Гавриил державин 📜 приглашение к обеду

Гавриил державин: стихи для школьников. школьная программа.

Средства выразительности

Державин для более глубокой проработки образов использует разные средства художественной выразительности:

  • метафоры («проливать блаженство», «стезя кротости», «мысли в химерах»);
  • сравнения («Как волк овец, людей не давишь», «Кто благостью велик, как бог?»);
  • эпитеты («богоподобная царица», «мудрость несравненна», «оком лучезарным», «праведный свет»);
  • риторические обращения («Подай, Фелица!»);
  • риторические вопросы («Где ж добродетель обитает? / Где роза без шипов растет?»);
  • фразеологизмы («пленять дух и ум», «укрощать страсти»);
  • анафоры («Где праздник для меня дают, / Где блещет стол сребром и златом, / Где тысячи различных блюд…»).

Кроме этого, он использует прием антитезы, противопоставляя образ мудрой Фелицы развратным и ленивым мурзам и праздному лирическому герою

Благодаря этому он как бы делит свое произведение на две части: в первой он прославляет Фелицу, во второй же – обращает внимание на существующие проблемы. Противопоставление подчеркивает контраст между тем, что видит императрица в своих фаворитах, и тем, кем они на самом деле являются

Творческое наследие Державина до сих пор вызывает исследовательский интерес. Оно сохраняет и свою актуальность, и эстетику. К нему возвращались и возвращаются многие поэты, которые высоко ценят поэтико-стилистические особенности оды «К Фелице». Без сомнения, Державин смог воздвигнуть себе литературный памятник, который не сломит «ни вихрь, ни буря, ни времени полет».

«Водопад»

В этой оде, написанной в 1791 году, главным образом становится образ потока, символизирующего бренность бытия, земной славы и человеческого величия. Прообразом водопада послужил Кивач, находящийся в Карелии. Цветовая палитра произведения богата различными оттенками и красками. Первоначально это было всего лишь описание водопада, но после смерти князя Потемкина (неожиданно умершего по дороге домой, возвращаясь с победой в русско-турецкой войне) Гаврила Романович дополнил картину смысловым содержанием, и водопад стал олицетворять собой бренность жизни и наводить на философские размышления о различных ценностях. Державин был лично знаком с князем Потемкиным и не мог не отозваться на его внезапную кончину.

Однако Гаврила Романович был далек от восхищения Потемкиным. В оде ему противопоставляется Румянцев — вот кто, по мнению автора, истинный герой. Румянцев был настоящим патриотом, заботящемся об общей пользе, а не личной славе и благосостоянии. Этому герою в оде образно соответствует тихий ручеек. Шумному водопаду противопоставляется невзрачная красота реки Суны с ее величественным и спокойным течением, полными ясности водами. Люди, подобные Румянцеву, спокойно, без суеты и кипения страстей проживающие свою жизнь, могут отразить всю красоту неба.

Анализ оды 3

Произведение представляет собой одно из лучших творений поэта. В нем автор восхваляет величие Господа, хотя и не с совсем ортодоксальных позиций.

Стихотворное произведение представляет собой оду, жанр типичный для восемнадцатого столетия, в конце которого оно было написано. Создавая торжественное настроение, Державин широко использовал напыщенную лексику. Вполне естественными выглядят вставленные в текст стихотворения церковнославянские слова, так как, несмотря на распространившееся вольнодумство екатерининского времени, поэт, который к тоому же состоял на государственной службе, должен был систематически посещать церковные службы.

Кроме того, применяя привычную для людей своего времени лексику, автор вызывал ассоциации с христианской догматикой. Последнее должно было наглядно показать, что он все же придерживается общепринятый взглядов на религию. Воспевание величия Творца мироздания у Державина сочетается с утверждениями от первого лица о том, что именно Бог сотворил человека смерть, что люди так и задуманы. Эта мысль поэта прямо противоречит одной библейской цитате о том, что не Всевышний, а грех человека является причиной появления смерти в этом мире, и могла вызвать обвинения в ереси. Однако времена тогда были уже достаточно либеральные.

Однако из текста стихотворения видно, что ничего богоборческого автор писать явно не желал. Другие его мыли, в частности, подчеркивание богосыновства человека, невозможности, чтобы он появился сам, без участия Творца, особого положения людей, занимающих промежуточную ступень между ангелами и животным миром, вполне соответствовали православному вероучению. Целью сомнительного тезиса, вероятно, было желание верующего человека подчеркнуть величие Бога. Отсылка к учению о воскресении, вероятно, слишком явно ставила человека на одну доску с Богом и провоцировала его гордыню.

