Неприязнь атрибутов буржуа
Маяковский, как истинный поэт революции, испытывал стойкую неприязнь к буржуазному обществу, казино же является одним из его атрибутов. На него и вывернуто ведро красок футуризма. Автор специально прячет смысл за яркими красками, чтобы не сорваться на грубость и дать понять читателю, что также смысл напрочь отсутствует в существовании буржуя.
Богатая прослойка общества может за ночь промотать в казино деньги, которые помогли бы год безбедно жить рабочему, при этом завсегдатаю клуба не надо потом поливать каждую копейку. Это возмущает Маяковского, он вызывает образ жизни буржуя на дуэль и поливает его из ведра футуризма.
Посетители казино сами не знают, что они похожи на каторжников, которые связаны цепями, чтобы не убежали на свободу. Кандалы игрокам заменяет страсть к игре и эти «браслеты» не менее прочны, чем железные цепи.
Владимир Маяковский пытается показать игрока, как человека-раба, находящегося под властью зеленого сукна. Он зависим и слаб, он гнида на теле нового общества и его время уходит в небытие.
Из-за сложности стиля написания говорить о морали стихотворения «Ночь» не приходится, но и не советуем забрасывать стих на самую дальнюю полку памяти. Он слишком ярок для этого, а настоящий ценитель поэзии извлечёт из него понимание того, как происходило становление Маяковского поэта.
Анализ стихотворения «Ночь» Маяковского
В. Маяковский вошел в историю в качестве яркого представителя и одного из основателей футуризма. Это литературное течение провозглашало полный отказ от поэтических канонов и классических образцов. Главной ценностью произведения объявлялась его насыщенность необычными и яркими образами. Даже смысловое содержание отодвигалось на задний план. Ярким примером такого подхода к поэзии является стихотворение «Ночь» (1912 г.).
В произведении на первое место выходит игра слов. Неискушенному читателю оно представляется абсолютно бессмысленным. Да и попытка проникнуть через нагромождение образов становится нелегкой задачей. Маяковский не стремился к тому, чтобы у читателя сложилось какое-то определенное мнение. Каждый может дать волю своему воображению и по-своему понять автора. С уверенностью можно выделить лишь образы ночного города и человеческой толпы.
Сам Маяковский не раскрывал смысла своего стихотворения. На сегодняшний день наиболее распространенным является мнение, что поэт описал ночной игорный дом. Он испытывал к буржуазному обществу огромную ненависть и презрение и не скрывал своих чувств. Ночная жизнь в то время, да и всегда, была связана с порочными увеселениями богатых слоев, проматывающих целые состояния. Это возмущало Маяковского до глубины души.
В произведении чувствуется негативная оценка автора. Эпитеты «багровый» и «белый» могут относиться к закату и дню. Наступившая ночь «отбросила и скомкала» их. «Зеленый» — традиционный цвет сукна на игорном столе. Далее следует более или менее ясный образ ночного дома с освещенными в темноте окнами («желтые карты»).
Во второй строфе стиха, возможно, Маяковский изображает погрузившийся в сон город. Здания оделись в «синие тоги». Но в это время просыпается другая жизнь. «Бегущие» — собирающиеся вокруг игорного дома люди. «Браслеты» — тяга к азартной игре, которая приковывает людей к себе.
Толпа, напоминающая «пестрошерстную быструю кошку», стремится урвать свою долю из предстоящего развлечения («смеха отлитого кома»). Поэт случайно попадает в это людское сборище и пытается из него вырваться («улыбку протиснул»). «Удары в жесть» могут символизировать ночной музыкальный ансамбль в ресторане, а «арапы» — музыкантов, исполняющих экзотические мелодии.
Стихотворение «Ночь» не может быть истолковано однозначно. Чистый футуризм так и не получил широкого распространения. Сам Маяковский уже в скором времени стал уделять больше внимания смыслу своих произведений.
Русская литература начало 20 века отличалась появлением разного рода тенденций, футуризм одно из актуальных движений времени. Не столь публичный юный лирик Маяковский относил себя к представителям этого направления. Футуризм, по убеждению Маяковского, чересчур «экстравагантный» и «телеграфный» стиль. Но яркость, выразительность футуристов нравится литератору
Особенность футуризма – игра слов, содержание не так важно, как форма стихосложения
Пример футуризма «Ночь» 1912 года — отклик итальянским футуристам, принявшим стихотворный декрет. Однако у Владимира было свое мнение: «телеграфный стиль» смел и свеж, но невозможен в лирике. В произведении «Ночь» применяется одно положение футуристов, изустные опыты – будущее поэзии, однако классика закоренела и негибка.
С первых слов дается описание ночного города. Город — образ игрального заведения там идет игра, притворство, обман. Вся подача идет через намек, как – будто словесная загадка, каждый найдет свои ответ. Город ночью – одиночество поэта.
Своих почитателей сочинитель сравнивает с массой людей, она же «пестрошерстая быстрая кошка», которая проводит свой досуг легко, непринужденно. Публика развлекается, для потехи ради, а поэт изливает душу, но все напрасно. Герой не чувствует отдачи от своего собеседника – толпы. Он – чужой, изгой здесь и сейчас, отсюда комплекс, не дающий идти на контакт. И при желании с ним заговорить он отстраняется «в глаза им протиснув улыбку пугая», оставаясь в своих мыслях. Он не такой, как все, вокруг, ведь его не понимают. Это тяготит его, он может пропасть в пестроте ночного народа, не раскрыв свои чувства, планы на жизнь.
Произведение не имеет живой ритмики, увлекающего созвучия, зато динамика произведения цепляет читателя, полностью вовлекая в действие.
Анализ стихотворения Ночь по плану
Ночной футуризм
Незнакомому с футуризмом читателю покажется, что смысл в стихотворении не предусмотрен по умолчанию и это не стих, а перевёрнутые на холст вёдра разноцветных красок. Понятно только то, что Маяковский описывает ночь, но что он хочет сказать большой вопрос.
Не будем обвинять в анализе автора строк, ибо таков футуризм – в нём внешнее доминирует над внутренним, при этом даже увиденное можно трактовать по-разному. По одной из версий, стихотворение описывает ночное казино, на что есть определённые предпосылки.
В сонном городе именно казино не спит и тянет магнитом любителей острых ощущений. Подтверждает версию про игровой клуб строка:
Именно на зелёное сукно бросают деньги в казино, зеленея в ожидании выигрышной ставки. Отсыл к азартному заведению мы видим и дальше, где поэт показывает горящие жёлтым светом ночные окна:
Это ли не сравнение с раздачей карт в игровом клубе?
«Ко всему»
Очередное стихотворение, посвященное Лиле Брик. Неистовая ярость «ломаного» стиха объясняется ревностью Маяковского к прошлому его возлюбленной. Жанр произведения – любовная лирика. За лирическим героем скрывается сам влюбленный и мучимый ревностью автор.
Владимир Маяковский
Начинается «лесенка» с града восклицаний и вопросов, обвинений в предательстве: «И ты?» – отсылка к известному выражению «и ты, Брут?» Слова и строки звучат словно выстрелы. Собственное чувство кажется герою романтическим, возвышенным. «Не выкрал ложек», т. е. не допускал обмана.
Весь мир смеется над Дон-Кихотом, который возомнил, что нужен героине. Его любовь осквернена похотью. Ему кажется, что героиня способна убить словом. Во второй половине стихотворения поэт приходит в исступление, провозглашая себя язычником: «любую изнасилую». В бессильной ярости он тяготеет к самоуничтожению, а заодно хочет разрушить весь мир.
Поэт использует сравнения («на теле, как на смертном одре», «земля – каторжник», «собакой забьюсь»), одушевление («у неба рот», «улица визжала»), метафоры («сад души», «зубы-ножи»). Многочисленные восклицания передают буйство чувств героя.