Образ Христа в поэзии Бальмонта
В творчестве Бальмонта нередко слышится молитвенный призыв к Господу, острая нужда в Нем: «Господи, молю Тебя, приди! Уж тридцать лет в пустыне я блуждаю, Уж тридцать лет ношу огонь в груди, Уж тридцать лет Тебя я ожидаю». Лирический герой постоянно беседует с Богом. Призыв «О Господи, молю тебя, приди!»звучит как последняя надежда, просьба помочь преодолеть раздирающие душу сомнения.
На протяжении всей жизни, в самые непростые ее моменты Бальмонт обращался к образу Христа в своих стихотворениях. Особенно часто это стало происходить в период второй эмиграции поэта (1920-1942 гг.), которая стала для Бальмонта сложным и болезненным периодом. Большинство исследователей творчества Бальмонта считают, что именно в последние годы жизни в его поэзии и в нем самом по-настоящему утвердился христианский взгляд на мир.
Он пишет много стихотворений о Боге, в которых возвращается к чистому, искреннему и раннему «Одна есть в мире красота…». Познакомившись и испытав влияние многих мировых вероучений, Бальмонт окончательно понял, что Истина — во Христе. К нему вновь приходит то «припоминанье», о котором он писал еще в 1903 году в книге «Только любовь»: «в должный миг припоминанье Пронзит внезапно темноту. И приведет меня скитанье к весеннеликому Христу».
Источники, которые использовались для написания статьи:
- Бальмонт Константин «Собрание сочинений в 7 томах»
- Кондаков Николай «Образ Христа в творчестве К.Д. Бальмонта»
- Цыкунова Галина «Религиозные и философские идеи, мотивы, образы в художественном мире К.Д. Бальмонта»
Презрение & Любви
С первых строк понятно, что хочет сказать автор, суть стихотворения коротко раскрывается на старте, потом Бальмонт лишь развивает и разветвляется свою мысль.
В глазах лирического героя, самого Константина Дмитриевича, женщина – это синоним игры, где в качестве инструмента для выигрыша используется ласка поцелуя и взгляд нежных очей. За это она должна быть обречена на презрение, но сердце трещит от любви и ничего с этим противостоянием не поделать.
Мужчины нередко губят душу ради удовлетворения женской прихоти, часто взамен на поцелуй и лукавый взгляд они обрекают себя на смерть тела и духа.
Чувство презрения к женщине побеждается любовью к ней испокон века, со времен Евы, от момента искушения Женщины Змеем. Именно поэтому лживое слово из уст девушки часто нежнее истины, а мучения от её отдаленности принимаются за сладость тоски…
В женщине, как и мире, по мнению Бальмонта, есть Инь и Янь, белое и черное, скрыт друг и беспощадный враг. Может быть, поэтому наследницы Евы ещё не приелись потомкам Адама, может быть, поэтому мы видим в женщине новые отражения себя и… в очередной раз погружаемся в пучину гибели ради любви…
Белый ангел
От детских дней одна черта пленила
Мои мечты, в чьих зыбях таял сон,
В глаза печальный отблеск заронила,
В мой ум вошла как дальний тихий звон.
Мне снился грустный ангел, белоснежный,
С улыбкой сожаления в глазах,
Я с ним дышал одной печалью неясной,
Я видел бледный Рай в его слезах.
Он мне являлся в разные мгновенья,
И свет храню я этих беглых встреч.
Есть проблески, которым нет забвенья,
Есть взгляд без слов, его не молкнет речь.
Любил — еще люблю я — неземное,
Ум сердца — луч холодному уму,
Я верю в Небо, синее, родное,
Где ясно все неясное пойму.
С небесным я душой не разлучаюсь,
И встретив чей-нибудь глубокий взор,
Я с ним, я с Белым Ангелом встречаюсь,
Таинственным и близким с давних пор.
