Описание военной жизни в рассказе платонова возвращение. рассказ андрея платонова “возвращение”

Testsoch.ru

Краткое содержание рассказа «Возвращение» подробно.

Гвардии капитан Алексей Алексеевич Иванов возвращается домой после победы. На железнодорожной станции он ожидает своего поезда и случайно сталкивается с девушкой по имени Маша, с которой пересекался во время войны.

Они разговорились, и капитан узнает, что Маша так же, как и он, возвращается на родину и не представляет, что ее ожидает в новой непривычной мирной жизни. Оба ощущают себя «осиротевшими без армии» и понимают друг друга с полуслова. В порыве чувств Алексей просит у Маши разрешения поцеловать ее в щечку, и она дозволяет.

Двое суток Иванов с Машей проводят в дороге, пока девушке не приходит пора выходить на своей станции. Алексей решает сойти с поезда вместе с ней и еще на день-другой отложить возвращение домой. Маша не против, из близких у нее почти никого не осталось.

А вот мужчину дома ждут жена и двое детей, но он не рассказывает об этом девушке, да и она из-за своей скромности не интересуется семейным положением Иванова. Маша просто доверилась Алексею.

Через два дня молодые люди расстаются, и Иванов уезжает в родные места, но обещает помнить образ Маши вечно, хотя девушка настаивает забыть её. Она просто отпускает его.

Алексея на станции родного города вместо жены встречает сын Петя, показавшийся отцу взрослее своего возраста. Любовь Васильевна, которая отпрашивалась с работы специально, чтобы не пропустить приезд мужа, выбегает к нему на крыльцо и супруги крепко обнимаются. Маленькая дочка Настя не помнит отца, и при его появлении в доме начинает плакать от страха, но Петрушка успокаивает ее.

Во время подготовки к застолью Алексей ловит себя на мысли, насколько все изменилось в его доме, как все стало каким-то чужим. Наблюдая за сноровистыми действиями сынишки, Иванов очень удивляется, как ловко, по-взрослому у того все получается, а рассуждения кажутся по-стариковски мудрыми. Любовь Васильевна отвыкла от мужа и как будто стесняется его.

Со слов супруги Алексей узнает, что та трудится на кирпичном заводе, у прессовального станка. Работы так много, что она видит детей только по ночам. С приездом мужа Люба надеется, что станет легче, и он примет на себя многие обязанности по хозяйству и по воспитанию детей. Алексей ощущает: что-то мешает ему радоваться возвращению домой, он не ведает, сколько бед пришлось пережить семье в военное время.

За обедом отец замечает, что Петя съел меньше всех, но зато подобрал все крошки со стола и высыпал их себе в рот. Мальчик объясняет это тем, что ему хочется, чтобы остальным досталось больше еды. Настя заворачивает кусок пирога в салфетку и откладывает его для некоего дяди Семена.

Алексей узнает, что в его отсутствие в дом периодически приходит Семен Евсеевич – одинокий пожилой мужчина, потерявший в войну всю свою семью.

В доме Ивановых несчастный отогрелся душой, ему нравится играть с детьми и баловать их при первой возможности. Эти сведения приводят Алексея в смятение, он чувствует в душе уколы ревности.

Как только дети уснули, супруги принимаются выяснять отношения. Алексей выпытывает у жены, как она прожила все эти годы без него и какие у нее отношения с Семеном Евсеевичем. От звука родительских голосов просыпается Петя и начинает подслушивать разговор взрослых.

Любовь Васильевна признается, что не изменяла мужу, однако Алексей не может отделаться от своих подозрений и поверить, что чужой мужчина может быть просто добрым по отношению к его семье.

Рассерженный Иванов презрительно называет «благодетеля» Сенькой-Евсейкой. Петрушке становится жалко мать, он помнит, как тяжело ей было содержать детей, и только при поддержке и участии Семена Евсеевича женщине удалось справиться с трудностями.

Потом Любовь Васильевна все-таки рассказывает, как она однажды от отчаяния сошлась с инструктором райкома, но не почувствовав радости от этой близости, позже пожалела о произошедшем.

Оскорбленный Алексей о своих изменах умалчивает и заявляет, что после такого вероломства он не может оставаться в семье. Петя не выдерживает и встревает в разговор. Мальчик укоряет отца за жестокость, ведь из-за него мать проплакала всю войну и продолжает плакать сейчас. Подросток призывает родителей спокойно жить дальше, а не ругаться.

Однако на следующее утро Алексей решает уехать к Маше и начать все с чистого листа. Когда Петрушка просыпается, то в доме кроме него только Настя. Мать ушла на работу, а отец уже находился в это время на вокзале, где успел позавтракать и выпить водки.

Когда поезд тронулся, Алексей выходит в тамбур и замечает бегущих за составом детей, в которых узнает своих Петю и Настю. Мужчина чувствует жар в груди, бросает вещевой мешок на землю и сходит на песчаную дорожку.

«Возвращение»: содержание ночного разговора

Любовь Васильевна ожидала вечера, чтобы остаться наедине с мужем. Но разговор не получался. Проснувшийся Петрушка услышал громкие голоса родителей. Алексей обвинял жену в связи с Семеном Евсеевичем, а она пыталась объяснить, что между ними ничего не было. Любовь Васильевна рассказывала о нелегкой жизни с двумя малыми детьми — Петрушка не сразу стал хозяйственным. О том, что всегда думала лишь о муже. И лишь однажды поддалась чувствам, когда невмоготу уже было выносить и тяготы жизни, и нескончаемое одиночество. Но сразу же заметила, что встреча с инструктором райкома дала ей понять, как сильно она После этого жила надеждой на его возвращение

Платонов (краткое содержание разговора не может передать всех чувств героини) привлекает внимание к женщины, не испытывавшей вины, но и не способной убедить в этом мужа. Звук треснувшего на лампе стекла — его раздавил Алексей — заставил сына вмешаться в разговор

Он вступился за мать и рассказал историю о местном мужике Харитоне. Пока тот воевал, его жена жила с другими. Вернувшись, он сначала злился, а потом придумал историю, что у него тоже были женщины. Теперь они живут по-хорошему. Иванов смутился: «Я думал, он и про Машу мою скажет…».

Стилистические особенности

Творчество Платонова не имеет аналогов в литературе. Его язык странен и непривычен, но пронзителен, как будто слова идут из самого сердца. Писатель понимает и жалеет каждого своего героя, оправдывая его поступки.

Особое значение приобретают детали, которые обычно говорят о внутреннем состоянии героев, как уже упомянутые валенок и калоша на ногах Петрушки, или слёзы Любы, смешанные с тестом её пирога, или очки Семёна Евсеича, которые Настя надевает, чтобы штопать материны рукавицы, или раздавленное стекло керосиновой лампы.Огромное значение для Платонова имеют запахи. Алексей признаёт дом своим в тот момент, когда чувствует, что запах его не изменился за четыре года. Волосы Маши пахнут палыми листьями (обычный мотив в творчестве Платонова). Этот запах противопоставлен запаху дома, символизирует «снова тревожную жизнь».

Речь героев полна житейской образности, особенно Петина. Огонь в печи он уговаривает не гореть по-лохматому, а ровно, Насте не велит строгать мясо с картошки, чтобы «питание не пропадало». Вкрапления в детскую речь канцеляризмов проявляют трагедию страны, где ребята становятся стариками.

Ещё одна характерная особенность стилистики Андрея Платонова – описание не столько мыслей героев, которые бывают по-житейски мудрыми, как рассуждение о любви Алексея, сколько чувств, движений «обнажённого сердца».

На этом уроке вы познакомитесь с рассказом А. Платонова «Возвращение». Мы проанализируем текст рассказа, рассмотрим его подтекст и символический смысл художественных образов, которые использует автор. Поговорим о потерянном поколении.

Родился Платонов в Воронеже, в семье железнодорожника. В семье было одиннадцать детей, Андрей был старшим. Работать Платонов начал очень рано, в тринадцать лет. Нужно было кормить семью, помогать воспитывать братьев и сестер. В 1918 году будущий писатель поступает в Воронежский политехнический институт на электротехническое отделение. А уже в 1919 году он начинает активное сотрудничество со многими газетами в качестве поэта и корреспондента.

Вскоре он начинает писать прозу — рассказы, повести, романы. Творчество Платонова воспринималось в штыки советской властью, многие его произведения подвергались критике. Дело в том, что Платонов писал честную прозу о человеке, а это противоречило идеологии соцреализма.

«Маленький принц», автор Антуан де Сент-Экзюпери.

Чем для человека являются перемены? Благодаря им формируются новые мысли, желания и цели. Новые впечатления способствуют выстраиванию правильных жизненных ориентиров. Доказательство этому есть в данном произведении. Герой решает покинуть свою планету с целью познать новые чувства и мысли. Он желает увидеть мир, научится жизни. Находясь на Земле, Маленький принц понял, на сколько сильны его чувства к Розе. Также он осознал, что любовь взаимна, так как цветку нужна забота. Маленькому принцу стало ясно, что такое ответственность, взрослая жизнь и дружба. Его кругозор и эмоциональный диапазон расширились. Парень по достоинству оценил то, что имел, и начал переустраивать свою жизнь. Если человек меняется, развивается, то и окружающий мир преображается.

Сочинение-рассуждение по рассказу

Война искалечила жизни и судьбы миллионов людей. Нелегко пришлось и тем, кто выжил. Им предстояло вернуться с войны. И это оказалось не так просто, как закрыть одну дверь и открыть другую — в прежнюю, довоенную жизнь, к своей семье и детям. Война изменила людей, и жизни уже не суждено было стать прежней. Герою рассказа Платонова предстояло долгое возвращение не только домой, но и к самому себе.

Алексея Иванова война не отпускала. С одной стороны, тянуло домой, к жене и детям. А с другой — что-то задерживало, какой-то страх не давал покоя. Этот страх и сблизил его с Машей, которая тоже боялась возвращения к полузабытыми родственниками. Остановку на пару дней с Машей в ее городке Алексей объяснил себе как стремление помочить девушке освоиться, не оставлять ее в одиночестве. На самом деле его тянуло к молоденькой Маше, к ее запаху волос, широкому открытому сердцу. Скорее, это было желание немного отойти душой от войны, расслабиться, переключиться. Оставаться с Машей навсегда Иванов не собирался.

Дома Алексея ждали: жена и дети ежедневно встречали все поезда, шедшие с запада, в надежде поскорее увидеть мужа и отца. Долгожданная встреча состоялась, но все чувствовали себя скованно. Алексей и Люба научились жить друг без друга, и даже их дети стали вполне самостоятельными: 12-летний сын Петрушка научился вести хозяйство и заботился о матери и младшей сестре.

Счастье для семьи — дождаться солдата с войны живым и невредимым, счастье для солдата — найти свою семью в добром здравии и хотя бы относительном благополучии. Но Алексею этого мало

Ему важно знать, что Люба ждала его и была верна. Как она выживала в войну, как тяжело работала и растила детей, воспринимается им как что-то естественное и обычное: «Другие и по четверо детей воспитывали, и ничего»

Известие о том, что в отсутствие мужа Люба принимала материальную и эмоциональную помощь от других мужчин, вызвало у Алексея жгучую ревность. Как-то при этом он забыл о Маше и своей спонтанной остановке в ее городе. Ему все это вполне могла «списать» война, а «стерве» Любе прощения не было. Однако если Алексей на фронте ежедневно рисковал лишь своей жизнью, то на его жене лежала ответственность еще и за жизнь маленьких детей. Стоит ли винить ее в желании получить хотя бы каплю человеческого тепла и внимания? Да и о том эпизоде в своей жизни Люба давно пожалела и раскаялась. Потому и призналась во всем мужу.

Алексей не хотел принять жизнь такой, какой ее сделала война, а вот сын Петруша оказался мудрее: «Я все дочиста понимаю. Ты сам не понимаешь. У нас дело есть, жить надо». 12-летний мальчик не смог убедить отца, и наутро Алексей решил уехать от семьи к своей знакомой Маше. Петруша и Настя бежали за поездом, надеясь вернуть Алексея. И сердце отца дрогнуло, он сошел с поезда и отправился навстречу детям — своему продолжению, а значит, навстречу к самому себе. Именно в этот момент состоялось настоящее возвращение Алексея домой.

`

Путь домой

Иванов прошел всю войну и был демобилизован. В полку с ним простились по всем законам, играла музыка, после чего его отправили домой. Сначала ему не удалось уехать, потому что не прибыл поезд. В разрушенном вокзале нельзя было переночевать, поэтому Алексей отправился обратно в часть.

На следующий день он снова пришел на станцию, но поезда до сих пор не было и мужчина решил не возвращаться больше в полк, а ждать до конца. Около будки поста он заметил молодую девушку. Она находилась там уже несколько дней. Затем она обернулась, и оказалось, что это была Маша, которая работала в столовой его части.

Далее, писатель подробно описывает унылое настроение осенней поры. Иванов испытывал непонятные чувства, потому что уже очень долго ждал поезд и не мог ни с кем поделиться собственными переживаниями. По этой причине встреча с девушкой стала для него спасением. Теперь рядом с ним был собеседник, с которым можно было поговорить. Маша тоже пыталась уехать домой, скучала по боевым подругам и размышляла, как теперь будет жить.

Девушка сильно отвыкла от родственников, поэтому испытывала чувство страха перед поездкой. Оба человека испытывали довольно похожие эмоции, но только молодая особа быстро поддавалась скверному настроению. Главный герой же, наоборот, пытался побыстрее отвлечься от жизненных проблем. Он сел около девушки и попросил разрешения ее поцеловать в щеку. Машу очень привлекла эта просьба, но она отодвинулась подальше и отвергла ее.

Ее очень тронул подобный поворот событий, потому что она сильно боялась оставаться в одиночестве в городе, в котором у нее жили только тетя и двоюродная сестра. Мужчина должен был добираться домой еще около суток, но выйдя с девушкой, перестал думать о семье, потому что хотел еще некоторое время насладиться свободой. Он не сказал Маше о существовании жены. Пара провела вместе несколько дней, после чего молодая особа решила проводить Иванова на вокзале. Когда поезд тронулся, и она осталась одна, то сильно заплакала.

Основная мысль, Проблематика рассказа:

Сочинение 3

Произведения Андрея Платонова – это маленькая жизнь. Каждый рассказ в отдельности рассказывает о чьей-то судьбе. Платонов – писатель послевоенного времени.

Рассказ «Возращение» повествует о том, как простой русский солдат после войны едет домой. Первоначально произведение называлось «Семья Ивановых», но впоследствии Платонов переименовал его. Сделал он это из-за того, что в рассказе идет речь не только о жизни и судьбе семьи Ивановых, здесь немного другой подтекст. Тема произведения – возвращение домой гвардии капитана Алексея Иванова. У названия рассказа двойной смысл. Это возвращение человека в родной дом не только физическое, но и духовное: в прошлую, уже забытую фронтовыми буднями жизнь. Главная мысль и идея рассказа – показать читателю, как война коверкает и ломает не только судьбы, но и души людей.

15 стр., 7259 слов

Образ и характеристика Ивана Васильевича в рассказе «После бала» Льва Толстого

… на одном основном событии в жизни главного героя. Глазами Ивана Васильевича мы видим жестокий век правления Николая I, калечащий душу и нравственность современника. Характеристика Ивана Васильевича из рассказа «После бала» — сочинения … знаком каждый человек на территории бывшего Советского Союза Иван Васильевич — главный герой рассказа Льва Николаевича Толстого «После бала». В образе главного героя …

Сюжет произведения достаточно простой. На вокзале главный герой рассказа Алексей Иванов встречает Машу. Девушка тоже возвращается домой. Она, как и Алексей, не торопится ехать в родную сторону. Оба понимают, что они за это долгое время отсутствия стали чужими в родном доме, поэтому боятся возвращаться. Алексей выходит вместе с Машей в ее родном городе, несмотря на то, что дома его ждет семья. Иванов проводит со своей новой знакомой два дня, после этого возвращается домой.

Домашние же ждут Алексея и выходят каждый день встречать поезд. Когда Иванов, наконец, возвращается домой, он понимает, что семья привыкла жить без него. Ему всё здесь какое-то далекое и будто неродное. Сын, которому всего еще только идет двенадцатый год, стал взрослым маленьким мужичком. Пятилетняя дочка выполняет тяжелую домашнюю работу. Жена краснеет перед ним, как при первой встрече. Впоследствии оказывается, что их дом посещает Семен Евсеевич, у которого погибла вся семья. Еще жена Люба изменила Алексею с инструктором райкома профсоюза. И только сын Петя, подслушавший ночной разговор отца и матери, понимает поступок женщины. Несмотря на уговоры жены и сына, Иванов решает уйти из семьи. Он осуждает жену, но сам про свою измену не рассказывает.

Образ главного героя обычный и незаурядный, каких большинство, особенно в послевоенное время. Платонов осуждает Алексея в том, что он думает только о себе. В ссоре Иванов обвиняет всех, но ни в коем случае не себя. Он объясняет свою измену тем, что ему было скучно. Ни про жену, ни про Машу, ни даже про собственных детей Алексей не задумывается. Петя оказывается рассудительнее своих родителей. Он хочет их примирить. Мальчик все уже понимает по-взрослому.

Язык рассказа простой и одновременно особенный, как и все творчество Платонова. Через диалектизмы, которые употребляет в своей речи Петя и Настя, мы слышим и видим, что маленькие дети из-за невзгод стали слишком взрослыми.

Деталь также играет большую роль в произведении. Валенки, калоши Пети, стекло керосиновой лампы – все говорит о душевном переживании героев.

Лишь только запах родного дома и пирогов заставляют вспомнить Алексея о былом мирном и уютном семейном счастье Волосы Маши же пахнут по-другому, чем-то неродным

То есть, запахи тоже имеют важное значение в развитии сюжета

В конце рассказа дети возвращают отца домой. Они помогают ему прозреть душевно, понять, что действительно ценно.

Семья – это самое важное и дорогое в жизни. Платонов, как человек, понимающий истинные жизненные ценности, через детей дает своему герою переосмыслить всё и встать на правильный путь

«Отверженные», автор Виктор Гюго.

Подвластно ли человеку изменить свою судьбу? Да, но только если он твердо это решил. Герой романа жаждал исправить сделанные ошибки, после того, как понял, что в ненавистном для него мире есть и доброта, и понимание. Жан отбывал тюремный срок за кражу еды для голодающей семьи. Он решил, что должен отомстить за такое унижение. Когда он вышел из тюрьмы, то опять начал воровать. Жана привели к епископу с украденными у него вещами. Священник спас героя от повторного срока, сказав, что это не наворованное, а подарки от него. Жандармы отпустили Жана. Этот случай стал поворотным в судьбе героя – он изменил отношения к окружающему миру. Вскоре Жан сделал несколько промышленных открытий, которые поспособствовали развитию региона. Благодаря герою появились рабочие места для сотен людей. Он стал уважаемым всеми дядюшкой Мадленом. История жизни Жана показывает, что при упорном стремлении судьбу изменить можно.

Герои

Алексей Иванов – чуть ли не наиболее часто встречающееся сочетание имени и отчества. Для Платонова герой – просто человек, каких множество, человек обычной судьбы. Он считает в конфликте правым себя, а виноватыми других, и живёт только для себя, без оглядки на близких. Его мимолётная связь с Машей оправдывается скукой, холодом, желанием «развлечь своё сердце». Он не думает о том, что Маша останется одна, он вообще не думает о её сердце.

По словам жены Алексея Любы, она искала в единственной за всю войну связи с мужчиной утешения, её душа потянулась к нему, потому что она умирала. Алексей уязвлён: «Я тоже человек, а не игрушка». Обида застилает ему разум. Он считает, что пережил на войне много больше, чем его жена: «Я всю войну провоевал, я смерть видел ближе, чем тебя». Он ведёт себя как маленький, собираясь пожаловаться сыну-подростку на измену жены.

Пётр взрослее и отца, и матери, он усмиряет родителей: «У нас дело есть, жить надо, а вы ругаетесь, как глупые какие». Алексей называет его исправным мужичком, дедом. Петя действительно очень мелочен. Он озабочен единственной проблемой – выжить. От этого ругает Настю, которая толстую кожуру счищает с картошки, отца, в волнении раздавившего стекло керосиновой лампы. Петя заботится не только о тёплом пальто для матери и собирается идти работать кочегаром в баню, чтобы купить его, но и обучает Настю домашнему труду, чтению. Даже о Семёне Евсеиче он житейски замечает отцу, что Евсеич старее (то есть отцу не соперник) и пользу приносит.

У маленького Пети нет ни одного детского желания. Стресс, вызванный уходом отца, возрождает в нём ребёнка, нуждающегося в отце и призывающего его. Внутреннее смятение мальчика передается яркой деталью: впопыхах он надевает на одну ногу валенок, а на другую – калошу. Здесь из Петра он превращается в Петрушку, чей образ и заставляет отца сойти с поезда.

Одновременно происходит перерождение главного героя: в груди у него стало жарко, «будто сердце… пробилось на свободу». Теперь главный герой касался жизни обнажившимся сердцем, в котором рухнула преграда «самолюбия и собственного интереса».

Образы остальных мужчин оттеняют характер главного героя, их черты контрастируют с его личностью. Семён Евсеич, в отличие от Алексея, пережил настоящее горе, потеряв жену и детей, убитых в Могилёве. Его привязанность к чужим детям и жене – это тоже попытка выжить. Это и стремление принести пользу другим (ведь дети сидели целыми днями одни в темноте), и необходимость приложить к чему-то свою истерзанную душу. Алексей до своего перерождения не может понять и пожалеть своего мнимого соперника. Но ещё большее зло он видит в безымянном эвакуированном, с которым жена единственный раз хотела почувствовать себя женщиной, но не смогла, любя Алексея.

Женские образы рассказа пронзительны. В военное время в патриархальном укладе семей всё меняется местами. Мальчик превращается в мужичка-старичка, мужчина-воин – в капризного ребёнка, живущего, по словам Пети, на готовых харчах, а женщина – в главу семьи, мужчину. Люба научилась делать мужскую работу на заводе, исправлять электрические печи соседям за картошку и чинить обувь себе и детям. Одного она не смогла – принимать ответственность: «Я ничего не знаю».Казалось бы, положение Маши, дочери пространщика, более выгодное. Она открыта всему миру, свободна от обязательств, никому не обещана. Но её просторное сердце не умеет забывать людей, случайно ставших ей близкими. В начале рассказа Иванов не догадывается, что его жена, как и Маша, может любить и жалеть многих. В конце рассказа Иванов понимает, что даже физическая связь может не быть изменой, что всё дело в душе.

Анализ 2

Каждое произведение, которое написал Платонов проживают свою маленькую жизнь. В каждом рассказе изображается чья-нибудь судьба или жизнь. Кроме этого Платонов является писателем, которые большинство своих произведений написал после войны. Здесь рассказывается о том, как главный герой менялся. А главным героем стал Алексей Иванов, который недавно вернулся с войны домой, где его ждала семья. Конечно, он возвращается в свой прежний мир, в котором жил до наступления войны и к тому каким он был раньше. Ни одного из героев писатель не выделяет, а старается жалеть и понимать каждого из них.

Здесь писатель не изображает саму войну, но она показана через природу. Кроме этого здесь изображено еще и внутреннее состояние главного героя, а также весь мир, который окрасился в грусть и печаль. Многим может показаться герой не очень-то приятным, а некоторым даже скверным. Ведь даже после войны он не изменился, а продолжал вести себя словно на поле боя.

Алексей Иванов возвращается домой с войны. Вот только домой он не торопиться, а все потому что столько событий произошло за это время у него перед глазами. Да к тому же он отвык от всех, кто раньше находился рядом с ним и заботился о нем. Вместе с ним добиралась домой красивая и молодая девушка по имени Маша. Она сразу же ему понравилась, и поэтому он вместе с ней вышел на ее станции.

А тем временем жена и его дети каждый день приходили на перрон для того чтобы встретить своего любимого отца и мужа. Он только показался дома на одиннадцатый день. Сын его встретил не очень-то радостно, да и отцом сын остался недоволен. Жена не может привыкнуть к мужу и поэтому постоянно стесняется его. Маленькая дочь Настя помогает во всем матери. А сын Петя выполняет все, что прикажет ему родной отец.

Неожиданно Настя рассказала отцу о том, что к ним ходит сосед, у которого всю семью убили. Он помогает матери не только по дому, но иногда сидит с детьми. А жена признается, что изменила мужу с инструктором, который давно за ней ухаживает.

На следующий день Алексей решает вернуться к Маши. Он уже купил билет на поезд и даже зашел в вагон, но дети прибежали за ним и начали упрашивать не уезжать, а остаться с ним, ведь он им очень нужен. И Алексей остается.

Здесь Платонов раскрывает всю проблему того времени, когда мужу приходится разлучаться с семьей и отправляться на войну. Кроме этого здесь затрагивается еще и проблема характера героя, который очень много пережил за это время и теперь совсем другими глазами смотрит на жизнь.

Разговор между Любой и Лешей

Когда дети уснули, между супругами состоялся разговор. Вполне естественный в такой ситуации, его предмет — верность жены. Алексей спрашивал, что это за дядя Сеня, и, видимо, захотел узнать, какие вообще текпроисходили события в его отсутствие.

Дядя Сеня — это Семен Евсеевич. Он работает снабженцем на том же заводе, где трудится Люба. Он человек несчастный — потерял семью. По заверениям Любы, Семен Евсеич питает и к ней, и к детям самые невинные чувства. Во время войны он помогал им материально: приносил муку, сахар, одежду. Она отказывалась, но Евсеич говорил, что так он меньше тоскует о своей мертвой семье, у него «душа отогревается».

Алексей, конечно, жене не верит, он считает, что Семен таким образом просто к Любе подбирался, а она ему (супругу) «голову дурит». Она протестует и говорит, что работала день и ночь, а Семен был детям вместо няньки, пока они не выучились по хозяйству управляться сами.

Так и идет беседа какое-то время: она обороняется, он нападает.

В этом месте нагнетает напряжение Платонов, «Возвращение» доходит до своего эмоционального апогея (надо сказать, не последнего).

Потом все успокаивается. Алексей верит, что между ее женой и СеменомЕвсеичем ничего не было. Он даже проникается к нему каким-то трудноопределимым чувством и спрашивает у жены: «Ну ты хоть разок его поцеловала, раз все у вас так сложилось?» Она отвечает, что он ее целовал пару раз, но она не хотела. Он прикасался губами к ее щеке очень целомудренно. Говорил, что забылся и вспомнил жену, а Люба на нее ну очень похожа.

«Возвращение» (рассказ Платонова) дарит читателю в этом месте ложную надежду на то, что все так и закончится, но если бы точка была поставлена здесь, то русский классик изменил бы себе.

Стилистические особенности

Творчество Платонова не имеет аналогов в литературе. Его язык странен и непривычен, но пронзителен, как будто слова идут из самого сердца. Писатель понимает и жалеет каждого своего героя, оправдывая его поступки.

Особое значение приобретают детали, которые обычно говорят о внутреннем состоянии героев, как уже упомянутые валенок и калоша на ногах Петрушки, или слёзы Любы, смешанные с тестом её пирога, или очки Семёна Евсеича, которые Настя надевает, чтобы штопать материны рукавицы, или раздавленное стекло керосиновой лампы.Огромное значение для Платонова имеют запахи. Алексей признаёт дом своим в тот момент, когда чувствует, что запах его не изменился за четыре года. Волосы Маши пахнут палыми листьями (обычный мотив в творчестве Платонова). Этот запах противопоставлен запаху дома, символизирует «снова тревожную жизнь».

Речь героев полна житейской образности, особенно Петина. Огонь в печи он уговаривает не гореть по-лохматому, а ровно, Насте не велит строгать мясо с картошки, чтобы «питание не пропадало». Вкрапления в детскую речь канцеляризмов проявляют трагедию страны, где ребята становятся стариками.

Ещё одна характерная особенность стилистики Андрея Платонова – описание не столько мыслей героев, которые бывают по-житейски мудрыми, как рассуждение о любви Алексея, сколько чувств, движений «обнажённого сердца».

Здесь вы найдете наиболее актуальные проблемы, касающиеся процесса взросления, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. К каждой из них подобраны литературные аргументы из разнообразных книг. Таблицу со всеми ними вы можете скачать в конце статьи.

И. С. Тургенев в романе «Отцы и дети»
затронул проблему взаимоотношения старого и нового поколений. Главный герой, молодой нигилист Евгений Базаров, противостоит дворянину Павлу Кирсанову и собственным родителям. Павел Петрович активно защищает старые устои, в то время как Евгений старается их разрушить, чтобы построить на этом месте новые. Представители разных поколений спорят буквально обо всём. Родители Евгения переживают из-за того, что не могут найти общий язык с сыном. Когда он умер, они приходят на его могилу и сильно жалеют о случившемся несчастье, ведь какими бы ни были взаимоотношения, родители почти всегда любят детей больше всего на свете.

Конфликт поколений можно встретить в драме А. Н. Островского «Гроза»
. К старому относятся Кабаниха и Дикой. К новому — Катерина, Варвара, Борис и Тихон. Из-за морального угнетения со стороны свекрови главная героиня Катерина чувствует себя несчастной, одинокой, замученной, и это подавленное состояние толкает её на измену. Её муж слаб, у него нет силы воли, поэтому он оставляет жену наедине с проблемами, а сам идет в кабак. Это только усугубляет положение молодой женщины. Борис тоже оказывается слабовольным, поэтому не может взять на себя ответственность за любовь. Дикой плотно держит его в тисках, не желая нарушать старые порядки, а именно – держать отроков в строгости. Героиня, оставшись в одиночестве, не в силах вынести такой жизни, поэтому бросается с обрыва. Тихон лишь после смерти Катерины находит в себе силы обвинить мать в случившемся

Этот пример показывает, что не правы обе стороны конфликта, и очень важно научиться вовремя осознавать свою неправоту и находить компромисс.

Сцена на вокзале. Петр — подлинный герой рассказа А. П. Платонова

Утром, проснувшись, Петя обнаруживает, что дома, кроме Насти, никого нет. Мама ушла на работу, а отец, видимо, отправился на вокзал. Не долго думая, Петя собирает сестру, и они бегут туда, куда приходят и (что важнее) откуда уходят поезда.

Иванов уже в поезде. Он видит, как за поездом бегут дети (через некоторое время капитан понимает: это его дети). Тот, что побольше сильно хромает, потому что у него на ногах надета разная обувь: валенок — на одной, и калоша — другой, он тащит за собой меньшего, а тот не поспевает. Больший еще успевает махать отцу, чтобы тот не уезжал.

Впервые за все время А. А. Иванову обжигает сердце настоящая, подлинная отцовская любовь, и он, пока поезд не набрал полного хода, кидает на землю свой мешок и спрыгивает сам, совершая, возможно, самый правильный поступок в своей жизни.

Этим завершается произведение русского классика, а также наше краткое содержание рассказа. «Возвращение» Платонов написал с большим вдохновением и трудом. Он настоящий кудесник русского слова.

Основным персонажем произведения является Алексей Алексеевич Иванов, представленный писателем в образе вернувшегося с войны офицера советской армии.

Герой описывается в рассказе в качестве прокуренного тридцатипятилетнего мужчины, награжденного за годы войны многочисленными орденами и медалями, с темным обветренным лицом, усталыми морщинами, серыми глазами, источающими скромный, застенчивый взгляд. На фронте Иванов демонстрирует храбрость и надежность, завоевывая тем самым уважением и почет окружающих.

По окончании войны Иванов возвращается домой, но по пути на несколько дней заезжает к своей фронтовой подруге Маше, двадцатилетней девушки, влюбленной в Алексея.

Приехав к родным, Иванов чувствует себя неловко и странно, не ощущая долгожданной радости от встречи с семьей. Жена Алексея Алексеевича, Любовь Васильевна, все годы войны работает на кирпичном заводе, помогая фронту, и к возвращению мужа с войны становится миловидной, застенчивой женщиной с печальным и утомленным лицом, полным страдающего одиночества.

Дети Иванова за время его отсутствия и в связи с тяжелыми годами жизни в период военных действий ощущают себя достаточно взрослыми людьми, старающимися по мере сил помочь матери по дому и по хозяйству. Старший сын Петрушка берет на себя всю мужскую домашнюю работу, занимается получением продуктовых карточек и приобретением продуктов, а также заботится о маленькой сестре, обучая ее грамоте и арифметике. Пятилетняя Настя помогает матери умелыми небольшими ручками выполнять бытовые работы, ничуть не смущаясь своего возраста. Дети становятся взрослее и мудрее, что почему-то не радует вернувшегося с войны отца, а вызывает в нем лишь неприязнь и раздражение.

В один из дней Иванов узнает, что во время его нахождения на фронте у жены случается любовный роман. Алексей не в силах сдержать раздражение, ревность и злобу, несмотря на то, что и сам неверен супруге, поэтому собирает вещи и решает уехать из дома к своей бывшей любовнице Маше. Однако, видя бегущих за вагоном поезда детей, спрыгивает из состава и возвращается домой, осознав сделанную ошибку, которая вызвана его чрезмерным самолюбием, эгоизмом и гордыней.

Описывая события, происходящие в рассказе, писатель раскрывает характер своего героя, привыкшего в жизни лишь воевать и забывшего свой отеческий и супружеский долг, не понимая трудностей тыловой жизни.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: