Лучшие стихи велимира хлебникова

Анализ стихотворения хлебникова “кузнечик

Творчество Велимира Хлебникова

Вначале начинающий автор входит в круг символистов. Хлебников бывал на знаменитой «Башне» Вячеслава Иванова. Здесь, кстати, его и окрестили Велимиром. Затем, вместе с Маяковским, Крученых, Д.Бурлюком Хлебников публикует стихи в сборнике «Садок судей», с которого начинается русский футуризм. Однако творчество самого Хлебникова с самого начала не укладывалось в рамки футуризма. Его стремление к примитиву, к природе, идеализация языческой Руси и прошлого славянства знаменовали иные тенденции, чем у его сотоварищей по футуризму. Даже вместо термина «футуристы» он создал термин на основе русского словообразования — «будетляне».

Хлебников чрезвычайно много занимался изобретением новых слов, но мало что прижилось и осталось в языке – разве что «самолет» (и то некторые исследователи считают автором этого неологизма другого поэта-футуриста – Василия Каменского). Рассеянный чудак в быту, углубленный в свои думы и вычисления, привыкший к одиночеству и житейским лишениям, Хлебников своей неприспособленностью и непрактичностью отличался от своих товарищей по футуризму, задиристых, энергичных.

Он скитался по каким-то комнатушкам, все время без средств, без сколько-нибудь налаженного быта, перебиваясь на весьма скромную и далеко не постоянную поддержку семьи или на грошовые уроки. Неприятие Хлебниковым буржуазно-мещанского быта, его бунтарский пафос, хотя и политически неопределенный, неоднократно прорывается и в его стихах, особенно позднего периода.

Странное поведение деятеля

До сих пор ведутся споры по поводу психического здоровья Хлебникова. Одни утверждали, что юный прозаик помешался на своих интересах, чем и оправдывают его странное, чудаческое поведение. Кто-то, наоборот, говорил, что этот человек просто своеобразен, отчего ему удавалось создавать действительно шедевральные работы.

Описывали деятеля так: «Он был непрактичным, но при этом горел творчеством. Готов был жертвовать последними штанами ради создания новой работы». И действительно, многие отмечали, что их вводило в ступор внезапное появление поэта в мешковине вместо штанов, а порой и вовсе в одном нижнем белье. У него практически не было денег на новую одежду, поэтому на всех вещах были протертые дыры, а ткань выглядела так, словно ею мыли полы. Некоторых людей это настолько удивляло, что они из жалости шили писателю вещи из старых занавесок. Такой поступок сделала Рита Райт, которая не могла наблюдать за тяжелой жизнью Хлебникова.

ПОЭМЫ

195. Зверинец 185
196. Журавль 189
197. Лесная дева 193
198. И и Э. Повесть каменного века 196
199. «Любовь приходит страшным смерчем…» 205
200. Гибель Атлантиды 216
201. Вила и Леший. Мир 222
202. Шаман и Венера 230
203. Марина Мнишек 237
204. Хаджи-Тархан 245
205. Сельская дружба 250
206. Каменная баба 255
207. Лесная тоска 257
208. Поэт 263
209. Три сестры 272
210. Ночь в окопе 275
211. Ладомир 281
212. Ночь перед Советами 294
213. Настоящее 306
214. Ночной обыск 317
215. Шествие осеней Пятигорска 331
216. Берег невольников 336
217.Переворот в Владивостоке 342
218. Тиран без Тэ 348

733

219. Уструг Разина 359
220. Синие оковы 363

Анализ стихотворения «Кузнечик» Хлебников

«Кузнечик». Хлебников воспевает в этом стихотворении зем­ную жизнь, естественные существа, стремится увидеть «величие в малом», вникает во всевозможные микроэлементы, рассматри­вает их как бы под микроскопом: Крылышкуя золото письмом Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил Прибрежных много трав и вер «Пинь, пинь, пинь!» тарарахнул зинзивер.

В данном стихотворении поэтом используется эффект «двойного значения»: объяснение значения слова с разных пози­ций. Чтобы понять созданный поэтом художественный мир, не­обходимо не только искать значение слов в словаре В. Даля, так как именно этот словарь использовал Хлебников для поиска сво­его словесного языка, но и хорошо ориентироваться в словообра­зовании, звукописи. Например, звукоподражание «пинь, пинь, пинь» сочетается со словом зинзивер, которое принимается за неологизм, но на самом деле зинзивер — маленькая, живущая у воды птичка, которую называют кузнечиком. Многим современ­никам это было не под силу, и поэтому Хлебникова называли дикарем «алхимиком слова», не пытаясь понять сложный по­этический мир поэта.

На этой странице искали :
  • хлебников кузнечик анализ
  • анализ стихотворения хлебникова
  • анализ стихотворения хлебникова кузнечик
  • анализ стихотворения кузнечик
  • Хлебников Кузнечик анализ стихотворения

Анализ стихотворения Велимира Хлебникова «Кузнечик»

В первой половине 20 века происходит становление Велимира Хлебникова, как самобытного и очень оригинального поэта. Он был убежден, что слова в творчестве играют второстепенную роль, и при помощи удачно подобранных звуков можно передать суть вещей гораздо точнее и полнее. Именно поэтому Хлебников очень скоро стал новатором и даже прослыл чудаком среди своих коллег, так как практически в каждом его стихотворении можно было встретить неологизмы – слова, смысл которых угадывался интуитивно благодаря необычному сочетанию звуков

Это был тот яркий пример, когда форма могла стать гораздо более важной, чем содержание

Стихотворение «Бобэоби пелись губы» Хлебников Виктор Владимирович

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй — пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо.

(1 votes, average: 5,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Коричневые губы ..коричневые губы, коричневые веки, сквозь кисею блузки два мазка сепии, из-за куска хлеба, три дня не ела, жить надоело, нет, ничего не было….
  2. Помню ли я воспаленные губы Помню ли я воспаленные губы И от любви под глазами круги, Берег в репейниках, плоский и грубый, У заболоченной низкой реки? Помню ли я? Но забыть ли я в силах!…
  3. Ваши губы так румяны Ваши губы так румяны, Так замедленны слова, Так идет лицу Светланы Под глазами синева. Жизнь — томительная сказка: Вы ни живы, ни мертвы. Ваша легкая гримаска — Маска Смерти и…
  4. Что мне шепчут беззвучные губы Что мне шепчут беззвучные губы Над весенним дыханьем реки? Золотые тревожные трубы Так огнисты и так далеки. Над сиреневым дымом прогалин, Выбегая на розовый свет, Серый лось подымает рогами Над…
  5. Губы привыкли к гуду Губы привыкли к гуду, Слух глухотой забило. Если тебя забуду, Значит, себя забыла. Возраст галлюцинаций. Полночь прибило к полдню. Честно если признаться, Только тебя и помню. Ну воротись хоть тенью!…
  6. Я любил эти детские губы Я любил эти детские губы, Яркость речи и мягкость лица: С непонятною нежностью любят Так березу в саду у отца. Ее легкая мудрость учила Мою темную, тяжкую кровь, Ибо если…
  7. Еще молитву повторяют губы Еще молитву повторяют губы, А ум уже считает барыши. Закутавшись в енотовые шубы, Торговый люд по улицам спешит. Дымят костры по всей столице царской, Визжат засовы, и замки гремят, И…
  8. Вновь губы произносят: «Муза» Вновь губы произносят: «Муза», И жалобно поет волна, И, улыбаясь, как медуза, Показывается луна. Чу! Легкое бряцанье меди! И гром из озаренных туч, Персей слетает к Андромеде, Сжимая в длани…
  9. Сочится кровь из треснувшей губы Сочится кровь из треснувшей губы, такое время, что не до улыбок. И лозунги по-прежнему грубы для золотых и просто мелких рыбок. Лелеять этих, нежных, что за прок? Чуть дунешь —…
  10. Сумрак рассвета, озябшие губы Сумрак рассвета, озябшие губы, снегом метель заровняла дворы. Только деревья остались и трубы. Дым, как деревья, встает от горы. Выйду с лопатой – начнутся раскопки, словно иду я к тебе…
  11. Плотно сомкнуты губы сухие Плотно сомкнуты губы сухие. Жарко пламя трех тысяч свечей. Так лежала княжна Евдокия На душистой сапфирной парче. И, согнувшись, бесслезно молилась Ей о слепеньком мальчике мать, И кликуша без голоса…
  12. Твои сурово стиснутые губы Твои сурово стиснутые губы с опущенными скорбно вниз концами, высокий, неподвластный смерти лоб — вмурованы под землю кирпичами и вдавлены в дубовый плоский гроб. Тебя обнять — обнять руками небо,…
  13. Прямо в губы я тебе шепчу — газэлы Прямо в губы я тебе шепчу — газэлы, Я дыханьем перелить в тебя хочу — газэлы. Ах, созвучны одержимости моей — газэлы! Ты смотри же, разлюблять не смей — газэлы….
  14. Вечер черные брови насопил Вечер черные брови насопил. Чьи-то кони стоят у двора. Не вчера ли я молодость пропил? Разлюбил ли тебя не вчера? Не храпи, запоздалая тройка! Наша жизнь пронеслась без следа. Может,…
  15. Сафические строфы (Слишком туго были зажаты губы) Слишком туго были зажаты губы, — Проскользнуть откуда могло бы слово? — Но меня позвал голос твой — я слышу — Именем нежным. А когда, так близки и снова чужды,…
  16. Если б водка была на одного Если б водка была на одного — как чудесно бы было! Но всегда покурить — на двоих, но всегда распивать — на троих. Что же — на одного? На одного…
  17. Опять мой посох приготовлен Опять мой посох приготовлен, Все тот же, старый и простой, И день отбытия условлен — Отмечен роковой чертой. Там, за окном, в пустом пространстве, Все тот же — милый лик…
  18. Годами когда-нибудь в зале концертной Годами когда-нибудь в зале концертной Мне Брамса сыграют,- тоской изойду. Я вздрогну, и вспомню союз шестисердый, Прогулки, купанье и клумбу в саду. Художницы робкой, как сон, крутолобость, С беззлобной улыбкой,…
  19. Невинность и Живописец В Амуре на холсте все жизнию дышало; Невинность перед ним горит, потупя взор. Артист встревожился: «Что значит сей укор?. Что надобно еще Амуру?» — Покрывало….
  20. Не добела раскалена Не добела раскалена, и все-таки уже белеет ночь над Невою. Ум болеет тоской и негой молодой. Когда о купол золотой луч разобьется предрассветный и лето входит в Летний сад, каких…

Вы сейчас читаете стих Бобэоби пелись губы, поэта Хлебников Виктор Владимирович

О творчестве Велимира Хлебникова

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885-1922) в истории футуризма занимает особое место. Он стремился соз­дать искусство будущего, искал новые пути поэтического выра­жения. Хлебников был оригинален во всем. Считая себя Предсе­дателем Земного Шара, будетлянином, он был одержим идеей справедливого устройства мира, которого можно достигнуть бла­годаря преобразующей силе искусства. Он создал оригинальную философию пространства-времени и числа, вывел формулы за­кономерности исторических событий, соединяя математику и историю. Хлебников искал особо выразительный язык, в кото­ром смыслообразующую роль играли звуки: каждый звук речи обладает, по мысли поэта, определенной семантикой. Эта се­мантика исходит из древних праславянских корней, а они, в свою очередь, порождались когда-то неким праязыком челове­чества. Поэт видел свою задачу в том, чтобы «найти единство вообще мировых языков, построенное из единиц азбуки». Этот хлебниковский язык назвали заумью. Характерным примером яв­ляется такое стихотворение:

Бобэоби пелись губы, Вээоми пелись взоры, Пиээо пелись брови, Лиэээй-пелся облик, Гзи-гзи-гзэо пелась цепь. Так на холсте каких-то соответствий Вне протяжения жило Лицо.

Каждый звук поэт связывал с определенным цветом: «б» — ярко- красный (губы), «в» — синий (глаза), «п» — черный (брови).

Хлебникову свойственно отношение к слову как к конструк­тивному материалу, поэтому слова можно разрывать на части, по-разному комбинировать их, можно создавать новые слова из известных корней. Пример — «Заклятие смехом»:

О, рассмейтесь, смехачи! О, засмейтесь, смехачи! Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно, О, засмейтесь усмеяльно

Хотя тяга к словотворчеству оставалась всегда, но в более поздних произведениях язык Хлебникова становится понятнее и доступнее.

Когда умирают кони — дышат, Когда умирают травы — сохнут. Когда умирают солнца — они гаснут. Когда умирают люди — поют песни.

В его художественном мире соединяются разные времена, пересекаются и совмещаются пространства. Поэт часто обраща­ется к древним языческим временам, протягивая от них связь с современностью. В поэме «Уструг Разина» Хлебников показыва­ет истоки и тайны мятежа, преемственность вольного характе­ра, идущую от вещего Олега, Тараса Бульбы через Разина к современным анархистам. Мятеж несет кровь, зависть, но при­водит к рождению героя-победителя, каким предстает Разин. Ши­роко используемая в поэме звукопись подчинена стремлению глубже выразить глубинный смысл:

Волге долго не молчится, Ей ворчится как волчице. Волны Волги — точно волки, Ветер бешеной погоды. Вьется шелковый лоскут. И у Волги у голодной Слюни голода текут.

Героем произведений Хлебникова становится человек вооб­ще, находящийся на пересечении прошлого, настоящего и бу­дущего. Поэтому в его творчестве постоянны мотивы вечного возрождения, золотого века.

Революционное время породило произведения актуального содержания. Революция воспринимается как космическое явле­ние. В поэме «Ладомир» герои творят новый гармоничный мир. Материал с сайта //iEssay.ru

Это шествуют творяне, Заменивши д на т, Ладомира соборяне С Трудомиром на шесте.

Поэт верит, что новый мир может быть построен только на любви, на преодолении мора и крови.

Черти не мелом, а любовью Того, что будет, чертежи. И рок, слетевший к изголовью, Наклонит умный колос ржи.

В 1921 году Хлебников пишет стихи о голоде в Поволжье «Го­лод», «Волга, Волга!», «Трубите, кричите, несите!».

Традиция Хлебникова в конце 1920-х и в 1930-е годы прояви­лась в творчестве поэтов-обэриутов (общество реального искус­ства).

На этой странице материал по темам:

  • хлебников око анализ
  • философия мира, времени в творчестве хлебникова
  • анализ ладомир хлебников
  • обзор творчества в. хлебникова
  • поэты-обэриуты реферат на примере хлебникова

Влияние

Испытав влияние стихотворения «Кузнечик», многие поэты — как современники Хлебникова, так и представители последующих поколений — отсылали к нему в своих стихах, использовали неологизмы из его строк, придуманные Хлебниковым. Примером последнему могут послужить стихотворения Иосифа Бродского «Классический балет есть замок красоты…» («…в имперский мягкий плюш мы втискиваем зад, и, крылышкуя

скорописью ляжек…» ) и «По Баратынскому» Льва Лосева («Крылышкуя, кощунствуя, рукосуя, наживаясь на нашем несчастье…» ). След «Кузнечика» можно наблюдать и в стихотворении Арсения Тарковского «Загадка с разгадкой» («…Кто Державину докука, Хлебникову брат и друг?.. (…) Мой кузнечик, мой кузнечик! Герб державы луговой!..» ), а также рассказе Вячеслава Дёгтева «Крылышкуя золотописьмом…» (1999). В целом, как было подмечено Михаилом Эпштейном, после публикации стихотворения за словом «кузнечик» в русской поэзии закрепился «отчётливый „хлебниковский“ отпечаток».

Стихотворение «Кузнечик» было положено в основу одноимённой песни российской рок-группы «АукцЫон», записанной совместно с бардом Алексеем Хвостенко. Композиция вошла в трек-лист авангардного альбома «Жилец вершин» (1995), все песни которого были написаны на стихи Хлебникова. Песню «Кузнечик», как позднее вспоминал лидер АукцЫона, Леонид Фёдоров, придумал саксофонист Анатолий Герасимов, а «доделывала» уже вся группа. Литовский джазовый музыкант-перкуссионист Владимир Тарасов, назвавший «Кузнечика» «абсолютной перкуссией», а его автора — «гениальным барабанщиком», составил целую концертную программу «Думая о Хлебникове».

Название «Зинзивер» в 1988—1991 годах носила воронежская молодёжная литературная группа, а в наши дни носит санкт-петербургский литературно-художественный журнал, выходящий с 2005 года под эгидой Союза писателей XXI века и Союза писателей Санкт-Петербурга.

Стихи Хлебникова: особенности произведений и новаторство

Велимир (Виктор Владимирович) Хлебников (1885 — 1922) – один из основателей футуризма, сумевший открыть красоту слова «не бытия и жизненных польз», создать «грядущий мировой язык», который сможет соединить людей. Современность вызывает у Хлебникова неприятие, стремление преодолеть земной хаос. Надежда на единение творящих людей в лоне всевременной Матери-природы, одухотворенной человеческим трудом, приводит поэта к мысли создать общество Председателей Земного Шара, объединяющее поэтов, тайновидцев, пророков. Цель словесных опытов — открыть первичные элементы языка и дать людям новый инструмент, служащий человеческому единству.

В своих произведениях Хлебников использует образы и темы из совершенно различных сфер жизни. Он обращается к фрагментам архаичных мифов, к описанию малоизвестных ритуалов орочей (народа, проживающего в бассейне реки Амур), к магическим заговорам и заклинаниям. Исторические факты, этнографические зарисовки, растительные образы — все стало основой поэтических поисков. Поэт отказывается от сюжетного обрамления своих стихов, использует монтаж, нарушая тем самым общепринятые законы построения связного текста.

В основе лирики Хлебникова — словотворчество, эксперимент по созданию нового языка. Звук обладает самоценным значением, несет определенный смысл, истоки которого в народных заклинаниях и заговорах. Творческий эксперимент поэта привел к возникновению термина «заумный язык», «заумь». Слова раскладываются на «фонетические первоэлементы», затем на основе созвучий собираются заново, в результате создаются однокоренные неологизмы, как, например, в стихотворении «Заклятие смехом».

Хлебников предпринимает попытку создать новый язык. Для зарождающейся в те годы авиации поэт предложил целый словарик неологизмов, дал свыше восьмидесяти словообразований от слов «летать», «реять», «парить». Авиатор — «полетчик», «летун» (от слова «бегун»); авиатор женщина — «летавица» (от слова «красавица»); пассажиры — «летоки» (от слова «седоки»); аэродром — «летбище» (от слова «пастбище»); воздушная держава — «летава».

Поэзия для Хлебникова — лаборатория слова, сам поэт — экспериментатор, открывающий законы слова и буквы. Фантастическое хлебниковское языкознание начинается с первоэлемента — с буквы. Основой становится алфавит — «таблица шумов». Хлебников исследует значения согласных звуков. Буквы для поэта не только запечатленный звук, но и цвет, за каждой стоит свой колористический образ: М — темно-синий звук, В — зеленый, Б — красный, С — серый, Л — белый.

В одной из записных книжек поэта есть фраза, проливающая свет на хлебниковскую программу расширения границ поэтического словаря: «Слова особенно сильны, когда они живые глаза для тайны и через слюду обыденного слова просвечивает второй смысл». Эксперименты Хлебникова затрагивают и поэтический синтаксис: отказ от знаков препинания. Поэт использует примитивную» технику стихосложения, разработка интонационного стиха порождает особую ассоциативную структуру стиха.

Футуризм

Хлебников был «кочевником»: жил то в Санкт-Петербурге, то в Москве, то в Ростове и других городах России. Пожалуй, именно жизненный опыт дал ему вдохновение для написания всех своих трудов.

Краткая биография Хлебникова включает и его заслуги перед литературным сообществом: писатель стал одним из основоположников такого течения, как футуризм. За свою жизнь он издал несколько отдельных книг. В 1916 году вышла короткая пьеса под названием «Ошибка смерти», через 5 лет — поэма «Ночь в окопе».

Следует упомянуть, что в творчестве Хлебников далеко обогнал своих современников. Он часто обращался к древнеславянской, среднеазиатской и древневосточной мифологии, черпал из неё вдохновение. Создание заумного языка также принадлежит ему: Хлебников искал в нём новые выходы своей экспрессии и художественной выразительности.

Стальной характер

Биография Велимира Хлебникова (фото литератора поданы в статье) показывает, что он обладал незаурядными мыслительными способностями, а также бунтарским духом и абсолютным безразличием к каким-либо моральным устоям. Этот человек всегда был погружен в себя, находился в постоянных размышлениях. Порой говорил так, что приходилось подходить вплотную к Велимиру, дабы расслышать хоть что-то из его речи.

Несмотря на все странности, Виктор Владимирович создавал настолько талантливые и красноречивые строчки, что многие опытные поэты и прозаики могли позавидовать. Никто не знал, что тревожило русского деятеля. Возможно, его провальные работы или невозможность познать истину. К сожалению, весь творческий путь Велимира пришелся на Гражданскую войну, которая привела к еще большему хаосу в государстве.

Всю жизнь, даже несмотря на бедность, писатель, орнитолог, филолог и историк в одном лице старался создать новую дисциплину, которая бы соединила математику с историей, лингвистику с поэзией. На первый взгляд такую задачу выполнить невозможно, но Велимир Хлебников верил в свою мечту, и поэтому старался всегда путешествовать при первой возможности, общаться с уникальными и интересными людьми, изучать историю своего государства и давать прогнозы на будущее.

Влияние

В литературных кругах его творчество воспринималось положительно, однако консерваторы, входящие в круг людей, приближённых к власти, всегда негативно относились к его работам. Однако влияние Хлебникова было настолько велико, что оно переродилось в творчестве таких писателей, как Хармс, Тихонов, Заболоцкий и Введенский.

Самым важным было то, что он дружил с такими знаменитыми поэтами и писателями как Владимир Маяковский, Лиля Брик, Борис Пастернак, Валентин Катаев и многими другими. Именно они после его смерти подготовили и издали «Неизданный Хлебников», а также «Собрание сочинений», в котором было представлено всё творчество писателя как для детей, так и для взрослых.

Человек и природа в поэзии Хлебникова

Для поэта, чье детство прошло на лоне природы, в астраханских степях, тема взаимоотношения человека и природы была очень важной. В своей поэме «Зверинец» Хлебников говорит об отношении человека к окружающему миру

А фантастическая поэма «Журавль» — это протест против превращения человека в вещь, это бунт против власти техники. Хлебников в научно-техническом прогрессе видит угрозу человеку и природе. Громадный журавль – подъемный кран – в поэме становится символом беды, настоящим властителем города, убивая все живое.

Поэт в своем творчестве проявляет интерес:

  • к социальным вопросам современности;
  • к научным открытиям;
  • к событиям исторического значения.

Так, в стихотворении «Алферово» Хлебников пытается проанализировать историю России. Множество великих русских полководцев отдали жизни служению Родине, и их слава не померкнет в веках.

Поэт видит внутренний раскол в стране и призывает вспомнить былую славу и мощь державы.

Творчество поэта контрастно, но с годами в нем четче проступает интерес к общечеловеческим ценностям. Для многих поздних стихотворений Хлебникова характерны наивная чистота, пронизанная ощущением радости и красоты жизни. Вместе с этим в них чувствуется точность, мудрость, горькая ирония человека, понимающего, что жизнь в своей основе трагична. Хлебников считает, что существующий мир приобретателей необходимо разрушить и создать союз «изобретателей», людей-братьев, занятых созиданием, творчеством, обновлением родины.

С футуристами Хлебникова сближали неприятие действительности и разрушение традиционных художественных форм, но его обращение к прошлому, к языческой Руси, его идеи, «закон времени» были далеки от кубофутуризма. Парадоксально, но Хлебников, которого считают основоположником футуризма, во многом оказался от него далеким.

Автор

  • Агния Барто (23)
  • Александр Блок (56)
  • Александр Введенский (2)
  • Александр Вертинский (6)
  • Александр Кочетков (1)
  • Александр Кушнер (1)
  • Александр Прокофьев (1)
  • Александр Пушкин (171)
  • Александр Радищев (1)
  • Александр Сумароков (1)
  • Александр Твардовский (19)
  • Алексей Апухтин (1)
  • Алексей Кольцов (6)
  • Алексей Плещеев (4)
  • Алексей Сумароков (1)
  • Алексей Сурков (1)
  • Алексей Толстой (5)
  • Алексей Фатьянов (1)
  • Андрей Белый (2)
  • Андрей Вознесенский (7)
  • Андрей Дементьев (8)
  • Андрей Усачёв (1)
  • Анна Ахматова (52)
  • Аполлон Майков (9)
  • Арсений Тарковский (4)
  • Артюр Рембо (2)
  • Афанасий Фет (45)
  • Белла Ахмадулина (5)
  • Борис Заходер (10)
  • Борис Пастернак (42)
  • Борис Слуцкий (1)
  • Булат Окуджава (11)
  • Вадим Шефнер (1)
  • Валентин Берестов (3)
  • Валерий Брюсов (15)
  • Василий Жуковский (37)
  • Василий Лебедев-Кумач (2)
  • Василий Тредиаковский (1)
  • Велимир Хлебников (2)
  • Вера Полозкова (3)
  • Вильгельм Кюхельбекер (1)
  • Владимир Высоцкий (4)
  • Владимир Маяковский (70)
  • Владимир Набоков (3)
  • Владимир Орлов (1)
  • Владимир Соловьев (1)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (3)
  • Гавриил Державин (17)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (6)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (21)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (4)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (24)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (27)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (3)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (36)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (14)
  • Корней Чуковский (15)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (62)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (78)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (22)
  • Николай Заболоцкий (26)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (56)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (17)
  • Самуил Маршак (26)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (95)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (56)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (39)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (1)
  • Юнна Мориц (2)
  • Юрий Визбор (2)
  • Юрий Левитанский (1)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

Интересные факты

  • Из-за того, что поэт часто перемещался с одной жилплощади на другую, многие рукописи во время переезда терялись. О рассеянности и небрежности говорили друзья деятеля, вспоминая один случай из жизни: во время очередной экспедиции Велимиру пришлось разжечь огонь в степи холодной ночью, где не было ни одного дерева или кустика. Чтобы не замерзнуть, писатель хладнокровно начал сжигать свои работы.
  • Благодаря отцу Виктор увлекся естественными науками, вместе с ним часами пропадал в лесах и степях, наблюдая птиц, посещал стойбища калмыков-кочевников. На всю жизнь его впечатлили калмыцкие астрологи зухарчи, предсказывающие будущее по «зухарчин моди» (доскам судьбы). Одно из самых загадочных его произведений называется «Доски судьбы». В нем поэт говорит о том, что в нашем мире все подчиняется определенным числовым закономерностям. По хлебниковской теории времени все события, происходящие в мире, кратны числу 317.

Портрет Хлебникова кисти Михаила Ларионова

  • В письме, датированном концом 1916 года, Виктор Владимирович писал: «Это только 1,5 года, пока внешняя война не перейдет в мертвую зыбь внутренней войны». Все так и произошло. Первая мировая война, которая потрясла мир, была предсказана Хлебниковым еще в 1908 году. В своем воззвании славянским студентам он писал: «В 1915 году люди пойдут войной и будут свидетелями крушения государства».
  • В 1920 году поэму-утопию «Ладомир» Хлебников начал следующими словами: «И замки мирового торга, где бедности сияют цепи, С лицом злорадства и восторга Ты обратишь однажды в пепел». В 2001 году, когда в Нью-Йорке террористами были разрушены башни Всемирного торгового центра, эти слова Хлебникова вспоминались особенно часто.

Велимир Хлебников

В произведении «Лебедия будущего» (1918) он довольно точно описывает Интернет и «Живой Журнал» под именем «тенекниг», где появляются «новинки Земного Шара, дела Соединенных Станов Азии, этого великого союза трудовых общин, стихи, внезапное вдохновение своих членов, научные новинки, извещения родных своих родственников, приказы советов. Некоторые, вдохновленные надписями тенекниг, удалялись на время, записывали свое вдохновение, и через полчаса, брошенное световым стеклом, оно, теневыми глаголами, показывалось на стене».

Все то, что пишет Хлебников осенью 1921 в работе «Радио будущего», очевидно, предсказывает появление Интернета. Угадано даже слово «паутина». «Вообразим себе главный стан Радио: в воздухе паутина путей, туча молний, то погасающих, то зажигающихся вновь, переносящихся с одного конца здания на другой. Синий шар круглой молнии, висящий в воздухе точно пугливая птица, косо протянутые снасти. Из этой точки земного шара ежесуточно, похожие на весенний пролет птиц, разносятся стаи вестей из жизни духа».

Детство и юность

Родился будущий поэт поздней осенью 1885 года в калмыцком селе Малые Дербеты, в то время административном центре Малодербетовского улуса Астраханской губернии. Сам Виктор Владимирович Хлебников называл место, в котором прошло детство, «станом монгольских исповедующих Будду кочевников» и говорил, что родился «в степи – высохшем дне исчезающего Каспийского моря».

Велимир Хлебников с семьей

Родители – образованные люди с богатой родословной, обедневшие аристократы. Отец – видный ботаник и орнитолог, основатель первого государственного заповедника в устье Волги. Дед Велимира Хлебникова был почетным гражданином Астрахани и купцом. По отцовской линии в жилах поэта смешалась русская и армянская кровь.

Мама – урожденная Екатерина Вербицкая – получила образование в Смольном институте, историк. Происходила из состоятельной семьи, чьи корни уходили в запорожское казачество. Благодаря ей пятеро отпрысков (Велимир – третий ребенок) разбирались в литературе, истории и живописи.

Велимир Хлебников в детстве

В 4 года будущий поэт-футурист читал на русском и французском языках, а его рисунки говорили о таланте художника. Сестра поэта – Вера Хлебникова – стала художницей-авангардисткой.

Из-за отцовской службы семья часто меняла место жительства. Когда Виктору исполнилось 6 лет, Хлебниковы переехали в Волынскую губернию, а спустя 4 года – в 1895-м – в Симбирскую. 10-летний мальчик отправился в гимназию. Проучился 3 года и снова перемены: главу семейства направили в Казань.

Велимир Хлебников в молодости

В 1903 году Виктор Хлебников стал студентом Казанского университета, где выбрал физико-математический факультет. На математическом отделении студент проучился до ноября и на месяц угодил в тюрьму за участие в демонстрации. Продолжать учебу на математическом отделении юноша не хотел, поэтому летом перевелся на естественное отделение того же факультета.

Профессора похвально отзывались о способном студенте и прочили карьеру блестящего натуралиста. Разброс интересов и талантов Хлебникова был огромен: он изучал математику, физику, делал успехи в химии, биологии и философии. Самостоятельно изучал японский язык и санскрит.

Велимир Хлебников

Литературным дебютом будущего футуриста называют сочинение в прозе – пьесу «Елена Гордячкина», которую Хлебников отправил в санкт-петербургское издательство «Знание», но Максим Горький не одобрил публикацию.

С 1904 года начинающий литератор участвовал в орнитологических экспедициях по Дагестану и северу Урала. В 1906-м его приняли в университетское общество естествоиспытателей: в экспедиции Хлебников нашел новый вид кукушек. Но на этом научные изыскания в области орнитологии закончились – молодой человек сосредоточился на литературе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: