«песня последней встречи»: женская душа в русской поэзии

«песня последней встречи» а. ахматова

Жанр произведения, направление и размер

Принадлежность произведения к определенному жанру можно понять уже из названия, поэтесса сама дает читателю подсказку. Однако, некоторые литераторы придерживаются мнения, что это произведение настолько переполнено чувствами, что точно его классифицировать невозможно.

Однако произведение также можно отнести к жанру элегия, который характерен конкретными признаками:

  • Главный герой произведения – обычный простой человек.
  • Присутствует поэтический параллелизм.
  • Для произведения характерны чувственные диалоги, которые порождают некий дисбаланс.

Если говорить об определенном литературном течении, то ранние стихи Ахматовой можно безоговорочно отнести к акмеизму. С наступлением Сталинской эпохи в творчестве автора прослеживается символизм. Рассматривая конкретное произведение, четко видно направление акмеизм:

  • В произведении происходит описание конкретных чувств человека, его состояние и отношение к окружающему мире.
  • Центром произведения является человек с его внутренними переживаниями, которые проецируются на окружающий мир.

Говоря о размере произведения, следует отметить один достаточно интересный факт, не смотря на небольшой объем стихотворения, оно написано в размере диметр. Стих состоит из четырех куплетов по четыре строки. Каждый из куплетов условно разделен еще на два. В каждых двух первых строках куплетов строго соблюдается дактиль, а вот в остальных двух строках каждого куплета размерность уже теряется.

В остальном произведение полностью соответствует классическим нормам русской поэзии.

Анализ стихотворения «Летний сад» Ахматовой

Произведение «Летний сад» было создано А. Ахматовой в поздний период творчества (1959 г). Оно проникнуто печальными размышлениями поэтессы о давно ушедшей молодости, которая уже никогда не вернется.

Лирическая героиня мечтает вернуться в прошлое, когда ее чувства и ощущения были еще наполнены молодостью и свежестью. Она вспоминает о «единственном саде», в котором она проводила самые лучшие дни. Расположенные в том саду статуи бережно хранят воспоминания о юной поэтессе. Она хотела бы вновь услышать воображаемый «мачт корабельных… скрип», увидеть плывущего лебедя.

Молодость лирической героини была самым счастливым временем в ее жизни. Возврат в прошлое позволил бы сбросить с себя невероятно тяжелый груз прожитых лет, забыть обо всех радостях и огорчениях взрослой жизни. Поэтесса использует очень яркий образ для описания этого долгого времени: мертвый сон «сотен тысяч шагов врагов и друзей».

В произведении четко прослеживается двойственность образов: «статуи помнят» — «я их… помню»; «царственные липы» — «мачты корабельные»; «лебедь» — отраженный в воде «двойник»; «врагов и друзей». Это противопоставление подчеркивает различие между прошлым и настоящим, старым Петербургом и современным Ленинградом.

Летний сад ассоциируется у Ахматовой с райским Эдемом. Это таинственное место, где творческий человек может почувствовать настоящую свободу. Сад уже не принадлежит этому миру, поэтому найти его можно только в прошлом. Лирическая героиня совершает мысленную прогулку по своему саду. Мимо нее проходит бесконечная вереница теней. Временные границы стираются, но пространственные остаются: «от вазы гранитной до двери дворца». В таинственном саду царит волшебная а, «все перламутром и яшмой горит».

В целом произведение «Летний сад» содержит два смысловых уровня. На первом Ахматова предается воспоминаниям о своей духовной родине. На протяжении всей жизни поэтесса не скрывала своего восхищения перед строгой красотой старинного Санкт-Петербурга. На втором уровне воспоминания переходят в другое измерение. Реальный Летний сад превращается в таинственный Эдем. Еще в юности Ахматова писала, что в ее сознании было несколько Петербургов. Один из них надежно хранил память о поэтессе. В последние годы жизни она мечтала вернуться в этот самой дорогой ее сердцу город.

Стихотворение «Летний сад» Анны Ахматовой было написано в 1959 году. Оно относится к такому литературному направлению, как акмеизм. Его представители через определённые предметы, явления, звуки передают настроение и чувства лирического героя («матч корабельных скрип», «сотни тысяч шагов»)

Тема стихотворения — тоска по молодости и по прекрасному городу Санкт-Петербургу:

Я к розам хочу, в тот единственный сад,

Где лучшая в мире стоит из оград…

Анна Ахматова хочет донести до читателя мысль о скоротечности времени и бессмертии великого. Молодость лирической героини прошла именно в Петербурге, и вся её жизнь была связана с этим городом. Северная столица была до героини, будет и после неё («И лебедь, как прежде, плывет сквозь века»)

Нельзя сказать, что настроение восьмистишия грустное или весёлое, оно скорее спокойное и ностальгическое.

Воспоминания не очень яркие, они наполнены расплывчатыми образами и тихими звуками: неслышные шаги, шёпот, скрип. А сам город буквально дышит величием («царственные липы»), красотой и чистотой (лебедь — символ чистоты)

В лирическом стихотворении автор использует много тропов и стилистических фигур. Эпитеты: «высокая любовь», «царственные липы». Олицетворения: «статуи помнят», «спят сотни тысяч шагов». Сравнение: «перламутром и яшмой горит». Аллитерация, например, в строке «В душистой тиши» слышится звук «ш», будто ветер колышет деревья. Инверсия: «ночи мои», «мачт корабельный скрип», «света источник».

Обновлено: 2017-05-16

Внимание!

Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмитеCtrl+Enter . Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание

Анна Ахматова — Творчество: Стих

Бывает так: какая-то истома; В ушах не умолкает бой часов; Вдали раскат стихающего грома. Неузнанных и пленных голосов Мне чудятся и жалобы и стоны, Сужается какой-то тайный круг, Но в этой бездне шепотов и звонов Встает один, все победивший звук. Так вкруг него непоправимо тихо, Что слышно, как в лесу растет трава, Как по земле идет с котомкой лихо… Но вот уже послышались слова И легких рифм сигнальные звоночки, — Тогда я начинаю понимать, И просто продиктованные строчки Ложатся в белоснежную тетрадь. 5 ноября 1936, Фонтанный Дом

Мне ни к чему одические рати И прелесть элегических затей. По мне, в стихах все быть должно некстати, Не так, как у людей.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда, Как желтый одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

Сердитый окрик, дегтя запах свежий, Таинственная плесень на стене… И стих уже звучит, задорен, нежен, На радость вам и мне.

Структурный и композиционный анализ

Творение Анны Андреевной Ахматовой представлено монологом лирического персонажа женского пола. Повествование можно разделить на две части: в первой описывается, как героиня покидает здание после ссоры, во второй — ее воображаемый разговор с мужчиной.

Жанр и стихотворный размер

Произведение Ахматовой относится к литературному направлению — элегия. Этому свидетельствует боль, горечь и разочарование, с которым ведет монолог главная героиня. Творение русской поэтессы представлено пятистопным ямбом. Строфы написаны с употреблением перекрестной АВАВ-рифмовки. Автор использует как женскую, так и мужскую рифму.

Анализ стихотворения Творчество Ахматовой

Произведение является составной частью поэтического сборника «Тайны ремесла», основной целью которого поэт представляет описание творческой процесса и объяснение появления поэтических строк.

Стихотворение описывает несколько последовательных этапов, при которых рождается поэтическое творчество, состоящих, по мнению поэтессы, из первоначальной некой загадочности, мысленной запутанности, перерастающей в мелодичное звучание, а затем и появления творческого вдохновения, заключающегося в сложении звучащих в мыслях слов в рифмы и создания целостных лирических поэтических образов.

Произведение представляет собой сочетание символического и романтического жанров, которые совместно создают ощущение чудесной, таинственной и фантастической атмосферы творчества, при этом используемые приемы символизма и романтизма в стихотворении поэтессы отличаются от традиционных.

С литературоведческой точки зрения, стихотворение относится к авторефлексивному тексту, состоящему из трех частей, в которых на протяжении повествования лексическая структура подвергается видоизменению, что создает впечатление о противопоставлении двух разных образных миров в виде обычного, реального существования и внутреннего мира поэта, отражающего его духовное настроение в момент создания творческого произведения.

Главной задачей поэта изображается его способность услышать рождающиеся в его душе звуковые мотивы для того, чтобы впоследствии перевести услышанную звуковую мелодию в словесную оболочку.

Эмоциональную и смысловую окраску стихотворению придают используемые поэтессой легкие рифмы, заключающие в себе восхитительную мягкость и особое очарование, создающие вкусовое ощущение каждого выражения.

Отличительной особенностью произведения является изображение поэтессой мира собственной фантазии в виде литературного процесса в качестве мистического события, происходящего под влиянием высшей силы, тем самым утверждая, что поэтический талант, с помощью которого на свет рождаются удивительные творения, дается человеку по божьей воле, без непосредственного волеизъявления автора.

Состояние, которое чувствует творческий человек, поэтесса называет неким отрешением, трансом, позволяющим прикоснуться к мировому ходу времени и ощутить все чувства людей в настоящем, прошлом и будущем.

Тема

В стихотворении развивается традиционная для литературы тема разрыва отношений влюбленных. Подается она через женское восприятие. В центре произведения лирическая героиня. Уже в первом стихе читатель замечает, что она очень взволнована, от этого у нее холодеет грудь. Мысли героини где-то далеко, поэтому она путается, когда надевает перчатки.

«Ода Вольность» анализ стихотворения Пушкина по плану кратко – идея, жанр, история создания, лирический герой

Состояние лирической героини, настолько напряженное, что три ступеньки кажутся ей длинной лестницей. Женщину преследует голос любимого, который слышится даже в кленовых листьях. Видимо, мужчина тоже страдает, так как просит любимую умереть вместе с ним. Женщина без раздумий соглашается. В этих строках смерть понимается не как физическое, а как душевное состояние. Мы понимаем, что оба героя ощутили, как что-то раскололось внутри.

Лирическая героиня, наконец, решается взглянуть на дом, где вспыхнула ссора. Единственное, что она увидела – «равнодушно-желтый огонь» от свечей в спальне. А. Ахматова не зря упоминает желтый цвет, традиционно символизирует разлуку.

В контексте темы поэтесса развивает идею о том, что настоящую любовь нельзя убить в ссоре, даже после разлуки она остается в сердцах влюбленных, только теперь не греет, а сжигает их.

Средства выразительности

Тропы в стихотворении «Песнь о последней встрече» создают мрачную осеннюю атмосферу заката любви:

  1. “беспомощно грудь холодела” — метафора. Этим приемом Ахматова чрезвычайно емко описывает чувство всеохватывающего страха, которое окутывает каждого, замирающего в ожидании удара судьбы, чья неизбежность очевидна. Подобное чувство испытывает и героиня, идущая на последнюю встречу с человеком, любовь к которому более чем вечна — безвременна.
  2. “шепот осенний” — синекдоха. Чтобы наделить динамикой сцену описываемого расставания, возлюбленный героини показывается уже на порядок покинувшим ее. В момент, когда он объясняется, он теряет физическое воплощение, и от него остается лишь шепот — то, чем вынуждена довольствоваться покинутая женщина, чья душа вопит от осознания случившегося.
  3. “унылой, переменчивой, злой судьбой” — эпитеты. Ряд удачно подобранных эпитетов, в красках описывающих эгоизм и нахальство судьбы по отношению к людям — большего не скажешь.
  4. “И я тоже. Умру с тобой.” — парцелляция. Разделяя точкой не просто целостное предложение, а подлежащее и сказуемое, что вовсе выбивается из правил русского синтаксиса, Ахматова демонстрирует решимость и серьезность своей героини. Она не просто вторит возлюбленному, поддерживая драматический тон происходящего. Она, как и многие из нас, поначалу автоматически отражает эмоции любимого, стоящего перед ней, затем прерывается, делая паузу (и обозначенную точкой), обдумывает свои слова и приходит осознанию их душевной подлинности, рациональности, понимает, что на этом моменте ее жизнь рискует оборвать свой цвет надолго, возможно, навечно. На это уже способен не каждый. Лишь трижды живой (любящий).
  5. “песня последней встречи” — метафора. Навряд ли тяжелое расставание, окрашенное столь сильными взаимными чувствами героев, можно ассоциировать с песней, ассоциирующейся в русском культурном пространстве с другим эмоциональным полем. И уж тем более не место песне там, где есть сбитое дыхание, непросыхающие слезы и бьющееся артериальной канонадой сердце.
  6. “равнодушно-желтым огнем” — эпитет. После расставания героиня чувствует себя безразличной к каким бы то ни было проявлениям мира. Пропал катализатор чувств — любовь, и все вокруг становится постылым и безыдейным. Потому и свечи горят не “задумчивым янтарем” или “пламенной искрой”, а именно “равнодушной-желтым огнем”.

Стихотворение А.А. Ахматовой «Песня последней встречи» (восприятие, истолкование, оценка)

Творчество А.
Ахматовой – совершенно уникальное явление в русской поэзии. До Ахматовой
история знала немало женщин-поэтесс, однако лишь ей суждено было стать женским
голосом своего времени и перешагнуть затем через все временные рубежи. После
первого же сборника стихов Ахматова воспринимается как тонкий художник женской
любви во всех ее проявлениях. Ее любовную поэзию отличает глубокий психологизм.
Однако ахматовская лирика любви – это прежде всего лирика разрыва, утраченного
чувства. А потому доминирующим настроением таких стихотворений становится
настроение печали. Ярким примером всего вышесказанного может стать стихотворение
А. Ахматовой «Песня последней встречи».

Стихотворение
написано в 1911 году, то есть это произведение ранней лирики Ахматовой,
вошедшее в ее первый поэтический сборник «Вечер». Драматизм темы ощущается уже
в самом названии стихотворения: встреча не какая-нибудь, а «последняя». Сюжетом
поэтического повествования служит движение мысли и чувства лирической героини,
характер которой проявляется уже с первых строк стихотворения. Используя прием
контраста (антитезы), поэтесса тем самым подчеркивает горделивость натуры
героини, не желающей раскрываться в своих чувствах:

Так беспомощно
грудь холодела,

Но шаги мои
были легки.

Однако душевное
состояние лирической героини Ахматова передает с помощью своего излюбленного
приема «говорящей детали»:

Я на правую
руку надела

Перчатку с
левой руки.

Отрешенной от
реального мира, ей, спустившейся по знакомым трем ступеням, показалось, что их
было «много». И в этом противопоставлении «кажущегося» и действительного явно
ощутим разлад между душой героини и ее сознанием. Сердцем она, по-видимому, еще
с тем, кого уже мысленно вычеркнула из своей жизни: не случайно о «нем»
лирическая героиня не обмолвится ни словом.

Душевному
состоянию героини созвучна «одушевленная» природа (или это созвучие только
кажущееся ей?). Таким образом, в стихотворении мотив разлуки переплетается с
мотивом смерти, беспощадного рока. Героине, от того, что она оказывается не
единственной жертвой «переменчивой, злой судьбы», на мгновение как будто
становится легче, и она с нежностью произносит: «Милый, милый!» И этот «шепот
осенний» лирическая героиня принимает за «песню последней встречи». А «темный
дом», на который она бросает прощальный взгляд, видится нам немым свидетелем
ушедшей любви. Горящие в спальне свечи не рассеивают этой темноты, потому что
горят теперь «равнодушно-желтым» огнем, желтый цвет разлуки венчает эту
короткую лирическую исповедь.

Настроение
безысходной, давящей грусти создается прежде всего на лексическом уровне:
«грудь холодела», «шепот осенний», «умри», «унылой … злой судьбой», «последней
встречи», «темный дом», «равнодушно-желтым огнем». На фонетическом уровне на
протяжении всего текста поэтического повествования слышится ассонирующий звук
«у», усиливающий ощущения уныния, печали. Мотив утраты подчеркивается и тем, что
в стихотворении все глаголы используются исключительно в прошедшем времени.

Вообще следует
отметить, что поэтическая речь Ахматовой не отличается богатством
изобразительных средств. Не противоречит этому замечанию и данное
стихотворение. Говоря словами Пушкина, ему присуща «прелесть нагой простоты».
Эта простота ахматовской речи вместе с искренностью интонации, создающейся
благодаря частому использованию местоимения «я», делает стихотворение особенно
близким и понятным читателям (и в первую очередь конечно читательницам).

Оттенок
задушевности, доверительности придает интонации и выбранный поэтессой
стихотворный размер анапест, известный своей «певучестью». А ритмический сбой в
последней строке первой строфы («Перчатку с левой руки»), думается, далеко не случаен:
он подчеркивает душевное смятение лирической героини.

Таким образом,
стихотворение А. Ахматовой, обращенной к, казалось бы, вполне традиционной
теме, по своему весьма оригинально. Описывая всего лишь путь героини,
простившейся со своей любовью и уходящей из дома, с которым для нее связана ее
совсем недавняя счастливая жизнь, поэтесса рассказала нам о полной драматизма
женской судьбе.

Лирическая
героиня до мелочей запомнила тот путь, который все дальше уводил ее от того,
что называется женским счастьем. Так, многим знакомая жизненная ситуация под
пером еще молодого мастера слова становятся лирическим шедевром.

Изобразительный синтаксис

Внешняя простота, завершенность речевого потока достигается использованием двусоставных предложений и пар однородных членов, оформленных союзом И. Однако стихотворение не оставляет впечатление эмоциональной инертности. Экспрессивность стихотворения создается стилистическими фигурами речи.

Следует обратить внимание на инверсию («У озерных грустил берегов», «здесь лежала его треуголка» и др. )

Мы знаем, что инверсия относится к числу стилистических фигур и неожиданный порядок слов может распределить иначе смысловые акценты предложения. Использование порядка слов в стилистических целях в данном фрагменте («У озерных грустил берегов») подчёркивает одиночество лирического героя, для которого «озерные берега» были местом вдохновения, раздумий. В другом фрагменте («здесь лежала его треуголка») на первое место ставится обстоятельственное слово

Зачем? Автору было очень важно сказать читателю, что именно «здесь» бывал Пушкин

Особо выразительно и психологически значимо в тексте многоточие («устилают низкие пни»), сигнализирующее о душевном волнении героини, обращённой в далёкое прошлое. Ведь именно у него, у Пушкина, Ахматова училась подлинности поэтического слова. Именно Пушкин всегда был для неё тем родником духовности, к которому постоянно хочется припадать.

А. С. Пушкин в повести «Арап Петра Великого» как-то заметил: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная». Сегодня я, читая стихотворение Анны Ахматовой, попыталась прикоснуться к этой занимательной науке.

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворений Толстого
  • Анализ стихотворений Ахматовой
  • Анализ стихотворения Ты отстрадала, я еще страдаю Фета Стихотворение Ты отстрадала, я еще страдаю относится к лазичевскому циклу, который Фет написал на закате своего творческого пути. Этот цикл был посвящен Марии Лазич, трагически погибшей в 1950 году.
  • Анализ стихотворения Какая ночь! Я не могу Есенина Может казаться, будто поэт или писатель далек от мирской суеты от простых забот и немного пошлых метаморфоз человеческих отношений. Тем не менее, в действительности такая отдаленность может зачастую быть только в уме
  • Анализ стихотворения Заболоцкого Можжевеловый куст Стихотворение «Можжевеловый куст» было написано в 1957 году и является частью сборника Заболоцкого под названием «Последняя любовь». Причиной обращения поэта в любовную лирику стало событие

Тематическое направление

В произведении автор развивает традиционную для литературы тему — расставание двух влюбленных. Повествование подается через женский взгляд на происходящие события. Центральный образ — лирическая героиня, душевное состояние которой можно понять уже из первой строки.

Мысли женщины путаются, напряжение и боль навевают ей образ любимого, и его голос ей слышится даже в листьях деревьев. При чтении становится понятно, что мужчина тоже страдает, он просит возлюбленную уйти из жизни вместе с ним, а она без раздумий соглашается. Однако в этой смерти заложена идея не физической кончины, а душевного краха, когда оба персонажа понимают, что внутри что-то сломалось, раскололось на части.

Женщина в конце решается взглянуть на место, которое принесло ей боль и расставание с любимым, но не замечает ничего, кроме тусклого света свечей. Поэтесса специально пишет про желтый цвет, который считается символом разлуки.

Структурный и композиционный анализ

Творение Анны Андреевной Ахматовой представлено монологом лирического персонажа женского пола. Повествование можно разделить на две части: в первой описывается, как героиня покидает здание после ссоры, во второй — ее воображаемый разговор с мужчиной.

Жанр и стихотворный размер

Произведение Ахматовой относится к литературному направлению — элегия. Этому свидетельствует боль, горечь и разочарование, с которым ведет монолог главная героиня. Творение русской поэтессы представлено пятистопным ямбом. Строфы написаны с употреблением перекрестной АВАВ-рифмовки. Автор использует как женскую, так и мужскую рифму.

Средства выразительности

Для передачи чувств влюбленных Анна Андреевна прибегает к литературным приемам. Они же — отличный способ реализации авторской идеи. В тексте стихотворения применены:

  • метафоры — «беспомощно грудь холодела», «между кленов шепот осенний попросил», «я обманут моей унылой, переменчивой, злой судьбой».
  • эпитеты — «шаги легки», «переменчивая судьба», «последняя встреча», «равнодушно-желтый огонь».

Особенностью любовной лирики А. А. Ахматовой, даже той, что относится к раннему творчеству, является правдоподобность. После прочтения стиха становится понятно, что поэтесса не использует сравнения, но пишет так реально, будто сама переживает боль, грусть и горечь расставания.

Умру с тобой

Милый просит умереть с собой? И тут нет особого таинства – возможно, вчерашний любимый человек просто не хочет, чтобы его недавняя девушка кому-то доставалась. Фактор собственничества – не более, но героиня воспринимает его по-своему и желает умереть с ним. Ей кажется, что это слова от боли, а это лишь нежелание делиться даже тенью.

Из последнего четверостишия мы видим фон последней встречи, когда дом любви становится пуст и только в спальне, месте финального свидания, ещё горят свечи, хотя их свет равнодушно-жёлтый и тускнеет с каждой минутой. Помним, что жёлтый цвет издавна считается цветом разлуки, так что он выбран Ахматовой для героини не случайно.

Стихотворение наполнено безысходной тоской, когда боль ещё пульсирует в сердце, но с каждым ударом пульс ослабевает, даря надежду на выздоровление. Строки легко читаются и, несмотря на 1911 год написания, близки многим современным девушкам, пережившим или переживающим боль разлуки.

История создания

Анализируемое произведение относится к раннему периоду творчества Анны Ахматовой. Поэтесса написала его в 1911 г., в период, когда была связана брачными узами с Н. Гумилевым. В это время ее стихотворения наполнены мотивами разлуки, несчастной любви, любовных страданий. Поклонники этого пласта ее творчества были уверены, что женщина заводила романы на стороне. Тем не менее, они ошибались. Анна Андреевна была верна мужу, который, кстати, помогал ей публиковаться.

«Песня последней встречи» – фантазия поэта, герои ее сотканы из наблюдений автора за окружающими. Интересно, что подобные стихотворения иногда становились причиной ссор между Н. Гумилевым и А. Ахматовой, о чем вспоминали очевидцы.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: