Родине
Рыдай, буревая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия, —
Безумствуй, сжигая меня!
В твои роковые разрухи,
В глухие твои глубины, —
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.
Не плачьте: склоните колени
Туда — в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!
Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез —
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.
Пусть в небе — и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, —
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!
И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия, —
Мессия грядущего дня!
Август 1917 года, Поворовка
*****
Жанр и размер стихотворения
Стихотворение можно отнести к философской лирике или «лирике прямого высказывания». Оно построено в форме обращения поэта к Руси, поэтому это и похвальное слово, и признание в любви.
Размер, которым написано стихотворение, – четырёхстопный ямб. В каждой строфе по четыре строки (катрен) с перекрёстной рифмовкой. Лёгкость и воздушность стихотворению придаёт пиррихий (двусложная безударная стопа), встречающаяся в каждой строке. Спондей (утяжелённая стопа из двух ударных слогов) служит для дополнительного выделения слова. Выделяя слова «ты» и «Русь» в начале первой и второй строфы, поэт подчёркивает доверительно-уважительное, личностное отношение к родине
Использование повторяющегося слова «где» в начале строф с третьей по седьмую включительно (анафора) позволяет акцентировать внимание читателей на картинах, создающих точный и яркий образ Руси. Напряжённость душевной жизни лирического героя требовала соответствующих ритмов
Блок часто обращался к дольнику,
то есть разбивал лирическое произведение на доли с одним ударным и несколькими безударными звуками. Размер стихотворения «Русь» —трёхдольник.
Веселье на Руси
Как несли за флягой флягу —
Пили огненную влагу.
Д’накачался —
Я.
Д’наплясался —
Я.
Дьякон, писарь, поп, дьячок
Повалили на лужок.
Эх —
Людям грех!
Эх — курам смех!
Трепаком-паком размашисто пошли: —
Трепаком, душа, ходи-валяй-вали:
Трепака да на лугах,
Да на межах, да во лесах —
Да обрабатывай!
По дороге ноги-ноженьки туды-сюды пошли,
Да по дороженьке вали-вали-вали —
Да притоптывай!
Что там думать, что там ждать:
Дунуть, плюнуть, наплевать:
Наплевать да растоптать:
Веселиться, пить да жрать.
Гомилетика, каноника —
Раздувай-дува-дувай, моя гармоника!
Дьякон пляшет —
— Дьякон, дьякон —
Рясой машет —
— Дьякон, дьякон —
Что такое, дьякон, смерть?
— «Что такое? То и это:
Носом — в лужу, пяткой — в твердь…»
. . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Раскидалась в ветре, — пляшет —
Полевая жердь: —
Веткой хлюпающей машет
Прямо в твердь.
Бирюзовою волною
Нежит твердь.
Над страной моей родною
Встала Смерть.
1906 год, Серебряный Колодезь
*****
Мысли о будущем
В качестве заключительного урока по творчеству поэта можно предложить школьниками анализ стихотворения Белого «Родине». «Рыдай, буревая стихия» — это первая строчка, которая сразу задает настрой всему произведению
Важное место в этом произведении занимают те места, которые посвящены мыслям автора о будущем страны
Он использует выразительные эпитеты, которые символизируют мощь России: в его строчках возникают образы космоса, планет, огненное ядро Земли. Все это проникнуто пафосом революционной борьбы, который охватил значительную часть интеллигенции в рассматриваемое время. Будучи символистом, поэт проводит свою главную идею о неизбежности революции в красочных метафорах, каждая из которых наполнена философским содержанием.
Композиция
Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек – как нелюбимый ребенок, невозможно.
«Скифы» анализ стихотворения Блока по плану кратко – год, главный герой, жанр, история создания
Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.
О творчестве Андрея Белого
Андрей Белый (1880-1934) — псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, поэта, принадлежавшего к «младшей» группе русских символистов. Мировоззренческие взгляды А. Белого сформировались под влиянием философии B.C. Соловьева, которая также оказала воздействие на А.А. Блока и укрепила дружбу поэтов. Не принимая религиозно-филосовских позиций «старших» символистов, Белый проповедовал «истинный» символизм в программных статьях «Формы искусства» (1902) и «Символизм, как миропонимание» (1904). Современному читателю Белый больше известен как прозаик, автор романа «Петербург», ставшего вершиной символистской прозы. Хотя отделить Белого-прозаика от Белого-поэта практически невозможно: его эссе, романы, мемуары, «арабески» написаны лирической ритмизованной прозой. А. Белый начал свой творческий путь с создания прозаических «Симфоний» (1900-1901), построенных по принципам музыкальной композиции. В них отражена вера поэта в божественную гармонию. Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» (1904) является своеобразной интерпретацией симфоний. Видна общность тем и образов. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому идеалу, используя сказочногротескные стилизации и яркие зарисовки современной городской жизни. Символистский смысл стихотворений сборника — в стремлении поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:
Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно в золотую ослепительность.(«Солнце») Постепенно в поэтическом творчестве А. Белого нарастают фольклорные мотивы (стихотворение «Попрошайка» (1904), «Веселье на Руси» (1906)) по-новому звучит некрасовская тема народной судьбы, России: Материал с сайта //iEssay.ru
Довольно: не жди, не надейся — Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год! Века нищеты и безволья. Позволь же, о родина мать, В сырое, в пустое раздолье, В раздолье твое прорыдать… («Отчаянье»)
Поэтический сборник «Пепел» (1909) посвящен памяти Н.А. Некрасова. Тяжелое положение России и социальная проблематика даны в этом сборнике сквозь призму авторского восприятия. Стихотворения, вошедшие в сборник «Урна» (1909) ориентированы на философскую лирику Е. А. Баратынского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Появляется образ России как «роковой, ледяной страны», образ мгновений, утопающих в Лете. Увидев в Октябрьской революции очистительное начало, А. Белый принимает ее, но начавшиеся за ней события приводят поэта в недоумение. В 1918 году он написал поэму «Христос воскрес», созвучную по мотивам «Двенадцати» А.А. Блока. Образ Андрея Белого вошел в поэзию «серебряного века» как средоточие творческого порыва, духовно-эстетического поиска, житейской неприспособленности. А. Белый оказал большое влияние на последующее развитие русской литературы.
На этой странице материал по темам:
- андрей белый жизнь и творческий путь
- тест по творчеству андрея белого
- кратко о творчество белого кратко
- особенности творчества белого
- эрнест белый поэт
Краткий анализ
История создания – 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1910 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.Тема стихотворения – любовь к родине, несмотря на ее недостатки.
Композиция – односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – трехстопный анапест.
Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
Метафоры – “шелест поляны”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.
Олицетворения – “край посылает крик”, “над откосами косят людей”.
История создания стихотворения Андрея Белого
В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма.
Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.
Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.
Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:
Год | Событие |
1900-1903 | Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс. |
1905 | Начало первой русской революции. |
1908 | Написание стиха «Родине». |
1910 | Публикация стиха в сборнике «Пепел». |
Анализ стихотворения Андрея Белого «Отчаянье»
Стихотворением «Отчаянье» открывается раздел «Россия» в сборнике «Пепел». Андрей Белый написал его в июле 1908 года в имении Серебряный Колодезь. Как гласит эпиграф, это стихотворение посвящено Зинаиде Николаевне Гиппиус, которая была близким другом поэта и вместе с мужем, Дмитрием Сергеевичем Мережковским, фактически опекала его, когда тот восстанавливался после тяжёлой болезни.
Произведение состоит из шести четверостиший. Рифма в них перекрёстная, а размер – амфибрахий. Лирический герой – это сам поэт, который обращается то к народу своей страны, то непосредственно к Родине.
В первой же строфе автор произносит, казалось бы, ужасные слова по отношению к населению страны: «пади и разбейся», «рассейся». Он даже усиливает их градацией «не жди, не надейся». Подобные речи обращены и к Родине. Поэт восклицает: «Исчезни, Россия…». Создаётся впечатление, что он ненавидит Россию и желает зла народу, представителем которого сам и является.
Однако это совсем не так. На самом деле, автор жалеет и Россию, и русских, но по-своему. Дело в том, что Андрей Белый, как и многие другие поэты его поколения, был очень внимателен и чуток. Он замечал, как нелегко живётся простым крестьянам и рабочим, как трудно приходится солдатам. Что уж там, в промежутке между революциями, в этот период неопределённости даже представителям интеллигенции и дворянства жилось трудно. Большинство людей на глазах теряло почву под ногами, не знало, как жить дальше и что предпринимать.
Это время в стихотворении изображается с помощью мрачных, пронзительных эпитетов. Жизнь людей поэт называет «мучительными годами», «лихой колеёй». Не забыто им и тяжёлое прошлое простых русских. Для него автор применяет метафору «века нищеты и безволья», указывая на период господства крепостного права. Состояние неопределённости и отсутствия надежд на спокойное будущее поэт и вовсе делает живым существом, используя приём персонификация. Оно предстаёт в виде чудовища по имени Оторопь, страшный облик которого видится в очертании кустов, а блеск глаз – в каждом светящемся окне.