Скорее всего, целью автора оды было дать ответ философам, придерживающихся атеистических воззрений. На службу этой цели были поставлены и чисто о стилистические приемы. Самый ильный из них – антитеза. Поэт постоянно использует противопоставления, подводя к кульминационному моменту, создавая напряжение.

  • Анализ стихотворения Вельможа Державина За все время Державин написал огромное количество разных произведений. Он мог писать замечательные и проникновенные стихотворения, в которых прославляются наши солдаты.
  • Анализ стихотворения Жуковского Птичка сочинение Небольшое по объему стихотворение В. Жуковского «Птичка» носит веселый, легкий на первый взгляд характер. По ритму оно напоминает произведение, относящееся к русскому народному фольклору

10 января 2017 Глубоко и пылко верующий человек, Гавриил Романович Державин (1743-1816) в своей оде «Бог» попытался проанализировать, что есть Творец и как человек предстоит перед ним. Он не пошел проторенными тропами, а создал личный уникальный портрет Бога — Творца всего сущего.

Тема и идея

Центральная тема произведения — подведение итогов прожитой жизни, её анализ. Герой произведения, который олицетворяет самого автора, словно со стороны смотрит на неё, оценивая себя как человека, писателя, служителя родины и пример для потомков. Он рассказывает о своих ценностях и нравственной позиции, которой придерживался на протяжении всей жизни. Рассуждая о них, герой приходит к выводу, что считает их правильными и справедливыми несмотря на обстоятельства.

Ближе к концу стиха герой также говорит о своих недостатках, изъянах, ошибках. Между строк он признаётся, что не всё в жизни сделал правильно и искренне сожалеет о том, как провёл свои молодые годы. Восхищает, что он находит в себе силы признать ошибки и слабости настолько публично и открыто — это требует смелости.

Но персонаж не занимается самобичеванием, а сразу же оправдывает себя, предлагая бросить в него камень любому, кто считает себя совершенным. В этих строках и скрыта главная тема произведения. Автор пытается донести, что никто не безгрешен, но если человек живёт по совести и не уступает своим принципам, ему нечего стыдиться и бояться.

Герой говорит, что успел пройти через множество взлётов и падений, но это не смогло сломать его дух. Подводя итог своей жизни, Гавриил Романович остаётся доволен. Он преданно служил людям и государству, создал множество замечательных произведений и поступал в согласии с совестью, а значит и упрекнуть его не в чем.

Вариант 2

На границе веков в 1799 году Гаврила Державин написал стихотворение Русские девушки, где он воспевал красоту обитательниц земли русской. Нужно отметить, данная тема является актуальной до сих пор и вполне обоснованно актуальной. Ведь в России девушки действительно отличаются красотой, и этот факт признан не только здесь, но и во многих других странах.

Собственно с этого и начинает поэт свое произведение, он обращается к лирику Анакреонту, который в тексте называется «певец тиисский», то есть певец из города Теос. Далее начинается разнообразное описание русских красавиц и оно длится как калейдоскоп, распространяется своеобразным танцем, в котором каждая новая фигура предлагает рассмотреть очередной аспект русской красоты. Последовательно Державин дает описание телесной красоты «челы белые», «груди нежные», «огневые ямки на ланитах», взгляд, усмешка и многое другое.

На самом деле такое описание напоминает любовную лирику и даже может переносить внимание в сторону классики подобного жанра, к примеру, на Песнь Песней или нечто подобное. Ведь нередко любовная лирика, посвященная определенному человеку представляет собой именно такое последовательное перечисление элементов красоты, которые сравниваются с чем-то великолепным, к примеру, взгляд – полный искр

Державин в свою очередь создает некий собирательный образ, который представляет собой как бы обобщенную красоту русских девушек, выбор самых лучших качеств, которые только могут наблюдаться в них.

Нужно сказать, поэт не говорит и придворных дамах или представительницах высшего света, он говорит о простых людях, которых огромное количество на земле. Именно эта простота и является подлинной красотой, а красота заключается в легкости, с которой девушки пляшут «бычка» и стучат «башмачками в лад». Такой акцент подчеркивается и манерой стихосложение, где используется простая рифма и ритмический рисунок, которые тоже относят читателя куда-то в сторону народных танцев и творчества.

Стихотворение также насыщено движением. Используется множество глаголов и часто строчки носят вопросительную форму. Благодаря чему создается отклик от читателя и дополнительная динамика.

Это интересно: 307,Анализ стихотворения Родина А, блок

Анализ стихотворения Г. Р. Державина «Приглашение к обеду»

Стихотворение написано в 1795 году. Считается, что оно адресовано другу и покровителю поэта И. И. Шувалову, видному государственному деятелю и любимцу императрицы.

Стихотворение содержит такие средства художественной выразительности:

инверсию – «стерлядь золотая», «не смеют слуги … дохнуть», «хозяйка статная», «благодетель данный», «пирушки сей», «не коснется шаг», которая позволяет гармонично выстроить рифму;
ряды однородных членов предложения – «стерлядь, каймак, борщ», «благодетель, творец», «резьбы, злата и сребра», «вкус, опрятство, нрав», «поесть, попить, повеселиться», «наслаждаться, утешаться» – способ предельно точного изображения интерьера и действий персонажей;
олицетворения – «вина, пунш манят», «благовоньи льются», «плоды смеются», «смерть смотрит», «ненастье не помрачает», «счастье приголубливает, гладит рукой», «нарядный дом» – делает изложение образным и предельно емким;
метафоры – «манят искрами», «знатен славой», «творец добра», «цена достоинств», «век наш тень», «лучи порфир (приметы власти)», «нега слуха», «спокойство духа (прежде всего – уравновешенность, чистая совесть)»;
многосоюзие – «то льдом, то искрами», «не чин, не случай, не знатность», «ни ночь, ни день», «не в лучах …, не в вкусе …, не в неге …» – подчеркивает каждый член ряда;
архаизмы с усечениями – «младая», «злато», «златые», «сребро», «здравие» – приметы времени;
риторические восклицания – «Приди, творец!», «Ты, … благотворитель!», «А вражий дух да … не коснется…!», «Увы!», «Но, ах!», «Как часовой … жалок!», «Так!» – в сочетании с междометиями отражают важность темы, высоту чувств автора;
синекдоху – «насладися благ», «шаг не коснется»;
метонимию – «увиться цветами (то есть приукрасить себя)», «оставить мрачный взор (то есть развеселиться)»;
эпитеты – «твердый нрав», «вредные приправы», « русский обед», «вражий дух», «мрачный взор», «недоброхотный шаг», «громкая слава», «красные дни»;
лексический повтор – «Друзьям … посвящаю, друзьям» – выделяет ключевое слово;
антонимы – «младенчество – старость» – создают акцент на полярных сторонах бытия, его быстротечности;
риторический вопрос – «как не умудриться… не оставить … взор?»;
пословицу – «по платью ноги протягать», в современном изводе – «по одежке протягивать ножки», ее значение – жить соразмерно средствам, доходам;
лексику высокого стиля – «чертоги (богато украшены помещения, пышные покои)», «яствы (изысканные кушанья)».

Некоторые слова требуют пояснения. Шексна – приволжский город в Вологодской области, славящийся рыбным промыслом. Каймак – это молочный продукт, род густых сливок. Оборот «послушать толк» означает «послушать рассуждение».

Автор рассматривает обед как повод встретиться с друзьями, которые являются высокопоставленными чиновниками. Но наполнение встречи – не банальное обжорство, а возможность обсудить важные вещи, получить удовольствие от общения с интересными собеседниками.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Подробная биография

Судьба Гавриила Романовича Державина удивительна: от обычного рядового солдата он поднялся по карьерной лестнице до министра Российской империи. Занимал пост губернатора двух областей и был личным советником Екатерины II.

Рожденный в 1743 году под Казанью в семье бедного дворянина Гавриил не мог мечтать о блестящем образовании. Рано ушел из жизни его отец, мальчик рос в селе Сокуры в родовом поместье.

Шестнадцатилетнем юношей Державин поступает на обучение в Казанскую гимназию, перед ним открывается мир поэзии Ломоносова, Сумарокова, он пытается начинать сочинять стихи.

В 1762 году Державин поступает в Преображенский полк рядовым гвардейцем. Первый офицерский чин прапорщика он получил после 10 лет службы. С 1773 года на протяжении двух лет Гавриил Романович участвовал в военных действиях против восстания Е.Пугачева. Занимаясь делопроизводством при штабе он имел возможность прикоснуться к первоисточникам событий того времени, поэтому неоценимым вкладом в изучение истории и хода событий крестьянской войны стали его записки. В этот же период появились в свете первые стихотворные произведения Державина.

Выйдя в отставку в 1777 году Гавриил Романович поступил на работу статским советником Правительственного Сената. Через год женился на шестнадцатилетней Екатерине Батидон, с который прожил в браке 17 лет, до скоропостижной кончины супруги.

Известность поэт получил после опубликования в 1782 году оды «Фелицы», которая восхваляла императрицы Российскую Екатерину II. С 1783 года Державин стал являться членом Императорской Российской академии.

С 1784 года на протяжении полутора лет Гавриил Романович занимал в Олонецкой губернии пост наместника. За свое недолгое правление он внес большой вклад в развитие губернии: построена и открыта первая городская больница, внедрена система городских судебных, финансовых и административных учреждений. Период жизни нашел отражение в творениях поэта «Буря», «Водопад», «Лебедь».

С 1786 года еще на два года Державин занимает пост губернатора Тамбовской губернии, где по его инициативе были открыты типография, театр, образовательные учреждения.

Активная жизненная позиция поэта помогли в продвижении по карьерной лестнице. С 1791 года Гавриил Романович служит кабинет-секретарем императрицы, через два года становится ее тайным советником , еще через два года назначается Екатериной II президентом Коммер-коллегии, с 1802 года по момента своего ухода на отдых становится министром юстиции. Все эти годы поэт не прекращал творить. В 1791 году им был написан первый гимн России. Еще при жизни Державина выходит в свет четырехтомник его произведений.

После окончания государственной службы Державин переезжает со второй женой Дарьей в свое именье Званки в Новгородской губернии. Детей у семьи не было и с 1800 года они взяли на воспитание детей погибшего друга поэта П.Лазарева. Одни из сыновей Михаил впоследствии будет первооткрывателем Антарктиды.

Оставшийся период жизни Державин посвятил литературе, им был основан литературный кружок «Беседы любителей русского слова». Скончался великий писатель в 1816 году.

Анализ Оды Фелица Державина

Державин является незаурядным поэтом, который имел свой почерк и свое видение происходящего. Признание к поэту пришло после того, как он написал оду «Фелица». Именно в 1782 году когда «Фелица» вышла в свет, ее автор и стал знаменитым. Это стихотворение было написано Екатерине Второй. Ей работа поэта очень понравилась и за это правительница щедро наградила Державина. Поэт работал на произведение в такую пору, когда такой жанр как ода уже не имел популярность. Но Державина это не остановило.

Автор «Фелицы» просто сломал все стереотипы того времени. Многие писатели и критики были немного ошарашены. Державин пренебрёг всеми правилами литературы того времени и написал свою работу. Творчество писателей и поэтов тех времен просто были переполнены красивыми словами. В свою очередь Державин решил довольно обычными словами показать, как он относится к Екатерине. Также Державин написал о своем отношении к близким людям императрицы.

Раннее творчество Державина, а именно «Фелица» конечно имеют строки, в которых присутствует превознесение императрицы. Поэт считал ее доброй и умной правительницей. Всего в «Фелице» 26 десятистиший. Больше половины из них, поэт посвятил Екатерине, причем все свои чувства он немало растянул. К тому же, можно заметить, что некоторые комплименты и восхваления имеют повторения в произведении «Фелица».

Для Державина было непростое время, особенно период написания «Фелицы». Это было время, когда общество проходило через определенные перемены. Люди начали меньше придерживаться своего мнения и шли по течению. Была потеряна сверхличность и мышление людей в стране. Происходил так называемый кризис, в котором происходила борьба нынешней власти со старым обществом. Именно это повлияло на то, что жанр ода стал восприниматься людьми. Поэт как раз в этот момент и написал «Филицу». В одночасье стал знаменитым и к тому же первопроходцем, новатором данного жанра. Читатели были поражены, а критики не знали, как оценивать работу автора. Державин смог ввести в жанр оды юмор, который касается обыденной для всех жизни.

После того, как ода была выпущена в люди, автор смог сам определить жанр, в котором написал произведение. Он назвал свою работу – смешанная ода. Державин придерживался мнения, что в обычной оде поэт восхваляет только высокопоставленных людей, но в жанре, в котором пишет Державин, можно писать обо всем.

Поэт дает понять, что ода это некий предшественник романа. В ней можно воплотить многие мысли касающиеся русского быта.

Анализ стихотворения Фелица по плану

История написания

Стихотворение «Памятник» было написано Державиным в 1795 году, когда 52-летний Гавриил Романович занимал должность президента Коммерц-коллегии в Петербурге. Он много сил отдавал работе на ответственном посту, однако никогда не забывал о столь любимой им поэзии.

Произведение относится к зрелому этапу творчества поэта, когда он занялся подведением итогов не только своего литературного пути, но и всей жизни. Переосмысливая полученный опыт, Гавриил Романович пытался определить своё место в жизни, в обществе, в литературе.

Во время своих размышлений придворный поэт обратил внимание на оду Горация, которая и вдохновила его на написание стихотворения «Памятник», ставшим, по сути, вольным переводом одноименного произведения древнеримского поэта. В своём «Памятнике» Гораций поделился идеей величия истинного художника-творца

Тема бессмертия поэта и его литературных трудов была настолько близка Державину, что он стал одним из первых русских авторов, который задумался о собственном предназначении и начал воспевать талант и поэтическую славу.

Анализ произведения Г. Р. Державина «Евгению. Жизнь Званская»

Стихотворение «Евгению. Жизнь Званская» опубликовано в 1807 году. Оно адресовано Евгению Болховитинову – историку, археологу и личному другу поэта. Званка – это имение Державина, и в рамках произведения поэт описывает сельский быт, свои занятия и плоды долгих раздумий.

Произведение написано Державиным как вышедшим на покой чиновником, но не поэтом в отставке. Со свойственным ему мастерством и любовью к России Гавриил Романович описывает не только прелести деревенской жизни, но и обозначает чистую совесть и внутреннюю свободу человека как великое благо. Стихотворение отражает мнение человека с колоссальным опытом и устоявшимися представлениями об истинных жизненных ценностях, об устройстве семейного очага и разумном хозяйствовании, об исторических судьбах Родины и характерных чертах русского народа.

Стихотворение включает массу средств художественной выразительности:

  • инверсию – «хлопот приказных (казенных)», «сыр белый», «раки красны»;
  • архаизмы – «светлица», «перст» – и многочисленные старославянизмы – «злато», «здравие», «кравы (коровы)»;
  • антонимы – «свобода – затворы», «поутру – ввечеру», «днешний – грядущий», необходимые для противопоставления свободы и духовного рабства;
  • ряды однородных членов – «зов, токованье, свист, рев, гром, ржанье», «полотна, сукна, ткани, узорны, образцы»;
  • перифразы – «сирены» – дворцовые льстецы, «Правитель вселенной» – Господь, «черная змея» – уныние, «жучки в епанечках» – мысли, заслуживающие внимания;
  • разговорную лексику – «(в)схрапну»;
  • синонимы – «прелести, красы»;
  • метафоры – «бремя роскоши», «жало честолюбия»;
  • риторические вопросы – «Зачем же … ехать…?», «Возможно ли сравнять…?», Что ж дух мой бременю?»;
  • риторические восклицания – «Забавно!», «Прекрасно!», «Приятно!»;
  • олицетворения – «воздух бьет, толчет, мелет», «век мещет перуны (воюет)», «полет мечт»;
  • авторские неологизмы – «бугрит (соха)», «огнезеленый»;
  • сравнения – «вычищать репейник, как на овечках», «искрами горя», «став щитом», «неслись рекой»;
  • лексический повтор – «светлицы, в которой дивлюся храбрости…, в которой … приносят полотна, … в которой врач …»;
  • синтаксический параллелизм – «где староста …, где художники…, где … играем …»;
  • оксюморон – «тихий гром».

Стихотворение напоминает живописное полотно – столько в нем красок и воздуха. Ряд слов требует пояснения: «водомет» – фонтан, «тихогром» – фортепиано, «зефир» – легкий теплый ветер, «скудельная» – слабая, малозвучная, скромная. Фелица – женское греческое имя, переводимое как «счастье, довольство» и являющееся отсылкой к славе и могуществу Екатерины Великой.

Читая произведение, читатель видит, как сельский досуг, масса свободного времени дают автору возможность осмыслить семейные ценности, по-новому взглянуть на красоту природы, понять важность искреннего человеческого общения. Державин описывает поданные к столу продукты и блюда не для того, чтобы похвалиться личным благосостоянием, иностранными кулинарными изысками – он изображает натуральную здоровую (традиционную русскую) еду и природные богатства России

Автор отмечает трудолюбие простого народа, славит времена правления Александра I, отмечает мудрость и взвешенность политики императора, как глубоко верующий человек славит Бога и подчеркивает вечное небесное покровительство Отчизны. Произведение традиционно включает отсылки к древнеримской (с Сатурном связано представление о золотом веке, мире и изобилии) и древнегреческой мифологии (хариты – богини веселья и радости жизни, Клия (Клио) – муза истории).

Стихотворение «Евгению. Жизнь Званская» – своеобразный, глубоко продуманный отчет Гавриила Романовича о прожитых годах. И поэт убежден в собственной исторической правоте и обоснованности своей патриотической позиции.

Рубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑ Длинные стихи ✑

Тема, идея

Производя анализ стихотворения Державина «Признание» по ключевым словам, мы выявляем идейно-смысловой его . Именно «человечье», т. е. гуманное, со свойственной ему добротой, искренностью, верой во всё лучшее. Это подтверждают и другие примеры текста: герой не любит притворяться и «философа брать вид», в поэзии он прославляет не себя, а высшие силы, наградившие его талантом. Всячески подчёркивая именно человеческую природу своего дара, Державин «Признание» строит по принципу противопоставления. Он подчёркивает, что если прославлял царей, то не из-за верноподданнических чувств, а чтобы воспеть добродетели, необходимые в государственных лицах, и указать на них сильным мира сего. Победы ним восхвалялись, дабы потомки знали о важных событиях своей истории, гордились ими, и свою страну, своё время тоже поднимали на пьедестал великих свершений. В глаза лирический герой и истины «брякал» вельможам, критикуя их не из зависти или злобы, а чтобы те становились лучше. Именно искренность, правдивость, открытость миру и людям считает главными достоинствами своей поэзии Державин. «Признание», анализ которого мы сделали, позволяет утверждать это в полной мере. Тем и ценен для нас дар Гавриила Романовича, его уникальное стихотворное наследие. Замыкая эпоху классицизма русской литературы, он сумел придать ему живой человеческий облик. Потому и Пушкин искренне считал Державина своим гениальным учителем.

История создания оды «Бог» Державина

Державин сам писал о том, что мысль о написании оды пришла ему еще в 1780 году. На дворе стояло Светлое Воскресенье, что наталкивает на мысль об общении Державина с самим Творцом. Однако писать он в то время не мог, ведь все время этот деятельный человек верно отдавал службе в Сенате, поэтому и сосредоточиться на творческой деятельности было довольно проблематично. Продолжим анализ оды «Бог».

После написания первых строк Державин положил бумаги в дальний ящик и на некоторое время забыл о возвышенных мыслях. Только спустя четыре года ему удалось отправиться в Нарву и найти полное уединение, что сподвигло его на продолжение работы. Державин творил несколько ночей, но никак не мог доделать заключительную часть. Вдохновение пришло к нему во сне — он проснулся и, наконец, завершил свое знаменитое произведение, навсегда оставившее след в литературе.

План оды можно составить иначе

  1. История создания оды.
  2. Посвящение Богу (первые пять строф).
  3. Лик человека перед Создателем (6, 7, 8, 9 и 10-я строфы).
  4. Заключение.

Оду «Бог» следует рассматривать как замечательный пример философской лирики.

Анализ оды Державина «Бог»
Гавриила Романовича Державина можно считать одним из самых важных деятелей литературы восемнадцатого века. Его творчество было необычайно и разнообразно. Образ гражданина, воспетый в творчестве Державина, был воистину велик и поэтичен. Поэт был новатором, он имел и не боялся выражать собственные прогрессивные мысли. Немало внимания в своей жизни Державин уделил теме значения поэта, творчества. Об этом было написано множество его произведений, в том числе стихотворение «Памятник».Философия Державина Гавриила Романовича очень не проста, её нелегко понять. Необходимо внимательно вчитываться не только в строки его произведений, но и пытаться читать «между строк». Державин однажды писал о себе, что первым словом, которое он произнёс в своей жизни, было слово «Бог». Спустя года поэт напишет прекрасную оду «Бог», о которой мы сейчас и побеседуем.Ода Державина «Бог» — одно из самых глубоких и философских произведений поэта. Она была написана в 1780-1784-ые года. В этом стихотворении, Гавриил Романович показал своё мировоззрение, отношение к окружающему миру. Когда Державин написал оду «Бог», ему было больше сорока, и основанием для этого произведения послужили его жизненный опыт и полученная с годами мудрость.В оде «Бог» Державина сложно найти что-то новое, то, что нельзя прочесть в других произведениях. Но поэту удалось сказать главное — Бог-это мы с вами. Он отражается в нас, он всегда вокруг. Это стихотворение необычайно чистое и светлое. Именно поэтому я так люблю Державинскую оду «Бог».На этой странице искали:державин бог анализбог державин анализода державина бог анализода бог анализода бог державин анализДержавин ода бог анализ

Стихотворение Державина Г. Р. «Приглашение к обеду»

«Приглашение к обеду»

Шекснинска стерлядь золотая, Каймак и борщ уже стоят; В графинах вина, пунш, блистая То льдом, то искрами, манят; С курильниц благовоньи льются, Плоды среди корзин смеются, Не смеют слуги и дохнуть, Тебя стола вкруг ожидая; Хозяйка статная, младая Готова руку протянуть.

Приди, мой благодетель данный, Творец чрез двадцать лет добра! Приди — и дом, хоть не нарядный, Без резьбы, злата и сребра, Мой посети; его богатство — Приятный только вкус, опрятство И твердый мой, нельстивый нрав; Приди от дел попрохладиться, Поесть, попить, повеселиться, Без вредных здравию приправ.

Не чин, не случай и не знатность На русский мой простой обед Я звал, одну благоприятность; А тот, кто делает мне вред, Пирушки сей не будет зритель. Ты, ангел мой, благотворитель! Приди — и насладися благ; А вражий дух да отженется, Моих порогов не коснется Ничей недоброхотный шаг!

Друзьям моим я посвящаю, Друзьям и красоте сей день; Достоинствам я цену знаю И знаю то, что век наш тень; Что лишь младенчество проводим — Уже ко старости подходим, И смерть к нам смотрит чрез забор. Увы!— то как не умудриться Хоть раз цветами не увиться И не оставить мрачный взор?

Слыхал, слыхал я тайну эту, Что иногда грустит и царь; Ни ночь, ни день покоя нету, Хотя им вся покойна тварь. Хотя он громкой славой знатен, Но, ах!— и трон всегда ль приятен Тому, кто век свой в хлопотах? Тут зрит обман, там зрит упадок: Как бедный часовой тот жалок, Который вечно на часах!

Итак, доколь еще ненастье Не помрачает красных дней, И приголубливает счастье, И гладит нас рукой своей; Доколе не пришли морозы, В саду благоухают розы, Мы поспешим их обонять. Так! будем жизнью наслаждаться И тем, чем можем, утешаться, По платью ноги протягать.

А если ты иль кто другие Из званых милых мне гостей, Чертоги предпочтя златые И яствы сахарны царей, Ко мне не срядитесь откушать,— Извольте мой вы толк послушать; Блаженство не в лучах порфир, Не в вкусе яств, не в неге слуха, Но в здравье и спокойстве духа,— Умеренность есть лучший пир.

Стихотворение Державина Г. Р. — Приглашение к обеду

См. также Гавриил Державин — стихи (Державин Г. Р.) :

Признание Не умел я притворяться, На святого походить, Важным саном надуваться.

Призывание и явление Плениры Приди ко мне, Пленира, В блистании луны, В дыхании зефира, Во мраке т.

Собственный путь в литературе

С 1779 года писатель избирает свой собственный путь в литературе. До 1791 года он трудится в жанре оды, принесшей ему наибольшую известность. Однако поэт не просто следует классицистическим образцам этого строгого жанра. Он его реформирует, полностью изменяя язык, который становится необыкновенно звучным, эмоциональным, совсем не таким, каким был в размеренном, рациональном классицизме. Полностью изменил Державин и идейное содержание оды. Если ранее государственные интересы были превыше всего, то теперь в творчество Державина вносятся и личные, интимные откровения. В этом отношении он предвещал сентиментализм с его акцентом на эмоциональности, чувственности.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: