Бальмонт: как эпатажный поклонник йоги и индуизма вернулся ко христу

Анализ стихотворения бальмонта бог и дьявол

ДЬЯВОЛ – ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ. КНИГА 1

ПРЕДИСЛОВИЕ

Общеизвестно, что без разлук встреч не бывает. Но я мало с кем расставался, а встреч происходит гораздо больше. Встречаюсь с неизвестными мне людьми, а прощаюсь с известными. Возможно, в прошлой жизни с кем встречаюсь впервые сейчас, я уже расставался, иначе как бы я с ними встретился.

Сколько километров человек проходит в своей жизни пешком? Я люблю ходить пешком.

Я шел вдоль ж/д. полотна по хорошо утоптанной тропинке из будущего в своё прошлое на запад. Через некоторое время тропинка резко свернула в лес и вскоре спряталась между ветвями хвойных деревьев. Я углублялся в хвойный лес. Неожиданно для меня она вывела на большую поляну, посередине которой стоял большой стог сухого сена. Я решил немного отдохнуть в стоге сена.

Вокруг ни души, но я ошибался. За стогом с другой стороны я увидел стоящую просторную палатку, явно не одноместную. Она была зеленого цвета и гармонично сливалась с красками разнотравья лесной поляны. Рядом с палаткой на легком металлическом кресле сидел мужчина средних лет с красивыми чертами лица. Брюнет, с аккуратно подстриженными черными усами, волосы коротко стрижены, глаза карие, кожа слегка смуглая от загара. В руках держал книгу и увлеченно читал. Он так сильно ею увлекся, что моё присутствие им осталось незамеченным. Он был одет в спортивный костюм красно-синего цвета и на лесного жителя был явно не похож. Скорее горожанин из ближнего города.

Я подошел к нему почти вплотную и поздоровался. Он, как ни в чем не бывало, повернулся в мою сторону и тоже поздоровался. Мне показалось, что я ему был не интересен, и он ни кого в этот час не ждал, даже меня. Но и я тут не думал кого-то встретить. Для меня этот человек полная неожиданность.

Я не стал представляться, отошел к стогу, выдернул немного сена и подстелил под себя, сев на него закрыл глаза и расслабился.

Кресло скрипнуло, и я открыл глаза. Мужчина встал, закрыл книгу, отнес её в палатку и снова вышел. Вытянулся во весь рост, поднял обе руки к небу, с удовольствием зевнул, отряхнулся от сидячей позы и с улыбкой на лице пошел в мою сторону. Он подошел ко мне, протянул чистую холеную руку и представился:

– Николай Васильевич! Свободный архитектор человеческих душ!

История создания

Поэма «Демон» насчитывает 8 редакций, так как Лермонтов начал писать своё произведение ещё в возрасте 14 лет и возвращался к работе над своим детищем на протяжении всей жизни. Ранние редакции отличаются нецелостностью образов, большим количеством философских рассуждений. Поворотным для развития авторского замысла становится 1838 год, когда из-под пера поэта появляются 6-я и 7-я редакции. Теперь уже более зрелый творец не проводит параллель между Демоном и собой и наделяет своего героя монологами.

Поэма базируется на библейском мифе о падшем ангеле, а также обращается к грузинскому фольклору и деталям местного быта.

Стихотворение «Бог и Дьявол» Бальмонт Константин Дмитриевич

Я люблю тебя, Дьявол, я люблю Тебя, Бог, Одному — мои стоны, и другому — мой вздох, Одному — мои крики, а другому — мечты, Но вы оба велики, вы восторг Красоты.

Я как туча блуждаю, много красок вокруг, То на север иду я, то откинусь на юг, То далеко, с востока, поплыву на закат, И пылают рубины, и чернеет агат.

О, как радостно жить мне, я лелею поля, Под дождем моим свежим зеленеет земля, И змеиностью молний и раскатом громов Много снов я разрушил, много сжег я домов.

В доме тесно и душно, и минутны все сны, Но свободно-воздушна эта ширь вышины, После долгих мучений как пленителен вздох. О, таинственный Дьявол, о, единственный Бог!

(2 votes, average: 4,00 out of 5)

Еще стихотворения:

  1. Умный дьявол Мой старый друг, мой верный Дьявол, Пропел мне песенку одну: «Всю ночь моряк в пучине плавал, А на заре пошел ко дну. Кругом вставали волны-стены, Спадали, вспенивались вновь, Пред ним…
  2. Вздох, равный мигу одному Вздох, равный мигу одному, Глухой удар часов в дому, Где никого и ничего От проживанья твоего, От прошлых дней… Лишь мрак один, Паук в корзине паутин, И на обоях, у…
  3. Я люблю тебя! Я люблю тебя! — прочитаешь во взгляде, но мало: я люблю тебя! — мои руки повторят тебе. Я люблю тебя — я тебе бы часами шептала: я люблю тебя, я…
  4. Безответным рабом «Безответным рабом Я в могилу сойду, Под сосновым крестом Свою долю найду». Эту песню певал Мой страдалец-отец, И по смерть завещал Допевать мне конец. Но не стоном отцов Моя песнь…
  5. Первый ландыш О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок…
  6. На даче у новой знакомой Фотоснимок в треть стены — Двое хлопцев до войны: «Воротарские» кепули И глаза слегка хмельны. А под снимком на столе Дышит водка в хрустале — Пьем с хозяйкой за знакомство…
  7. Ты не спрашивай, не распытывай Ты не спрашивай, не распытывай, Умом-разумом не раскидывай: Как люблю тебя, почему люблю, И за что люблю, и надолго ли? Ты не спрашивай, не распытывай: Что сестра ль ты мне,…
  8. О, женщина, дитя, привыкшее играть О, женщина, дитя, привыкшее играть И взором нежных глаз, и лаской поцелуя, Я должен бы тебя всем сердцем презирать, А я тебя люблю, волнуясь и тоскуя! Люблю и рвусь к…
  9. Когда мне повстречалась ты Когда мне повстречалась ты, судьба моя была расколота… Я за собою сжег мосты, перед собою сжег мосты – и все равно мне было холодно!…
  10. Нет дня, чтоб я не думал о тебе Нет дня, чтоб я не думал о тебе, Нет часа, чтоб тебя я не желал. Проклятие невидящей судьбе, Мудрец сказал, что мир постыдно мал. Постыдно мал и тесен для мечты,…
  11. Алхимия скорби Один рядит тебя в свой пыл, Другой в свою печаль, Природа. Что одному гласит: «Свобода!» — Другому: «Тьма! Покой могил!» Меркурий! ты страшишь меня Своею помощью опасной: Мидас алхимик был…
  12. Я люблю тебя Я люблю тебя, как море любит солнечный восход, Как нарцисс, к волне склоненный,- блеск и холод сонных вод. Я люблю тебя, как звезды любят месяц золотой, Как поэт — свое…
  13. Поэза Южику Весеннее! весеннее! как много в этом слове! Вы, одуванчики, жасмины и сирень! Глаза твои! глаза! они как бы лиловей Они сиреневей в весенний этот день! Любимая! любимая! как много в…
  14. Посвящение Liberta va cercando… Чистилище. 1, 71 Я цепи старые свергаю, Молитвы новые пою. Тебе, далекой, гимн слагаю, Тебя, свободную, люблю. Ты страсть от сердца отрешила, Твой бледный взор надежду сжег….
  15. Одному поколенью на плечи Одному поколенью на плечи — Не слишком ли много? Испытаний и противоречий Не слишком ли много? Я родился в войну мировую, Зналось детство с гражданской войною, И прошел полосу моровую,…
  16. Я не люблю тебя: мне суждено судьбою Я не люблю тебя: мне суждено судьбою, Не полюбивши, разлюбить. Я не люблю тебя; больной моей душою Я никого не буду здесь любить. О, не кляни меня! Я обманул природу,…
  17. Люблю тебя «Люблю тебя» произнести не смея, «Люблю тебя!» — я взорами сказал; Но страстный взор вдруг опустился, млея, Когда твой взор суровый повстречал. «Люблю тебя!» — я вымолвил, робея, Но твой…
  18. Он залатан, мой косматый парус Он залатан, Мой косматый парус, Но исправно служит кораблю. Я тебя люблю. При чем тут старость, Если я тебя люблю! Может быть, Обоим и осталось В самом деле только это…
  19. К Л.- (У ног других не забывал…) Подражание Байрону 1 У ног других не забывал Я взор твоих очей; Любя других, я лишь страдал Любовью прежних дней; Так память, демон-властелин, Все будит старину, И я твержу один,…
  20. Августовская фреска Алене Басиловой И грустно так, и спать пора, но громко ходят доктора, крест-накрест ласточки летят, крест-накрест мельницы глядят. В тумане сизого вранья лишь копны трепетной груди, зеленоглазая моя, ты сероглазых…

Вы сейчас читаете стих Бог и Дьявол, поэта Бальмонт Константин Дмитриевич

Образ Христа в поэзии Бальмонта

В творчестве Бальмонта нередко слышится молитвенный призыв к Господу, острая нужда в Нем: «Господи, молю Тебя, приди! Уж тридцать лет в пустыне я блуждаю, Уж тридцать лет ношу огонь в груди, Уж тридцать лет Тебя я ожидаю». Лирический герой постоянно беседует с Богом. Призыв «О Господи, молю тебя, приди!»звучит как последняя надежда, просьба помочь преодолеть раздирающие душу сомнения.

На протяжении всей жизни, в самые непростые ее моменты Бальмонт обращался к образу Христа в своих стихотворениях. Особенно часто это стало происходить в период второй эмиграции поэта (1920-1942 гг.), которая стала для Бальмонта сложным и болезненным периодом. Большинство исследователей творчества Бальмонта считают, что именно в последние годы жизни в его поэзии и в нем самом по-настоящему утвердился христианский взгляд на мир.

Он пишет много стихотворений о Боге, в которых возвращается к чистому, искреннему и раннему «Одна есть в мире красота…». Познакомившись и испытав влияние многих мировых вероучений, Бальмонт окончательно понял, что Истина — во Христе. К нему вновь приходит то «припоминанье», о котором он писал еще в 1903 году в книге «Только любовь»: «в должный миг припоминанье Пронзит внезапно темноту. И приведет меня скитанье к весеннеликому Христу».

Источники, которые использовались для написания статьи:

  • Бальмонт Константин «Собрание сочинений в 7 томах»
  • Кондаков Николай «Образ Христа в творчестве К.Д. Бальмонта»
  • Цыкунова Галина «Религиозные и философские идеи, мотивы, образы в художественном мире К.Д. Бальмонта»

Темы

  • Любовь. Особое место в поэме занимает любовь. Она имеет безграничную силу: иногда губит героев, иногда даёт надежду, а порой сулит вечные муки. Ревнивая спешка к невесте губит жениха Тамары, для Демона же эта девушка – надежда на спасение. Любовь пробуждает в Падшем Ангеле давно забытые чувства, она заставляет его, нагоняющего ужас, бояться и плакать.
  • Борьба. Отвергнутый Небом Демон больше не в силах выносить свои мучения. В поэме он предстаёт читателю уже потерявшим всякий вкус к существованию, даже зло не приносит ему удовольствия. Последний шанс отвоевать себе прощение – любовь юной чистой девушки. Тамара для Демона — орудие для борьбы с Небом. Он избавился от Ангела, соблазнил Тамару, но он не способен побороть себя, свои пороки, за что обречён страдать вечно. Тамара борется с искусителем, она не поддаётся его словам против Всевышнего, отчаянно желая избежать адской обители.
  • Одиночество. «Дух изгнанья» уже несколько столетий он скитается «в пустыне мира без приюта». Единственная отрада его существования – воспоминания о прошлом, когда он был среди своих собратьев — «чистых херувимов». Любовь к смертной чистой девушке заставляет Демона ещё острее чествовать свою тоску и одиночество. Кажется, что в какой-то момент он готов проявить смирение и преклониться перед Всевышним: он слышит вечернюю песню, она напоминает Падшему Ангелу о Рае. Демон, нагонявший до этого на всех страх и ужас, теперь плачет сам горячими слезами.
  • Вера. Только благодаря непоколебимой вере в Бога Тамара избегает от мук ада. Пренебрежительное отношение к религии губит, согласно авторскому замыслу, жениха княжны. Искушая красавицу, Демон шепчет ей, что Бог занят только небесными делами, а на земные не обращает внимания. Но девушка не поддалась наветам зла, за что душа её была спасена Ангелом-Хранителем.

О чём?

В Грузии, в роскошном доме князя Гудала, живёт его дочь, девушка невероятной красоты, Тамара. Она ждёт своей свадьбы, двор уже убран к торжеству, но пролетавший над вершинами Кавказа Демон уже заметил девушку, он пленился ею. На свадьбу спешит жених, за ним следует богатый караван верблюдов, но в ущелье путников настигают разбойники. Так радость свадьбы оборачивается горем похорон.

Демон, теперь не имеющий соперников, является Тамаре, желая завладеть ею. Бедная девушка хочет найти защиты у Бога и уходит в монастырь. Там её стережёт Ангел-Хранитель, но однажды ночью Демон преодолел эту преграду и соблазнил девушку. Тамара погибла, но её душу спас Ангел и перенес в Рай, где она обрела покой.

Ангел и Демон – две стороны одной души. Человек по своей натуре двойственен, Добро и Зло всегда борются в нём. Предназначение главного героя поэмы – сеять сомнение, пробуждать лукавые мысли в человеке. За повиновение Демону Бог может жестоко наказать, как это и произошло с женихом Тамары.

Повержен и Демон, но так ли жестоко к нему Небо? Оно даёт изгнаннику шанс спастись через искреннюю любовь, ведущую к добродетели, но герой не справляется со своим отрицательным началом и тем самым губит себя и девушку.

Популярные темы анализов

Изучив биографию писателя можно заметить, что настроения в его произведениях со временем познавали перемен. Итогом насыщенной литературной жизни Фета стало стихотворение «Смерть». Как и многие писатели того времени, он все больше

Гавриил Романович Державин – выдающаяся и многогранная личность, великий поэт второй половины XVIII – начала XIX веков, который стоял у истоков русской поэзии современности. Рожденный в эпоху классицизма

У Некрасова была одна женщина в жизни, которую он любил больше всех других своих избранниц. Его муза. Его дама сердца. Это была Авдотья Панаева, жена писателя Ивана Панаева. В их доме часто собирались литераторы. Проводились дискуссии,

  • Почему материал склепываемых деталей и заклепки должен быть одинаковым кратко

      

  • Что такое имаго кратко

      

  • Plan your project план урока 7 класс

      

  • Чем папка отличается от файла кратко

      

  • Какую роль выполняют фиксаторы в механизме переключения передач кратко

Глава 1

ЗНАКОМСТВО

Я встал и, пожав ему руку, тоже представился:

– Виктор! Странник, путник, путешественник, идущий из будущего в своё прошлое!

– Извини, странник за столь нерадушный прием, зачитался. Книга оказалась очень интересной.

– Как же называется ваша интересная книга?

– ДЬЯВОЛ – МОЙ ВЕЛИКИЙ УЧИТЕЛЬ

Николай Васильевич пригласил меня в свою палатку и здесь он оказал мне своё гостеприимство и радушие. Изнутри палатка оказалась ещё просторней. Здесь было всё для более комфортного пребывания на природе в походных условиях. Телевизор, холодильник, отопление, свет-всё работало от мини электростанции. Бытовой газ поступал из баллона. Диван, журнальный столик, два кресла, на полу ковры.

– Присаживайся, где удобно. Как будем общаться? На ТЫ или на ВЫ?

– Я думаю на ТЫ.

– На ТЫ, так на ТЫ!

Я присел в отдельно стоящее кресло, рядом со столом, на котором появилось много вкусной еды. Хозяин поставил на стол бутылку красного вина, которая хорошо украсила собой стол.

– Виктор, угощайся! По твоему желанию из холодильника я достану всё, что ты пожелаешь.

– Извини, но я не хочу кушать.

– Как так, ведь в дороге, наверное, проголодался? Хотя бы попробуй что-нибудь, не обижай хозяина стола.

– Я и не думаю кого-то обидеть, тем более тебя. Я просто уже несколько лет ничего не ем из обычной пищи. Я питаюсь энергиями вечности и обычная пища мне не нужна.

– Хотя бы попробуй сухого вина…

– Нет, сейчас я даже воду не пью. Я её извлекаю из влажного воздуха. Я научился воздух кушать. А не просто дышать.

– Значит ты солнцеед?

– Да!

– Я читал о них, но конкретно с таким человеком встретился впервые. Я чаще всего встречаюсь с сластолюбивыми чревоугодниками, обжорами, которые едят всё и всё им мало. Продукты питания дорожают, а люди меньше есть не стали. Люди не только много едят, но и много пьют. Иллюзия многообразия создает новые человеческие пристрастия, привычки. Продукты питания становятся всё опасней для жизни и здоровья. Они изначально вредны и не пригодны в пищу.

– Виктор, ты странный и необычный человек.

– Я вижу, что и ты не из обычных, увлеченно читаешь о дьяволе, являешься архитектором человеческих душ.

Что же интересного в этой книге?

Чем же привлекает тебя этакая нечисть? Кроме дьявола существуют люцифер, винзевул, сатана, черт, бес, лешие, вампиры, вурдалаки, кикиморы, домовые и т.д., и ещё много нечисти, которую боятся люди.

И тебе не страшно?

Вдруг попадешь под его абсолютное влияние и станешь рабом дьявола. Продашь ему свою душу, и останешься без собственной души. Дьявол потворствует всему, соблазняет, искушает, и устоять против его соблазнов дело нелегкое.

– Здесь в лесу, на поляне, наша встреча не случайна. Я знал, что ты придешь сюда и пришел заранее, установил палатку и спокойно ждал нашу встречу. Я ждал именно тебя. Ты же меня не знаешь и никогда со мной воочию не общался. Я же всю жизнь находился рядом с тобой и постоянно тебя соблазнял, искушал и потворствовал т.е. разрешал тебе делать всё, что ты хотел. Но к моему удивлению, чем сильнее я пытался тебя чем – ни будь соблазнить, тем легче ты уходил от моих соблазнов. В последствии, я понял, что у меня с тобой ничего не получится и, в итоге решил встретиться вдалеке от посторонних глаз и пообщаться как это возможно среди людей.

Популярные темы анализов

Прочитав стихотворение Фетта «Сад весь в цвету» я считаю, что автор им хотел передать его настроение при нахождении в саду весной, и его размышления на различные темы. Тем самым он желал передать читателю то прекрасное чувство,

Тютчев Фёдор Иванович — сверкающая звезда XIX-го века в историй русской литературе. Свой вклад, великий поэт выразил в стихах, обусловленные описанием жизни за рамки реальности, хоть не представлял себя в роли профессионала.

В жизни и судьбе каждого, без исключения поэта наступает такой момент, когда он оглядываясь назад на прожитые годы подводит некий итог. Так скажем анализирует, что он успел, а что еще предстоит сделать

В творчестве Ф.И. Тютчева тема любви занимает большое место. Ф. Тютчев очень любил женщин и всегда был благодарен им за то, что они были в его жизни. Произведение «О, как убийственно мы любим. » написал в 1851 году, вскоре после встречи

Критика

В оценке критиков «Демон» в определённые периоды своей литературной истории поэма представлена по-разному. Появление этого демонического образа на русской почве было в некотором роде литературным событием, рецензенты с трепетом относились к произведению, в первую очередь, потому, что осознавали, какую историю имеет за собой эта тема в мировой литературе. Один из крупнейших авторитетов критики того времени В.Г. Белинский сам признаётся, что «Демон» стал для него мерой «истин, чувств, красот». В.П. Боткин видел в поэме революционно взгляд на мироздание

Многие из исследователей творчества Лермонтова до сих спорят о важности некоторых редакций, не отдавая безоговорочно пальму первенства окончательному варианту. Совершенно иной была критика более позднего периода

«Демон» стал объектом насмешек и издевательств, особенно реалисты, В. Зайцев, А. Новодворский, крайне негативно относились к одному из главных символов романтизма.

Реабилитирует поэму светоч поэзии начала прошлого столетия А. Блок, продолжая в своём стихотворении «Демон» традицию Лермонтова.

Средства выразительности

Применяя тропы, Константин Дмитриевич раскрывает характеры своих персонажей, рисует особую атмосферу.

Читайте по теме:

Метафоры

Змеиностью молний, пылают рубины, лелею поля – вот метафоры. Первая из них является и неологизмом. Получается весьма свежо и красиво звучание средств выразительности.

В каждом человеке уживаются обе силы и без них человеку не прожить. У человека есть положительные и отрицательные стороны. И в любой момент человек может из самого доброго превратиться в злого.

Также нужно сразу же сказать еще и о том, что автор не выделяет из всех героев главного, ведь каждый из них дополняет или уравнивает счеты другого героя. Именно поэтому он относится к ним ко всем одинаково. В произведении есть одна строчка, в которой высказывается любовь не только к Богу, но и к дьяволу. Он понимает, что и дьявол и бог равны в этом мире, и у каждого из них имеется сила. Кроме этого между ними находится баланс, при помощи которого сохраняется жизнь на земле.

Он и о себе рассказывает также, он постоянно движется в разных направлениях. Вокруг него находится огромное количество красок. Одни яркие и красочные, а вот другие наоборот тусклые и некрасивые, а есть и серые, которые не сразу можно разглядеть. И все это встречается в жизни каждого человека.

Здесь же он описывает свой характер, в котором также сочетается и добро и зло. Когда в нем находится свет, то ему хочется постоянно работать и создавать новые произведения. Но иногда свет заменяется темнотой и тогда ему хочется все поскорее бросить и разрушить все что так давно создавалось. И здесь ему приходит сознание того, что много домов было уничтожено его руками, и вернуть уже ничего нельзя.

Согласно христианским догматам, Бог всегда олицетворяет добро и свет, а Дьявол – зло. Но поэт рассматривает эти вещи совсем иначе. Он видит необходимость существования обеих сил. Да, и как иначе? Ведь сама жизнь разносторонняя, и в каждом человеке одновременно уживаются и хорошие черты и плохие. Все мы можем быть то добрыми, то гневными и злыми.

Это подчеркивает автор, рассказывая о своей натуре. Он пишет о себе, сравнивая с тучей, которая блуждает в просторах. Так и сам поэт представляет себя странником по жизни. Его окружает множество красок, как ярких, так и серых тонов. Это – события, окружение, все, что можно встретить на жизненном пути. И, все это наполняют обе силы, которым и посвящено это стихотворение. Везде есть и добро, и зло. В любом земном проявлении можно увидеть проявление сил и Бога, и Дьявола.

Кому же из нас не присуще это? Кто из нас не совершал когда-либо необдуманных и опрометчивых поступков? Об этом и говорит поэт. Обе эти силы имеют одинаковую власть над людьми и над самим миром. А это значит, что и Господь, и Дьявол – оба велики. Отказаться полностью от одного в пользу другого невозможно. Ведь тогда придется отказаться от части своего внутреннего мира.

Бальмонт в этом своем произведении хотел показать, что обе стороны неразделимы. И, обе они призваны поддерживать баланс в мире. Ведь не будь в мире зла, то кто бы тогда ценил добро?

О произведении

1894 год. Именно в это время происходит вхождение Бальмонта в большую литературу. Он познакомился с ведущими поэтами конца XIX века: символистами Дмитрием Мережковским, Зинаидой Гиппиус и Валерием Брюсовым, который отметил в Бальмонте «иступленную любовь к поэзии».

Стихотворение «Одна есть в мире красота…» вошло в первый поэтический сборник поэта — отправную точку его блестящего литературного пути — поэтическую книгу «Под северным небом» (всего за свою долгую творческую деятельность Бальмонт издаст 35 поэтических сборников!). Основные темы сборника, который вышел в самом начале 1894 года в Петербурге, отвечали популярным в конце века декадентским настроениям в поэзии: это мотивы упадка, одиночества, поэтизация смерти («смерть встречай как лучшей жизни весть») и печали (не зря Бальмонт взял в качетсве эпиграфа к сборнику цитату из австрийского поэта Николауса Ленау: «Божественное в жизни всегда являлось мне в сопровождении печали»).

Стихотворение «Одна есть в мире красота…» заметно выделялось среди прочих текстов сборника, написанных в символистском духе. Молодой Бальмонт коснулся темы веры человека, которая будет волновать его на протяжении всего его жизненного и творческого пути.

В своем раннем стихотворении Бальмонт подчеркивает бесконечное нравственное совершенство Христа. Именно в этом совершенстве, в жертвенности, в бесконечной любви к ближнему — истинная красота, в отличие от внешней «красивости», которую, например, можно увидеть у статуй античных богов или в поразительных природных ландштафтах.

Еще в одном своем раннем стихотворении Бальмонт подкрепляет свои мысли: «Ужели маловерным непонятно. Что правда — только в образе Христа? Его слова звучат светло и внятно: «Я — жизни смысл, печаль и красота…».

Однако в своих суждениях о Христе поэт не был последовательным. Прежде чем вернуться к такому восприятию Спасителя и всецело христианскому мироощущению, Бальмонту пришлось пройти долгий и тернистый путь…

Отличие Дьявола от Сатаны

Имя Сатана стало смешиваться с дьяволом гораздо позже. Так, в раннем христианстве этот персонаж не имел подобной явно выраженной негативной коннотации – его иногда использовали в качестве названия для Иисуса в ранних молитвах и гимнах.

Дьявол происходит от слова Деви, которое имеет тот же корень, что и дьявол и божество. Это древняя дихотомическая традиция: Зороастрийцы называли своих добрых богов асурами, а злых существ – девами. В Ведах Ашуры были богами демонов на востоке (Ревнивые Боги), а их боги (запада) – Дэвис. Таким образом, в древних языках есть именные сходства, разные древние народы смотрели на других богов по их именам как на зло, а своих воспринимали как добро.

Основная идея

Смысл поэмы «Демон» заключается в том, что герой объявляет войну самому себе, своему пути и характеру. Он решает все изменить и начать сначала. Для него любовь — яд, лишающий демона злых сил, которыми он так гордится. Она же лишает его независимости — того, ради чего персонаж променял рай на ад. Для него связь с Тамарой могла стать капитуляцией, признанием правоты отвергнутого Творца, но все же природа взяла свое: Демон убил не себя, а человека, которым завладел. Это говорит о его обреченности — конечной точке развития образа. Злой дух всегда останется таким: одиноким, грустным и мрачным напоминанием о том, какая кара ждет гордецов, осмелившихся уйти от Бога. Трагедия Демона — это невозможность изменить свою природу, даже пройдя через испытание любовью.

Главная мысль же заключается в том, что каждый из героев стоит перед нравственным выбором. Демон опять выбирает бунт вместо смирения, как и тогда, когда он пошел против Бога — своего создателя. Как и тогда, его мятеж не увенчался победой: он был напрасен, как и любое сопротивление судьбе. Но такова природа Демона: он не может смириться и избавиться от гордыни, поэтому он, вопреки запретам, идет за Тамарой в монастырь, бросает вызов Ангелу. Он хотел исцелиться любовью, но не заметил, как опять совершил одну и ту же ошибку, как опять стал заложником высокомерия. Его любовь оказалась такой же химерой, как и свобода от Бога. Ничто не может изменить его, потому что попытка измениться, противоречащая воле Творца и его законам, — это и есть его истинная сущность, против которой он выступает. А вот Тамаре удается противостоять искусителю с помощью веры, потому что она смиряется и уповает на волю Господа. Поэтому в конце произведения ее душа обретает смирение в Раю.

Духовные поиски Бальмонта

Среди всех русских поэтов духовные поиски Константина Бальмонта отличаются особенной пестротой. Он интересовался древнеиндийскими учениями, называя Индию «всеобъемлющей и всепонимающей Страною Мысли», изучал йогу, всерьез увлекался индуизмом, что дало поэту веру в бесконечные человеческие воплощения в «будущих жизнях». Бальмонт проштудировал огромное количество научных работ по религии, философии и мифологии Востока: «В течение многих месяцев читаю миллионы книг об Индии, Китае и Японии», — говорил он. Поэт читал «Веды», «Упанишады», «Авесту» и другую древнейшую религиозную литературу.

Однако, как бы то ни было, все эти интересы были преходящими. Только одна священная книга волновала поэта всегда: Библия.

Для Бальмонта Священное Писание было «заветной книгой, словом Божьим», в зрелом возрасте он признавался, что брал ее с собой всегда, «куда бы не лежали пути». Тем не менее, разнообразные религиозные увлечения поэта привели к тому, что однажды Бальмонт засомневался: «Ведь я многогранный, и во мне совмещается христианин и не христианин». И все же из поздних стихотворений Бальмонта мы видим, что эти сомнения в конце концов разрешились.

Бальмонт был ищущей натурой, что во многом соответствовало образу поэта непростого переходного времени рубежа веков. Бальмонт прошел огромное количество этапов: в нем и в его творчестве сочетались демонизм, христианство, магия, увлечение восточными религиозными и философскими системами. Он пытался совместить в себе все. Но такая эклектика, несмотря на глубокую переработку всех этих разнообразных тем, приносила Бальмонту не только удовлетворение, но и умножала сомнения. Путь Бальмонта — это не только путь блестящего талантливого поэта. За образом вызывающего самовлюбленного декадента скрывался простой человек, очень добрый и великодушный.Его путь — это долгий путь настоящих искренних исканий и страданий, который был завершен далеко от родины, горячо любимой поэтом. Между его стихотворением «Одна есть в мире красота…» и кончиной — пропасть лет и полвека скитаний. Однако в своей первой лирической книге Бальмонту удалось на поэтическом уровне сказать то, к чему он придет в конце жизни. Умирает Бальмонт как христианин. По воспоминанием писателя Бориса Зайцева (с Зайцевым и Иваном Шмелевым — авторами с истинно христианским мировосприятием — Бальмонт особенно сблизился в конце жизни), когда Бальмонт исповедовался перед кончиной, то сила его покаяния произвела впечатление даже на священника: Константин Дмитриевич «считал себя неисправимым грешником, которого нельзя простить».

Почему идёт борьба за души?

Вы никогда не задумывались над этим вопросом? Ведь фактически, Бог и Дьявол преследуют единые цели. Они словно «покупатели» в военкомате вербуют новобранцев. При этом действуют высшие сущности примерно одинаковыми способами.

Смотрите, Дьявол искушает человека, обещая взамен всевозможные блага при жизни. Сделка, в результате которой один получает осуществление заветных желаний, второй – бессмертную душу. Приблизительно по этой схеме действует и Бог. Он требует соблюдения определённых заповедей, и обещает Рай в посмертии. Что в итоге? Правильно! Он тоже получает бессмертную душу. Как видите, методы одинаковые, различается лишь мотивация.

Что же такого кроется в человеческой душе, что она жизненно необходима высшим сущностям? Лично у меня складывается впечатление, что нас (людей), выращивают, словно кормовую плантацию, получая чистую энергию. Кроме того, непонятно, кто именно сотворил людей вообще, Бог или Дьявол? Ведь если мы создавались по образу и подобию Божиему, то почему на Земле происходит столько грязи? Киньте в меня камень те, кто ни разу в жизни не обманул, не украл, не прелюбодействовал. Поэтому я больше склоняюсь к мысли, что создавались люди именно Дьяволом. Именно поэтому мы такими и получились.

Разумеется, Богу это не могло понравится, и он создал себе идеальную пару людей – Адама и Еву. Они гуляли по райским кущам, но фактически являлись бездушными манекенами. Адам и Ева не знали добра и зла, а без этого просто невозможно иметь душу. Ведь душа – это эмоции, чувства и желания. Добро и зло Адам и Ева познали лишь после того, как отведали яблоко с запретного дерева. Что получилось в итоге? Их выгнали из Рая, отправив к остальному человечеству. Только не говорите, что Адам и Ева были первыми и единственными людьми, от которых пошёл весь человеческий род. Такое невозможно в принципе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Золотое очарование
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: