Смысл произведения
Смыслом произведения можно смело назвать восхищение автора красотой и любовью. Именно в данном сонете, Александр Сергеевич показывает ту огромную роль, которую играла любовь в его жизни. Он восхищается прекрасным – своей возлюбленной, которую в своем стихотворении он поднимает в прямом смысле лова до небес. Он преклоняется перед её красотой и непорочностью.
Данное стихотворение не беспочвенно можно назвать одним из лучших в любовной лирике Пушкина. Он раскрыл тему семейных ценностей, которые были важны именно для него. Так же, он подчеркнул всю ту ценность женской чистоты и непорочности, которой обладала его избранница.
Стихотворение «Мадонна» несет отдельную актуальность именно для нашего времени, кода представители прекрасного пола поглощены непонятной гонкой за модными тенденциями. Это произведение напоминает им, да и представителям сильного пола в том числе, что вершиной красоты, чистоты и непорочности всегда будет Мадонна. И это именно тот образ, с которого стоит брать пример и стараться ему соответствовать. Мода очень переменчива, а вечные ценности будут актуальны всегда.
Александру Сергеевичу Пушкину удалость показать цену той красоты, которая никогда не потеряет своей актуальности, в полной мере. Так же, автор доносит до нас то, что всегда необходимо продолжать верить в свою мечту. Ведь рано или поздно она обязательно сбудется!
Художественное своеобразие произведения
Звукопись помогает представить величественный образ Мадонны.
Ассонансы с «э», «а», «о» расширяю пространство, наполняя его светом.
Аллитерации с сонорами передают мелодичность обращения к возлюбленной, его доверительную нежность. Если негромко и медленно прочитать стихотворение вслух, станет ясен его прозрачный музыкальный рисунок.
Сонет состоит из четырёх предложений: двух сложных и двух простых. В первых двух речь идёт о предметах божественных, там необходимы пояснительные конструкции. В двух последних имеется обращение к Мадонне и признание в том, что мечты поэта сбылись.
Лексика высокого стиля сближает данное стихотворение с молитвой. Используются слова и выражения, связанные с религией (обитель, Пречистая, божественный Спаситель, Творец, ангелы, пальма Сиона, ниспослал), а также слова, относящиеся к сфере искусства («старинных мастеров», «сужденью знатоков», «холста», «картины»).
За пределами этих лексических единиц остаётся всего несколько общелитературных слов. Всё это говорит о высочайшем статусе предмета изображения.
Автор
- Агния Барто (23)
- Александр Блок (56)
- Александр Введенский (2)
- Александр Вертинский (6)
- Александр Кочетков (1)
- Александр Кушнер (1)
- Александр Прокофьев (1)
- Александр Пушкин (171)
- Александр Радищев (1)
- Александр Сумароков (1)
- Александр Твардовский (19)
- Алексей Апухтин (1)
- Алексей Кольцов (6)
- Алексей Плещеев (4)
- Алексей Сумароков (1)
- Алексей Сурков (1)
- Алексей Толстой (5)
- Алексей Фатьянов (1)
- Андрей Белый (2)
- Андрей Вознесенский (7)
- Андрей Дементьев (8)
- Андрей Усачёв (1)
- Анна Ахматова (52)
- Аполлон Майков (9)
- Арсений Тарковский (4)
- Артюр Рембо (2)
- Афанасий Фет (45)
- Белла Ахмадулина (5)
- Борис Заходер (10)
- Борис Пастернак (42)
- Борис Слуцкий (1)
- Булат Окуджава (11)
- Вадим Шефнер (1)
- Валентин Берестов (3)
- Валерий Брюсов (15)
- Василий Жуковский (37)
- Василий Лебедев-Кумач (2)
- Василий Тредиаковский (1)
- Велимир Хлебников (2)
- Вера Полозкова (3)
- Вильгельм Кюхельбекер (1)
- Владимир Высоцкий (4)
- Владимир Маяковский (70)
- Владимир Набоков (3)
- Владимир Орлов (1)
- Владимир Соловьев (1)
- Владимир Солоухин (1)
- Владислав Ходасевич (1)
- Габдулла Тукай (3)
- Гавриил Державин (17)
- Генрих Гейне (1)
- Георгий Граубин (1)
- Гёте (1)
- Давид Самойлов (3)
- Дана Сидерос (1)
- Даниил Хармс (6)
- Джордж Байрон (7)
- Дмитрий Кедрин (3)
- Дмитрий Мережковский (1)
- Евгений Баратынский (19)
- Евгений Евтушенко (21)
- Евгений Мартынов (1)
- Елена Благинина (4)
- Зинаида Александрова (2)
- Зинаида Гиппиус (1)
- Иван Бунин (24)
- Иван Козлов (1)
- Иван Крылов (27)
- Иван Никитин (5)
- Иван Суриков (3)
- Иван Тургенев (14)
- Игорь Северянин (4)
- Иннокентий Анненский (3)
- Иосиф Бродский (36)
- Иосиф Уткин (1)
- Ирина Пивоварова (1)
- Ирина Токмакова (1)
- Кондратий Рылеев (2)
- Константин Бальмонт (18)
- Константин Батюшков (15)
- Константин Симонов (14)
- Корней Чуковский (15)
- Лариса Рубальская (3)
- Лев Ошанин (1)
- Максим Горький (3)
- Максимилиан Волошин (1)
- Марина Цветаева (62)
- Михаил Дудин (1)
- Михаил Исаковский (5)
- Михаил Лермонтов (78)
- Михаил Ломоносов (6)
- Михаил Светлов (2)
- Муса Джалиль (1)
- Николай Гумилев (22)
- Николай Заболоцкий (26)
- Николай Карамзин (2)
- Николай Некрасов (56)
- Николай Рубцов (17)
- Николай Языков (3)
- Оксана Мельникова (1)
- Олег Митяев (1)
- Осип Мандельштам (12)
- Петр Вяземский (2)
- Райнер Мария Рильке (1)
- Расул Гамзатов (3)
- Редьярд Киплинг (6)
- Роберт Бернст (2)
- Роберт Рождественский (17)
- Самуил Маршак (26)
- Семен Гудзенко (1)
- Сергей Есенин (95)
- Сергей Михалков (28)
- Сергей Орлов (1)
- Татьяна Снежина (1)
- Тим Собакин (1)
- Уильям Блейк (1)
- Федор Глинка (4)
- Федор Сологуб (2)
- Федор Тютчев (56)
- Фридрих Шиллер (1)
- Шарль Бодлер (3)
- Эдгар Аллан По (2)
- Эдуард Асадов (39)
- Эдуард Багрицкий (3)
- Эдуард Успенский (6)
- Эмма Мошковская (2)
- Юлия Друнина (1)
- Юнна Мориц (2)
- Юрий Визбор (2)
- Юрий Левитанский (1)
- Яков Полонский (3)
- Ярослав Смеляков (1)
Чему учит
Стихотворение «Мадонна» учит нас видеть среди окружающих предметов особенные знаки, намекающие на то, что рядом находится совсем другая, полная и богатая, неразличимая человеческим зрением жизнь.
Её события переживаются на духовном уровне, не всегда о ней можно рассказать словами.
Когда образы внутренней жизни находят отголосок в реальных событиях, человек испытывает удивление и счастье.
Чтобы встреча с мечтой стала возможной, нужно настраивать душу на высокий лад: читать книги, наслаждаться произведениями живописи, сочувственно относиться ко всем людям, делать добро. Только тогда жизнь будет иметь смысл и приносить радость.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Мадона.История создания – было создано в 1830 г., после того, как Наталья Гончарова согласилась выйти замуж за Пушкина.
Тема стихотворения – мечта об идеальной, счастливой семье; непорочный образ Мадонны.
Композиция – стихотворение написано в форме монолога лирического героя. По смыслу стихотворение делится на три части: рассказ о картине-мечте, описание образов пречистой и спасителя, рассказ об исполнении желания. Форма произведения – сонет (два катрена и два терцета).
Жанр – элегия.
Метафоры – «одной картины я желал быть вечно зритель», «взирали… во славе и в лучах», «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна».
Эпитеты – «старинные мастера», «суеверно дивился», «важное сужденье», «чистейшая прелесть». Сравнения – «с холста, как с облаков»
Сравнения – «с холста, как с облаков».
Тема
В стихотворении поэт раскрывает две темы, тесно переплетая их между собой: мечта-представление об идеальной семье и образ мадонны. Трудно определить, какая из тем главная. Такое сплетение мотивов необычно для русской литературы. Для раскрытия тем автор создал оригинальную систему образов: лирический герой, мадонна и «спаситель», изображенные на картине, Творец и мадонна-возлюбленная лирического героя. Система образов формируется постепенно, каждая строфа дополняет ее новым героем.
В первых строках лирический герой признается, что предпочёл бы украсить свой дом не картинами именитых художников, чтобы показывать их гостями и выслушивать сужденья «знатоков
»., а портретом Мадонны. Его мечта – вечно смотреть на картину, изображающую пречистую и спасителя. В следующих стихах оказывается, что автор говорит не об иконе. Так он представляет идеальную семью: «она с величием, он с разумом в очах»
. Сакральные атрибуты на картине символизируют чистые отношения между супругами.
В последнем терцете стихотворения герой рассказывает, что Творец услышал его и исполнил желание. Герой встретил свою Мадонну. Лирический герой ни слова не говорит о внешности женщины, зато подчеркивает ее непорочность: «чистейшей прелести, чистейший образец
». Зная биографию А. С. Пушкина и историю создания анализируемого стихотворения, нетрудно догадаться, что под образом Мадонны скрывается Наталья Гончарова.
Анализ стихотворения Мадонна А. С. Пушкина
Величайший русский поэт – А. С. Пушкин, был романтиком в душе. В его произведениях можно найти множество созерцательных прообразов, к коим и сам стремился поэт. Его душевной музой всегда была супруга – Наталья Гончарова, с которой он познакомился на балу в Москве. Ей же поэт посвящал свои любовные сочинения из лирики, одним из которых является – стихотворение .
Написано оно было в 1830 году, в преддверии их свадьбы. Как ни странно, поводом ко всему этому послужил портрет Сикстинской Мадонны в комнате Пушкина, именно её он сравнивал со своей будущей избранницей, и по ней же было написано любовное стихотворение «Мадонна».
Анализируя его, можно с полной выкладкой сказать, что здесь затрагивается благочестивая атмосфера. Строки наполнены сочетанием из церковного просвещения, где также говорится о Боге – насколько он милосерден, что подарил счастье поэту в образе любимой женщины.
Автор не хотел видеть в своём доме портреты изысканных мастеров, ему больше по душе один образ, который заставляет почувствовать искреннее влечение. В нём всё прекрасно и им можно наслаждаться с большим величием
Сравнивая портрет «Мадонны» со своей будущей женой, Пушкин предвкушался истинной любовью, для него это было важной основой. Без преувеличения, стихотворение «Мадонна» имело особое значение в жизни четы Пушкиных и Гончаровых
Анализ стихотворения Мадонна по плану
История создания
Стихотворение «Мадонна» посвящено никому иному, как Наталье Гончаровой, которая наконец-то дала свое согласие на предложение Александра Сергеевича. Поэт долго добивался руки девушки, которая слыла первой красавицей. Получив первый отказ, творец не сломился, и продолжил добиваться расположения красавицы. Он вел переписку с девушкой. Однажды в одном из писем, Александр Сергеевич поделился с Натальей тем, что его весьма покорила картина с изображением Мадонны. Он даже повесил подобное изображение у себя дома, так как Мадонна очень напоминала ему Наталью Гончарову. Девушка же в свое время дала понять, что впредь поэту предстоит любоваться изображением любимой супруги, чем подтвердила свое согласие на брак с Пушкиным. Александр Сергеевич был счастлив, получив это известие. Поэтому за шесть месяцев до свадьбы в 1830 году родилось стихотворение «Мадонна».
Композиционно-жанровая специфика
Рассмотрев тематику и основную мысль поэтического текста, следует переходить к анализу композиции, предварительно еще раз перечитав произведение. Сонет представляет собой лирический монолог, в котором герой рисует образ своей прекрасной возлюбленной и говорит о том, каковы его представления об идеальной женщине, идеальных семейных отношениях.
Структурные элементы текста таковы:
- Первая часть — поэтическое описание картины Рафаэля, которой так любил любоваться поэт. Он говорит о том, что обилие произведений искусства ему не нужно, что единственное полотно, достойное стать украшением его «скромной обители» — это картина, на которой воплощен идеал женщины, гармоничная и скромная «Мадонна». Только это полотно великого живописца эпохи Возрождения рождает у него высокие мысли и вдохновляет на написание стихов.
- Второй элемент — описание религиозных образов Спасителя и Мадонны. Это небольшая часть текста, очень лаконичная, для написания автор отказался от высокопарной лексики, присущей поэтическому рисованию на религиозные темы. Мадонна величава, Спаситель — «с разумом в очах». Их не окружают ангелы, но этого и не требуется для создания красивых и целомудренных образов.
- Третий фрагмент — рассуждения лирического героя о семейной жизни, описание его представлений о счастье. Пушкин пишет о том, что творец подарил ему самое ценное, что только может быть в жизни — любовь идеальной женщины.
Жанровое своеобразие также надо проанализировать при написании своих размышлений о поэтическом тексте. Это элегия — грустный жанр, побуждающий к мечтаниям, чаще всего используемый при создании любовной лирики. По звучанию текст напоминает мелодичную песню, в которой выражено множество желаний лирического героя, но главное — обретение счастья с идеальной женщиной.
Об истории стихотворения А.С. Пушкина “Мадонна” – 28 Марта 2012 – Женщины для Вдохновенья
Во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Царском селе, среди его экспонатов в кабинете поэта у стола над диваном висит гравюра А.Л.Романе с картины
По мнению исследователя пушкиноведа М. А. Цявловского, старинную копию этой картины, выставленной для обозрения публики, Пушкин видел летом 1830 г. На Невском проспекте в магазине книгопродавца И. В. Сленина.
В письме невесте из Петербурга в Москву от 30 июня 1830 поэт писал:
Мадонна Рафаэля не только напоминала Пушкину Наталью Николаевну Гончарову, но и вдохновила поэта на создание его поэтического шедевра – сонета “Мадонна”.
Сонет был впервые напечатан в альманахе “Сиротка” на 1831 год. Этот альманах можно видеть на столе пушкинского кабинета.
С самых первых строк мы погружаемся в атмосферу божественности и святости.
Кажется, что слова источают едва уловимый аромат ладана и церковного воска. Все вокруг наполнено чарующим благовонием.
Подобное ощущение создает используемая автором религиозная лексика, настраивающая читателей на соответствующий лад.
Поражает то, что чистый огонь любовного пламени выражен на удивление просто. Нет ни ярких эпитетов, ни головокружительных сравнений, ни возвышенных метафор. Все очень гармонично, скульптурно, пластично.
Автор особенно подчеркивает чистоту и невинность своей мадонны.
Ее чарующий облик – вершина совершенства и гармонии. Такой видит ее Пушкин, такой видим ее и мы. Именно эту божественную, небесную красоту поэт все время искал на земле.
Изображенная кистью художника,она является идеалом, предметом желаний и мечтаний. Ее волнующая, дурманящая прелесть греет сердце и душу. Простое созерцание божественного лика приносит покой, радость, умиротворение.
Лицезреть ее – вот высшее благо. Поэт говорит, что “лишь одной картины он “желал быть вечно зритель”. Мы видим, что не взирая на то, что мадонна с младенцем Иисусом купаются “во славе и лучах”, они остаются столь же просты и скромны. И в этом их подлинное величие”, которое восхищает
Как мы видим, Пушкин не выходит за рамки классического построения сонета, четко следует правилам, обязывающим, чтобы он состоял из 14 строк: двух четверостиший и двух трехстиший. Но несмотря на такое небольшое количество строк, поэт мастерски вкладывает в положенные строки голос души,язык сердца, красноречивые чувства.
У поэта не было возможности приобрести картину и “освятить ею свою обитель. Но взамен он получил гораздо большее. Он нашел божественную красоту на земле, обрел свою мадонну из плоти и крови. Как похожа она на ту самую Мадонну, увиденную им на картине.
Кажется, словно с полотна шагнула она к поэту. Столь же невинна, столь же чиста. Пушкин верит, что она небесный, божественный дар, “ниспосланный ему самим Творцом в ответ на долгие мольбы”.
Но дело не только во внешнем сходстве.
Наталья в глазах Пушкина обладала такой же ангельской святостью, была земным образцом “чистейшей прелести.”
Светлое чувство к ней согрело и озарило душу, заставило поверить в чудо, в то, что мечты осуществимы. Возможно, именно поэтому,
На первом плане стихотворения тема святой любви к святой женщине матери и женщине-подруге. И любовь к земному эталону любви так же прекрасна.
Стихотворение А.С. Пушкина “Мадонна” исполняет Иннокентий Смоктуновский
Смысл произведения
Смыслом произведения можно смело назвать восхищение автора красотой и любовью. Именно в данном сонете, Александр Сергеевич показывает ту огромную роль, которую играла любовь в его жизни. Он восхищается прекрасным – своей возлюбленной, которую в своем стихотворении он поднимает в прямом смысле лова до небес. Он преклоняется перед её красотой и непорочностью.
Данное стихотворение не беспочвенно можно назвать одним из лучших в любовной лирике Пушкина. Он раскрыл тему семейных ценностей, которые были важны именно для него. Так же, он подчеркнул всю ту ценность женской чистоты и непорочности, которой обладала его избранница.
Стихотворение «Мадонна» несет отдельную актуальность именно для нашего времени, кода представители прекрасного пола поглощены непонятной гонкой за модными тенденциями. Это произведение напоминает им, да и представителям сильного пола в том числе, что вершиной красоты, чистоты и непорочности всегда будет Мадонна. И это именно тот образ, с которого стоит брать пример и стараться ему соответствовать. Мода очень переменчива, а вечные ценности будут актуальны всегда.
Александру Сергеевичу Пушкину удалость показать цену той красоты, которая никогда не потеряет своей актуальности, в полной мере. Так же, автор доносит до нас то, что всегда необходимо продолжать верить в свою мечту. Ведь рано или поздно она обязательно сбудется!
Тема
В стихотворении поэт раскрывает две темы, тесно переплетая их между собой: мечта-представление об идеальной семье и образ мадонны. Трудно определить, какая из тем главная. Такое сплетение мотивов необычно для русской литературы. Для раскрытия тем автор создал оригинальную систему образов: лирический герой, мадонна и «спаситель», изображенные на картине, Творец и мадонна-возлюбленная лирического героя. Система образов формируется постепенно, каждая строфа дополняет ее новым героем.
В первых строках лирический герой признается, что предпочёл бы украсить свой дом не картинами именитых художников, чтобы показывать их гостями и выслушивать сужденья «знатоков»., а портретом Мадонны. Его мечта – вечно смотреть на картину, изображающую пречистую и спасителя. В следующих стихах оказывается, что автор говорит не об иконе. Так он представляет идеальную семью: «она с величием, он с разумом в очах». Сакральные атрибуты на картине символизируют чистые отношения между супругами.
В последнем терцете стихотворения герой рассказывает, что Творец услышал его и исполнил желание. Герой встретил свою Мадонну. Лирический герой ни слова не говорит о внешности женщины, зато подчеркивает ее непорочность: «чистейшей прелести, чистейший образец». Зная биографию А. С. Пушкина и историю создания анализируемого стихотворения, нетрудно догадаться, что под образом Мадонны скрывается Наталья Гончарова.
Тема
В стихотворении поэт раскрывает две темы, тесно переплетая их между собой: мечта-представление об идеальной семье и образ мадонны. Трудно определить, какая из тем главная. Такое сплетение мотивов необычное для русской литературы. Для раскрытия тем автор создал оригинальную систему образов: лирический герой, мадонна и «спаситель», изображенные на картине, Творец и мадонна-возлюбленная лирического героя. Система образов формируется постепенно, каждая строфа дополняет ее новым героем.
В первых строках лирический герой признается, что не хотел бы украшать свой дом картинами именитых художников, чтобы показывать их гостями и выслушивать сужденья «знатоков». Его мечта – вечно смотреть на картину, изображающую пречистую и спасителя. В следующих стихах оказывается, что автор говорит не об иконе. Так он представляет идеальную семью: «она с величием, он с разумом в очах». Сакральные атрибуты на картине символизируют чистые отношения между супругами.
В последнем терцете стихотворения герой рассказывает, что Творец услышал его и исполнил желание. Герой встретил свою Мадонну. Мужчина ни слова не говорит о внешности женщины, зато подчеркивает ее непорочность: «чистейшей прелести, чистейший образец». Зная биографию А. С. Пушкина и историю создания анализируемого стихотворения нетрудно догадаться, что под образом Мадонны скрывается Наталья Гончарова.
Образы и символы произведения
Стихотворение «Мадонна» вобрало в себя большое количество образов, благодаря которым автор наилучшим образом передает читателю основной смысл произведения. Первый и главный образ – это образ Мадонны, в которой автор, несомненно, описывает свою будущую жену – Наталью Гончарову. Он для него действительно стала своеобразной мечтой, которая к счастью исполнилась. Благодаря описанию сакральных атрибутов, Александр Сергеевич подчеркивает всю чистоту отношений между супругами. Он очень высоко ценил семейную жизнь, поэтому так серьезно относился к данному вопросу. В образе лирического героя автор показывает самого себя – влюбленного мужчину, чья самая заветная мечта исполнилась благодаря великому Творцу.
Средства художественной выразительности
Магия сонета «Мадонна» в том, что он практически лишён привычных для нас тропов. Мы не найдём здесь ни сравнений, ни олицетворений.
Даже определения «важному сужденью знатоков», «в простом углу моём» и «средь медленных трудов» вряд ли можно назвать эпитетами, так как прилагательные используются в своём прямом значении. Однако стихотворение дышит жизнью и прелестью
Это происходит за счёт его особого языкового и интонационного строя. Пушкину удалось зафиксировать в ритмическом рисунке стиха сокровенную интонацию молитвенного признания
Однако стихотворение дышит жизнью и прелестью. Это происходит за счёт его особого языкового и интонационного строя. Пушкину удалось зафиксировать в ритмическом рисунке стиха сокровенную интонацию молитвенного признания.
Также мастер использует поэтику светотени: он затемняет и преуменьшает незначительное и высветляет важное. Своё жилище поэт именует «обителью» и «простым углом», а свои труды – «медленными»
Также он отказывается от «множества картин старинных мастеров», подчёркивая уникальность любимого произведения
Своё жилище поэт именует «обителью» и «простым углом», а свои труды – «медленными». Также он отказывается от «множества картин старинных мастеров», подчёркивая уникальность любимого произведения.
Зато образ Мадонны вырастает во всём величии за счёт градации (нарастания смыслов), повторов «тебя мне ниспослал, тебя…», инверсии.
Венчает стихотворение знаменитая метафора «чистейшей прелести чистейший образец». Поэт использует лишь одно «украшение», но как оно сияет на фоне остальных, строгих и лаконичных, образов!
Изобразительно-выразительные средства
Как уже было сказано, литературоведы в точности установили, кому Пушкин посвятил стихотворение «Мадонна» — своей будущей на тот момент супруге, Наталье Гончаровой. Этот брак, ставший в итоге причиной гибели поэта на дуэли, заставил его отказаться от многого. Семья Пушкиных не была богатой, поэтому родные Натальи первое время были категорически против того, чтобы девушка связала свою жизнь именно с ним. Поэту пришлось продать большую часть своего имущества и передать вырученные денежные средства матери своей избранницы.
Однако если читать текст сонета, то подобных мыслей не возникает. Пушкин размышляет лишь о прелести своей невесты. А о том, что их отношения складывались не совсем удачно и путь к счастью был долог и тернист, читатель не догадывается.
Образец любовной лирики Пушкина, «Мадонна», — во многом уникальное произведение, ведь художественные изобразительно-выразительные средства в нем практически отсутствуют. Автор использует самую простую лексику (за исключением некоторых церковных слов), что в оценке литературоведов говорит о том, что писать о самом глубоком и сокровенном Пушкину удавалось легко. Присутствуют следующие тропы:
- Эпитеты (старинные мастера, простой угол, медленные труды, божественный спаситель).
- Метафоры (чистейшей прелести чистейший образец, творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна).
Та, которая смогла вдохновить поэта на создание настолько проникновенного и глубокого текста, достойна того, чтобы ее красота и одухотворенность были описаны кратко, легкими штрихами, без пространных описаний и рассуждений. В этой краткости, умении передать тончайшие черты образа парой точно подобранных слов и состоит поэтический гений Пушкина.
Восприятие текста не изменилось по сей день, до сих пор это стихотворение считается одним из лучших любовных произведений поэта, его смысл понятен и исследователям литературы, и обычным людям, перечитывающим томик любимых текстов. Оно пронизано искренними чувствами, обнажает перед читателем душу поэта, в каждой строке звучат его сокровенные мысли. И желание его, мечта о семейном счастье с той, которую он смог полюбить, исполнилась.
«Мадонна» А. Пушкин
Среди любовной лирики Александра Пушкина есть несколько произведений, которые он посвятил своей супруге Наталье Гончаровой. Одним из них является стихотворение «Мадонна», написанное в 1830 году, за полгода до свадьбы.
В это время поэт находится в Москве, где повторно просит Наталью Гончарову стать его женой. Получив согласие, Пушкин пребывает в эйфории и начинает готовится к свадьбе, в то время как его невеста с семьей на время покидает столицу, отправившись в родовое имение.
Чтобы скрасить дни разлуки, Пушкин вешает у себя в комнате портрет «белокурой мадонны», которая, по утверждению поэта, как две капли воды похожа на его избранницу.
Вдохновленный этим посланием, поэт посвящает Наталье Гончаровой стихотворение «Мадонна», которое написано в форме сонета.
По мнению поэта, именно счастливый брак способен создать в доме ту удивительную атмосферу гармонии и благополучия, которая так легко улавливается другими. И именно она притягивает людей, которым приятно бывать в семьях, построенных на любви, взаимном уважении и доверии.
Таким же счастливым и гармоничным Пушкину видится его будущий брак, поэтому поэт отмечает в стихотворении, что мечтает «быть вечно зритель» всего лишь одной картины, которая бы отражала его жизнь. Герои этого полотна – «она с величием, он с разумом в очах», т.е. идеальная супружеская пара, которой суждено прожить долгую и счастливую совместную жизнь.
Свой предстоящий брак Пушкин видит как бы со стороны, однако это не мешает ему предаваться мечтам о семейном благополучии. Казалось бы, для этого есть все основания, ведь Наталья Гончарова хороша собой, достаточно умна и образованна.
Именно поэтому поэт благодарит Всевышнего за то, что тот «тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна, чистейшей прелести чистейший образец». Автор не подозревает, что буквально через несколько месяцев между ним и его избранницей произойдет первый серьезный конфликт, связанный со свадебным приданным.
Пушкин знал, что его невеста принадлежит к благородному, но, увы, обнищавшему роду. Однако не предполагал, что вместе с женой ему достанется куча семейных долгов. Погашать их никак не входило в планы поэта, поэтому его женитьба оказалась на грани провала.
В итоге свадьба все же состоялась, но образ Мадонны, созданный поэтом в одноименном стихотворении, померк. Известно, что после бракосочетания поэт не посвятил своей супруге ни одного стихотворения. Этому есть несколько причин, хотя сам поэт и утверждает, что обрел в этом браке подлинное счастье.
Однако во время венчания в церкви Большого Вознесения Наталья Гончарова сперва уронила обручальное кольцо поэта, а позже у него в руках погасла свеча. Будучи человеком достаточно суеверным, Пушкин воспринял это, как дурной знак. И с тех пор воспринимал свой брак не как дар небес, а как кару, которая неизбежна.
Собственно говоря, в этом поэт оказался прав, так как роковая дуэль с Дантесом, оборвавшая его жизнь, состоялась именно из-за Натальи Гончаровой. Тем не менее, до самой смерти супруга оставалась для поэта самой желанной и любимой женщиной на свете, за обладание которой он заплатил своей жизнью.
О стихотворении «Мадонна» А Фета — сочинение
Творчество Афанасия Афанасьевича Фета (1820-1892) — одна из вер-шин русской лирики. Он тончайший поэт-лирик, смелый до дерзости в поэтических порывах и озарениях, поэт, радостно воспевший красоту при-роды и человеческих чувств, красоту мира.Стихотворение «Мадонна» было написано им в 1824 году. Но, несмотря на то, что это один из его ранних стихов, первые же строчки поражают глубиной и мудростью:Я не ропщу на трудный путь земной,Я буйного не слушаю невежды
Непонятно, кто герой Фета, молодой человек или почтенный старец, но это и неважно. Главное — это сила и тайна человеческого духа
Герой Фета принимает жизнь как должное, все ее радости и беды. Изменение его жизненной позиции произошло под воздействием красоты, кротости неж-ного лика юной матери:Моим ушам понятен звук иной,И сердцу голос слышится надеждыС тех пор, как Санцио передо мнойИзобразил склоняющую вежды. Характерное состояние героя Фета — это состояние эстетической во-сторженности. Но кто не восторгался, не уносился в мир фантазии, глядя на прекрасные лица с полотен Великих мастеров. Сначала герой Фета охва-чен потоком чувств, которые полностью захватили его. Вглядываясь в лица, перед ним открывались:
И этот лик, и этот взор святой,Смиренные и легкие одежды. А. Фет написал это стихотворение, находясь под впечатлением от карти-ны Рафаэля «Сикстинская мадонна»: «. подняв глаза, я уже ни на минуту не мог оторвать их от небесного видения». (Фет А. «Из-за границы». Путевые впечатления, «Современник»). Картина изображает как бы мимолетное сверхъестественное видение. Это витание Мадонны в безграничном простран-стве. Второй решающий момент «Сикстинской мадонны» — в духовной кон-цепции Богоматери и младенца. Главное — Младенец на ее руках.И это лоно матери, и в немМладенец с ясным, радостным челом,С улыбкою к Марии наклоненный. Любой человек под влиянием кисти великого Рафаэля задумался бы над образом Мадонны с младенцем. И в душе героя Фета как бы произошел переворот. Не случайно он, расставаясь с полотном, восклицает:О, как душа стихает вся до дна!Как много со святого полотнаТы шлешь, мой бог, с пречистою Мадонной!«Для Фета во всяком художественном произведении чувство должно преобладать над разумом. Точнее сказать, чувство в искусстве — это и есть его разум». (Е. А. Маймин)
Средства выразительности
В стихотворении мало средств выразительности. Тем не менее они играют важную роль для создания образа лирического героя, отображения его внутреннего мира, воспроизведения эмоционального состояния.
Преобладают в тексте метафоры – «на холмах Грузии лежит ночная мгла», «печаль моя полна тобою», «унынья моего ничто не мучит, не тревожит», «и сердце вновь горит». Большинство метафор служит для описания чувств лирического «Я». Эпитетов меньше, но они позволяют лаконично передать эмоции героя: «печаль моя светла», «мне грустно и легко». Сравнений в стихотворении нет.
Вспомогательным инструментом для отображения внутреннего состояния главного героя является интонация. В рассказе о печали и унынии поэт использовал многоточие и тире, что помогает сделать паузы при чтении. Интересно, что в стихотворении, изображающем личные переживания, нет местоимения “я” в именительном падеже – есть “мне, моя”, что говорит о мягкой исповедальности текста. Средством выразительности здесь становится аллитерация. Например, в описании преобладают слова с шипящими согласными «ж», «ч»: «Унынья моего ничто не мучит, не тревожит». В тексте также много слов с согласным «л», что придаёт монологу нежность, подчёркивает ощущение легкой грусти.
Композиционно-жанровая специфика
Рассмотрев тематику и основную мысль поэтического текста, следует переходить к анализу композиции, предварительно еще раз перечитав произведение. Сонет представляет собой лирический монолог, в котором герой рисует образ своей прекрасной возлюбленной и говорит о том, каковы его представления об идеальной женщине, идеальных семейных отношениях.
Структурные элементы текста таковы:
- Первая часть — поэтическое описание картины Рафаэля, которой так любил любоваться поэт. Он говорит о том, что обилие произведений искусства ему не нужно, что единственное полотно, достойное стать украшением его «скромной обители» — это картина, на которой воплощен идеал женщины, гармоничная и скромная «Мадонна». Только это полотно великого живописца эпохи Возрождения рождает у него высокие мысли и вдохновляет на написание стихов.
- Второй элемент — описание религиозных образов Спасителя и Мадонны. Это небольшая часть текста, очень лаконичная, для написания автор отказался от высокопарной лексики, присущей поэтическому рисованию на религиозные темы. Мадонна величава, Спаситель — «с разумом в очах». Их не окружают ангелы, но этого и не требуется для создания красивых и целомудренных образов.
- Третий фрагмент — рассуждения лирического героя о семейной жизни, описание его представлений о счастье. Пушкин пишет о том, что творец подарил ему самое ценное, что только может быть в жизни — любовь идеальной женщины.
Жанровое своеобразие также надо проанализировать при написании своих размышлений о поэтическом тексте. Это элегия — грустный жанр, побуждающий к мечтаниям, чаще всего используемый при создании любовной лирики. По звучанию текст напоминает мелодичную песню, в которой выражено множество желаний лирического героя, но главное — обретение счастья с идеальной женщиной.
История создания
Стихотворение «Мадонна» посвящено никому иному, как Наталье Гончаровой, которая наконец-то дала свое согласие на предложение Александра Сергеевича. Поэт долго добивался руки девушки, которая слыла первой красавицей. Получив первый отказ, творец не сломился, и продолжил добиваться расположения красавицы. Он вел переписку с девушкой. Однажды в одном из писем, Александр Сергеевич поделился с Натальей тем, что его весьма покорила картина с изображением Мадонны. Он даже повесил подобное изображение у себя дома, так как Мадонна очень напоминала ему Наталью Гончарову. Девушка же в свое время дала понять, что впредь поэту предстоит любоваться изображением любимой супруги, чем подтвердила свое согласие на брак с Пушкиным. Александр Сергеевич был счастлив, получив это известие. Поэтому за шесть месяцев до свадьбы в 1830 году родилось стихотворение «Мадонна».
История создания
Стихотворение «Мадонна» появилось в блокноте А. С. Пушкина в 1830 г. На написание поэта вдохновило согласие Натальи Гончаровой выйти за него замуж. Известно, что предложение первая столичная красавица приняла только со второго раза. Неудивительно, что Александр Сергеевич очень обрадовался этому.
До получения радостного известия поэт переписывался с Натальей. В одном из писем он признался, что был очарован картиной итальянского художника П. Перуджио. Мадонна, изображенная на нем, очень напоминала поэту его избранницу. В своем же доме Пушкин тоже повесил портрет Мадонны с белыми волосами. Вскоре Наталья ответила, что поэт будет любоваться женой, а не картиной. Так в предвкушении семейной жизни за полгода до свадьбы поэт написал «Мадонну».