Даже по описанию пейзажа становится ясно, что Родина поэта в беде. Для отчего дома автор применяет не менее пугающие эпитет. Русские равнины больше не просторные и ровные, а «горбатые»; облака не бегут весело по небу белыми барашками, а медленно ползут, нависая «косматым свинцом». Даже древние дубы не кажутся гордыми существами, а толпой диких животных.
Ясно, что поэт не желает своей стране такой горькой судьбы. Он не хочет, чтобы она прозябала в бедности и страдании, поэтому умоляет Родину исчезнуть и попасть туда, где все беды миновали.
История создания стихотворения Андрея Белого
В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма.
Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.
Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.
Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:
Год | Событие |
1900-1903 | Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс. |
1905 | Начало первой русской революции. |
1908 | Написание стиха «Родине». |
1910 | Публикация стиха в сборнике «Пепел». |
Образ вечности
Образ возлюбленной — Вечности —
встретил меня на горах.
Сердце в беспечности.
Гул, прозвучавший в веках.
В жизни загубленной
образ возлюбленной,
образ возлюбленной — Вечности,
с ясной улыбкой на милых устах.
Там стоит,
там манит рукой…
И летит
мир передо мной —
вихрь крутит
серых облак рой.
Полосы солнечных струй златотканные
в облачной стае горят…
Чьи-то призывы желанные,
чей-то задумчивый взгляд.
Я стар — сребрится
мой ус и темя,
но радость снится.
Река, что время:
летит — кружится…
Мой челн сквозь время,
сквозь мир помчится.
И умчусь сквозь века, в лучесветную даль…
И в очах старика
не увидишь печаль.
Жизни не жаль
мне загубленной.
Сердце полно несказанной беспечности —
образ возлюбленной,
образ возлюбленной —
— Вечности!..
Апрель 1903 года
*****
О творчестве Андрея Белого
Андрей Белый (1880-1934) — псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, поэта, принадлежавшего к «младшей» группе русских символистов. Мировоззренческие взгляды А. Белого сформировались под влиянием философии B.C. Соловьева, которая также оказала воздействие на А.А. Блока и укрепила дружбу поэтов. Не принимая религиозно-филосовских позиций «старших» символистов, Белый проповедовал «истинный» символизм в программных статьях «Формы искусства» (1902) и «Символизм, как миропонимание» (1904). Современному читателю Белый больше известен как прозаик, автор романа «Петербург», ставшего вершиной символистской прозы. Хотя отделить Белого-прозаика от Белого-поэта практически невозможно: его эссе, романы, мемуары, «арабески» написаны лирической ритмизованной прозой. А. Белый начал свой творческий путь с создания прозаических «Симфоний» (1900-1901), построенных по принципам музыкальной композиции. В них отражена вера поэта в божественную гармонию. Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» (1904) является своеобразной интерпретацией симфоний. Видна общность тем и образов. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому идеалу, используя сказочногротескные стилизации и яркие зарисовки современной городской жизни. Символистский смысл стихотворений сборника — в стремлении поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:
Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно в золотую ослепительность.(«Солнце») Постепенно в поэтическом творчестве А. Белого нарастают фольклорные мотивы (стихотворение «Попрошайка» (1904), «Веселье на Руси» (1906)) по-новому звучит некрасовская тема народной судьбы, России: Материал с сайта //iEssay.ru
Довольно: не жди, не надейся — Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год! Века нищеты и безволья. Позволь же, о родина мать, В сырое, в пустое раздолье, В раздолье твое прорыдать… («Отчаянье»)
Поэтический сборник «Пепел» (1909) посвящен памяти Н.А. Некрасова. Тяжелое положение России и социальная проблематика даны в этом сборнике сквозь призму авторского восприятия. Стихотворения, вошедшие в сборник «Урна» (1909) ориентированы на философскую лирику Е. А. Баратынского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Появляется образ России как «роковой, ледяной страны», образ мгновений, утопающих в Лете. Увидев в Октябрьской революции очистительное начало, А. Белый принимает ее, но начавшиеся за ней события приводят поэта в недоумение. В 1918 году он написал поэму «Христос воскрес», созвучную по мотивам «Двенадцати» А.А. Блока. Образ Андрея Белого вошел в поэзию «серебряного века» как средоточие творческого порыва, духовно-эстетического поиска, житейской неприспособленности. А. Белый оказал большое влияние на последующее развитие русской литературы.
На этой странице материал по темам:
- творчество поэта белого
- жизнь и творчество белого кратко
- тест по творчеству а белого
- соинение творество а. белого
- тесты андрей белый
Взгляды автора
Анализ стихотворения Белого «Родине» следует начать с краткой характеристики его мировоззрения. Поэт, как и его современник А. Блок, любил свою страну и поэтому старался изобразить в максимально достоверных образах. В своих произведениях он старался абстрагироваться от отвлеченных эпитетов, сравнений и других литературных приемов, к которым прибегали его предшественники. Напротив, он старался «приземлить» знакомые зарисовки, тем самым вернувшись к традициям, заложенным еще Н. Некрасовым
Важно помнить, что автор положительно относился к революционным потрясениям, так как считал, что коренные перемены пойдут России на пользу
Смотреть галерею
К сожалению, в своих стихотворениях он не поднимал вопрос о страшной цене этих самых перемен. Здесь любопытно будет сравнить его позицию с мнением Блока. Последний к концу жизни, увидев разруху, нищету и запустение, стал иначе смотреть на революционные преобразования, отмечая их жестокость, в то время как Андрей Николаевич продолжал в нее верить.
Главная идея
Каждый человек прекрасно понимает, что его судьба тесно переплетается с судьбой родины. Это самые крепкие и надёжные нити, позволяющие людям правильно строить свою жизнь. Пусть судьба человека не всегда складывается гладко (да и вряд ли такое возможно!), но к судьбе родины относиться равнодушно невозможно: рвутся самые надёжные скрепы, пустеет душа, наступает крах. Родина безраздельно завладевает душой Блока, вытесняя из неё все горести и печали. Какие бы испытания ни выпали на долю страны, Русь хранит свою нравственную чистоту и нежную душу. Это и есть те истоки, которые придают силы, позволяют сердцу сохранять нравственность, веру в будущее и приобрести уверенность в настоящем.
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Стихотворение “Родине” Андрея Белого интересно тем, что Россия в нем представлена практически без приукрашивания. Краткий анализ “Родине” по плану поможет ученикам 7 класса понять, какой поэт видел свою страну. Материал можно использовать на уроке литературы как основной или дополнительный.
Средства художественной выразительности
Андрей Белый в своей поэзии использует резкие тропы, показывающие глубину его переживаний за судьбу России.
Эпитеты
Писатель использует такие эпитеты:
- «рдяный восход»;
- «холодеющий шелест»;
- «голодающий»;
- «бедный народ»;
- «суровый свинцовый край»;
- «холодное поле»;
- «безысходные возгласы»;
- «роковая страна, ледяная».
Метафоры
Поэт использует метафоры:
- «шелест поляны»;
- «край посылает»;
- «стаи несытых смертей»;
- «ветер доносит»»;
- «над откосами косят людей».
Сравнения
В стихотворении есть сравнения, представленные в таких цитатах:
- «как и все умирают»;
- «те же росы, откосы, туманы»;
- «те же взгласы»;
- «те же стаи».
Поэзия Белого
Андрей Белый обычно считается прежде всего поэтом, и, в общем, это верно; но его стихи и по объему, и по значению меньше, чем его проза. В стихах он почти всегда экспериментирует, и никто не сделал больше, чем он, в открытии доселе неизвестных возможностей русского стиха, особенно в его традиционных формах. Первая его книга переполнена древнегерманскими ассоциациями (более в сюжетах, чем в форме). На многих страницах вы встретите Ницше с его символами Заратустры, и Беклина с его кентаврами, но уже и тут видны первые плоды его юмористического натурализма. Пепел, самый реалистический из стихотворных сборников Белого – книга, одновременно и самая серьезная, хотя в ней содержатся некоторые самые смешные его вещи (Дочь священника и Семинарист). Но господствующая нота – мрачное и циничное отчаяние. В этой книге находится самое серьезное и сильное стихотворение Россия (1907):
Довольно: не жди, не надейся, – Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год.
И оно заканчивается словами:
Исчезни в пространство, исчезни, Россия, Россия моя!
Через десять лет, с высоты второй революции, он переписал эти стихи, закончив их так:
Россия! Россия! Россия! – Мессия грядущего дня.
Урна (написанная после Пепла и опубликованная одновременно с ним) – любопытное собрание пессимистических и причудливо-иронических размышлений о несуществовании мира реальностей, открытом философией Канта. С этого времени Белый написал немного стихов; последняя книга его лирики (После разлуки, 1922) – прямо говоря, сборник словесных и ритмических упражнений. Но одна его поэма – Первое свиданье (1921) – прелестна. Как и Три встречи Соловьева, это смесь серьезности и веселья, которые у Белого странно-неразделимы. Большая часть опять покажется непосвященному пустой словесно-фонетической игрой. Надо принять ее как таковую – с удовольствием, потому что она необыкновенно веселит. Но реалистическая часть поэмы – это нечто большее. Там его лучшие юмористические портреты – портреты Соловьевых (Владимира, Михаила и Сергея), и описание большого симфонического концерта в Москве (1900 г.) – шедевр словесной выразительности, мягкого реализма и прелестного юмора. Эта поэма тесно связана с прозаическим творчеством Белого и так же основана на очень сложной системе музыкального построения, с лей и «ссылками» на себя же.
Анализ стихотворения Андрея Белого «Родине»
В своем стихотворении автор прославляет Россию
Несколько раз употребив слово Россия, будто акцентирует наше внимание на его необъятную любовь к родине. А эта интонация, с которой мы читаем стихотворение
Как он красиво описывает свою родину словами глухие глубины, роковые разрухи.
Я, так же как и поэт, очень люблю страну, в которой я родилась. Здесь прошло мое детство. Здесь все мои близкие и родные. И уезжая с родителями на каникулы за границу, я очень скучал по своей родине. Тот город, в котором я живу, мне знаком каждым переулком, и мне бы
не хотелось от сюда никуда переезжать. Я привык к своему двору, к жителям домов, которые стоят поблизости.
Мне жаль тех людей, которые не смогли оценить красоту и бескрайний простор своей родины. Я считаю, таких людей мы не достойны считать своими земляками, они предатели, которые хотят сбежать. Они бояться, что-то изменить в своем мире, бегут туда, где, по их мнению, легче, на самом деле спустя пару лет начинают скучать и понимать, что зря не ценили свою родину.
Поэт в своем стихотворении стремиться передать нам всю ответственность человечества за свою страну. Никто кроме нас самих не в состоянии, что-то улучшить
или изменить. Мы все ждем, или привыкли ждать со стороны, мы обленились добиваться чего-то сами, нам все нужно преподносить на блюдечке с золотой каемочкой.
Мне кажется, в своем произведении Белых хотел нам сказать, что время России еще не настало, но не стоит нам сдаваться и опускать руки. Нам нужно продолжать отстаивать свои права всемогущей державы. Доказывать соперникам, что мы можем быть лучше их, просто нужно немного времени и все изменится. Я люблю свою родину, и не променяю ее ни на что!
Жанр, направление и композиция
Уже с первой строфы поэт вводит тему страданий и несчастий народа. Он видит страну, где царит смерть, где полно человеческих слез, где горы боли и страдания, где забыли, что такое веселье.
В конце стиха есть риторический вопрос: кто же проклял эту несчастную страну, кто довел народ до обнищания. Кто же виноват в том, что жить на Руси невозможно, кто стоит на этом пути?
В планах поэта нет приукрашивания Родины. Понятно, что стране нужны перемены. Поэт смело говорит о проблемах России в особенном для читателя смысле.
Жанр произведения – гражданская лирика
с вкраплениями размышлений о судьбе Отечества, которое очень важно поэту. Автор весьма смело пишет о России, но это оправданная критика
Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому.
Андрей Белый видит, что в стране не происходит никаких перемен и страдает от осознания безысходности. Более того, у него, от переполненных чувств, не получается молчать.
Средства выразительности
Поэт использует резкие, пронзительные тропы, которые показывают всю глубину его страданий за судьбу Родины. Это:
- Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
- Метафоры – “шелест поляны”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”.
- Олицетворения – “край посылает крик”, “над откосами косят людей”.
Кроме того, им использовано обращение и риторический вопрос, которые завершают произведение, делают его цельным не только с композиционной, но и с художественной точки зрения.
Мысли о будущем
В качестве заключительного урока по творчеству поэта можно предложить школьниками анализ стихотворения Белого «Родине». «Рыдай, буревая стихия» — это первая строчка, которая сразу задает настрой всему произведению
Важное место в этом произведении занимают те места, которые посвящены мыслям автора о будущем страны
Смотреть галерею
Он использует выразительные эпитеты, которые символизируют мощь России: в его строчках возникают образы космоса, планет, огненное ядро Земли. Все это проникнуто пафосом революционной борьбы, который охватил значительную часть интеллигенции в рассматриваемое время. Будучи символистом, поэт проводит свою главную идею о неизбежности революции в красочных метафорах, каждая из которых наполнена философским содержанием.
Средства художественной выразительности
Андрей Белый в своей поэзии использует резкие тропы, показывающие глубину его переживаний за судьбу России.
Эпитеты
Писатель использует такие эпитеты:
- «рдяный восход»;
- «холодеющий шелест»;
- «голодающий»;
- «бедный народ»;
- «суровый свинцовый край»;
- «холодное поле»;
- «безысходные возгласы»;
- «роковая страна, ледяная».
Метафоры
Поэт использует метафоры:
- «шелест поляны»;
- «край посылает»;
- «стаи несытых смертей»;
- «ветер доносит»»;
- «над откосами косят людей».
Сравнения
В стихотворении есть сравнения, представленные в таких цитатах:
- «как и все умирают»;
- «те же росы, откосы, туманы»;
- «те же взгласы»;
- «те же стаи».
“Родина” – анализ стихотворения Андрея Белого
Анализ стихотворения Андрея Белого «Родина» позволяет семиклассникам понять, как поэт ощущал страну. Это стихотворение не только посвящение России.
Родина в нем показана такая, какая есть. Далеко не каждый русский поэт может похвастаться точностью и умением отобразить социально-экономические проблемы, используя дар слова.
История создания стихотворения Андрея Белого
В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма.
Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.
Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.
Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:
Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс.
Начало первой русской революции.
Написание стиха «Родине».
Публикация стиха в сборнике «Пепел».
Тема стихотворения
Центральной является тема матери – Родины, России. Поэт искренне любит ее, однако в то же время и «ругает»: она относится к своим детям, словно мачеха. Ведь в государстве свирепствует голод, люди гибнут от недоедания, стихии.
Обращает на себя пессимистическое миропонимание поэта. Он видит не солнце, и даже не красивые дома, а сплошную бедность – холодеющий шелест поляны, обнищалый народ.
Пессимистический символизм присущ везде: поэт готов скорее умереть за правду и свободу, нежели тратить тихие дни в ожидании «ненасытных стай смертей».
Жанр, направление и композиция
Уже с первой строфы поэт вводит тему страданий и несчастий народа. Он видит страну, где царит смерть, где полно человеческих слез, где горы боли и страдания, где забыли, что такое веселье.
В конце стиха есть риторический вопрос: кто же проклял эту несчастную страну, кто довел народ до обнищания. Кто же виноват в том, что жить на Руси невозможно, кто стоит на этом пути?
В планах поэта нет приукрашивания Родины. Понятно, что стране нужны перемены. Поэт смело говорит о проблемах России в особенном для читателя смысле.
Жанр произведения – гражданская лирика с вкраплениями размышлений о судьбе Отечества, которое очень важно поэту. Автор весьма смело пишет о России, но это оправданная критика
Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому.
Андрей Белый видит, что в стране не происходит никаких перемен и страдает от осознания безысходности. Более того, у него, от переполненных чувств, не получается молчать.
Средства художественной выразительности
Андрей Белый в своей поэзии использует резкие тропы, показывающие глубину его переживаний за судьбу России.
Эпитеты
Писатель использует такие эпитеты:
«рдяный восход»;
«холодеющий шелест»;
«бедный народ»;
«суровый свинцовый край»;
«холодное поле»;
«безысходные возгласы»;
«роковая страна, ледяная».
Метафоры
Поэт использует метафоры:
«шелест поляны»;
«край посылает»;
«стаи несытых смертей»;
«ветер доносит»»;
«над откосами косят людей».
Сравнения
В стихотворении есть сравнения, представленные в таких цитатах:
«как и все умирают»;
«те же росы, откосы, туманы»;
«те же взгласы»;
Заключение
Стала ли чужой для поэта Россия в этом стихотворении? На первый взгляд это так, особенно если вчитаться в слова «роковая страна, ледяная». Но на самом деле Белый любит свою страну, ощущает ее мощь. Он и его друзья не понимают, почему в стране столько лет ничего не меняется.
Стих Андрея Белого «Родине» – яркий пример глубоко реалистичного творчества, где каждое слово, каждая частичка наполнены глубочайшим философским смыслом.