Образы и символы
Всего в произведении можно различить три образа.
Лирический герой — очевидно, в его образе воплощен сам автор. Он полностью поглощен противоречивыми чувствами, которые не дают спокойно жить. Навязчивые воспоминания о прекрасной даме, огорчение, горячая влюбленность — все это тревожит героя. Но и отбросить эмоции он не может, так как живое сердце не поддается строгому рассудку.
Прекрасная дама, возлюбленная — она не называется прямо и не появляется как отдельный персонаж, но ее присутствие обозначено словами лирического героя. О ней говорят с грустью, так как дама и становится настоящей причиной уныния.
Природа — этот образ появляется лишь в самом начале, но задает тон всему стихотворению. Ночь, шум реки, который так похож на хаотичные мысли и чувства героя, просторы Грузии становятся фоном для изображения внутренних переживаний личности.
Образы и символы произведения
Стихотворение «Мадонна» вобрало в себя большое количество образов, благодаря которым автор наилучшим образом передает читателю основной смысл произведения. Первый и главный образ – это образ Мадонны, в которой автор, несомненно, описывает свою будущую жену – Наталью Гончарову. Он для него действительно стала своеобразной мечтой, которая к счастью исполнилась. Благодаря описанию сакральных атрибутов, Александр Сергеевич подчеркивает всю чистоту отношений между супругами. Он очень высоко ценил семейную жизнь, поэтому так серьезно относился к данному вопросу. В образе лирического героя автор показывает самого себя – влюбленного мужчину, чья самая заветная мечта исполнилась благодаря великому Творцу.
Анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «К Наталье»
Эпиграф взят из «Послания к Марго» Шодерло де Лакло, являющегося сатирой на королевскую фаворитку Дюбарри (1774).
К числу первых стихотворных опытов Пушкина исследователи относят анализируемое произведение и поэму «Монах». Обоим текстам, датированным 1813 г., суждена была долгая дорога к читателю. Стихотворение, содержащее значительные купюры, увидело свет в посмертном издании, а полный вариант был опубликован в начале XX в. Автограф поэмы обнаружили спустя 115 лет после ее создания.
Два произведения сближает ряд идейных особенностей. В них впервые возникает литературная маска лукавого или страдающего монаха, излюбленный образ лирического героя лицейских лет. Мечты субъекта речи, зачастую откровенно эротические, обращены к прелестной подруге Наталье. Женский образ имеет автобиографическую основу: жрица музы Талии причастна к театральной среде, а реальная девушка была крепостной актрисой — не очень талантливой, но юной и миловидной.
Культурно-художественный контекст создается многочисленными аллюзиями, которыми насыщено стихотворение. Все они отсылают к современной поэту театральной жизни. Упоминаются персонажи и особенности тематики популярных драматических постановок русских и европейских авторов.
В зачине прямо указана причина, побудившая к написанию послания: юный герой, в прошлом беспечный насмешник, теперь влюблен. «Попался», — такова самооценка нынешнего статуса. В ироническом отношении к новой роли прослеживается влияние творчества Вольтера — «певца любви», особо почитаемого юным Пушкиным. Смешение иронии и эротических мотивов определяет идейные особенности любовного признания.
Мысли о прекрасной возлюбленной особенно мучительны по ночам. Сгустив юношеские эмоции, автор неожиданно обрывает волнующую сцену свидания в беседке. Чувственная мечта обернулась лишь сном, прервавшимся в кульминационный момент. Сюжетному повороту сопутствует резкая смена интонации: вместо восторженного любовника появляется трезвомыслящий и насмешливый собеседник. Он делает заманчивое обещание просто и откровенно, «по-свойски» рассказать о секретах интимных переживаний, однако ограничивается описанием любовных сцен, фрагментов из опер, представляя себя и Наталью на месте персонажей.
Личность «болтуна влюбленного», по неясным причинам обреченного на разлуку с избранницей, остается тайной до самого финала. Перечислив варианты традиционных образов мужчин-соблазнителей, субъект речи делает признание, которое должно шокировать публику. Текст завершается эффектной, нарочито дерзкой концовкой: бурлящие страсти происходят в душе монаха.
Анализ стихотворения «К Наталье» Пушкина
Ранняя лирика Александра Сергеевича Пушкина шипит и пенится, как шампанское. Здесь и хоровод личин, надеваемых на себя юным поэтом, и персонажи всех времен – в кругу его современников и лицейских однокашников. Примером такой лирики является произведение «К Наталье».
Стихотворение написано в середине 1813 года. Его автору исполнилось целых 14 лет. Он, разумеется, учится, правда, с переменным успехом, прилежанием отличается еще более спорным, а еще – жадно впитывает впечатления жизни. Адресатом столь пылкого и лукавого признанья является молоденькая крепостная актриса из любительского театра графа В. Толстого, чьи спектакли он с прочими лицеистами усердно посещал. По жанру – любовная лирика, по размеру – хорей со смешанной рифмовкой. Интонация игривая. Лирический герой – сам автор. Стихотворение щедро сдобрено античностью и репертуаром свежих театральных постановок.
«Что за птица Купидон»: игра слов, ведь Купидон (божество любви) и есть, в некотором роде, птица, раз уж он с крыльями. «Я живал и попевал»: биографическая деталь. У поэта действительно был звучный, приятный голос. «Наконец и сам попался»: кажется, герой впервые влюбился. «Из Катонов»: то есть, из амплуа трибуна и души общества в – Селадоны (волокиты, ловеласа). «Жрицы Тальи»: Наталью он зовет жрицей музы комедии. День и ночь лицеист вздыхает, ворочается в постели, почти теряет аппетит. «Вкруг постели одинокой»: соблазнительное сновиденье заканчивается пробуждением на железной кровати возле комода, в дортуаре, жилые комнатки которого сам поэт называл «кельями». «Ум к чему-то все стремится»: далее поэт в стремительной круговерти образов (от пастушка до старика) представляет себя покорителем прелестей Натальи. Следует перечисление модных опер того времени и их героев. Поэт как бы ведет диалог с упирающейся девушкой: выслушай еще меня. Дальше герой скромно выходит из тени, снимает все маски: не арап, не турок я. Даже не развязный американец и (здесь следует нелестный портрет немца) не немчура. Приходится признать, что он даже не бравый военный. «Кто же ты, болтун влюбленный?»: здесь звучит вопрос будто от самой красавицы. «Взглянь на окна загражденны… я монах!»: поэт в очередной раз с успехом обыгрывает сравнение лицейских порядков и минимализм жилых комнат с монастырем. Лексика мнимо возвышенная и просторечная. Эпитеты: миленькой, пламенной, дерзкой. Аллегория: ногою моря не перешагнуть. Инверсия: пролетело время.
Любовное послание «К Наталье», полное юмора и комедии положений, впервые было опубликовано после смерти А. Пушкина стараниями В. Жуковского, старшего друга и душеприказчика поэта.
Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке
LiveInternetLiveInternet
Александр Сергеевич Пушкин
Не множеством картин старинных мастеров Украсить я всегда желал свою обитель, Чтоб суеверно им дивился посетитель, Внимая важному сужденью знатоков. В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель —
В простом углу моем, средь медленных трудов, Одной картины я желал быть вечно зритель, Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков, Пречистая и наш божественный спаситель —
Она с величием, он с разумом в очах — Взирали, кроткие, во славе и в лучах, Одни, без ангелов, под пальмою Сиона.
Исполнились мои желания. Творец Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, Чистейшей прелести чистейший образец.
А. П. Брюллов. Портрет Н. Н. Пушкиной (Гончаровой). Акварель, 1831—1832
Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой. Одним из них является стихотворение «Мадонна», написанное в 1830 году, за полгода до свадьбы.
В это время поэт находится в Москве, где повторно просит Наталью Гончарову стать его женой. Получив согласие, Пушкин пребывает в эйфории и начинает готовиться к свадьбе, в то время как его невеста с семьей на время покидает столицу, отправившись в родовое имение. Чтобы скрасить дни разлуки, Пушкин вешает у себя в комнате портрет «белокурой мадонны», которая, по утверждению поэта, как две капли воды похожа на его избранницу. Об этом удивительном сходстве он даже сообщает в письме, адресованном Наталье Гончаровой, получая весьма обнадеживающий ответ, в котором молодая девушка сообщает – совсем скоро Пушкину не нужно будет любоваться картиной, так как у него появится жена.
Вдохновленный этим посланием, поэт посвящает Наталье Гончаровой стихотворение «Мадонна», которое написано в форме сонета. В первых же строчек автор заявляет о том, что всю свою жизнь мечтал не о том, чтобы украсить дом портретами знаменитых художников, а о том, чтобы в нем царили любовь и взаимопонимание. По мнению поэта, именно счастливый брак способен создать в доме ту удивительную атмосферу гармонии и благополучия, которая так легко улавливается другими. И именно она притягивает людей, которым приятно бывать в семьях, построенных на любви, взаимном уважении и доверии.
Таким же счастливым и гармоничным Пушкину видится его будущий брак, поэтому поэт отмечает в стихотворении, что мечтает «быть вечно зритель» всего лишь одной картины, которая бы отражала его жизнь. Герои этого полотна – «она с величием, он с разумом в очах», т. е. идеальная супружеская пара, которой суждено прожить долгую и счастливую совместную жизнь.
Свой предстоящий брак Пушкин видит как бы со стороны, однако это не мешает ему предаваться мечтам о семейном благополучии. Казалось бы, для этого есть все основания, ведь Наталья Гончарова хороша собой, достаточно умна и образованна. Именно поэтому поэт благодарит Всевышнего за то, что тот «тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец». Автор не подозревает, что буквально через несколько месяцев между ним и его избранницей произойдет первый серьезный конфликт, связанный со свадебным приданным. Пушкин знал, что его невеста принадлежит к благородному, но, увы, обнищавшему роду. Однако не предполагал, что вместе с женой ему достанется куча семейных долгов. Погашать их никак не входило в планы поэта, поэтому его женитьба оказалась на грани провала. Отправившись в Болдино для того, чтобы вступить в права владения имением, Пушкин даже написал своей будущей теще, что Наталья Гончарова свободна от каких-либо обязательств перед ним, хотя сам он если и женится, то только на ней. В итоге свадьба все же состоялась, но образ Мадонны, созданный поэтом в одноименном стихотворении, померк. Известно, что после бракосочетания поэт не посвятил своей супруге ни одного стихотворения. Этому есть несколько причин, хотя сам поэт и утверждает, что обрел в этом браке подлинное счастье. Однако во время венчания в церкви Большого Вознесения Наталья Гончарова сперва уронила обручальное кольцо поэта, а позже у него в руках погасла свеча. Будучи человеком достаточно суеверным, Пушкин воспринял это, как дурной знак. И с тех пор воспринимал свой брак не как дар небес, а как кару, которая неизбежна.
Собственно говоря, в этом поэт оказался прав, так как роковая дуэль с Дантесом, оборвавшая его жизнь, состоялась именно из-за Натальи Гончаровой. Тем не менее, до самой смерти супруга оставалась для поэта самой желанной и любимой женщиной на свете, за обладание которой он заплатил своей жизнью.
Текст: pishi-stihi.ru
Художественное своеобразие произведения
Звукопись помогает представить величественный образ Мадонны.
Ассонансы с «э», «а», «о» расширяю пространство, наполняя его светом.
Аллитерации с сонорами передают мелодичность обращения к возлюбленной, его доверительную нежность. Если негромко и медленно прочитать стихотворение вслух, станет ясен его прозрачный музыкальный рисунок.
Сонет состоит из четырёх предложений: двух сложных и двух простых. В первых двух речь идёт о предметах божественных, там необходимы пояснительные конструкции. В двух последних имеется обращение к Мадонне и признание в том, что мечты поэта сбылись.
Лексика высокого стиля сближает данное стихотворение с молитвой. Используются слова и выражения, связанные с религией (обитель, Пречистая, божественный Спаситель, Творец, ангелы, пальма Сиона, ниспослал), а также слова, относящиеся к сфере искусства («старинных мастеров», «сужденью знатоков», «холста», «картины»).
За пределами этих лексических единиц остаётся всего несколько общелитературных слов. Всё это говорит о высочайшем статусе предмета изображения.
«Мадонна» А. Пушкин
Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой. Одним из них является стихотворение «Мадонна», написанное в 1830 году, за полгода до свадьбы.
В это время поэт находится в Москве, где повторно просит Наталью Гончарову стать его женой. Получив согласие, Пушкин пребывает в эйфории и начинает готовится к свадьбе, в то время как его невеста с семьей на время покидает столицу, отправившись в родовое имение.
Чтобы скрасить дни разлуки, Пушкин вешает у себя в комнате портрет «белокурой мадонны», которая, по утверждению поэта, как две капли воды похожа на его избранницу.
Вдохновленный этим посланием, поэт посвящает Наталье Гончаровой стихотворение «Мадонна», которое написано в форме сонета.
По мнению поэта, именно счастливый брак способен создать в доме ту удивительную атмосферу гармонии и благополучия, которая так легко улавливается другими. И именно она притягивает людей, которым приятно бывать в семьях, построенных на любви, взаимном уважении и доверии.
Таким же счастливым и гармоничным Пушкину видится его будущий брак, поэтому поэт отмечает в стихотворении, что мечтает «быть вечно зритель» всего лишь одной картины, которая бы отражала его жизнь. Герои этого полотна – «она с величием, он с разумом в очах», т.е. идеальная супружеская пара, которой суждено прожить долгую и счастливую совместную жизнь.
Свой предстоящий брак Пушкин видит как бы со стороны, однако это не мешает ему предаваться мечтам о семейном благополучии. Казалось бы, для этого есть все основания, ведь Наталья Гончарова хороша собой, достаточно умна и образованна.
Именно поэтому поэт благодарит Всевышнего за то, что тот «тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,чистейшей прелести чистейший образец». Автор не подозревает, что буквально через несколько месяцев между ним и его избранницей произойдет первый серьезный конфликт, связанный со свадебным приданным.
Пушкин знал, что его невеста принадлежит к благородному, но, увы, обнищавшему роду. Однако не предполагал, что вместе с женой ему достанется куча семейных долгов. Погашать их никак не входило в планы поэта, поэтому его женитьба оказалась на грани провала.
В итоге свадьба все же состоялась, но образ Мадонны, созданный поэтом в одноименном стихотворении, померк. Известно, что после бракосочетания поэт не посвятил своей супруге ни одного стихотворения. Этому есть несколько причин, хотя сам поэт и утверждает, что обрел в этом браке подлинное счастье.
Однако во время венчания в церкви Большого Вознесения Наталья Гончарова сперва уронила обручальное кольцо поэта, а позже у него в руках погасла свеча. Будучи человеком достаточно суеверным, Пушкин воспринял это, как дурной знак. И с тех пор воспринимал свой брак не как дар небес, а как кару, которая неизбежна.
Собственно говоря, в этом поэт оказался прав, так как роковая дуэль с Дантесом, оборвавшая его жизнь, состоялась именно из-за Натальи Гончаровой. Тем не менее, до самой смерти супруга оставалась для поэта самой желанной и любимой женщиной на свете, за обладание которой он заплатил своей жизнью.
Стихотворение «На холмах Грузии лежит ночная мгла…» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
История создания анализируемого произведения связана с личной жизнью А. С. Пушкина. Оно появилось в 1829 г. после того, как поэт сделал предложение Н. Гончаровой и получил отказ. Александр Сергеевич понимал, что, скорее всего, не получит положительный ответ, поэтому передал предложение через своего друга. Тем не менее, уберечь себя от разочарования поэт не смог. Чтобы успокоить свое сердце, он отправился на Кавказ. Какое-то время поэт гостил у друзей в Тифлисе. Здесь и было написано стихотворение «На холмах Грузии».
Большинство исследователей уверено, что в нем говорится о Н. Гончаровой. Подтверждением этого является письмо В.Ф. Вяземской, отправленное М. Н. Волконской. Но вопрос, кому посвящено стихотворение, остается спорным. Дочь Н. Раевского Мария утверждала, что в стихах говорится о ней, ведь в юности поэт был влюблен в нее. На момент прочтения произведения Мария уже была замужем за декабристом.
Тема
Кавказские мотивы были очень популярны в русской литературе первой половины XIX. В анализируемом стихотворении они помогают раскрыть центральную тему нетленной, но безответной любви. Произведение написано от первого лица, поэтому читателю легко представить, что творится в душе лирического героя. Под этим образом скрывается молодой человек, уверенный, что жить без любви невозможно.
В первых строках мужчина описывает картину, которая открывается его взору. На холмы уже спустилась мгла. В ночной тиши отчетливо слышен шум Арагвы. Такая атмосфера пробуждает в сердце лирического героя чувства. Постепенно он предается размышлениям о любви. Их скорее можно назвать откровением, адресованным возлюбленной.
Внутреннее состояние влюбленного неоднозначное. Он признается, что грустит, но в то же время ему легко. Свою же печаль герой называет светлой, а потом объясняет: «печаль моя полна тобою». Однако выбросить любимую из сердца он не может, объясняя это тем, что сердце не может не любить.
В последних строках выражена идея стихотворения: «и сердце вновь горит и любит – оттого, что не любить оно не может».
Композиция
Анализируемое стихотворение – монолог-откровение лирического героя. По смыслу он делится на пейзажную и психологическую зарисовки. Формально стихотворение не делится на строфы. Это одна октава, две строки которой посвящены природе, а остальные – описанию переживаний влюбленного. Такая организация подчеркивает единение человеческой души с природой.
Жанр
Жанр произведения – элегия, так как в нем акцентируется на человеческих чувствах. В стихотворении преобладает грустное настроение, хоть печаль и «светлая». Написано оно пятистопным ямбом с пиррихием. Поэт использовал перекрестную рифмовку АВАВ. В стихотворении есть мужские, и женские рифмы.
Тема, композиция, жанр
Стихотворение относится к любовной лирике Александра Пушкина. Ясные и емкие, первые строки рисуют в воображении пейзаж, где пред лирическим героем шумит река Арагва, где на холмах легла ночная мгла. Поэтические пейзажные наброски служат средством выражения чувства поэта. В них сокрыто противопоставление двух контрастирующих начал. Холмы символизируют возвышенность, устремленность к небу, а бурный речной поток – глубину, лежащую у ног повествующего. Чувства художника противоречивы. «Грустно и легко» — не противоположные, но совершенно разные, трудно совместимые. Печаль поэта светла, полна воспоминаниями о музе.
Источник светлого чувства Пушкина – неназванная возлюбленная. При упоминании о ней поэт меняется в своем настроении, становясь более напряженным, страстным. Строки, завершающие произведение, несут в себе глубокий смысл, важный знак. В них заключается одно из составляющих пушкинского понимания любви: потребность любить вечна. Лирический герой с тайной, но светлой, нежной грустью и удивлением чувствует эхо любовного чувства к далекой музе в своем горящем сердце:
В работе Пушкина можно выделить две части. Первая – созерцательная, где описывается ночной пейзаж, а вторая – чувственная, где главный герой говорит о чувстве, волнующем его душу. Образ тихой, светлой грусти перекликается с пылающим от любви сердцем. Жанр стихотворения – элегия с элементами философской медитации, пейзажа. Стихотворные размеры – шестистопный и четырехстопный ямбы – чередуются. Произведение написано с использованием перекрестной рифмы. Средства художественной выразительности использованы в малом количестве. Особую теплоту и мелодичность придает аллитерация.
-
«Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
-
«Борис Годунов», анализ трагедии Александра Пушкина
-
«Скупой рыцарь», анализ пьесы Пушкина
-
«Дар напрасный, дар случайный…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Цыганы», анализ поэмы Александра Пушкина
-
«Пир во время чумы», анализ пьесы Пушкина
-
«Бесы», анализ стихотворения Алексадра Пушкина
-
«Метель», анализ повести Пушкина
-
«Не пой, красавица, при мне», анализ стихотворения Пушкина
-
«Туча», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
-
«Кавказский пленник», анализ поэмы Пушкина
-
«Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
-
«Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
-
«Гробовщик», анализ повести Александра Пушкина
-
«Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
По произведению: «На холмах Грузии»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Тема
В стихотворении поэт раскрывает две темы, тесно переплетая их между собой: мечта-представление об идеальной семье и образ мадонны. Трудно определить, какая из тем главная. Такое сплетение мотивов необычное для русской литературы. Для раскрытия тем автор создал оригинальную систему образов: лирический герой, мадонна и «спаситель», изображенные на картине, Творец и мадонна-возлюбленная лирического героя. Система образов формируется постепенно, каждая строфа дополняет ее новым героем.
В первых строках лирический герой признается, что не хотел бы украшать свой дом картинами именитых художников, чтобы показывать их гостями и выслушивать сужденья «знатоков». Его мечта – вечно смотреть на картину, изображающую пречистую и спасителя. В следующих стихах оказывается, что автор говорит не об иконе. Так он представляет идеальную семью: «она с величием, он с разумом в очах». Сакральные атрибуты на картине символизируют чистые отношения между супругами.
В последнем терцете стихотворения герой рассказывает, что Творец услышал его и исполнил желание. Герой встретил свою Мадонну. Мужчина ни слова не говорит о внешности женщины, зато подчеркивает ее непорочность: «чистейшей прелести, чистейший образец». Зная биографию А. С. Пушкина и историю создания анализируемого стихотворения нетрудно догадаться, что под образом Мадонны скрывается Наталья Гончарова.
Смысл произведения
Смыслом произведения можно смело назвать восхищение автора красотой и любовью. Именно в данном сонете, Александр Сергеевич показывает ту огромную роль, которую играла любовь в его жизни. Он восхищается прекрасным – своей возлюбленной, которую в своем стихотворении он поднимает в прямом смысле лова до небес. Он преклоняется перед её красотой и непорочностью.
Данное стихотворение не беспочвенно можно назвать одним из лучших в любовной лирике Пушкина. Он раскрыл тему семейных ценностей, которые были важны именно для него. Так же, он подчеркнул всю ту ценность женской чистоты и непорочности, которой обладала его избранница.
Стихотворение «Мадонна» несет отдельную актуальность именно для нашего времени, кода представители прекрасного пола поглощены непонятной гонкой за модными тенденциями. Это произведение напоминает им, да и представителям сильного пола в том числе, что вершиной красоты, чистоты и непорочности всегда будет Мадонна. И это именно тот образ, с которого стоит брать пример и стараться ему соответствовать. Мода очень переменчива, а вечные ценности будут актуальны всегда.
Александру Сергеевичу Пушкину удалость показать цену той красоты, которая никогда не потеряет своей актуальности, в полной мере. Так же, автор доносит до нас то, что всегда необходимо продолжать верить в свою мечту. Ведь рано или поздно она обязательно сбудется!
«На холмах Грузии», анализ стихотворения Пушкина
«На холмах Грузии» – одно из самых известных произведений Александра Сергеевича Пушкина. Посвящено оно, как и многие другие стихотворения поэта, теме любви, а именно, по мнению некоторых литературных исследователей, безнадежной любви художника к Наталье Гончаровой.
В то время она была прелестной семнадцатилетней девушкой. Накануне написания, в апреле 1829 года Пушкин просил руки и сердца возлюбленной, но безуспешно, не получив ни согласия, ни отказа. Однако есть и другая версия: произведение посвящено той прекрасной музе, к которой поэт был неравнодушен на Кавказе.
Светлая, чудесная прелесть, которой проникнута природа Грузии, вызвала воспоминания о давно забытых чувствах.
Кто же эта муза-незнакомка, о которой писал Пушкин? Предположительно, что ею была дочь Николая Николаевича Раевского, Мария. В нее Александр Сергеевич был влюблен в юные годы.
Позднее Раевская вышла замуж за декабриста, генерал-майора Сергея Григорьевича Волконского. Когда стихотворение было опубликовано (в 1829 году), супруги Волконские находились на каторге, в сибирской ссылке.
Мария Николаевна, которой работу Пушкина прислала княгиня Вера Федоровна Вяземская, была уверена, что стихотворение было обращено именно к ней.
История создания
Написано произведение во время второго путешествия Александра Сергеевича на Кавказ. Его Пушкин задумал за два года до поездки, в 1827 году и сообщал об этом в письме к своему брату Льву. В 1828 году поэт хотел поступить в действующую на Кавказе армию, но ему отказали.
Многие знакомые Пушкина вспоминали его в тот период апатичным, угрюмым и рассеянным, «не узнавали прежнего Пушкина». В то время, по словам Шадури, Пушкин страдает от одиночества вдали от своих друзей-декабристов, братьев, близких товарищей.
Влекло Пушкина на Кавказ не только из любви к тому месту, но и из тревоги за судьбы декабристов, сосланных Николаем I. В 1829 году отчаявшийся поэт самовольно отправился на Кавказ.
Тема, композиция, жанр
Стихотворение относится к любовной лирике Александра Пушкина. Ясные и емкие, первые строки рисуют в воображении пейзаж, где пред лирическим героем шумит река Арагва, где на холмах легла ночная мгла. Поэтические пейзажные наброски служат средством выражения чувства поэта.
В них сокрыто противопоставление двух контрастирующих начал. Холмы символизируют возвышенность, устремленность к небу, а бурный речной поток – глубину, лежащую у ног повествующего. Чувства художника противоречивы. «Грустно и легко» – не противоположные, но совершенно разные, трудно совместимые.
Печаль поэта светла, полна воспоминаниями о музе.
Источник светлого чувства Пушкина – неназванная возлюбленная. При упоминании о ней поэт меняется в своем настроении, становясь более напряженным, страстным. Строки, завершающие произведение, несут в себе глубокий смысл, важный знак.
В них заключается одно из составляющих пушкинского понимания любви: потребность любить вечна.
Лирический герой с тайной, но светлой, нежной грустью и удивлением чувствует эхо любовного чувства к далекой музе в своем горящем сердце:
И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может.
В работе Пушкина можно выделить две части. Первая – созерцательная, где описывается ночной пейзаж, а вторая – чувственная, где главный герой говорит о чувстве, волнующем его душу. Образ тихой, светлой грусти перекликается с пылающим от любви сердцем.
Жанр стихотворения – элегия с элементами философской медитации, пейзажа. Стихотворные размеры – шестистопный и четырехстопный ямбы – чередуются. Произведение написано с использованием перекрестной рифмы. Средства художественной выразительности использованы в малом количестве. Особую теплоту и мелодичность придает аллитерация.
- «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
- «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
- «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Евгений Онегин», краткое содержание по главам романа Пушкина
- «Медный всадник», анализ поэмы Пушкина
- «Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
- «19 октября», анализ стихотворения Александра Пушкина
- «Пророк», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
- «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
- «Безумных лет угасшее веселье…», анализ стихотворения Пушкина
- «Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
- «Свободы сеятель пустынный», анализ стихотворения Пушкина
- «Мадонна», анализ стихотворения Пушкина
- «Моцарт и Сальери», анализ трагедии Пушкина
- «К морю», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина
По произведению: «На холмах Грузии»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич