Особенности развития литературы в 18 веке

Поэты хviii века. том первый

Особенности развития литературы XVIII века

В литературе этого периода различают три направления:

  • Классицизм.
  • Реализм.
  • Сентиментализм.

Классицизм — это направление в европейской культуре XVII-XVIII веков, ориентирующееся на античные образцы творчества и признающее их нормой.

Просветительский классицизм четко подразделял жанры на два типа и не допускал их смешения:

  • Низкие — к ним относилась сатира, комедия и басня. В этих произведениях рассказывалось о жизни простого народа или буржуазии. Стиль написания — разговорный.
  • Высокие — это ода, героическая песня, трагедия. В них воспевались правители и рассказывалось о высших слоях общества.

В произведениях классицизма применялось базовое правило трех единств — действия, места и времени. Такое произведение имеет одну линию сюжета, поэтому его композиция была простой. Все события должны происходить за один день и в конкретном месте, без перемещения в пространстве. При этом, многие принципы построения образов и подхода к изображению были позаимствованы у классицистов XVII века, но в отличии от них, деятельность просветителей была направлена не на укрепление, а на расшатывание абсолютизма существующей власти.

Реализм — направление в искусстве, ставящее целью правдивое изображение действительности (в том числе — социальной несправедливости).

Просветительский реализм реформирует прежнюю систему жанров. В литературе появляется мещанская комедия и драма, большое значение приобретает роман (в нем характер героя постепенно изменяется под влиянием происходящих событий и в целом произведение носит воспитательный характер).

Сентиментализм — направление в искусстве, которое отличает повышенный интерес к чувственной области восприятия и излишне эмоциональное отношение к окружающим событиям.

Наибольшее отражение сентиментализм нашел отражение в жанрах романа и элегии. Так как это направление делает упор на чувства и переживания человека, оно сильно отличается от классицизма, возвеличивавшего разум и логику. По этой причине, много внимания в произведениях сентименталистов уделяется описанию жизненных ситуаций и природных явлений.

История отечественной литературы XVIII века — это изменение характера русского миросозерцания, когда оно от церковного переходит к светскому. Начало этому было заложено при Петре I введением гражданской азбуки в 1708 году и другими общественными реформами. Но не сразу русская литература приобрела национальную идею, стремясь к самостоятельности и выражению гражданских позиций (воплотившихся, например, в сочинении Александра Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»). Она последовательно прошла через влияние:  

  • Немецкое — при Петре I (начало XVIII в.).
  • Французское — при Елизавете и Екатерине II (середина XVIII в.).
  • Англо-немецкое — вторая половина царствования Екатерины II (конец XVII века).

И только после этого в российском обществе подошли к созданию литературы, основанной на национальных тенденциях и проявляющей себя как самостоятельная форма общественного сознания.

Литература XVIII века

Эпоха Просвещения — один из ключевых периодов в европейской культуре XVIII века, тесно связанный с развитием науки и философии. Базой для нового общественного движения выступили идеалы гуманизма и свободомыслия.

Есть несколько теорий хронологических границ эпохи Просвещения. В соответствии с самой распространенной она началась в 1688 году с восшествия на английский престол Вильгельма Оранжского, а закончилась с началом Великой Французской революции в 1789 году. Главная черта этого периода — опора на разум человека, стремление к самостоятельности мышления, выход из-под гнета авторитетов. На место верховной власти и религии постепенно приходят опыт, логика и разум. Никогда еще литература не была так связана с философией.

В российской литературе XVIII века было заметно серьезное отставание от зарубежной. Когда в Англии и Франции развивались крупные литературные формы и превозносили интеллектуальную свободу личности, в нашей стране продолжали восхищаться царской властью и переписывать жития и патерики. Жанровое разнообразие было незначительным.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут

Природа

Природа занимала особое место в стихах, где она описывалась во всей своей красоте и влиянии на человеческие чувства.

Осень

Странник, стоящий на холме,
Взором унылым
Смотрит на бледную осень,
Томно вздыхая.
Странник печальный, утешься!
Вянет природа
Только на малое время;
Все оживится,
Все обновится весною;
С гордой улыбкой
Снова природа восстанет
В брачной одежде.
Смертный, ах! вянет навеки!
Старец весною
Чувствует хладную зиму
Ветхия жизни.
Н. Карамзин

Петух, Кот и Мышонок

О дети, дети! как опасны ваши лета!
Мышонок, не видавший света,
Попал было в беду, и вот как он об ней
Рассказывал в семье своей:
«Оставя нашу нору
И перебравшися чрез гору,
Границу наших стран, пустился я бежать,
Как молодой мышонок,
Который хочет показать,
Что он уж не ребенок.

Вдруг с розмаху на двух животных набежал:
Какие звери, сам не знал;
Один так смирен, добр, так плавно выступал,
Так миловиден был собою!
Другой нахал, крикун, теперь лишь будто с бою;
Весь в перьях; у него косматый крюком хвост;
Над самым лбом дрожит нарост
Какой-то огненного цвета,
И будто две руки, служащи для полета;
Он ими так махал И так ужасно горло драл,
Что я, таки не трус, а подавай бог ноги –
Скорее от него с дороги.

Как больно! Без него я, верно, бы в другом
Нашел наставника и друга!
В глазах его была написана услуга;
Как тихо шевелил пушистым он хвостом!
С каким усердием бросал ко мне он взоры,
Смиренны, кроткие, но полные огня!
Шерсть гладкая на нем, почти как у меня;
Головка пестрая, и вдоль спины узоры;
А уши как у нас, и я по ним сужу,
Что у него должна быть симпатия с нами,
Высокородными мышами».

– «А я тебе на то скажу, –
Мышонка мать остановила, –
Что этот доброхот,
Которого тебя наружность так прельстила,
Смиренник этот… Кот!
Под видом кротости он враг наш, злой губитель;
Другой же был Петух, миролюбивый житель.
Не только от него не видим мы вреда
Иль огорченья,
Но сам он пищей нам бывает иногда.
Вперед по виду ты не делай заключенья».
И. Дмитриев

Любовь

Любовь, с ее разными аспектами, также являлась важной темой, от идеализации и страсти до горя и меланхолии.

Богиня, дщерь божеств, науки основавших

Богиня, дщерь божеств, науки основавших
И приращенье их тебе в наследство давших,
Ты шествуешь по их божественным стопам,
Распростираючи щедроты светлость нам.

Мы, признаваясь, что едва того достойны,
Остались бы всегда в трудах своих спокойны;
Но только к славе сей того недостает,
Чтоб милость к нам твою увидел ясно свет.

Дабы признали все народы и языки,
Коль мирные твои дела в войну велики.
Дабы украшенный твоей рукой Парнас
Любителей наук призвать возвысил глас
И, славным именем гремя Елисаветы,
При лике их расторг завистников наветы.

Теперь Германия войной возмущена,
Рыдания, и слез, и ужаса полна;
За собственных сынов с парнасскими цветами
Питает сопостат с кровавыми мечами.
Любитель тишины, собор драгих наук,
Защиты крепкия от бранных ищет рук.

О коль велики им отрады и утехи:
Восследуют и нам в учениях успехи
И славной слух, когда твой университет
О имени твоем под солнцем процветет,
Тобою данными красуясь вечно правы
Для истинной красы Российския державы.

И юношество к нам отвсюду притекут
К наукам прилагать в Петрове граде труд.
Петрова ревность к ним, любовь Екатерины,
И щедрости твои воздвигнут здесь Афины.
Приемлемые в них учены пришлецы
Расширят о тебе в подсолнечной концы,
Коль милосерда ты, коль счастлива Россия,
Что царствуют с тобой в ней времена златыя!

Рушитель знания, свирепой брани звук
Под скипетром твоим защитник стал наук,
Что выше мнения сквозь дым, сквозь прах восходят,
Их к удивлению, нас к радости приводят.

Мы соружим похвал тебе, Минерве, храм,
В приличность по твоим божественным делам;
В российски древности, в Натуры тайны вникнем
И тьмами уст твои достоинства воскликнем.

Коль счастлив оной день, коль счастлив буду я,
Когда я, середи российских муз стоя,
Благодеяние твое представлю ново.
Великостью его о как возвышу слово!

Тогда мой средственной в российской речи дар
В благодарении сугубой примет жар.
Когда внимания сей глас мой удостоишь
И искренних сердец желанья успокоишь,
Ты новы силы нам, богиня, подаришь,
Драгое Отчество сугубо просветишь.

Сие исполнится немногими чертами,
Когда рука твоя ущедрится над нами:
Для славы твоея, для общего плода,
Не могут милости быть рано никогда.
Михаил Ломоносов

Жанры середины XVIII века

Драма

Дидро реформирует каноны драматургии. В пьесах «Внебрачный сын» (1757) и «Отец семейства» (1758), он снимает границы между строгим разделением драматических произведений на возвышенную трагедию и простонародную комедию, и создает новый синтетический тип, названный им «серьезным жанром».

Реформа театрального искусства в Италии идет по другому алгоритму. Традиционной для страны была комедия «дель арте», где актеры надевали маски, строго следовали стандартному типажу (слуга Арлекин, служанка Коломбина и др.) и много импровизировали. В комедиях «Слуга двух господ» (1745), «Трактирщица» (1753) и «Хозяйка» (1755) Карло Гольдони предлагает свое видение задачи драматурга. Первостепенную роль автора он видел в разработке характеров героев, поэтому в его постановках вводится новшество — актеры не используют масок и не отклоняются от заданного текста.

Проза

К середине XVII века в зарубежной литературе закрепляется направление реализма. В Англии и других странах продолжают выходить романы — «История Тома Джонса, Найденыша» (1749) Генри Филдинга, «Страдания юного Вертера» (1774) Иоганна Вольфганга Гёте и др.  Во многих из них героем выступает представитель третьего сословия, наделенный благородством и открытостью, который противостоит общепринятым нормам. Во многом из-за этого протестного характера, несколько десятилетий не мог быть опубликован роман Дени Дидро «Монахиня». Он был закончен в 1760 г., но вышел в свет только в 1796, через 12 лет после смерти автора.

В 1759 году Вольтер, которого считали главой европейского Просвещения, публикует свое лучшее прозаическое произведение — философскую повесть «Кандид или Оптимизм». В Германии Г.Л. Лессинг выпустил программный трактат «Лаокоон, или о границах живописи и поэзии» (1766), где он выступал против эстетической программы основных теоретиков классицизма и предлагал свой взгляд на это литературное течение.

Направление сентиментализма пополняется авторами и произведениями. Выходят романы Сэмюэля Ричардсона  «История сэра Чарльза Грандисона» (1753) и Жан-Жака Руссо «Юлия или новая Элоиза» (1860). Еще один известный писатель — Лоренс Стерн, написавший  романы  «Тристрам Шенди» и «Сентиментальное путешествие». Оба опубликованы в 1768 г. По названию последнего произведения и было названо направление сентиментализма (некоторые исследователи считают именно Стерна основателем этого движения и отсчитывают эпоху сентиментализма с года выхода «Путешествий»). Эти книги породили множество последователей, в том числе в нашей стране.

Жанры в России

В этот период в России литература начинает избавляться от иностранного влияния. Первые эксперименты в этой области делали писатель Михаил Чулков (1744-1792) и издатель Николай Новиков (1744-1818). Они стремились объединить литературные традиции своего времени и народную поэзию. Во многом эти опыты легли в основу и первого русского романа «Пригожая повариха или похождения развратной женщины», написанного Михаилом Чулковым в 1770 году.

Во второй половине XVIII века начинают появляться российские литературные журналы: «Адская почта» (1769), «Пустомеля» (1770), «Живописец» (1772-1773) и другие. Публикой они были встречены с восторгом, но учитывая, что грамотными в то время были только верхние слои общества — дворянство и духовенство, круг их читателей был очень узким.

Несмотря на начавшиеся преобразования, отечественная литература не смогла быстро освободиться от придворной ангажированности. Яркое подтверждение этому — ода Михаила Ломоносова «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны», написанная в 1842 году. Происходят изменения и в драматургии. В 1742 году Александр Сумароков заканчивает трагедию «Хорев», написанной в стилистике французского классицизма на темы древнерусской истории. Он же впервые перевел на русский Шекспира (с французского, так как английским не владел).

Философские размышления

Философские размышления о смысле жизни, смерти и морали отражали философическое влияние времени.

Осьмнадцатое столетие

Урна времян часы изливает каплям подобно:
Капли в ручьи собрались; в реки ручьи возросли
И на дальнейшем брегу изливают пенистые волны
Вечности в море; а там нет ни предел, ни брегов;
Не возвышался там остров, ни дна там лот не находит;
Веки в него протекли, в нем исчезает их след.

Но знаменито вовеки своею кровавой струею
С звуками грома течет наше столетье туда;
И сокрушил наконец корабль, надежды несущий,
Пристани близок уже, в водоворот поглощен,
Счастие и добродетель, и вольность пожрал омут ярый,
Зри, восплывают еще страшны обломки в струе.

Нет, ты не будешь забвенно, столетье безумно и мудро,
Будешь проклято вовек, ввек удивлением всех,
Крови — в твоей колыбели, припевание — громы сраженьев,
Ах, омоченно в крови ты ниспадаешь во гроб;
Но зри, две вознеслися скалы во среде струй кровавых:
Екатерина и Петр, вечности чада! и росс.

Мрачные тени созади, впреди их солнце;
Блеск лучезарный его твердой скалой отражен.
Там многотысячнолетны растаяли льды заблужденья,
Но зри, стоит еще там льдяный хребет, теремясь;
Так и они — се воля господня — исчезнут, растая,
Да человечество в хлябь льдяну, трясясь, не падет.

О незабвенно столетие! радостным смертным даруешь
Истину, вольность и свет, ясно созвездье вовек;
Мудрости смертных столпы разрушив, ты их паки создало;
Царства погибли тобой, как раздробленный корабль;
Царства ты зиждешь; они расцветут и низринутся паки;
Смертный что зиждет, всё то рушится, будет всё прах.

Но ты творец было мысли: они ж суть творения бога,
И не погибнут они, хотя бы гибла земля;
Смело счастливой рукою завесу творенья возвеяв,
Скрыту природу сглядев в дальном таилище дел,
Из океана возникли новы народы и земли,
Нощи глубокой из недр новы металлы тобой.

Ты исчисляешь светила, как пастырь играющих агнцев;
Нитью вождения вспять ты призываешь комет;
Луч рассечен тобой света; ты новые солнца воззвало;
Новы луны изо тьмы дальной воззвало пред нас;
Ты побудило упряму природу к рожденью чад новых;
Даже летучи пары ты заключило в ярем;

Молнью небесну сманило во узы железны на землю
И на воздушных крылах смертных на небо взнесло.
Мужественно сокрушило железны ты двери призраков,
Идолов свергло к земле, что мир на земле почитал.
Узы прервало, что дух наш тягчили, да к истинам новым
Молньей крылатой парит, глубже и глубже стремясь.

Мощно, велико ты было, столетье! дух веков прежних
Пал пред твоим олтарем ниц и безмолвен, дивясь.
Но твоих сил недостало к изгнанию всех духов ада,
Брызжущих пламенный яд чрез многотысящный век,
Их недостало на бешенство, ярость, железной ногою
Что подавляют цветы счастья и мудрости в нас.

Кровью на жертвеннике еще хищности смертны багрятся,
И человек претворен в люта тигра еще.
Пламенник браней, зри, мычется там на горах и на нивах,
В мирных долинах, в лугах, мычется в бурной волне.
Зри их сопутников черных!- ужасны!.. идут — ах! идут, зри:
(Яко ночные мечты) лютости, буйства, глад, мор!-

Иль невозвратен навек мир, дающий блаженство народам?
Или погрязнет еще, ах, человечество глубже?
Из недр гроба столетия глас утешенья изыде:
Срини отчаяние! смертный, надейся, бог жив.

Кто духу бурь повелел истязати бунтующи волны,
Времени держит еще цепь тот всесильной рукой:
Смертных дух бурь не развеет, зане суть лишь твари дневные,
Солнца на всходе цветут, блекнут с закатом они;
Вечна едина премудрость. Победа ее увенчает,
После тревог воззовет, смертных достойный…

Утро столетия нова кроваво еще нам явилось,
Но уже гонит свет дня нощи угрюмую тьму;
Выше и выше лети ко солнцу, орел ты российский,
Свет ты на землю снеси, молньи смертельны оставь.

Мир, суд правды, истина, вольность лиются от трона,
Екатериной, Петром вздвигнут, чтоб счастлив был росс.
Петр и ты, Екатерина! дух ваш живет еще с нами.
Зрите на новый вы век, зрите Россию свою.
Гений хранитель всегда, Александр, будь у нас…
Александр Радищев

Поэты-сентиментализмы XVIII века

Одним из выдающихся поэтов-сентименталистов исследуемого периода выступает М. М. Херасков, произведения которого пронизаны ощущениями безысходности, бессилия человек перед лицом роковой судьбы, неизбежности смерти и бренности земной жизни, которая воспринимается автором как «суетная», лишенная смысла. Поэт неоднократно подчеркивает, что рождение, по сути, первый шаг к смерти, и с каждым прожитым днем человек приближается к неизбежному, неотвратимому концу. Его восприятие жизни и смерти отражает влияние предромантизма.

Соответственно, в качестве основных характеристик творчества М. М. Хераскова можно выделить следующие:

  • глубокая идейно-философская составляющая, репрезентация поисков смысла жизни и смерти, сущности человеческого бытия;
  • эсхатологическое восприятие жизни как неотвратимого пути к смерти.

Постепенно, с развитием национальной русской поэзии возвышенная тональность классицизма и предромантизма теряет свою актуальность. В произведениях М. Н. Муравьева проблематика жизни и смерти, поиски смысла бытия имеют более интимный, личный характер, само повествование обращено к близким друзьям, а затронутые проблемы переводятся в личностный, зависящий от субъективного мира поэта, план оценки. Произведениям этого поэта уже не свойственно воспевание настоящего, обращение к героическому прошлому, характерное для торжественных од начала XVIII столетия, однако, и трагическое мироощущение, восприятие жизни как неуклонного движения к смерти, свойственное поэзии М. М. Хераскова, отсутствует.

Поэт акцентирует внимание на субъективности восприятия исторических событий самой личностью, в центре его внимания – уже не герой торжественных од начала XVIII века, и не страдающая личность Хераскова, но обыкновенный, живой человек, который одновременно может быть и героем, и страдальцем, совершать подвиги и быть неспособным справиться со своими собственными проблемами. Иначе говоря, в центре внимания поэта – обыкновенная жизнь, в которой есть место и горю, и радости

Поэт призывает находить радостное, светлое даже в самых сложных, трагических событиях собственной жизни, сохранять свой внутренний мир в наиболее трудные моменты жизни.

Соответственно, в качестве основных характеристик творчества М. Н. Муравьева можно выделить следующие:

  • глубокая идейно-философская составляющая, репрезентация поисков смысла жизни и смерти, сущности человеческого бытия;
  • жизнь человека индивидуальна, субъективна, она – череда радости и горя, утешение можно найти лишь во внутреннем мире, субъективных переживаниях.

Иной тональностью пронизаны произведения Г. Р. Державина. Поэтические тексты автора характеризуются ярков выраженной дидактической составляющей, представляют собой, по сути, своеобразную проповедь добродетели. Автор подчеркивает, что над добродетельной личностью не властно время и судьба. Утешение перед неизбежной смертью добродетельной личности Державин предлагает искать не во внутреннем мире, не во внутренних переживаниях, как Муравьев, но в служении обществу и государству. В данном аспекте произведения поэта отражают традиции классицистического миропонимания, мировосприятия.

Соответственно, в качестве основных характеристик творчества Г. Р. Державина можно выделить следующие:

  • глубокая идейно-философская составляющая, репрезентация поисков смысла жизни и смерти, сущности человеческого бытия;
  • жизнь имеет смысл лишь только, если она починена служению Отечеству, достижению всеобщего блага.

Замечание 3

Таким образом, как показывает проведенный анализ, несмотря на то, что большинство выдающихся поэтов второй половины XVIII столетия затрагивают наиболее значимые, актуальные, «вечные» вопросы жизни и смерти, поисков смысла человеческой жизни, понимание этого смысла существенно отличается.

Важно добавить, что выявленные направления развития отечественной поэзии во многом определили дальнейший ход развития русской поэзии и литературы, оказали существенное влияние на формирование русской культуры в целом

Литература в последней четверти XVIII века

В Европе

Творчество Иоганна Вольфганга Гёте считается апогеем европейского Просвещения. Последнею четвертью XVIII века датируется его «Лесной царь» (1782) и начало работы над «Фаустом» (1774-1831). На этот же период приходится продуктивная работа Фридриха Шиллера над своими самыми известными балладами («Кубок», «Ивиковы журавли», «Рыцарь Тогенбург», «Перчатка» и др., все написаны в 1787 году). В иносказательном смысле они затрагивают широкий спектр нравственных и эстетических проблем. Они были впоследствии переведены на множество языков, в том числе и русский. В этот же период он пишет драму «Разбойники» (1781) и трилогию о полководце Валленштейне (1797-1799).

Ближе к концу XVIII века, представители третьего сословия стали все чаще попадать на страницы произведений. Один из ярких примеров – трилогия «Севильский цирюльник» (1775), «Женитьба Фигаро» (1784) и «Преступная мать» (1794) французского драматурга Бомарше. Эти комедии стали вершиной его творчества, пополнили золотой фонд мировой литературы и устами своего главного героя автор озвучивает нравственные идеалы своей эпохи.

В английской литературе последней четверти XVIII века самое значительное место занимает шотландский поэт Роберт Бёрнс. Его творчество полно патриотизма и социального протеста, самые распространенные герои — простые крестьяне, угнетенные знатью и духовенством. Самые известные стихи — «Джон – Ячменное зерно», «Честная бедность», «Веселые нищие», «В горах мое сердце».

Литература в последней четверти века в России

Конец XVIII века в России — это еще и период стремительного развития литературных журналов. Свою роль для распространения новых произведений и просвещения читателей сыграли «Утренний свет» (1777—1780), «Собеседник любителей российского слова» (1783—1784), «Лекарство от скуки и забот» (1786—1787), «Детское чтение для сердца и разума» (1785—1789). Их главным недостатком было короткое время существование, но зато их было много.

В целом, в конце XVIII века в отечественной словесности начала формироваться фундамент для дальнейших стремительных преобразований. Через несколько десятилетий это выльется в золотой век русской литературы, время Александра Пушкина, Ивана Крылова, Михаила Лермонтова и других талантливых писателей и поэтов.

Стремление к восхвалению власти и престола в русской литературе начинает затихать, но поддерживается усилиями отдельных поэтов. Именно в это время Гавриил Державин пишет известную оду «Фелица» (1782), где прославляется просвещенная монархия, воплощенную в Екатерине II. Другие произведения этого поэта тоже сыграли значительную роль в становлении русской литературы — «На смерть князя Мещерского» (1779), «Властителям и судьям» (1780), «Бог» (1784), «Памятник» (1795). Велико было влияние Державина на поэтов последующего поколения, вплоть до того, что Пушкин упоминает о нем в «Евгении Онегине».

Кризис классицизма

Время позднего классицизма связывают с именами Денис Фонвизин («Бригадир», 1768 и «Недоросль», 1781) и Александр Радищев («Путешествием из Петербурга в Москву», 1790). В отличии от прежних авторов они стремились к изображению не семейной бытности, а драмы идей. Революционный характер таких произведений не всегда однозначно воспринимался современниками и властью, очень показательна в этом случае фраза Екатерины II о сочинении Радищева: «Бунтовщик хуже Пугачева». При этом нужно отметить парадокс — по мнению большинства отечественных просветителей того времени, обращение к проблемам крестьянства и вопросу крепостного права было несовместимо с гуманистическими идеалами, к которым стремились эти деятели культуры. 

Д. И. Фонвизин и А. Н. Радищев стали не только разработчиками, но и разрушителями стилистического единства классицизма: Фонвизин в комедиях нарушает принцип триединства, вводит неоднозначность в оценке героев. Радищев становится предвестником и разработчиком сентиментализма, обеспечивая повествованию психологизм, отвергая его условности.

Сентиментализм

В конце XVIII века в России появляются первые повести в жанре сентиментализма. В 1792 году Николай Карамзин выпускает «Бедную Лизу». В произведении присутствуют характерные черты гетевского «Вертера», где меланхолия дополнена суицидальными стремлениями. Интересно, что и сама книга Николая Карамзина впоследствии вызвала множество подражаний — так, в начале XIX века вышли повести «Бедная Маша», «Несчастная Маргарита» и др.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: