Аполог

Как не заблудиться в литературных жанрах

История жанра

Восточные литературы

Независимо от значения термина, сам этот жанр действительно был особенно распространён в восточных литературах.

Одним из самых известных апологических сборников был санскритский сборник III века «Панчатантра». Он оказал большое влияние на литературы соседних регионов.

Персидская переработка этого сборника (на язык пехлеви) известна под заглавием «Калила и Димна». Она оказала большое влияние на развитие аполога и родственных жанров во всех европейских литературах Средних веков и Возрождения.

Западные литературы

При переносе из восточной литературы в европейскую аполог меняется. Меньшую роль играет дидактика (мораль), большую — повествование. Исчезают характерные для «Калилы и Димны» апологи, построенные по типу рассказ в рассказе (так называемые вводные апологи, которые персонаж основного аполога приводит по ходу действия для доказательства какого-либо утверждения). Эта рамочная конструкция в европейской литературе появляется редко, и притом всегда в неразвитом виде (действующие лица в общих словах напоминают о знакомом басенном сюжете).

В двух европейских памятниках встречается полная форма вводного аполога. Это «Liber de obsidione Anconae» и «Speculum sapientiae beati Civilli episcopi, alias quadripartitus apologeticus vocatus». Делались различные предположения об авторстве последней рукописи.

Одним из самых известных русских апологических сборников является переделка «Калилы и Димны» под заглавием «Стефанит и Ихнилат». Другой пример — «Зрелище жития человеческого».

Итак, что такое жанр?

Понятие это имеет отношение не только к литературе, но и к живописи, и к музыке. Но мы с вами остановимся, конечно, на литературе.

Слово «жанр» происходит от латинского genus – вид или род. Такое максимально широкое понятие, как мешок — каждый в него вкладывает собственное содержание. Литературный жанр — это совокупность произведений, которые объединены общими признаками в группу и отличаются от других групп.

Признаки и особенности, по которым произведения объединяются в жанры, могут быть самые разные: объём, содержание, форма повествования, тематика и т. д.

История литературных жанров сложна и запутана. Первые классификации появились ещё в период Античности, и с каждой эпохой количество жанров увеличивалось. Правда в течение длительного времени, вплоть до XVIII века писатели и поэты старались придерживаться довольно жёстких правил, предписывающих создавать произведения в рамках канонов. Требовалось, чтобы романы, притчи, новеллы и т. д. соответствовали требованиям, а в героических произведениях, например, не допускался юмор. Существовали специальные пособия для литераторов (поэтики), где такие правила и требования были прописаны. Так что не возмущайтесь и не жалуйтесь на ограничение ваших писательских прав литературными нормами, а наслаждайтесь современной свободой творчества.

Ситуация изменилась в XVIII веке, когда начались активные эксперименты с жанрами, появились новые направления и виды литературы. Особенно это заметно в культуре XIX века. Дело даже не в обилии новых видов произведений, а в стремлении авторов выйти за рамки жанра. Наглядный пример: роман в стихах «Евгений Онегин» и поэма в прозе «Мёртвые души».

Особенно много новых жанров и тематических направлений появилось в литературе XX века. Вот об этом мы и поговорим.

definition — Аполог

of Wikipedia

   Advertizing ▼

Wikipedia

Аполог

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: ,

Аполо́г (апо́лог; от др.-греч. ἀπόλογος — «повествование, рассказ») — литературный жанр, дидактический (нравоучительный) рассказ (повествование), построенное на аллегорическом (иносказательном) изображении животных или растений.

Термины «аполог», «басня», «животный эпос»

По основным формальным признакам аполог совпадает с басней. Разичие между терминами «аполог» и «басня» не вполне ясно. Предлагались различные варианты их разграничения.

  • Термины различают только по области применения, причём область применения термина «аполог» у́же. Апологом обычно называют аллегорический рассказ античной литературы или какой-либо из восточных литератур. Термин «басня» применяется и к произведениям европейских литератур Нового времени.
  • Термины «аполог» и «басня» различаются по объёму произведения. Аполог короче басни.
  • Термин «аполог» рассматривается как родовой, а «басня» — как видовой: апологом называется любое произведение аллегоричеко-дидактического жанра, басней — произведение европейской литературы. Впрочем, возможно и обратное отношение: «басня» — универсальное название, «аполог» — название произведения восточной или античной литературы.
  • Аполог как аллегорический жанр (сатира на человеческое поведение) и животный эпос как жанр, изображажающий нравы и обычаи животных без дидактических целей, представляют собой простые жанры, жанровые типы в их чистом виде. А басня — это смешанный жанр, который возник в результате их соединения.

Иногда термин «аполог» применяется к русским стихотворным басням середины XVIII — начала XIX века, например, к басням И. И. Дмитриева.

История жанра

Восточные литературы

Независимо от значения термина, сам этот жанр действительно был особенно распространён в восточных литературах.

Одним из самых известных апологических сборников был санскритский сборник III века «Панчатантра». Он оказал большое вличние на литературы соседних регионов.

Персидская переработки этого сборника (на язык пехлеви) известна под закглавием «Калила и Димна». Она оказала большое влияние на развитие аполога и родственных жанров во всех европейских литературах Средних веков и Возрождения.

Западные литературы

При переносе из восточной литературы в европейскую аполог меняется. Меньшую роль играет дидактика (мораль), большую — повествование. Исчезают характерные для «Калилы и Димны» апологи, построенные по типу рассказ в рассказе (так называемые вводные апологи, которые персонаж основного аполога приводит по ходу действия для доказательства какого-либо утверждения). Эта рамочная конструкция в европейской литературе появляется редко, и притом всегда в неразвитом виде (дейтсвующие лица в общих словах напоминают о знакомом басенном сюжете).

В двух европейских памятниках встречаеься полная форма вводного аполога. Это «Liber de obsidione Anconae» и «Speculum sapientiae beati Civilli episcopi, alias quadripartitus apologeticus vocatus». Делались различные предположения об авторстве последней рукописи

Одним из самых известных русских апологических сборников является переделка «Калилы и Димны» под заглавием «Стефанит и Ихнилат». Другой пример — «Зрелище жития человеческого».

Примечания

  1. Некоторые исследователи предполагали, что этот сборник был источником и образцом Эзоповых басен.
  2. Muratori: Rerum Italicarum Scriptores XI.
  3. Веселовский А. Н. Заметки по литературе и народной словесности // Записки Императорской академии наук. — Т. XLV.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Файл:Незавершённая статья о литературе.gif Это незавершённая статья о литературе. Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Таблица

Приведенная ниже таблица «Жанры древнерусской литературы» включает в себя названия жанров с примерами из древнерусской литературы:

Жанр

Произведение древнерусской литературы

Житие

«Житие Александра Невского»

Слово

«Слово о Законе и Благодати»

Поучение

«Поучение Владимира Мономаха»

Повесть

«Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Хождение (хожение)

«Хожение за три моря» (Афанасий Никитин)

Летописный рассказ

Рассказ об ослеплении Василька Теребовольского

Летописное сказание

Сказание о мести Ольги древлянам

Погодная запись

Погодные записи из «Повести временных лет»

Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.

Что мы узнали?

Жанры древнерусской литературы делятся на первичные (житие, слово, поучение, повесть, хождение (хожение), летописный рассказ, летописное сказание, погодная запись и др.) и объединяющие (летопись, хронограф, четьи-минеи, патерик). Первичные жанры выступают в составе объединяющих жанров. В одной книге часто были собраны произведения разных жанров. Любой жанр древней литературы чаще всего включал в себя значительные элементы публицистики.

  1. /5

    Вопрос 1 из 5

    В каком ряду указаны только первичные жанры древнерусской литературы?

    • Житие, четьи-минеи, летописное сказание
    • Житие, повесть, хождение
    • Хождение, летопись, патерик
    • Слово, поучение, хронограф

Где и как употребляется слово «аполог»?

Кроме значения слова «Аполог» в словарях, рекомендуем также ознакомиться с примерами предложений и цитат из классической литературы, в которых употребляется слово «Аполог».

Так вы сможете гораздо легче понять и запомнить, как правильно употребляется слово «Аполог» в тексте и устной речи.

Примеры употребления слова «аполог»

Предел нашего мышления – то есть совершенная невозможность мыслить таким образом – вот что сразу же открывается нашему взору, восхищенному этой таксономией; вот какое экзотическое очарование иного способа мыслить предстаёт перед нами под покровом аполога.

Да и одному ли писателю апологов легко подбирать здесь перья?

Сюжетную линию представленных авторских сказок занимает аполог – нравоучительное, морализующее повествование.

Аполог – что означает? Определение, значение, примеры употребления

Ищешь, Что значит слово аполог? Пытаешься разобраться, Что такое аполог? Вот ответ на твой вопрос:

Аполог это:

Аполо́г (апо́лог; от — «повествование, рассказ») — литературный жанр, дидактический (нравоучительный) рассказ (повествование), построенное на аллегорическом (иносказательном) изображении животных или растений.

Аполог

М. Краткое иносказательно-нравоучительное произведение — нередко стихотворное — из жизни животных, напоминающее басню.

Аполог

(( гр. apologos притча) краткое (по сравнению с басней), нередко стихотворное иносказател ьно-нравоучительное произведение.

Аполог

М. Краткое иносказательное нравоучительное повествование из жизни животных, близкое к басне.

Аполог

Муж. притча, басня, поучительное иносказание. Апология жен. защита лица, дел или сочинений его, устно или письменно. Апологичный, апологический, защитный, заступный, отстойный. Апологист муж. защитник кого или чего на словах или на письме. Апологетика, наука о началах, излагающих истины христианства.

Аполог

[краткое (по сравнению с басней), нередко стихотворное иносказател ьно-нравоучительное произведение.

Аполог

Аполог

Аполог м. Краткое иносказательное нравоучительное повествование из жизни животных, близкое к басне.

Аполог

Аполога, м. (греч. apologos – рассказ) (лит.). Краткий аллегорический рассказ из жизни животных, басня.

Аполог

(греч. apologos, буквально — рассказ), в древнегреческой и восточной литературе краткое (по сравнению с басней ) нравоучительное произведение, построенное на аллегорическом изображении животных или растений. Знаменитое собрание А. — в сборнике индийских сказок ‘Панчатантра’ на санскрите (3 в.; в арабских и персидских переработках — ‘Калила и Димна’). В русской поэзии А. встречался в середине 18 — начале 19 вв., например у И. И. Дмитриева.

Аполог

АпОЛОГ, — а

Аполог

Жанр вост. и др.-греч. литературы: аллегорический нравоучительный рассказ, более краткий, чем басня

Предел нашего мышления то есть совершенная невозможность мыслить таким образом вот что сразу же открывается нашему взору, восхищенному этой таксономией; вот какое экзотическое очарование иного способа мыслить предстаёт перед нами под покровом аполога.

01.11.2020 6:50:20

2020-11-01 06:50:20

Особенности и характеристики жанра жития в древнерусской литературе

Жанровое своеобразие жития проявилось в строгих структурных и содержательных ограничениях, таких, как литературный этикет и канон. Целью его создания было распространение влияния христианства, так как житие представляет собой жизнеописание христианских святых. В Европе истоки и традиции жития уходят корнями в первые дни существования христианской религии, на Руси же первые произведения в этом жанре были посвящены отдельным святым, а за основу их авторы брали произведения греческих авторов. Основной их задачей была «похвала» святому, а недостаток достоверных сведений возмещался различными историческими приёмами. Всего насчитывается 156 древнерусских произведений в жанре жития.

Многие древнейшие древнерусские жития были написаны по образу и подобию произведений Симеона Метафраста, греческого (византийского писателя) и государственного деятеля

Вот список характерных особенностей произведений в жанре жития:

  • Обязательное описание различных чудес, сотворённых святым.
  • Отсутствие черт индивидуальности в описании жизни святого и его чудес. Многие жития очень похожи друг на друга. Впрочем, из этого правила бывают и исключения.
  • Восхваление духовных и иных подвигов святого таким образом, чтобы его жизнеописание стало примером для подражания.
  • Описание молитв святого.

Особенности жанра жития в древнерусской литературе

20 главных героев «Ревизора» Гоголя с характеристиками
Главные герои рассказа «Мальчики» Чехова с характеристиками

Главная задача христианской апологетики

С началом распространения христианства появилась необходимость глубокого обоснования христианского   вероучения перед лицом языческого мира, а также в защите от нападок и обвинений со стороны иудеев.Особенно актуально это было в первые века, вплоть до 325 г., когда массовые гонения на христиан были довольно частыми.Христианина обвиняли в злодеянии против религии, если он отказывался участвовать в служении идолам. Его религию называли недозволенной, а общины «незаконными   собраниями.Одним из самых невероятных обвинений было обвинение христиан в каннибализме: якобы те питаются человеческим телом и «хлебом, пропитанным кровью». 

Христиане вынуждены были защищаться, ограждать себя от упрековвластей иязычников-интеллектуалов. Они взывали к верхам, в надежде набеспристрастное разбирательство.   Одновременно   они пыталисьдоказать —  то, что говорят о них языческие умы несправедливо и нелепо. Выполнение ролизаступника   и брали на себя христианские литераторы, апологеты.

Основные задачи апологетов состояли в том, чтобы:

  • развенчать все обвинения язычников и иудеев;
  • показать римскому правительству свою лояльность,   возвышенность     и   непорочность   нравственного воспитания христиан, их добродетельность ичестность;
  • с помощью интеллектуальных, моральных, культурных и других общепризнанных норм и критериев дать обоснование христианского мировоззрения, т.е. рациональное и философское доказательство.

В Новом Завете

Начатки христианских апологийможно увидеть в Евангелиях, в апостольских Деяниях и Посланиях.

Проповедь апостола Павла. Мозаика

Особенно часто апология встречается в трудах апостола Павла. Проповедуя народам, которые верили в идолов, апостол Павел естественно должен был приступить к апологетическому рассуждению. Апологией является его речь изСемнадцатой главы Книги Деяний в греческом ареопаге.ВЛистре своей проповедью он разоблачаетидолопоклонство, объясняет простыми словами и примерами, что естьподлинный Бог – Творец (Деяния 14:6-20). В Послании к Филиппийцам 1:7 апостол Павел говорит, что его   предназначении   «защищать и утверждатьблаговествование Проповедь невозможно отделить от защиты.

Впервом послании к Коринфянам Павел представилсвидетельство  христианской веры – подтверждениясвидетелей о Воскресении Христа:

В Послании к Титу 1:9 говорится о том, как важно уметь доказыватьподлинностьхристианской верыруководителю церкви. Священник должен быть «держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать». В Послании Иуды в третьем стихе повествуется:Он учил людей, которыеподверглись нападкам от лжеучителей; защищать их веру, явленную во Христе

В Послании Иуды в третьем стихе повествуется:Он учил людей, которыеподверглись нападкам от лжеучителей; защищать их веру, явленную во Христе.

Очень ярко мысль о необходимости уметь понимать и защищать свою верувыразил Апостол Петр в своемПервом послании 3:15: 

«Господа Бога святите в сердцах ваших; будьте всегда готовы всякому, требующему у вас отчета в вашем уповании, дать ответ с кротостью и благоговением». 

История формирования жанров

Первая систематизация литературных жанров была представлена Аристотелем в его «Поэтике». Благодаря этому труду стало складываться впечатление, что литературный жанр – это закономерная стабильная система, которая требует от автора полного соответствия принципам и канонам определённого жанра. Со временем это привело к формированию ряда поэтик, строго предписывающих авторам, как именно они должны писать трагедию, оду или комедию. Долгие годы эти требования оставались незыблемыми.

Решительные изменения в системе литературных жанров начались лишь к концу XVIII века.

  1. Часть жанров под влиянием культурных и социальных изменений стала стремительно деградировать или перемещаться на «литературную периферию», другие, напротив, стали занимать в литературе все более видное и достойное место.
  2. К примеру, на рубеже XVIII—XIX веков в России отмечался стремительный взлёт популярности такого жанра, как баллада. Однако этот взлёт был довольно кратковременным. При этом популярность другого жанра – романа – находится на высоком уровне на протяжении уже нескольких веков, хотя до этого упорно игнорировалась формальной поэтикой.
  3. С течением времени в литературе стало появляться всё больше произведений, определить жанр которых становится достаточно затруднительно. Иногда невозможно определить, является ли пьеса трагедией ил комедией, сложно сказать, к какому жанру относится то или иное стихотворение.
  4. В XX веке стала очевидной тенденция разделения массовой литературы и литературы, которая направлена на художественные поиски. В это время массовая литература ощутила особо острую потребность в возвращении к чётким жанровым границам. Такие произведения дают читателю возможность чётко и легко ориентироваться в направленности литературы и определяют некоторую степень его предсказуемости.
  5. В это время стали формироваться такие жанры, как научная фантастика, полицейский детективный роман, женский роман.

В то же время литературные произведения, направленные на художественный поиск, в своих попытках максимально отдалиться от жанровых разделений, постепенно приходили к появлению новых уникальных для литературы явлений.

Как определить жанр литературы?

Произведения внутри каждого жанра делятся по объему на:

  • крупные (роман, роман-эпопея),
  • средние (повести, поэмы),
  • малые (рассказ, очерк, новелла).

По родам литературные произведения делятся на:

  • Эпос – объективное сюжетное описание характеров и событий; текст имеет четкую привязку ко времени и пространству (И.С. Тургенев «Отцы и дети», М. Шолохов «Тихий Дон»)
  • Лирика – концентрация внимания на внутреннем мире, мыслях, чувствах героя; особая организация (рифму, ритм, размер); внешняя жизнь преподносится субъективно, глазами героя. (В. Маяковский «Послушайте!», М.Ю. Лермонтов «Парус»).
  • Драма – произведение написано для театральной сцены; текст состоит из диалогов, монологов, небольших авторских ремарок; герои показаны в действиях, конфликтах (А.П. Чехов «Дядя Ваня», М. Горький «На дне».
  • Лиро-эпос – текст в стихотворной форме; сочетание эпического и лирического изображения жизни героя (М. Ю. Лермонтов «Мцыри»).

Хотя, основная классификация связана с родами литературы, некоторые жанры имеют тематическое разделение: сентиментальный, психологический роман, авантюрный, философский романы и т.д. Это тематическое деление очень условно. Не все литературоведы согласны со строгой классификацией, например, по темам.

Жанрово-тематическое разнообразие произведений в стихах включает в себя любовную, философскую, пейзажную лирику. Но это не окончательный список всего литературного наследия, что мы имеем и тех произведений, что появляются сегодня.

Крупные и средние жанры

Крупные формы эпоса отличаются богатым социально-историческим фоном. Произведения обычно пишут в несколько томов. Творчество раскрывает частную жизнь нескольких поколений людей. В литературе выделяют два крупных жанра эпоса:

  1. Эпопея. В произведении описывается жизнь народа или социальной группы. Сюжетная линия характеризуется ключевыми историческими событиями, которые кардинально меняют судьбу главных героев. Автор рассказывает о частных жизненных историях, умело сцепляет эпизоды со сценами из жизни персонажей, тщательно прорисовывает их характеры и мышление. На такое способны только настоящие мастера, поэтому в жанре эпопеи существует мало выдающихся работ. Известным примером эпоса в произведениях крупной формы является «Война и мир» Л. Н. Толстого.
  2. Роман. Жанр рассматривает конкретный период или жизнь определённой личности. Роман отличается продолжительным описанием множества значимых событий, несколькими сюжетными линиями и различными группами героев, которые могут быть главными, второстепенными и эпизодическими. В произведениях раскрываются важные для общества проблемы. Романы отличаются по структуре, проблематике и эпохе. Среди известных произведений следует выделить труды «Отцы и дети» И. С. Тургенева, «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, «Обломов» И. А. Гончарова.

К средней форме эпоса относится повесть. Произведения этого жанра не имеют определённого текстового объёма и занимают промежуточную позицию между крупным и малым эпосом. В повести автор уделяет больше внимания описанию героев, их психологическому состоянию и месту действия, а не движению сюжета.

Примечания

  1. Некоторые исследователи предполагали, что этот сборник был источником и образцом Эзоповых басен.
  2. Muratori: Rerum Italicarum Scriptores XI.
  3. Веселовский А. Н. Заметки по литературе и народной словесности // Записки Императорской академии наук. — Т. XLV.

При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).

Статья основана на материалах Литературной энциклопедии 1929—1939.

Book closed template.gif Это незавершённая статья о литературе или литературном произведении.Вы можете помочь проекту, исправив и дополнив её.

Лирические произведения

Особенность их — стихотворная форма. И существует огромное разнообразие видов лирики: поэмы, баллады, оды, элегии, сонеты, стихи и т. д. Как я уже писала выше, подробно разбирать своеобразие этих жанров я не буду.

Да, ещё выделяют лиро-эпический вид литературы, к которому принадлежат романы в стихах и прозаические поэмы. Пока у этого вида всего два автора. Думаю, догадались, кто это.

Мной приведен здесь упрощённый вариант классификации жанров, потому что ещё выделяют разновидности произведений по форме подачи информации (скетч, водевиль, сага, хроника, байка и т. д.), по эмоциональной окраске (юмористические, трагические, нейтральные, ужасы и др.), по интеллектуальным характеристикам (познавательные, философские, психологические, развлекательные и т. д.)

По ссылкам вы можете почитать статьи о разных жанрах.

«

Какие литературные жанры существуют

Чтобы понять, как определить жанр произведения, необходимо ознакомиться с существующими классификациями и характерными чертами каждого из них.

Ниже приведена примерная таблица для определения вида существующих литературных жанров

по родам эпические басня, былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, сказка, фэнтези, эпопея
лирические ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма
лиро-эпические баллада, поэма
драматические драма, комедия, трагедия
по содержанию комедия фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия загадок
трагедия
драма
по форме видения новелла повесть эпос рассказ анекдот роман ода эпопея пьеса эссе скетч

Определение и характеристика

В литературе выделяют несколько родов, которые исторически сложились на основе формальных и содержательных свойств литературного творчества. Работы писателей разделяют на лирические, эпические (эпос) и драматургические жанры. Также выделяют промежуточные лиро-эпические формы.

Эпос как род литературы отличается повествованием об исторических событиях от третьего лица. Различные эпические формы обычно охватывают продолжительный период прошлого. Творческие труды в этих жанрах характеризуются пространственной протяжённостью и событийной насыщенностью. Главный признак эпоса — объективность повествования.

Произведения изображают как частную жизнь определённых личностей, так и общественные явления. Авторы эпических жанров раскрывают человеческие характеры в процессе действия сюжета. В их трудах также можно увидеть отношение писателя к главным героям и миру, который они описывают с помощью конкретных художественных приёмов. Эпические формы разделяют на основные 3 группы:

  • крупные;
  • средние;
  • малые.

Произведения в формах эпоса могут отличаться как большим, так и малым текстовым объёмом. Их разделяют на связанные по смыслу части. Однако эта особенность относится только к крупным и средним жанрам. Композиция включает завязку, развитие действия, кульминацию и развязку. Сюжетная линия может быть любой. Сюжет эпического сочинения строится по замыслу писателя и нередко удивляет неожиданной концовкой.

Отношение к языческой культуре и философии

Культура и философия язычников нашла у апологетов двойственноеотношение. В столкновениях с язычеством такие апологеты как Тертуллиан и Татиан позволяли себеоскорбительные, предвзятые высказывания по отношению к языческой философии и цивилизации в целом. Они считали, что христианское вероучение не имеет ничего общего с мудрствованием, что изучение этой науки не нужно и даже губительно для веры.«Что общего между Афинами и Иерусалимом?» (Тертуллиан.Опроверж. ерет. 7). Все философские школы Тертуллиан считал чуждыми христианству.

Напротив же, Иустин Философ и другие его единомышленники считали, что христианство и философия имеют общее начало.В некоторых философских воззренияхвстречаются христианские взгляды.«Все, что сказано кем-нибудь хорошего, принадлежит нам, христианам» (Иустин.Апол. II 13).У них не было намерения усиливать вражду между язычеством и христианством, а наоборот, найти между ними общее и облегчить язычникам понимание христианства.

Драматическая литература

Этот вид литературы во многом остался в прошлом. Пьесы сейчас для чтения не пишут, но их всё же читают — того же Островского, Чехова, Шекспира. Особенность драматической литературы в том, что она строится на диалогах и минимуме описаний. Ремарки автора здесь очень сухие, краткие, они даже часто далеки от литературного стиля. Это только указания драматурга на особенности обстановки («королевские покои», «сад», «тюремный двор») или эмоциональные реакции героев («плачет», «грозит кулаком», «весело смеётся»). Жанры драматической литературы не изменились со времён античности:

  • драма — в основе её острый конфликт, который обычно разрешается усилиями героев;
  • комедия — сюжет, события и поведение героев комичны, в комедии часто присутствует сатирическое обличение каких-то явлений;
  • трагедия — содержание строится на неразрешимом конфликте, который сопровождается страданиями, и часто заканчивается трагически.

Как я уже писала, для XIX века характерна намеренная путаница жанров. Так пьеса Н. Островского «Гроза» почему-то драма, а не трагедия, а «Вишнёвый сад» А. Чехова, вообще, комедия. Возможно, это было сделано в рекламных целях? Комедии привлекают больше зрителей, чем драмы, а драмы предпочтительнее, чем трагедии. Во всяком случае в XIX веке эта тенденция уже прослеживалась.

Примеры фольклора

Среди фольклорных жанров встречаются сочинения, которые могут быть не только в прозаической, но и в стихотворной форме, например, литературные сказки. Такие произведения основаны на традициях народных сказаний. Эпический жанр опирается на традиции фольклорных сказок. Он характеризуется одной сюжетной линией, вымышленными героями и сюжетами, изображением борьбы добра со злом и описанием народных обычаев.

Другой фольклорный жанр — притча. Эта форма отличается небольшим объёмом и поучительным характером. В произведении рассказывается о нравственном или религиозном поучении, которое основано на обобщении и применении аллегорий. Некоторые авторы вставляют притчу в крупные работы, чтобы наполнить их глубоким смыслом. Небольшие эпизоды могут служить размышлением писателя на тему душевный состояния или возрождения человека.

Былина выступает фольклорной эпической песней, в основе которой лежит героическое событие или интересный эпизод из русской истории. При написании произведений авторы часто используют тоническое стихосложение с двумя — четырьмя ударениями. Былины обычно описывают русских богатырей, их жизнь, стремления и героические поступки. Произведения характеризуются чувством свободы и независимым духом общества.

Басни тоже относятся к фольклорным жанрам эпоса. Для произведений характерны аллегорический смысл и сформулированный моральный вывод. Именно законченностью сюжетной линии басня отличается от притчи, с которой её часто путают. Для жанра свойственны единство действия, сжатое изложение и отсутствие детального описания героев или явлений, которое тормозит развитие сюжета. Обычно басня начинается с рассказа об определённом событии и заканчивается нравоучением. Иногда поучительная часть предшествует сюжету.

Эпические жанры

В свою очередь, эпическая литература представлена большим разнообразием жанров, видов и направлений.

По объёму выделяют следующие виды:

  • эпопея и роман-эпопея — самое большое и многоплановое произведение прозаической литературы, например, «Война и мир»;
  • роман — самый распространённый жанр (вид) прозы, по объёму и по охвату событий уступающий эпопее;
  • повесть — произведение меньше романа, описывающее чаще всего события из жизни одного героя;
  • новелла — особый тип небольшой повести, отличающийся острым сюжетом и неожиданной развязкой;
  • рассказ — малая форма эпической литературы, повествование об одном каком-то событии и об одном герое;

Довольно разнообразны малые формы эпической литературы: притчи, эссе, анекдоты и даже очерки. О них подробно я ещё как-нибудь расскажу. А вот об отличиях романа, рассказа и повести можно почитать в более ранней статье, ссылка на которую внизу.

Объём в художественном тексте хоть и важен, но всё же главное в нем — содержание. Поэтому остановимся на классификации жанров по содержанию. Основой отнесения произведения к тому или иному жанру в этом случае становится ключевой элемент, вокруг которого строится повествование. Это может быть специфика окружающей героев действительности или отправная точка для развития сюжета. Собственно, вот всем известные жанры:

  • реалистическая проза;
  • детектив;
  • приключенческая литература;
  • любовный роман/повесть/рассказ;
  • исторический роман;
  • фантастика и фэнтези;
  • сказки.

Эти жанры не существуют обособленно, в настоящее время они активно смешиваются. Так любовный роман может быть в историческом антураже, типа «Марианны» Ж. Бенцони. Сейчас популярен ромфант – любовно-романтическое фэнтези. Существуют и сентиментальные детективы, и исторические детективы, и фэнтези детективы.

Эти основные жанры делятся на тематические поджанры и направления, а те, в свою очередь, смешиваются как стеклышки в калейдоскопе. Так что классифицировать какое-то произведение, отнеся его к определённому жанру, бывает практически невозможно. И появляются новые поджанры, как в своё время возникло направление литРПГ, а сейчас из него уже выделилось еще одно — реалРПГ.

В общем, современные писатели не ограничивают себя какими-то заданными рамками. И это, на мой взгляд, хорошо, только вот читатели часто теряются, когда определяют, какой жанр они хотели бы почитать.

Литература интеллектуальная и развлекательная

Говоря о типах художественной литературы, часто используют именно это разделение, своеобразная типизация «по назначению». Интеллектуальная литература в этой системе призвана, естественно, обучать, развивать и духовно обогащать. Развлекательной литературе отводится роль более прозаическая, развлекательная литература существует, чтобы занять время в поезде, расслабить уставший на работе мозг или развлечь себя хмурым осенним днем.

Но, прежде чем Вы начали делить все, что когда-либо читали на две эти категории, давайте разберемся с терминологией. Очевидно, что, даже говоря об интеллектуальной литературе, авторы классификации имеют в виду только художественную литературу, поскольку у всех других видов литературы (научной, публицистической) цель существования произведения всегда заранее обозначена. Только художественная книга заставляет читателя или критика думать о том, зачем он ее, собственно говоря, читает.

А что такое развлекательная литература? Если с интеллектуальной художественной литературой все более или менее понятно (скорее всего, классика имеется в виду, причем классика девятнадцатого «размышляющего» века), то развлекательная литература – это, видимо, то, что до классики жанра не дотягивает, а читать все равно интересно.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: