Смысл
Гражданин уверен, что нельзя «в годину горя Красу долин, небес и моря и ласку милой воспевать…». В этой фразе заключается основной смысл стихотворения, который призывает не только Поэта, но и весь народ к пробуждению, избавлению от ложных иллюзий и борьбе за свои убеждения. Он призывает нас отказаться от “логики презренной” и идти на подвиги.
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан» — эта фраза составляет основной лейтмотив произведения, который убеждает читателя в том, что любое дело должно служить на благо Отчизне, в противном случае оно делается зря. Это и есть основная мысль стихотворения.
Источник
Источник
Темы и проблемы
Основная тематика – роль поэта и поэзии в обществе, а также гражданское назначение его творчества. По мнению Некрасова, автор в непростые для страны времена должен быть слугой народа, а не эгоистом, воспевающим прелести своей жизни. Он доказывает свою точку зрения, призывая эстетов, оторванных от реалий царской России, обратить свой взор на народное горе
Поэт показывает читателям, как важно использовать талант на благо Родины. Ведь абсолютно не важно, насколько искусно поэт пишет о пейзажах, странствиях и пирах, если это не несёт никакой пользы его стране
Некрасов всеми силами отстаивает важность гражданского назначения искусства. Его он доказывает, прежде всего, себе самому, ведь каждый человек переживает минуты неверия в собственные убеждения, когда судьба сталкивает его с трудностями.
Проблемы, описанные автором, касаются нестабильной и враждебной обстановки с стране. Простые люди сталкиваются с социальным неравенством, несут непосильное бремя труда, живут в нищете и рабстве, поэтому ненавидят своих господ, но боятся их могущества. Сами же господа не думают о своем долге по отношению к народу, не улучшают уровень его жизни, не заботятся об удовлетворении его нужд. Таким образом, поэт затрагивает проблемы:
- Равнодушия власть имущих к простым людям и судьбе страны;
- Социальной несправедливости в обществе;
- Горькой участи простых людей, которые лишены прав и возможностей изменить свою судьбу;
- Безответственности творческой элиты, которая безразлична к проблемам народа;
- Истинного предназначения творца, которого многие творческие люди считают своим долгом избегать.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – высокое предназначение поэта в обществе.
Основная мысль: миссия поэта подобна пророческой. Как только смолкают поэты, толпа слепнет, погружается в темноту. Предназначение поэта – нести в мир гармонию и бороться со злом. Некрасов призывает поэта не просто к активным действиям, но к войне: вооружись – казни – сорви венцы.
Стихотворение состоит из 6 строф. В первых двух лирический герой сокрушается о том, что в наш век певцы умолкли, некому напомнить человеку о его высоком призвании.
В следующих четырёх строфах лирический герой призывает вдохновенного художника вернуться и выполнить свою высокую миссию – нести в мир те добродетели, которые у него в груди: истину, любовь и красоту.
«Панаевский цикл»
История этих произведений начинается с периода его отношений с А.Я. Панаевой, которая была гражданской женой поэта. Их совокупность образует некий дневник, состоящий из лирических произведений поэта. В них он запечатлел все свои чувства и эмоции, которые испытывал к этой женщине.
В данном цикле мы можем наблюдать, что отношения лирического героя с его возлюбленной преподносятся в форме мучительного диалога двух личностей, равных между собой. Они являются свободными и независимыми, но при этом очень ранимыми. В них присутствуют и ссоры, и недопонимания, которые возникают на бытовом фоне.
Автору удалось передать всю сложность женского характера, доброго от природы, но пострадавшего от жизненных испытаний. Отсутствие внутренней гармонии и становится причиной срывов, и необдуманных поступков.
Мы можем наблюдать то, что Некрасов первым создал женский характер и раскрыл его многогранность в своих стихотворениях. Причем ушел от стандарта, и показал не только положительные стороны, а и отрицательные. Он показал те чувства, на которые способна женщина, но о которых принято было молчать. Это и самоотверженность с жестокостью, любовь с ревностью, а так же другие неожиданные проявления личности. Она страдает сама и заставляет страдать других – вот тот образ, который осветил Некрасов в своем творчестве.
Тропы и образы
Некрасов вслед за Пушкиным противопоставляет поэта толпе. Стихотворение Некрасова описывает, что будет с миром, в котором умолкнут поэты-пророки. Некрасов считает, что таково современное ему общество. Толпа отказалась от поэта – и он умолк. Здесь прослеживается параллель с библейскими пророками, которые умолкали, а народ, не слыша воли Бога, погибал.
Падение современного общества Некрасов описывает, олицетворяя век, который по своей воле выбирает себе правителей – банкиров и палачей. Метафоры дают характеристику этому времени: век крови и меча, банкир на троне земли, палач провозглашён героем.
В противовес толпе поэт называется певцом мира, свободы, любви, доблести, гонимым жрецом искусства и даже божеством (метафоры). Библейский образ пророка соединяется в поэте с античным образом жреца искусства. Для атеиста Некрасова поэт действительно занял место пророка и божества. Лирический герой призывает певца исполнить свою миссию: напомнить человеку о его высоком призвании, засветить волшебный факел (метафора истины), вооружиться небесными громами (метафора божественной избранности, справедливой кары), казнить все пороки общества (корысть, убийство, святотатство, предательство).
Некрасов призывает изменить современность, лишённую откровений певца. Он описывает такой мир как путь вражды (метафора), противопоставляя его пути любви и братства, «стяжанного усильями веков» (метафора). Этот путь любви веками прокладывали поэты, сегодня, с точки зрения Некрасова, замолчавшие.
Слепоту толпы в стихотворении Некрасова может излечить факел, зажечь который призывает лирический герой. Мотив божественного зрения и даже оживления мёртвых глаз приобретает символический смысл нравственного прозрения. Некрасов считает поэта-певца посредником между высоким и низменным. Он призван взнести на высоту падший дух человечества (метафора нравственного оздоровления общества).
Положительные возвышенные эпитеты противопоставлены в стихотворении отрицательным со значением умирания: высокое призвание, художник вдохновенный, волшебный факел – рука дерзновенная, гибнущая толпа, падший дух, мёртвые очи, предательские головы.
Поскольку миссия поэта для Некрасова божественна, он использует в стихотворении старославянизмы: провозгласил, божество, падший, вдохновенный, взнеси, очами, созерцать.
В последней строфе указывается источник света, который певец несёт в мир, гармонизируя его. Источник в душе поэта – «трон истины, любви и красоты» (метафора). Трону земли, на котором сидят человеческие пороки, описанному в первой строфе, противопоставлен трон в душе отдельной личности, певца.
«Тройка»
Творчество Некрасова богато не только на любовную лирику, он так же воспевал долю русских женщин, которыми неустанно восторгался. Да и было чем. Они были красивы, хозяйственны, но, к сожалению, наказаны судьбой.
Хорошим примером является его произведение «Тройка», которое он пишет в 1846 году. В это время на Руси еще было крепостное право, поэтому судьба русских женщин была очень и очень нелегкой. С самых ранних лет они трудились наравне с взрослыми.
Но не все красавицы соглашались мириться с участью, которая выпала на их долю. Они продолжали мечтать и верить в сказку, в которой обязательно присутствовал принц. Поэтому, когда мимо проезжала тройка с кучером, в которой находился молодой барин, каждая из них принималась мечтать, что возможно в одной из них находится её судьба.
Творческий расцвет
В средине 40-х годов, во время работы в «Современнике», к Николаю Алексеевичу приходит слава поэта. Слава эта была небесспорной. Многим стихи не нравились, казались странными, шокирующими. Для многих было мало красивых картин, пейзажности.
Своей лирикой писатель воспевает простые житейские ситуации. Многие думают, что позиция народного заступника — это только маска, а в жизни поэт совсем иной человек.
Писатель очень много сам работал над собственной биографией, создавая образ человека бедного и оттого, хорошо понимающего душу бедняков. В начале своего творческого пути он действительно ел хлеб в общественных столовых, прикрываясь от стыда газетой, какой-то период он спал в ночлежном приюте. Всё это, конечно, закалило его характер.
Когда, наконец, литератор зажил жизнью состоятельного писателя, эта жизнь перестала состыковываться с легендой, и современники сформировали встречный миф о сластолюбце, игроке, транжире.
Некрасов и сам понимает двойственность своего положения и репутации. И он кается в своих стихах.
Я за то глубоко презираю себя, Что живу — день за днем бесполезно губя; Что я, силы своей не пытав ни на чем, Осудил сам себя беспощадным судом…
Два типа поэтов в стихотворении Некрасова
Также Некрасов размышляет о творце, в частности, в произведении «Блажен незлобивый поэт…». Это творение, созданное в период «мрачного семилетия», посвящено памяти Н. В. Гоголя (на фото ниже), только что умершего. В нем ведется, вопреки цензуре, борьба за торжество в литературе «гоголевского» направления. В этом стихотворении по-новому раскрывается тема поэзии и поэта в лирике Некрасова. Николай Алексеевич резко противопоставляет 2 типа поэтов: «обличитель толпы» и являющийся «незлобивым» художник слова.
Некоторые исследователи творчества интересующего нас автора убеждены в том, что он подразумевал под «незлобивым поэтом» Жуковского, вполне заслуживающего данного эпитета. Под «обличителем толпы», сатириком Некрасов подразумевает Гоголя. Путь в литературе этого писателя был «тернистым». Гоголю не было «пощады» и покоя от противников. «Крики озлобленья» и «хулы» постоянно преследовали его. А самое главное — именно Николай Васильевич, «вооружив сатирой» уста, обличал «карающею лирой» общественные пороки. Необычайно близка была Некрасову проповедь любви «ненавистью» ко злу, «враждебным словом отрицанья». Как и Николай Васильевич (портрет его представлен ниже), Николай Алексеевич «любил ненавидя». Некрасов провозглашал свою заветную мысль о том, что своей отчизны не любит тот, кто живет без гнева и печали.
Источник
Современник
Через год, в конце 1846 года, молодые литераторы идут ещё дальше. Они всем известный журнал «Современник» оформляют в аренду. Это тот самый журнал, который был основан в 1836 году Пушкиным.
Уже в январе 1847 года вышли первые номера «Современника».
Современник тоже имеет громкий успех. С этого журнала начинается новая русская литература. Николай Алексеевич — это новый тип редактора.
Он собрал отличную команду из профессионалов литературного жанра. Вся русская литература будто сузилась до узкого кружка единомышленников. Писателю, чтобы заявить о себе, достаточно было показать свою рукопись Некрасову, Панаеву или Белинскому, понравится и напечататься в «Современнике».
Журнал стал просвещать публику в антикрепостническом и демократическом духе.
Когда в издании стали печататься Добролюбов и Чернышевский старые сотрудники начали возмущаться. Но Николай Алексеевич был уверен, что благодаря разноплановости журнала его тираж вырастет. Ставка сработала. Журнал, рассчитанный на разноплановую молодёжь, привлекал всё больше читателей.
Но в 1862 году писательскому коллективу было объявлено предупреждение, и правительство решило приостановить деятельность издания. Он был возобновлён 1863 году.
После покушения на императора Александра II, в 1866 году, журнал был закрыт навсегда.
Своеобразие лирики Н.А. Некрасова
Русская литература | Филологический аспект №7 (27) Июль, 2017
УДК 82.01
Балахонова Анастасия Александровна Студентка 5 курса педагогического института историко-филологического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород Христова Татьяна Юрьевна Студентка 5 курса педагогического института историко-филологического факультета Белгородского государственного национального исследовательского университета, Россия, г. Белгород
Аннотация: В статье рассматривается особенность лирики Н.А. Некрасова, его художественного метода. Ключевые слова: Н.А. Некрасов, лирика, поэзия, тема
The peculiarity of N.A. Nekrasov`s lyrics
Balakhonova Anastasia Alexandrovna 5-year student of the Pedagogical Institute of the History and Philology Faculty of Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod Khristova Tatyana Yurievna 5-year student of the Pedagogical Institute of the History and Philology Faculty of Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod
Abstract: The article deals with the peculiarity of N.A. Nekrasov, his artistic method. Keywords: N.A. Nekrasov, lyrics, poetry, theme
Творческое наследие поэта Н.А. Некрасова занимает яркое место в русской литературе.
Примечательно, что лирический герой поэта является отражением идеалов Н.А. Некрасова и неким «символом» мировоззрения поэта с его ярко выраженной гражданской патетикой .
Так чувство гражданственности всегда был неотъемлемой характеристикой как самого поэта, так и его лирических произведений. Например, в стихотворении «Поэт и гражданин» Н.А. Некрасов писал о предназначении поэта-гражданина и его «долге» перед страной:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан .
Данные слова можно считать лейтмотивом творческих взглядов Н.А. Некрасова и поэтическим «кредо» его творчества.
Особенност лирического героя в стихотворениях Н.А. Некрасова заключается в том, что зачастую он отождествляется с самим поэтом, но остается «индивидуальностью» – «рупором идей» поэта: быть верным отечеству, служить народу верой и правдой.
Интересно, что именно лирический герой Н.А. Некрасова выражает сочувствие бедственному положению народных масс и призывает его к активным методам сопротивления – к борьбе .
Итак, лирический герой стихотворений Н.А. Некрасова негодует на тех, кто ущемляет права простого и обездоленного народа (к примеру, управляющий из стихотворения «Забытая деревня», несправедливый помещик – «Родина»):
Тем был бы хуже твой удел,
Когда б ты менее терпел .
Важно отметить, что большинство стихотворений Н.А. Некрасова отличаются по написанию «народным духом», передавая крестьянский язык, быт простых людей, их чувства и переживания, особенности речи
К данной группе стихотворений можно привести следующие примеры: «Знахарка», «Катерина», «Зеленый шум».
Другое тематическое звено в творческом наследии Н.А. Некрасова составляет интимная лирика. Ее отличительными чертами являются философичность, замкнутость и пессимистичность лирического «Я», богатая чувственная сфера лирического героя. К данной группе относятся такие стихотворения как «Демону», «Давно отвергнутый тобой…», «Как ты робка, как ты послушна…» .
Нельзя не отметить, что муза русского поэта отождествляла свои «страдания» с горестями простого народа России:
Ни звука из ее груди,
Лишь бич свистал, играя…
И Музе я сказал: «Гляди!
Сестра твоя родная!» .
По форме и содержанию многие лирические произведения Н.А. Некрасова схожи с песенными жанрами, отражающими «душевную» сторону простого народа. К ним можно отнести такие произведения как «Песня Еремушке», «Песня о свободном слове». Разговорность, напевность часто встречаются в лирике Н.А. Некрасова.
Завершающим «итогом» творческой деятельности Н.А
Некрасова-лирика можно считать стихотворение «Элегия»: важность посвящение стихов народу
Таким образом, лирика Н.А. Некрасова своеобразна и многогранна, заключает в себе богатый тематический спектр (гражданская, любовная, философская лирика и другая).
Список литературы
1. Бойко, М. Лирика Н.А. Некрасова / М. Бойко // Художественная литература. – 1977. – № 11. – С. 17-23. 2. Некрасов, Н.А. Избранные стихотворения. – – 1981. – 532 с. 3. Скатов, Н.Н. «Я лиру посвятил народу своему»: О творчестве Некрасова/ Н.Н. Скатов // Мир литературы. – 1985. — № 3. – С. 97-105.
← Предыдущая статьяКвантитативный анализ единиц эмотивного поля (на материале русского, английского и китайского языков)
Следующая статья →Уподобление слову как компонент лексической синтагмы
Расскажите о нас своим друзьям:
Николай Некрасов: стихи по алфавиту
* Произведения школьной программы помечены знаком
1
14 июня 1854 года
20 ноября 1861
А. Е. Мартынову
Автору «Анны Карениной»
Актриса
Ангел смерти
Ах, были счастливые годы!.. (Из Гейне)
Ах! что изгнанье, заточенье… (Три элегии)
Баба-Яга, Костяная нога (сказка в стихах)
Балет
Баюшки-баю
Безвестен я. Я вами не стяжал… (+ анализ)
Безнадежность
Белый день недолог…
Благодарение господу богу…
Блажен незлобивый поэт… (+ анализ)
Букинист и библиограф
Бунт
Буря
Бьётся сердце беспокойное… (Три элегии)
В альбом Марии Фермор
В альбом О. С. Чернышевской
В альбом С. Н. Степанову
В альбом
В больнице
В деревне
В дороге (+ анализ)
В зимние сумерки
В неведомой глуши, в деревне полудикой… (Подражание Лермонтову)
В один трактир они оба ходили прилежно…
В полном разгаре страда деревенская… (+ анализ)
В столицах шум, гремят витии… (+ анализ)
В. Г. Белинский (поэма)
В. И. Асташеву
Ванька
Великое чувство! У каждых дверей… (+ анализ)
Весна
Взирает он на жизнь сурово, строго… (Dubia)
Вино
Влас
Влюблённому
Внизу серебряник Чекалин…
Внимая ужасам войны… (+ анализ)
Во вражде неостывающей…
Водяной (баллада)
Возвращение (+ анализ)
Вор (На улице) (+ анализ)
Ворон (баллада)
Всевышней волею Зевеса…
Встреча душ
Вступительное слово «Свистка» к читателям
Вступление к песням 1876–77 годов
Вчера, сегодня (сонет)
Вчерашний день, часу в шестом… (+ анализ)
Выбор
Г-ну
Гадающей невесте
Газетная
Где твоё личико смуглое…
Генерал Топтыгин (Стихотворения, посвященные русским детям)
Гимн «Времени»
Гимн (Песни)
Горе старого Наума
Горы (+ анализ)
Горящие письма (+ анализ)
Гробок (+ анализ)
Да, наша жизнь текла мятежно…
Давно – отвергнутый тобою… (+ анализ)
Дайте срок, всю правду вам… (двустишие)
Два мгновения (+ анализ)
Дедушка Мазай и зайцы (Стихотворения, посвященные русским детям)
Дедушка (поэма)
Деловой разговор
Демону (+ анализ)
День рожденья
Деревенские новости
Детство
Дешевая покупка
Дни благословенные
Дни идут… всё так же воздух душен…
До сумерек
Дома – лучше!
Дружеская переписка Москвы с Петербургом (цикл стихотворений)
Друзьям
Дума (О чем тоска и сокрушенье…)
Дума (Сторона наша убогая…)
Душа мрачна, мечты мои унылы… Последние элегии
Душно! без счастья и воли… (+ анализ)
Дядюшка Яков (Стихотворения, посвященные русским детям)
Е. О. Лихачевой
Еду ли ночью по улице тёмной…
Ершов-лекарь
Если ты красоте поклоняешься…
Если, мучимый страстью мятежной…
Есть женщины в русских селеньях…
Есть и Руси чем гордиться…
Ещё скончался честный человек…
Ещё тройка
Железная дорога (+ анализ)
Женщина, каких много (Dubia)
1
«Мы с тобой бестолковые люди»
Что же касается личной жизни поэта, то она была очень странной, люди её не понимали и пытались даже насмехаться. Некрасов с молодых лет был влюблен в А. Панаеву, которая на момент их знакомства состояла в браке. Некрасову удалось добиться её расположения лишь в 1846 году, после чего он начал проживать с супругами в одном доме.
Этот роман развивался очень необычно, из-за чего постоянно возникали ссоры, скандалы и недопонимания. Плюс ко всему оба влюбленных имели весьма вспыльчивый характер, поэтому для скандала хватало даже самого незначительного события. Но после любого выяснения отношений влюбленные мирились, и начинали жить какое-то время спокойно.
В 1851 году Некрасов пишет свое произведение под названием «Мы с тобой бестолковые люди…», в котором описывает их достаточно сложные отношения.
Некрасов именно так и относится к самому себе и своей любимой, поэтому неудивительно, что общество так же считает их «бестолковыми людьми». Супруг А. Панаевой был в курсе того, что между его женой и Некрасовым состояла любовная связь. Стоит вспомнить, что данные события происходили в то время, когда подобные отношения в обществе вызывали шок. Но поэту было все равно на отношение общества к его личной жизни.
Поэт просит любимую, чтобы она не держала в себе раздражение и недовольство, а сразу давала волю своим чувствам. Он прекрасно понимал, что если эмоции не выплеснуть изначально, то это чревато серьезным скандалом в будущем.
Хоть супруг и был в курсе происходящего, все же они не позволяли выяснять свои отношения в его присутствии. Скандалы и ссоры начинались в тот момент, когда они оставались один на один. Поэт даже получал своего рода удовольствие от ссор, поскольку знал, что за любым скандалом последует примирение. Именно в этом он и видел искренность и взаимность чувств.
В данном стихотворении, которое смело можно назвать образцом любовной лирики поэта, отображены все глубочайшие переживания поэта, которые он выплескивает на бумагу.
В начале творческого пути
Совсем юным, с большими трудами, восемнадцатилетний Некрасов добрался до Петербурга. При себе он держал тетрадку юношеских стихов. Юноша верил в свои возможности. Ему казалось, что слава поэта случится, как только люди начнут читать его стихи.
И действительно уже через год он смог издать свою первую книгу — стихи. Книга называлась «Мечты и звуки». Того успеха, на который рассчитывал автор не последовало. Это не сломило поэта. Молодой человек стремился к образованию. Он решил вольнослушателем посещать лекции в Петербургском университете, но это тоже был очень недолгий его проект, который увенчался крахом. Отец лишил его всякой помощи, жить было не на что. Молодой человек на несколько лет отложил своё высокое прозвание и стал писать в разные журналы, газеты, став при этом литературным подёнщиком. Водевили, проза, сатирические рассказы — вот чем зарабатывал в ранние годы Николай.
К счастью, в 1845 году всё переменилось. Вместе с поэтом Иваном Панаевым молодые авторы выпустили альманах, с привлекательным названием «Физиология Петербурга». Сборник ожидал успех. Русскому читателю явились абсолютно новые герои. Это были не романтические персонажи, не дуэлянты. Это были простые жители Петербурга: дворники, шарманщики, в общем, те, кто нуждается в сочувствии.
Роль поэта и поэзии в стихотворении Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин»
Каждый человек, посвятивший свою жизнь литературному творчеству, рано или поздно задумывается о судьбе литературы, о своем предназначении, о роли отдельного человека в жизни страны.
Раздумьям о соотношении высокой гражданской позиции с поэтическим искусством посвящено и стихотворение Н. А. Некрасова «Поэт и гражданин», написанное в форме диалога. Уже в первой части стихотворения мы видим противопоставление позиций гражданина и поэта.
Первый призывает своего собеседника к активным действиям:
Пора вставать! Ты знаешь сам, Какое время наступило…
Стихотворение написано в 1856 году, в недалекое прошлое ушло «мрачное семилетие», сказавшееся на духовном развитии русского общества. Новое время требует восстановления утраченных позиций, возрождения былых идеалов, основанных на «всеобъемлющей любви» к Родине.
С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать…
Так говорит гражданин, требующий от поэта активной жизненной позиции, порицая его бездействие, безучастие к проблемам современности. Предпочитая спокойный путь, воспевая «красу небес», «ласку милой», поэт слагает с себя ответственность за будущее своей страны. Но поэт укрывается за словами Пушкина о том, что поэты «рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв».
Позиция поэта воплощает в себе противоречия, возникшие в русской поэзии тех лет, когда общественно-политические проблемы требовали всестороннего освещения и замены «чистого искусства» «гражданской поэзией». Поэт восхищается стихами Пушкина, выбрав стихотворение раннего периода творчества великого поэта, когда его гражданская позиция была еще в самом начале своего развития. Прикрываясь словами о «вдохновенье» и «звуках сладких», герой Некрасова стремится уйти от любой ответственности за свое творчество, далекое от насущных проблем.
Длинные диалоги персонажей наполняются все более глубоким смыслом. Гражданин, пытаясь разбудить гражданственность поэта, яркими красками описывает современную ему действительность, сравнивая ее с ночью, которую
Мы доживаем боязливо,
Когда свободно рыщет зверь,
А человек бредет пугливо… Всеобщее равнодушие к судьбе отчизны заставляет его провести параллель с кораблем, который
…Бежит красиво, стройно,
И сердце путников спокойно,
Как будто вместо корабля
Под ними твердая земля.
Гражданин горько сожалеет, что в лихую годину мало кто придерживается истинной гражданственности, чаще «каждый предан поклоненью единой личности своей…».
Одни — стяжатели и воры,
Другие — сладкие певцы,
А третьи…третьи — мудрецы:
Их назначенье — разговоры. Гражданин снова и снова призывает поэта идти «в огонь за честь отчизны». Гибель «за убежденье, за любовь» не страшна, потому что жизнь, отданная на благо ближнего, будет прожита « недаром ».
Но поэт лишь зевает в ответ на все увещевания гражданина: «блажен безмолвный гражданин». Ему ближе «тропка торная», где все знакомо и не подстерегают опасности. Но его собеседник непоколебим в своих убеждениях, активную жизненную позицию он ставит превыше всего:
Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан! Мы видим, что гражданин — истинный патриот своего отечества, несущий революционные идеи, спасающий «свободы шаткую ладью». Но поэт тоже не всегда был столь апатичным. В заключительной части стихотворения он вспоминает время, когда
Я шел в тюрьму и к месту казни,
В суды, в больницы я входил,
Не повторю, что там я видел…
Клянусь, я честно ненавидел!
Клянусь, я искренне любил! Впервые за все повествование в словах поэта слышится страсть. Гражданин все-таки «разбудил» его, заставил искренне волноваться, и даже оправдываться. Он открывает свою душу, которую так долго скрывал за пустыми словами: труден был его творческий путь, и он признает свою вину в том, что отступился от идеалов, «сложил смиренно руки», и итогом его постыдного страха стало опустошение души, утрата таланта, который озаряет только жизнелюбивых людей, способных на полную самореализацию во благо других.
Некрасов, посвятивший всю свою поэзию служению народу, убежден, что поэт должен использовать свой божий дар не для «сладких» пустословий. Истинная поэзия должна быть отражением современности, набатом, поднимающим в бой за отчизну, за народ. Только поэт, отдающий себя народу, может стать бессмертным.
Образы и символы
В стихотворении есть два лирических героя: поэт и гражданин. В этих образах заключены конкретные идеи и смыслы.
Например, гражданин — олицетворение идеологии революционных демократов. Он борется за права народа, ненавидит тиранию самодержавия. Он становится совестью, толкающей Поэта на действия и призывающей его к пробуждению: “Проснись: громи пороки смело…”. Гражданин — носитель активной гражданской позиции, взывающий к разуму Поэта во время горя народного
Он проводит сравнение между матерью и родиной, чтобы показать, как важно использовать свои таланты на благо отчизны. Для Некрасова это некий символ просветителя и человека, сеющего знания
Образ поэта, напротив, пассивен, труслив и мягок. Герой лишь оправдывается за своё бездействие. Это сатира на тех художников слова, которые лишь воспевают свои чувства, но не обращают внимания на то, что происходит у них перед глазами. Эгоизм и трусость слепят их. В конце стихотворения читатель видит его раскаяние за безынициативность и слабость. Он называет себя больным сыном больного века, ведь в 20 лет его «душа пугливо отступила»