Андрей белый ∼ отчаянье (довольно: не жди, не надейся) + анализ стихотворения

Анализ стихотворения бессонница андрей белый

Родине

Рыдай, буревая стихия,

В столбах громового огня!

Россия, Россия, Россия, —

Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разрухи,

В глухие твои глубины, —

Струят крылорукие духи

Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени

Туда — в ураганы огней,

В грома серафических пений,

В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,

Моря неизливные слез —

Лучом безглагольного взора

Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе — и кольца Сатурна,

И млечных путей серебро, —

Кипи фосфорически бурно,

Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,

Безумствуй, сжигая меня,

Россия, Россия, Россия, —

Мессия грядущего дня!

Август 1917 года, Поворовка

*****

Жанр и размер стихотворения

Стихотворение можно отнести к философской лирике или «лирике прямого высказывания». Оно построено в форме обращения поэта к Руси, поэтому это и похвальное слово, и признание в любви.

Размер, которым написано стихотворение, – четырёхстопный ямб. В каждой строфе по четыре строки (катрен) с перекрёстной рифмовкой. Лёгкость и воздушность стихотворению придаёт пиррихий (двусложная безударная стопа), встречающаяся в каждой строке. Спондей (утяжелённая стопа из двух ударных слогов) служит для дополнительного выделения слова. Выделяя слова «ты» и «Русь» в начале первой и второй строфы, поэт подчёркивает доверительно-уважительное, личностное отношение к родине

Использование повторяющегося слова «где» в начале строф с третьей по седьмую включительно (анафора) позволяет акцентировать внимание читателей на картинах, создающих точный и яркий образ Руси. Напряжённость душевной жизни лирического героя требовала соответствующих ритмов

Блок часто обращался к дольнику,

то есть разбивал лирическое произведение на доли с одним ударным и несколькими безударными звуками. Размер стихотворения «Русь» —трёхдольник.

Веселье на Руси

Как несли за флягой флягу —

Пили огненную влагу.

Д’накачался —

Я.

Д’наплясался —

Я.

Дьякон, писарь, поп, дьячок

Повалили на лужок.

Эх —

Людям грех!

Эх — курам смех!

Трепаком-паком размашисто пошли: —

Трепаком, душа, ходи-валяй-вали:

Трепака да на лугах,

Да на межах, да во лесах —

Да обрабатывай!

По дороге ноги-ноженьки туды-сюды пошли,

Да по дороженьке вали-вали-вали —

Да притоптывай!

Что там думать, что там ждать:

Дунуть, плюнуть, наплевать:

Наплевать да растоптать:

Веселиться, пить да жрать.

Гомилетика, каноника —

Раздувай-дува-дувай, моя гармоника!

Дьякон пляшет —

— Дьякон, дьякон —

Рясой машет —

— Дьякон, дьякон —

Что такое, дьякон, смерть?

— «Что такое? То и это:

Носом — в лужу, пяткой — в твердь…»

. . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Раскидалась в ветре, — пляшет —

Полевая жердь: —

Веткой хлюпающей машет

Прямо в твердь.

Бирюзовою волною

Нежит твердь.

Над страной моей родною

Встала Смерть.

1906 год, Серебряный Колодезь

*****

Мысли о будущем

В качестве заключительного урока по творчеству поэта можно предложить школьниками анализ стихотворения Белого «Родине». «Рыдай, буревая стихия» — это первая строчка, которая сразу задает настрой всему произведению

Важное место в этом произведении занимают те места, которые посвящены мыслям автора о будущем страны

Он использует выразительные эпитеты, которые символизируют мощь России: в его строчках возникают образы космоса, планет, огненное ядро Земли. Все это проникнуто пафосом революционной борьбы, который охватил значительную часть интеллигенции в рассматриваемое время. Будучи символистом, поэт проводит свою главную идею о неизбежности революции в красочных метафорах, каждая из которых наполнена философским содержанием.

Композиция

Стихотворение одночастное – с первой же строфы Белый развивает тему народных несчастий. Он описывает страну, в которой царит смерть, где много плачут и много жалуются. В конце он задает России риторический вопрос о том, кто же ее проклял, подразумевая, что жить в стране, где каждый человек – как нелюбимый ребенок, невозможно.

«Скифы» анализ стихотворения Блока по плану кратко – год, главный герой, жанр, история создания

Поэт не приукрашивает свою родину, ему очевидно, что ей жизненно необходимы перемены. Он не только видит проблемы, но и смело заявляет о них, показывает Россию с неприглядной точки зрения, в непривычном для читателя ключе.

О творчестве Андрея Белого

Андрей Белый (1880-1934) — псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, поэта, принадлежавшего к «младшей» группе русских сим­волистов. Мировоззренческие взгляды А. Белого сформировались под влиянием философии B.C. Соловьева, которая также оказала воздействие на А.А. Блока и укрепила дружбу поэтов. Не принимая религиозно-филосовских позиций «старших» символистов, Белый проповедовал «истинный» символизм в программных статьях «Формы искусства» (1902) и «Символизм, как миропонимание» (1904). Современному читателю Белый больше известен как проза­ик, автор романа «Петербург», ставшего вершиной символистской прозы. Хотя отделить Белого-прозаика от Белого-поэта практически невозможно: его эссе, романы, мемуары, «арабески» написаны ли­рической ритмизованной прозой. А. Белый начал свой творческий путь с создания прозаических «Симфоний» (1900-1901), построен­ных по принципам музыкальной композиции. В них отражена вера поэта в божественную гармонию. Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» (1904) является своеобразной интерпре­тацией симфоний. Видна общность тем и образов. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому идеалу, используя сказочно­гротескные стилизации и яркие зарисовки современной городской жизни. Символистский смысл стихотворений сборника — в стрем­лении поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:

Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно в золотую ослепительность.(«Солнце») Постепенно в поэтическом творчестве А. Белого нарастают фольклорные мотивы (стихотворение «Попрошайка» (1904), «Весе­лье на Руси» (1906)) по-новому звучит некрасовская тема народной судьбы, России: Материал с сайта //iEssay.ru

Довольно: не жди, не надейся — Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год! Века нищеты и безволья. Позволь же, о родина мать, В сырое, в пустое раздолье, В раздолье твое прорыдать… («Отчаянье»)

Поэтический сборник «Пепел» (1909) посвящен памяти Н.А. Не­красова. Тяжелое положение России и социальная проблематика даны в этом сборнике сквозь призму авторского восприятия. Стихо­творения, вошедшие в сборник «Урна» (1909) ориентированы на фи­лософскую лирику Е. А. Баратынского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Появляется образ России как «роковой, ледяной страны», образ мгновений, утопающих в Лете. Увидев в Октябрьской революции очистительное начало, А. Белый принимает ее, но начавшиеся за ней события приводят поэта в недоумение. В 1918 году он написал поэму «Христос воскрес», созвучную по мотивам «Двенадцати» А.А. Блока. Образ Андрея Белого вошел в поэзию «серебряного века» как средоточие творческого порыва, духовно-эстетического поиска, житейской неприспособленности. А. Белый оказал большое влияние на последующее развитие русской литературы.

На этой странице материал по темам:

  • андрей белый жизнь и творческий путь
  • тест по творчеству андрея белого
  • кратко о творчество белого кратко
  • особенности творчества белого
  • эрнест белый поэт

Краткий анализ

История создания – 1908 год ознаменовался волной русского патриотизма, которая подхватила и Андрея Белого. Именно тогда было написано стихотворение. В том же году оно было напечатано. В 1910 году был опубликован сборник “Пепел”, куда вошло это произведение.Тема стихотворения – любовь к родине, несмотря на ее недостатки.

Композиция – односложная, стихотворение от первой до последней строфы развивает последовательный замысел автора.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – трехстопный анапест.

Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.

Метафоры – “шелест поляны”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”, “над откосами косят людей”.

Олицетворения – “край посылает крик”, “над откосами косят людей”.

История создания стихотворения Андрея Белого

В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма.

Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.

Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.

Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:

Год Событие
1900-1903 Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс.
1905 Начало первой русской революции.
1908 Написание стиха «Родине».
1910 Публикация стиха в сборнике «Пепел».

Анализ стихотворения Андрея Белого «Отчаянье»

Стихотворением «Отчаянье» открывается раздел «Россия» в сборнике «Пепел». Андрей Белый написал его в июле 1908 года в имении Серебряный Колодезь. Как гласит эпиграф, это стихотворение посвящено Зинаиде Николаевне Гиппиус, которая была близким другом поэта и вместе с мужем, Дмитрием Сергеевичем Мережковским, фактически опекала его, когда тот восстанавливался после тяжёлой болезни.

Произведение состоит из шести четверостиший. Рифма в них перекрёстная, а размер – амфибрахий. Лирический герой – это сам поэт, который обращается то к народу своей страны, то непосредственно к Родине.

В первой же строфе автор произносит, казалось бы, ужасные слова по отношению к населению страны: «пади и разбейся», «рассейся». Он даже усиливает их градацией «не жди, не надейся». Подобные речи обращены и к Родине. Поэт восклицает: «Исчезни, Россия…». Создаётся впечатление, что он ненавидит Россию и желает зла народу, представителем которого сам и является.

Однако это совсем не так. На самом деле, автор жалеет и Россию, и русских, но по-своему. Дело в том, что Андрей Белый, как и многие другие поэты его поколения, был очень внимателен и чуток. Он замечал, как нелегко живётся простым крестьянам и рабочим, как трудно приходится солдатам. Что уж там, в промежутке между революциями, в этот период неопределённости даже представителям интеллигенции и дворянства жилось трудно. Большинство людей на глазах теряло почву под ногами, не знало, как жить дальше и что предпринимать.

Это время в стихотворении изображается с помощью мрачных, пронзительных эпитетов. Жизнь людей поэт называет «мучительными годами», «лихой колеёй». Не забыто им и тяжёлое прошлое простых русских. Для него автор применяет метафору «века нищеты и безволья», указывая на период господства крепостного права. Состояние неопределённости и отсутствия надежд на спокойное будущее поэт и вовсе делает живым существом, используя приём персонификация. Оно предстаёт в виде чудовища по имени Оторопь, страшный облик которого видится в очертании кустов, а блеск глаз – в каждом светящемся окне.

Даже по описанию пейзажа становится ясно, что Родина поэта в беде. Для отчего дома автор применяет не менее пугающие эпитет. Русские равнины больше не просторные и ровные, а «горбатые»; облака не бегут весело по небу белыми барашками, а медленно ползут, нависая «косматым свинцом». Даже древние дубы не кажутся гордыми существами, а толпой диких животных.

Ясно, что поэт не желает своей стране такой горькой судьбы. Он не хочет, чтобы она прозябала в бедности и страдании, поэтому умоляет Родину исчезнуть и попасть туда, где все беды миновали.

История создания стихотворения Андрея Белого

В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма.

Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.

Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.

Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:

Год Событие
1900-1903 Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс.
1905 Начало первой русской революции.
1908 Написание стиха «Родине».
1910 Публикация стиха в сборнике «Пепел».

Образ вечности

Образ возлюбленной — Вечности —

встретил меня на горах.

Сердце в беспечности.

Гул, прозвучавший в веках.

В жизни загубленной

образ возлюбленной,

образ возлюбленной — Вечности,

с ясной улыбкой на милых устах.

Там стоит,

там манит рукой…

И летит

мир передо мной —

вихрь крутит

серых облак рой.

Полосы солнечных струй златотканные

в облачной стае горят…

Чьи-то призывы желанные,

чей-то задумчивый взгляд.

Я стар — сребрится

мой ус и темя,

но радость снится.

Река, что время:

летит — кружится…

Мой челн сквозь время,

сквозь мир помчится.

И умчусь сквозь века, в лучесветную даль…

И в очах старика

не увидишь печаль.

Жизни не жаль

мне загубленной.

Сердце полно несказанной беспечности —

образ возлюбленной,

образ возлюбленной —

— Вечности!..

Апрель 1903 года

*****

О творчестве Андрея Белого

Андрей Белый (1880-1934) — псевдоним Бориса Николаевича Бугаева, поэта, принадлежавшего к «младшей» группе русских сим­волистов. Мировоззренческие взгляды А. Белого сформировались под влиянием философии B.C. Соловьева, которая также оказала воздействие на А.А. Блока и укрепила дружбу поэтов. Не принимая религиозно-филосовских позиций «старших» символистов, Белый проповедовал «истинный» символизм в программных статьях «Формы искусства» (1902) и «Символизм, как миропонимание» (1904). Современному читателю Белый больше известен как проза­ик, автор романа «Петербург», ставшего вершиной символистской прозы. Хотя отделить Белого-прозаика от Белого-поэта практически невозможно: его эссе, романы, мемуары, «арабески» написаны ли­рической ритмизованной прозой. А. Белый начал свой творческий путь с создания прозаических «Симфоний» (1900-1901), построен­ных по принципам музыкальной композиции. В них отражена вера поэта в божественную гармонию. Первый поэтический сборник А. Белого «Золото в лазури» (1904) является своеобразной интерпре­тацией симфоний. Видна общность тем и образов. Поэт стремится уйти от обыденности к мистическому идеалу, используя сказочно­гротескные стилизации и яркие зарисовки современной городской жизни. Символистский смысл стихотворений сборника — в стрем­лении поэта к солнцу, до которого невозможно добраться:

Солнцем сердце зажжено. Солнце — к вечному стремительность. Солнце — вечное окно в золотую ослепительность.(«Солнце») Постепенно в поэтическом творчестве А. Белого нарастают фольклорные мотивы (стихотворение «Попрошайка» (1904), «Весе­лье на Руси» (1906)) по-новому звучит некрасовская тема народной судьбы, России: Материал с сайта //iEssay.ru

Довольно: не жди, не надейся — Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год! Века нищеты и безволья. Позволь же, о родина мать, В сырое, в пустое раздолье, В раздолье твое прорыдать… («Отчаянье»)

Поэтический сборник «Пепел» (1909) посвящен памяти Н.А. Не­красова. Тяжелое положение России и социальная проблематика даны в этом сборнике сквозь призму авторского восприятия. Стихо­творения, вошедшие в сборник «Урна» (1909) ориентированы на фи­лософскую лирику Е. А. Баратынского, А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева. Появляется образ России как «роковой, ледяной страны», образ мгновений, утопающих в Лете. Увидев в Октябрьской революции очистительное начало, А. Белый принимает ее, но начавшиеся за ней события приводят поэта в недоумение. В 1918 году он написал поэму «Христос воскрес», созвучную по мотивам «Двенадцати» А.А. Блока. Образ Андрея Белого вошел в поэзию «серебряного века» как средоточие творческого порыва, духовно-эстетического поиска, житейской неприспособленности. А. Белый оказал большое влияние на последующее развитие русской литературы.

На этой странице материал по темам:

  • творчество поэта белого
  • жизнь и творчество белого кратко
  • тест по творчеству а белого
  • соинение творество а. белого
  • тесты андрей белый

Взгляды автора

Анализ стихотворения Белого «Родине» следует начать с краткой характеристики его мировоззрения. Поэт, как и его современник А. Блок, любил свою страну и поэтому старался изобразить в максимально достоверных образах. В своих произведениях он старался абстрагироваться от отвлеченных эпитетов, сравнений и других литературных приемов, к которым прибегали его предшественники. Напротив, он старался «приземлить» знакомые зарисовки, тем самым вернувшись к традициям, заложенным еще Н. Некрасовым

Важно помнить, что автор положительно относился к революционным потрясениям, так как считал, что коренные перемены пойдут России на пользу

Смотреть галерею

К сожалению, в своих стихотворениях он не поднимал вопрос о страшной цене этих самых перемен. Здесь любопытно будет сравнить его позицию с мнением Блока. Последний к концу жизни, увидев разруху, нищету и запустение, стал иначе смотреть на революционные преобразования, отмечая их жестокость, в то время как Андрей Николаевич продолжал в нее верить.

Главная идея

Каждый человек прекрасно понимает, что его судьба тесно переплетается с судьбой родины. Это самые крепкие и надёжные нити, позволяющие людям правильно строить свою жизнь. Пусть судьба человека не всегда складывается гладко (да и вряд ли такое возможно!), но к судьбе родины относиться равнодушно невозможно: рвутся самые надёжные скрепы, пустеет душа, наступает крах. Родина безраздельно завладевает душой Блока, вытесняя из неё все горести и печали. Какие бы испытания ни выпали на долю страны, Русь хранит свою нравственную чистоту и нежную душу. Это и есть те истоки, которые придают силы, позволяют сердцу сохранять нравственность, веру в будущее и приобрести уверенность в настоящем.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Стихотворение “Родине” Андрея Белого интересно тем, что Россия в нем представлена практически без приукрашивания. Краткий анализ “Родине” по плану поможет ученикам 7 класса понять, какой поэт видел свою страну. Материал можно использовать на уроке литературы как основной или дополнительный.

Средства художественной выразительности

Андрей Белый в своей поэзии использует резкие тропы, показывающие глубину его переживаний за судьбу России.

Эпитеты

Писатель использует такие эпитеты:

  • «рдяный восход»;
  • «холодеющий шелест»;
  • «голодающий»;
  • «бедный народ»;
  • «суровый свинцовый край»;
  • «холодное поле»;
  • «безысходные возгласы»;
  • «роковая страна, ледяная».

Метафоры

Поэт использует метафоры:

  • «шелест поляны»;
  • «край посылает»;
  • «стаи несытых смертей»;
  • «ветер доносит»»;
  • «над откосами косят людей».

Сравнения

В стихотворении есть сравнения, представленные в таких цитатах:

  • «как и все умирают»;
  • «те же росы, откосы, туманы»;
  • «те же взгласы»;
  • «те же стаи».

Поэзия Белого

Андрей Белый обычно считается прежде всего поэтом, и, в общем, это верно; но его стихи и по объему, и по значению меньше, чем его проза. В стихах он почти всегда экспериментирует, и никто не сделал больше, чем он, в открытии доселе неизвестных возможностей русского стиха, особенно в его традиционных формах. Первая его книга переполнена древнегерманскими ассоциациями (более в сюжетах, чем в форме). На многих страницах вы встретите Ницше с его символами Заратустры, и Беклина с его кентаврами, но уже и тут видны первые плоды его юмористического натурализма. Пепел, самый реалистический из стихотворных сборников Белого – книга, одновременно и самая серьезная, хотя в ней содержатся некоторые самые смешные его вещи (Дочь священника и Семинарист). Но господствующая нота – мрачное и циничное отчаяние. В этой книге находится самое серьезное и сильное стихотворение Россия (1907):

Довольно: не жди, не надейся, – Рассейся, мой бедный народ! В пространство пади и разбейся За годом мучительный год.

И оно заканчивается словами:

Исчезни в пространство, исчезни, Россия, Россия моя!

Через десять лет, с высоты второй революции, он переписал эти стихи, закончив их так:

Россия! Россия! Россия! – Мессия грядущего дня.

Урна (написанная после Пепла и опубликованная одновременно с ним) – любопытное собрание пессимистических и причудливо-иронических размышлений о несуществовании мира реальностей, открытом философией Канта. С этого времени Белый написал немного стихов; последняя книга его лирики (После разлуки, 1922) – прямо говоря, сборник словесных и ритмических упражнений. Но одна его поэма – Первое свиданье (1921) – прелестна. Как и Три встречи Соловьева, это смесь серьезности и веселья, которые у Белого странно-неразделимы. Большая часть опять покажется непосвященному пустой словесно-фонетической игрой. Надо принять ее как таковую – с удовольствием, потому что она необыкновенно веселит. Но реалистическая часть поэмы – это нечто большее. Там его лучшие юмористические портреты – портреты Соловьевых (Владимира, Михаила и Сергея), и описание большого симфонического концерта в Москве (1900 г.) – шедевр словесной выразительности, мягкого реализма и прелестного юмора. Эта поэма тесно связана с прозаическим творчеством Белого и так же основана на очень сложной системе музыкального построения, с лей и «ссылками» на себя же.

Анализ стихотворения Андрея Белого «Родине»

В своем стихотворении автор прославляет Россию

Несколько раз употребив слово Россия, будто акцентирует наше внимание на его необъятную любовь к родине. А эта интонация, с которой мы читаем стихотворение

Как он красиво описывает свою родину словами глухие глубины, роковые разрухи.

Я, так же как и поэт, очень люблю страну, в которой я родилась. Здесь прошло мое детство. Здесь все мои близкие и родные. И уезжая с родителями на каникулы за границу, я очень скучал по своей родине. Тот город, в котором я живу, мне знаком каждым переулком, и мне бы

не хотелось от сюда никуда переезжать. Я привык к своему двору, к жителям домов, которые стоят поблизости.

Мне жаль тех людей, которые не смогли оценить красоту и бескрайний простор своей родины. Я считаю, таких людей мы не достойны считать своими земляками, они предатели, которые хотят сбежать. Они бояться, что-то изменить в своем мире, бегут туда, где, по их мнению, легче, на самом деле спустя пару лет начинают скучать и понимать, что зря не ценили свою родину.

Поэт в своем стихотворении стремиться передать нам всю ответственность человечества за свою страну. Никто кроме нас самих не в состоянии, что-то улучшить

или изменить. Мы все ждем, или привыкли ждать со стороны, мы обленились добиваться чего-то сами, нам все нужно преподносить на блюдечке с золотой каемочкой.

Мне кажется, в своем произведении Белых хотел нам сказать, что время России еще не настало, но не стоит нам сдаваться и опускать руки. Нам нужно продолжать отстаивать свои права всемогущей державы. Доказывать соперникам, что мы можем быть лучше их, просто нужно немного времени и все изменится. Я люблю свою родину, и не променяю ее ни на что!

Жанр, направление и композиция

Уже с первой строфы поэт вводит тему страданий и несчастий народа. Он видит страну, где царит смерть, где полно человеческих слез, где горы боли и страдания, где забыли, что такое веселье.

В конце стиха есть риторический вопрос: кто же проклял эту несчастную страну, кто довел народ до обнищания. Кто же виноват в том, что жить на Руси невозможно, кто стоит на этом пути?

В планах поэта нет приукрашивания Родины. Понятно, что стране нужны перемены. Поэт смело говорит о проблемах России в особенном для читателя смысле.

Жанр произведения – гражданская лирика

с вкраплениями размышлений о судьбе Отечества, которое очень важно поэту. Автор весьма смело пишет о России, но это оправданная критика

Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому.

Андрей Белый видит, что в стране не происходит никаких перемен и страдает от осознания безысходности. Более того, у него, от переполненных чувств, не получается молчать.

Средства выразительности

Поэт использует резкие, пронзительные тропы, которые показывают всю глубину его страданий за судьбу Родины. Это:

  • Эпитеты – “рдяный восход”, “холодеющий шелест”, “голодающий, бедный народ”, “суровый свинцовый край”, “холодное поле”, “безысходные возгласы”, “роковая страна, ледяная”.
  • Метафоры – “шелест поляны”, “стаи несытых смертей”, “ветер доносит”.
  • Олицетворения – “край посылает крик”, “над откосами косят людей”.

Кроме того, им использовано обращение и риторический вопрос, которые завершают произведение, делают его цельным не только с композиционной, но и с художественной точки зрения.

Мысли о будущем

В качестве заключительного урока по творчеству поэта можно предложить школьниками анализ стихотворения Белого «Родине». «Рыдай, буревая стихия» — это первая строчка, которая сразу задает настрой всему произведению

Важное место в этом произведении занимают те места, которые посвящены мыслям автора о будущем страны


Смотреть галерею

Он использует выразительные эпитеты, которые символизируют мощь России: в его строчках возникают образы космоса, планет, огненное ядро Земли. Все это проникнуто пафосом революционной борьбы, который охватил значительную часть интеллигенции в рассматриваемое время. Будучи символистом, поэт проводит свою главную идею о неизбежности революции в красочных метафорах, каждая из которых наполнена философским содержанием.

Средства художественной выразительности

Андрей Белый в своей поэзии использует резкие тропы, показывающие глубину его переживаний за судьбу России.

Эпитеты

Писатель использует такие эпитеты:

  • «рдяный восход»;
  • «холодеющий шелест»;
  • «голодающий»;
  • «бедный народ»;
  • «суровый свинцовый край»;
  • «холодное поле»;
  • «безысходные возгласы»;
  • «роковая страна, ледяная».

Метафоры

Поэт использует метафоры:

  • «шелест поляны»;
  • «край посылает»;
  • «стаи несытых смертей»;
  • «ветер доносит»»;
  • «над откосами косят людей».

Сравнения

В стихотворении есть сравнения, представленные в таких цитатах:

  • «как и все умирают»;
  • «те же росы, откосы, туманы»;
  • «те же взгласы»;
  • «те же стаи».

“Родина” – анализ стихотворения Андрея Белого

Анализ стихотворения Андрея Белого «Родина» позволяет семиклассникам понять, как поэт ощущал страну. Это стихотворение не только посвящение России.

Родина в нем показана такая, какая есть. Далеко не каждый русский поэт может похвастаться точностью и умением отобразить социально-экономические проблемы, используя дар слова.

История создания стихотворения Андрея Белого

В 1908 г. Российская империя находилась между двумя революциями. В это время поэты и писатели начали обращаться к теме патриотизма.

Андрей Белый также относится к ним. Но он написал не хвалебный стих, а произведение, отображающее жестокие реалии.

Поэт искренне переживает за судьбу Родины. Он выстрадал каждое слово стихотворения. Трудно обвинить его в желании как-то исказить реальность. Очевидно, что такой пессимизм был порожден событиями 1905 года. Тогда стало понятно, что страна одной ногой находится в настоящей революции.

Хронологическая таблица событий, связанных с созданием стиха:

Экономический кризис, рост обнищания крестьянских и рабочих масс.

Начало первой русской революции.

Написание стиха «Родине».

Публикация стиха в сборнике «Пепел».

Тема стихотворения

Центральной является тема матери – Родины, России. Поэт искренне любит ее, однако в то же время и «ругает»: она относится к своим детям, словно мачеха. Ведь в государстве свирепствует голод, люди гибнут от недоедания, стихии.

Обращает на себя пессимистическое миропонимание поэта. Он видит не солнце, и даже не красивые дома, а сплошную бедность – холодеющий шелест поляны, обнищалый народ.

Пессимистический символизм присущ везде: поэт готов скорее умереть за правду и свободу, нежели тратить тихие дни в ожидании «ненасытных стай смертей».

Жанр, направление и композиция

Уже с первой строфы поэт вводит тему страданий и несчастий народа. Он видит страну, где царит смерть, где полно человеческих слез, где горы боли и страдания, где забыли, что такое веселье.

В конце стиха есть риторический вопрос: кто же проклял эту несчастную страну, кто довел народ до обнищания. Кто же виноват в том, что жить на Руси невозможно, кто стоит на этом пути?

В планах поэта нет приукрашивания Родины. Понятно, что стране нужны перемены. Поэт смело говорит о проблемах России в особенном для читателя смысле.

Жанр произведения – гражданская лирика с вкраплениями размышлений о судьбе Отечества, которое очень важно поэту. Автор весьма смело пишет о России, но это оправданная критика

Она вызвана переживаниями, болью за народ, искренней любовью к родному дому.

Андрей Белый видит, что в стране не происходит никаких перемен и страдает от осознания безысходности. Более того, у него, от переполненных чувств, не получается молчать.

Средства художественной выразительности

Андрей Белый в своей поэзии использует резкие тропы, показывающие глубину его переживаний за судьбу России.

Эпитеты

Писатель использует такие эпитеты:

«рдяный восход»;

«холодеющий шелест»;

«бедный народ»;

«суровый свинцовый край»;

«холодное поле»;

«безысходные возгласы»;

«роковая страна, ледяная».

Метафоры

Поэт использует метафоры:

«шелест поляны»;

«край посылает»;

«стаи несытых смертей»;

«ветер доносит»»;

«над откосами косят людей».

Сравнения

В стихотворении есть сравнения, представленные в таких цитатах:

«как и все умирают»;

«те же росы, откосы, туманы»;

«те же взгласы»;

Заключение

Стала ли чужой для поэта Россия в этом стихотворении? На первый взгляд это так, особенно если вчитаться в слова «роковая страна, ледяная». Но на самом деле Белый любит свою страну, ощущает ее мощь. Он и его друзья не понимают, почему в стране столько лет ничего не меняется.

Стих Андрея Белого «Родине» – яркий пример глубоко реалистичного творчества, где каждое слово, каждая частичка наполнены глубочайшим философским смыслом.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: