7
И опять идут двенадцать, За плечами — ружьеца. Лишь у бедного убийцы Не видать совсем лица… Все быстрее и быстрее Уторапливает шаг. Замотал платок на шее — Не оправиться никак…— Что, товарищ, ты не весел?— Что, дружок, оторопел?— Что, Петруха, нос повесил, Или Катьку пожалел?— Ох, товарищи, родные, Эту девку я любил… Ночки черные, хмельные С этой девкой проводил…— Из-за удали бедовой В огневых ее очах,Из-за родинки пунцовой Возле правого плеча,Загубил я, бестолковый,Загубил я сгоряча… ах!— Ишь, стервец, завел шарманку, Что ты, Петька, баба что ль?— Верно, душу наизнанкуВздумал вывернуть? Изволь!— Поддержи свою осанку!— Над собой держи контроль!— Не такое нынче время,Чтобы няньчиться с тобой! Потяжеле будет бремя Нам, товарищ дорогой! И Петруха замедляет Торопливые шаги… Он головку вскидавает, Он опять повеселел… Эх, Эх! Позабавиться не грех! Запирайте етажи, Нынче будут грабежи! Отмыкайте погреба — Гуляет нынче голытьба!
Жанр, рифма, композиция и тропы
Стихотворение написано в миксте жанров любовной и философской лирики, имеет линейное развитие сюжета с концовкой в виде полного умиротворения лирического героя.
Рифмовка перекрестная (захотела – свое – тело – жилье), где доминируют открытые рифмы.
Средства художественной выразительности:
- Эпитеты (земное сердце, синяя ночь, измученное тело, больная рука, холодное жилье и т д).
- Олицетворения (вечность заглянула, небо встало, сердце уставало).
- Метафоры (захотела вдохнуть дыхание своё, вечной ночи не боюсь, вечность костер волненья залила).
- Гипербола (смертельно болен).
Менделеевой Блок посвятил много стихотворений, одно из них «Мы были вместе», написанное в 1899 году, когда Александр только мечтал о Любе и до их венчания было ещё 4 года.
referat5vip.ru
Александр Блок “нашел” себя в литературе, создав целый ряд замечательных произведений о родине. Интерес к данной теме символизирует расцвет, творческую зрелость писателя. В стихотворениях, посвященных России — ее сложной истории и судьбе, — выражается то неподдельное чувство признательности и любви, благоговейного восхищения и восторга, которое поэт питает к чему-то по-настоящему близкому и родному, от чего невозможно отказаться, что постоянно влечет к себе и помогает преодолевать невзгоды. Это Россия “фабричная”, родина, которую Блок запечатлел в стихотворениях “Осенний день”, “Русь”, “Коршун” и т. п. Этой теме посвящено и стихотворение “Осенняя воля”.
Стихотворение Блока “Осенняя воля” носит, на первый взгляд, довольно странное название. “Осенняя воля” — воля осени? Действительно, не сама ли осень навеяла поэту те светлые и печальные мысли, что как минорные аккорды звучат в стихотворении? Сравнение с аккордом не случайно: произведение очень музыкально. Характерно, что в стихотворении часто встречаются слова, отсылающие читателя к музыке, искусству: “…звенит, звенит…”, “пляшет”, “распевающий”, “слушать голос”. Перед читателем предстает Русь песенная, Русь былинная. Воображение рисует ему героев русских былин и народных песен, сильных, смелых, всегда готовых постоять за Родину.
Внимательный анализ стихотворения показывает, что псалмы распевает нищий, в голосе Руси слышатся пьяные нотки… Одним словом, “Россия, Родина, тоска…”. Возникает вопрос, почему же много “свободных, юных, статных” не могут “жить и плакать” без нищей пьяной Руси, ставшей предметом изображения в творчестве Александра Блока? “Какая же непостижимая, тайная сила влечет” блоковского героя к ней?
Ответ на этот вопрос довольно прост: для лирического героя стихотворения Россия, где “призывно машет узорный, цветной рукав”, — это прежде всего неиссякаемый источник вдохновения. Именно такая Родина становится предметом воспевания: лишь она, настоящая, без тени фальши, дороже всего самому поэту. Родина — это и спасение, и облегчение, и исцеление, и усмешка в “окно тюрьмы”. И хотя лирический герой идет в путь, “никем не званный”, “земля будет ему легка”, ведь Русь придаст ему сил, вдохновит его.
При внимательном прочтении в стихотворении легко выявить перекличку темы Руси с трактовкой идеального женского образа. Поэт мыслит масштабно, выстраивая своеобразную цепочку: женщина — мать — Родина… У матери дети просят: “приюти!”. Вернее сказать, у матери не просят, она понимает это сама. И лирический герой уверен, ему найдется место “на просторах” Родины…
В заключение хочется отметить один немаловажный момент: читая это стихотворение, читатель ясно видит и “необъятные дали”, и “узорный рукав” и, что самое главное, понимает, почему же убогая родина так влечет поэта: мать мила и нужна всегда…
Похожие материалы:
- Это все о России по творчеству А. А. Блока — .
- Этапы творческого пути А. Блока — .
- Эволюция темы родины у А. Блока от стихотворений «Осенняя воля» и «Русь» к стихотворениям «Россия» и «Новая америка» . — .
- Эволюция образа прекрасной дамы в лирике А. Блока — .
- Сочинение на тему: Чем мне близка поэзия Блока — .
- Художественные особенности лирики Блока — .
- Художественное своеобразие и вечные образы поэмы А. Блока «Двенадцать» — .
- Традиции и новаторство в стихотворениях А. Блока — .
Более новые статьи:
- Сочинение на тему: Значение символических образов в поэме А. Блока «Двенадцать» — .
- Сочинение на тему: Земное и неземное в стихах О Прекрасной Даме Блока — .
- Сочинение на тему: Духовный путь Александра Блока — .
- Сочинение на тему: Гражданственность поэзии А.А. Блока — .
- Сочинение на тему: Библейские аллюзии в поэме А. Блока «Двенадцать» — .
- Анализ финальной главы поэмы А. Блока «Двенадцать» — .
- Анализ трёх стихотворений А. Блока Россия — .
- Анализ стихотворения Блока «О доблестях, о подвигах, о славе». — .
Странная пара
Изначально у Блока и Менделеевой было разное понимание близости, они по-разному смотрели на супружескую жизнь. Александр считал, что главное это духовное единство, а Любовь хотела интимной близости, ждала плотных объятий и горячего от страсти ложа. Возможно, поэт отвергал (практически отвергал) физический интим, потому что имел негативный опыт с проститутками и не хотел его переносить в семью.
Так пара и жила, пока Менделеевой не показалось, что в ней умирает актерский талант, она не пробилась в труппу Мейерхольда и не уехала с ней на гастроли. Там у Любы случился роман с актером, от близости с которым она забеременела, так и вернувшись к мужу с чужим отроком в животе.
Блок простил и даже был готов принять ребенка, но он вскоре после рождения умер (прожил 8 дней).
Об этом великом, но глупом, прощении и идет речь в стихотворении.
«Она пришла с мороза…» А.Блок
«Она пришла с мороза…» Александр Блок
Она пришла с мороза, Раскрасневшаяся, Наполнила комнату Ароматом воздуха и духов, Звонким голосом И совсем неуважительной к занятиям Болтовней.
Она немедленно уронила на пол Толстый том художественного журнала, И сейчас же стало казаться, Что в моей большой комнате Очень мало места.
Всё это было немножко досадно И довольно нелепо. Впрочем, она захотела, Чтобы я читал ей вслух «Макбета».
Едва дойдя до пузырей земли, О которых я не могу говорить без волнения, Я заметил, что она тоже волнуется И внимательно смотрит в окно.
Оказалось, что большой пестрый кот С трудом лепится по краю крыши, Подстерегая целующихся голубей.
Я рассердился больше всего на то, Что целовались не мы, а голуби, И что прошли времена Паоло и Франчески.
Анализ стихотворения Блока «Она пришла с мороза…»
Знаменитый верлибр, вошедший в учебники стихосложения, датирован началом февраля 1908 г. Поэт отказывается от формообразующих компонентов — канонических категорий метра и рифмы — передавая многогранный смысл и непосредственность жизненных переживаний при помощи характерного рваного ритма. Сохраняются стихотворная строка и строфическое деление текста.
Художественное пространство произведения, на первый взгляд ограниченное комнатой героя-поэта, уходит в бесконечность, поддерживаясь многочисленными культурными аллюзиями и самоцитатами. Пример тому — начальная строка, которая перекликается сразу с двумя блоковскими творениями: «Она пришла с заката» и «Снежная Дева». Женский образ, явленный в тексте верлибра, полемизирует с условным обликом героинь обоих стихотворений — возвышенных, наделенных сверхчеловеческим могуществом и колдовской силой. Дама, посетившая поэта, совсем не похожа на романтический идеал: она живая и непосредственная, немного неуклюжая, склонная к болтовне. Ее бесцеремонное вторжение и фейерверк эмоций вызывают у спокойного и серьезного героя раздражение и досаду.
Чтобы утихомирить шумную визитершу, поэт читает ей вслух шекспировскую трагедию. В этой части хозяина и гостью, противоположных по характеру и манере поведения, объединяет одна эмоция — волнение. Казалось бы, в душах героев воцарилась гармония. Однако следующие строки показывают всю иллюзорность подобной надежды: оказывается, причиной тревоги героини стала бытовая сценка охоты дворового кота на пару голубей.
Иронический, почти анекдотический эпизод сменяется описанием эмоций лирического субъекта, которое завершает стихотворение. Причина раздражения героя кроется не только в дисгармоничных отношениях мужчины и женщины. Современность лишена истинной любви, идеалом которой становятся образы трагической пары, упомянутой Данте в «Божественной комедии». Одновременно поэт заявляет, что принимает мир в его целостности и несовершенстве: на это обстоятельство указывает участие в одном эпизоде самых разнородных фигур — героев, воркующих голубей и книжных персонажей.
Оригинальная форма произведения также построена по принципу «пестрого одеяла». В стихотворении присутствуют метрические строки популярных двух- и трехстопных размеров, внутренние рифмы, примеры звукописи. Однако интонация разговорности, подкрепленная малопоэтичными деталями, господствует в художественном пространстве верлибра, создавая неуловимое ощущение причастности к неидеальному, но мощному и прекрасному потоку жизни.
12
… Вдаль идут державным шагом… — Кто еще там? Выходи!Это — ветер с красным флагом Разыгрался впереди…Впереди — сугроб холодный, — Кто в сугробе — выходи!..Только нищий пес голодный Ковыляет позади…— Отвяжись ты, шелудивый, Я штыком пощекочу!Старый мир, как пес паршивый, Провались — поколочу!… Скалит зубы — волк голодный — Хвост поджал — не отстает — Пес холодный — пес безродный … — Эй, откликнись, кто идет?— Кто там машет красным флагом?— Приглядись-ка, эка тьма!— Кто там ходит беглым шагом, Хоронясь за все дома? — Все равно, тебя добуду, Лучше сдайся мне живьем! — Эй, товарищ, будет худо, Выходи, стрелять начнем!Трах-тах-тах! — И только эхо Откликается в домах…Только вьюга долгим смехом Заливается в снегах… Трах-тах-тах! Трах-тах-тах…… Так идут державным шагом — Позади — голодный пес, Впереди — с кровавым флагом, И за вьюгой невидим, И от пули невредим,Нежной поступью надвьюжной,Снежной россыпью жемчужной, В белом венчике из роз — Впереди — Исус Христос.
2
Гуляет ветер, порхает снег. Идут двенадцать человек. Винтовок черные ремни,Кругом — огни, огни, огни… В зубах — цыгарка, примят картуз, На спину б надо бубновый туз! Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Тра-та-та!Холодно, товарищи, холодно!— А Ванька с Катькой — в кабаке…— У ей керенки есть в чулке!— Ванюшка сам теперь богат…— Был Ванька наш, а стал солдат!— Ну, Ванька, сукин сын, буржуй,Мою, попробуй, поцелуй! Свобода, свобода, Эх, эх, без креста! Катька с Ванькой занята — Чем, чем занята?.. Тра-та-та!Кругом — огни, огни, огни…Оплечь — ружейные ремни…Революцьонный держите шаг!Неугомонный не дремлет враг!Товарищ, винтовку держи, не трусь!Пальнем-ка пулей в Святую Русь — В кондовую, В избяную, В толстозадую!Эх, эх, без креста!
Полный текст
Она, как прежде, захотелаВдохнуть дыхание своеВ мое измученное тело,В мое холодное жилье.
Как небо, встала надо мною,А я не мог навстречу ейПошевелить больной рукою,Сказать, что тосковал о ней…
Смотрел я тусклыми глазами,Как надо мной она грустит,И больше не было меж намиНи слов, ни счастья, ни обид…
Земное сердце уставалоТак много лет, так много дней…Земное счастье запоздалоНа тройке бешеной своей!
Я, наконец, смертельно болен,Дышу иным, иным томлюсь,Закатом солнечным доволенИ вечной ночи не боюсь…
Мне вечность заглянула в очи,Покой на сердце низвела,Прохладной влагой синей ночиКостер волненья залила…
30 июля 1908 года.
Стихотворение «Она, как прежде, захотела» легло на бумагу летом 1908 года и посвящено измене супруги, которую Блок в очередной раз прощает и принимает. Стих входит в цикл «Возмездие» и включен в третью книгу произведений Александра Александровича.
Символизм стихотворения
Что имел в виду поэт под красным цветом рябин, который зареет издали? Красоту русской природы или отблески больших перемен, идущих на Россию под красным флагом? Склонимся ко второй версии, так как Блоку не занимать дара пророчества и, возможно, он видит, что революция 1905 года только цветочки – скоро вся земля русская окрасится в красный цвет.
Лирика Александра Блока где-то пересекается с творчеством Есенина – оба поэта одинаково сильно любили Русь, оба видели её красоту, но по-разному передавали свои ощущения читателям. Блок был более лиричен, Есенин любил врезать правдой-маткой (я читаю стихи проституткам и с бандюгами жарю спирт), но ни тот, ни другой не представляли своего существования без России. Этот момент важен для понимания строк, ведь через несколько лет Александр Александрович получит после смерти отца наследство и отправится путешествовать по Европе. Европейские дали не покорят сердце поэта и Блок навсегда останется в России, даже попытается поверить в идею социализма, но горько в ней на излёте жизни разочаруется.
Использование символизма помогает передать любовь и грусть, а антитезы позволят подчеркнуть наиболее важные моменты стихотворения. Это вносит в стихи колорит, вырезая из них серость и обыденность, которой грешили многие поэты тех лет.
А. Блок, Она пришла с мороза. На разбор прозы
Прежде чем мне начать разбор прозы этого произведения, хочется, всё таки подвести итог стиха этого произведения. Итак, стихотворение с 1-й по 7-ю строку держится на пеонных _000_ и пентонных _0000_ ветрах.
о10001о оо1000 00001оо 0000100001 оо1оо оо100010001оо оо1
И совсем неудивительно, что три из семи Размеров стиха (плюс один в полустишии 4-й строки), ритмически, тяготеют к кольцовскому пятисложнику (а последний так и метрически).. Раскрасневшаяся Наполнила комнату Ароматом воздуха. Звонким голосом. .
И совсем неудивительно, что 4-я строка — логаэдическая (метрически, ну и трохи ритмически), близка к кольцовскому пятисложнику.
Ароматом воздуха и духов Ты не пой мне рожь Спелым колосом
Ну а то, что благодаря пеонному окончанию первой строки так успешно, с третьего удара начинается вторая, я думаю ни у кого уже не вызывает сомнений, — тем более возражений?
Ну и, как апофеоз последние две строки, вот уж действительно — ничем не примечательные в плане Метрики и Ритмики, всё же, не смотря ни на что, настолько гармонично вписываются в ритмическую картину мира этого стиха, что заканчиваются ну просто молодцевато. Эх. Ну а дальше. да, всё правильно, угадали, — дальше в Рифму.
8. Она немедленно уронила на пол 9. Толстый том художественного журнала, 10. И сейчас же стало казаться, 11. Что в моей большой комнате 12. Очень мало места.
13. Все это было немножко досадно 14. И довольно нелепо. 15. Впрочем, она захотела, 16. Чтобы я читал ей вслух «Макбета».
17. Едва дойдя до пузырей земли, 18. О которых я не могу говорить без волнения, 19. Я заметил, что она тоже волнуется 20. И внимательно смотрит в окно. 21. Оказалось, что большой пестрый кот 22. С трудом лепится по краю крыши, 23. Подстерегая целующихся голубей.
24. Я рассердился больше всего на то, 25. Что целовались не мы, а голуби, 26. И что прошли времена Паоло и Франчески. Александр Блок, 6 февраля 1908 г.
Прежде чем дать свой метрический разбор, хочется поделиться с вами с двумя другими разборами, благодаря которым я и собираюсь, собственно сделать свой. Иначе бы — нахрена? Нахрена чертить прозу? Но да ладно, поехали:
Посмотрим: строка 1 — чистейший 3-стопный ямб. строки 16 и 17 написаны соответственно 5-стопным хореем и 5-стопным ямбом.
Ну что ж, коли так, давайте более тщательно что ли посмотрим на этот спектакль:
Метрический разбор прозы (с 8 по 26 строку)
о1_01оо оо1о 1_о 1о_1 о1оооо о1о о_01_0 1о_о1о 0_о1 о1 1оо 1о 1о 1о
0_1о 1о о1о о1о о_о1о о1о 1о о1 оо1о 1о 1 о1 1_1 1оо
о1_о1 о_оо1 о1 о_о1о 1 о_о1 оо1 0_о1оо 1 о1о 0_о1 1о о1оо о_01оо 1о о1
оо1о 0_о1 1о 1 о1 1оо о_1о 1о 0оо1о о1оо0 оо1
1 001о 1о_о1 о1 0_оо1о о_1 о_1оо о_1 о1 оо1 о1о о_01о
8_Алкей, ж (А/Лд5) — ХД(4/1) 9_Х6 10_Пкбс, ж (Лд4) — ХД(3/1) 11_Ферекратей, д (Лд3) — ХД(2/1)* 12_Х3
13_А/Лд4 — ХД(2/2) 14_Ан2ж 15_Д3ж 16_Пкбс, д (Лд4) — ХД(3/1)*
17_Я5 18_Лд6д — ХД(3/3) 19_Лд5д — ХД(3/2)* 20_Ан3
21_Лд5м — ХД(4/1)* 22_Х5* 23_Д5м
24_Лд5м — ДХ(2/3) 25_Алкей, д (Лд4) — ДХ(2/2) 26_А/Лд6 — ХД(5/1)
* — третий вид вариаций.
Ритмический разбор прозы.
12. Очень мало места. — 3-стопный Хорей.
13. Все это было немножко досадно — 4-стопный Дактиль (да?) с женским окончанием.
14. И довольно нелепо. — 2-стопный Анапест, ж
15. Впрочем, она захотела, — 3-стопный Дактиль, ж
20. И внимательно смотрит в окно. — 3-стопный Анапест
Как вы видите, измерить можно всё. Вопрос в другом: Ну и чё? Что это, — стихотворные строки? Где? И где в них стихотворный Ритм?
Почему когда я читаю про то, как:
«Я сегодня до зари встану»
Я отчётливо чувствую и пеонный ветерок этой строки и дробь еёйную? А в таких строках, как:
Оказалось что большой пёстрый.
Я и ветра ни чую, ни тем паче дроби? И это касается всех строк со стыками ударений. Так что это за произведение такое, где я ничего не ощущаю из того, что гордо называется Поэзией? Да хотя бы стихами. Как говорят некоторые. Где они?
Элементарно! Это не стихи, это, — проза.
Хотя, может, кто думает по другому?
1
Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер!На ногах не стоит человек. Ветер, ветер — На всем Божьем свете! Завивает ветер Белый снежок.Под снежком — ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходокСкользит — ах, бедняжка! От здания к зданию Протянут канат. На канате — плакат:«Вся власть Учредительному Собранию!» Старушка убивается — плачет, Никак не поймет, что значит, На что такой плакат, Такой огромный лоскут?Сколько бы вышло портянок для ребят, А всякий — раздет, разут… Старушка, как курица,Кой-как перемотнулась через сугроб. — Ох, Матушка-Заступница! — Ох, большевики загонят в гроб! Ветер хлесткий! Не отстает и мороз! И буржуй на перекрестке В воротник упрятал нос. А это кто? — Длинные волосы И говорит вполголоса: — Предатели! — Погибла Россия! Должно быть, писатель — Вития… А вон и долгополый — Сторонкой — за сугроб… Что нынче невеселый, Товарищ поп? Помнишь, как бывало Брюхом шел вперед, И крестом сияло Брюхо на народ? Вон барыня в каракуле К другой подвернулась:— Ужь мы плакали, плакали… ПоскользнуласьИ — бац — растянулась! Ай, ай! Тяни, подымай! Ветер веселый И зол, и рад. Крутит подолы, Прохожих косит, Рвет, мнет и носит Большой плакат:«Вся власть Учредительному Собранию»… И слова доносит: … И у нас было собрание… … Вот в этом здании… … Обсудили — Постановили:На время — десять, на ночь — двадцать пять… … И меньше — ни с кого не брать… … Пойдем спать… Поздний вечер. Пустеет улица. Один бродяга Сутулится,Да свищет ветер… Эй, бедняга! Подходи — Поцелуемся… Хлеба! Что впереди? Проходи! Черное, черное небо. Злоба, грустная злоба Кипит в груди…Черная злоба, святая злоба… Товарищ! Гляди В оба!
Краткий анализ строф
Возвращение блудной супруги лирический герой Блока принял с благодарностью, как будто своим очередным пришествием она хотела вдохнуть жизнь в его усталое тело и пустой дом.
Автор строк не только прощает супругу, но и сравнивает её с небом, а также сразу признается, что пока она почивала в одной постели с актером театра Мейерхольда, он тосковал по ней и томился.
Прощение пришло само по себе, Блок не мог не простить, даже если бы стоял со свечкой у постели жены-изменщицы:
Вместе с тем далеко и до счастья, после этой измены (а она была не одна в супружеской летописи) между мужем и женой почти вакуум — ничего нет, даже слов…
Эту ситуацию Блок видит по-своему – просто счастье опоздало к сердцу и приходится иметь то, что имеешь, иного не дано.
Завершается стих на спокойной ноте, в глаза герою смотрит вечность, на его сердце покой, а вчерашний костер волнения залит прохладной росой синей ночи…