Композиция
Элегия разделена на три части самим поэтом – он использует для этого двустрочный рефрен.
Первая часть необходима для создания романтической обстановки, в ней есть песенные мотивы.
Вторая часть посвящена эмоциональному состоянию лирического героя, который оплакивает молодость и покинутую родину, ведь с ней были связаны все чаяния его жизни. В то же время произведение показывает его надежду на то, что волшебные южные земли помогут ему исцелиться от этой тоски.
В третьей части прошлое, с которым у лирического героя связано много воспоминаний, противопоставляется неизвестному будущему. Но в итоге он принимает свою судьбу, смиряется с жизненными обстоятельствами и принимает их.
Определить жанр несложно. Это романтическая элегия, подражание байроновским произведениям: в молодости Пушкин был очень увлечён творчеством этого английского поэта. В то же время, в отличие от отстранённого прощания Чайльд-Гарольда (образу которого явно подражает лирический герой), эмоциональный настрой пушкинского произведения гораздо ярче.
Произведение написано разностопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Эти приёмы, а также чередующаяся рифмовка (кольцевая и перекрестная) делают стихотворение более близким к обычной разговорной речи. Таким образом Пушкин показывает, что проблема, поставленная в произведении, является общечеловеческой.
В этом философском стихотворении поэт ставит проблему изгнания и, следуя романтической традиции, несколько преувеличивает её.
Анализ стихотворения
Существует версия, что, когда Пушкин готовил стихотворение «Погасло дневное светило» к печати в 1825 году, он хотел предпослать ему эпиграф из Байрона: «Good night my native land», что переводится, как «Прощай, родная земля». Конечно, произведение написано в романтическом байроновском духе. Молодой Пушкин был поглощен идеями и настроением английского поэта, как и большинство его современников.
История создания
История создания стихотворения «Погасло дневное светило» сохранилась и стала известной читателям, благодаря письму Пушкина к его брату, когда он отправил стихотворение для публикации. Он сообщил брату, что написал, это произведение в ночь, когда плыл из Феодосии в Гурзуф. Это произошло во время его поездки на Кавказ вместе с семейством Раевских. Это путешествие проходило на военном бриге, и Пушкин впервые увидел море. Поэтому не удивительно, что поэт превратил его в своем произведении в океан. Увиденное настолько вдохновило и впечатлило его, что он не ложился спать. Это стихотворение он сочинил ночью.
Стихотворение было опубликовано в «Сыне Отечества» в 1820 году с пометкой: «Черное море. 1820 сентябрь». В первой публикации подписи опального поэта под стихотворением не было. Так издатель решил «не будить спящую собаку», не раздражать власть имущих. Месяц, указанный под стихотворением, свидетельствовал не о времени написания, а скорее, о времени получения этого произведения издателем.
Композиция и построение стиха
Стихотворение не маленькое – 40 строк, написанные разностопным ямбом. Стихотворение не разделено на строфы. Рифмовка перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.
Композиция стихотворения трехчастная:
Повторяются 2 раза. Третий раз эти строки прозвучат в конце произведения.
- 2 часть. Поэт обращается к родине, изгнавшей его. Правда, в стихотворении он говорит, что сам бежал из родного края.
- 3-я часть небольшая, посвящена женщинам, с которыми его сводила судьба в период его юношеского взросления.
Две завершающие строки связывают все произведение воедино, возвращают читателя в первую часть.
Тема и идея
Тема стихотворения «Погасло дневное светило» – путешествие по морю, которое в поэтическом воображении Пушкина превратилось в океан. Идея произведения – прощание с Родиной и тоска по ней. В стихотворении Пушкин говорит о том, что сам покинул Родину. Это тоже дань романтизму. На самом деле он был сослан за стихи, содержащие критику монархической власти.
Средства художественной выразительности
В этом произведении Пушкин активно использует анахронизмы, чтобы усилить романтическую направленность и этого произведения:
- дневное светило – солнце;
- ветрило – парус;
- в очах – в глазах;
- к пределам дальным – к дальным границам, в дальние края;
- к брегам – берегам;
- младость – молодость;
- хладное – холодное.
Здесь активно используются тропы:
- Эпитеты – синее (море) вечерний (туман), отдаленный (берег);
- Метафоры – послушное (ветрило);
- Олицетворения – кипит и замирает (душа); мечта летает, летает корабль, младость отцвела.уув
Кроме рефрена, встречающегося 3 раза, в стихотворении есть еще две повторяющиеся фразы:
- Я вас бежал – встречается 2 раза;
- И вы забыты мной – тоже упоминается 2 раза.
С целью придания романтического настроения этому произведению, Пушкин применил гиперболизм. Черное море он называет океаном, край, куда он плыл, называет волшебным.
История создания
Вот какова история создания стихотворения “Погасло дневное светило”. Оно написано в августе 1820 года. Поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Гурзуф, это было ночное путешествие. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию романтизма, сгущает краски, рассказывая о “бушующем океане”. Море и благодатный край произвели на него неизгладимое впечатление. Пушкин впервые увидел море и впоследствии посвятил ему немало стихотворений. Поездка с Раевскими подарила поэту вдохновение и успокоение, но он всё же продолжал чувствовать себя изгнанником – такое настроение ощущается и в созданном им стихотворении. Оплакивая рано ушедшую молодость, Пушкин грустил о жизни, которая могла бы у него быть, в то же время понимая, что все внешние обстоятельства, даже неблагоприятные, формируют его как творца.
Главная тема – невесёлые размышления лирического героя, связанные с потерей возможности жить в родных краях. Здесь отчётливо слышны мотивы неудовлетворенности, тоски, печали, определяемые положением поэта-изгнанника. Он тоскует по родине, друзьям и подругам, привычному укладу жизни, но горечь не переходит в отчаяние. Торжественные образы ночного моря, трепетная интонация, недоговорённость, обращённость в прошлое – таковы основные приметы произведения.
Система образов
Содержание произведения задают образы бушующего моря и отважного корабля, которые несут в себе семантику переменчивой, полной сложностей жизни и веры человека в собственные силы. «Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус
Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном
«Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус. Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном.
А вот морская стихия изначально ему неподвластна, но и её можно преодолеть.
Пространство стихотворения разделено на две плоскости: высшую (ту, где погасло солнце — «дневное светило» — и где трепещет парус) и низшую («волнуйся подо мной»). Такой «расстановкой» образов поэт стремится показать своё превосходство над трудностями. Его не пугают волны, он призывает ветер перемен сильнее дуть в его паруса.
Как было написано стихотворение?
Александр Сергеевич Пушкин всегда открыто выражал свое мнение в различных эпиграммах, адресованных как представителям власти, так и самому императору — информацию об этом также может содержать выполненный школьником анализ. В анализе «Погасло дневное светило» учащийся может указать, что эти действия поэта не оставались безнаказанными — Пушкин был сослан в ссылку. На пути в Бессарабию поэт сделал несколько остановок, чтобы отдохнуть и увидеться с друзьями. Одним из таких мест была Феодосия — волшебное и прекрасное место, где поэт впервые познакомился с могучим морем. Произведение было написано поэтом ночью на борту корабля, который подплывал к Гурзуфу. Однако Пушкин пребывал в мрачном настроении, и ему показалось, что стихия равнодушна к трудностям человека.
Основная идея
Смысл стихотворения выражается в последних строках перед рефреном. Лирический герой понимает, что его жизнь необратимо изменилась, но он готов принять и неизвестность будущего, и свое прошлое. При этом его любовь, которую он оставил позади, не может быть забыта, так как она не подвластна времени и обстоятельствам.
Главная мысль стихотворения указывает на необходимость принятия своей судьбы. Поэт повидал на своем веку много несправедливости, бед и разочарований, но это не мешает ему с улыбкой смотреть в будущее, с норовом препираться с бушующей стихией. Он еще готов побороться за свое счастье. При этом он отдает себе отчет в том, что с ним произошло, принимает это, извлекает необходимые уроки и идет дальше, не зацикливаясь на зле. Да, раны не излечены, но и измен с обидами он не припоминает.
Темы и настроение
Стихотворение представляет собой философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и мчащегося навстречу новым берегам, а также связанные с этими рассуждениями чувства. Значит, основная тема – это изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает его от родного очага.
Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых тревог к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Однако, упоминание добровольного побега героя – это, скорее, дань романтической традиции, сам же Пушкин был изгнанником, сосланным за вольнодумство. Он плыл не по «угрюмому океану», а по спокойному Черному морю, но плыл он к незнакомым землям и к неизвестному будущему. Оба этих образа служат созданию все той же романтической атмосферы. У читателя создается печальное, но в то же время мечтательное настроение. Вдруг там, за горизонтом, человека ожидают перемены к лучшему?
Соответственно, мы видим и тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Быть может, судьба будет поласковее с ним в новой стороне.
Кроме того, ощущается тема привязанности к родному дому. Дом – это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных дум. Уют родного края ничем не заменить, потому что прошлое неисправимо. То, что человек родом откуда-то, уже не исправить, и к лучшему, ведь каждый из нас должен иметь свою тихую гавань для ностальгии. Даже несмотря на то, что герой был обманут и покинут в отчизне, чувствуется, что всегда будет помнить о ней.
Сюжет
Сюжет произведения описывает путь одинокого корабля по бушующему морю.
В первой части говорится о том, что волны несут героя к новым желанным берегам, которые волнуют его прелестью молодой мечты, вызывая воспоминания о лучших годах жизни.
Вторая часть содержит в себе сожаление о том, что берега дорогой сердцу поэта родины теперь от него далеко и он не найдёт в родной стране приюта и понимания.
Третья часть посвящена теме забвения. Поэт говорит, что забыл обольщения молодости, и они больше не волнуют его, но внезапно признаётся, что раны сердца болят от этого не меньше.
Значит, тоска по родине томит его по-прежнему. Несмотря на это, он будет плыть дальше, туда, куда несут его волны судьбы.
Стихи Пушкин МГЛА. (На холмах Грузии лежит ночная мгла, К Морфею*)
Стихи Пушкин МГЛА. (На холмах Грузии лежит ночная мгла, К Морфею*) На холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною. Мне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой. Унынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не м.
На холмах Грузии лежит ночная мгла;Шумит Арагва предо мною.Мне грустно и легко; печаль моя светла;Печаль моя полна тобою,Тобой, одной тобой. Унынья моегоНичто не мучит, не тревожит,И сердце вновь горит и любит — оттого,Что не любить оно не может.
В голубом небесном полеСветит Веспер золотой -Старый дож плывет в гондолеС догарессой молодой.Воздух полн дыханьем лавра,морская мгла,Дремлют флаги Бучентавра,Ночь безмолвна и тепла.
Мне жаль великия жены,Жены, которая любилаВсе роды славы: дым войныИ дым парнасского кадила.Мы Прагой ей одолжены,И просвещеньем, и Тавридой,И посрамлением Луны,И мы прозвать должныЕе Минервой, Аонидой.В аллеях Сарского селаОна с Державиным, с ОрловымБеседы мудрые вела -чай пила -С Делиньем — иногда с Барковым.Старушка милая жилаПриятно и немного блудно,Вольтеру первый друг была,Наказ писала, флоты жгла,И умерла, садясь на судно.С тех пор мгла.Россия, бедная держава,Твоя удавленная славаС Екатериной умерла.
Ненастный день потух; ненастной ночи мгл49
Ненастный день потух; ненастной ночи мглаПо небу стелется одеждою свинцовой;Как привидение, за рощею сосновойЛуна туманная взошла. Все мрачную тоску на душу мне наводит.Далеко, там, луна в сиянии восходит;Там воздух напоен вечерней теплотой;Там море движется роскошной пеленойПод голубыми небесами. Вот время: по горе теперь идет онаК брегам, потопленным шумящими волнами;Там, под заветными скалами,Теперь она сидит печальна и одна. Одна. никто пред ней не плачет, не тоскует;Никто ее колен в забвенье не целует;Одна. ничьим устам она не предаетНи плеч, ни влажных уст, ни персей белоснежных.. . . Никто ее любви небесной не достоин.Не правда ль: ты одна. ты плачешь. я спокоен;. ( Александр Сергеевич Пушкин. Стихотворения 1823-1836 )
Я видел смерть; она в молчанье села У мирного порогу моего; Я видел гроб; открылась дверь его; Душа, померкнув, охладела… Покину скоро я друзей, И жизни горестной моей Никто следов уж не приметит; Последний взор моих очей Луча бессмертия не встретит,И погасающий светильник юных днейНичтожества спокойный мрак осветит.. Прости, печальный мир, где темная стезя Над бездной для меня лежала —Где вера тихая меня не утешала,Где я любил, где мне любить нельзя!
Мороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг прелестный -Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севера явись!
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела -А нынче. погляди в окно:
Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит.
Вся комната янтарным блескомОзарена. Веселым трескомТрещит затопленная печь.Приятно думать у лежанки.Но знаешь: не велеть ли в санкиКобылку бурую запречь?
Основная мысль
Основная мысль, которую вложил поэт в анализируемое стихотворение – это невозможность изменить волю судьбы. Невозможно бороться с законами природы, так и невозможно изменить те факторы, которые от нас не зависят, но меняют нашу жизнь. Человеку приходится приспосабливаться и двигаться дальше вперед. Далеко не все происходит так, как мы того хотим или запланировали. К сожалению, с этим невозможно ничего сделать. Остается лишь смириться.
Пушкин показывает, что там, на далеком берегу, его ждет исполнение его желаний. Но туда еще предстоит добраться, а этому очень мешают многие факторы.
Скорее всего, Александр Сергеевич задумывался об эмиграции, ведь в его родной стране его не всегда понимали.
Он сравнивает себя с морским путником, который так же не может самостоятельно выбрать свой путь. Чаще всего его передвижение зависит от воли судьбы.
Образы и символы
Основным образом элегии является корабль, несущий лирического героя к новым берегам. Сам корабль является символом новых устремлений героя к неведомому и побег от прошлого. Второй яркий образ – угрюмый океан, который может рассматриваться как символ грусти, мучающей героя, или же поток неприятных событий, окружающих его.
Оба эти образа передают атмосферу грусти, тоски и тревоги, которыми поглощен лирический герой, и в то же время, образ корабля, несущего героя к новым берегам, дает надежду на что-то новое, что-то лучшее, что ожидает его впереди.
Состояние лирического героя столь же неоднозначно, как и окружающий его пейзаж. Он томим тоской и ностальгией, но в то же время вера в лучшее будущее его не покидает.
Жанр, размер
Данное стихотворение является своего рода одним из самых главных во всей романтической лирике Александра Сергеевича. Относится данное стихотворение к романтизму. В нем хорошо прослеживаются черты Байроновского стиха, ведь именно его творчество занимало последнее время Александра Сергеевича.
Что же касается жанра, то это элегия. Это легко заметить по содержанию стихотворения, которое пронизано печальными мыслями и размышлениями, относительно молодости, которая осталась в прошлом. Так же автор сожалеет о своей Родине, с которой ему пришлось расстаться.
Размер стихотворения – разностопный ямб. Рифму поэт использует как перекрестную, так и кольцевую. Этим самым Пушкин создает ощущение разговора, чем позволяет читателю ощутить на себе размышления поэта.
Анализ стихотворения «Ненастный день потух» Александра Пушкина
Стихотворение написано в 1824 году. Ее автору 25 лет, и он находится в ссылке в одном из имений своей семьи — селе Михайловском. Увеличивается в случае несогласия с отцом. Пишет поэт достаточно, однако вызывает в памяти имена и лица его — эти стихи, скорее всего, посвящены Е.Воронцовой, у которой он родился. Есть подозрения, что у поэта тоже было взаимное чувство, но стихотворение говорит об обратном. Сквозные тексты любовного жанра, по размеру казалось, что дольник многоходовой, рифмованный, близкий, перекрестный, нет разделения на строфы. Есть детские стишки, открытые и закрытые. Герой не имеет себе равных по сравнению с самим автором. Луна одна и та же на небе, но над краями разными она поднимает свое! Место, где сейчас поэт, — “туман бурной ночи”, где потерялся влюбленный, — “воздух наполнен теплом, движется море под небесами голубыми”. То есть, возможно, на юге еще не будет темно, как здесь, на севере, недалеко от Пскова.
Похоже, поэт хорошо изучил свою возлюбленную, он знает, что в это время она спускается к морю одна. “Она сидит грустная и одинокая”. Было время, когда они вместе спускались к морю, и она улыбалась. Теперь никто не ассоциируется с его губами (здесь поэт не воздерживается от перечисления, что усиливает страсть, выраженную хуафасахом). Она решила сама. «Я спокоен»: поэт наверняка не успел в прошлом году за чувствами, человека он выбрал верного своей памяти. «Есть любовь, которую заслужил каждый», — почти страстно говорит А. Пушкин. А потом он снова спрашивает эту плеадайлте: это неправда, ты одна, ты плачешь. Из-за невозможной даты делает его «меланхолично мрачным». «Но если…»: обычно таковы строки этой интерпретации веры «только если нам будет угодно судьбой снова увидеть друг друга», это можно понимать также как угрозу, скрытую от сердечной ревности, страдания. И осознает свое бессилие, поэт не такой товарищ, чтобы утешать, чем сгорать от подозрений.
Как узнать, действительно ли она забыла его? Представление о нем должно быть для него неприкосновенным. В общем, вы видите недосказанность, молчание авторов (в серии многоточие; инновационная техника для того времени) и незавершенность самого стиха. Атриалу тойнеолайох: дождливый день, дождливая ночь. Анафора: там, в одиночестве, никого. Эпитет: роскошная вуаль. Сравнение: как призрак.
Не разделяет А. Пушкина в Михайловском кольцо, подаренное ему Е. Воронцовой, с глубиной новой, более зрелой, размышляющей о любви и разлуке.
Анализ стихотворения Пушкина «Погасло дневное светило»
Эпиграммы на чиновников и самого государя императора Александра I, написанные Пушкиным, имели весьма печальные последствия для поэта. В 1820 году он был отправлен в южную ссылку, и конечным пунктом его назначения стала Бессарабия. По пути поэт останавливался не несколько дней погостить у своих друзей в различных города, включая и Феодосию. Там, наблюдая за бушующим морем, он написал стихотворение-размышление «Погасло дневное светило».
Пушкин видел море впервые в жизни и был очарован его силой, мощью и красотой. Но, пребывая далеко не в самом лучшем расположении духа, поэт наделяет его мрачными и угрюмыми чертами
. Кроме этого, в стихотворении, словно рефрен, несколько раз повторяется одна и та же фраза: «Шуми, шуми, послушное вертило». Трактовать ее можно по-разному. В первую очередь, поэт пытается показать, что морская стихия совершенно равнодушна к его душевным терзаниям, которые автор испытывает из-за вынужденной разлуки с родиной. Во-вторых, эпитет «послушное вертило» Пушкин примеряет и к самому себе, считая, что не до конца боролся за свою свободу и вынужден был покориться чужой воле, отправившись в ссылку.
Стоя на морском берегу, поэт предается воспоминаниям о своей счастливой и довольно безмятежной юности, наполненной безумной любовью, откровениями с друзьями и, что самое главное, надеждами. Теперь же все это осталось в прошлом, а будущее Пушкину видится мрачным и совершенно непривлекательным. Мысленно он каждый раз возвращается домой, подчеркивая, что постоянно стремится туда «с волненьем и тоской». Но от заветной мечты его отделяют не только тысячи километров, но и несколько лет жизни. Еще не зная, сколь долгой будет его ссылка, Пушкин мысленно прощается со всеми радостями жизни, считая, что отныне его жизнь кончена. Этот юношеский максимализм, все еще живущий в душе поэта, заставляет его мыслить категорически и отвергать любую возможность разрешения жизненной проблемы, с которой ему довелось столкнуться
. Он похож на тонущий корабль, который штормом выбросило на чужой берег, где, как считает автор, помощи ждать просто не от кого. Пройдет время, и поэт поймет, что даже в далекой южной ссылке его окружали верные и преданные друзья, роль которых в своей жизни ему еще предстоит переосмыслить. Пока же 20-летний поэт вычеркивает из сердца минутных друзей и возлюбленных своей юности, отмечая, что «прежних сердца ран, глубоких ран любви, ничто не излечило».
Умолчание в художественной речи
В художественном языке умолчание заключается в умышленном прерывании автором своей речи с целью избегания слов, которые по эмоциональным причинам он не желает произносить. Умалчиваются обычно явные понятия, которые легко определяются контекстом, т. е. недосказанность такого рода предполагает домысел читателя, способность самостоятельно закончить мысль с помощью намёка.
Таким образом, опущение заключительной части высказывания, скрытие его смысла, концентрирует внимание на конкретном понятии. Умолчание употребляется как в поэтических, так и прозаических текстах с целью усиления выразительности, экспрессивности речи, акцентирования основных идей и активизации читательского мышления
В классической русской поэзии приём использовался также как способ обойти цензуру. Примечательно, что письменным выражением фигуры умолчания зачастую является знак многоточия
Умолчание употребляется как в поэтических, так и прозаических текстах с целью усиления выразительности, экспрессивности речи, акцентирования основных идей и активизации читательского мышления. В классической русской поэзии приём использовался также как способ обойти цензуру. Примечательно, что письменным выражением фигуры умолчания зачастую является знак многоточия.
Средства художественной выразительности
В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «угрюмый океан», «волшебные края», «по грозной прихоти», «томительный обман», «легкокрылая радость», с помощью которых поэт описывает состояние лирического героя.
Олицетворения («пал туман», «шуми, ветрило», «волнуйся, океан», «душа кипит и замирает», «мечта… летает», «мне изменила радость» и другие) оживляют текст, делая его динамичным, помогают острее почувствовать конфликт героя и окружающих его неблагоприятных обстоятельств.
Метафорические образы океана как жизненного пути, ветрила – как независимости, «пределов дальних» — как будущего выходят на уровень философских символов и заставляют видеть в стихотворении пророческие аллегории.