ДЬЯВОЛ – ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ. КНИГА 1
ПРЕДИСЛОВИЕ
Общеизвестно, что без разлук встреч не бывает. Но я мало с кем расставался, а встреч происходит гораздо больше. Встречаюсь с неизвестными мне людьми, а прощаюсь с известными. Возможно, в прошлой жизни с кем встречаюсь впервые сейчас, я уже расставался, иначе как бы я с ними встретился.
Сколько километров человек проходит в своей жизни пешком? Я люблю ходить пешком.
Я шел вдоль ж/д. полотна по хорошо утоптанной тропинке из будущего в своё прошлое на запад. Через некоторое время тропинка резко свернула в лес и вскоре спряталась между ветвями хвойных деревьев. Я углублялся в хвойный лес. Неожиданно для меня она вывела на большую поляну, посередине которой стоял большой стог сухого сена. Я решил немного отдохнуть в стоге сена.
Вокруг ни души, но я ошибался. За стогом с другой стороны я увидел стоящую просторную палатку, явно не одноместную. Она была зеленого цвета и гармонично сливалась с красками разнотравья лесной поляны. Рядом с палаткой на легком металлическом кресле сидел мужчина средних лет с красивыми чертами лица. Брюнет, с аккуратно подстриженными черными усами, волосы коротко стрижены, глаза карие, кожа слегка смуглая от загара. В руках держал книгу и увлеченно читал. Он так сильно ею увлекся, что моё присутствие им осталось незамеченным. Он был одет в спортивный костюм красно-синего цвета и на лесного жителя был явно не похож. Скорее горожанин из ближнего города.
Я подошел к нему почти вплотную и поздоровался. Он, как ни в чем не бывало, повернулся в мою сторону и тоже поздоровался. Мне показалось, что я ему был не интересен, и он ни кого в этот час не ждал, даже меня. Но и я тут не думал кого-то встретить. Для меня этот человек полная неожиданность.
Я не стал представляться, отошел к стогу, выдернул немного сена и подстелил под себя, сев на него закрыл глаза и расслабился.
Кресло скрипнуло, и я открыл глаза. Мужчина встал, закрыл книгу, отнес её в палатку и снова вышел. Вытянулся во весь рост, поднял обе руки к небу, с удовольствием зевнул, отряхнулся от сидячей позы и с улыбкой на лице пошел в мою сторону. Он подошел ко мне, протянул чистую холеную руку и представился:
– Николай Васильевич! Свободный архитектор человеческих душ!
История создания
Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.
Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.
Стихотворение «Бог и Дьявол» Бальмонт Константин Дмитриевич
Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог, Одному — мои стоны, и другому — мой вздох, Одному — мои крики, а другому — мечты, Но вы оба велики, вы восторг Красоты.
Я как туча блуждаю, много красок вокруг, То на север иду я, то откинусь на юг, То далеко, с востока, поплыву на закат, И пылают рубины, и чернеет агат.
О, как радостно жить мне, я лелею поля, Под дождем моим свежим зеленеет земля, И змеиностью молний и раскатом громов Много снов я разрушил, много сжег я домов.
В доме тесно и душно, и минутны все сны, Но свободно-воздушна эта ширь вышины, После долгих мучений как пленителен вздох. О, таинственный Дьявол, о, единственный Бог!
(2 votes, average: 4,00 out of 5)
Еще стихотворения:
- Умный дьявол Мой старый друг, мой верный Дьявол, Пропел мне песенку одну: «Всю ночь моряк в пучине плавал, А на заре пошел ко дну. Кругом вставали волны-стены, Спадали, вспенивались вновь, Пред ним…
- Вздох, равный мигу одному Вздох, равный мигу одному, Глухой удар часов в дому, Где никого и ничего От проживанья твоего, От прошлых дней… Лишь мрак один, Паук в корзине паутин, И на обоях, у…
- Я люблю тебя! Я люблю тебя! — прочитаешь во взгляде, но мало: я люблю тебя! — мои руки повторят тебе. Я люблю тебя — я тебе бы часами шептала: я люблю тебя, я…
- Безответным рабом «Безответным рабом Я в могилу сойду, Под сосновым крестом Свою долю найду». Эту песню певал Мой страдалец-отец, И по смерть завещал Допевать мне конец. Но не стоном отцов Моя песнь…
- Первый ландыш О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок…
- На даче у новой знакомой Фотоснимок в треть стены — Двое хлопцев до войны: «Воротарские» кепули И глаза слегка хмельны. А под снимком на столе Дышит водка в хрустале — Пьем с хозяйкой за знакомство…
- Ты не спрашивай, не распытывай Ты не спрашивай, не распытывай, Умом-разумом не раскидывай: Как люблю тебя, почему люблю, И за что люблю, и надолго ли? Ты не спрашивай, не распытывай: Что сестра ль ты мне,…
- О, женщина, дитя, привыкшее играть О, женщина, дитя, привыкшее играть И взором нежных глаз, и лаской поцелуя, Я должен бы тебя всем сердцем презирать, А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя! Люблю и рвусь к…
- Когда мне повстречалась ты Когда мне повстречалась ты, судьба моя была расколота… Я за собою сжег мосты, перед собою сжег мосты – и все равно мне было холодно!…
- Нет дня, чтоб я не думал о тебе Нет дня, чтоб я не думал о тебе, Нет часа, чтоб тебя я не желал. Проклятие невидящей судьбе, Мудрец сказал, что мир постыдно мал. Постыдно мал и тесен для мечты,…
- Алхимия скорби Один рядит тебя в свой пыл, Другой в свою печаль, Природа. Что одному гласит: «Свобода!» — Другому: «Тьма! Покой могил!» Меркурий! ты страшишь меня Своею помощью опасной: Мидас алхимик был…
- Я люблю тебя Я люблю тебя, как море любит солнечный восход, Как нарцисс, к волне склоненный,- блеск и холод сонных вод. Я люблю тебя, как звезды любят месяц золотой, Как поэт — свое…
- Поэза Южику Весеннее! весеннее! как много в этом слове! Вы, одуванчики, жасмины и сирень! Глаза твои! глаза! они как бы лиловей Они сиреневей в весенний этот день! Любимая! любимая! как много в…
- Посвящение Liberta va cercando… Чистилище. 1, 71 Я цепи старые свергаю, Молитвы новые пою. Тебе, далекой, гимн слагаю, Тебя, свободную, люблю. Ты страсть от сердца отрешила, Твой бледный взор надежду сжег….
- Одному поколенью на плечи Одному поколенью на плечи — Не слишком ли много? Испытаний и противоречий Не слишком ли много? Я родился в войну мировую, Зналось детство с гражданской войною, И прошел полосу моровую,…
- Я не люблю тебя: мне суждено судьбою Я не люблю тебя: мне суждено судьбою, Не полюбивши, разлюбить. Я не люблю тебя; больной моей душою Я никого не буду здесь любить. О, не кляни меня! Я обманул природу,…
- Люблю тебя «Люблю тебя» произнести не смея, «Люблю тебя!» — я взорами сказал; Но страстный взор вдруг опустился, млея, Когда твой взор суровый повстречал. «Люблю тебя!» — я вымолвил, робея, Но твой…
- Он залатан, мой косматый парус Он залатан, Мой косматый парус, Но исправно служит кораблю. Я тебя люблю. При чем тут старость, Если я тебя люблю! Может быть, Обоим и осталось В самом деле только это…
- К Л.- (У ног других не забывал…) Подражание Байрону 1 У ног других не забывал Я взор твоих очей; Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней; Так память, демон-властелин, Все будит старину, И я твержу один,…
- Августовская фреска Алене Басиловой И грустно так, и спать пора, но громко ходят доктора, крест-накрест ласточки летят, крест-накрест мельницы глядят. В тумане сизого вранья лишь копны трепетной груди, зеленоглазая моя, ты сероглазых…
Вы сейчас читаете стих Бог и Дьявол, поэта Бальмонт Константин Дмитриевич
Образ Христа в поэзии Бальмонта
В творчестве Бальмонта нередко слышится молитвенный призыв к Господу, острая нужда в Нем: «Господи, молю Тебя, приди! Уж тридцать лет в пустыне я блуждаю, Уж тридцать лет ношу огонь в груди, Уж тридцать лет Тебя я ожидаю». Лирический герой постоянно беседует с Богом. Призыв «О Господи, молю тебя, приди!»звучит как последняя надежда, просьба помочь преодолеть раздирающие душу сомнения.
На протяжении всей жизни, в самые непростые ее моменты Бальмонт обращался к образу Христа в своих стихотворениях. Особенно часто это стало происходить в период второй эмиграции поэта (1920-1942 гг.), которая стала для Бальмонта сложным и болезненным периодом. Большинство исследователей творчества Бальмонта считают, что именно в последние годы жизни в его поэзии и в нем самом по-настоящему утвердился христианский взгляд на мир.
Он пишет много стихотворений о Боге, в которых возвращается к чистому, искреннему и раннему «Одна есть в мире красота…». Познакомившись и испытав влияние многих мировых вероучений, Бальмонт окончательно понял, что Истина — во Христе. К нему вновь приходит то «припоминанье», о котором он писал еще в 1903 году в книге «Только любовь»: «в должный миг припоминанье Пронзит внезапно темноту. И приведет меня скитанье к весеннеликому Христу».
Источники, которые использовались для написания статьи:
- Бальмонт Константин «Собрание сочинений в 7 томах»
- Кондаков Николай «Образ Христа в творчестве К.Д. Бальмонта»
- Цыкунова Галина «Религиозные и философские идеи, мотивы, образы в художественном мире К.Д. Бальмонта»
Темы
- Любовь. Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
- Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
- Одиночество. «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
- Вера. Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.
О чём?
В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.
Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.
Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.
Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.
Популярные темы анализов
Изучив биографию писателя можно заметить, что настроения в его произведениях со временем познавали перемен. Итогом насыщенной литературной жизни Фета стало стихотворение «Смерть». Как и многие писатели того времени, он все больше
Гавриил Романович Державин – выдающаяся и многогранная личность, великий поэт второй половины XVIII – начала XIX веков, который стоял у истоков русской поэзии современности. Рожденный в эпоху классицизма
У Некрасова была одна женщина в жизни, которую он любил больше всех других своих избранниц. Его муза. Его дама сердца. Это была Авдотья Панаева, жена писателя Ивана Панаева. В их доме часто собирались литераторы. Проводились дискуссии,
-
Почему материал склепываемых деталей и заклепки должен быть одинаковым кратко
-
Что такое имаго кратко
-
Plan your project план урока 7 класс
-
Чем папка отличается от файла кратко
- Какую роль выполняют фиксаторы в механизме переключения передач кратко
Глава 1
ЗНАКОМСТВО
Я встал и, пожав ему руку, тоже представился:
– Виктор! Странник, путник, путешественник, идущий из будущего в своё прошлое!
– Извини, странник за столь нерадушный прием, зачитался. Книга оказалась очень интересной.
– Как же называется ваша интересная книга?
– ДЬЯВОЛ – МОЙ ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ
Николай Васильевич пригласил меня в свою палатку и здесь он оказал мне своё гостеприимство и радушие. Изнутри палатка оказалась ещё просторней. Здесь было всё для более комфортного пребывания на природе в походных условиях. Телевизор, холодильник, отопление, свет-всё работало от мини электростанции. Бытовой газ поступал из баллона. Диван, журнальный столик, два кресла, на полу ковры.
– Присаживайся, где удобно. Как будем общаться? На ТЫ или на ВЫ?
– Я думаю на ТЫ.
– На ТЫ, так на ТЫ!
Я присел в отдельно стоящее кресло, рядом со столом, на котором появилось много вкусной еды. Хозяин поставил на стол бутылку красного вина, которая хорошо украсила собой стол.
– Виктор, угощайся! По твоему желанию из холодильника я достану всё, что ты пожелаешь.
– Извини, но я не хочу кушать.
– Как так, ведь в дороге, наверное, проголодался? Хотя бы попробуй что-нибудь, не обижай хозяина стола.
– Я и не думаю кого-то обидеть, тем более тебя. Я просто уже несколько лет ничего не ем из обычной пищи. Я питаюсь энергиями вечности и обычная пища мне не нужна.
– Хотя бы попробуй сухого вина…
– Нет, сейчас я даже воду не пью. Я её извлекаю из влажного воздуха. Я научился воздух кушать. А не просто дышать.
– Значит ты солнцеед?
– Да!
– Я читал о них, но конкретно с таким человеком встретился впервые. Я чаще всего встречаюсь с сластолюбивыми чревоугодниками, обжорами, которые едят всё и всё им мало. Продукты питания дорожают, а люди меньше есть не стали. Люди не только много едят, но и много пьют. Иллюзия многообразия создает новые человеческие пристрастия, привычки. Продукты питания становятся всё опасней для жизни и здоровья. Они изначально вредны и не пригодны в пищу.
– Виктор, ты странный и необычный человек.
– Я вижу, что и ты не из обычных, увлеченно читаешь о дьяволе, являешься архитектором человеческих душ.
Что же интересного в этой книге?
Чем же привлекает тебя этакая нечисть? Кроме дьявола существуют люцифер, винзевул, сатана, черт, бес, лешие, вампиры, вурдалаки, кикиморы, домовые и т.д., и ещё много нечисти, которую боятся люди.
И тебе не страшно?
Вдруг попадешь под его абсолютное влияние и станешь рабом дьявола. Продашь ему свою душу, и останешься без собственной души. Дьявол потворствует всему, соблазняет, искушает, и устоять против его соблазнов дело нелегкое.
– Здесь в лесу, на поляне, наша встреча не случайна. Я знал, что ты придешь сюда и пришел заранее, установил палатку и спокойно ждал нашу встречу. Я ждал именно тебя. Ты же меня не знаешь и никогда со мной воочию не общался. Я же всю жизнь находился рядом с тобой и постоянно тебя соблазнял, искушал и потворствовал т.е. разрешал тебе делать всё, что ты хотел. Но к моему удивлению, чем сильнее я пытался тебя чем – ни будь соблазнить, тем легче ты уходил от моих соблазнов. В последствии, я понял, что у меня с тобой ничего не получится и, в итоге решил встретиться вдалеке от посторонних глаз и пообщаться как это возможно среди людей.
Популярные темы анализов
Прочитав стихотворение Фетта «Сад весь в цвету» я считаю, что автор им хотел передать его настроение при нахождении в саду весной, и его размышления на различные темы. Тем самым он желал передать читателю то прекрасное чувство,
Тютчев Фёдор Иванович — сверкающая звезда XIX-го века в историй русской литературе. Свой вклад, великий поэт выразил в стихах, обусловленные описанием жизни за рамки реальности, хоть не представлял себя в роли профессионала.
В жизни и судьбе каждого, без исключения поэта наступает такой момент, когда он оглядываясь назад на прожитые годы подводит некий итог. Так скажем анализирует, что он успел, а что еще предстоит сделать
В творчестве Ф.И. Тютчева тема любви занимает большое место. Ф. Тютчев очень любил женщин и всегда был благодарен им за то, что они были в его жизни. Произведение «О, как убийственно мы любим. » написал в 1851 году, вскоре после встречи
Критика
В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание
Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту. Совершенно иной была критика более позднего периода
«Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.
Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.
Средства выразительности
Применяя тропы, Константин Дмитриевич раскрывает характеры своих персонажей, рисует особую атмосферу.
Читайте по теме:
Метафоры
Змеиностью молний, пылают рубины, лелею поля – вот метафоры. Первая из них является и неологизмом. Получается весьма свежо и красиво звучание средств выразительности.
В каждом человеке уживаются обе силы и без них человеку не прожить. У человека есть положительные и отрицательные стороны. И в любой момент человек может из самого доброго превратиться в злого.
Также нужно сразу же сказать еще и о том, что автор не выделяет из всех героев главного, ведь каждый из них дополняет или уравнивает счеты другого героя. Именно поэтому он относится к ним ко всем одинаково. В произведении есть одна строчка, в которой высказывается любовь не только к Богу, но и к дьяволу. Он понимает, что и дьявол и бог равны в этом мире, и у каждого из них имеется сила. Кроме этого между ними находится баланс, при помощи которого сохраняется жизнь на земле.
Он и о себе рассказывает также, он постоянно движется в разных направлениях. Вокруг него находится огромное количество красок. Одни яркие и красочные, а вот другие наоборот тусклые и некрасивые, а есть и серые, которые не сразу можно разглядеть. И все это встречается в жизни каждого человека.
Здесь же он описывает свой характер, в котором также сочетается и добро и зло. Когда в нем находится свет, то ему хочется постоянно работать и создавать новые произведения. Но иногда свет заменяется темнотой и тогда ему хочется все поскорее бросить и разрушить все что так давно создавалось. И здесь ему приходит сознание того, что много домов было уничтожено его руками, и вернуть уже ничего нельзя.
Согласно христианским догматам, Бог всегда олицетворяет добро и свет, а Дьявол – зло. Но поэт рассматривает эти вещи совсем иначе. Он видит необходимость существования обеих сил. Да, и как иначе? Ведь сама жизнь разносторонняя, и в каждом человеке одновременно уживаются и хорошие черты и плохие. Все мы можем быть то добрыми, то гневными и злыми.
Это подчеркивает автор, рассказывая о своей натуре. Он пишет о себе, сравнивая с тучей, которая блуждает в просторах. Так и сам поэт представляет себя странником по жизни. Его окружает множество красок, как ярких, так и серых тонов. Это – события, окружение, все, что можно встретить на жизненном пути. И, все это наполняют обе силы, которым и посвящено это стихотворение. Везде есть и добро, и зло. В любом земном проявлении можно увидеть проявление сил и Бога, и Дьявола.
Кому же из нас не присуще это? Кто из нас не совершал когда-либо необдуманных и опрометчивых поступков? Об этом и говорит поэт. Обе эти силы имеют одинаковую власть над людьми и над самим миром. А это значит, что и Господь, и Дьявол – оба велики. Отказаться полностью от одного в пользу другого невозможно. Ведь тогда придется отказаться от части своего внутреннего мира.
Бальмонт в этом своем произведении хотел показать, что обе стороны неразделимы. И, обе они призваны поддерживать баланс в мире. Ведь не будь в мире зла, то кто бы тогда ценил добро?
О произведении
1894 год. Именно в это время происходит вхождение Бальмонта в большую литературу. Он познакомился с ведущими поэтами конца XIX века: символистами Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус и Валерием Брюсовым, который отметил в Бальмонте «иступленную любовь к поэзии».
Стихотворение «Одна есть в мире красота…» вошло в первый поэтический сборник поэта — отправную точку его блестящего литературного пути — поэтическую книгу «Под северным небом» (всего за свою долгую творческую деятельность Бальмонт издаст 35 поэтических сборников!). Основные темы сборника, который вышел в самом начале 1894 года в Петербурге, отвечали популярным в конце века декадентским настроениям в поэзии: это мотивы упадка, одиночества, поэтизация смерти («смерть встречай как лучшей жизни весть») и печали (не зря Бальмонт взял в качетсве эпиграфа к сборнику цитату из австрийского поэта Николауса Ленау: «Божественное в жизни всегда являлось мне в сопровождении печали»).
Стихотворение «Одна есть в мире красота…» заметно выделялось среди прочих текстов сборника, написанных в символистском духе. Молодой Бальмонт коснулся темы веры человека, которая будет волновать его на протяжении всего его жизненного и творческого пути.
В своем раннем стихотворении Бальмонт подчеркивает бесконечное нравственное совершенство Христа. Именно в этом совершенстве, в жертвенности, в бесконечной любви к ближнему — истинная красота, в отличие от внешней «красивости», которую, например, можно увидеть у статуй античных богов или в поразительных природных ландштафтах.
Еще в одном своем раннем стихотворении Бальмонт подкрепляет свои мысли: «Ужели маловерным непонятно. Что правда — только в образе Христа? Его слова звучат светло и внятно: «Я — жизни смысл, печаль и красота…».
Однако в своих суждениях о Христе поэт не был последовательным. Прежде чем вернуться к такому восприятию Спасителя и всецело христианскому мироощущению, Бальмонту пришлось пройти долгий и тернистый путь…
Отличие Дьявола от Сатаны
Имя Сатана стало смешиваться с дьяволом гораздо позже. Так, в раннем христианстве этот персонаж не имел подобной явно выраженной негативной коннотации – его иногда использовали в качестве названия для Иисуса в ранних молитвах и гимнах.
Дьявол происходит от слова Деви, которое имеет тот же корень, что и дьявол и божество. Это древняя дихотомическая традиция: Зороастрийцы называли своих добрых богов асурами, а злых существ – девами. В Ведах Ашуры были богами демонов на востоке (Ревнивые Боги), а их боги (запада) – Дэвис. Таким образом, в древних языках есть именные сходства, разные древние народы смотрели на других богов по их именам как на зло, а своих воспринимали как добро.
Основная идея
Смысл поэмы «Демон» заключается в том, что герой объявляет войну самому себе, своему пути и характеру. Он решает все изменить и начать сначала. Для него любовь — яд, лишающий демона злых сил, которыми он так гордится. Она же лишает его независимости — того, ради чего персонаж променял рай на ад. Для него связь с Тамарой могла стать капитуляцией, признанием правоты отвергнутого Творца, но все же природа взяла свое: Демон убил не себя, а человека, которым завладел. Это говорит о его обреченности — конечной точке развития образа. Злой дух всегда останется таким: одиноким, грустным и мрачным напоминанием о том, какая кара ждет гордецов, осмелившихся уйти от Бога. Трагедия Демона — это невозможность изменить свою природу, даже пройдя через испытание любовью.
Главная мысль же заключается в том, что каждый из героев стоит перед нравственным выбором. Демон опять выбирает бунт вместо смирения, как и тогда, когда он пошел против Бога — своего создателя. Как и тогда, его мятеж не увенчался победой: он был напрасен, как и любое сопротивление судьбе. Но такова природа Демона: он не может смириться и избавиться от гордыни, поэтому он, вопреки запретам, идет за Тамарой в монастырь, бросает вызов Ангелу. Он хотел исцелиться любовью, но не заметил, как опять совершил одну и ту же ошибку, как опять стал заложником высокомерия. Его любовь оказалась такой же химерой, как и свобода от Бога. Ничто не может изменить его, потому что попытка измениться, противоречащая воле Творца и его законам, — это и есть его истинная сущность, против которой он выступает. А вот Тамаре удается противостоять искусителю с помощью веры, потому что она смиряется и уповает на волю Господа. Поэтому в конце произведения ее душа обретает смирение в Раю.
Духовные поиски Бальмонта
Среди всех русских поэтов духовные поиски Константина Бальмонта отличаются особенной пестротой. Он интересовался древнеиндийскими учениями, называя Индию «всеобъемлющей и всепонимающей Страною Мысли», изучал йогу, всерьез увлекался индуизмом, что дало поэту веру в бесконечные человеческие воплощения в «будущих жизнях». Бальмонт проштудировал огромное количество научных работ по религии, философии и мифологии Востока: «В течение многих месяцев читаю миллионы книг об Индии, Китае и Японии», — говорил он. Поэт читал «Веды», «Упанишады», «Авесту» и другую древнейшую религиозную литературу.
Однако, как бы то ни было, все эти интересы были преходящими. Только одна священная книга волновала поэта всегда: Библия.
Для Бальмонта Священное Писание было «заветной книгой, словом Божьим», в зрелом возрасте он признавался, что брал ее с собой всегда, «куда бы не лежали пути». Тем не менее, разнообразные религиозные увлечения поэта привели к тому, что однажды Бальмонт засомневался: «Ведь я многогранный, и во мне совмещается христианин и не христианин». И все же из поздних стихотворений Бальмонта мы видим, что эти сомнения в конце концов разрешились.
Бальмонт был ищущей натурой, что во многом соответствовало образу поэта непростого переходного времени рубежа веков. Бальмонт прошел огромное количество этапов: в нем и в его творчестве сочетались демонизм, христианство, магия, увлечение восточными религиозными и философскими системами. Он пытался совместить в себе все. Но такая эклектика, несмотря на глубокую переработку всех этих разнообразных тем, приносила Бальмонту не только удовлетворение, но и умножала сомнения. Путь Бальмонта — это не только путь блестящего талантливого поэта. За образом вызывающего самовлюбленного декадента скрывался простой человек, очень добрый и великодушный.Его путь — это долгий путь настоящих искренних исканий и страданий, который был завершен далеко от родины, горячо любимой поэтом. Между его стихотворением «Одна есть в мире красота…» и кончиной — пропасть лет и полвека скитаний. Однако в своей первой лирической книге Бальмонту удалось на поэтическом уровне сказать то, к чему он придет в конце жизни. Умирает Бальмонт как христианин. По воспоминанием писателя Бориса Зайцева (с Зайцевым и Иваном Шмелевым — авторами с истинно христианским мировосприятием — Бальмонт особенно сблизился в конце жизни), когда Бальмонт исповедовался перед кончиной, то сила его покаяния произвела впечатление даже на священника: Константин Дмитриевич «считал себя неисправимым грешником, которого нельзя простить».
Почему идёт борьба за души?
Вы никогда не задумывались над этим вопросом? Ведь фактически, Бог и Дьявол преследуют единые цели. Они словно «покупатели» в военкомате вербуют новобранцев. При этом действуют высшие сущности примерно одинаковыми способами.
Смотрите, Дьявол искушает человека, обещая взамен всевозможные блага при жизни. Сделка, в результате которой один получает осуществление заветных желаний, второй – бессмертную душу. Приблизительно по этой схеме действует и Бог. Он требует соблюдения определённых заповедей, и обещает Рай в посмертии. Что в итоге? Правильно! Он тоже получает бессмертную душу. Как видите, методы одинаковые, различается лишь мотивация.
Что же такого кроется в человеческой душе, что она жизненно необходима высшим сущностям? Лично у меня складывается впечатление, что нас (людей), выращивают, словно кормовую плантацию, получая чистую энергию. Кроме того, непонятно, кто именно сотворил людей вообще, Бог или Дьявол? Ведь если мы создавались по образу и подобию Божиему, то почему на Земле происходит столько грязи? Киньте в меня камень те, кто ни разу в жизни не обманул, не украл, не прелюбодействовал. Поэтому я больше склоняюсь к мысли, что создавались люди именно Дьяволом. Именно поэтому мы такими и получились.
Разумеется, Богу это не могло понравится, и он создал себе идеальную пару людей – Адама и Еву. Они гуляли по райским кущам, но фактически являлись бездушными манекенами. Адам и Ева не знали добра и зла, а без этого просто невозможно иметь душу. Ведь душа – это эмоции, чувства и желания. Добро и зло Адам и Ева познали лишь после того, как отведали яблоко с запретного дерева. Что получилось в итоге? Их выгнали из Рая, отправив к остальному человечеству. Только не говорите, что Адам и Ева были первыми и единственными людьми, от которых пошёл весь человеческий род. Такое невозможно в принципе.