Таинственная страсть. три улицы беллы ахмадулиной.+5

Стихи ахмадулиной - лучшие и самые известные произведения поэтессы

«По улице моей который год…»: бередящее душу стихотворение Беллы Ахмадулиной

«По улице моей который год…»: бередящее душу стихотворение Беллы Ахмадулиной

Белла Ахмадулина относится к плеяде ярчайших поэтов-шеститесятников прошлого века. Евгений Евтушенко, Роберт Рожественский, Андрей Вознесенский, Белла Ахмадулина, Геннадий Шпаликов, Белла Ахмадулина, Булат Окуджава — эти имена собирали стадионы. Поэты с аншлагами выступали по всей стране.

Творчество Беллы Ахмадулиной — явление в отечественной поэзии ярчайшее, ошеломляющее, феноменальное. Ее поэзия сильна, поэтическое дарование исключительно, а ум — блистателен. Она узнаваема в каждой строке, ее поэтические шедевры невозможно не узнать.

В ее творческом наследии множество сборников и эссе, но особое место в нем занимают лирические стихотворения, в которых особенно ярко раскрылась вся глубина таланта поэтессы.

Трудно поверить, что одно из своих самых известных стихотворений ««По улице моей который год…» написаны человеком только что вступившим во взрослую жизнь. Белла Ахмадулина написала его, когда ей было всего 22 года. Уж очень это взрослые, мудрые и выстраданные строки, неизменно вызывающие у читателей самые пронзительные чувства… до мурашек.

Через 20 лет композитор Микаэл Таривердиев написал на эти стихи музыку, и романс прозвучал в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С лёгким паром!», блистательно исполненный Аллой Пугачевой.

По улице моей который год
звучат шаги — мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.

Запущены моих друзей дела,
нет в их домах ни музыки, ни пенья,
и лишь, как прежде, девочки Дега
голубенькие оправляют перья.

Ну что ж, ну что ж, да не разбудит страх
вас, беззащитных, среди этой ночи.
К предательству таинственная страсть,
друзья мои, туманит ваши очи.

О одиночество, как твой характер крут!
Посверкивая циркулем железным,
как холодно ты замыкаешь круг,
не внемля увереньям бесполезным.

Так призови меня и награди!
Твой баловень, обласканный тобою,
утешусь, прислонясь к твоей груди,
умоюсь твоей стужей голубою.

Дай стать на цыпочки в твоем лесу,
на том конце замедленного жеста
найти листву, и поднести к лицу,
и ощутить сиротство, как блаженство.

Даруй мне тишь твоих библиотек,
твоих концертов строгие мотивы,
и — мудрая — я позабуду тех,
кто умерли или доселе живы.

И я познаю мудрость и печаль,
свой тайный смысл доверят мне предметы.
Природа, прислонясь к моим плечам,
объявит свои детские секреты.

И вот тогда — из слез, из темноты,
из бедного невежества былого
друзей моих прекрасные черты
появятся и растворятся снова.

1959г.

По материалам — Не снилось

II

И мы увиделись. Ты вышел из дверей.

Все кончилось. Все начиналось снова.

До этого не начислялось дней,

как накануне рождества Христова.

И мы увиделись. И в двери мы вошли.

И дома не было за этими дверями.

Мы встретились, как старые вожди,

с закинутыми головами —

от гордости, от знанья, что к чему,

от недоверия и напряженья.

По твоему челу, по моему челу

мелькнуло это темное движенье.

Мы встретились, как дети поутру,

с закинутыми головами —

от нежности, готовности к добру

и робости перед словами.

Сентябрь, сентябрь, во всем твоя вина,

ты действовал так слепо и неверно.

Свобода равнодушья, ты одна

будь проклята и будь благословенна.

Счастливы подзащитные твои —

в пределах крепости, поставленной тобою,

неуязвимые для боли и любви,

как мстительно они следят за мною.

И мы увиделись. Справлял свои пиры

сентябрь, не проявляя недоверья.

Но, оценив значительность игры,

отпрянули все люди и деревья.

Анализ стихотворения «По улице моей который год» Ахмадулиной

Одно из самых известных стихотворений Беллы Ахатовны Ахмадулиной «По улице моей который год» в 1975 году было положено на музыку композитором М. Таривердиевым.

Стихотворение написано в 1959 году. Поэтессе исполнилось 22 года, она учится в Литературном институте, пережила угрозу исключения из рядов студентов. Какое-то время работала корреспондентом в газете. Позади был развод с поэтом Е. Евтушенко. По жанру – элегия, по размеру – пятистопный ямб с перекрестной рифмой, 9 строф. Рифмы открытые, закрытые, есть и неточные. Лирическая героиня – сама поэтесса. «Мои друзья уходят»: бескомпромиссность юности куда-то улетучивается. Друзья прощаются, забывают позвонить, спросить. Они уже не чувствуют друг друга. «Нет в их домах ни музыки, ни пенья»: атмосфера стала более респектабельной. «Девочки Дега»: имеются в виду балерины с картин художника Э. Дега. «К предательству таинственная страсть»: героиня не ищет оправданий, идет на разрыв отношений.

«О, одиночество, как твой характер крут!»: это обращение, выраженное олицетворением. В повелительном наклонении она просит у него забвения, покоя, награды за постоянство. Одна, она страшится немоты, нежелания людей, когда-то близких, вместе разделять и радости, и горе. «И – мудрая – я позабуду»: ее путь разошелся с путями друзей. Остается искусство. Природа с ее «детскими секретами», «тишь библиотек», концертные залы, безмолвно глядящие со стен картины в музеях. «И вот тогда» новое чувство прорастет в героине. Уже без горечи, упреков, просьб она поблагодарит друзей, что были, даже – что ушли. За все прекрасные моменты. После этого она сможет навсегда отпустить их: появятся и растворятся снова. Звукопись: аллитерация сонорных, мягких, глухих звуков. Есть ассонанс звуков «у» и «о». Цветопись: голубою, голубеньких, из темноты. Интонация возвышенная, свободно льющаяся, с присущим Б. Ахмадулиной флером старины, изящества и благородства из XIX века. Сравнения: сиротство, как блаженство. Она прислоняется к груди одиночества (метафора), а природа – к ее плечам (олицетворение).

Инверсия: запущены дела, звучат шаги. Эпитеты: строгие, тайный, бесполезным, беззащитных. Метафоры: уход той темноте за окнами угоден, на конце замедленного жеста, туманит ваши очи, замыкаешь круг. «Мудрость и печаль» — ключевые слова этого произведения.

Элегия «По улице моей который год» Б. Ахмадулиной вошло в дебютный сборник поэтессы, вышедший в 1962 году.

—————

—————

—————

Конец стихотворения – все стихи в оригинале.

Стихотворная библиотека. Становитесь участником и публикуйте свои собственные стихи прямо здесь

Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках.

Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.

Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster.

Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.

Блог редактора Poetry Monster о политике, экономике, русском языке

Внешние ссылки

Yandex – лучший поисковик на русском языке

Qwant – лучий поисковик во Франции, замечателен для поиска на французском языке, также на других романских и германских языках

Я столько раз была мертва…

Стихотворение было написано в 1975 году. В 70-х гг. поэтессе удалось побывать в Грузии, эта страна вдохновила ее на создание многих лирических произведений. В те годы Ахмадулина активно переводила тексты грузинских поэтов на русский язык.

Стихотворение «Я столько раз была мертва…» является своеобразной благодарностью Грузии за возможность жить дальше и продолжать творить.

Лирическая героиня говорит:

«Меня терзали жизнь, нужда,страх поутру, что всё сначала.Но Грузия меня всегдазвала к себе и выручала».

По всей видимости, эти строки являются отражением мыслей самого автора произведения. Грузия приняла поэтессу хорошо, «Тифлис дарами осыпал», дарил вдохновение. Последние строки стиха сообщают о том, что благодарность поэта велика, но ее все равно будет недостаточно, чтобы отблагодарить и «отслужить любовь» этой земли.

Автор

  • Агния Барто (199)
  • Александр Блок (1282)
  • Александр Введенский (50)
  • Александр Вертинский (87)
  • Александр Галич (187)
  • Александр Кочетков (34)
  • Александр Кушнер (136)
  • Александр Прокофьев (44)
  • Александр Пушкин (871)
  • Александр Радищев (15)
  • Александр Сумароков (501)
  • Александр Твардовский (80)
  • Алексей Апухтин (336)
  • Алексей Кольцов (212)
  • Алексей Плещеев (203)
  • Алексей Сурков (41)
  • Алексей Толстой (261)
  • Алексей Фатьянов (57)
  • Андрей Белый (395)
  • Андрей Вознесенский (208)
  • Андрей Дементьев (460)
  • Андрей Усачёв (78)
  • Анна Ахматова (908)
  • Аполлон Майков (187)
  • Арсений Тарковский (129)
  • Артюр Рембо (55)
  • Афанасий Фет (1002)
  • Белла Ахмадулина (302)
  • Борис Заходер (138)
  • Борис Пастернак (310)
  • Борис Слуцкий (65)
  • Булат Окуджава (287)
  • Вадим Шефнер (68)
  • Валентин Берестов (371)
  • Валерий Брюсов (1606)
  • Василий Жуковский (236)
  • Василий Лебедев-Кумач (86)
  • Василий Тредиаковский (29)
  • Велимир Хлебников (114)
  • Вера Павлова (187)
  • Вера Полозкова (176)
  • Вероника Тушнова (169)
  • Вильгельм Кюхельбекер (83)
  • Владимир Высоцкий (732)
  • Владимир Маяковский (1317)
  • Владимир Набоков (408)
  • Владимир Орлов (73)
  • Владимир Соловьев (97)
  • Владимир Солоухин (1)
  • Владислав Ходасевич (1)
  • Габдулла Тукай (27)
  • Гавриил Державин (254)
  • Генрих Гейне (1)
  • Георгий Граубин (1)
  • Георгий Иванов (638)
  • Гёте (1)
  • Давид Самойлов (3)
  • Дана Сидерос (1)
  • Даниил Хармс (118)
  • Джордж Байрон (7)
  • Дмитрий Кедрин (3)
  • Дмитрий Мережковский (1)
  • Евгений Баратынский (19)
  • Евгений Евтушенко (395)
  • Евгений Мартынов (1)
  • Елена Благинина (3)
  • Зинаида Александрова (2)
  • Зинаида Гиппиус (1)
  • Иван Бунин (245)
  • Иван Козлов (1)
  • Иван Крылов (314)
  • Иван Крыловё (1)
  • Иван Никитин (5)
  • Иван Суриков (122)
  • Иван Тургенев (14)
  • Игорь Северянин (4)
  • Иннокентий Анненский (3)
  • Иосиф Бродский (578)
  • Иосиф Уткин (1)
  • Ирина Пивоварова (1)
  • Ирина Токмакова (1)
  • Кондратий Рылеев (2)
  • Константин Бальмонт (18)
  • Константин Батюшков (15)
  • Константин Симонов (89)
  • Корней Чуковский (35)
  • Лариса Рубальская (3)
  • Лев Ошанин (1)
  • Леонид Филатов (70)
  • Максим Горький (3)
  • Максимилиан Волошин (1)
  • Марина Цветаева (1353)
  • Михаил Дудин (1)
  • Михаил Исаковский (5)
  • Михаил Лермонтов (448)
  • Михаил Ломоносов (6)
  • Михаил Светлов (2)
  • Муса Джалиль (1)
  • Николай Гумилев (550)
  • Николай Заболоцкий (217)
  • Николай Карамзин (2)
  • Николай Некрасов (418)
  • Николай Рубцов (17)
  • Николай Языков (3)
  • Оксана Мельникова (1)
  • Олег Митяев (1)
  • Омар Хайям (811)
  • Осип Мандельштам (12)
  • Петр Вяземский (2)
  • Райнер Мария Рильке (1)
  • Расул Гамзатов (3)
  • Редьярд Киплинг (6)
  • Роберт Бернст (2)
  • Роберт Рождественский (152)
  • Самуил Маршак (833)
  • Семен Гудзенко (1)
  • Сергей Есенин (402)
  • Сергей Михалков (28)
  • Сергей Орлов (1)
  • Татьяна Снежина (1)
  • Тим Собакин (1)
  • Уильям Блейк (1)
  • Федор Глинка (4)
  • Федор Сологуб (2)
  • Федор Тютчев (365)
  • Фридрих Шиллер (1)
  • Шарль Бодлер (3)
  • Эдгар Аллан По (2)
  • Эдуард Асадов (623)
  • Эдуард Багрицкий (3)
  • Эдуард Успенский (6)
  • Эмма Мошковская (2)
  • Юлия Друнина (206)
  • Юнна Мориц (316)
  • Юрий Визбор (85)
  • Юрий Левитанский (137)
  • Яков Полонский (3)
  • Ярослав Смеляков (1)

IV

Темнеет наше отдаленье,

нарушенное, позади.

Как щедро это одаренье

меня тобой! Но погоди —

любимых так не привечают.

О нежности перерасход!

Он все пределы превышает.

Так жемчугами осыпают,

и не спасает нас навес,

так — музыкою осеняют,

так — дождик падает с небес.

Так ты протягиваешь руки

навстречу моему лицу,

и в этом — запахи и звуки,

как будто вечером в лесу.

Так — головой в траву ложатся,

так — держат руки на груди

и в небо смотрят. Так — лишаются

любимого. Но погоди —

сентябрь ответит за растрату

и волею календаря

еще изведает расплату

за то, что крал у октября.

И мы причастны к этой краже.

Сентябрь, все кончено? Листы

уж падают? Но мы-то — краше,

но мы надежнее, чем ты.

Да, мы немалый шанс имеем

не проиграть. И говорю:

Любимый, будь высокомерен

и холоден к календарю.

Наш праздник им не обозначен.

Вне расписания его

мы вместе празднуем и плачем

на гребне пира своего.

Все им предписанные будни

как воскресения летят,

и музыка играет в бубны,

и карты бубнами лежат.

Зато как Новый год был жалок.

Разлука, будни и беда

плясали там. Был воздух жарок,

а лед был груб. Но и тогда

там елки не было. Там было

иное дерево. Оно —

сияло и звалось рябина,

как в сентябре и быть должно.

Ирония дизайна, или С лёгким паром!

В одном из спектаклей Гришковца, есть такой эпизод, в котором он говорит про утрату радости от жизни, в следствии познания мира и понимания того как устроены те или иные вещи. В качестве примера, Гришковец рассказывает, что в детстве, он мечтал стать машинистом поезда, чтобы так же колесить по свету и вести локомотив рассекая ночь, в бесконечную даль, в неизведанные края. А повзрослев, узнал, что оказывается, машинисты ни в какую даль не едут, а проезжают только короткий отрезок, между станциями, до пересменки. Оказалось что у них такой же рабочий день, как и у всех, и вечером они возвращаются домой после смены.

В общем, прекращаю флудить, тут у меня что-то подобное, и если не хотите разочароваться узнав как устроен фильм Ирония судьбы, лучше не читайте дальше. Но не пугайтесь сильно, тут не про весь фильм, а только про место действия – квартиру.
Когда мы говорим о том, что гарантировало триумф и вечную славу нашему всенародно любимому фильму, то перечисляем факторы в такой последовательности, как: гений Рязанова, шедевр Брагинского, прекрасную игру и подбор актёров, песни в исполнении Пугачёвой и Никитина с ясенем положенные на стихи замечательных поэтов, музыку Таривердиева. И мало кто понимает, что всё это было нанизано на дизайн двушки на 3-ей улице Строителей дом 25.
Помести Лукашина и Надю, с их мамами и Галей в другой интерьер – фильм не выстрелил бы. Однозначно. Это было бы хорошее кино, на один новогодний просмотр в 1976-м.
Я считаю, что объяснять, как влияет интерьер на нас в эмоциональном плане, в плане создания атмосферы и всего из этого вытекающего – бесполезно. Это тема для докторской диссертации, и профанировать тут не нужно. Просто – влияет.
Чтобы разобраться, что там с интерьером этой двушки, нужно принять тот факт, который есть сама суть фильма, что эти квартиры абсолютно одинаковые, и их портрет можно составить комбинируя эпизоды из Жениной и из Надиной квартир. И второе: тут очень тонкий момент – в ряде источников говорится, что съёмки велись в реальных квартирах. А вот с этим согласиться нельзя. Думаю, что все «квартирные эпизоды» сняты в павильонных декорациях (точнее в одной декорации на обе квартиры). Это сразу понимаешь, когда начинаешь вычерчивать план помещений, например сцена в ванной «тёпленькая пошла», там просто негде установить камеру, чтобы её снять. Я не говорю уже о технических сложностях съёмок в реальных квартирах. Именно это и создаёт основные трудности для реконструкции, так как в силу особенностей павильонных съёмок масштаб интерьеров здорово «плавает».
Планировка: Ещё с детства меня ставила в тупик сцена, где Надина мама запирает Лукашина в комнате. Буквально в десятилетнем возрасте, я впервые удивился – Что за двери она закрывает? Почему их две? Пересмотрите этот фрагмент, если интересно. Позже я конечно разобрался.

Когда Надина мама обнаруживает в квартире некого постороннего гражданина, она устраивает ему западню: прошмыгнув по гостиной за шифоньерами, мама закрывает дверь ведущую в некое помещение расположенное слева (если смотреть из гостиной), затем закрывает двустворчатую дверь из прихожей (ну с этой-то дверью всё понятно). А что это за первая дверь, и куда она ведёт? () Т.е. это получается что в гостиной три двери: в смежную комнату, в прихожую, и эта – загадочная дверь налево… Если отмотать кино к эпизоду в котором Надя реанимирует тело Лукашина водой из чайника (эпизод «я вам не клумба») (2), то мы получим ответ на наш вопрос – левая дверь, ведёт прямиком на кухню (6). Также на кухню можно попасть по коридору, огибающему гостиную.

Анализ стихотворения Ахмадулиной «О, мой застенчивый герой…»

Стихотворение «О, мой застенчивый герой…» написано Беллой Ахатовной Ахмадулиной (1937–2010) в 1960-1961 гг. Зная биографию поэтессы, можно предположить, что оно посвящено её бывшему мужу, Евгению Евтушенко, и выражает чувства, которые Белла Ахатовна испытывала после разрыва с ним.

Эта догадка кажется верной, поскольку стихотворение наполнено очень искренними переживаниями. Поэтесса делает свою лирическую героиню, от лица которой говорит сама, артисткой. На то, что героиня выступает на сцене, указывают такие слова, как «партер», «я играла роль», «среди кулис».

Поэтесса проводит параллель между настоящей жизнью и театральной постановкой. Автор сравнивает публичность известного творческого человека с присутствием актёра на сцене. И в том, и в другом случае любой жест или слово человека мигом становятся достоянием и предметом обсуждения толпы. С этим-то и столкнулась героиня стихотворения:

О, как ты гоготал, партер!Ты не прощал мне очевидностьбесстыжую моих потерь…

В стихотворении не говорится о том, как и почему героиня оказалась перед жестокой толпой в одиночестве. Однако известно, что разрыв между Евтушенко и Ахмадулиной произошёл по причине беременности поэтессы и нежелания её мужа принимать ответственность за будущего ребёнка. Белле Ахатовне пришлось прервать беременность. Но также читатель хорошо понимает, как тогдашнее общество относилось к подобным явлениям. Неудивительно, что молодая поэтесса, и так пережившая страшную потерю, столкнулась с осуждением и порицанием со стороны публики, в то время как её бывший муж продолжал жить прежней беззаботной жизнью свободного артиста.

Глубокая личная трагедия скрыта за словами о ролях, сцене, кулисах. Но нестерпимая боль прорывается сквозь намёки и метафоры. С помощью эмоциональных повторов поэтесса доносит до читателя свои чувства:

Одна, одна – среди стыдастою с упавшими плечами.Вся наша роль – моя лишь роль.…Вся наша боль – моя лишь боль.Но сколько боли. Сколько. Сколько..

Обида на чёрствую, непонимающую публику выражается в стихотворении с помощью метафор. Уловив сходство грубой толпы с животными, поэтесса применяет выражения « партер гоготал», «стада партера».

Читателя может поразить, как великодушна Белла Ахатовна. Вместо того, чтобы обратить недовольство публики на человека, который разбил ей сердце, поэтесса позволяет ему оставаться незамеченным. Снисходительно называя его «застенчивый герой», она успокаивает его:

Герой, как боязно тебе!Не бойся, я тебя не выдам.

В этом стихотворении заключена удивительная сила женской души. Казалось бы, пережитое горе способно сломить любого, но поэтесса смогла выдержать удар и продолжить творить, за что была вознаграждена в будущем новой любовью и признанием.

«О, мой застенчивый герой…» Белла Ахмадулина и Светлана Немоляева

Светлана Немоляева читает стихотворениеБеллы Ахмадулиной «О, мой застенчивый герой».Видеоряд из к/ф Э. Рязанова «Служебный роман».

Заклинание (Не плачьте обо мне — я проживу)

Произведение было написано в 1968 году. Стихотворение называется «Заклинание», что может означать страстную мольбу или просьбу или же словесную формулировку, обладающую магической силой.

Литературоведы не раз называли Б. Ахмадулину последовательницей творческих традиций А. Ахматовой и М. Цветаевой.

Многие поэты писали о противостоянии поэзии и окружающих, данное стихотворение Ахмадулиной написано также на данную тематику.

Лирическая героиня противостоит толпе, она не боится выглядеть перед ней смешно или глупо, почти в каждой строфе стихотворения она показывает свою внутреннюю силу.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: