Роман Л.Н. Толстого «Война и мир»
Заглавие произведения насыщено в смысловом отношении, несмотря на то, что применяется простая антитеза. Мир представлен как антитеза войне. В черновиках автор пытается варьировать это слово, пытаясь найти лучшее решение.
В произведении Толстой создает два полюса: добра и зла или мира и вражды. Автор резко противопоставляет персонажи друг другу, где одни являются носителями жизни, а другие — разлада. Во всем романе постоянно появляются сопоставления «неправильное — правильное», «стихийное — разумное», «естественное — показное». Все это проявляется через образы, например Наташи и Элен, Наполеона и Кутузова. Антитеза «ложное — истинное» проявляется в нелепой ситуации дуэли, в которую попал Пьер Безухов.
Зачем нужны риторические восклицания?
У разных авторов разный подход к использованию средств художественной выразительности. Нельзя говорить о том, что у риторических восклицаний есть список строго определенных функций, ведь поэты и писатели постоянно находят все новые и новые способы использовать тропы и удивлять читателей. Однако за долгие годы использования этого литературного приема в разных стилях и жанрах удалось проследить определенную закономерность.
Вот наиболее распространенные цели, преследуемые авторами, использующими риторические восклицания:
При помощи восклицания автор отмечает высшую точку накала страстей в произведении. Он делает акцент на том, что, на его взгляд, является наиболее важным, и таким образом высказывает наиболее яркую, осмысленную идею. Восклицания помогают усилить выразительность речи, сделать ее более необычной и запоминающейся. Похожим образом в речь персонажа вводятся любимые словечки, слова-паразиты и прочие элементы выражения индивидуальности. Авторское отношение к происходящему чаще всего выражается именно с помощью риторических восклицаний
Через эмоциональные реплики автор привлекает внимание читателя. Таким образом, также можно создать акцент на проблеме, которая поднимается в произведении
Разумеется, это далеко не все, что можно осуществить с помощью риторических восклицаний. Это лишь неполный список закономерностей, выявленных за несколько сотен лет развития мировой литературы.
Определение понятия антитеза
Чтобы узнать точное значение научного термина антитеза, стоит обратиться к энциклопедии или словарю. Антите́за (происходит от греческого «противопоставление») — стилистическая фигура, основанная на контрастном противопоставлении в речевой практике или художественной литературе. Содержит резко противопоставленные предметы, явления и образы, которые имеют смысловую связь или объединены одной конструкцией.
Как объяснить простым языком, что такое антитеза и с какой целью она применяется в русском языке? Это прием в литературе, основанный на противопоставлении различающихся контрастных персонажей, понятий или событий. Такой прием встречается в качестве базы для построения целых больших романов или частей художественных текстов любого жанра.
В качестве антитезы могут быть противопоставлены в произведении:
- Два образа или героя, называемые в литературе антагонистами.
- Два различных явления, состояния или предмета.
- Варианты качества одного явления или предмета (когда автор раскрывает предмет с разных сторон).
- Свойства одного предмета автор противопоставляет свойствам другого предмета.
Обычно основной лексикой, из которой создается контрастный эффект, служат антонимические слова. Доказательством этому являются народные пословицы: «Легко подружиться, тяжело разлучиться», «Ученье — свет, а неученье — тьма», «Тише едешь — дальше будешь».
Примеры антитезы
Для чего требуются обычно такие вопросы?
В большинстве случаев, данный вопрос задается с той целью, чтобы придать речи усиленную выразительность какой-то определенной фразы. Главным фактором в данных оборотах является интонация самого вопроса и его условность, другими словами — употребление грамматического выражения.
Существуют специальные фигуры в разговоре, в которые входят как риторические вопросы, так и риторические обращения с риторическими восклицаниями. Это также такие обороты, которые максимально усиливают ее выразительность.
Эти обороты отличаются своей некоторой условностью, то есть, где допускается употребление какой-то восклицательной / вопросительной интонации тогда, когда они совершенно не требуются. Именно из-за них любая реплика, в которой обычно употребляются данные фигуры, начинает получать совершенно особую выраженную окраску, максимально усиливающуюся в ее выразительности.
И поскольку риторический вопрос, как правило, является обычным высказыванием, поставленном в вопросительном тоне, то и ответ, как правило, к нему заранее уже известен.
Инверсия и антитеза
Инверсия —фигура речи, представляющая собой изменение прямого порядка слов в словосочетании или предложении.
Прямой порядок слов в предложении нарушается инверсией. Чем же отличается прямой и обратный порядок слов?
Давайте представим предложение как пирамидку. Тогда инверсия изменит последовательность ее частей. Примерно так:
Посмотрим на пример с использованием инверсии:
Сегодня у берега нашего бросилСвой якорь досель неизвестный корабль.
(Н. Гумилёв, отрывок из«Сегодня у берега нашего бросил…»)
А вот как бы выглядел этот отрывок стихотворения без инверсии:
Сегодня неизвестный корабль бросил свой якорь у нашего берега.
Всего лишь поменяв порядок слов, мы превратили поэтические строки в обычное предложение, лишенное художественности
Так проявляется инверсия — она акцентирует внимание на отдельных частях, делает высказывание более выразительным
Бежим дальше! Нас ждет антитеза.
Что может быть общего у таблеток от ангины и литературного приема?Слово «антитеза» имеет какой-то лечебно-лекарственный оттенок. Таблетки «Антиангин» — это противостояние простуде. А антитеза — противопоставление. Оба слова начинаются с «анти», которое означает отрицание. |
Так что же отрицает антитеза?
Антитеза (контраст) — фигура речи, представляющая собой противопоставление. Может проявляться не только на уровне словосочетаний, на уровне предложений, но и на уровне целого текста.
Например, по принципу антитезы часто строятся стихотворения, где чувства лирического героя чему-то противопоставлены:
В небесах торжественно и чудно!Спит земля в сиянье голубом…Что же мне так больно и так трудно?Жду ль чего? Жалею ли о чем?
(М.Ю. Лермонтов, отрывок из «Выхожу один я на дорогу…»)
В этом отрывке мы видим антитезу. Тревожные чувства лирического героя противопоставляются умиротворенному пейзажу.
Примеры риторических восклицаний
Риторические восклицания – простой для понимания и эффективный инструмент, который нередко применяется в различных сферах.
В литературе
Писатели никогда не пренебрегают способом, совершенствующим их произведения. Поэту Е. Евтушенко катаплока помогает говорить о любви: «». Герой Ф. М. Достоевского начинает свою историю с риторического восклицания, заинтересовывая читателя:
В публичных выступлениях
Сложно обойтись без особых приёмов, когда выступаешь перед большим количеством зрителей. Известные люди знают это, поэтому тщательно составляют свою речь и украшают её средствами выразительности, в том числе и риторическими. Подобными восклицаниями Джим Керри старался вдохновить выпускников университета, призывая их к упорному труду и поиску себя:
В маркетинге
Брендам нужно влиять на потенциальных клиентов, и риторические восклицания замечательно справляются с этой целью. Так, оператор сотовой связи «Билайн» использует оптимистичный слоган «», воодушевляющая интонация которого вызывает положительные эмоции.
Грамотное применение риторических вопросов
1. Самое главное — это правильно сформулировать вопрос. Он должен быть простым, без добавления непонятных терминов.
2. Необходимо полностью исключить из речи любую двусмысленность и какое-либо недопонимание. В первую очередь должна всегда быть четкость, структура и полная ясность происходящего.
3. Данные вопросы в категорическом понимании требуют к себе совершенно отчетливого произношения, которое желательно сопровождать определенными жестами и мимикой.
4. Следует всегда заранее обдумывать какой эффект должен произойти от того или иного риторического вопроса.
5
Лучше всего, если данный эффект будет применим в самом начале выступления, тогда можно будет привлечь внимание и разбудить аудиторию.. 6
Если вы хотите сделать какой-то хорошо запоминающийся итог, то старайтесь свой риторический вопрос задать непосредственно в конце выступления. В этом случае он будет очень эффектной завершающей точкой.
6. Если вы хотите сделать какой-то хорошо запоминающийся итог, то старайтесь свой риторический вопрос задать непосредственно в конце выступления. В этом случае он будет очень эффектной завершающей точкой.
Примеры
Риторические восклицания широко используются в русской литературе. Вот несколько примеров:
«И снова вода присмирела сквозная,
и нет никаких сомнений ни в ком.
И вдруг, откуда-то — черт его знает! —
встает из глубин воднячий Ревком».
(В. В. Маяковский, «Атлантический океан»)
Сразу два восклицания в одной строфе:
«Поэты, рыцари, аскеты,
Мудрец-филолог с грудой книг…
Вдруг за лампадой — блеск ракеты!
За проповедником — шутник!
И каждый нес свои букеты
В наш без того большой цветник».
(Марина Цветаева, Perpetuum mobile)
Еще один яркий пример восклицания, являющегося, по сути, аганактезисом:
«Смерть одна на двоих. Довольно!
Я уверена, что не больно.
Ты уверен в чем-то другом».
(Анна Ахматова, «Смерть одна на двоих. Довольно»)
Любой читатель может с легкостью найти еще много примеров риторических восклицаний не только в стихах, но и в прозе.
Что такое теза, антитеза, синтез? Примеры из литературы.
В основе любого литературного произведения лежит композиция, представляющая собой расположение его отдельных частей в определенной последовательности.
По сути, это целостная система с множеством составляющих, которые углубляют смысл написанного и позволяют сделать его более выразительным. Среди элементов композиции немаловажную роль играют такие приемы, как теза, синтез и антитеза. Что это за стилистические фигуры? Попробуем разобраться.
Что такое теза?
Теза – это фигура мысли, которая в лаконичной форме содержит основную смысловую нагрузку произведения. Другими словами, под тезой понимают главную идею стихотворения или прозы, основную мысль, которую автор хотел выразить в своем произведении.
В стихотворной речи эта фигура часто встречается в первой строке и выражается в емкой, эмоциональной форме, открывающей чувства автора.
В совокупности с антитезой и синтезом теза помогает поэту выстроить стройную геометрическую фигуру произведения, то есть сформировать идею, после этого привести другую идею – противоположную ей, а в конце получить что-то среднее и зачастую новое.
Хорошим примером антитезы является первая строка в стихотворении Пушкина «К***». Словами «Я помню чудное мгновенье» автор выразил основную идею своего произведения, а в последующих строках раскрыл все важные моменты своих чудесных воспоминаний.
Что понимают под антитезой?
Антитеза – стилистический прием, в котором автор противопоставляет друг другу отдельные образы, понятия, состояния. Все они соединены между собой единым смыслом либо конструкцией произведения, но благодаря противопоставлению литератору удается придать своему творению яркость и убедительность.
Посредством антитезы он представляет читателю некую «золотую середину», гармонично раскрывающую творческий замысел. Для усиления выразительности произведения в большинстве случаев она используется как сопоставление контрастирующих понятий или оттенение центрального образа другим, менее заметным.
Антитеза встречается как в стихотворениях, так и в романах, рассказах и других повествованиях. К примеру, в произведении «Принц и нищий» Марк Твен противопоставляет богатству и благосостоянию нужду и бедность, а в романе «Идиот» Достоевский раскрывает трагедию чистого и невинного человека, попавшего в безнравственное общество и погрязшего в житейской суете.
Часто на антитетическую структуру повести или романа указывают сами их названия – «Преступление и наказание», «Война и мир».
Если говорить о стихотворных произведениях, то ярким образцом подобных стилистических фигур служит сонет Петрарки «И мира нет», полностью созданный на антитезах: «Я зряч – без глаз», «Страшусь – надеюсь», «Жажду гибели – спасти молю».
Важное условие любой антитезы – это соподчинение противопоставлений объединяющему их смыслу, что великолепно представлено в русской поговорке «Ученье свет, а неученье тьма»
Что такое синтез в литературе?
В переводе с греческого слово «синтез» (σύνθεσις) означает «связывание, складывание». Под этим термином в литературе подразумевают объединение разрозненных понятий или образов в единое целое. Такой прием для автора является прекрасным способом переосмыслить несовпадающие понятия, а результаты этих переосмыслений выразить в своих творениях.
Синтез неизменно связан с анализом, в котором литератор изначально разбивает произведение на элементы, а затем объединяет их согласно своему пониманию и мировоззрению. В процессе соединения ему удается познать нечто новое, с иными понятиями и характеристиками.
Обычно синтез используют в философских произведениях. К слову, цепочка «теза – антитеза – синтез» принадлежит философу Гегелю, которому удалось гениально раскрыть некоторые синтетические формулы.
Одним из примеров синтеза выступает его выражение «восток и запад есть в каждой вещи», где Гегель выразил свою мысль о том, что у каждого человека на подсознательном уровне существует стремление к связыванию, объединению.
Слайд 15Литота и гиперболаГиперболой (от греч. hуреrbо1е преувеличение, излишек) называется образное выражение,
состоящее в преувеличении размеров, силы, красоты, значения описываемого.Литотой (от греч. litotes — простота) называется образное выражение, преуменьшающее размеры, силу, значение описываемого. Литоту называют еще обратной гиперболой. И. Б. Голуб указывает и другое значение этого термина — определение какого-либо понятия или предмета путем отрицания противоположного (нетрудно догадаться — легко догадаться; неплохо, а? -хорошо, отлично!).Гипербола и литота имеют общую основу — отклонение от объективной количественной оценки предмета, явления, качества, — поэтому могут в речи совмещаться.Гипербола и литота могут выражаться языковыми единицами различных уровней: словом («Она сидела вся пунцовая»), словосочетанием («…Какая бездна здесь приемов»), предложением или сложным синтаксическим целым («Они захватили все редакции и издательства, выставочные залы и общественные заведения…»; «Враги начали мне мстить за пятьсот лет до моего рождения. Они притаились в запасниках музеев, в изустной молве, на обложках откидных календарей и на стенах чайных…»)
Риторические восклицания их роль в поэме «Полтава»
Одно из школьных заданий на тему риторических восклицаний: найдите риторические восклицания в поэме А.С. Пушкина «Полтава» и объясните, какова их художественно-выразительная роль.
Примеры риторических восклицаний в «Полтаве»:
-
О, как слепа, безумна злоба!.. Гетман-предатель Иван Мазепа изображает наигранную обиду перед царем Петром Великим, спасаясь от обвинений. Художественно-выразительная роль — эмоционально усилить эпизод, показать двуличие Мазепы.
-
Нет, дерзкий хищник, нет, губитель!Бесстыдный! старец нечестивый!Эти слова отца и матери юной Марии Кочубей, влюбившейся в пожилого Мазепу. Выразительная роль этих строк — показать глубину негодования родителей, их возмущение.
-
Как сладок юности покой!Как сон ее лелеет нежно!Это мысли Мазепы — с помощью этих восклицаний показана сила его страсти и нежности к юной возлюбленной.
-
И грянул бой, Полтавский бой!Кульминация произведения — Полтавское сражение, в котором Петр I разбивает шведского короля Карла XII, изменник Мазепа терпит поражение. Здесь задача риторического восклицания — создать героический и патриотический пафос, подчеркнуть значимость момента. От судеб отдельных людей Пушкин переходит к событию исторического масштаба.
Слайд 24 4) Да нет,… скажите,… неужели в самом деле вы
никогда не любили настоящей любовью? Знаете, такой любовью, которая…… ну, которая…, словом,… святой, чистой, вечной любовью,… неземной…… Неужели не любили? (Княгиня Вера) 5) Поди посмотри… там у меня в столе, в ящичке, лежит красный футляр, а в нем письмо. Прочитай его. (Княгиня Вера) 6) Трудно выговорить такую… фразу,… что я люблю вашу жену. Но семь лет безнадежной и вежливой любви дают мене право на это. (Желтков) 7) Я люблю лес. Помнишь, у нас в Егоровском?.. Разве может он когда-нибудь прискучить? Сосны!.. А какие мхи!.. А мухоморы! Точно из красного атласа и вышиты белым бисером. Тишина такая…, прохлада. (Княгиня Вера) (А.И. Куприн. Гранатовый браслет) Из перечисленных предложений найдите пример с риторическим восклицанием
Риторическое восклицание. Примеры риторических восклицаний
Риторическое восклицание — это показное выражение чувств: восхищения, изумления, восторга, негодования, злости. Его задача — усилить эмоциональность высказывания На письме такие предложения заканчивают восклицательным знаком.
Другое название риторического восклицания — экскламация или эпекфонесис.
Риторическое восклицание, которое выражает возмущение, называется аганактезис. Например, латинское крылатое выражение: О времена, о нравы!
Риторическое восклицание в виде вставки, грамматически не связанной с контекстом, называется катаплока. Пример катаплоки:А из тучи-то (хвала -Диво дивное!)Соколиная стрела,Голубиная…Марина Цветаева. «Ахматовой»
Риторические восклицания могут сочетаться с риторическими обращениями. Например, в стихотворении Валерия Брюсова:
Взмах! Взлет! Челнок, снуй! Вал, вертись в круг!Привод, вихрь дли! Не опоздай!
Слайд 6Прочитай первый абзац текста, найди и подчеркни в нем эпитеты.Моржи
В северных полярных морях водится крупный морской зверь – морж. Вес его доходит до одной тонны и даже более. Питается он рыбой. Голова зверя, как у слона, вооружена двумя крепкими большими клыками-бивнями. Морж обладает необычайной силой. На льду он неуклюж и малоподвижен. В воде же трудно найти ему соперников в силе и ловкости. Моржи держатся стадами. В летнее время их можно увидеть на льду. Они лежат тесно друг возле друга, отдыхают и греются на солнце. Моржата играют, резвятся, съезжают с высоких ледяных гор – торосов, как дети со снежной горы, или принимаются вдруг звучно хлопать передними ластами. Места выхода зверя на берег называются лежбищами. На них собирается по несколько тысяч голов. Там так тесно, что они ложатся друг на друга в два и даже в три ряда. Порой давят друг друга насмерть. (По М. Зингер)
Анафора и эпифора
Определение 5
Анафора – это стилистическая фигура, которая представляет собой повторение в начале соседних отрезков речи (строф, строк, отрывков) одних и тех же слов, звуков, групп слов.
Анафора чаще всего встречается в стихотворениях, но и в прозе этот прием тоже используется (например, в фрагменте статьи Д. С. Лихачева «Честь истинная и ложная» повторение слова «совесть» в трех предложениях подряд).
Анафора часто встречается в религиозных текстах.
Анафорой часто пользуются маркетологи и ораторы, чтобы придать слогану или речи яркость, акцентировать внимание на важных тезисах. Выделяют следующие виды анафоры:
Выделяют следующие виды анафоры:
- фоническая (звуковая) – повтор звуков в словах, которые расположены в начале параллельных рядов;
- морфемная – повторение морфе (частей слов, слогов) в начале соседних отрезков;
- словесная (лексическая) – повторение слов. Этот вид анафоры самый распространенный;
- синтаксическая – повтор целых синтаксических конструкций;
- строфическая – повторение частей фразы в начале каждой строфы;
- строфико-синтаксическая – повторение в начале каждой строфы одинаковых синтаксических конструкций;
- ритмическая – повторение различных приемов (паузирование в параллельных отрезах и т. д.). Этот вид анафоры встречается редко, используется только в поэзии.
Определение 6
Эпифора — это стилистическая фигура, которая заключается в повторении слов или группы слов в конце каждого речевого отрезка (предложения, строки, строфы).
Эпифора – прием, противоположный анафоре. Этот прием используется для усиления выразительности речи, а также для выделения ключевых моментов выражения.
Выделяют следующие виды эпифоры:
- грамматическая – повторение звуковых рядов и словоформ. часто встречается в загадках и детских стишках;
- лексическая – повторение слов в конце строк;
- риторическая – повторение риторических оборотов.
Пример риторического обращения:
«Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад.»
Из чего следует, что все вышеперечисленные риторические фигуры являются обычными синтаксическими конструкциями, которые способны передавать патетичность повествования и известную ее приподнятость.
Такие фразы, которые маскируются под вопрошающие предложения, пришли к нам из далеких античных времен, по наследству от древних ораторов.
Мастера красноречия тех времен довели свои выступления до полного совершенства. Они в своей речи с успехом применяли разные словесные обороты и конструкции, которые были способны придавать ей какую-то особенную выразительность и эмоциональность. И в их список попадали также риторические вопросы.
Интересен факт того, что сами ораторы тех времен считали данные обороты некоторыми отклонениями, которые существенно отличаются от простой речи. Они считали это неким своеобразным украшением. В настоящее время ситуация полностью изменилась и такие обороты стали вполне употребляемой частью речи.
Риторические восклицания их роль в поэме «Полтава»
Одно из школьных заданий на тему риторических восклицаний: найдите риторические восклицания в поэме А.С. Пушкина «Полтава» и объясните, какова их художественно-выразительная роль.
Примеры риторических восклицаний в «Полтаве»:
О, как слепа, безумна злоба!..
Гетман-предатель Иван Мазепа изображает наигранную обиду перед царем Петром Великим, спасаясь от обвинений. Художественно-выразительная роль — эмоционально усилить эпизод, показать двуличие Мазепы.
Нет, дерзкий хищник, нет, губитель!Бесстыдный! старец нечестивый!
Эти слова отца и матери юной Марии Кочубей, влюбившейся в пожилого Мазепу. Выразительная роль этих строк — показать глубину негодования родителей, их возмущение.
Как сладок юности покой!Как сон ее лелеет нежно!
Это мысли Мазепы — с помощью этих восклицаний показана сила его страсти и нежности к юной возлюбленной.
И грянул бой, Полтавский бой!
Кульминация произведения — Полтавское сражение, в котором Петр I разбивает шведского короля Карла XII, изменник Мазепа терпит поражение. Здесь задача риторического восклицания — создать героический и патриотический пафос, подчеркнуть значимость момента. От судеб отдельных людей Пушкин переходит к событию исторического масштаба.
Синтаксическая структура предложения и знаки препинания
С точки зрения синтаксической структуры предложения особенно существенными для выразительности текста являются:
грамматические признаки предложения:
простое оно или сложное, двусоставное или односоставное , полное или неполное , неосложненное или осложненное (т. е. содержащее ряды однородных членов , обособленные члены предложения , вводные слова или обращения);
тип предложения по цели высказывания:
повествовательное, вопросительное, побудительное;
характеристика предложения по эмоциональной окрашенности:
невосклицательное — восклицательное.
Любая из перечисленных грамматических особенностей предложения может приобретать в тексте особую смысловую значимость и использоваться для усиления авторской мысли, выражения авторской позиции, создания образности.
Например
, в стихотворении А. А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
пять предельно кратких односоставных назывных предложений создают особенную напряженность и экспрессивность текста, резкими толчками обозначая развитие темы и подчеркивая мысль о скоротечности человеческой жизни, которая кружится в бессмысленном хороводе ночи, улицы, аптеки и тусклого света фонаря.
Ночь, улица, фонарь, аптека,Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века -Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначалаИ повторится все, как встарь:Ночь, ледяная рябь канала,Аптека, улица, фонарь.
В стихотворении А. А. Блока «Я пригвожден к трактирной стойке..
.» уже в первой строфе: Я пригвожден
к трактирной стойке.Я пьян
давно. Мне все — равно.Вон счастье мое — на тройке В сребристый дым унесено… —
переход от двусоставных предложений, где в качестве подлежащего выступает лирическое «Я», к предложениям, где субъект действия (деятель) устранен, выражает неспособность лирического героя противостоять роковому движению неизбежности и действию неподвластных ему внешних сил.
В стихотворении М. Ю. Лермонтова «Молитва
» в последней строфе:
С души как бремя скатится, Сомненье далеко — И верится, и плачется, И так легко, легко.
.. —
безличные предложения в двух последних строках передают особое состояние лирического героя, который, не находя опоры в себе и обратившись к Богу, испытал «силу благодатную
» молитвы и находится во власти этой божественной силы, несущей надежду на спасение души.
Вопросительные, побудительные и восклицательные предложения также могут подчеркивать и усиливать те или иные аспекты авторских мыслей, оценок и эмоций.
Например
, в стихотворении А. А. Ахматовой:
Зачем притворяешься ты То ветром, то камнем, то птицей? Зачем улыбаешься ты Мне с неба внезапной зарницей? Не мучь меня больше, не тронь! Пусти меня к вещим заботам…