Анализ стихотворения Пушкина «Я помню чудное мгновенье» по плану
План
Название, автор, дата написания. 1.Определение жанра, формы. 2.Выявление сюжета. 3.Обозначение темы. 4.Определение идеи. 5.Истолкование названия. 6.Анализ композиции. 7.Характеристика образов. 8.Характеристика лирического героя. 9.Анализ картины и ситуаций, вызывающих переживания. 10.Анализ языка. Лексика (использования эпитетов, сравнений и т. д. ) 11.Анализ языка. Синтаксис (повторения, параллелизм, перекос, инверсия, умолчание, риторические вопросы. ) 12.Анализ фонетики. (звукопись).
Оно посвящено А. П. Керн, племяннице П. А. Осиповой. Пушкин познакомился с ней в Петербурге в 1819 году, а летом 1825 года она гостила в Тригорском. Женщину, которую он так сильно любил, Пушкин сравнивает с чем-то божественным, неземным.
1.Определение жанра, формы. – стихотворение относятся к любовной лирике, к жанру лирического произведения. 2.Выявление сюжета. Пушкин представляет ёмкий очерк своей жизни между первой встречей с героиней послания и настоящим моментом, косвенно упоминая основные события, произошедшие с биографическим лирическим героем: ссылка на юг страны, период горького разочарования в жизни, подавленное настроение в период новой ссылки в родовое имение Михайловское. Однако вдруг наступает воскресение души, чудо возрождения жизни, лирический герой вновь встречает героиню стихотворного послания: «Душе настало пробужденье: / И вот опять явилась ты…». 3.Обозначение темы. -тема любви неразрывно сочетается с философскими раздумьями поэта о своей собственной жизни, о радости бытия, о приливе творческих сил в чудные и редкие мгновения встречи с чарующей красотой. 4.Определение идеи. 5.Истолкование названия. Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это глубоко сокровенное, затаенное воспоминание согрето трепетным и горячим незатухающим чувством, благоговейным преклонением перед святыней красоты. 6.Анализ композиции. Композиционно произведение можно разделить на три совершенно равные части, каждая из которых имеет самостоятельное смысловое наполнение: воспоминание о давней встрече поэта с юной красавицей, воспроизводство того, что особенно запомнилось в те часы, затем горестное сознание и вновь пробуждение глубоких душевных чувств к ним. 7.Характеристика образов. 8.Характеристика лирического героя. В памяти поэта «милые черты» не стираются, «голос нежный» все также звучит в душе. Пушкин вспоминает годы петербургской жизни, прошедшие «в томленьях грусти безнадежной, в тревогах шумной суеты». воссоздает иной настрой чувств в период южной ссылки («Бурь порыв мятежный рассеял прежние мечты»). говорит о «мраке заточенья» михайловской ссылки, о тягостных днях, проведенных в глуши: Без божества, без вдохновенья, Без слез, без жизни, без любви. Душа лирического героя Пушкина спала («душе настало пробужденье»). возвращение любимой «пробуждает» героя Пушкина. 9.Анализ картины и ситуаций, вызывающих переживания. 10.Анализ языка. Лексика (использования эпитетов, сравнений и т. д. ) Своего рода музыкальным рефреном звучит дважды повторенный эпитет «голос нежный». рифмы внешне непритязательны («нежный – мятежный». «вдохновенья – заточенья»). но и они полны гармонии, песенности, романсовости стиха. 11.Анализ языка. Синтаксис (повторения, параллелизм, перекос, инверсия, умолчание, риторические вопросы. ) Ясность и легкость текста Пушкина зависит от сложного переплетения нескольких синтаксических фигур, из которых сплетается синтаксическая ткань: прямой и обратный порядок слов, генитивные обороты, пре- и постпозицию эпитетов и анафорические чередования. 12.Анализ фонетики. (звукопись). — глубокая звучность во многом обусловлены тем, что стихи написаны ямбом, с чередованием женской и мужской клаузул и перекрестными рифмовками. Напевность, плавность тона достигается в стихотворении за счет ассонанса (чередуются гласные о – а – и – е). В томленьях грусти безнадежной… Тут не одно воспоминанье… Удачно сочетаются и гласные и согласные звуки, часто используются сонорные звуки: Как поздней осени порою Бывают дни, бывает час, Когда повеет вдруг весною
Литературные средства
Тема небольшого стихотворения «Узник» А.С.Пушкина – неволя, плен. Желание улететь, вырваться из клетки – основной лейтмотив.
Свобода, желание ее обрести скрыто за каждым словом, наружу прорываются лишь чувства. Само слово остается под запретом.
Чем пользуется автор для написания поэтического текста, какие средства поэзии использует?
Олицетворение
Такие средства встречаются в конце: гуляет ветер. Можно ощутить дуновение свободного ветра, теплого и свежего, как дыхание природы. Вольный ветер как душа человека рвется туда, где ей комфортно и легко.
Сравнение
Такой способ позволяет увидеть противоречие: клетка – воля, решетка – свобода. «Вскормленный в неволе орел молодой» завидует тому, кто питается естественной пищей. Росли птицы по-разному, но желают одного: полета за тучи, за горы.
Эпитеты
Образные выражения помогают представить все состояние, которое стремится передать автор. Угрюмость, безрадостность существования подневольного человека, состояние ограничения в свободе. Эпитеты:
- в темнице сырой,
- кровавая пища,
- орел молодой.
Птице нужна свобода, полет. Но и человек внутри птица. Он летает в мечтах, создает желания и невообразимые полеты мыслей.
Другими эпитетами в стихотворении «Узник»: «морские края» передаются светлые мечты, создается контраст с кровью и грустью начальных строк.
Недосказанность
Многоточие встречается в конце: «лишь ветер… да я!». Сложно и в то же время легко представить себя одного среди пустующего синего неба, где ветер гонит облака, освобождая места для полета человеческих мыслей.
Средства выразительности А.С.Пушкина в «Узнике» помогают понять, какой силой обладает слово, как обычным выделением звука можно унести читателя за облака, отвлечь от тягостных мыслей, направить к мечте и исполнению желаний.
ОГЭ ЕГЭ Литература. А.С.Пушкин Узник (1822)
А.С. Пушкин. Лицейские годы. «Узник».
Средства художественной выразительности
Пушкин широко использует в стихотворении эпитеты («труд и стыд напрасный», «глупости несчастной»), антитезы («при вас», «без вас»), метафоры («болезнь любви»), сравнения («любуюсь вами, как дитя»).
Важная роль отведена многочисленным глаголам (люблю, бешусь, признаюсь, любуюсь), которые создают образ деятельной, беспокойной, горячей любви.
Ряды однородных определений и обстоятельств выполняют функцию градации (нарастания эффекта).
Стихотворение венчается двумя последними предложениями, которые стали афоризмом: «Ах, обмануть меня нетрудно! // Я сам обманываться рад!». В нём конфликт воображаемого и видимого получает неожиданное разрешение и формально сводится к изящной шутке.
История создания
Стихотворение написано в 1825 году. Впервые опубликовано в «Северных цветах» в 1827 году. О том, кому посвящено произведение, до сих пор доподлинно не известно, ведь автор еще при жизни обрел такую славу, что ею желали воспользоваться многие его современники.
- Версия 1: Пушкин посвятил произведение Анне Керн. Александр Сергеевич был влюблён в девушку, но она была замужем, поэтому о своих чувствах он умолчал. Когда они встретились во второй раз, поэт отбывал ссылку в селе Михайловское, однако, Анну он совсем не интересовал. Пушкин все же посвятил девушке несколько произведений, самое трогательное их которых- «Я помню чудное мгновенье…». Об этом заявила сама Керн и всячески поддерживала это мнение, сохранив и предав огласке всю корреспонденцию Пушкина.
- Версия 2: Пушкинисты К. П. Викторова и С.Г. Ржеутский утверждают, что Пушкин в других своих письмах грубо и пренебрежительно отзывается о А.П. Керн. Эта женщина «была сговорчивее с другими», но высокомерно отвергла поэта. Ему впоследствии было стыдно за свои чувства. Даже в момент передачи стихотворения он передумал и попросил женщину вернуть его ему. Она же не вернула, так как данное послание льстило ей. Она же отнесла его в редакцию журнала, чтобы непременно опубликовать. Сам же Пушкин попросил Дельвига заменить название — не «Керн», а «К***», что нетипично для автора, который всегда заявлял о посвящениях открыто. Из всего этого исследователи сделали вывод, Керн присвоила себе стихотворение, а поэт не хотел передавать его, но в то же время не мог обнаружить, кому он его посвятил. Поэтому честь музы пушкинисты присвоили Елизавете Алексеевне — жене императора Александра Первого. Известно, что Пушкин увлекся ею и восторженно описывал ее красу.
Средства художественной выразительности
Пушкин широко использует в стихотворении эпитеты («труд и стыд напрасный», «глупости несчастной»), антитезы («при вас», «без вас»), метафоры («болезнь любви»), сравнения («любуюсь вами, как дитя»).
Важная роль отведена многочисленным глаголам (люблю, бешусь, признаюсь, любуюсь), которые создают образ деятельной, беспокойной, горячей любви.
Ряды однородных определений и обстоятельств выполняют функцию градации (нарастания эффекта).
Стихотворение венчается двумя последними предложениями, которые стали афоризмом: «Ах, обмануть меня нетрудно! // Я сам обманываться рад!». В нём конфликт воображаемого и видимого получает неожиданное разрешение и формально сводится к изящной шутке.
Признание
Заведя дружбу среди немногочисленных соседей, классик мог развеяться от каждодневных унылых будней. Например, помещики Осиповы всегда оказывали радушный приём литератору. Несмотря на разницу в возрасте (около 18 лет) хозяйку поместья Пушкин считал своим близким другом. У Прасковьи Александровны Осиповой были собственные дети и падчерица, которая вошла в семью двенадцатилетней девочкой, когда её отец повторно женился. Случилось так, что отец девочки через несколько лет умер, и юная девушка, оставшись сиротой, продолжала жить с мачехой. На момент знакомства с Пушкиным ей было примерно 19 лет. Эта юная особа отличалась от родных детей хозяйки. Видимо, положение падчерицы тяготило её. Девушка была очень тихой, робкой и молчаливой. Шумным компаниям предпочитала уединение и прогулки по парку. Александр с присущим ему жизнелюбием и активной жизненной позицией не раз затевал с хозяйскими детьми концерты и шуточные театральные постановки. Но Александра Ивановна Осипова не принимала участия в их затеях. Девушка кроткая и спокойная, она лишь иногда присутствовала на них.
Вероятно, своею женственностью, простотой и спокойствием привлекла молодая барышня Александра. И. Конечно, красотой. Как считал Пушкин, девушка была необыкновенно хороша собой. Вот самое распространённое изображение Александры, скорее похожее на дружеский шарж, чем на портрет.
Стих «Признание» был написан уже тогда, когда литератор хорошо знал жизнь и уклад Александры. Поэт подметил всё. И свой возраст, который располагает к решительным действиям: «Мне не к лицу и не по летам…»; и свою нерешительность: «И, мочи нет, сказать желаю»; и возможную глупость, так присущую всем влюблённым: «Я вдруг теряю весь свой ум».
Александр успел полюбоваться девушкой во время работы, за пяльцами. Ему нравятся её кудри, и как красиво они ложатся. Он успел поревновать предмет своего обожания. Вероятнее всего, речь идёт о сводном брате Алины. На тот момент юноша был студентом, и каждые каникулы приезжал домой. Поскольку молодые люди не были в кровном родстве, почва для ревности, конечно, была. Одним словом, классик был влюблён. Причём влюблён безответно. Девушка никак не выказывала своих чувств. Вероятнее всего, она была равнодушна к поэту. И Пушкин, понимая это, пытается иронизировать в конце своего стихотворения.
Пушкин не был красавцем. Его рост не дотягивал до 170 см. Длинный нос, полные губы, взбитые кудри. Привлекательным в нём была живость характера, небывалая подвижность тела и ума, удачные остроты и заразительный смех. Но этого оказалось мало. Любовь Александра осталась безответной.
История создания
Стихотворение Пушкина «Арион» посвящено декабристам. Оно было написано в 1827 году и напечатано в «Литературной газете», редактором которой был друг поэта — А. Дельвиг. В основу произведения положен древнегреческий миф о певце. Его звали Арион, и, разбогатев в Италии, он решил вернуться домой.
Но по дороге жадные купцы решили избавиться от него и забрать все его богатство. Певец попросил позволить ему спеть, а потом он бросился в море, где его и спас дельфин. А купцы были наказаны за то, что хотели сделать с Арионом. Пушкин изменил легенду, и это стало его творением, посвященным декабристам.
Художественное своеобразие произведения
С точки зрения звукописи, обращает на себя внимание аллитерация со звонкими согласными «б» и «д»: «люблю», «бешусь», «вдруг», «день». Они передают напряжённость момента, тревогу и решимость лирического героя
Когда он описывает возлюбленную, его речь становится похожей на шёлковый шёпот, благодаря аллитерации с «ш»: «Ваш лёгкий шаг, ваш платья шум».
Ассонансы с «о», «у», «э», «и» передают интонацию восторга и робкой просьбы.
Лексика стихотворения общеупотребительная, близкая к разговорной. Речь поэта обращена к юной девушке, а потому она естественна и проста.
Чувства автора красноречиво выдаёт синтаксис. Предложения сложные, с придаточными уступками и противительными отношениями. Так подчёркнут конфликт чувства и разума, внутреннего и внешнего.
Текст «Признания» изобилует вопросительными и восклицательными предложениями, обращёнными к предмету страсти героя.
Имеются предложения, вторая часть которых имеет значение следствия (они пишутся с тире). Они подчёркивают напряжённость момента, спонтанность высказывания.
Стихотворение «Желание»
Написанное в 1816 году стихотворение «Желание» – это своего рода печальный гимн первой любви. Она не принесла поэту счастья. Даже наоборот: поэта окружают «уныние», «горести» и «слезы».
Однако и в этом весь Пушкин: поэт не хочет расставаться с прекрасным чувством, наоборот, он находит утешение в нем. Ему дороги даже те скорби, которые испытывает душа. Стихотворение относится к раннему периоду творчества Пушкина, поэтому подчинено определенному стилю, а именно элегическому – печальному представлению чувства любви.
Из средств выразительности стоит выделить метафоры: «душа, плененная тоской»; множество эпитетов: «унылое сердце»; обращение к душе и даже оксюморон: «горькое наслаждение», который говорит о противоречивости испытываемых чувств. С одной стороны, горечь о неразделенной любви, с другой — радость, оттого что испытывает это прекрасное чувство.
Центральные персонажи
Небольшой текст «Лукоморья» изобилует сказочными персонажами. Все они введены в произведение, чтобы подготовить читателя к основному повествованию, которое, конечно же, окажется не менее волшебным, интересным и удивительным.
Однако особенно хотелось бы выделить ученого кота. Он становится не просто персонажем, а активным действующим лицом.
Ведь именно этот волшебный зверь рассказал сказку лирическому герою. Следовательно, «Руслан и Людмила» – текст, пришедший прямо из лукоморья. Это одна из историй ученого кота.
Вот такую поразительную легенду создает Пушкин, еще больше интригуя читателя.
Тема и композиция
Центральной темой в произведении является неразделенная любовь и весь спектр сопутствующих ей чувств и эмоций. Их плавный переход напрямую связан с событиями в жизни поэта: сначала чувства, пережитые героем после первой встречи со своей возлюбленной, его воспоминания о ней. Затем погружение лирического героя в обыденность, где душа чахнет и якобы умирает, так как любовь его не нашла отклика в сердце у героини.
Идея стихотворения, его главная мысль в том, что человек не может проживать полноценную жизнь, если не испытывает любви. Как только наяву Пушкин встречает Керн, то в стихотворении (начало и конец) появляется описание оживлённых эмоций, эмоционального подъёма, любовного томления; а когда он находится с ней в разлуке или же чувствует себя отвергнутым, то и в произведении присутствуют нотки грусти, разочарования и усталости от жизни.
Поэт закладывает идейное представление о любви — можно влюбиться за один миг и нести в себе это чувство долгие годы. Несмотря на довольно небольшой размер стихотворения, в нём описываются годы жизни. Автор доносит собственное видение ситуации и позволяет вместе с ним пережить все испытанные чувства радости и печали.
Кольцевая композиция произведения имеет в основе антитезу, само стихотворение разделено на шесть катренов. Таким образом произведение состоит из описания двух встреч возлюбленных, которые наполняют их озарением, и промежуточной части, в которой описываются чувства ожидания предстоящих сладких моментов.
«Признание», анализ стихотворения Александра Пушкина
История создания
Стихотворение «Признание» написано в 1826 г. и обращено к Александре Осиповой, падчерице соседки Пушкина по Михайловскому, помещицы из Тригорского Прасковьи Осиповой. Прасковья была умной и образованной женщиной, другом и собеседницей Пушкина. 27-летний Пушкин влюбился в её падчерицу, 20-летнюю Сашеньку.
По легенде, Пушкин так и не вручил стихотворение возлюбленной, уехав из Михайловского. При жизни Пушкина оно не было напечатано, так как раскрывало интимные подробности жизни семьи и имя возлюбленной. В мае 1837 года оно было опубликовано в «Библиотеке для чтения» с подзаголовком «Александре Ивановне О-ой». Есть мнение, что сама Александра Осипова (в те годы Беклешова) отдала его в печать.
Литературное направление, жанр
Стихотворение «Признание» относится к жанру интимной лирики. Это целый сердечный роман: в нём зарождение и развитие чувства, ревность, попытка избавиться от страсти и, наконец, мольба о помощи и самоутешение.
Такое развитие характера героя свойственно реализму как литературному направлению.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения – признание героя в любовных переживаниях. Лирический герой сосредоточен не столько на возлюбленной, её внешности или действиях, сколько на своих ощущениях. Основная мысль – мольба о любви. Хоть лирический герой и утверждает лицемерно: «Быть может. я любви не стою», но вся его сущность кричит: «Я стою любви, я достоин Алины».
Стихотворение можно условно разделить на пять частей (восьмистиший). Первая – это собственно признание в любви. Лирический герой не может справиться с чувством, которое не соответствует его возрасту и положению, и взбешён этим.
Следующие два восьмистишья описывают состояние лирического героя. Он – наблюдатель, не предпринимающий никаких активных действий, любующийся возлюбленной, «как дитя». Девушка занимается обычными делами: входит в гостиную, разговаривает, вышивает.
Четвёртое восьмистишье рассказывает о ревности лирического героя. Очевидно, именно ревность подтолкнула его к признанию. Лирический герой наблюдает за развитием романа Алины, который не приведёт к счастливому браку («слёзы в одиночку»). Историки утверждают, что Александра была влюблена в сводного брата А.Н.Вульфа.
Последнее восьмистишье – обращение к Алине с просьбой притвориться влюблённой. Стихотворение заканчивается строками, которые стали афоризмом: «Ах, обмануть меня не трудно. Я сам обманываться рад!»
Размер и рифмовка
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Мужская и женская рифмы чередуются. Рифмовка кольцевая чередуется с перекрёстной, встречается одно пятистишье с рифмовкой ААбАб. Речь динамичная и живая.
Тропы и образы
В стихотворении мало тропов. Эпитеты и метафорические эпитеты относятся к лирическому герою (глупость несчастная, ревнивая печаль ) или его возлюбленной (лёгкий шаг, голос девственный, невинный, бледная рука ). Метафоры в стихотворении общеязыковые: я бешусь, болезнь любви, теряю ум. Сравнение передаёт беспомощность героя: «Любуюсь вами, как дитя ».
Яркие образы создаются в основном не с помощью тропов – слов в переносном значении.
Стихотворение строится на чередовании статики и динамики лирического героя и его возлюбленной, что отражается в выборе частей речи (глаголы или существительные). Глаголы первых четырёх четверостиший обозначают движения души лирического героя: люблю, бешусь, признаюсь, узнаю, зеваю, терплю, желаю, люблю, слышу, теряю ум. В этих же четверостишьях действия Алины описываются существительными: лёгкий шаг, платья шум, голос девственный невинный .
В следующих четверостишье и пятистишье действия Алины описываются глаголами (улыбнётесь, отвернётесь, сидите, склоняясь, глаза и кудри опустя ), а лирического героя – существительными (отрада, тоска, награда – рука ).
В следующих двух четверостишьях лирический герой и Алина статичны оба. Глаголы заменяются существительными или опущены. Герой: несчастье, ревнивая печаль ; Алина: слёзы, речи, путешествия, фортепьяно .
Последние два четверостишья – мольба лирического героя: сжальтесь, притворитесь, взгляд может выразить, обмануть. Это только возможность, просьба, сама Алина пассивна. Бездействует и лирический герой: не смею требовать любви, любви не стою, обманываться рад .
Любовь лирического героя заранее обречена. Ни он, ни предмет его любви не предпринимают решительных действий, каждый по своей причине. Зачем же признание? Герой не может молчать, любовь требует выхода.
Михайловское
В Михайловском находилось родовое имение матери. В нём безвыездно провёл Пушкин два года. Раньше здесь он бывал только в юности, в 1817 году, летом, когда только окончил лицей. Тогда же он и познакомился с соседями. На тот момент Прасковья Александровна носила фамилию Вульф. Правда не известно, видел ли он девочку, которой через девять лет посветил свой стих «Признание». Поселившись вот в этом доме, молодой Пушкин прожил в нём два года.
Без сомнений, он чувствовал себя изгнанником и его романтическая натура черпала вдохновение из книг у литературных героев, чудной природы вокруг Михайловского. Не хватало только музы. Опасения родных и друзей, в том что деревенское уединение может быть губительным для литератора оказались напрасными. Годы, проведённые в Михайловском стали самыми плодотворными в поэтической карьере Александра.
Конечно, искать объекты для личного обожания было в этом местечке сложновато. Страстная и влюбчивая натура поэта не могла оставаться долго без музы. Именно так сам классик называл женщин, которые вдохновляли его на написание очередных шедевров. Влюблённость отращивала крылья поэтическому дару каждый раз, когда Александр встречал свою очередную музу. Причём ответных чувств поэт не всегда ожидал. Большинство светских красавиц нарочно морочили голову Пушкину, в надежде получить очередной стих в свою честь. Страдание и ревность так же часто, как восторг и восхищение работают на гениальность классика. Ярким тому подтверждением и является стихотворение «Признание».
История создания
Стихотворение «Признание» было написано Пушкиным в 1826 году. Находясь в Михайловской ссылке, поэт время от времени выбирался в гости к соседям в Тригорское, где проживала помещица Прасковья Александровна Осипова.
Умная, набожная и образованная женщина относилась к поэту с материнской теплотой.
В тексте содержатся намёки на счастливого соперника Пушкина, которым был Алексей Вульф. Их с Сашенькой уединённые прогулки и «разговоры в уголку вдвоём» были предметом ревнивого беспокойства поэта.
Александра не замечала Пушкина. Даже спустя годы, получив от него записку, тригорская муза не пожелала встретиться. Строки «Признания» так и не тронули её сердца, тем не менее, из-под пера поэта вышел шедевр русской любовной лирики.
Система образов
Текст наполнен волшебными образами, знакомыми каждому из нас еще с детства.
Тут встречается:
- леший,
- русалка,
- Кощей Бессмертный,
- баба Яга с избушкой на курьих ножках,
- колдун,
- богатырь,
- морские витязи,
- царевна с бурым волком.
Одним словом, лукоморье наполнено сказочными существами, которые бродят по «неведомым дорожкам» и оставляют свои следы.
Система образов сложная, яркая, оригинальная. Все они находятся во взаимодействии друг с другом, потому что живут в одном волшебном мире.
Причем, большинство образов не придумано Пушкиным, а взято из многочисленных фольклорных сказок. Мы встречаемся с этими существами, как со старыми знакомыми, моментально вспоминая их и сюжеты, связанные с ними.
Но самое удивительное – концовка произведения. В центр сказочного повествования автор помещает себя, вернее свою художественную проекцию, или лирического героя.
Оказывается, она сам там был, отобедал, посидел под знаменитым зеленым дубом и даже послушал ученого кота. Одну его историю запомнил, записал и теперь являет на суд читателя.
Таким образом, волшебство проникает в реальную жизнь, становится настоящим – прием, характерный романтическим произведениям.