*****
Бальмонт Константин Дмитриевич
Константин Дмитриевич Бальмонт – величайший поэт Серебряного века, тонкий лирический певец. Красивые и мелодичные стихи Бальмонта легко читаются, они льются, как родниковая вода. Поэт оперирует простыми словами, но в этих словах кроется сила чувства. Бальмонт всегда писал с первой попытки, движимый рождающимися в голове цельными образами. Он не правил и не мучал рифмы – «первое движение души – самое верное». Бальмонт жил и творил не с помощью анализа и рассуждений, а образами и ощущениями. Всю жизнь поэт искал себя, свое место, пробовал писать в разных стилях, примыкал к разным течениям. Но ведущим направлением его творчества принято считать поэтический символизм.
Анализ стихотворения Бальмонта “Безглагольность
Образ русской природы присутствует в произведениях многих поэтов, и в большинстве случаев пейзажная лирика наполнена красотой и умиротворением. Однако Константин Бальмонт видит окружающий мир далеко не в таких радостных и чистых тонах, к которым все мы привыкли. Все дело в том, что поэт пытается сопоставить то, что открывается его взору, со своими внутренними ощущениями. И в итоге вырисовывается далекая от оптимизма картина, которую автор рисует в своем Стихотворении “Безглагольность” , созданном в 1900 году.
Само название этого произведения
указывает на особенности славянской натуры, которая отличается молчаливостью и сдержанностью. Даже когда нам больно и плохо, мы предпочитаем скрывать это от окружающих. Источником такого поведения поэт считает окружающий мир, утверждая: “Есть в русской природе усталая нежность, безмолвная боль затаенной печали”. Именно то среда, в которой живет русский человек, словно бы располагает к унынию и тоске. Во всяком случае, Бальмонт видит именно эту сторону природы, утверждая, что образ утренней реки в тумане, опустевшего сада или же застывшей осоки неизменно рождает в душе человека боль. “Во всем утомленье – глухое, немое”, – отмечает автор, ссылаясь на то, что очень часто даже так милые славянской душе луга и леса настраивают человека на пессимистический лад, вселяют в его душу тоску и печаль. Связано это с тем, что душа просит иного, но не может получить желанное, потому что кругом один и тот же унылый пейзаж, бесконечный, словно само существование Вселенной, угрюмый и лишенный очарования.
Конечно же, Бальмонт преувеличивает и утрирует собственные переживания, отказываясь замечать, что окружающий его миру все же может быть восхитительным в своей красоте. Но солнечный день, капли росы на листьях деревьев или же теплый весенний ветерок не находят отклика в душе поэта. “И сердце простило, но сердце застыло, и плачет, и плачет, и плачет невольно”, – отмечает Константин Дмитриевич Бальмонт. Автор не хочет признаваться даже самому себе, что иногда подобное уныние накатывает на любого человека, и на это могут быть различные причины. У поэта это – личная драма, связанная с неудачным браком и попыткой самоубийства. Пройдет время, и Бальмонт вновь сможет осознать, что жизнь может быть по-настоящему прекрасной. Однако в момент написания этого стихотворения окружающая природа рождает в душе автора лишь печаль, и он подсознательно ищет в ней черты, способные усилить это гнетущее чувство.
February 18, 2016
Образ главного персонажа
Лирический герой Константина Бальмонта погружен в себя, он отягощен грустными раздумьями и размышлениями о жизни. Неутешительная истина, к которой он приходит, ранит его намного больше, чем переживания, связанные с состоянием природы. Он не уверен в себе, не способен оценить по достоинству собственные перспективы, не видит выхода.
Его можно назвать безнадежным романтиком, мечтающим отыскать свое место в мире и обнаружить принадлежность к природе. Глядя на окружающий мир, он тоскует, созерцает собственное состояние.
Образ тишины
Природа у Бальмонта олицетворяет собой русский характер, загадочную душу, которую невозможно постичь разумом, но только сердцем. Отсюда возникает склонность к раздумьям, типичная национальная хандра, сопутствующая глубоким и важным переосмыслениям. В природе разлито безмолвие – это последний час, минуты перед рассветом. Состояние окружающего мира отмечено скрытостью.
Вместо заключения
Далее лирический герой, словно почувствовав приближение желанного свидания, как бы оправдывает свое сиюминутное охлаждение к природе тем, что она сама не может ответить на его чувства: Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко.
Во всем утомленье, глухое, немое. В следующий момент лирический герой уже прямо обращается к некоему женскому образу (так я воспринимаю эти стихи), предлагая разделить с ним красоту и светлую печаль: Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную глушь деревенского сада, — Деревья так сумрачно-странно-безмолвны. И сердцу так грустно, и сердце не радо.
) Ритм стиха завораживает, чередование шипящих с мягкими, длящимися концовками слов (ны, ла, но, ло, ли, оя, ое) придает поэтическому веществу особую нежность, почти физически ощущаемую. Популярным это стихотворение стало, по-моему, еще и потому, что Россия по духу — страна еще достаточно языческая. Наши гены четко реагируют на образы природы, созвучные любви русского человека к избраннику или избраннице. Этим стихотворением Бальмонт создал себе, как сейчас говорят, имидж. Влюбил в своего лирического героя читательскую аудиторию.
Лучшие Темы сочинений :
Анализ стихотворения «Фантазия» Бальмонта
Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений – стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения, все оттенки собственных мимолётных впечатлений. За быстро меняющимися образами лесной ночи – ничем не скованная творческая натура поэта. Лирический герой в большей части стихотворения – лишь наблюдатель. Только в конце второй строфы он становится активнее, следует череда риторических вопросов. Здесь появляется и мистический подтекст произведения: за «тихими стонами» деревьев поэт различает «духов ночи», их «жажду веры, жажду бога». Лирический герой чувствует в чуть трепещущих очертаниях леса что-то таинственное, неземное, недоступное пониманию человека. Лирический сюжет стихотворения – тишина, спокойствие, дрема, сменяющийся движением («это мчатся духи ночи») и оттенком тревоги, печали («чьё-то скорбное моленье», «что их мучит, что тревожит?»), нарастающим с каждым мгновением («всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нём томленье»). Потом вновь наступает спокойная дремота «без муки, без страданья». Природные стихии – ветер, метель, лес – оживлены олицетворением. В стихотворении всё движется, чувствует, живёт: «живые изваянья», лес «спокойно дремлет», «роптанью ветра внемлет», «исполнен тайных грёз»; «стон метели», «шепчут сосны, шепчут ели» и так далее. Образы Бальмонта расплывчаты, лишены чётких очертаний, воздушны: «чуть трепещут очертанья», «роптанья ветра», «светлый дождь струится», «искры лунного сиянья». «Фантазия» пронизана радужной игрой света. Всё утопает в «искрах лунного сиянья», «светлом дожде»; даже сны – ясные и светлые. «Фантазии», как и многим произведениям Бальмонта, присуща музыкальность. Поток звуков создаёт впечатление нежного журчания, плескания. Часто повторяются шипящие ж-ш-щ-ч, свистящие с-з, согласные л-р-м-н. Музыкальность достигается и повторением некоторых слов: луна, сиянье, пенье, трепещут, вещих, дремлют, внемлют, стон. Рифмы используются даже внутри строки: изваянья – сиянья, дремлет – внемлет, метели – ели, вспоминая – проклиная. Бальмонт часто прибегает к анафорам: шепчут – шепчут, чьи-то – чьё-то, точно – точно, это – это, что – что, всё – всё, жажда – жажда, мчатся – мчатся. Чтобы подчеркнуть таинственность, певучую сонливость, романтичность, а иногда и тревожность, Бальмонт использует выразительные средства языка. Стихотворение начинается с оксюморона «живые изваянья», сразу настраивая читателя на нужное восприятие. Стихотворение насыщено эпитетами (дремлет – спокойно, сладко, чрез – тайных, стон – тихий, ветви – стройные, моленье – скорбное, стволы – вещие и сказочные, сны – ясные и светлые) и сравнительными оборотами («как живые изваянья», «точно искрится звезда», «точно светлый дождь струится», «как червь»). Очень часто Бальмонт использует олицетворения, а во второй строфе – риторические вопросы. Общее впечатление – его непосредственность в восприятии окружающего мира, умение лирически выразить едва уловимые оттенки душевного настроя. Читая «Фантазию», получаешь удовольствие от музыкальности стиха, глубокой художественной выразительности, рисующей в воображении чудесные, необыкновенные картины.
8559
человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
Бальмонт, «Камыши»
Мы уже знаем, что стихотворение написано в ключе символизма, в жанре философской лирики. Тема его — загадочный мир природы и жизни.
Стихотворение построено на слуховых образах. «Шуршат», «шепчут», «говорят», «змеи свистят», «вздох». Есть и зрительные, самый яркий из которых — «огоньки», которые «горят, мелькают, мигают — и снова их нет»; и луна, чей «дрожит умирающий лик».
Чтобы лучше понять эту поэзию, необходимо провести фонетический анализ стихотворения. Бальмонт («Камыши» — яркий тому пример) обращался в своих строках к игре звуков, их особенному чередованию. Как мы помним, звучание было одной из ярких особенностей лирики символистов. Прочитайте стихотворение вслух. Звуки «ж», «ш», «ч» «п» создают удивительный звуковой эффект. Особенно богата такими эффектами вторая строчка «Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши». Звук «ш» в каждом слове создает ощущение шуршания и шепота одновременно. Такой прием носит название аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в поэзии (не исключается применение и в прозе) с целью создать особое звучание, настроение, ощущение.
Интересно звучит и двенадцатая строка: «Трясина заманит, сожмет, засосет». Чередование звуков «с» «з» и «ж» придает ощущение мистичности, зловещего шепота трясины, из которой не выбраться. Многие критики видят в этом стихотворении поиски смысла жизни, сравнивая ее неизбежный конец с трясиной. Но нет рассуждения самого автора о произведении. Возможно, оно было создано под влиянием символистов и попыток впервые применить метод аллитерации.
Интересны также и гласные звуки, которые создают ощущение монотонности, напевности.
Общее впечатление, которое вызывает стих «Камыши», Бальмонт создал благодаря не только аллитерации, но и с помощью метафор. «Умирающий лик» луны; месяц «печально поник»; «вздох погибшей души» — эти метафорические образы вызывают мистическое настроение, ощущение неизбежности.
Похожие песни
-
- слушать Константин Бальмонт — О, женщина, дитя, привыкшее играть…
- скачать Константин Бальмонт — О, женщина, дитя, привыкшее играть…
Константин Бальмонт — О, женщина, дитя, привыкшее играть…
-
- слушать Константин Бальмонт — О, женщина, дитя, привыкшее играть
- скачать Константин Бальмонт — О, женщина, дитя, привыкшее играть
Константин Бальмонт — О, женщина, дитя, привыкшее играть
-
- слушать Константин Бальмонт — «О, женщина, дитя, привыкшее играть…»
- скачать Константин Бальмонт — «О, женщина, дитя, привыкшее играть…»
Константин Бальмонт — «О, женщина, дитя, привыкшее играть…»
-
- слушать Константин Бальмонт — О, женщина, дитя, привыкшее играть…
- скачать Константин Бальмонт — О, женщина, дитя, привыкшее играть…
Константин Бальмонт — О, женщина, дитя, привыкшее играть…
-
- слушать Константин Бальмонт — О, женщина, дитя, привыкшее играть…(Константин Бальмонт)
- скачать Константин Бальмонт — О, женщина, дитя, привыкшее играть…(Константин Бальмонт)
Константин Бальмонт — О, женщина, дитя, привыкшее играть…(Константин Бальмонт)
-
- слушать ß — Стихотворение Константина Бальмонта — «О, женщина, дитя, привыкшее играть…»
- скачать ß — Стихотворение Константина Бальмонта — «О, женщина, дитя, привыкшее играть…»
ß — Стихотворение Константина Бальмонта — «О, женщина, дитя, привыкшее играть…»
-
- слушать Бальмонт Константин — О, женщина, дитя, привыкшее играть…
- скачать Бальмонт Константин — О, женщина, дитя, привыкшее играть…
Бальмонт Константин — О, женщина, дитя, привыкшее играть…
-
- слушать Константин Бальмонт (читает Борис Ветров) — О, женщина, дитя, привыкшее играть…
- скачать Константин Бальмонт (читает Борис Ветров) — О, женщина, дитя, привыкшее играть…
Константин Бальмонт (читает Борис Ветров) — О, женщина, дитя, привыкшее играть…
-
- слушать Борис Ветров — О, женщина, дитя, привыкшее играть… (Константин Бальмонт)
- скачать Борис Ветров — О, женщина, дитя, привыкшее играть… (Константин Бальмонт)
Борис Ветров — О, женщина, дитя, привыкшее играть… (Константин Бальмонт)
Я буду ждать
Я буду ждать тебя мучительно,
Я буду ждать тебя года,
Ты манишь сладко-исключительно,
Ты обещаешь навсегда.
Ты вся — безмолвие несчастия,
Случайный свет во мгле земной,
Неизъясненность сладострастия,
Еще не познанного мной.
Своей усмешкой вечно-кроткою,
Лицом всегда склоненным ниц,
Своей неровною походкою
Крылатых, но не ходких птиц,
Ты будишь чувства тайно-спящие, —
И знаю, не затмит слеза
Твои куда-то прочь глядящие,
Твои неверные глаза.
Не знаю, хочешь ли ты радости,
Уста к устам, прильнуть ко мне,
Но я не знаю высшей сладости,
Как быть с тобой наедине.
Не знаю, смерть ли ты нежданная,
Иль нерожденная звезда,
Но буду ждать тебя, желанная,
Я буду ждать тебя всегда.
*****
Золотая рыбка
В замке был веселый бал,
Музыканты пели.
Ветерок в саду качал
Легкие качели.
В замке, в сладостном бреду,
Пела, пела скрипка.
А в саду была в пруду
Золотая рыбка.
И кружились под луной,
Точно вырезные,
Опьяненные весной,
Бабочки ночные.
Пруд качал в себе звезду,
Гнулись травы гибко,
И мелькала там в пруду
Золотая рыбка.
Хоть не видели ее
Музыканты бала,
Но от рыбки, от нее,
Музыка звучала.
Чуть настанет тишина,
Золотая рыбка
Промелькнет, и вновь видна
Меж гостей улыбка.
Снова скрипка зазвучит,
Песня раздается.
И в сердцах любовь журчит,
И весна смеется.
Взор ко взору шепчет: «Жду!»
Так светло и зыбко,
Оттого что там в пруду —
Золотая рыбка.
*****
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – любовь как самое сильное чувство, побуждающее к действию и рождающее саму жизнь.
Основная мысль стихотворения – призыв любить, ведь только любящий может быть счастлив. Поэт объясняет свою философскую мысль параллелями из культурного наследия человечества, которые нужно увидеть в подтексте.
Стихотворение имеет композицию классического сонета, то есть в нём есть сюжетно-эмоциональный перелом, который происходит между катренами и терцетами. Первый катрен – повторение лирическим героем призывов к любви самой природы. Второй катрен не отрицает призыва любить, но показывает заключённое в нём противоречие. Есть ли смысл любить, если жизнь коротка. Любовь сопряжена с болью и смертью.
Терцины содержат вывод, выраженный как противопоставление наказания тому, кто не любил, и награды тому, кто любил.
Жанр, композиция, рифма и тропы
Стихотворение написано в жанре поэтического обращения, где композиция развивается линейно и завершается акцентированным финалом.
Рифмовка перекрестная (играть – поцелуя – презирать – тоскуя), где больше закрытых, но есть и открытые рифмы.
Художественные средства выразительности:
- Эпитеты (нежные глаза, очи прекрасные, странные сны, вечный враг, добрый гений).
- Метафоры (терзанья страстные, слово лживое, нежные глаза, ласка поцелуя, восторженные мученья).
- Сравнение (женщина – дитя).
- Инверсии (терзанья страстные, душу погублю, взгляд очей прекрасных, слово лживое).
- Гипербола (всё возьми себе).
Бальмонт ни раз призывал в своих произведениях любить, ставя любовь в роль доминирующего человеческого чувства, ради которого можно и должно страдать. Пример тому стих «Люби», написанный в 1917 году, почти перед самой эмиграцией Константина Дмитриевича. Перечитайте обязательно, если хотите понять душу русского поэта и желаете узнать, почему в отношении к женщине доминирует любовь, а не презрение.
Придорожные травы
Спите, полумертвые увядшие цветы,
Так и не узнавшие расцвета красоты,
Близ путей заезженных взрощенные. Творцом,
Смятые невидевшим тяжелым колесом.
В час, когда все празднуют рождение весны,
В час, когда сбываются несбыточные сны,
Всем дано безумствовать, лишь вам одним нельзя,
Возле вас раскинулась заклятая стезя.
Вот, полуизломаны, лежите вы в пыли,
Вы, что в небо дальнее светло глядеть могли,
Вы, что встретить счастие могли бы, как и все,
В женственной, в нетронутой, в девической красе.
Спите же, взглянувшие на страшный пыльный путь,
Вашим равным — царствовать, а вам — навек уснуть,
Богом обделенные на празднике мечты,
Спите, не видавшие расцвета красоты.
*****
Глубокая депрессия и ее последствия
В молодом возрасте Бальмонт пережил сильное разочарование в любви (у поэта были непростые отношения с женой) и не смог спокойно перенести финансовые и семейные неурядицы. У него началась затяжная депрессия, в результате которой поэт выбросился из окна. Он выжил, получив тяжелые травмы, и хромота осталась у него на всю жизнь.
Этот поступок стал переломным моментом в жизни Бальмонта, заставившим его пересмотреть свою жизнь и осознать, что попытка самоубийства была глубочайшей ошибкой. Об этом — его стихотворение «Воскресший»:
Полуизломанный, разбитый, С окровавлённой головой, Очнулся я на мостовой, Лучами яркими облитой. И смутный шёпот, замирая, Вздыхал чуть слышно надо мной, И был тот шепот – звук родной Давно утраченного рая: – «Ты не исполнил свой предел, Ты захотел успокоенья, Но нужно заслужить забвенье Самозабвеньем чистых дел».
В существовании Бога Бальмонт не сомневался никогда, однако постоянно задавал Ему вопросы в своих стихах. Например, в стихотворении «Зачем?» поэт обращается к Богу с плачем о том, что чувствует себя в этом мире покинутым, и не понимает, почему Господь оставляет его на произвол судьбы.
Порой Бальмонт и вовсе ставил рядом с именем Бога – дьявола: «Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог. Одному – мои стоны, и другому – мой вздох». За такие строки Бальмонта прозвали «певцом демонизма», однако проницательные современники, например, Валерий Брюсов, видели, что за этими громкими словами – не стремление эпатировать читающую публику, а внутренний неустанный поиск Бога: да, со всеми негативными изворотами и ошибками такого поиска, но проникнутый желанием человека постичь всю глубину противоположности святости и греха.
Нужен анализ стихотворения Бальмонта, пожалуйста, очень срочно.
Ирина
Мастер (1206), закрыт 5 лет назад
Мне нужен анализ стихотворения К. Бальмонта *уходит светлый май. * Я буду очень благодарна Вам даже хотя бы кратким анализом! Пожалуйста.
Дополнен 5 лет назад
Уходит светлый май. Мой небосклон темнеет. Пять быстрых лет пройдет, — мне минет тридцать лет. Замолкнут соловьи, и холодом повеет, И ясных вешних дней навек угаснет свет.
И в свой черед придут дни, полные скитаний, Дни, полные тоски, сомнений и борьбы, Когда заноет грудь под тяжестью страданий, Когда познаю гнет властительной судьбы.
И что мне жизнь сулит? К какой отраде манит? Быть может, даст любовь и счастье? О нет! Она во всем солжет, она во всем обманет, И поведет меня путем тернистых бед.
И тем путем идя, быть может, падать стану, Утрачу всех друзей, моей душе родных, И, — что всего страшней, — быть может, перестану Я верить в честь свою и в правду слов своих.
Пусть так. Но я пойду вперед без колебанья — И в знойный день, и в ночь, и в холод, и в грозу: Хочу я усладить хоть чье-нибудь страданье, Хочу я отереть хотя одну слезу!
Инна Р.
Гений (51525) 5 лет назад
Стихотворение написано Бальмонтом в стиле символизма под влиянием импрессионизма Фета, и передаёт впечатления, мгновенные настроения поэта. Внушение этого настроения читателю происходит за счёт особого языка, в котором важную роль играют звук, мелодия и ритм.
Это и другие стихотворения положили начало новому явлению в области русской поэтической ритмики. Особенно выразительны те стихи, которые сам поэт позднее определял как «медленные строки».
Бальмонт так писал о своём творчестве: Я – изысканность русской медлительной речи. Предо мною другие поэты – предтечи. Я впервые открыл в этой речи уклоны, Перепевные, гневные, нежные звоны… Я – изысканный стих…
Главным принципом ранних русских символистов, к которым относится К Бальмонт, был панэстетизм; эстетика жизни замещалась различными формам эстети логики и морали. Стихотворения приобретали труднопонимаемую форму, вплоть до абсурда.
Русские символисты (1890-е годы) поначалу встречали у критики и читающей публики в основном неприятие и насмешки.
Поэзию нужно было чувствовать, улавливать в тонком соответствии музыке. Лозунг «Красота спасёт мир» приобрёл новую интерпретацию в эфемерной поэзии символистов.
К Бальмонт написал стихотворение, ориентировочно, в 1892 г, когда ему было 25 лет. Он сожалеет о скортечности времени, предвидит утрату своих романтичных взглядов, предаётся элегическим размышлениям о жизненных исканиях, сомнениях на жизненном пути, противопоставляет этапы юности и зрелости.
Он пишет о преданности поэтическому дарованию и желанию служить людям, несмотря на возможные разочарования в жизни, утрату ориентиров и веры в себя.
И, — что всего страшней, — быть может, перестану Я верить в честь свою и в правду слов своих. Хочу я усладить хоть чье-нибудь страданье, Хочу я отереть хотя одну слезу!
стихотворения «Челн томленья», «Я мечтою ловил уходящие тени. «, «Камыши», были признаны шедеврами и принесли славу К. Бальмонту.
Анализируя самостоятельно, начинайте с времени, в которое было написано стихотворение, событий, отражённых в произведении, взглядов, которых придерживается автор. В каком русле, направлении или течении пишет поэт.
Россия
Есть слово — и оно едино.
Россия. Этот звук — свирель.
В нем воркованье голубино.
Я чую поле, в сердце хмель,
Позвавший птиц к весне апрель.
На иве распустились почки,
Береза слабые листочки
Раскрыла — больше снег не враг,
Трава взошла на каждой кочке,
Заизумрудился овраг.
Тоска ли в сердце медлит злая?
Гони. Свой дух утихомирь.
Вновь с нами ласточка живая,
Заморского отвергшись края,
В родимую влюбилась ширь.
И сердце, ничего не зная,
Вновь знает нежно, как она,
Что луговая и лесная
Зовет к раскрытости весна.
От солнца — ласка властелина,
Весь мир — одно окно лучу.
Светла в предчувствии долина.
О чем томлюсь? Чего хочу?
Всегда родимого взыскую,
Люблю разбег родных полей,
Вхожу в прогалину лесную —
Нет в мире ничего милей.
Ручьи, луга, болота, склоны,
В кустах для зайца уголок.
В пастушью дудку вдунул звоны,
Качнув подснежник, ветерок.
Весенним дождиком омочен,
Весенним солнцем разогрет,
Мой край в покров весны одет,
Нерукотворно беспорочен.
Другого в мире счастья нет.
1923 год
*****