Тематика и проблематика
Важнейший шаг в проведении анализа поэтического текста — определение темы стихотворения «Мадонна» Пушкина. С первых строк автор погружает читателя в благоговейную атмосферу духовной чистоты, невинности, святости. Для этого активно использует высокую церковную лексику, создающую особое настроение, настраивающее на церковно-религиозный лад. В этом и состоит ключевая ценность произведения — оно помогает понять, как Пушкин относился к своей избраннице — с нежностью, искренним восхищением, как к святой.
Ее образ дышит не только красотой, но и удивительной одухотворенностью. Кажется, будто ее посетил сам бог и сделал святой. Поэт настолько сильно любит эту женщину, что о своих чувствах говорит очень просто, не используя образных сравнений, метафор, какие-то запоминающихся эпитетов. Тропов в тексте практически нет, что не влияет на удивительную гармонию и умиротворение, царящие в произведении.
Женский образ представляется, как идеал поэта. Именно такими, по его мнению, должны быть все представительницы прекрасного пола — нежными, ранимыми, глубокими, целомудренными, в этих качествах и заключается женское величие. Такова идея стихотворения «Мадонна». Чудесный образ, как отмечает автор, создал сам творец, именно поэтому каждая черта лица героини настолько гармонична, что смогла поразить его воображение. Это вершина совершенства.
Композиция
Данное стихотворение представляет по себе монолог. Где автор постепенно переходит к волнующим его темам – он описывает образ идеальной семьи и женщины. Композиционно – это сонет, который по смыслу можно разделить на три части.
Первая часть стихотворения рассказывает читателю о картине.
Автор рассказывает о том, что никогда не стремился украсить сой дом большим количеством картин, которыми могли бы любоваться приходящие гости и знатоки живописи.
Во второй части стихотворения Александр Сергеевич описывает пречистую и спасителя, на которых он мог любоваться вечно. Но если изначально может показаться, что творец говорит об иконе, то позже читатель понимает, что данными словами автор доносит свое понимание идеальной семьи. Именно так она выглядит в представлении поэта.
Третья же часть стихотворения рассказывает о не менее важной теме – э то исполнение самых заветных желаний. Автор делится с читателем тем, что наконец-то исполнилось его самое заветное желание, он получил свою Мадонну, которая для него просто идеальна, чиста и непорочна
Автор делится с читателем тем, что наконец-то исполнилось его самое заветное желание, он получил свою Мадонну, которая для него просто идеальна, чиста и непорочна.
Средства выразительности
Великолепный слог стихотворений Пушкина всегда очаровывает. Произведение «Мадонна» в этом плане не является исключением. Строки пронизаны глубоким смыслом, лирическими нотами и возвышенными чувствами. Для достижения наибольшего эмоционального эффекта поэт использовал такие средства выразительности:
Эпитеты
В первой строфе: «старинных мастеров», «суеверно им дивился», «важному сужденью». В четвёртой строфе: «чистейшей прелести чистейший образец».
Сравнение
Во второй строфе: «с холста, как с облаков».
Метафоры. Во второй строфе: «одной картины я желал быть вечно зритель». В третьей строфе: «взирали во славе и в лучах». В четвёртой строфе: «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна».
Инверсия. Обычный порядок слов нарушен во второй строфе: «Одной картины я желал быть вечно зритель».
Анафора. Во второй строфе присутствует повторение слов: «Одной // Одной: ».
Ассонанс. Такие звуки как , , делают стихотворение воздушным, пространство стиха становится более обширным, светлым.
Аллитерация. Сонорные звуки , , , помогают передать всю мелодичность, чувственность и нежность обращения к возлюбленной.
Возвышенная лексика: «обитель», «дивился», «внимая», «взирали», «во славе», «ниспослал». Такая лексика в стихотворении показывает чистейшую настроенность поэта на образ, вдохновивший его.
Кроме того, поэт использовал слова и выражения, которые связаны с религией, что делает стихотворение похожим на молитву: «Пречистая и наш божественный спаситель», «кроткие», «одни, без ангелов», «под пальмою Сиона», «Творец».
Также Пушкин использовал слова и выражения, связанные с художественным творчеством: «не множеством картин старинных мастеров», «внимая важному сужденью знатоков», «одной картины я желал быть вечно зритель», «с холста».
Композиционно-жанровая специфика
Рассмотрев тематику и основную мысль поэтического текста, следует переходить к анализу композиции, предварительно еще раз перечитав произведение. Сонет представляет собой лирический монолог, в котором герой рисует образ своей прекрасной возлюбленной и говорит о том, каковы его представления об идеальной женщине, идеальных семейных отношениях.
Структурные элементы текста таковы:
- Первая часть — поэтическое описание картины Рафаэля, которой так любил любоваться поэт. Он говорит о том, что обилие произведений искусства ему не нужно, что единственное полотно, достойное стать украшением его «скромной обители» — это картина, на которой воплощен идеал женщины, гармоничная и скромная «Мадонна». Только это полотно великого живописца эпохи Возрождения рождает у него высокие мысли и вдохновляет на написание стихов.
- Второй элемент — описание религиозных образов Спасителя и Мадонны. Это небольшая часть текста, очень лаконичная, для написания автор отказался от высокопарной лексики, присущей поэтическому рисованию на религиозные темы. Мадонна величава, Спаситель — «с разумом в очах». Их не окружают ангелы, но этого и не требуется для создания красивых и целомудренных образов.
- Третий фрагмент — рассуждения лирического героя о семейной жизни, описание его представлений о счастье. Пушкин пишет о том, что творец подарил ему самое ценное, что только может быть в жизни — любовь идеальной женщины.
Жанровое своеобразие также надо проанализировать при написании своих размышлений о поэтическом тексте. Это элегия — грустный жанр, побуждающий к мечтаниям, чаще всего используемый при создании любовной лирики. По звучанию текст напоминает мелодичную песню, в которой выражено множество желаний лирического героя, но главное — обретение счастья с идеальной женщиной.
https://youtube.com/watch?v=2sbr2yGBJA4
История создания
Стихотворение «Мадонна» появилось в блокноте А. С. Пушкина в 1830 г. На написание поэта вдохновило согласие Натальи Гончаровой выйти за него замуж. Известно, что предложение первая столичная красавица приняла только со второго раза. Неудивительно, что Александр Сергеевич очень обрадовался этому.
До получения радостного известия поэт переписывался с Натальей. В одном из писем он признался, что был очарован картиной итальянского художника П. Перуджио. Мадонна, изображенная на нем, очень напоминала поэту его избранницу. В своем же доме Пушкин тоже повесил портрет Мадонны с белыми волосами. Вскоре Наталья ответила, что поэт будет любоваться женой, а не картиной. Так в предвкушении семейной жизни за полгода до свадьбы поэт написал «Мадонну».
«Стихотворение А.С Пушкина «Мадонна». (Восприятие, истолкование, оценка) (2)»
Пушкин… Как много слов сказано… Как много еще хочется сказать…Великий поэт оставил нам неисчерпаемые богатства своего творчества. Не одна плеяда замечательных писателей была воспитана на лоне его поэзии, не одно поколение читателей нашло в нем верного друга и наставника. Но особые волны нежности, страсти, тоски и какой-то сладчайшей грусти излучает его любовная лирика. Сколько пылких влюбленных признавались в своих чувствах стихами Пушкина! Глубина чувств, заложенная в их недрах, возносит произведения поэта на пьедестал, недосягаемый для других. Возможно, я покажусь слишком банальной, но мне кажется, что лирика Пушкина вечная, как сама любовь. Каждая строка, каждое слово впитали в себя частичку души. Не потому ли знаменитые пушкинские «послания» звучат так «искренно, так нежно». Именно таким является его прекраснейшее стихотворение «Мадонна», написанное в 1830 году в преддверии женитьбы на Наталье Гончаровой. 30 апреля Пушкин посылает своей невесте письмо, в котором говорит о картине итальянского художника Пьетро Перуджино: «…часами простаиваю перед белокурой мадонной, похожей на вас как две капли воды». Описание этой картины и дано в стихотворении.
С самых первых строк мы погружаемся в атмосферу божественности и святости. Кажется, что слова источают едва
уловимый аромат ладана и церковного воска. Все вокруг наполнено чарующим благоговением. Подобное ощущение создает используемая автором религиозная лексика, настраивающая читателей на соответствующий лад. Такие слова как «обитель»,
«суеверно», «пречистая», «божественный спаситель», «ангелы», «под пальмою сиона» распространяют вокруг себя ауру благоговейного преклонения, возникает иллюзия нахождения в храме. Поражает то, что чистый огонь любовного пламени выражен на удивление просто. Нет ни ярких эпитетов, ни головокружительных сравнений, ни помпезных метафор. Все очень гармонично, скульптурно, пластично. Невероятной нежностью и мягкостью сияет образ женщины, ставшей символом целомудрия и величия. Автор особенно подчеркивает чистоту и невинность своей Мадонны.
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
«Пречистая» — вот эталон женственности, сосредоточие благодетелей, образец для подражания. Её чарующий облик — вершина совершенства и гармонии. Такой видит ее Пушкин — такой видим ее и мы. Именно эту божественную, небесную красоту поэт все время искал на земле. Изображенная кистью художника, она являет собой идеал, предмет желаний и мечтаний. Ее волнующая дурманящая прелесть греет сердце и душу. Простое созерцание божественного лика приносит покой, радость и умиротворение. Лицезреть ее — вот высшее благо. Поэт говорит, что лишь «одной картины» он «желал быть вечно зритель».
Мы видим, что «невзирая на то, что Мадонна с младенцем Иисусом купаются «во славе и лучах», они остаются столь же просты и скромны. И в этом их подлинное величие, которое, действительно, восхищает.
Она с величием, он с разумом в очах —
Взирали кроткие, в славе и в лучах.
Как мы можем заметить Пушкин не выходит за рамки классического построения сонета, четко следует правилам, обязывающим, чтобы он состоял из 14 строк: двух четверостиший и двух трехстиший. Но, несмотря на столь сковывающие границы, поэт мастерски вкладывает в положенные строки голос души, язык сердца, красноречие чувства.
У поэта не было возможности приобрести картину и освятить ею «свою обитель». Но взамен он получил гораздо большее. Он нашел божественную красоту на земле, обрел свою Мадонну из плоти и крови. Как похожа она на ту самую Мадонну, увиденную им на картине. Кажется, словно с полотна шагнула она в объятия поэта. Столь же невинна, столь же чиста. Пушкин верит, что она небесный, божественный дар, «ниспосланный» ему самим Творцом в ответ на долгие мольбы.
Те, кто имел возможность когда-либо видеть картину Пьетро Перуджино, поймут, почему облик Натальи вызвал столь яркие ассоциации с образом Мадонны. Но дело не только во внешнем сходстве. Наталья в глазах Пушкина обладала такой же ангельской святостью, была земным образцом «чистейшей прелести». Светлое чувство к ней согрело и озарило душу, заставило поверить в чудо, в то, что мечты осуществимы. Возможно, именно поэтому, последние строки наполнены необъятной радостью от сознания того, что самое заветное желание исполнено, что он обрел удивительный, божественный дар.
На первом плане стихотворения — тема святой любви к святой женщине-матери и женщине-подруге. И пылкие чувства поэта к земному эталону гораздо сильнее, чем к небесному, ведь любить кумира, иллюзию — это одно, а чувствовать рядом с
собой реального любимого человека — это совсем другое.
Основная идея
Главная мысль произведения Пушкина «Мадонна» заключается в том, что любовь – наивысшее чувство в нашей жизни, оно возрождает человека, даёт веру и надежду, открывает лучшие качества в личности. К любви нужно стремиться, воспитывать в себе умение касаться души любимого человека, открываться ему, доверять и говорить о своих чувствах. Эту мысль доносит до нас автор в своём стихотворении. Поэт восхищается своей возлюбленной, вознося её до небес в прямом смысле этого слова.
В нашей жизни может быть множество хороших друзей и знакомых, с которыми приятно проводить время. Они своего рода «картины старинных мастеров», но родственную душу, светлую любовь, свою «Мадонну» возможно встретить лишь раз в жизни. Таков смысл стихотворения Пушкина «Мадонна».
Пушкин создал поэтический образ Мадонны. Для автора Мадонна является символом вечных ценностей, которые нам необходимо беречь, суметь пронести сквозь столетия. Всё в этом мире изменчиво, но святой образ чистой Девы останется навсегда самым высоким и одухотворённым. К такому образу-совершенству всегда стоит стремиться. Самое главное – это средоточие на духовном и прекрасном, а также возвышенность чувств и осмысленность поступков.
Тема и образы в стихотворении
Немаловажным этапом в анализе произведения является определение тематики. С самого начала работы поэт погружает читателя в спокойную, невинную, религиозную атмосферу. Такого эффекта Пушкин добивается, не используя большого количества религиозных терминов. Как раз в такой атмосфере состоит основная значимость стихотворения, с помощью которой автор изливает душу, показывает отношение к возлюбленной.
Образ Мадонны наполнен не только внешней красотой, прелестным обличием, но и благородством. Автор возвышает ее, создаётся ощущение святости и неприступности. Пушкин мастерски выражает свои чувства с использованием небольшого количества художественных тропов.
В возвышении женщины и определении идеалов состоит основная идея поэтического текста. Великолепное обличие, которое было создано великим художником, выделяет каждую деталь чудесного лица, подчёркивает гармоничность. Александр Сергеевич считает это высшей точкой безупречности.
Анализ стихотворения Пушкина Мадонна
Стихотворение Александра Пушкина «Мадонна» является одним из самых ярких его любовных произведений.
На творчество писателя вдохновила его невеста — Наталья Гончарова. Она согласилась стать его женой. По случайному совпадению в то же время Александр Пушкин повесил в своем кабинете портрет Мадонны, которая сильно напоминала ему Наталью Гончарову. Девушка намекнула поэту, что вскоре он будет любоваться не картиной, а своей женой. Тогда литератор создал стихотворение «Мадонна», посвященное семье, предстоящей свадьбе и будущему семейному счастью.
Это стихотворение по форме относится к сонету, который не так часто встречается в русской литературе. Эта форма определяет строгость формы и четкую последовательность частей. В повествовании можно найти экспозицию, основную часть и заключение. Для благодарности писатель использовал все виды рифмовок, которые только возможны. Ритм произведения — шестистопный ямб.
Жанр стихотворения — элегия, для которой характерны неторопливые, немного печальные, глубокие и нежные размышления. Персонаж погружен в свои мысли и чувства, он статичен и не двигается активно.
Лирический герой сначала вдохновляется изображением Мадонны, которое висит у него в кабинете
Ему нравится ее целомудренная красота, поэтому автор не акцентирует внимание на внешности женщины вообще в данном произведении. Для него главное — это нравственное содержание души женщины
Затем герой благодарит жизнь, что она свела его с девушкой, которая олицетворяет качества, присущие Мадонне.
Произведение прежде всего пронизано чувством религиозной любви и привязанности. Этим можно объяснить эмоциональную сдержанность автора. Изобразительно-выразительных средств немного, но каждое из них очень яркое и проникновенное. Александр Сергеевич Пушкин использует метафоры, эпитеты, олицетворения. Эти приемы указывают на серьезное отношение автора к темам, которым посвящено произведение.
Кроме религиозной привязанности а тексте описывается и семейная, и любовная привязанности. Автор очень любит свою невесту и находится в предвкушении их семейной жизни. Его возлюбленная является для него образцом всех добродетелей. Он очень благодарен судьбе, что она дала ему такой шанс.
Стихотворение «Мадонна» является ярким экземпляром любовной лирики поэта, в котором соединяются религиозное и романтическое, любовное начала.
Мадонна
Сейчас читают:
-
Сочинение на тему Что такое дружба
Дружба это отношение между людьми, основанные на доверии и любви. Дружба бывает разной. Между друзьями, коллегами по работе, между близкими людьми.
-
Сочинение Балашиха — мой город
Если основываться на свидетельствах археологических раскопок, то поселению на речках Пехорке и Горенке более девяти тысяч лет. Но статус города рабочий посёлок при мануфактуре князей Трубецких получил в тысяча девятьсот тридцать девятом году.
-
Сочинение по рассказу Белый бим черное ухо Троепольского
Прочитав этот удивительный рассказ, у каждого нормального человека возникает чувство очень большой утраты и жалости, так как все происходящее вызвать другие ощущения не может.
-
Образ и характеристика Пети Трофимова Вишневый сад сочинение
Изначально автор создал образ Пети Трофимова в знаменитой пьесе «Вишневый сад» как образ исключительно положительного героя. И хотя Антон Павлович не сделал этот образ главным героем, тем не менее он играет в произведении не последнюю роль.
-
Сочинение на тему Самый лучший день лета
Лето всегда было моим любимым временем года, наполненным не только теплом воздуха, но и теплотой улыбок, яркими цветами девичьих платьев, загорелыми телами и немного выцвевшими от яркого солнечного света волосами.
-
Сочинение Великий Новгород — мой город
Великий Новгород Новгородской области является одним из самых старых городов на земном шаре, основанный на берегах Волхова и богатый своей историей. Здесь вплоть до образования, все развивалось первым,
Композиционно-жанровая специфика
Рассмотрев тематику и основную мысль поэтического текста, следует переходить к анализу композиции, предварительно еще раз перечитав произведение. Сонет представляет собой лирический монолог, в котором герой рисует образ своей прекрасной возлюбленной и говорит о том, каковы его представления об идеальной женщине, идеальных семейных отношениях.
Структурные элементы текста таковы:
- Первая часть — поэтическое описание картины Рафаэля, которой так любил любоваться поэт. Он говорит о том, что обилие произведений искусства ему не нужно, что единственное полотно, достойное стать украшением его «скромной обители» — это картина, на которой воплощен идеал женщины, гармоничная и скромная «Мадонна». Только это полотно великого живописца эпохи Возрождения рождает у него высокие мысли и вдохновляет на написание стихов.
- Второй элемент — описание религиозных образов Спасителя и Мадонны. Это небольшая часть текста, очень лаконичная, для написания автор отказался от высокопарной лексики, присущей поэтическому рисованию на религиозные темы. Мадонна величава, Спаситель — «с разумом в очах». Их не окружают ангелы, но этого и не требуется для создания красивых и целомудренных образов.
- Третий фрагмент — рассуждения лирического героя о семейной жизни, описание его представлений о счастье. Пушкин пишет о том, что творец подарил ему самое ценное, что только может быть в жизни — любовь идеальной женщины.
Жанровое своеобразие также надо проанализировать при написании своих размышлений о поэтическом тексте. Это элегия — грустный жанр, побуждающий к мечтаниям, чаще всего используемый при создании любовной лирики. По звучанию текст напоминает мелодичную песню, в которой выражено множество желаний лирического героя, но главное — обретение счастья с идеальной женщиной.
Стихотворение «Мадонна» А. С. Пушкин – анализ по плану
Вариант 1
История создания
Стихотворение «Мадонна» появилось в блокноте А. С. Пушкина в 1830 г. На написание поэта вдохновило согласие Натальи Гончаровой выйти за него замуж. Известно, что предложение первая столичная красавица приняла только со второго раза. Неудивительно, что Александр Сергеевич очень обрадовался этому.
До получения радостного известия поэт переписывался с Натальей. В одном из писем он признался, что был очарован картиной итальянского художника П. Перуджио. Мадонна, изображенная на нем, очень напоминала поэту его избранницу.
В своем же доме Пушкин тоже повесил портрет Мадонны с белыми волосами. Вскоре Наталья ответила, что поэт будет любоваться женой, а не картиной. Так в предвкушении семейной жизни за полгода до свадьбы поэт написал «Мадонну».
Тема
В стихотворении поэт раскрывает две темы, тесно переплетая их между собой: мечта-представление об идеальной семье и образ мадонны. Трудно определить, какая из тем главная. Такое сплетение мотивов необычное для русской литературы. Для раскрытия тем автор создал оригинальную систему образов: лирический герой, мадонна и «спаситель», изображенные на картине, Творец и мадонна-возлюбленная лирического героя. Система образов формируется постепенно, каждая строфа дополняет ее новым героем.
В первых строках лирический герой признается, что не хотел бы украшать свой дом картинами именитых художников, чтобы показывать их гостями и выслушивать сужденья «знатоков». Его мечта – вечно смотреть на картину, изображающую пречистую и спасителя. В следующих стихах оказывается, что автор говорит не об иконе. Так он представляет идеальную семью: «она с величием, он с разумом в очах». Сакральные атрибуты на картине символизируют чистые отношения между супругами.
В последнем терцете стихотворения герой рассказывает, что Творец услышал его и исполнил желание. Герой встретил свою Мадонну. Мужчина ни слова не говорит о внешности женщины, зато подчеркивает ее непорочность: «чистейшей прелести, чистейший образец». Зная биографию А. С. Пушкина и историю создания анализируемого стихотворения нетрудно догадаться, что под образом Мадонны скрывается Наталья Гончарова.
Композиция
Анализируемое произведение – монолог лирического героя, который постепенно раскрывает представление автора об идеальной семье, идеальной женщине. По смыслу стихотворение делится на три части частей: рассказ о картине-мечте, описание образов пречистой и спасителя, рассказ об исполнении желания. Формальная композиция – сонет (два катрена и два терцета).
Жанр
Жанр стихотворения – элегия, так как лирический герой предается мечтам и неторопливым раздумьям. Стихотворный размер – шестистопный ямб. А. Пушкин использовал все виды рифмовок.
Темы, проблемы, настроение
Тематика произведения «Мадонна» Пушкина указана в списке:
Представление об истинной любви и идеальной семье. По ходу чтения стихотворения можно понять, что в нём в образах спасителя и Мадонны представлены люди, которые испытывают друг к другу истинную и чистую любовь: «она с величием, он с разумом в очах».
Образ Мадонны как пример для подражания. Поэт даёт понять читателю, что её образ – это ориентир и истина, к которой необходимо нам всем стремиться; не разменивать себя на «множество картин», а быть верным своей любви, как главной цели, которая принесёт свои плоды.
Семейные ценности и верность. Пушкин в своём стихотворении делает акцент на необходимости верить в то, что Творец подарит тебе любовь
Главное – уметь ждать, а если уже любишь и понимаешь, что это настоящий, искренний порыв, важно не отступить, но и не быть слишком настойчивым, тогда любимая обязательно ответит взаимностью. Пушкин изображает образы святых – Мадонну и Спасителя, подразумевая под этим двух любящих людей, которые являются образцом настоящей семьи и чистой любви
Автор показывает, что именно к таким отношениям нужно стремиться.
Восхищение и благоговение перед красотой. В стихотворении «Мадонна» прослеживается священный трепет перед женщиной. В образе Мадонны поэт видит свою возлюбленную, которая прекрасна как внутренне, так и внешне, а также несёт в себе чистоту и непорочность.
Благодарность Творцу. В произведении поэт выражает высокую благодарность высшим силам за возможность быть с любимой девушкой. Пушкин не упоминает о внешности невесты, но высоким стилем изложения он ясно показывает совершенство Натальи Гончаровой, даёт понять, что она для него лучшая.
Произведение «Мадонна» выражает собой светлое настроение, даёт ощущение счастья, гармонии и благодати. Стихотворение смогло передать высокие чувства поэта по отношению к любимой девушке. Его трепетное отношение к возлюбленной, как к чуду, как к чему-то святому и возвышенному, видится в каждой строке произведения «Мадонна».
Чему учит
Стихотворение «Мадонна» учит нас видеть среди окружающих предметов особенные знаки, намекающие на то, что рядом находится совсем другая, полная и богатая, неразличимая человеческим зрением жизнь.
Её события переживаются на духовном уровне, не всегда о ней можно рассказать словами.
Когда образы внутренней жизни находят отголосок в реальных событиях, человек испытывает удивление и счастье.
Чтобы встреча с мечтой стала возможной, нужно настраивать душу на высокий лад: читать книги, наслаждаться произведениями живописи, сочувственно относиться ко всем людям, делать добро. Только тогда жизнь будет иметь смысл и приносить радость.
Об истории стихотворения А.С. Пушкина “Мадонна” – 28 Марта 2012 – Женщины для Вдохновенья
Во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Царском селе, среди его экспонатов в кабинете поэта у стола над диваном висит гравюра А.Л.Романе с картины
По мнению исследователя пушкиноведа М. А. Цявловского, старинную копию этой картины, выставленной для обозрения публики, Пушкин видел летом 1830 г. На Невском проспекте в магазине книгопродавца И. В. Сленина.
