Идея, образ, прототип
Севильский обольститель Дон Гуан (в поздней литературной и оперной традиции — Жуан, Джованни).
Пушкин первым представил Дона Жуана — «вечного» героя комедии — действующим лицом трагедии. Встретив Дону Анну, герой полюбил её и в образе желанной женщины возлюбил добродетель. Однако этим он переступает роль, начертанную ему судьбой. Пушкинский Дон Гуан, отрекшийся от промысла распутника и обольстителя, в пространстве трагедии обречен на гибель.
Аналоги образа
Образ севильского обольстителя Дон Жуана до Пушкина воплощали в своих произведениях Тирсо де Молина, Мольер, Гольдони, Гофман, Байрон, Грабе.
Пьеса Пушкина была написана после того, как он увидел премьеру русской версии оперы «Дон Жуан» Моцарта. Пушкин заимствовал некоторые элементы либретто Лоренцо да Понте, но написал своё оригинальное произведение.
История создания произведения
В сентябре он получил высочайшее разрешение приезжать в Москву, чем сразу же воспользовался. Опальный поэт был представлен императору. Павел Анненков писал:
Из Москвы Пушкин вернулся в деревню 20 ноября. В период с конца ноября, до второй половины декабря и могло быть написано это произведение. Кто такая Нина, для биографов и критиков осталось тайной за семью печатями. Не исключено, что Вульфы были не единственными поместными соседями Пушкина, кого он навещал в период вынужденного затворничества.
Существует версия (сомнительная), что в образе Нины поэт выводит дальнюю московскую родственницу Софию Фёдоровну Пушкину, к которой сватался в тот год, но получил отказ. Сомнение вызывает имя, упомянутое в стихотворении.
Уже в декабре Пушкин снова возвратился в Москву, где со всей своей страстностью окунулся в московские развлечения, которых немало проводилось зимой в обеих столицах.
Впервые стихотворение было опубликовано в журнале «Московский вестник» в 1828 году.
Анализ стихотворения Александра Пушкина «Дон»
В 1836 году Пушкин планировал опубликовать книгу, поместив в нее раздел под названием «Стихи, сочиненные во время путешествия (1829)». В серию, которую литературоведы окрестили кавказским циклом, поэт намеревался включить девять лирических произведений. Последним в списке значился «Дон». В предшествующих ему стихотворениях действие по большей части разворачивалось в пересеченном пространстве – в горах и неподалеку от протекающих там бурных рек, в ущельях. В рассматриваемом тексте перед читателями предстает совершенно другой пейзаж. Кардинальные различия отражены уже в первых строках, где царит безграничный простор: Блеща сред полей широких, Вот он льется. Здравствуй, Дон! Связь с кавказской темой дается через упоминание ряда топонимов – рек Арпачай, Аракс, Ефрат. Лирический герой лишен характерных черт, ярко выраженных особенностей. Его личность отходит на второй план. Обусловлено это стилизацией фольклорного авторства
Обратите внимание на лексику, которую выбирает Пушкин, — «тихий Дон», «наездники лихие», «поля широкие». Кроме того, первая и вторая строфа завершаются одинаково – «я привез тебе поклон»
Желанием стилизовать фольклорное авторство объясняется и нарочитая простота «Дона».
Важнейший мотив стихотворения – мотив войны. Косвенно он заявлен в первой строфе, когда лирический герой передает великой реке поклон от «сынов ее далеких». Они устали от борьбы с врагом, утомлены погоней за ним. В третьем четверостишии дается намек на скорое завершение боев – «пьют уже донские кони арпачайскую струю». Река Арпачай во времена Пушкина служила обозначением русско-турецкой границы. К кавказской войне Александр Сергеевич относился отрицательно. Тем не менее, он явно восхищался доблестью и смелостью казаков, гордился их многочисленными подвигами, совершенными на поле брани. Оттого стихотворение «Дон», по верному замечанию Павла Васильевича Анненкова, «исполнено блеска и радости». В финале лирический герой просит вознаградить храбрых воинов по заслугам, дав им возможность насладиться щедрыми дарами донских виноградников. В казаках Пушкина привлекала не только их воинская доблесть, но и необыкновенное свободолюбие.
В творчестве Александра Сергеевича казачья тема встречается часто. Причем раскрывал ее поэт в разное время по-разному. Если ранний «Казак» (1814) окрашен в романтические тона, то в «Истории Пугачева» (1833-34) ставка сделана на реализм.
Анализы других стихотворений
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Размышления у парадного подъезда»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Рыцарь на час»
- Анализ стихотворения Николая Некрасова «Школьник»
- Анализ стихотворения Ивана Никитина «Зимняя ночь в деревне»
- Анализ стихотворения Ивана Никитина «Утро»
Блеща средь полей широких,
Вон он льется. Здравствуй, Дон!
От сынов твоих далеких
Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата,
Блеща средь полей широких, Вон он льется. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далеких Я привез тебе поклон.
Как прославленного брата, Реки знают тихий Дон; От Аракса и Евфрата Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони, Чуя родину свою, Пьют уже донские кони Арпачайскую струю.
Приготовь же, Дон заветный, Для наездников лихих Сок кипучий, искрометный Виноградников твоих.
Воспроизводится по изданию: А. С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. М. ГИХЛ, 1959—1962. Том 2. Стихотворения 1823–1836.
Электронная публикация РВБ, 20002017. Версия 5.0 от 1 декабря 2020 г.
Блеща средь полей широких, Вон он льется. Здравствуй, Дон! От сынов твоих далеких Я провез тебе поклон.
Как прославленного брата, Реки знают тихий Дон; От Аракса и Евфрата Я привез тебе поклон.
Отдохнув от злой погони, Чуя родину свою, Пьют уже донские кони Арпачайскую струю 1 .
Приготовь же, Дон заветный, Для наездников лихих Сок кипучий, искрометный Виноградников твоих.
комментарии, примечания к стихотворению ДОН Пушкин А. С.
1 Арпачай — приток Аракса, в XIX в. граница между Россией и Турцией.
Анализ стихотворения «Зимняя дорога»
Стихотворение «Зимняя дорога» – это лирико-эпическое произведение, написанное в жанре элегии. В нем присутствует лирический герой – молодой дворянин, мчащийся на тройке в гости к любимой.
Композиция и построение стиха
Стихотворение «Зимняя дорога» состоит из семи четверостиший, или 28 строк, написанных четырехстопным хореем. Рифма перекрестная. В строфах чередуются мужские и женские рифмы.
Композиция двухчастная, закольцованная. В первой части описывается ночная зимняя дорога, туман, когда очень легко сбиться с дороги, звон колокольчика и песня ямщика. А во второй части стихотворения поэт мысленно разговаривает с девушкой, представляет себе, как уютно он расположится у камина, где будет только он и его любимая. Завершается стихотворение ночной картиной дороги, звоном колокольчика, и отуманенным лунным ликом.
Две части стихотворения противопоставляются друг другу: ночной пейзаж зимней дороги противопоставлен уюту комнаты с камином.
В стихотворении присутствуют три литературных героя.
- Автор. Он путешественник, который едет по зимней дороге;
- Ямщик. Он то поет, то мирно дремлет;
- Нина. Девушка, к которой поэт обращается в своих мечтах.
Автора и ямщика можно назвать эпическими героями произведения. Нина – героиня лирическая. Она не присутствует в сюжете, она – в мыслях, мечтах поэта.
Тема и идея стихотворения
Тема стихотворения «Зимняя дорога» – поездка молодого дворянина по зимней вечерней дороге. Идея, главная мысль произведения – любовь, ради которой не страшно преодолеть любой путь. Ради уединения с любимой стоит отправиться в любую дальнюю поездку, в любое время суток.
Средства художественной выразительности
Для передачи вечерней погоды и дорожного настроения поэт использовал тропы:
- Эпитеты – зимней (дороге), борзая (тройка), удалое (разгулье), тоска (сердечная), песни долгие, черная (хата),
- Метафоры – волнистые (туманы), печальные (поляны); скучной (дороге), утомительно (гремит);
- Олицетворения – Луна пробирается, льет (свет);
- Метонимия – версты полосаты,
Из речевых фигур Пушкин применил повторы: грустно, завтра, печальные-печально. В стихотворении есть и антитеза, показывающая пение ямщика:
Анализ стихотворения «Дон» Пушкина
На донской земле осталась память о посещениях Александром Сергеевичем Пушкиным этих мест.
Стихотворение написано в 1829 году. Его автору в эту пору исполнилось 30 лет, и он уже не впервые видит берега «тихого Дона». Прошло 9 лет, как он переправлялся через реку, держа путь на Кавказ. Теперь он словно повторяет тот же путь, только в пределах русско-турецкой границы идет столкновение с турками. Собственно, третий раз он прошел этой дорогой уже покидая Арзрум. Поэт оказался своеобразным вестником победы. Однако причины, по которым поэт отправился в действующую армию, были довольно мучительными для его сердца. К этому времени относится его знакомство с Н. Гончаровой. Его матримониальные намерения были отвергнуты близкими девушки. Разочарованный, упавший духом, он просится в армию И. Паскевича. Впрочем, не желая подвергать его жизнь опасности, И. Паскевич советует поэту ехать в Тифлис. Кстати говоря, возращение не прояснило ситуацию с женитьбой. А. Пушкин даже намеревался ехать теперь уже за границу, в чем ему было отказано. По жанру – пейзажная лирика с патриотическим подтекстом, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой – сам автор. Произведение написано по действительным впечатлениям путешествия, глазами очевидца. В первой же строфе поэт не может удержаться от восторженного приветствия: здравствуй, Дон! Река в его стихах одушевлена. Интонация непосредственная, чуть торжественная, восхищенная. «Вон он льется!» Герой кланяется реке как другу, родне от имени «далеких сынов». Во второй строфе поэт описывает все содружество могучих рек, для которых Дон будто брат. Казачьи «донские кони», дождавшись, наконец, мирной передышки, «пьют Арпачайскую струю». Этот поток – приграничный, настоящий водораздел между Родиной и вражеской территорией. В заключительной строфе герой просит «Дон заветный» вскормить виноградники этих солнечных, плодородных земель, чтобы поить кипучим, хмельным соком «наездников лихих». Удалые воины, победители, возвращаются домой, в свои дома и семьи. Герою кажется, что вся природа приветствует их. Эпифора и умышленный повтор рифмы: Дон-поклон. Собственно, 1 и 2 строфы завершаются также рефреном. Эпитеты: злой, искрометный, тихий, прославленного. Инверсия: пьют кони.
Произведение «Дон» А. Пушкина — своеобразный гимн природе и воинам, победившим турок на рубежах империи.
Конец стихотворения Александра Пушкина– опубликуйте свои собственные стихи здесь или выложите в свет любое объявление или даже стихотворение на виртуальной доске или стене объявлений.
Стихотворное чудовище – многоязычный сайт о поэзии. Здесь вы можете читать стихи в оригинале на других языках, начиная с английского, а также публиковать свои стихи на доступных языках. Poetry Monster, 2021. Стихи на английском.
Найти стихотворение, читать стихотворение полностью, стихи, стих, классика и современная поэзия по-русски и на русском языке на сайте Poetry.Monster. Read poetry in Russian, find Russian poetry, poems and verses by Russian poets on the Poetry.Monster website.
Спонсоры – торговое агентство Russian Commerce, Ваш партнёр во внешней торговле, помощь с внешнеторговыми операциями, экспортом и импортом
Торговые объявления B2B со всего света, trade leads, Торгующее Чудовище
Журнал о политике, экономике, русском языке
Сюжет, реализация образа
Иллюстрация Ильи Репина
Сцена 1
Дон Гуан, изгнанный из Мадрида за убийство соперников, но всё же тайно вернувшийся туда со своим верным слугой Лепорелло, укрывается при монастырском кладбище в окрестностях Мадрида. Вспоминая былые приключения, он собирается продолжить их, вновь проникнув в город. От монаха Дон Гуан узнаёт, что это кладбище каждый день посещает Дона Анна, вдова некогда убитого им на дуэли командора Дона Альвара де Сольва. Увидев её, решает с ней познакомиться. А пока спешит в Мадрид.
Сцена 2
В доме актрисы Лауры собрались гости: друзья и поклонники. Пение Лауры приводит гостей в восторг. Но один из гостей, Дон Карлос, узнав, что слова исполненной песни сочинены её прежним возлюбленным Дон Гуаном, приходит в бешенство: этот негодяй убил его родного брата (возможно, имеется в виду Дон Альвар)! Лаура готова прогнать дерзкого кавалера, однако гости примиряют их и после новой песни расходятся. А Лаура решает оставить у себя вспыльчивого Дона Карлоса: он ей понравился. Их беседу нарушает появление Дон Гуана. Лаура радостно бросается к нему. Поединок неизбежен, и Дон Карлос настаивает на том, чтобы он состоялся немедленно. Соперники бьются, и Дон Гуан убивает Дона Карлоса.
Сцена 3
Убив Дон Карлоса, Дон Гуан опять в монастыре, где укрывается под видом отшельника. Каждый день к могиле мужа-командора приходит Донна Анна. Дон Гуан знакомится с ней, называясь Доном Диего де Кальвадо. Со смешанным чувством любопытства и страха слушает она его. Донна Анна соглашается принять его завтра у себя в доме. Упоенный победой Дон Гуан бросает дерзкий вызов судьбе: он приглашает на завтрашнее свидание командора с тем, чтобы тот стоял во время встречи на часах. Леденящий ужас охватывает его и Лепорелло, когда они видят, что статуя в ответ на приглашение кивает в знак согласия.
Сцена 4
Комната в доме Доны Анны. Пылкие признания не могут оставить холодным сердце молодой женщины
Но вот Дон Гуан обронил неосторожное слово о своей виновности перед Доной Анной. Нет, он не хочет касаться этой мрачной тайны, иначе Дона Анна его возненавидит! Но она настаивает, и Дон Гуан, убедившись, что успел вызвать ответное чувство, открывает своё имя
Он не раскаивается в том, что убил командора, и готов умереть от её руки. Но в сердце Доны Анны нет ненависти, она осознаёт свою ответную любовь к сопернику, убившему её мужа. Условившись вновь встретиться на следующий день и получив на прощание поцелуй, Дон Гуан выходит, но в ужасе возвращается, натолкнувшись на статую командора, а она входит вслед за ним. Дона Анна падает без чувств, а командор протягивает руку Дону Гуану, и тот, полный неукротимого азарта и бесстрашия, даёт свою руку. Однако рукопожатие со статуей командора затягивается, и в конце концов Дон Гуан понимает, что это его погибель, а вырваться ему не удастся. После этого оба проваливаются под землю.