«Портрет» Н.Заболоцкий
«Портрет» Николай Заболоцкий
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно.
Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас?
Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач.
Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук.
Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Портрет»
Философ и тонкий лирик, Николай Заболоцкий в своих произведениях нередко обращался к любовной тематике. Как правило, стихи было посвящены супруге поэта, которую он действительно боготворил. Даже тот факт, что в самый сложный период жизни автора эта женщина отдала предпочтение другому и разорвала брачный союз, не изменили к ней отношения со стороны Заболоцкого. Сила его любви была поистине удивительной, и спустя несколько лет поэту удалось вернуть супругу.
Именно ее образ представлен в стихотворении «Портрет», которое Николай Заблоцкий написал в 1953 году. Правда, он очень тщательно завуалировал этот факт, создав так называемое стихотворение «с двойным дном», истинный смысл которого следует искать между строк. На первый взгляд кажется, что посвящено оно совершенно другой женщине – русской дворянке Александре Струйской, чьим портретом кисти художника Федора Рокотова автор искренне восхищается. Он даже призывает своих коллег по перу любить живопись, так как в ней можно черпать вдохновение. Ведь «души изменчивой приметы переносить на полотно» так же сложно, как пытаться словами выразить свои чувства.
Рассматривая портрет прекрасной женщины, жившей несколько столетий назад, Заболоцкий отмечает: «Ее глаза – как два обмана, покрыты мглою неудач». Автор не обращает внимания на то, во что одета героиня его стихотворения, упоминая лишь вскользь, что она «едва закутана в атлас». Гораздо больше пота интересует тот факт, что в этом образе художник сумел одновременно запечатлеть «соединенье двух загадок, полувосторг, полуиспуг». Именно эти чувства он прочел в глазах своей супруги, когда она вернулась домой после длительной разлуки. Заболоцкий не хочет вспоминать о том, как он прожил несколько лет без той, которую любил до беспамятства. Дни сливались для него в недели и месяца, не принося утешения и лишая надежды на воссоединение семьи. Но одного взгляда на супругу, однажды переступившую порог его дома, оказалось достаточно, чтобы понять – она страдала не меньше поэта.
Именно своей жене Екатерине Клыковой автор посвящает последнее четверостишие этого произведения. В нем он признается: «Со дна души моей мерцают ее прекрасные глаза». Всего лишь один взгляд, сумевший сказать поэту гораздо больше любых слов, он будет хранить в своем сердце до конца жизни и сравнивать его со взглядом другой женщины, запечатленной на холсте много лет назад.
История создания
В 1938 году Николая Заболоцкого, как и многих других деятелей искусства, обвинили в антисоветской пропаганде. Материалом для уголовного дела послужили не доказательства, а ложная экспертиза его работ, которая нашла отражение в критических статьях и рецензии. Вывод один: автор — враг. Этого было достаточно для самого сурового приговора. За это его приговорили к заключению в трудовом лагере. От смерти его спасла только твердость: несмотря на пытки, он не признал напраслины следователя о создании контрреволюционной организации. Николай Алексеевич был освобождён в 1944 году, а в 1963 его реабилитировали.
Не секрет, что заключение значительно подорвало здоровье поэта. Несмотря на то, что Николай Заболоцкий после освобождения прожил ещё более десяти лет, он осознавал, что скоро к нему придёт смерть. Именно это предчувствие и легло в основу стихотворения «Завещание». Данное произведение Николай Алексеевич создал в свой поздний период творчества. После создания стихотворения Заболоцкий прожил всего десять лет.
Заболоцкий Н — Портрет (стихотворение)
Код для вставки на сайт или в блог (HTML)
«Любите живопись, поэты!» Поэзия и живопись – близнецы сёстры. Хорошие стихи, как и хорошие живописные полотна, западают в наши души. Многие известные поэты посвятили свои стихи художникам, вдохновлялись прекрасными полотнами. В живописи кисти и слова много чарующего. Для начала напомню известное стихотворение Н.Заболоцкого, восхитившегося портретом помещицы Струйской работы художника Ф.Рокотова. Ф. Рокотов в 1772 г. написал портрет Александры Петровны Струйской, вышедшей замуж в 14-летнем возрасте за пензенского помещика. Современники восхищались этой женщиной, цельностью её натуры. Под обаянием её личности и нежной красоты находился и сам Ф. Рокотов. Огромное впечатление произвёл этот портрет и на поэта XX века Н. Заболоцкого, который в 1953 г. написал стихотворение «Портрет».
Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза.
Николай Заболоцкий приходит в литературу на рубеже тридцатых годов, «судьбоносных», ломающих жизни миллионам людей, но его поэзия не крикливая плакатная «агитка», а лирический разговор автора «по душам». Вдумчивый взгляд художника в окружающий мир открывает много загадочного и интересного. Поэт старается найти и обосновать свое место среди людей. У Заболоцкого своя манера повествования, философский взгляд на мир, на окружающую природу. Он видит, как все на земле взаимосвязано и хрупко. Поэт сознает себя составной частью этого прекрасного и гармоничного мира. В сознании поэта природа и человек неразрывно связаны. Они дополняют друг друга, порой вступают в конфликт, но не могут существовать один без другого. Часто Заболоцкий обращается к теме жестокости человека, бездумно губящего красоту, природу, а, значит, и себя самого. Поэт-гуманист не может пройти в своем творчестве мимо этой темы, сделав вид, что ее не существует. Да, люди не только созидают, чаще они губят, пользуясь своим преимуществом перед природой, которое только видимое, эфемерное. Заболоцкий умеет увидеть и передать в стихах неповторимую красоту земли, ее мудрую спокойную величавость. Прекрасный лирик, умеющий донести тончайшие оттенки, запахи, звуки, поэт способен умилиться каждому цветку, молодому весеннему листку.
Пролог стиха
В период написания строк в жизни Заболоцкого происходит личная драма разрыва отношений и параллельно рождаются новые чувства. Поэт расстается со своей бывшей женой Екатериной Клыковой, любовь к которой помогла ему выжить во мраке сталинских лагерей, где Николая провел 8 лет.
На этом болезненном этапе в жизни Заболоцкого появляется Наталья Роскина, девушка 28 лет, страстная поклонница его творчества. Новые чувства рождают желание жить. Но ещё не могут перекрыть многолетние отношения с Екатериной, поэтому Николай находится между двумя стихиями.
Кому из девушек посвящен стих вопрос, скорее всего, тут собирательный образ женщины, к которой автор обращается в строках, исполненных нежности.
Анализ стихотворения Заболоцкого «Воспоминание»
В 1952 году Заболоцкому исполнилось 49 лет. Незадолго до юбилея он написал пронзительно искреннее стихотворение «Воспоминание», в котором перед читателями предстал его драматический автопортрет. Лирический герой произведения – человек, уставший от всего, погрузившийся в собственное прошлое.
Условно текст можно разделить на две части. В первой картине жизнь сравнивается с поздней гостьей, севшей у стола. Погруженный в дремоту герой боится смерти, боится перейти последнюю черту, но будущее не меньше страшит его. Сил катастрофически не хватает – остается только слушать шепот рябины за окном да пение щегла. Именно с последним напрямую связана вторая часть стихотворения. В ней нашел отражение лагерный опыт Заболоцкого. В 1938 году его арестовали по ложному обвинению в антисоветской пропаганде, подобная судьба постигла и других участников группы ОБЭРИУ, в которой состоял поэт. Николаю Алексеевичу грозила смертная казнь. Избежать ее удалось благодаря тому, что на допросах он не признался в создании контрреволюционного объединения. В итоге в заключении Заболоцкий пробыл до 1944 года. Щегол в стихотворении «Воспоминание» поет о далекой стране, где среди снегов сложно заметить одинокий могильный холм, где не шепчется вмерзшая корнями в лед береза, где над землей плывет окровавленный месяц. Суровая зима в произведении фигурирует неслучайно. Большую часть срока Заболоцкий отбывал в Восточном железнодорожном исправительно-трудовом лагере, расположенном недалеко от Комсомольска-на-Амуре. Город этот по климатическим условиям приравнивается к районам Крайнего Севера.
В стихотворении мир жизни представляется неразрывно связанным с миром смерти. При этом их тесная связь показана поэтом через ряд противопоставлений. В первой части фигурируют звуки (пение щегла и шепот рябины), во второй – молчание («не шепчется береза»). В первой части за стол садится жизнь, во второй главная роль отведена смерти. В первой части косвенно упоминается красный цвет (плоды рябины), во второй – белый (снег). Кажется, герой застрял между двумя мирами. В его прошлом – кошмар лагерного заключения. В настоящем – бессилие от тотальной усталости и «месяцы дремоты». Будущее его неясно – то ли ждать возвращения в прошлое, то ли продолжать нынешнее существование. «Воспоминание» – стихотворение страшное, высказывание человека со сломанной судьбой, которому, возможно, больше не суждено найти себя в мире.
Николай ЗаболоцкийРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Отсылки к Библии
В первых же строках Заболоцкий обозначил источник своих размышлений: «Во многом знании — немалая печаль, / Так говорил творец Экклезиаста». Именно эта мысль из ветхозаветной книги подтолкнула поэта к написанию стихотворения: Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь (Еккл 1:17,18).
Царь Соломон (иконографическое изображение)
Экклезиаст (полное название книги в синодальном переводе: Книга Екклесиаста, или Проповедника) — одна из библейских книг Ветхого Завета. В церковной традиции ее автором принято считать царя Соломона. Согласно традиционному толкованию, Соломон — человек, совершивший много противоречивых поступков, мудрец, поведавший в книге о главном уроке, который он вынес из своего опыта. Структуру Экклезиаста составляют различные мудрые, часто афористичные, суждения о жизненных наблюдениях
Главная мысль книги проста: кроме Бога в мире ничто не важно по-настоящему
Экклезиаст, будучи философом-скептиком, одновременно является верующим проповедником, который через признание суетности мира, утверждает Бога. Для мудреца особенно важна идея непостижимости мира, интересующая и Заболоцкого в последний период творчества. Всесторонне охватить жизнь невозможно, нельзя подчинить себе мироздание и исчерпать его мыслью. Все эти попытки тщетны: «суета сует, всё — суета!»
Портрет Н. А. Заболоцкого
В книге Экклезиаста постоянно обращается внимание на то, что все явления, происходящие вокруг нас, преходящи, недолговечны, всё было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл 1:10). Для того чтобы это подтвердить, ветхозаветным мудрецом приводятся примеры из различных природных и социальных явлений
Это же делает и Заболоцкий в своем стихотворении. Хоть герой и утверждает, что не является мудрецом, его умонастроения во многом схожи с мыслями, изложенными Экклезиастом.
Экклезиаст с глубоким скептицизмом относится к мудрости, данной ему. Даже самый умный человек не способен постичь Творца и Его цели: Всё соделал Он прекрасным в свое время, и вложил мир в сердце их, хотя человек не может постигнуть дел, которые Бог делает, от начала до конца (Еккл 3:11). Эта мысль также созвучна рассуждениям Заболоцкого. Как автор книги Экклезиаст, так и герой Заболоцкого испытал мудростью все, что делается под небом (Еккл 1:12–13). И если первый понял тщетность устремлений ума, то и второй тоже усомнился в них.
Памятник Заболоцкому в Тарусе
Во многих словах Экклезиаста слышна поучительная интонация, рассчитанная на незримого слушателя. Лирическое обращение Заболоцкого иное — исповедальное, личное. Здесь поэт пытается понять тайну творения и тайну Творца. Но самый главный риторический вопрос поэта — о нем самом, о его назначении, роли познания и смысле собственного существования.
Николай Заболоцкий — Сыплет дождик большие горошины ( Сентябрь )
Syplet dozhdik bolshiye goroshiny, Rvetsya veter, i dal nechista. Zakryvayetsya topol vzyeroshenny Serebristoy iznankoy lista. No vzglyani: skvoz otverstiye oblaka, Kak skvoz arku iz kamennykh plit, V eto tsarstvo tumana i moroka Pervy luch, probivayas, letit. Znachit, dal ne navek zanaveshena Oblakami, i, znachit, ne zrya, Slovno devushka, vspykhnuv, oreshina Zasiala v kontse sentyabrya. Vot teper, zhivopisets, vykhvatyvay Kist za kistyu, i na polotne Zolotoy, kak ogon, i granatovoy Narisuy etu devushku mne. Narisuy, slovno derevtse, zybkuyu Moloduyu tsarevnu v ventse S bespokoyno skolzyashchey ulybkoyu Na zaplakannom yunom litse.
Csgktn lj;lbr ,jkmibt ujhjibys, Hdtncz dtnth, b lfkm ytxbcnf/ Pfrhsdftncz njgjkm dp]thjityysq Ctht,hbcnjq bpyfyrjq kbcnf/ Yj dpukzyb: crdjpm jndthcnbt j,kfrf, Rfr crdjpm fhre bp rfvtyys[ gkbn, D nj wfhcndj nevfyf b vjhjrf Gthdsq kex, ghj,bdfzcm, ktnbn/ Pyfxbn, lfkm yt yfdtr pfyfdtityf J,kfrfvb, b, pyfxbn, yt phz, Ckjdyj ltdeirf, dcgs[yed, jhtibyf Pfcbzkf d rjywt ctynz,hz/ Djn ntgthm, ;bdjgbctw, ds[dfnsdfq Rbcnm pf rbcnm/, b yf gjkjnyt Pjkjnjq, rfr jujym, b uhfyfnjdjq Yfhbceq ne ltdeire vyt/ Yfhbceq, ckjdyj lthtdwt, ps,re/ Vjkjle/ wfhtdye d dtywt C ,tcgjrjqyj crjkmpzotq eks,rj/ Yf pfgkfrfyyjv /yjv kbwt/
* * *
Я шел сквозь рощу. Ночь легла Вдоль по траве, как мел бела. Торчком кусты над нею встали В ножнах из разноцветной стали, И тосковали соловьи Верхом на веточке. Казалось, Они испытывали жалость, Как неспособные к любви. А там вдали, где желтый бакен Подкарауливал шутих, На корточках привстал Елагин, Ополоснулся и затих: Он в этот раз накрыл двоих. Вертя винтом, бежал моторчик С музыкой томной по бортам. К нему навстречу, рожи скорчив, Несутся лодки тут и там. Он их толкнет — они бежать. Бегут, бегут, потом опять Идут, задорные, навстречу. Он им кричит: «Я искалечу!» Они уверены, что нет… И всюду сумасшедший бред. Листами сонными колышим, Он льется в окна, липнет к крышам, Вздымает дыбом волоса… И ночь, подобно самозванке, Открыв молочные глаза, Качается в спиртовой банке И просится на небеса. 1926
Вариант 2
Это стихотворение было написано в далёком теперь для нас 1957 году. Это было время хрущёвской «оттепели», когда поэзия бурно расцветала. Все без исключения, поэты писали о женщинах и для женщин. Так устроен этот мир, что всё вращается вокруг женщин. История говорит, что у поэта было две женщины. И кто может в это поверить, когда на заре своей молодости он открыто высказывался не в пользу женщин. Что-то типа «Курица – не птица, женщина – не поэт».
За это судьба «наказала» его встречей с Екатериной Клыковой. Женщина стала верной спутницей поэта. Она ждала его все годы, пока поэт был в лагерях. С поэтами жить трудно. Некоторые, к которым как раз и относился поэт, требовали идеальной тишины в доме, в шуме он писать не мог. Это сейчас такая проблема решается просто – надел наушники, и ты в своём мире.
Но женщины, хоть и народ терпеливый, долго такое пренебрежение терпеть не могут. Вот и жена ушла к другому мужчине. Заболоцкий недолго горевал. У него появилась другая женщина, которая была младше его в два раза. Она ему понравилась тем, что напоминала жену в молодые годы.
Но его любовница оказалась не по годам мудрой. Скоро вторая женщина, так же как и появилась внезапно, так же внезапно и исчезла. Жена вернулась. Но счастливая жизнь продолжалась недолго, всего несколько месяцев. Поэт так и не смог определиться, какую из женщин он любит больше.
Поэт так тонко создаёт образ любимых женщин. Она как-будто повенчана с ветром, это наложило на неё оковы. Она, как-будто выжатый лимон – ни весёлая, ни печальная. Всё высохло не осталось сил на эмоции. Или может, похожа на инопланетянку, которая как, сумашедшая звезда, упала с небес. Это, наверное, про любовницу. Он хочет прижаться к её коленям и плакать горючими слезами. Почему? От долгой разлуки с женой? Она милая, но с горчинкой, т.к. ушла к другому, и оставила горький привкус на губах.
Жена, наверное, была женщина не чисто славянского происхождения, были в ней и черты, присущие восточным женщинам. Поэтому, она и была так красива, что поразила поэта. Он называет её красавицей. Но поэт не слишком много времени уделяет описанию женщины. Гораздо больше его интересует её состояние. Вроде как она роняет слёзы, или ему это только кажется. Он пытается догадаться, раскаивается жена в своём поступке или нет.
Стихотворение состоит из пяти столбиков. В каждом столбике по четыре строчки. Они рифмуются через одну. Даже не зная, что это стихотворение положено на музыку, получился очень тонкий душевный романс благородного, сдержанного звучания. Хочется спеть его по-своему, на свой мотив, до того оно музыкальное.
Довольно простенький сюжет. Я бы сказала, исповедь поэта, пытающегося разгадать загадочную женскую душу. Но всегда, чем проще история, тем лучше получается, особенно, когда сюжет прочувствован, пропущен через душу, и сердце автора. Ведь потом Заболоцкий раскаивался, что был таким деспотом по отношению к жене и сыну.
Но счастье длилось недолго. Второй инфаркт – и всё. Я бы сказала строчками другого поэта, Александра Кочеткова, « С любимыми не расставайтесь».
Анализ стихотворения Признание по плану
Анализ средств выразительности
Стихотворение «Признание» написано в жанре любовной лирики с помощью перекрестной рифмовки (околдованы – обвенчана – закована – женщина). Размер строк трехстопный анапест, состоящий из пяти катренов.
Глубину и выразительность стихотворению придают средства художественной выразительности: сравнения, эпитеты и метафоры.
Метафоры: «песнь моя обручальная» и «с ветром обвенчана». Первое метафорическое сравнение указывает нам на последнюю любовь лирического героя и серьезность его намерений, второе показывает свободу женщины на данный момент, так как сейчас она обвенчана только с ветром.
Сравнения: «словно с темного неба сошедшая» и «словно в оковы закована». Первое сравнивает женщину с метеоритом или звездой, упавшей с неба, второй показывает её неприступность.
Эпитеты: «горькая, милая (ты)» и «темного неба».
«Признание» — это одно из наиболее душевных стихотворений Николая Заболоцкого, которое по праву входит в золотой фонд русской любовной лирики.
Лесное озеро
Жук ел траву, жука клевала птица,
Хорек пил мозг из птичьей головы,
И страхом перекошенные лица
Ночных существ глядели из травы.«хищной природы»«хрустальная чаша во мраке лесном»«в венце из кувшинок, в уборе осок / в сухом ожерелье растительных дудок»«хищной природы»:«Но странно, как тихо и важно кругом! / Откуда в трущобах такое величье? / Зачем не беснуется полчище птичье, / Но спит, убаюкано сладостным сном?»«смыкаясь рядами от края до края»«Так око больного в тоске беспредельной / При первом сиянье вечерней звезды, / Уже не сочувствуя телу больному, / Горит, устремленное к небу ночному».«И толпы животных и диких зверей, / Просунув сквозь елки рогатые лица, / К источнику правды, к купели своей / Склонялись воды животворной напиться»Дубравой труб и озером мелодий
Ты превозмог нестройный ураган,
И крикнул ты в лицо самой природе,
Свой львиный лик просунув сквозь орган. «в тихом вечернем огне»«лежит в глубине, неподвижно сияя»«бездонная чаша прозрачной воды / сияла и мыслила мыслью отдельной»«сияющему Храму»«сияющий дождь на счастливые рвется цветы»«блистает лунным серебром / замерзший мир деревьев и растений»
Слова признания
В стихотворение мы видим обращение к женщине в виде признания, где автор слов старается заглянуть в душе объекта своего поклонения, преклоняется перед ней и открывает нам красоты её внутреннего мира.
Она не весела и не печальна, её венчал ветер в поле, но сердце женщины заковано в оковы внутренней неприступности и красоты, которую воспевают поэты. Называя даму обручальной песней (метафора), автор видит в ней последнюю свою любовь, любовь навсегда, любовь до гроба, а может и далее. Вместе с тем есть в женщине изюминка сумасшествия, что снимает её образ с нарисованного портрета и делает его живым.
В признании есть слезы и стихи, это ключик к душе женщины, колени которой поэт обжигает горячими слезами и словами любви. Восточные брови говорят о непреклонном характере дамы, а оголенные руки показывают её женственность и внешнюю привлекательность.
В последней строфе золотые слова признания:
Прекрасные строки великого поэта, которые учат нас отношению к женщине и показывают, что признаться в любви можно и без подарка в виде последней версии Айфона – для этого достаточно любить и видеть в даме микс внутренней и внешней красоты.
Предостережение
Где древней музыки фигуры, Где с мертвым бой клавиатуры, Где битва нот с безмолвием пространства — Там не ищи, поэт, душе своей убранства. Соединив безумие с умом, Среди пустынных смыслов мы построим дом — Училище миров, неведомых доселе. Поэзия есть мысль, устроенная в теле. Она течет, незримая, в воде — Мы воду воспоем усердными трудами. Она горит в полуночной звезде — Звезда, как полымя, бушует перед нами. Тревожный сон коров и беглый разум птиц Пусть смотрят из твоих диковинных страниц. Деревья пусть поют и страшным разговором Пугает бык людей, тот самый бык, в котором Заключено безмолвие миров, Соединенных с нами крепкой связью. Побит камнями и закидан грязью, Будь терпелив. И помни каждый миг: Коль музыки коснешься чутким ухом, Разрушится твой дом и, ревностный к наукам. Над нами посмеется ученик.
Слова признания
В стихотворение мы видим обращение к женщине в виде признания, где автор слов старается заглянуть в душе объекта своего поклонения, преклоняется перед ней и открывает нам красоты её внутреннего мира.
Она не весела и не печальна, её венчал ветер в поле, но сердце женщины заковано в оковы внутренней неприступности и красоты, которую воспевают поэты. Называя даму обручальной песней (метафора), автор видит в ней последнюю свою любовь, любовь навсегда, любовь до гроба, а может и далее. Вместе с тем есть в женщине изюминка сумасшествия, что снимает её образ с нарисованного портрета и делает его живым.
В признании есть слезы и стихи, это ключик к душе женщины, колени которой поэт обжигает горячими слезами и словами любви. Восточные брови говорят о непреклонном характере дамы, а оголенные руки показывают её женственность и внешнюю привлекательность.
В последней строфе золотые слова признания:
Искренность слов и действий лирического героя не могут не тронуть сердце красавицы и в финале по её лицу текут слезы. Автор задается вопросом, глядя не них – это ответ «Да» или ему всё это только чудится?
Прекрасные строки великого поэта, которые учат нас отношению к женщине и показывают, что признаться в любви можно и без подарка в виде последней версии Айфона – для этого достаточно любить и видеть в даме микс внутренней и внешней красоты.
На рынке
«пасть открыта, словно дверь, / и голова, как блюдо»«кудрявый пёс»«и пасть открыта, словно дверь, / и голова, как блюдо»«голова, как блюдо»Кричи, маклак, свисти уродом,
мечи штаны под облака!
Но перед сомкнутым народом
иная движется река:
один — сапог несёт на блюде,
другой — поёт собачку-пудель,
а третий, грозен и румян,
в кастрюлю бьёт, как в барабан.«другой поёт собачку-пудель»«Другой поёт хвалу Иуде»«он вырвал палец через рот,/ и визгнул палец, словно крот, / и хрустнул кости перекрёсток, / и сдвинулось лицо в напёрсток»). «и хрустнул кости перекрёсток»«на долю этому герою / осталось брюхо с головою»«А вкруг – весы, как магелланы, / отрепья масла, жир любви, / уроды словно истуканы / в густой расчётливой крови, / и визг молитвенной гитары, / и шапки полны, как тиары, / блестящей медью…»«а вкруг весы, как магелланы» «уроды словно истуканы / в густой расчётливой крови»«кишкой кровавой»«истуканы / в густой расчётливой крови»«в расчётливой крови»
Темы, проблемы, настроение
Читатель замечает, что все стихотворение «Завещание» пронизано одной темой. Автор рассуждает о жизни человека после кончины — такова основная идея. Читатель наблюдает за последовательными размышлениями лирического героя. В образе главного героя Заболоцкий воплотил свои собственные мысли и переживания. Автор утверждает, что смерть неизбежна. Однако рассуждения поэта нельзя назвать грустными. Николай Алексеевич заявляет, что его сознание, освободившееся от одной формы, будет частью вечного природного мира. Человек не умирает. Его сознание находит другие воплощения и присоединяется к миру первозданной природы.
- В стихотворении «Завещание» Николай Алексеевич затронул тему бессмертия. Заболоцкий заявляет о своём огромном желании всегда быть рядом с потомками, даже после физической смерти. По мнению поэта,душа человека всегда будет жить на земле, если он оставил после себя достойный след.
- Помимо этого, Николай Алексеевич затронул тему взаимосвязи между человеком и природой. Заболоцкий утверждает, что истинное предназначение человека заключается в стремлении дополнить и усовершенствовать природу новыми открытиями.
- Проблема сущности человека выходит на первый план. Автор считает личностью сознание и ощущения человека, а не его физическую форму, которая является лишь временным пристанищем нашей энергии.
- Смысл жизни человека, по мнению автора, состоит в обогащении и усовершенствовании мира.
- Настроение стихотворения «Завещание» торжественное, немного печальное, но в финале однозначно жизнеутверждающее.
Красная Бавария
«У Босха адское переполняет ёмкость отведённой ему области, изливается в земное и пропитывает всё упадком и беспорядком. Не то чтобы демоны явились на земной сцене — сама субстанция земли подвергается дьяволизации Но помимо этого сфера ада охватывает и сферу Рая и создаёт демоническую пародию Рая — в виде Сада наслаждений, который оказывается третьей формой Рая наряду с Раем небесным и земным«…Была тоска, / и всё, о чём она ни пела, / в бокале отливалось мелом».«Мужчины тоже всё кричали, / они качались по столам, / по потолкам они качали / бедлам с цветами пополам; / один — язык себе откусит, / другой кричит: я — иисусик, / молитесь мне — я на кресте, / под мышкой гвозди и везде… / к нему сирена подходила, / и вот, колено оседлав, / бокалов бешеный конклав / зажёгся, как паникадило». «Паникадило — светильник о многих свечах. Паникадило обычно имеет более 12 свечников или мест для поставления лампад, расположенных кругообразно в несколько рядов и обыкновенно привешивается среди церкви под куполом. Этот светлый круг, возвышающийся над нашими головами, есть подобие тверди небесной, озарённой звёздами».
Гроза идет
Движется нахмуренная туча, Обложив полнеба вдалеке, Движется, огромна и тягуча, С фонарем в приподнятой руке. Сколько раз она меня ловила, Сколько раз, сверкая серебром, Сломанными молниями била, Каменный выкатывала гром! Сколько раз, ее увидев в поле, Замедлял я робкие шаги И стоял, сливаясь поневоле С белым блеском вольтовой дуги! Вот он — кедр у нашего балкона. Надвое громами расщеплен, Он стоит, и мертвая корона Подпирает темный небосклон. Сквозь живое сердце древесины Пролегает рана от огня, Иглы почерневшие с вершины Осыпают звездами меня. Пой мне песню, дерево печали! Я, как ты, ворвался в высоту, Но меня лишь молнии встречали И огнем сжигали на лету. Почему же, надвое расколот, Я, как ты, не умер у крыльца, И в душе все тот же лютый голод, И любовь, и песни до конца! 1957
Человек и природа в поздней лирике Заболоцкого Н.А.
Интенсивно разрабатываемые в позднем творчестве Заболоцкого социальные, нравственные, эстетические мотивы не потеснили важнейшую философскую тему человека и природы
Важно подчеркнуть, что теперь поэт занял отчетливую позицию по отношению ко всему, что связано с вторжением в природу, ее “преображением” и т.п. “Человек и природа, — подчеркивал он в одном из писем 1958 г., — это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей и дуалист
Как могу я, человек, покорять природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль? В нашем быту это выражение “покорение природы” существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей”. Вот почему в его творчестве второй половины 50-х гг. с особой глубиной раскрыто единство человека и природы. Эта мысль проходит через всю образную структуру его стихов. Восхищение роскошными южными пейзажами (“Гомборский лес”, 1957) не отменяло давних и стойких пристрастий поэта, писавшего о себе: “Я воспитан природой суровой…”. Еще в 1947 г. в стихотворении “Я трогал листы эвкалипта…”, навеянном грузинскими впечатлениями, он не случайно связывает свои симпатии, боль и печаль с другими, гораздо более родными сердцу видениями: “Ho в яростном блеске природы / Мне снились московские рощи, / Где синее небо бледнее, / Растенья скромнее и проще”.
В поздних стихах поэта осенние пейзажи родины нередко тоже видятся ему в экспрессивно-романтических тонах, реализуются в образах, отмеченных пластикой, динамичностью, острым психологизмом: “Целый день осыпаются с кленов / Силуэты багровых сердец… / Пламя скорби свистит под ногами, / Ворохами листвы шевеля” (“Осенние пейзажи”). Ho, пожалуй, с особой силой “очарованье русского пейзажа” ему удается передать, по-новому увидев и изобразив это на первый взгляд “царство тумана и морока”, на самом же деле полное особой красоты и тайной прелести.
Стихотворение “Сентябрь” (1957) — пример одушевления пейзажа. Сын поэта Никита Заболоцкий писал: “В основе этого стихотворения — вполне реальные вещи: тарусская осень, девушка — дочь Наташа, жившие по соседству художники, душевное возрождение автора. Движение образов происходит на двух уровнях: на небе — от ненастной погоды к лучу солнца, на земле — от куста орешины к улыбающейся заплаканной девушке”. И вот как это реализовано в тексте:
Сыплет дождик большие горошины. Рвется ветер, и даль нечиста. Закрывается тополь взъерошенный Серебристой изнанкой листа.
Ho взгляни: сквозь отверстие облака, Как сквозь арку из каменных плит, В это царство тумана и морока Первый луч, пробиваясь, летит.
Этот пробившийся сквозь дождевые облака луч солнца осветил куст орешника и вызвал у поэта целый поток ассоциаций-размышлений. Интересна диалектика развития образа-переживания (соотношение мотивов непогоды и солнца, увядания и расцвета, переход ассоциаций из сферы природы в мир человека и обратно). Решению художественной задачи служат сравнения, олицетворения, эпитеты — все компоненты поэтической структуры:
Значит, даль не навек занавешенаОблаками, и, значит, не зря,Словно девушка, вспыхнув, орешинаЗасияла в конце сентября.Вот теперь, живописец, выхватывайКисть за кистью, и на полотне
Бродячие музыканты
Закинув на спину трубу, Как бремя золотое, Он шел, в обиде на судьбу. За ним бежали двое. Один, сжимая скрипки тень, Горбун и шаромыжка, Скрипел и плакал целый день, Как потная подмышка. Другой, искусник и борец, И чемпион гитары, Огромный нес в руках крестец С роскошной песнею Тамары. На том крестце семь струн железных, И семь валов, и семь колков, Рукой построены полезной, Болтались в виде уголков. На стогнах солнце опускалось, Неслись извозчики гурьбой, Как бы фигуры пошехонцев На волокнистых лошадях. И вдруг в колодце между окон Возник трубы волшебный локон, Он прянул вверх тупым жерлом И заревел. Глухим орлом Был первый звук. Он, грохнув, пал, За ним второй орел предстал, Орлы в кукушек превращались, Кукушки в точки уменьшались, И точки, горло сжав в комок, Упали в окна всех домов. Тогда горбатик, скрипочку Приплюснув подбородком, Слепил перстом улыбочку На личике коротком, И, визгнув поперечиной По маленьким струнам, Заплакал, искалеченный: — Тилим-там-там! Система тронулась в порядке. Качались знаки вымысла. И каждый слушатель украдкой Слезою чистой вымылся, Когда на подоконниках Средь музыки и грохота Легла толпа поклонников В подштанниках и кофтах
Но богослов житейской страсти И чемпион гитары Подъял крестец, поправил части И с песней нежною Тамары Уста отважно растворил. И все умолкло
Звук самодержавный, Глухой, как шум Куры, Роскошный, как мечта, Пронесся… И в этой песне сделалась видна Тамара на кавказском ложе. Пред нею, полные вина, Шипели кубки дотемна И юноши стояли тоже. И юноши стояли, Махали руками, И страстные дикие звуки Всю ночь раздавалися там… — Тилим-там-там! Певец был строен и суров. Он пел, трудясь, среди дворов Средь выгребных высоких ям Трудился он, могуч и прям. Вокруг него система кошек, Система окон, ведер, дров Висела, темный мир размножив На царства узкие дворов. На что был двор? Он был трубою, Он был тоннелем в те края, Где был и я гоним судьбою, Где пропадала жизнь моя. Где сквозь мансардное окошко При лунном свете, вся дрожа, В глаза мои смотрела кошка, Как дух седьмого этажа. 1928