В письме невесте из Петербурга в Москву от 30 июня 1830 поэт писал:
Мадонна Рафаэля не только напоминала Пушкину Наталью Николаевну Гончарову, но и вдохновила поэта на создание его поэтического шедевра – сонета “Мадонна”.
Сонет был впервые напечатан в альманахе “Сиротка” на 1831 год. Этот альманах можно видеть на столе пушкинского кабинета.
С самых первых строк мы погружаемся в атмосферу божественности и святости.
Кажется, что слова источают едва уловимый аромат ладана и церковного воска. Все вокруг наполнено чарующим благовонием.
Подобное ощущение создает используемая автором религиозная лексика, настраивающая читателей на соответствующий лад.
Поражает то, что чистый огонь любовного пламени выражен на удивление просто. Нет ни ярких эпитетов, ни головокружительных сравнений, ни возвышенных метафор. Все очень гармонично, скульптурно, пластично.
Автор особенно подчеркивает чистоту и невинность своей мадонны.
Ее чарующий облик – вершина совершенства и гармонии. Такой видит ее Пушкин, такой видим ее и мы. Именно эту божественную, небесную красоту поэт все время искал на земле.
Изображенная кистью художника,она является идеалом, предметом желаний и мечтаний. Ее волнующая, дурманящая прелесть греет сердце и душу. Простое созерцание божественного лика приносит покой, радость, умиротворение.
Лицезреть ее – вот высшее благо. Поэт говорит, что “лишь одной картины он “желал быть вечно зритель”. Мы видим, что не взирая на то, что мадонна с младенцем Иисусом купаются “во славе и лучах”, они остаются столь же просты и скромны. И в этом их подлинное величие”, которое восхищает
Как мы видим, Пушкин не выходит за рамки классического построения сонета, четко следует правилам, обязывающим, чтобы он состоял из 14 строк: двух четверостиший и двух трехстиший. Но несмотря на такое небольшое количество строк, поэт мастерски вкладывает в положенные строки голос души,язык сердца, красноречивые чувства.
У поэта не было возможности приобрести картину и “освятить ею свою обитель. Но взамен он получил гораздо большее. Он нашел божественную красоту на земле, обрел свою мадонну из плоти и крови. Как похожа она на ту самую Мадонну, увиденную им на картине.
Кажется, словно с полотна шагнула она к поэту. Столь же невинна, столь же чиста. Пушкин верит, что она небесный, божественный дар, “ниспосланный ему самим Творцом в ответ на долгие мольбы”.
Но дело не только во внешнем сходстве.
Наталья в глазах Пушкина обладала такой же ангельской святостью, была земным образцом “чистейшей прелести.”
Светлое чувство к ней согрело и озарило душу, заставило поверить в чудо, в то, что мечты осуществимы. Возможно, именно поэтому,
На первом плане стихотворения тема святой любви к святой женщине матери и женщине-подруге. И любовь к земному эталону любви так же прекрасна.
Стихотворение А.С. Пушкина “Мадонна” исполняет Иннокентий Смоктуновский
Основная идея
Главная мысль произведения Пушкина «Мадонна» заключается в том, что любовь – наивысшее чувство в нашей жизни, оно возрождает человека, даёт веру и надежду, открывает лучшие качества в личности. К любви нужно стремиться, воспитывать в себе умение касаться души любимого человека, открываться ему, доверять и говорить о своих чувствах. Эту мысль доносит до нас автор в своём стихотворении. Поэт восхищается своей возлюбленной, вознося её до небес в прямом смысле этого слова.
В нашей жизни может быть множество хороших друзей и знакомых, с которыми приятно проводить время. Они своего рода «картины старинных мастеров», но родственную душу, светлую любовь, свою «Мадонну» возможно встретить лишь раз в жизни. Таков смысл стихотворения Пушкина «Мадонна».
Пушкин создал поэтический образ Мадонны. Для автора Мадонна является символом вечных ценностей, которые нам необходимо беречь, суметь пронести сквозь столетия. Всё в этом мире изменчиво, но святой образ чистой Девы останется навсегда самым высоким и одухотворённым. К такому образу-совершенству всегда стоит стремиться. Самое главное – это средоточие на духовном и прекрасном, а также возвышенность чувств и осмысленность поступков.