помощи их комбинации можно эмоционально воздействовать на человека. Читая художественные произведения литературы и русского народного творчества, мы особенно остро воспринимаем их звучание.

Основные советы по использованию литературных приемов в поэзии

Улучшать свое письмо с помощью поэтических приемов — это здорово, но есть несколько вещей, о которых следует помнить, чтобы быть уверенным, что вы делаете это правильно.

Во-первых, не злоупотребляйте ими. Поэтические приемы могут быть замечательными для того, чтобы сделать ваше письмо более интересным или для более впечатляющей передачи информации, но слишком многое действительно выделяется. Аллитерация — это здорово, но аллитерационный сонет, являющийся намеком на греческую литературу, может показаться немного бесполезным. Даже слишком большое количество аллитерации может быстро показаться банальным, если оно сделано не с определенной целью. Спросите себя, почему вы используете эти устройства и обрезайте их, если вы не можете думать об ограничении разума, — это такая же часть хорошего письма, как и умелое использование поэтического приема.

Не забывайте, что поэтические приемы годятся не только для поэзии. В хорошо написанном эссе можно использовать отличную метафору. Для большего эффекта сонет можно написать простым английским языком. Статью для школьной газеты можно улучшить с помощью небольшой аллитерации. Не стесняйтесь экспериментировать с тем, как и когда используются эти устройства — добавление неожиданных поэтических приемов — отличный способ улучшить ваше письмо.

Задумка

Второй пункт задания предполагает приведение небольшой исторической справки о том, какие события в жизни автора привели к написанию того или иного лирического сочинения. Как правило, речь идет о каких-либо важных переменах в личной жизни, в его творчестве, связанных с сильным душевным подъемом либо, наоборот, психологическим кризисом.

В данном случае речь идет о тяжелой сердечной драме Тютчева, который фактически вступил в гражданский брак, что по понятиям 19 века считалось крайне постыдным поступком. История создания стихотворения связана с этой тяжелой историей: возлюбленная поэта Е. Денисьева за свой роман с Тютчевым подверглась гонению светского общества, прошла через тяжелые нравственные страдания. Тютчев, остро чувствуя свою вину за мучения девушки, посвятил ей рассматриваемое произведения, в котором излил свою горечь и боль, а также просил у нее прощения за все то, что ей пришлось ради него перенести. Итак, описание истории создания стихотворения очень важен для понимания смысла и содержания произведения.

Композиция

В поэме – одиннадцать глав, каждая из которых имеет собственное лаконичное название и свою тему. Маяковский говорит о своей личности и главах “Мальчишкой” и “Юношей”, которые показывают, в каких условиях проходило его становление как поэта и личности.

«К морю» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – стихотворный размер, жанр, кому посвящено

Глава “Взрослое” – это уже история о взглядах поэта на любовь, на достойное и недостойное поведение, на причины, по которым люди влюбляются друг в друга.

Одной из самых важных глав в произведении является “Ты”, посвященная лирической героине, которая пленяет сердце мужчины тем, что она оказалась способна увидеть в нем ребенка и не высмеять его за это.

Глава “Вывод” совершенно соответствует пафосной манере поэта, который делает безапелляционные заявления и произносит высокие слова с искренней верой в них.

Прочитайте больше

Широкое чтение разнообразных литературных форм — поэзии, прозы, эссе, научно-популярной литературы и т. Д. — это один из лучших способов освоить больше поэтических приемов. Вы можете не замечать их всех, но каждый раз бросайте вызов себе, чтобы найти хотя бы один пример поэтического приёма. Помните, существует множество разновидностей поэтических приемов; они не всегда должны быть тем, что можно найти только в стихах.

Чем больше вы читаете, тем больше подвержены различным стилям письма

Если вы будете широко читать, вы увидите, что больше людей используют язык творчески — когда вы видите что-то интересное, обратите на это внимание и посмотрите, можно ли это поэтическим приемом использовать в своем собственном письме!

Enjambment

Enjambment — это продолжение предложения за разрывом строки, двустишием или строфой без ожидаемой паузы.

«Что происходит с отложенным сном? Это высыхает как изюм на солнышке? Или гноиться, как болячка А потом бежать? Воняет тухлым мясом? Или корочка и сахар сверх- как сиропная конфета? Может просто проседает как тяжелый груз.Или взрывается?” — Лэнгстон Хьюз, «Гарлем»

Хьюз использует несколько методов завершения строк в этом стихотворении, включая анджамбмент. Первые две строки второй строфы и предпоследняя строфа являются примерами объединения, поскольку мысль продолжается от одной строки к другой без каких-либо знаков препинания

Обратите внимание на то, как эти строки ощущаются по сравнению с другими, особенно во втором примере, изолированными в отдельной строфе. Его стиль написания имитирует усталость от переноски тяжелого груза, поскольку вы не можете делать паузу, чтобы перевести дух, как вы делаете это со строками, оканчивающимися знаками препинания

Гипербола и литота

Откуда в нашей речи возникли фразы «в тысячу раз больше», «я сто раз тебе говорил»?Получаются они благодаря гиперболе.Вспомним, как часто мы говорим в раздражении: «Я тысячу раз тебе это говорила» и «Сто раз задавала вопрос, а мне так и не объяснили». В этих фразах мы видим условность. Мы не пересчитываем, сколько раз сделали то или иное действие, говорим явно большее количество.Мы намеренно преувеличиваем цифру, чтобы эмоционально окрасить речь. Именно это и называется гиперболой. 

Гипербола — намеренное художественное преувеличение свойств предмета и явления или их количества.

Давайте обратимся к лирике Владимира Маяковского:

И гвардия капель —         воды партизаны —взбираются      ввысь         с океанского рва,до неба метнутся         и падают заново

(отрывок стихотворения В.В. Маяковского «Атлантический океан»)

Мы видим, что о волнах говорят так, будто они поднимаются до самого неба. Но это же невозможно! Однако мы теперь понимаем, что автор использует гиперболу, преувеличивает размер волн.

Литота — намеренное художественное преуменьшение предмета, явления или их количества.

Например, в повседневной жизни мы можем сказать: «Я сегодня только глаза закрыла, поспала одну минуту, и прозвенел будильник». Хоть и понимаем, что проспали больше одной минуты, но говорим так, чтобы подчеркнуть свою усталость.

Это — намеренное преуменьшение, то есть литота. 

В литературе тоже есть замечательные примеры. Посмотрим на реплику Молчалина из комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова:

Ваш шпиц — прелестный шпиц, не более наперстка;   Я гладил всё его: как шелковая шерстка!

Здесь мы тоже видим преуменьшение — ведь шпиц на самом деле не может быть размером с наперсток.

Литота, таким образом, еще и противоположность гиперболы.

А теперь мы займемся тем, что попробуем сочетать несочетаемое. 

О творческом потенциале и композиции

Автору, безусловно, следует остановиться и не продолжать писать, если он себя по отношению к читателям подсознательно ассоциирует либо с пастырем, либо с манипулятором, либо с политтехнологом. Нельзя унижать свою аудиторию подсознательным превосходством. Читатели заметят это, и такого «творчества» автору не простят.

Разговаривайте с аудиторией просто и ровно, как равный с равными. Вы должны каждым предложением, каждым абзацем заинтересовать читателя

Важно, чтобы текст был захватывающим, несущим в себе интересующие людей идеи

Но и этого недостаточно для человека, желающего заниматься литературой. Одно дело — рассказывать, другое — писать. Литературные приемы требуют умения автора выстраивать композицию. Для этого ему следует серьезно попрактиковаться, сочиняя художественный текст и комбинируя три основных его элемента: описание, диалог и действие. От их взаимосвязи зависит динамика сюжета

А это очень важно

Описание

Описание ядовитого дерева Пушкин почерпнул из околонаучных сообщений некоего голландского ботаника Г. Румпфа, посланного в середине XVII века в колонию для изучения ядовитых растений.

Очевидно, опасаясь отравления или из лени, он не изучил растение досконально, а воспользовался рассказами и легендами местных жителей, весело проводя время у губернатора Макассары. Его псевдо отчеты долгие годы (почти 3 века) составляли основу знаний о ядовитых растениях. На них основывался и Пушкин.

Миф об анчаре как самом ядовитом дереве был развеян в прошлом веке. Это оказалось красивое и совершенно безвредное для птиц и животных, растение, получившее научное название Антиарис Токсикария. Растет это дерево на острове Ява. Ядовитым является его млечный сок. Прежде чем превратиться в смертельный яд, он перегонялся туземцами. В результате, повышалась концентрация ядовитых веществ. Только после такой перегонки местные аборигены смазывали ядом свои стрелы.

Пушкин воспользовался этой легендой-полуправдой об анчаре для выражения своей аллегорической идеи, изложенной в стихотворении.

Прием звукописи в художественной литературе

Звукопись — это художественный прием, представляющий собой использование определенных звуков в конкретном порядке для создания определенного образа, то есть подбор слов, имитирующих звуки реального мира. Прием этот в художественной литературе используется как в поэзии, так и в прозе.

Разновидности звукописи:

  1. Ассонанс — в переводе с французского означает «созвучие». Ассонанс представляет собой повторение одинаковых или схожих гласных звуков в тексте для создания определенного звукового образа. Он способствует выразительности речи, его используют поэты в ритмике, рифме стихотворений.
  2. Аллитерация — от Этот прием является повторением согласных в художественном тексте для создания некоторого звукового образа, для того, чтобы сделать поэтическую речь более выразительной.
  3. Звукоподражание — передача особыми словами, напоминающими звуки явлений окружающего мира, слуховых впечатлений.

Эти художественные приемы в стихах очень распространены, без них поэтическая речь была бы не столь мелодичной.

Наверное, вы не раз слышали, что русский язык – один из самых сложных. Почему? Всё дело в оформлении речи. Средства выразительности делают наши слова богаче, стихотворения – выразительнее, прозу – интереснее. Невозможно внятно передать мысли без использования особых лексических фигур, ведь речь будет звучать бедно и некрасиво.

Разберемся, какие бывают средства выразительности русского языка и где их найти.

Возможно, в школе вы плохо писали сочинения: текст «не шел», слова подбирались со скрипом, а закончить изложение внятной мыслью – вообще было нереально. Дело в том, что необходимые синтаксические средства закладываются в голову с прочтением книг. Однако только их недостаточно, чтобы писать интересно, красочно и легко. Необходимо развивать свой навык на практике.

Просто сравните следующие две колонки. Слева – текст без средств выразительности или с их минимальным количеством. Справа – насыщенный выразительностью текст. Такие часто встречаются в литературе.

Казалось бы, три банальных предложения, но как интересно их можно расписать! Выразительные средства языка помогают зрителю увидеть ту картину, которую вы пытаетесь описать. Использовать их – целое искусство, но его освоить несложно

Достаточно много читать и обращать внимание на интересные приемы, используемые автором

Например, в абзаце текста справа использованы эпитеты, благодаря которым предмет мгновенно представляется ярко и необычно. Что читатель запомнит лучше – обычного кота или толстого кота-командира? Будьте уверены, что второй вариант наверняка будет больше по душе. Да и не возникнет таких конфузов, что в середине текста кот вдруг будет белым, а ведь читатель его уже давно серым представил!

Итак, синтаксические средства – особые приемы художественной выразительности, которые доказывают, обосновывают, рисуют информацию и задействуют воображение читателя или слушателя

Это крайне важно не только для письменной, но и для устной речи. Особенно если речь или текст составляется в

Однако и там, и там средства выразительности в русском языке должны быть в меру. Не перенасыщайте ими читателя или слушателя, иначе он быстро устанет пробираться сквозь такие «джунгли».

Созвучие

Созвучие — это повторение определенных согласных звуков в непосредственной близости.

«Тигер Тигер, ярко пылающий,В лесах ночи; Какая бессмертная рука или глаз,Мог ли ты описать твою пугающую симметрию? » — Уильям Блейк, «Тигер»

Блэк неоднократно использует несколько звуков в первой строфе этого знаменитого стихотворения. Одна из самых известных — это «r», которое встречается в каждой строке первой строфы и почти в каждой строке стихотворения в целом. Когда Блейк пишет о тигре, он размышляет о его устрашающей природе и о том, откуда он взялся, с повторяющимся звуком «р», имитирующим рычание тигра как маленькая тонкая угроза на заднем плане стихотворения.

Сравнение

Последний важнейший художественный прием — это сравнение, дающееся напрямую путем использования таких союзов, как «словно», «как», «будто», «точно», «как будто». Примеры можно привести следующие: глаза, словно жизнь; роса, точно слезы; дерево, будто старик. Однако следует заметить, что употреблять эпитет, метафору или сравнение следует не только ради «красного словца». В тексте должен отсутствовать хаос, ему следует тяготеть к изяществу и стройности, поэтому перед тем как использовать тот или иной троп, нужно четко осознать, для какой цели он употребляется, что мы хотим этим сказать.

Другие, более сложные и менее распространенные художественные приемы — это гипербола (преувеличение), антитеза (противопоставление), а также инверсия (обратный порядок слов).

Антитеза

Такой троп, как антитеза, имеет две разновидности: она может быть узкой (в пределах одного абзаца или предложения) и развернутой (помещенной на нескольких главах или страницах). Данный прием часто используется в произведениях русской классики в том случае, когда требуется сравнить двух героев. Например, Александр Сергеевич Пушкин в своей повести «Капитанская дочка» сравнивает Пугачева и Гринева, а чуть позже Николай Васильевич Гоголь создаст портреты знаменитых братьев, Андрия и Остапа, также основанные на антитезе. Художественные приемы в романе «Обломов» также включают и этот троп.

Диалог

Диалог является хорошим средством для отображения психотипа героев произведения. Читатель в них зачастую видит вторичное описание личности, характера, социального статуса, оценку поступков одного персонажа, отраженное сознанием другого героя этого же произведения. Таким образом читатель получает возможность как углубленного восприятия персонажа (в узком смысле), так и понимания особенности социума в произведении, созданном писателем (в широком смысле). Литературные приемы автора в диалогах — это высший пилотаж. Именно в них (пример тому — творчество Виктора Пелевина) получаются наиболее яркие художественные открытия и обобщения.

Однако использовать диалог следует с двойной осторожностью. Ведь если переусердствовать, то произведение становится неестественным, а сюжет — грубоватым

Не стоит забывать, что основная функция диалогов — коммуникация персонажей произведения.

Тематика произведения

В данном пункте школьник должен несколькими фразами указать, какие идеи чаще всего находили отражение в творчестве автора. Таким небольшим вступлением он покажет свое знание особенностей лирики изучаемого поэта и одновременно сделает небольшое вступление к основной части анализа.

Сюжет и композиция стихотворения в этом пункте должны быть в центре внимания учащегося. Рассматриваемое произведение, как уже говорилось выше, строится на принципе контраста: автор противопоставляет счастливую любовь тяжелому горю от нареканий света. Тема любви сквозной линией проходит через все произведение, определяя лексику и поэтические обороты. Особенностью стиха является то, что оно пронизано горечью и болью. Это произведение стало не признанием в любви, как у многих других поэтов, а раскаянием и просьбой о прощении.

Метафора

     Прежде всего, в этом может послужить игра с яркими, запоминающимися метафорами, с переносом образа на предметы, его напоминающие: «И золотые абрикосы, сверкая, катятся с небес», «Звезды вниз срываются, шурша – это август сцеживает небо в золотое ситечко Ковша». Вот два видения звёздного неба в августе, в пору падающих звёзд, оба оригинальные, по-своему интересные. Только в первом случае звёзды сразу заменяются «золотыми абрикосами», их настоящее название подразумевается, а во втором – использован прием переноса метафоры, упора не на сами предметы, а на действия – их или вокруг них. Таким же образом можно охарактеризовать абстрактные понятия, описывая их с помощью наречий и глаголов, применяемых обычно только с одушевленным существительным: «Время затянулось. Сонно-сонно капают минуты из часов».

Тест «Средства художественной выразительности»

Чтобы проверить себя на усвоение материала, пройдите небольшой тест.

Прочитайте следующий отрывок:

«Там война пахла бензином и копотью, горелым железом и порохом, она скрежетала гусеницами, строчила из пулемётов и падала в снег, и снова поднималась под огнем…»

Какие средства художественной выразительности использованы в отрывке из романа К.Симонова?

Швед, русский – колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

А.Пушкин

Какие приемы использует автор, чтобы передать напряжение боя? Определите, какую роль в стихотворении играет буква «р» и звукосочетания с ней?

Ответ на тест дан в конце статьи.

Выразительный язык – это, прежде всего внутренний образ, возникающий при чтении книги, прослушивании устного выступления, презентации. Для управления образами нужны изобразительные приемы. В великом и могучем русском их достаточно. Используйте их, и в вашем речевом рисунке слушатель или читатель найдет свой образ.

Ответ на тест

К.Симонов. Олицетворение войны в отрывке. Метонимия: воющие солдаты, техника, поле боя – автор идейно соединяет их в обобщенный образ войны. Используемые приемы выразительного языка – многосоюзие, синтаксический повтор, параллелизм. Через такое сочетание стилистических приемов при чтении создается оживший, насыщенный образ войны.

А.Пушкин. В стихотворении отсутствуют союзы в первых строках. Таким способом передано напряжение, насыщенность баталии. В фонетическом рисунке сцены особую роль играет звук «р» в разных сочетаниях. При чтении возникает рокочуще-рычащий фон, идейно передающий шум битвы.

Если отвечая на тест, вы не смогли дать правильных ответов, не огорчайтесь. Просто перечитайте статью.

https://youtube.com/watch?v=cbcpG8TOczk

Ирония

Ирония происходит от греческого eironeia, буквальный перевод — притворство. Ирония состоит в том, что человек говорит нечто прямо противоположное тому, что он думает.

Это комический приём я использовал, когда «Газпром» планировал построить свой небоскрёб на охтинском мысу в Питере.

По мотивам песни «На безымянной высоте»  была написана такая ироническая зарисовка.

В заключение ещё раз повторю основную мысль. Если вам захочется сочинить поздравление или смешную песню, не думайте о комических приёмах. Настраивайтесь на волну и пишите, не останавливаясь. О том, как это сделать, читайте статью 6 простых шагов, как написать поздравление за 1 вечер. А наутро перечитайте этот текст и вы поймёте, какие комические приёмы у вас получились. Плодотворного вам творчества!

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: